Блюз на гитаре

guitar blues

уроки блюза

 

Блюз на гитаре

 Урок 2

Talkin’ blues или поговорим о блюзе

Сегодня мы рассмотрим несколько важных вопросов для того, чтобы научиться играть блюз на гитаре

 

Блюзовая фраза состоит из трех компонентов: то, что вы играете (ноты), когда вы играете (время, ритм) и, как вы играете (ваше прикосновение к струнам и звук). Когда музыкант сосредоточен главным образом на том, какой шаблон использовать – арпеджио или нет, какую выбрать технику и так далее, результат, как правило, будет таков: у вас будет соло с большим количеством нот без ярко выраженных всплесков и провалов, будет монотонное подобие гаммы. Если вы перенесёте своё внимание на то, что играть нужно не просто набор нот, а интересные мелодические линии (ведь каждое соло состоит из небольших фраз), то таким образом вы сможете подготовить соло без особенных усилий, ваша игра станет более собранной, а соло станут более яркими и запоминающимися. 

Трек “The Freeze” конца пятидесятых титана блюза Альберта Коллинза (Albert Collins), длится всего две минуты и 14 секунд, но за это время у вас начинает покалывать в позвоночнике от того, что вы слышите. Это всего лишь четыре коротких риффа (как на рисунке 1), которые повторяются снова и снова, образуя характерный грув. Как он это делает? С точки зрения ритма, Коллинз максимизирует чувство ожидания и движения вперёд, начиная все фразы до начала такта, в частности, на “три-и” (“раз-и, два-и, три-и, четыре-и …” ).

 

talkinblues1213_1

Первые две фразы заканчиваются как раз перед даунбитом (downbeat, сильная доля), оставляя вас балансировать на краю ритмического утёса, а два последующих комфортно возвращают вас в такт. В совокупности четыре фразы создают классические симметрии вызов-ответ. Определение качества, однако, является сенсорным Коллинз: он привязывает строк жестоко с его голыми пальцами, ручками каждую ноту, как будто это самая важная задача в жизни, а затем предоставляет несколько баров, чтобы подумать. Паузы также важны, как и ноты. Не менее важным является использование дополнительных нот, украшающих основной рифф, в частности, использование таких дополнений, как бэнд и вибрато. Эти мелизмы заставляют гитару петь. * 

* Мелизм (др.-греч. — песнь, мелодия) — мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами.

 

Еще одно ритм-ориентированное соло на тенор-саксофоне 1947 года “Good Rockin’ Tonight” показано на рисунке 2 (Figure 2). Большая часть соло состоит всего из двух нот – до (C), основного тона, и ля (A) – шестой ступени, которая становится девятой, когда она играется со последующим аккордом, G7. Синкопированный ритм прекрасно дополняет музыкальный посыл. Следующий пример (Джо Хьюстон “All Night Long”) примечателен тем, что здесь нет ничего, кроме корневых нот и октав, изменяется только ритм. (Рисунок 3). Эти два примера показывают, как эффективно использовать повторы для того, чтобы поддержать мелодическую линию.

 

talkinblues1213_3

 

В конце концов, вопрос не в том, много или мало нот играть. Главная задача – донести ваш музыкальный посыл до аудитории. Иногда достаточно сыграть всего одну ноту, чтобы добиться полного успеха. 

 

P.S.  В качестве дополнительного упражнения можно на время отойти от риффов и прочих упражнений и насладиться игрой отдельных нот, пытаясь сделать так, чтобы они ЗАЗВУЧАЛИ ! Уделите этому время! Потребуется не пять и не десять минут, уделите этому несколько часов. Используйте различные бэнды, вибрато (продольные, поперечные) и т.д. В будущем вы поймёте, что музыка состоит из нюансов и мелочей (из множества мелочей складывается главное)!

 

 

Inspired by Guitarworld.com

 

Вам это тоже будет интересно:

Уроки бас гитары #5
Миксолидийский лад
Уроки гитары
Категории: Гитара, О музыке, УРОКИ

Оставить комментарий

Top