Пентатоника

Glenn_proudfoot

 

Пентатоника и не только

Минорная пентатоника, трёхпальцевые фразы и свип

 Уроки гитары с Glenn Proudfoot

 

Название статьи выбрано не случайно, мы снова обращаемся к минорной пентатонике и формам (шаблонам), очень многие гитаристы полагаются на эти вещи. С одной стороны, эти шаблоны очень ценные, с другой – могут давать ограничения, если гитарист использует их как основной или ещё хуже – единственный способ музыкального выражения идеи (если, конечно, идея вообще есть). При использовании стандартных форм, мы, как правило играем две ноты на струне.

Все примеры в этом уроке будут в тональности си (B) в формах минорной пентатоники (BDE Fs). На рисунке 1 (Figure 1) показан шаблон, который играется в стандартной седьмой позиции на гитарном грифе. При использовании этого шаблона, указательный палец используется для всех нот, которые выпадают на седьмой лад, безымянный палец несёт ответственность за все ноты на девятом ладу, и мизинец включается в работу только на 10-м ладу.

 

loudproud0512_1

 

На рисунке 2 (Figure 2) показано, как использовать пентатонику с помощью известного гитарного “трехпальцевого” метода (три пальца на струну), а при переходах со струны на струну (6-5-4, 4-3-2, 2-3-4, 4-5-6) используется приём свип (sweep). Несмотря на то, что в этом примере играются те же самые ноты, что указаны на рисунке 1 (Figure 1), вы сможете развить более высокую скорость игры благодаря применению свипа. Уделите этому время . На первых трёх нотах используйте переменный штрих (alternate picking): вниз-вверх-вниз. При переходе со струны на струну медиатор не меняет направления движения, по очереди цепляя струны. Это происходит и при движении сверху вниз и наоборот. Ориентируйтесь по маркерам над нотным станом, они указывают направление движения медиатора (П – вниз, V – вверх).

В этом примере представлено арпеджио с довольно широкими движениями кисти руки относительно струн, необходимо выбрать максимально удобную позицию для того, чтобы не уставала сама кисть, запястье, сустав и мышцы предплечья. Следите за своей игрой, добивайтесь чёткости, но не перенапрягайте кисти рук.

 

loudproud0512_3

 

Теперь давайте обратимся к упражнению на рисунке 3 (Figure 3). Хороший способ практиковать эти «формы» – разбить их на отдельные части. В примере, изображённом на  рисунке 4а (Figure 4a) используется модель с шестнадцатыми нотами, на в рисунке 4б (Figure 4b)  - шестнадцатые, сгруппированные в триоли.

 

loudproud0512_6

 

Теперь давайте добьемся цельного звучания. На рисунке 5 (Figure 5) движение начинается от низкого ми (E), дальше – вверх, к тонким струнам, и затем снова возвращаемся к низкому ми.

 

loudproud0512_5

 

loudproud0512_7

 

В последних двух примерах, представленных на рисунках 6 и 7 (Figure 6, 7), Гленн Проудфут (Glenn Proudfoot) демонстрирует то, что он сам называет “монстр работает”. По словам Гленна, его основным вдохновителем для подобных нотных экзерсисов является Эрик Джонсон (Eric Johnson).

Подумайте над тем, чем ещё может быть полезна пентатоника на гитаре?

 

inspired by guitarworld.com

Вам это тоже будет интересно:

Кельтская музыка
Арпеджио
Falling In Reverse
Категории: Гитара, О музыке, УРОКИ

2 Комментари(я,ев)

  • Кузьмич пишет:

    Спасибо! Отличнейшая статья! Я вроде начинаю понемногу вникать)))) Есть вопрос, я прочитал тут: http://lookandplay.net/press/lessons/pentatonika-na-gitare – что минорная пентатоника строится так “полтора тона-тон-тон-полтора тона-тон” — всегда ли эта “формула” будет работать? Или есть исключения, спасибо!

  • zuzuzu пишет:

    Вот немного инетесной информации (надо будет оформить в виде отдельной статьи))):

    Лады популярные в азиатской (в частности, японской) народной музыке.

    Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды.

    Пентатоника.
    Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Всего существует 4 вида пентатоник:

    Бесполутоновая пентатоника.
    Это основной вид и, если не оговорено иное, то это именно бесполутоновый вид пентатоники. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада — функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран СНГ, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.

    Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Другой пример такой пентатоники: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).

    Смешанная пентатоника.
    Здесь объединены свойства предыдущих двух пентатоник.

    Темперированная пентатоника.
    Представляет собой индонезийский звукоряд “слендро,” в котором нет ни тонов, ни полутонов. Об этом надо говорить отдельно.

    Далее – о бесполутоновой пентатонике.

    На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники.

    Повторюсь, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

    Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

    Мажорная пентатоника
    Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

    Пентатоника с мажорным трезвучием на I ступени

    Минорная пентатоника
    Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

    Пентатоника с минорным трезвучием на I ступени

Оставить комментарий

Top