Агрессия в психологии

Агрессия

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad — на, gradus — шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

Под агрессивностью чаще понимают относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Г.Э. Бреслав).

Психологический словарь дает следующее определение агрессии как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности).

В психологии существуют разные точки зрения на то, что собой представляет агрессия, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Большинство современных авторов (Р.Бэрон, Д.Ричардсон) считают, что агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств не только через форму (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань). Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться.

Проблемами агрессивного поведения занимались многие ученные. Представители первых двух направлений, этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З.Фрейд), понимают агрессию как инстинкт. В. Холличер в книге «Человек и агрессия» проводит исследование Дж. Х. Крук, показывающее, что «у высокоразвитых животных и у человека… в поведении присутствует значительный компонент агрессии, который проявляется в тенденции отвечать нападением или враждебностью на определенные виды раздражителей. Однако не существует достоверных доказательств в пользу генетически (наследственно) обусловленной потребности в агрессивном поведении».

Проблему детской агрессивности наиболее последовательно развила А.Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка существуют самоагрессивные действия.

А. Адлер утверждал, что каждому человеку присуще чувство неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта, и врожденное побуждение — стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида. Ученый пришел к выводу, что социальное поведение является следствием недоразвития социального чувства, он отрицал понимание агрессивности как неизбежной стороны личности. Аналогичных взглядов придерживался и основоположник этологии К. Лоренц. Однако он считал, что отождествление агрессии с «инстинктом смерти» неверно.

Фрустрационная теория Дж. Долларда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Основное положение теории: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а движущей силой развития человеческой личности является фрустрация. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические, моральные, духовные препятствия.

X. Хекхаузен уточнял, что не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации и не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии. Аналогичного мнения придерживается и К. Левин, считая агрессию лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию. А.В. Александрова, отмечала, что агрессия не проявляется, если человек успевает найти конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышена пороговая величина уровня напряжения.

Дж. Доллард различает агрессию, направленную на живые существа и на неодушевленные предметы. В первом случае агрессия принимает вид физической или словесной атаки; во втором она преследует цель уничтожения неодушевленных предметов. Такого рода поведение называют деструктивным.

М. Мандель различает агрессию, направленную наружу и внутрь (т.е. самоагрессию), В.В. Лебединский в зависимости от направленности выделяет внешнюю и внутреннюю агрессию. Д. Майерс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (главная цель агрессора — причинение страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда).

Все мы, естественно, относимся к проявлениям агрессии негативно, однако переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем, это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия — естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные.

Того же мнения придерживается и Э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз… Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

Г. Паренс разделял два вида агрессии:

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворение желаний, достижение целей, развития познания и способности положится на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.

2. Враждебная деструктивность — злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).

На сегодняшний день существуют следующие ниже изложенные классификации видов агрессии, которые не являются исчерпывающими, они лишь позволяют сориентироваться в многообразии подходов, и в широте теоретических толкований явления агрессивности.

По направленности на объект:

  • гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.;
  • аутоагрессия — направленность на себя: самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

По причине появления:

  • реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее);
  • спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

По целенаправленности:

  • инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее;
  • целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и прочее.

По открытости проявлений:

  • прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее;
  • косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка; и прочее.

По форме проявления:

  • вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;
  • экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;
  • физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками. Как считает Х. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, — это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

Психика человека устроена так, что он испытывает и проявляет различные эмоции. Привычным образом их делят на положительные и отрицательные эмоции. Среди отрицательных эмоций выделяют агрессивность, которая проявляется яркими признаками и имеет четкие причины возникновения. Поскольку агрессивность социально неприемлема, то разрабатывают различные методы лечения и коррекции агрессивности человека в любом возрасте.

Устранением агрессивности у детей должны в первую очередь заниматься родители. Кстати, причины ее возникновения интернет-журнал psytheater.com отмечает именно в родительской семье. Если речь идет уже о подростке или взрослом человеке, тогда лечением и коррекцией должен заниматься он сам либо с помощью специалиста.

Агрессивность является социально неприемлемым качеством. Если постоянно проявлять агрессию, то можно не только потерять друзей и даже связь с родственниками, но и сталкиваться с различными методами наказания со стороны общества, в зависимости от поступков, которые были совершены человеком под влиянием его эмоций. От агрессивности желательно избавляться, когда она возникает, и управлять ею, чтобы она не влияла на решения и поступки человека.

Что такое агрессивность?

Под агрессивностью понимается устойчивое качество, которое заставляет человека причинять вред окружающим либо проявлять злобу, гнев на окружающие предметы, ломая их, разрушая. Психологи полагают, что агрессивность не является врожденным качеством, а приобретается человеком посредством копирования действий окружающих людей. Частично с этим можно согласиться:

  1. Агрессивность развивается, с нею не рождаются. Человек изначально не ведет себя агрессивно. Он достаточно бережно относится к людям и окружающим предметам. Лишь по мере своей социализации человек наблюдает агрессивное поведение людей, пробуя самим его совершать. Если оно дает удовлетворение и некоторое наслаждение, тогда человек становится постоянно агрессивным.
  2. Агрессия – естественное чувство. Не забываем о том, что агрессивность базируется на эмоции, которая носит название «агрессия». А вот оно присуще всем живым существам. Ребенок может естественным образом испытывать агрессию, просто не проявлять ее так, как обычно это происходит в обществе.

Таким образом, агрессивное поведение формируется на основе естественной эмоции – агрессии. Человека общество обучает тому, как именно проявлять свою агрессию, когда она бьет через край. Вот почему совершаются вредные действия в отношении окружающих, человек ломает и крушит, когда находится в гневе.

Агрессивность с латинского обозначает «нападение». Агрессивный человек предпочитает насильственными способами решать те проблемы, которые у него возникают, и достигать своих целей.

Причины агрессивности

У агрессивности есть свои причины возникновения. Она не проявляется просто так, обычно для агрессии нужен объект, на который она будет направлена после того, как вызовет соответствующую эмоцию.

В процессе развития агрессивности участвуют личностные качества человека:

  • Рассеянность, вдумчивость.
  • Склонность к импульсивности.
  • Враждебная интерпретация ситуации, то есть восприятие поведения людей или влияние окружающей среды как агрессивное.
  • Эмоциональная восприимчивость, неудовлетворенность, ранимость, чувство дискомфорта.

На агрессивное поведение могут влиять психические и нервные заболевания. Так, психически больные люди, например, шизофренией или маниакально-депрессивным психозом могут неправильно воспринимать посылы окружающей среды, из-за чего вести себя агрессивно.

Агрессивное поведение не является редкостью среди обычных, здоровых людей. Здесь всегда присутствуют провоцирующие факторы, которые способствуют или вызывают агрессию:

  1. Злоупотребление психотропными препаратами или алкоголем.
  2. Частые конфликтные ситуации.
  3. Неустроенность личной жизни.
  4. Интимные проблемы.
  5. Употребление наркотиков.
  6. Чувство одиночества.
  7. Наличие проблем личного характера.
  8. Строгое воспитание.
  9. Переутомление.
  10. Отказ от отдыха.
  11. Просмотр фильмов с агрессивной тематикой.

Однако не следует относиться к агрессивности исключительно отрицательно. Там, где нужно использовать физическую силу, чтобы достичь положительных результатов, данное качество приходится кстати. Так, например, агрессивность хороша в спортивных соревнованиях, поскольку дает энергию.

Почему мужчины агрессивны?

Привычно полагать, что мужская агрессия проявляется исключительно в демонстрации своей физической силы (драки, избиения, крушение). Однако частой становится пассивная агрессия, когда мужчина становится нерешительным и откладывает дела на потом. Такие мужчины безответственны, не держат обещаний, пренебрежительны. Они провоцируют конфликты, при этом соблюдают дистанцию и никого не впускают в свою личную территорию. Во всех бедах такие мужчины обвиняют других людей и обстоятельства. И все это потому, что они подвержены страху стать зависимыми.

Агрессивное поведение таких мужчин продиктовано семейной обстановкой, где запрещается говорить о своих желаниях, мол, это недопустимо, неправильно, является эгоизмом.

Мужчины не подвержены чувству вины и тревожности, поэтому их агрессивность направлена исключительно на достижение цели. Повышенная агрессивность берет начало в желании мужчины показать:

  1. Свою уверенность.
  2. Силу.
  3. Независимость. А также продиктована отсутствием культуры поведения.

Агрессивность у мужчин может возникать в интимной сфере, где поощряется садистское или мазохистское поведение. Также она может возникать из-за неудовлетворенности или нереализованности сексуальных желаний.

Агрессивность является компенсаторным фактором, когда человек таким образом реагирует на нереализованные желания и несбывшиеся надежды. Человек может повторять насилие, через которое прошел сам, либо пробовать его, если в определенных кругах оно считается приемлемым.

Как отмечают ученые, агрессивность вызывается тестостероном, который вырабатывается в организме человека. У мужчин он преобладает, поэтому часто агрессивность сильного пола воспринимается как норма. Однако речь идет об эмоции, а не о черте характера. Эмоции вызываются и стихают, то есть во внешнем мире должны быть определенные факторы, которые вызывают агрессию.

Мужчина проявляет агрессивность в двух случаях:

  1. Когда нападает или защищает себя.
  2. Когда желает сексуального контакта.

Именно в этих случаях вырабатывается большое количество тестостерона, который придает сил и агрессивности, напористости. Почему же в последнее время мужчины становятся все более агрессивными?

Ученые объясняют данный феномен большим количеством женщин. Чем больше женщин вокруг мужчины, тем более агрессивным он становится. Это вызывается не только сексуальным желанием, но и чувством собственничества, а также неурядицами в отношениях с дамами. Мужчина осознает, что отсутствие отношений с одной женщиной может быть компенсировано отношениями с другой. Он не боится потерять, расстаться, что позволяет ему быть агрессивным, бескомпромиссным, эгоистичным.

С другой стороны, в обществе, где женщин мало, наблюдается большая покладистость мужчин. Они более уважительно относятся к представительницам слабого пола, понимают и принимают их природу, стараются укрепить и наладить с ними отношения.

Таким образом, агрессивность мужчин связана с количеством женщин. Чем их больше, тем меньше мужчина контролирует себя, позволяя себе не уважать, не ценить, не понимать и не держаться за отношения. Безответственное поведение позволяет мужчине быть эгоистичным и заниматься только своими делами.

Если бы женщин было меньше, тогда и мужчина изменил свой подход. Вот почему более понимающими и семейными становятся кавалеры, у которых нет большого сексуального опыта и многочисленных поклонниц. Они более основательно подходят к выбору спутниц, поскольку настроены на серьезные отношения, а не на временный союз.

Лечение агрессивности

Самостоятельно с агрессивностью справиться возможно, если человек желает от нее избавиться. Здесь необходима саморегуляция и контроль. Можно использовать метод «кнута и пряника», когда:

  • Вы лишаете себя определенных благ при проявлении агрессии.
  • Вы себя каким-либо образом поощряете, когда смогли снизить уровень агрессии в критический момент.

Чтобы избавить себя от агрессии, нужно в момент ее развития сделать паузу. Успокойтесь, несколько раз глубоко подышите. Попробуйте выйти из ситуации и посмотреть на нее как бы со стороны. Что бы вы посоветовали сделать человеку, если бы он оказался точно в такой же ситуации (ваши эмоции при этом не затронуты)?

Всегда будут случаться ситуации, которые будут вызывать негативные эмоции. Здесь следует себе помогать ими управлять. Примите ситуацию или смиритесь с ней, если невозможно на нее повлиять или изменить. Также помогает отдых. Избегайте хронической усталости, которая делает вас менее устойчивыми в своих эмоциях.

Достигайте целей и живите так, как вам бы того хотелось, ведь агрессия и злость – это показатели неудовлетворенностью собственной жизнью. Сделайте свою жизнь такой, какой вы ее хотите видеть, тогда вы станете более стабильными в своих положительных эмоциях.

Вредный совет: учись держать гнев в себе

В таком коконе «нельзя» человек быстро теряет связь с собой и приобретает эрзац жизни – невроз. И главное «нельзя» в нашей реальности – запрет на проявление гнева, агрессии. Драться нехорошо! Не груби старшим! Будь выше оскорблений! Не смей так со мной разговаривать! Ты плохой!
Все эти императивы представляют собой запреты на проявление совершенно здорового чувства гнева. Подавленная агрессия превращается в аутоагрессию, направляется на себя. В будущем подавленная агрессия обернется алкоголизмом, депрессией, виной, стыдом и любым саморазрушительным поведением. Учась накапливать в себе невысказанную агрессию, человек разрушает себя, психически и физически.
Родители обвиняют ребенка за гнев, даже за справедливый. А он не способен отличить правду от лжи, заблуждения от истины и как губка впитывает незрелые противоречивые указания родителей. И уж точно ребенок не слышал о конгломерате чувств: о том, что можно одновременно и любить родителей и сердиться на них. «Как ты зло на меня смотришь! Ты меня не любишь!»– такое страшно слышать, и ребенок научается не чувствовать гнева вообще. Никогда.
Метафора парового котла, крика, застывшего в горле, безмолвно сжатых до хруста челюстей – все эти признаки подавленной агрессии отлично видны при занятиях нервно-мышечной релаксацией по Джекобсону. Агрессия копится в мышцах, сковывая тело и не давая высвободить ресурсы сознания. И так всю жизнь, только представьте…

Чем отличается психосоматика от невроза?

Психосоматика – обычный спутник подавленной агрессии. Все мы знаем о язве от злости и прочих, умело подмеченных мудрым народом заболеваниях. Люди, не осознающие своих чувств и потому зарабатывающие психосоматические заболевания в состоянии стресса, называются алекситимиками.

При психосоматике существует врожденная неполноценность, слабость того или иного органа. И когда человек испытывает гнев, у него начинается психосоматическое заболевание, например, первая стадия артериальной гипертензии и др. (подробнее см. Бройтигам «Психосоматическая медицина»). Причина запуска патологического механизма — психологическая (например, конфликт на работе и невысказанный гнев, как в вышеуказанном примере). Начиная со второй стадии артериальной гипертензии уже это соматическое заболевание, которое запускается стрессовыми факторами. Происходят изменения стенок сосудов и реально необходимо медикаментозное лечение.

Отличие неврозов от психосоматических заболеваний состоит в следующем. При неврозе орган биологически здоров. В стрессе, под влиянием подавленного чувства гнева или иных чувств, нарушается только его функция. При выходе из стрессовой ситуации или проживании спрятанных эмоций орган полностью восстанавливается и нормально функционирует. Психосоматические заболевания лечит врач-психотерапевт-психосоматик. Отделение психосоматической медицины есть в 20 ГКБ.

Внимание! Прежде чем ставить диагноз психосоматического заболевания, нужно исключить иные физические причины болезни.

Откажитесь от невротических убеждений, не контролируйте близких

Для начала агрессию нужно не запускать. Для этого – держать личные границы с неадекватными людьми. Пьяница может испугать вас, вы можете разозлиться на него. Но если воспринимать его как шум снаружи вашего защитного шара – он не пробьет вашу психологическую защиту.

В отношениях с близкими людьми агрессия в основном запускается невротическими убеждениями. Во главе всего – стремление контролировать другого человека. Созависимость предполагает некую власть над близким. Когда он не делает так, как мы хотели – вскипает гнев. Если отказаться от невротических убеждений «мне должны» и дать свободу воли другому – вспышек агрессии не будет. Для достижения этой цели желательно сделать психотерапевтическую коррекцию негативных установок и ошибок логики мышления.
Вообще гнев должен быть и управляемым источником энергии (когда нужно собраться и защититься, атаковать) и своеобразным чувством-подсказкой. Он показывает, что наши личные границы были нарушены, а достоинство растоптано (например, при общении с психопатами, биологически не способными контролировать свою агрессию) . Не обязательно бросаться с кулаками на обидчика, это все-таки эмоциональное решение. Эмоциональные решения обычно ошибочны, а открытый конфликт с психопатами — дело опасное. Нужно отметить гнев, осознать его, прочувствовать, прожить и выказать в тактичной форме, и сделать выводы о человеке или сложившейся ситуации. Если человек адекватен, то ему желательно выказать в тактичной форме свое чувство гнева, объяснить почему вы сердитесь и что хотели бы исправить в ситуации общения. Если ваш собеседник — психопат (лицо, страдающее расстройством личности), то разумнее не связываться с ним, но решать конфликт с помощью правоохранительных органов и суда.

Можно научиться управлять гневом, не подавляя и не отрицая его

Задача, стоящая перед самоактуализирующейся (работающей над собственным саморазвитием) личностью, состоит в приобретении навыка управления агрессией и ее перенаправления на достижение нравственных целей, а также навыка решения конфликтов методом сотрудничества.
Для решения проблем с внутренней агрессивностью для личностей, подверженных неврозу, применяются упражнения когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Нужно научиться отличать мысли от чувств, убеждения от ценностей и произвести коррекцию на слое убеждений и слое мыслей. Это означает проработать невротические убеждения и ошибки логики мышления, которые приводят к чувству гнева.

Для алекситимиков (личностей, не осознающих свои чувства и, как следствие, склонных к психосоматическим заболеваниям) рекомендуются телесно-ориентированные методы психотерапии.Это поможет им научиться распознавать свои эмоции по меняющимся ощущениям в теле.
Общими для всех людей будут рекомендации по освоению техник нервно-мышечной релаксации по Джекобсону и/или аутогенной тренировки по Шульцу — чтобы научиться расслаблять мышцы, которые напряглись из-за возникшего чувства гнева.
В заключение направляем вас на тест Дайхофф на определение уровня внутренней агрессивности. Признать свою подавленную агрессию – первый шаг к управлению гневом

Автор статьи: Наталья Рассказова, ментор по личностному развитию для интеллектуальной элиты и предпринимателей, психотерапевт

>Оплатить несколько занятий у опытного психолога

Вы можете оплачивать за каждое занятие по отдельности по 3 200 руб. Или за несколько занятий сразу.

Оплатить занятия

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплатить курс.

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@thesolution.ru письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора admin@thesolution.ru, но и на странице специалиста, внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом банковской картой на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у Администратора theSolution, написав письмо admin@thesolution.ru или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@thesolution.ru и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Часто задаваемые вопросы по оплате


Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

С этой статьей обычно читают:

  • Невроз и невротическая личность. Что это означает?
  • Автономность невротической и аутентичной личности.
  • Ценностные ориентации аутентичной личности
  • Сензитивность невротической и аутентичной личности
  • Агрессия невротической и аутентичной личности
  • Спонтанность невротической и аутентичной личности
  • Чем отличается гибкость аутентичной личности от конформизма невротической личности
  • Контактность невротической и аутентичной личности
  • Креативность аутентичной личности
  • Синергичность. Что это означает?
  • Природа человека с точки зрения аутентичной личности
  • Чем отличается познавательная активность аутентичной и невротической личности.
  • Cамопринятие. Что это такое?
  • Самоуважение. Что это такое?
  • Какие личностные навыки можно развить?
  • Если Вам трудно доводить дела до конца – это можно исправить!
  • Десять отличий здоровых и нездоровых (созависимых и тиранически-виктимных) отношений
  • Как психотерапия помогает стать аутентичной (психологически зрелой) личностью?
  • Психотерапия – наука о методах развития аутентичной (психологически зрелой) личности
  • Девять признаков деструктивного тренинга. Как отличить вредные воздействия на психику
  • Психотерапевтический инструментарий. Методы психотерапии: возможности и результаты применения
  • Как достичь личной эффективности? Первые шаги, первые трудности и пути решения
  • Кто такие социально адаптированные психопаты?
  • Почему были дискредитированы термины «личностный рост», «саморазвитие» и тому подобные?
  • 17 отличий неконгруэнтной (невротической) и аутентичной личности
  • Обманчивое обаяние социально адаптированного психопата