Актриса Наталья селезнева

Биография Натальи Селезневой

Наталья появилась на свет 19 июня, в 1945 году. Место рождения — Москва. Имя ей досталось в честь Наташи Ростовой — героини легендарного романа Толстого. Примечательно, что до получения паспорта Наталья носила фамилию папы, но после достижения совершеннолетия решила поменять ее на материнскую.

Наталья Селезнева в детстве

Семья Натальи Селезневой

Отец — знаменитый фотограф Игорь Николаевич Полинковский.

Мать — Елена Семеновна родом с Украины (Харьков), известная советская художница.

Театральное детство Натальи Селезневой

Дебют на сцене состоялся еще в 6 лет, когда Наташа сыграла основную героиню в спектакле. Попала на сцену она по воле случая — точней, по приглашению актера Михаила Майорова, который заметил ее на улице и пригласил попробоваться в спектакле “30 сребреников”. Наталья отыграла в этой постановке потом еще 3 года.

Как признается сама актриса, в детстве она мечтала быть продавщицей в галантерейной лавке или же… артисткой. Технические же дисциплины не любила еще со школьной скамьи.

Наталья Селезнева в кино

На экран Наташа попала еще во время учебы в школе. Она впервые показалась в киноленте “Алеша Птицын вырабатывает характер” в роли Сашеньки. Отметим, что рекомендацию на эту роль ей дала сама Агния Барто, которая заметила нашу героиню как раз во время спектакля в театре Советской Армии.

На этом детские роли актрисы не закончились — она успела также сыграть Катю Пастушкову в кинокартине “Девочка и крокодил”.

Интересный факт из биографии Натальи Селезневой — она ужасно комплексовала из-за высокого роста в юности. Как признается актриса, ее часто называли дылдой. Доходило даже до того, что будущая звезда в школе специально скрючивалась, чтобы не казаться такой высокой.

1966 год ознаменовался тем, что Наташа выпустилась из театрального училища, пройдя курс Бориса Захавы, и начала работать в Театре Сатиры.

Молодость Натальи Селезневой

Первый успех пришел к нашей героине в 1965 году, после выхода в свет культовой картины “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”, в которой она сыграла Лиду. Тогда ей было всего 18, и она еще не до конца понимала, насколько ей повезло вот так вот сразу поработать с великим Гайдаем.

Интересный факт: перед съемкой сцены, в которой Лида остается в купальнике, Леонид Иович взглянул на меня, предупредил о том, что нужно будет раздеться, и спросил, как у Натальи с фигурой. Оскорбленная вопросом, Селезнева моментально скинула с себя сарафан. Потом режиссер отметил, что она сделала это одновременно непринужденно и целомудренно — идеально для фильма.

Стоит ли упоминать, что роль Лиды стала решающей в карьере Натальи Игоревны Селезневой? Новелла даже получила специальный приз фестиваля в Чехословакии!

Сотрудничать с Натальей Гайдаю понравилось — он еще дважды звал ее к себе в фильмы — “Не может быть” и “Иван Васильевич меняет профессию”.

Успех Наталья Игоревна закрепила в телевизионном Кабачке “13 стульев”, в котором она была в роли прекрасной пани Катарины — местной модницы. К слову, ее наряды после каждого выпуска долго обсуждались советскими женщинами.

Творчество

Роли в театре

  • «Вечерний выезд общества слепых» — Дама
  • «Идеальное убийство» — Клер Морган — Постановка: Андрей Житинкин
  • «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (16 декабря 1966 — премьера) — Премьера: Валентин Плучек
  • «Интервенция» (24 апреля 1967 — премьера) — Постановка: Валентин Плучек
  • «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен С. Прокофьевой (3 марта 1968 — премьера) — Постановка: М. А. Микаэлян
  • «У времени в плену» Александра Штейна (8 апреля 1970 — премьера) — Ленинградка, провожающая — Постановка: Валентин Плучек
  • «Пощёчина» Сергея Михалкова (27 апреля 1974 — премьера) — Постановка: Л. Д. Эйдлин
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (10 декабря 1976 — премьера) — дочь князя Тугоуховского — Постановка: Валентин Плучек
  • «Клоп» Владимира Маяковского ((5)27 сентября 1974 — премьера) — лунатичка, служитель зоосада — Постановка: Валентин Плучек
  • «Её Превосходительство» Самуила Алёшина (7 сентября 1979 — премьера) — Алин — Постановка: Александр Ширвиндт
  • «Пена» Сергея Михалкова (29 декабря 1975 — премьера) — Альбина, божественная дурочка — Тамара, секретарша — Постановка: Валентин Плучек
  • «Гнездо глухаря» Виктора Розова (8 сентября 1980 — премьера) — Коромыслова Ариадна Филипповна — Постановка: Валентин Плучек
  • «Чудак» Назыма Хикмета (12 марта 1980 — премьера) — Айтэн, дочь Реджеба — Постановка: В. П. Кондратьев, Валентин Плучек
  • «Очень деловой человек»
  • «Родненькие мои» А. С. Смирнова (3 апреля 1985 — премьера) — Постановка: Валентин Плучек
  • «Таблетку под язык» А. Е. Макаёнка (26 декабря 1972 — премьера) — Постановка: Валентин Плучек
  • «Последние» Максима Горького (1987) — Постановка: Анатолия Папанова
  • «Неаполь — город миллионеров» Эдуардо де Филиппо (2 марта 2000 — премьера) — Ассунта — Постановка: Михаила Мокеева
  • «Нам всё ещё смешно» (2003) Постановка: Александр Ширвиндт
  • «Триумф на Триумфальной» Александр Ширвиндта (2009) — Постановка — Юрий Васильев
  • «Грустно, но смешно» Аркадия Инина, Андрея Вансовича (1 октября 2014 — премьера) — Постановка: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

Фильмография

Памятник студентам Рязань

  1. 1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер — Сашенька
  2. 1956 — Девочка и крокодил — Катя Пастушкова
  3. 1961 — Алёнка — Елизавета, сестра Нюры
  4. 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Наваждение») — Лида, студентка Политехнического института
  5. 1966 — Саша-Сашенька — Саша Крылова, маляр
  6. 1966 — Кто придумал колесо? — Зойка
  7. 1967 — Я вас любил… — Лидия Николаевна, учительница литературы
  8. 1969 — Калиф-аист — Принцесса
  9. 1969 — Старый знакомый — Наташа Кольцова, художница
  10. 1970 — Как мы искали Тишку — воспитательница
  11. 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — Петина мама
  12. 1970 — Соло (короткометражный) — Соня
  13. 1972 — Точка, точка, запятая… — участковый врач
  14. 1973 — Иван Васильевич меняет профессию — Зинаида Михайловна Тимофеева (Зина), жена Шурика
  15. 1974 — Свой парень — Аля Малышева
  16. 1975 — Не может быть! (новелла «Забавное приключение») — Танюша, жена Барыгина-Амурского
  17. 1977 — Приключения Нуки — мама Алёши
  18. 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика — камео
  19. 1978 — По улицам комод водили (новелла «Мы едем, едем, едем…») — Вика
  20. 1979 — Тема — Светлана, ученица К. А. Есенина
  21. 1981 — Ожидаются похолодание и снег (короткометражный) — эпизод
  22. 1982 — Берегите мужчин! — Алла, сослуживец и подруга Марфы Петровны
  23. 1986 — Я тебя ненавижу
  24. 1992 — Круг обречённых — Фима Кораблёва, сотрудница редакции
  25. 1992 — Звёзды на море — мать Владимира
  26. 1995 — Дом
  27. 1996 — Импотент — Татьяна, жена Михаила
  28. 1996 — Клубничка — Сюзанна Ивановна Цыпа (22-я серия) / налоговый инспектор (40-я серия)
  29. 1997 — Старые песни о главном 2 — пани Катарина
  30. 1998 — Старые песни о главном 3 — Зина Тимофеева
  31. 1998 — Примадонна Мэри — Инна, жена Бориса
  32. 2000 — Агент в мини-юбке — Наталья Ивановна
  33. 2001 — С точки зрения ангела — Тереза Константиновна
  34. 2002 — Улыбка Мелометы — активистка
  35. 2002 — Сын неудачника — мать Аркадия
  36. 2003 — Юбилей прокурора — соседка прокурора
  37. 2003 — Love-сервис — Маргарита Семёновна, невеста
  38. 2004 — Воры и проститутки. Приз — полёт в космос — Елена Дмитриевна Стасова, председатель МОПР
  39. 2006 — Вы не оставите меня — Наталья Васильевна, мама Верочки (озвучила Алла Сурикова)
  40. 2007 — Крик в ночи
  41. 2007 — Аферисты — тётя Сима, соседка Юли
  42. 2008 — Воротилы — Клавдия Семёновна, прислуга в доме Деменко
  43. 2009 — Мама-Москва (не был завершён)
  44. 2013 — Страна хороших деточек — бабушка
  45. 2014 — Новогоднее дежурство — Агнесса Леопольдовна

Телеспектакли

  1. 1966—1980 — Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) — пани Катарина
  2. 1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль)
  3. 1971 — Клоун (фильм-спектакль) — Ирина, гимнастка
  4. 1971 — Когда море смеётся (фильм-спектакль) — Розина
  5. 1975 — Бенефис Ларисы Голубкиной (фильм-спектакль) — Клара
  6. 1976 — Волшебный фонарь (фильм-спектакль) — Элен (героиня Милен Демонжо в трилогии Андре Юнебеля о Фантомасе)
  7. 1976 — Пощёчина (фильм-спектакль) — Лариса, студентка пединститута
  8. 1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль) — Вера Неведомая, новый сельский библиотекарь
  9. 1982 — Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль) — Шурочка
  10. 1982 — Продавец птиц (фильм-спектакль) — графиня фон Штольц
  11. 1983 — Ложь на длинных ногах (фильм-спектакль) — Ольга Чигорелла
  12. 1986 — Золотая рыбка (фильм-спектакль) — гостья «Золотой рыбки» / пани Катарина
  13. 1986 — На бойком месте (фильм-спектакль) — Аннушка, сестра Безсудного
  14. 1987 — Гнездо глухаря (фильм-спектакль) — Ариадна Коромыслова, студентка и подруга Егора
  15. 1989 — Чудаки (фильм-спектакль)
  16. 2010 — Идеальное убийство (фильм-спектакль) — Клер Морган

Озвучивание мультфильмов

  1. 1981 — Халиф-аист — Аистиха

Первый актёрский опыт

В актёрское ремесло Наталья пришла рано и совершенно случайно. Шестилетняя девочка на улице привлекла внимание актёра Центрального театра Советской Армии Михаила Майорова. Малышке предложили играть одну из главных ролей в постановке «Тридцать сребреников». Ей достался персонаж маленькой американки Глории. Каждый день мама водила Наташу на репетиции, помогала учить текст, постепенно театральное искусство стало вызывать у малышки всё больший интерес. Эту роль она играла в течение трёх лет.

А вот в школу маленькая Селезнёва ходить вообще не хотела. Она до сей поры с ужасом вспоминает, как мама привела её в первый класс, вынула маленькую руку из своей и усадила за парту. Все десять лет учёбы вызывали у Наташи отвращение. Она готова была делать, что угодно – помогать маме дома по хозяйству, мыть посуду, заниматься уборкой, покупать продукты в магазине, лишь бы не ходить на уроки.


Кадр из картины «Алёша Птицын вырабатывает характер»

С таким отношением к учёбе Наталья посчитала безумным счастьем, когда её пригласили на съёмки фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер». Сценарист Агния Барто видела Наташину игру на театральной сцене, и, когда собрались снимать картину, она сказала: «Нужна только это девочка». Так малышка хотя бы на время была избавлена от мучительных школьных занятий и оказалась вместе с мамой в Ленинграде, где проходили съёмки.

Город на Неве показался тогда Наташе сказочным с волшебным зданием «Эрмитаж», большой рекой, Зимним Дворцом, сфинксами и Казанским собором. Их поселили с мамой в гостинице «Астория», кушать спускались в ресторан, а в свободное время ходили в музеи, где, надев смешные тапочки, рассматривали бесконечные картины.

Юность

Во время учёбы в школе Наталья сыграла ещё в фильме «Девочка и крокодил» Катю Пастушкову и Лизу в лирической комедии «Алёнка».

Несмотря на съёмки в кино и игру на театральной сцене, связывать свою жизнь с актёрской профессией Наташа не мечтала. Она росла девочкой с комплексами, в школе училась плохо. Из-за слабой успеваемости её даже не сразу принимали в пионеры и в комсомол.

А в подростковом возрасте Селезнёва ещё очень сильно вытянулась, в школе её стали дразнить «дылдой». Она сильно переживала из-за своего роста, но потом мудрая мама отдала четырнадцатилетнюю Наташу на секцию баскетбола, где её недостаток сразу же превратился в достоинство.

Правда, спорт Наталью не увлёк, и в последнем классе она не на шутку заболела театром. К этому времени они с мамой стали заядлыми театралками, посещали премьеры, пересмотрели все постановки в театре Вахтангова. Получив аттестат о среднем образовании, Наташа стала студенткой Щукинского училища на курсе театрального режиссёра, знаменитого актёра и педагога Бориса Захавы.

«Кабачок «13 стульев»

Одновременно с началом Наташиной театральной карьеры стартовала развлекательная юмористическая передача на телевидении «Кабачок «13 стульев». Ей предложили в проекте роль пани Катарины (дочки счетовода Вотрубы из польского кабачка). В Советском Союзе «Кабачок» с невероятной быстротой набирал популярность, что сделало Селезнёву ещё более знаменитой.

Около четырнадцати лет выходил на экраны советского телевидения «Кабачок «13 стульев». В нём работали многие актёры Театра сатиры, поэтому коллектив сложился очень дружный. Сниматься было легко, хотя очень сильно уставали. Помимо съёмок артисты принимали участие в творческих вечерах «Оружием смеха». С ними проехали по всей стране вдоль и поперёк. Некоторые переезды давались особенно тяжело – со сменой часовых поясов в Братске, Нижневартовске, Алма-Ате, Владивостоке. За день давали иногда по 3-4 концерта. Но это время Наташа вспоминает как самое весёлое и счастливое.

Однако у сумасшедшей популярности «Кабачка»13 стульев» была и обратная сторона. Режиссёры воспринимали Селезнёву как одноплановую актрису, хороших и главных ролей не предлагали. А от многих работ ей приходилось отказываться самой из-за постоянных репетиций, спектаклей, съёмок «Кабачка» и гастролей.

Кино

Из-за небольшого количества ролей в кино Наталья не страдала, ей хватало работы и без того. Фильмографию Селезнёвой нельзя назвать богатой, но своих персонажей она всегда наделяла колоритностью, зрители её героинь запоминали надолго:

  • маляр Саша Крылова в комедии «Саша-Сашенька»;
  • учительница литературы Лидия Николаевна в лирической комедии «Я вас любил…»;
  • Принцесса в сказке «Калиф-Аист»;
  • художница Наташа Кольцова в музыкальном комедийном фильме «Старый знакомый»;
  • Петина мама в фильме-сказке «Приключения жёлтого чемоданчика»;
  • участковый врач в комедии «Точка, точка, запятая…».

В 1973 году Наталью снова пригласил в свою комедию Леонид Гайдай. Это было 100% попадание в образ Зины (жены Шурика), а комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вошла в золотой фонд советского кинематографа. Спустя два года Селезнёва снялась в роли Танюши (жены Барыгина-Амурского) в очередной комедии Гайдая «Не может быть!» (новелла «Забавное приключение»).

Не менее яркими и эмоциональными были Наташины персонажи в таких фильмах:

  • Светлана (любовница Кима Есенина) в драме «Тема»;
  • Алла в комедии «Берегите мужчин!»;
  • сотрудница редакции Фима Кораблёва в криминальной драме «Круг обреченных»;
  • жена Михаила Татьяна в комедии «Импотент»;
  • председатель МОПР Елена Дмитриевна Стасова в комедии «Воры и проститутки. Приз – полёт в космос»;
  • мама Верочки Наталья Васильевна в мелодраме «Вы не оставите меня»;
  • прислуга Клавдия Семёновна в сериале «Воротилы».

Последний раз Наталья Игоревна снялась в кино в 2014 году, а вот на сцену родного Театра сатиры выходила до 30 апреля 2018 года. В этот день актриса упала и получила перелом шейки бедра, ей сделали операцию.

Личная жизнь

С будущим мужем, режиссёром и актёром Владимиром Андреевым, Наташа познакомилась на съёмках сказки «Калиф-Аист» в 1968 году. Она увидела Володю, который был утверждён на главную роль Калифа, в костюмерной, куда зашла на примерку платья принцессы. Встретились взглядами, и оба сразу поняли, что это любовь. Вскоре молодые люди поженились.

В 1969 году в семье родился мальчик Егор. Наташа через четыре месяца после родов вернулась на работу. Занята была целыми днями – с утра в театре репетиции, потом съёмки «Кабачка «13 стульев», по вечерам спектакли. Домой приходила уже ближе к полуночи. Но Егор не рос за кулисами, помогала Наташина мама, она полностью посвятила себя внуку.

Как говорит сама Наталья: «Случались и у меня слёзы в подушку, но в целом считаю, что в личной жизни мне очень повезло, я счастлива». Вместе с супругом они уже более полувека.

Сын Егор не пошёл по родительским стопам и не связал свою судьбу с искусством, он учился в МГИМО и получил профессию дипломата. Долгое время по работе находился в Германии, жил в Берлине, там в первом браке в 1995 году родился старший внук актрисы – Алёшка. Когда ему было десять лет, родители расстались. Но Наталья Игоревна с внуком всегда поддерживала связь. Он увлекается рэпом, исполняет и сам занимается организацией концертов. Бабушка эту музыку не очень понимает, но к интересам Алёшки относится с уважением, даже помогла ему организовать в Питере первое выступление.

Ещё двоих внуков Колю и Лизу родила вторая невестка. Многие Наташины коллеги просят своих внучат звать их по имени, а Селезнёва настаивает, чтобы её малыши обращались к ней «бабушка». Она не пытается казаться моложе, чем есть на самом деле, не обращается за помощью к пластическим хирургам, потому что не хочет обманывать ни себя, ни окружающих. Гордится тем, что «донашивает своё лицо, потому что нет ничего страшнее стареющей «барби».