Ассимиляция в психологии

Сейчас всех ханжей и людей с тонкой душевной организацией мы попросим отодвинуться от экрана. Или просто закрыть этот текст. Потому что в новом выпуске рубрики «Личный опыт» у нас… техник-осеменатор с тридцатилетним стажем. Честно говоря, мы долго подступались к этой деликатной теме. Но, поговорив с Татьяной Мастафановой, поняли: ничего постыдного и страшного в ее работе нет. Зато она рассказала, что делать, если корова глядит на тебя как-то по-особенному, зачем буренкам делают специальный, эротический массаж и почему для коровы, как и для женщины, важен возраст:

С коровами я работаю с двадцати лет. Сначала у меня не было специального образования, и своей наставницей я считаю Елену Михайловну Гушкалову, которая имела специальность ветеринара и занималась искусственным осеменением. Можно сказать, что мы нашли друг друга и вот уже много лет работаем вместе. Попробовав искусственно осеменять коров, я быстро освоила технологию осеменения. После того как в 1983 году я окончила курсы на племстанции в Новой Вилге, стала работать техником по искусственному осеменению.

Я считаю, что в некоторых профессиях сперва лучше получить практические знания, а уж потом изучать теорию. Скажем, я поняла, что могу работать с коровами, что это интересное дело и мне оно очень нравится. Осеменатором может быть далеко не каждый. Кому-то мешает брезгливость, кто-то боится коров. Кстати, в основном коровы — животные безобидные. Конечно, в стаде есть и «бодучки», но их немного, к тому же мы всех их прекрасно знаем.

Прежде чем осеменять животное, надо выявить коров в охоте и отделить их от основного стада. Для этого существует много признаков, и не только физиологических. Например, если корова как-то по-особому поглядывает на тебя! Потому, проходя по рядам, мы сперва наблюдаем за реакцией животных и только потом осматриваем их. Раньше, когда практиковалось не привязное, а беспривязное содержание животных, мы ходили за ними в стаде.

Осеменатор всегда обращает внимание, если одна корова начинает следовать за другой. Бывает, в стаде есть особенная, «яркая» корова, которая выявляет своих подруг в охоте, то есть реагирует на них. Сперва просто ходят, потом гуляющая корова уже согласна на садку. Почему это происходит с животными одного и того же пола? Просто у них такая реакция!

Изредка, бывает, и ошибаемся. Например, в стаде есть корова, которую прозвали обжорой, потому что она очень любит хлеб и постоянно клянчит его у доярок. И вот однажды она ходила за мной, и я подумала, что корова в охоте, а она просто просила хлеба!

Если корова долго не приходит в охоту, ей делается специальный массаж, а каких-то случаях применяются и лекарственные препараты, хотя я не сторонник такого метода: лучше, когда все происходит естественно. С 1979 по 1987 год готовых к осеменению коров помещали в манеж, где их может находиться по шестнадцать-восемнадцать голов. Перед осеменением животное тщательно готовили к процедуре, мыли заднюю часть туловища. И, конечно, все строилось на добром слове: без этого с животными тоже нельзя.

Во время осеменения коровы стоят очень хорошо, спокойно. А еще они отлично запоминают осеменаторов, узнают нас, ищут, буквально ходят за нами! Мы их тоже, конечно же, знаем, особенно тех, что приходят к нам по нескольку раз. Мы вообще очень любим коров! Переживаем, когда их бракуют по возрасту. С практической точки зрения это понятно, а с человеческой позиции — очень жалко.

Бычье семя и работа с ним — вещь особенная. Оно хранится в замороженном виде. Его продуктивность после размораживания проверяют под микроскопом, и оно должно быть не меньше четырех баллов. За каждой коровой закреплен свой бык: какой именно, определяют селекционеры, следящие за тем, чтобы не было родственных скрещиваний. Судя по кличкам, сейчас нам привозят семя от трех быков из Новой Вилги. Во всех совхозах есть особые быки, способные улучшить породу.

Как получают семя? Быка подводят к станку, по другую сторону которого ставят другого быка (бык не понимает, что это не корова). И когда бык прыгает на станок, подставляют искусственную вагину. На самом деле процесс получения семени длится всего несколько секунд. Потом его необходимо разбавить и заморозить.

Представьте себе маленькую горошинку — это и есть будущий теленок! Самое сложное — не нарушить технологию разморозки семени: иначе нечего и идти к корове с осеменением! В этом деле очень много тонкостей и ньюансов, которые мы стараемся учитывать.

В 80-е годы для искусственного осеменения коров использовался маноцервикальный метод: проще говоря, рукой в перчатке пипеткой семя вводилось в коровье влагалище. Потом моя напарница Елена Михайловна, которая часто ездила и на соревнования техников-осеменаторов (где всегда занимала призовые места), и на курсы повышения квалификации, решила попробовать ректоцервикальный метод, который к тому времени использовали осеменаторы из Прибалтики.

Мы стали пробовать его потихоньку и втихомолку, осеменяли по несколько голов, смотрели результат, который оказался гораздо лучше, чем прежний! А потом сами себя и выдали, потому что стали заказывать меньше семени. Нас поругали, но быстро простили, потому что этот метод куда более простой, экономичный, а главное — продуктивный. А для коров никакой разницы нет.

Через два месяца после осеменения мы проверяем корову на стельность. Кстати, беременная корова доится до семи месяцев и в отел уходит уже «сухой». У нее, как и у женщин, есть «декретный отпуск» (у нас это называется «отправить корову в запуск»), когда она получает больше кормов и ее не выводят на прогулку. Телок осеменяем начиная с восемнадцати месяцев. Имеет значение и вес животного: триста двадцать-триста пятьдесят килограммов.

Техники-осеменаторы ведут журнал учета, а также есть особая картотека, где у каждой коровы есть отдельная карточка. Все не хуже, чем в «человеческой» больнице! Когда осеменили корову, покрыта ли она, когда ее отправили в запуск, когда и кого она родила — телочку или бычка. Если болела, то чем, какое получала лечение.

За рожающих коров отвечает скотник родильного отделения. При сложных случаях сразу вызывают ветеринарного врача. Примерно раз в месяц случаются двойни, а так были и тройни, а однажды корова родила четырех телят! Кстати, беременность у коровы продолжается девять месяцев. После отела корова три месяца находится в цехе передоя.

Осеменаторы радуются каждому рожденному теленку, потому что это и есть главный результат нашего труда! Мы пытались проследить, кого больше рождается, бычков или телочек, и пришли к выводу, что примерно поровну.

Телята помещаются в «кроватки», такие маленькие клетки с чистым сеном, и шесть дней их кормят молозивом, обязательно взятым от матери, а после — уже общим молоком. Через десять дней малышей переводят в телятник.

Клички телятам дают по первой букве имени матери. Например, если мама Бона, то телочка — Бета. Конечно, бывает и по-другому. Например, когда родилась необычная пестренькая телочка, ее назвали Березкой. У меня есть список кличек из старых журналов, а кто-то и сам их придумывает. По кличкам коров обычно знают доярки, а я, скажем, запоминаю по ушным биркам, то есть по номерам.

Работы у техника-осеменатора много, и она очень хлопотная. Утром обходим все поголовье и до выгона покрываем коров. Потом выгоняем на улицу (в любую погоду, если меньше двадцати градусов) и полтора часа гуляем вместе с ними, выявляя коров в охоте. Потом загоняем, привязываем; одних коров выводим из родильного отделения, других ставим в запуск, третьих уводим для отела. И буквально каждый шаг отмечается в журнале и картотеке! С 13 до 15 часов коровы опять выходят на прогулку, а потом мы снова занимаемся осеменением и не уходим с работы, пока не покроем всех выявленных коров.

Таков простой, «легкий» рабочий день техника-осеменатора. Вторник и пятница тяжелее — это «эндометритные» дни, когда мы вместе с ветеринаром лечим «женские болезни» коров. У доярок нагрузка тоже очень большая. Ведь животных нужно не только подоить: коровам необходимы и внимание, и ласка. Почти у каждой доярки есть любимая корова.

Искусственное осеменение лучше естественного. В былые времена, когда практиковалась вольная случка, или даже когда к корове специально приводили быка, продуктивность и качество получения потомства были куда ниже и хуже. Сейчас все под контролем. Возможно, наша профессия не престижная, но она уникальная в своем роде, и, что самое важное, очень полезная в плане развития животноводчества и сельского хозяйства Карелии.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже — атрибут, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, — это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)

>Ассимиляция — психология

Что такое АССИМИЛЯЦИЯ опыта в психологии

Ассимиляция – это психологический термин, который относится к одной из частей процесса адаптации. Термин ассимиляция был впервые введен профессором Жаном Пиаже.

В процессе ассимиляции мы вбираем в себя новую информацию или опыт и вплетаем их в уже существующие у нас идеи. Процесс ассимиляции в какой-то мере субъективен, потому что у нас есть тенденция модифицировать опыт или информацию таким образом, чтобы она подходила к уже существующим у нас представлениям, идеям, верованиям.

Ассимиляция играет важную роль в том, как мы изучаем окружающий нас мир.

В раннем детстве дети постоянно ассимилируют новую информацию и опыт в уже существующее у них знание о мире. Однако, этот процесс не прекращается в процессе роста, он продолжается и у взрослых людей. Встречаясь с новизной и интерпретируя этот опыт, люди постоянно вносят маленькие и большие поправки в существующие у них идеи об окружающем мире.

Давайте подробнее рассмотрим ассимиляцию и ее роль в процессе обучения.

Как работает ассимиляция

Пиаже считал, что существует 2 основных способа того, как мы адаптируемся к новому опыту и информации. Ассимиляция – это самый легкий метод, потому что он не требует большого объема подстройки.

С помощью этого процесса мы добавляем новую информацию к существующей базе знаний, иногда при этом давая другую интерпретацию этому новому опыту таким образом, чтобы он подходил к уже существующей информации.

К примеру, давайте представим, что у ваших соседей есть дочь, которую вы всегда воспринимали как милую, вежливую и добрую.

Однажды вы выглядываете в окно и видите, как эта девочка кидает снежком в вашу машину. Вы воспринимаете это как нечто грубое и недоброе, совсем не то, что вы ожидали бы от этой девочки.

Как вы интерпретируете эту новую информацию? Если вы прибегаете к процессу ассимиляции, вы не будете зацикливаться на поведении девочки, предположив, что она сделала то, что видела, как делают ее одноклассники, и что она не хотела быть невежливой.

Вы не станете в корне пересматривать свое мнение о девочке, вы просто добавите новую информацию к существующему у вас знанию. Она добрая девочка, но теперь вы знаете, что у нее есть и «шкодная» часть ее личности.

Если б вы применили второй метод адаптации, описанный Пиаже, поведение девочки заставило бы вас переменить свое мнение о ней. Это процесс, который Пиаже назвал аккомодация, в котором старые идеи заменяются новой информацией.

Ассимиляция и аккомодация работают в тандеме как часть процесса обучения. Некоторая информация просто инкорпорируется в существующие схемы с помощью процесса ассимиляции, а некоторая информация приводит к развитию новых схем или полностью трансформирует старые при помощи процесса аккомодации.

Еще примеры ассимиляции

  • Студент, изучающий работу новой компьютерной программы.
  • Маленький ребенок видит новую породу собак, которую не видел ранее, и сразу показывает пальцем на животное и говорит «Собака!»
  • Шеф-повар, изучающий новую кулинарную технику.
  • Программист, изучающий новый язык программирования.

В каждом из этих примеров человек добавляет новую информацию к существующей схеме. Поэтому это описывается психологическим термином “ассимиляция”.

Эти люди не изменяют и не полностью модифицируют существующие представления, как это происходило бы при аккомодации.

© ПсихоСома

Подписаться на новые статьи: Поделиться в соцсетях:

ассимиляция — это… Что такое ассимиляция?

  • АССИМИЛЯЦИЯ — (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
  • АССИМИЛЯЦИЯ — (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия
  • АССИМИЛЯЦИЯ — (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия
  • АССИМИЛЯЦИЯ — (от лат. assimilatio) ..1) уподобление, слияние, усвоение2)] В этнографии слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте… … Большой Энциклопедический словарь
  • АССИМИЛЯЦИЯ — АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
  • Ассимиляция — (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі
  • Ассимиляция — (от лат. assimilatio слияние, уподобление, усвоение) конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической … Психологический словарь
  • Ассимиляция — в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия
  • АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии
  • ассимиляция — расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 • ассимилирование (4) • … Словарь синонимов

Источник: https://psychology.academic.ru/189/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F

Что такое ассимиляция

Одним из атрибутов адаптации, который может рассматриваться в рамках развития интеллекта человека, является ассимиляция.

Это своеобразный условный механизм, благодаря которому индивид имеет возможность применять на практике приобретенные ранее навыки, умения, не подвергая их существенному преображению.

Что же представляет собой этот механизм и кто ввел в психологию данное понятие, мы расскажем более подробно далее.

Основные термины и понятия

Мир узнал о таком понятии, как ассимиляция, благодаря Жану Пиаже, который был основателем Центра генетической психологии в Женеве (1955 год).

Занимаясь развитием своей теории о направлении познания природы в психологии (генетическая эпистемология), он впервые заговорил об ассимиляции, применяя термин в контексте проявления адаптационных способностей индивида в условиях изменяемой среды.

Наравне с термином «ассимиляция» в психологии возникло обозначение и другого процесса – аккомодации (также благодаря крупнейшему психологу современности Жану Пиаже). По его версии, эти процессы являются связанными, а потому существование одного из них без второго попросту невозможно.

Согласно представлениям ученого, ассимиляция не только противоположна аккомодации, но и тесно взаимосвязана с ней.

Такая психологическая связь обеспечивает гармоничное существование этих двух механизмов в человеческом сознании и представляет собой область подлинного интеллекта.

Если провести параллель с биологией, уравновешивание ассимиляции и аккомодации позволяет судить о когнитивной адаптации человека.

Взгляды и теории, которые озвучивал некогда профессор Ж. Пиаже относительно ассимиляции, стали весьма популярными, что обеспечило им признание в психологии. Они настолько прочно укоренились в психологии, что современные ученые не подвергают их достоверность сомнению.

В то же время, чтобы узнать значение слова «ассимиляция» и получить более детальную трактовку термина с психологической точки зрения, следует глубже изучить природу явления.

Рекомендуем: Аккультурация: определение понятия

Жан Пиаже считал ассимилирующие процессы доказательством существования структур интеллекта. По сути, это утверждение, что воздействие факторов внешнего окружения индивида может менять модели его поведения или воздействовать на них настолько, насколько сильной будет взаимосвязь индивида с существующей структурой.

Ассимиляция как один из атрибутов, обусловливающих адаптацию индивида, играет немаловажную роль в изучении человеком окружающей среды.

В процессе приспособления к социуму человеку свойственно приобретать новую информацию, навыки и опыт, ассимилируя которые он получает возможность реализовывать свои идеи.

При этом приобретаемые сведения могут ассимилироваться, чтобы соответствовать уже существующим представлениям и моделям поведения.

Наиболее яркий пример существования структур – это дети в раннем возрасте. Каждый ребенок постоянно вбирает в себя новую информацию и приобретает новые навыки, приспосабливая их к сложившимся ранее представлениям об окружающей среде. Но и во взрослом состоянии подобные процессы не прекращаются в нашем сознании.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Встречаясь с неизведанными ранее явлениями, объектами или событиями, взрослый человек интерпретирует полученный опыт. Благодаря этому он способен модифицировать собственные идеи и знания о мире ассимилируемыми данными, постоянно внося поправки в базу, которая была сформирована в сознании намного раньше.

Как работают механизмы, по версии ученого (пример)

Согласно идеям Пиаже, есть лишь два варианта, которыми обусловлены адаптационные процессы человека. Давайте рассмотрим каждый из них на примере.

Допустим, у ваших знакомых есть дочь, которую вы считали воплощением «святости». Однако эта девчушка совершает на ваших глазах проступок, на который (как вы считали) она не способна. Что изменится в вашем сознании? Как вы примените новую информацию?

1-й вариант. Новая информация будет ассимилироваться вашим сознанием таким образом, что вы не измените своего представления о девочке и не обратите внимание на ее поведение.

Вместо этого вы предположите, что она лишь повторила плохой пример своих более невоспитанных сверстников.

В результате вы все так же будете думать, что эта девочка хорошая, но уже будете знать о «темной стороне» ее личности.

Рекомендуем: Что значит: конформизм?

2-й вариант. Используя для обработки полученной информации метод аккомодации, вы сочтете поведение девочки неприемлемым и кардинально поменяете свое мнение о ребенке. Так, во время аккомодации происходят противоположные процессы, не позволяющие информации ассимилироваться, в результате меняется не приобретаемый опыт, а ранее сформированные идеи.

АССИМИЛЯЦИЯ

использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

слияние, уподобление, усвоение определенного материала уже имеющимися схемами поведения, подведение реальных событий к структурам организма.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией.

На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Assimilation) — процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.

«А. есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового.

В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции, отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу Я пользуюсь термином ассимиляция в смысле уподобляющего приспособления объекта к субъекту вообще, и противопоставляю этому диссимиляцию, как уподобляющее приспособление субъекта к объекту и отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, будь то внешний объект или же объект «психологический», как, например, какая-либо идея» (ПТ, пар. 683-684).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

слияние, уподобление.

А. как прием НЛП означает отбор таких языковых средств, образов и др. элементов, которые ориентированы на слияние с определенной целевой аудиторией. А. — это своего рода игра, в которой обе стороны понимают всю условность происходящего, напр., «народных» гастрономов, «народных» банков или депутатов, «народных» ведущих на ТВ.

Любой аудитории лестно, когда подделываются под ее вкусы, пристрастия и др. стереотипы мышления и поведения. Великолепно проводилась А.

в рекламе пресловутой «пирамиды» «МММ»: хитрый и жадный Леня Голубков с татуированным мордастым братцем, Мария Сергеевна из советского профактива, привыкшая жить спекуляцией дефицитом, скопидомная парочка пенсионеров.

Именно с этими образами сливалась целевая группа, та часть рекламной аудитории, у которой водились деньги и возникало страстное желание их быстро преумножить, стать, как и Леня Голубков, «партнерами». Реклама «МММ» прекрасно попадала в цель, в стереотип, представление о тех, кто своего не упустит.

В телеролике радиостанции «Ностальжи» показано, как пожилой мужчина слушает музыку своей юности и в метро вновь встречается с девушкой, которую любил. Это тоже пример А.

Общественные деятели часто стремятся к образу, имиджу, обеспечивающему А. с нужной, целевой аудиторией. Здесь А. может быть полной (большевик — коммунист Анпилов) или частичной — кепка Ю. Лужкова. В лингвистике под А. понимают приспособление звуков (фонетическая А.) и форм словоизменения (к более популярным моделям).

Источник: С. Ильинский. Нейролингвистическое программирование. АСТ, Восток-Запад, 2006 г

согласно Ж. Пиаже — механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

от лат. assimilatio- слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже — атрибут, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А.

принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А.

Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется.

Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, по Пиаже, — это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А.

, и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Assimilation). Непродуктивная ориентация личности на приобретение и использование вещей. Фромм выделяет четыре непродуктивных типа характера: тип пользователя (receptive character), тип эксплуататора (exploitative character), тип накопителя (hoarding character) и рыночный тип (marketing character).

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of «Personality & Personal Growth»

А. — есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу /96- Bd.1. S.20/, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. /76- S.104/ В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.

), отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу.

В этом смысле Вундт говорит:

«Такой способ оформления (то есть ассимиляции) выступает в представлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементы возникают путем воспроизведения, а ассимилированные — путем непосредственного чувственного впечатления.

Тогда элементы образных воспоминаний как бы вкладываются во внешний объект, так что состоявшееся чувственное восприятие является в качестве иллюзии, обманывающей нас относительно настоящего свойства вещей, и это бывает особенно в тех случаях, когда объект и воспроизведенные элементы значительно отличаются друг от друга». /78- Bd.3. S.

529/ Я пользуюсь термином «ассимиляция» в несколько расширенном смысле, а именно в смысле уподобляющего приспособления объекта к субъекту вообще, и противопоставляю этому диссимиляцию (см.) как уподобляющее приспособление субъекта к объекту и отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, будь то внешний объект или же объект «психологический», как, например, какая-либо идея.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов

от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение) термин Ж. Пиаже. А. — включение новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы действия. А. неразрывно связана с аккомодацией как два противоположно направленных процесса.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

процесс приспособления новых идей к уже существующему пониманию мира.

Источник: Д. Мацумото. Психология и культура: глоссарий к книге

Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схемы.

К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке.

Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

assimilation) — процесс усвоения питательных веществ клетками человеческого тела после переваривания и всасывания пищи в желудочнокишечном тракте.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Словообразование. Происходит от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение.

Категория. Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.

Специфика. Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.

Контекст. В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией.

На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер.

При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Основное значение – принимать, поглощать или соединяться. Этот термин имеет очень много значений, которые нельзя не указать здесь. Во всех приведенных ниже специальных употреблениях общий смысл отражен по крайней мере в некоторой степени. 1. В физиологии – поглощение и преобразование пищи в протоплазму. 2.

В теории зрения Геринга – анаболизм фотохимикатов в сетчатке. 3. В теории Гербарта, когда новые идеи включены в уже существующую апперцептивную массу, можно сказать, что они ассимилированы. 4. В подходе Пиаже к развитию: применение общей схемы к конкретному человеку, объекту или событию. См.

термин, сопровождающий этот в теории Пиаже – аккомодация (3). 5. В ранних подходах к изучению памяти этот термин был предложен для обозначения «закона» памяти, согласно которому новые объекты или события должны быть ассимилированы в существующую когнитивную структуру прежде, чем их можно было бы вспоминать. 6.

В стандартных психодинамических подходах часто говорилось, что определенные патологии, недостатки или просто неприятные факты ассимилируются, если они включаются приемлемым способом в личный опыт. Соответствующие антонимы для этого значения – вытеснение и подавление. 7.

В теории Юнга, этот термин употреблялся для характеристики процесса изменения объектов, событий или идей с тем, чтобы соответствовать потребностям индивида. 8.

В теории Торндайка термин употреблялся по отношению к ситуациям, когда животное использовало приобретенную ранее реакцию в новой ситуации, когда между обеими ситуациями имелось достаточно много общего. 9. В фонетике – процесс, когда две фонемы приобретают общие характеристики или становятся идентичными. 10.

В социологии – объединение групп или личностей с радикально отличающимися данными в одну группу с общими свойствами. Процесс здесь может быть однонаправленным, когда один поглощается другим, или может быть взаимное смешение обоих. Возможно, в психологии имеются и другие использования, но, кажется, это ясно, что термин уже испытывает информационную перегрузку. Некоторые специальные употребления во фразах приведены ниже.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

assimilation). В теории Пиаже — процесс присоединения новой информации в качестве составной части в уже существующие схемы индивида.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе.

Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»/ Под общей редакцией А.А.

Реана, 2002 г

ASSIMILATION)

Создание новых внутренних схем в ответ на новую информацию из окружающей среды. Это понятие Пиаже напоминает аутопластическую адаптацию (см. ниже). Примером может служить ребенок, который видит обезьянку и, зная, что это не кошка, создает новую категорию: животные могут быть кошками или обезьянками.

Источник: Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий

уподобление себе, преобразование организации структуры поглощенного объекта среды в гомогенную своей организации структуру. Физиологическим примером ассимиляции является процесс пищеварения. То же самое относиться к информационным процессам.

«То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции.

Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения — оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды» . Ассимиляция по времени совпадает с 4 стадией цикла опыта (см.

) (стадией постконтакта, или ухода). Литература:

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002 г

по Пиаже) — один из двух аспектов (вместе с аккомодацией) адаптации как фундаментального биологического принципа, используемого Ж.Пиаже в его обосновании концепции стадиального развития интеллекта. В биологии А….

Философский словарь

— 1) процесс использования организмом внешних по отношению к нему веществ; 2) слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п. 3) уподобление одного звука другому .

Психологический словарь

(от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже — , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте…

Психологическая энциклопедия

(Assimilation). Непродуктивная ориентация личности на приобретение и использование вещей. Фромм выделяет четыре непродуктивных типа характера: тип пользователя (receptive character), тип эксплуататора (exploitative character), тип накопителя (hoarding character) и рыночный тип (…

Психологическая энциклопедия

(от лат. assimilatio- слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже — атрибут, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, подтягивание реального события к когнитивным…

Психологическая энциклопедия

(Assimilation) — процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.А. есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется…

Психологическая энциклопедия

(assimilation) — процесс усвоения питательных веществ клетками человеческого тела после переваривания и всасывания пищи в желудочнокишечном тракте.

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение. Категория. Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже. Специфика. Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения….

Психологическая энциклопедия

А. — есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу /96- Bd.1. S.20/, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. /76- S.104/ В…

Психологическая энциклопедия

— использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения.

Ассимиляция — это что за понятие? :

Понятие «ассимиляция» достаточно часто встречается нам и в повседневной жизни, и тогда, когда мы погружаемся в специфические отраслевые знания. Интересно, что значение этого термина может быть совершенно разным, в зависимости от контекста его употребления.

Изначальное значение слова восходит к латинскому «assimilatio», что буквально означает «уподобление». Таким образом, ассимиляция – это некий процесс приведения к подобному каких либо структур, ранее разнородных. С течением времени звучное слово было заимствовано представителями сразу нескольких направлений науки.

Это привело к разветвлению дефиниций одного и того же термина. Рассмотрим в статье основные из них.

В социологии

Пожалуй, именно в этом смысле термин применяется чаще всего. И зачастую понимается именно так в повседневном контексте. Социологическая ассимиляция – это внедрение социальной группы в инородное для нее общество. В результате такого внедрения культурные отличительные черты этой группы теряются вместе с отличной самоидентификацией.

Тесно связано это понятие также и с исследованиями историков. Историки используют этот термин в значении, достаточно близком к социологическому. В исторической науке ассимиляция – это процесс общественного и культурного смешения различных племен.

Например, возникновение множества народов происходило в результате взаимной интеграции различных племенных объединений: галлов и франков как предшественников современных французов, вислян и западных полян, ставших ядром современного польского этноса, северян, дреговичей и прочих восточнославянских объединений, заложивших основу русского народа.

Примеры таких составляющих частей можно найти в истории подавляющего числа этнических образований на нашей планете.

В биологии

В науке о строении живой материи соответствующие процессы называют анаболизмом – то есть совокупностью процессов, в ходе которых различные простейшие вещества включаются в состав сложного живого организма

В психологии

Психологическая ассимиляция – это также внедрение. Однако здесь происходит интеграция новых знаний, полученных индивидом, в уже имеющуюся систему мировоззрения и норм поведения.

В лингвистике

Здесь этот термин представляет собой фонологическое понятие, которое обозначает
уподобление звуков одного типа в используемой речи.

Так, например, в русском языке это легко проследить на примере выпадения букв при произнесении слов: здра(в)ствуйте; лес(т)ница. Ассимиляция в английском хорошо выражается в звуках, которые произносятся перед сочетанием «th».

Для ряда славянских языков, в том числе и для украинского, характерным ассимиляционным процессом является смягчение согласных.

Ассимиляция и диссимиляция

Интересно, что во многих научных дисциплинах существует и понятие обратного процесса – диссимиляции. Так, в языкознании оно предполагает постепенное расхождение в произношении двух одинаковых звуков. В биологии если ассимиляция – это включение простых веществ в состав сложных организмов, то диссимиляция (или катаболизм) – это его распад.