Биография эрих фромм

Фромм, Эрих

  • Фромм Э. Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции = You Shall Be as Gods: a radical interpretation of the Old Testament and its tradition. — 1966. — 252 с.
  • Фромм Э. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии = The Revolution of Hope, toward a humanized technology (1968) / Пер. Т. В. Панфиловой. — М.: АСТ, 2006. — 288 с. — (Классическая и современная проза). — 5000 экз. — ISBN 5-17-037372-4, ISBN 5-9713-2297-4.
  • Фромм Э. Природа человека = The Nature of Man. — 1968.
  • Фромм Э. Кризис психоанализа = The Crisis of Psychoanalysis (1970) / Перевод П. С. Гуревич. — М.: АСТ, Полиграфиздат, 2010. — 256 с. — (Психология). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-060354-1, ISBN 978-5-403-03275-9, ISBN 978-5-421-50498-6.
  • Фромм Э., Маккоби М.. Социальный характер мексиканской деревни = Social Character in a Mexican Village: A Sociopsychoanalytic Study. — 1970.
  • Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности = Anatomie der menschlichen Destruktivität (1973) / Пер. с англ. Э. М. Телятникова; Вступ. ст. П. С. Гуревич. — М.: АСТ, Хранитель, Мидгард, 2007. — 624 с. — (Золотой фонд мировой классики. Философия. Психология. История). — 3000 экз. — ISBN 5-17-039867-0, ISBN 5-9713-3459-X, ISBN 5-9762-1303-0.
  • Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? (1976) / Пер. Э. М. Телятниковой. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 320 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-067803-7, ISBN 978-5-271-29293-4.
  • Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда = Greatness and Limitation of Freud’s Thought (1979). — М.: АСТ, 2000. — 448 с. — (Классики зарубежной психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-237-04524-3.
  • Фромм Э. О неповиновении и другие эссе = On Disobedience and other essays. — 1981.
  • Фромм Э. Ради любви к жизни = For the Love of Life. — 1986. — ISBN 5-237-04523-5.
  • Фромм Э. Искусство быть = The Art of Being. — 1993.
  • Фромм Э. Искусство слушать = The Art of Listening. — 1994.
  • Фромм Э. О Бытии человека = On Being Human. — 1997.
  • Детство, юность и молодость

    Родился будущий психолог и философ 23 марта 1900 года в семье ортодоксальных иудеев в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Отец Эриха был торговцем, а мать обычной домохозяйкой. Ходил Эрих в обычную национальную школу в родном городе.

    Помимо религиозных учений своего народа изучал и все остальные общеобразовательные предметы. Все предметы ему давались хорошо – он был одним из лучших учеников в классе, что позволило ему без проблем поступить в 1918 году в Гейдельбергский университет, который считается самым престижным высшим учебным заведением в Германии.

    Там он изучал предметы по своему направлению: социологию, психологию и философию. Научным руководителем Эриха был известный немецкий философов и социолог Альфред Вебер. Под его руководством Фромм защитил докторскую.

    После он поступил в Берлинский психоаналитический институт, где он заканчивает свою психоаналитическую подготовку. Во время обучения в Берлина Фромм знакомится с одной из ключевых фигур в направлении неофрейдизма – американкой Карен Хорни.

    Преподавательская деятельность, бегство в США и смерть

    После окончания института Фромм открывает собственную психологическую практику, которую ведет на протяжении практически всей жизни. Именно богатый опыт общений с пациентами помог ему собрать богатую материальную базу для будущих открытий.

    В 1933 году к власти в Германии приходит Адольф Гитлер, который начал истреблять евреев на территории Германии. Дабы не стать жертвой режима Третьего Рейха Фромм сбегает сначала в Швейцарию, а в следующем году перебирается в США, где покупает жилье в Нью-Йорке. Затем психолог начинает преподавать в престижном в Америке Колумбийском университете.

    Через пятнадцать лет Фромм переезжает в Мехико, где начинает преподавать Национальном автономном университете одноименного города. Там Фромм углубляется в исследования и издает книгу «Здоровое общество», в которой жестоко критикует капиталистическую систему. В 1960-х годах Эрих решает заняться политической деятельностью и вступает в Социалистическую партию.

    В последние годы жизни Эрих Фромм работал в Мичиганском и Нью-Йоркском университетах. В 1968 году профессор переживает свой первый сердечный приступ. В 1974 году Фромм возвращается в Швейцарию – в город Локарно. В 1977 и 1978 году у него случаются повторные сердечные приступы. Умирает Эрих Фромм в 1980 году в своем доме в Локарно.

    Научные взгляды и труды

    Самыми известными работами профессора считаются:

    • Искусство слышать
    • Искусство быть
    • Величие и ограниченность теории Фрейда
    • Иметь или быть
    • Природа человека
    • Душа человека, и ее способность к добру и злу
    • Бегство от свободы
    • Революционный характер
    • Психоанализ и религия
    • Здоровое общество.

    Фромм во многом пытался доработать теории Фрейда. Он считал, что Фрейд слишком много внимания уделил психологическим аспектам, тогда как социальные практически выпустил из виду. Глубочайшей проблемой современности он считал безразличие человека к самому себе. Человек должен сначала разобраться в собственных проблем и только потом приступать к решению проблем мирового уровня.

    Автор Татьяна в 12/06/2015. Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 12/06/2015

    «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность».

    Эрих Фромм, «Человек для себя» (1947)

    Наибольшую известность ему принесли следующие его теоретические разработки:
    понятие свободы как основополагающего аспекта человеческой природы;

    • социальное сознание;
    • гуманизм;
    • социальный анализ;
    • личностные ориентации;
    • теория человеческих потребностей.

    Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте (Германия). Эрих был единственным ребёнком в семье ортодоксальных евреев. Позже он описал своё детство как «весьма нервное». В 14 лет Фромма впечатлила начавшаяся Первая мировая война, и он заинтересовался поведением групп. Тогда же он и начал искать ответы на свои вопросы в трудах именитых мыслителей того времени, включая Зигмунда Фрейда и Карла Маркса.

    Он продолжил изучать социологию в Гейдельбергском университете и в 1922 году под руководством Альфреда Вебераон защитил докторскую диссертацию. В 1924 году Фромм начал изучать во Франкфуртском университете психоанализ, прежде чем перейти в Берлинский институт психоанализа.

    В 1926 году он женился на Фриде Райхман, женщине на десять лет старше его самого, которая когда-то была его психоаналитиком. Однако через четыре года брак распался.

    Карьера

    На протяжении всей своей жизни Фромм строил яркую карьеру, сочетая многочисленные преподавательские должности с публикацией книг и ведением собственной практики.

    Фромм помог основать Франкфуртский институт психоанализа, где с 1929 по 1932 года он читал лекции. После прихода к власти нацистов институт был переведён в Женеву (Швейцария), а ещё позже действовал при Колумбийском университете (США).

    После переезда в США Фромм занимал должности в самых разных заведениях, в их числе — Новая школа социальных исследований, Колумбийский и Йельский университеты. Его критика теорий Зигмунда Фрейда настроила против него других психоаналитиков, и в 1944 году Нью-Йоркский институт психоанализа отстранил его от работы с учащимися.

    Повторно Фромм женился в 1944 году, тогда же он получил гражданство США. Чуть позже он был вынужден переехать в Мексику — в надежде облегчить болезнь его второй жены. С 1949 по 1965 годы он преподавал в Национальном автономном университете Мексики. После смерти жены в 1952 году Фромм основал Мексиканский институт психоанализа и возглавлял его вплоть до 1976 года. В 1953 году он снова женился; теперь он преподавал не только в Мексике, но и в университетах США (включая Мичиганский и Нью-Йоркский государственные университеты).

    В 1974 году Фромм переехал из Мехико в Муральто (Швейцария) и оставался там до своей смерти в 1980 году.

    Вклад в развитие психологии

    Сегодня Эрих Фромм считается один из самых важных учёных XX-го века. Он вошёл в группу нео-фрейдистов, к которым относились также Карен Хорни и Карл Юнг. Фромм критиковал многие идеи Фрейда — в том числе эдипов комплекс, влечение к смерти и теорию либидо. Фромм считал, что общество и культура также играют важную роль в становлении личности человека.

    Эрих Фромм оказал огромное влияние на развитие и гуманистического направления. Жизнь, как считал Фромм, представляла противоречие, так как люди по сути своей являются частью природы и в то же время отделяют себя от неё. Из этого конфликта возникают основные жизненные потребности, включая родственные отношения, творчество, идентичность т.д.

    В одной из своих работ Фромм позже объяснял: «Я хотел понять законы, которые управляют жизнью отдельного человека, и законы общества — то есть те, что управляют людьми в их социальной жизни. Я пытался найти правду в концепциях Фрейда и в тех из его идей, что, как считалось, нуждались в пересмотре. Я пытался сделать то же самое с теорией Маркса, и, наконец, я попытался найти то, что выйдет из синтеза понимания и критики обоих мыслителей».

    Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

    Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
    Биографический очерк
    Эрих Фромм (Erich Fromm) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира – ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как «очень невротичных», а себя как «невыносимо невротичного ребенка» (Funk, 1982).
    Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: «Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами» (Fromm, 1962, р. 9). В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда и Карла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не сознают причин своего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.
    В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации (Roazen, 1973).
    В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.
    Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
    Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность (Fromm, 1941/1956). В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.
    Механизмы бегства
    Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». Первый из них – авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я» (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
    Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть» (Fromm, 1941/1956, р. 208). Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
    Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
    Позитивная свобода
    Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.
    Экзистенциальные потребности человека
    До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
    1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
    2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
    3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.
    4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: «Я – это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.
    5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
    Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
    Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
    Социальные типы характера
    Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.
    Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.
    Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
    Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
    Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73).
    Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.
    В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
    По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека (Fromm, 1968). Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.
    Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
    К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток (Maccoby, 1981, 1988). Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

    >Эрих Фромм

    Детство и юность

    Будущий психоаналитик родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году. Эрих единственный ребенок в семье иудеев-ортодоксов. Нафтали Фромм, глава семьи, владел винной лавкой. Мама Эриха, Роза Краузе, дочь эмигрантов из Познани (тогда Пруссии). В семье поддерживались религиозные традиции, и родители мечтали увидеть сына раввином или, на худой конец, музыкантом.

    Эрих учился в школе, где преподавались основы иудаизма и общеобразовательные предметы. В 1918 году Фромм окончил школу и стал студентом Гейдельбергского университета. В вузе Эрих выбрал приоритетными предметами философию, социологию и психологию.

    Эрих Фромм в молодости и зрелости

    В 1922-м Эрих Фромм защитил докторскую диссертацию, выбрав темой иудейский закон и социологию еврейской диаспоры. Его научным руководителем стал Альфред Вебер – младший брат знаменитого на весь мир историка и экономиста Макса Вебера.

    Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.

    В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.

    Философия

    В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.

    Психоаналитик Эрих Фромм

    Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.

    В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

    Эрих Фромм за работой

    В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

    В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

    Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству. Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера.

    В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.

    Жан Кальвин и Мартин Лютер

    В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

    «В XIX в. проблема состояла в том, что Бог мертв; в XX – что мертв человек».

    Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.

    Книги Эриха Фромма

    В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

    В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

    Личная жизнь

    Любовь к старшим по возрасту женщинам Эрих Фромм объяснил недостатком материнского тепла в детстве. Первой супругой 26-летнего ученого стала старшая на 10 лет коллега Фрида Райхманн, у которой молодой ученый проходил лекционный курс психоанализа.

    Фрида Райхманн, первая жена Эриха Фромма

    С Фридой Фромм прожил лишь 4 года, но женщина оказала влияние на профессиональное становление мужа. После расставания они остались друзьями, а официально развелись в 1940-м, когда Эрих встретил Карен Хорни.

    Карен Хорни, гражданская жена Эриха Фромма

    Известная феминистка и психоаналитик Хорни часто вступала в романтические отношения с коллегами, неизменно разочаровываясь в избранниках. Иногда у Карен было несколько любовников одновременно, каждый из них дополнял недостающие качества остальных.

    Карен и Эрих познакомились в Берлине. Роман разгорелся в Америке, куда они иммигрировали. Хорни обучала Фромма технике психоанализа, он ее – азам социологии. Роман не увенчался браком, но ученые дополнили знания друг друга и повлияли на дальнейший профессиональный рост.

    Хенни Гурланд, вторая жена Эриха Фромма

    Второй раз официально Фромм женился в 40 лет. Его женой стала на 10 лет старшая Хенни Гурланд, фотограф и журналистка. У Хенни имелось тяжелое заболевание спины. Чтобы облегчить страдания супруги, Фромм по совету медиков переехал в Мехико. Смерть любимой в 1952 году потрясла ученого. Живя с Гурланд, немецкий психоаналитик увлекся мистикой и дзен-буддизмом.

    Справиться с депрессией Эрих смог, встретив Аннис Фримен. Она стала единственной женщиной Фромма, которая была моложе его.

    Вместе супруги прожили 27 лет, до самой смерти ученого. Американка Аннис вдохновила мужа на написание научного бестселлера «Искусство любить».

    Библиография

    • 1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
    • 1941 – «Бегство от свободы»
    • 1947 – «Человек для самого себя»
    • 1949 – «Мужчина и женщина»
    • 1950 – «Психоанализ и религия»
    • 1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
    • 1955 – «Здоровое общество»
    • 1956 – «Искусство любить»
    • 1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
    • 1968 – «Природа человека»
    • 1970 – «Кризис психоанализа»
    • 1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
    • 1976 – «Иметь или быть»
    • 1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
    • 1981 – «О неповиновении и другие эссе»

    Американский психоаналитик с немецкими корнями Эрих Фромм является одним из самых интересных теоретиков психологии личности. Многие его книги, написанные живым ярким языком, становились бестселлерами: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для самого себя» (1947), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976). Но одна небольшая работа под названием «Искусство любить», написанная им в 56-летнем возрасте (1956), может быть рекомендована каждому человеку, которого волнуют проблемы любви.

    Эрих Фромм
    В ней он сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Любовь плодотворная предполагает по отношению к любимому человеку проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение. Такая любовь возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения. Неплодотворная любовь направлена на то, чтобы подчинить себе объект любви и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её. Эти формы любви могут встречаться как в любви между мужчиной и женщиной, так и в родительской любви.
    Меня всегда интересовало, какой личный опыт любви имел Эрих Фромм, что он сумел так глубоко понять природу любви и причины ее разрушения. К сожалению, официальные биографические справки в словарях практически ничего не сообщали о женах Э.Фромма. Недавно мне удалось выйти на книгу Райнера Функа «Эрих Фромм: Страницы документальной биографии» (она есть в сети), из которой я почерпнула интересующие меня сведения.
    Поскольку первый опыт любви связан с матерью, начнем с нее. Эрих Фромм родился во Франкфурте-на Майне в 1900 году. Он был единственным ребенком в патриархальной еврейской семье. Его отец владел винной лавкой, но при этом стремился к духовности. Его мать Роза Краузе была дочерью раввина. Она на словах уважала принципы мужа, а в душе считала его неудачником и мечтала увидеть сына преуспевающим раввином или музыкантом. Впоследствии Фромм назовет свою недовольную и ворчливую мать «типичной невротичкой» и себя он тоже определяет как невротичного мальчика.
    Видимо, недостаток тепла с ее стороны и некоторая неуверенность в себе привели к тому, что в качестве объекта любви он выбирал женщин на много лет старше себя. Первый раз в возрасте 26 лет он женился на 36-летней Фриде Райхманн.

    Фрида Райхман в пожилом возрасте
    К этому моменту Фрида Райхманн уже работала психоаналитиком, и Эрих Фромм проходил у нее курс психоанализа до их брака, а также участвовал вместе с ней во всяких психоаналитических собраниях.
    Она много ему дала в плане профессионального становления и личностной зрелости. Она сочетала в себе теплоту и решительность, и была очень умной женщиной, но их брак был недолгим. Они прожили вместе около четырех лет. В 1930-1931 гг. их пути разошлись, хотя они остались друзьями на всю жизнь. Интересно, что они официально не оформляли свой развод до 1940 года, когда Э.Фромму надо было оформить свой второй брак.
    В промежутке между 1932 и 1940 годом у Эриха Фромма был бурный роман с известным психоаналитиком Карен Хорни. Она известна своими феминистскими принципами и жесткой критикой З.Фрейда за его рассмотрение женщин как людей второго сорта. Феминистские идеи она воплощала и в жизни, вступая в романтические отношения со многими коллегами. Типичная модель отношений Карен Хорни с мужчинами была такова: сначала она идеализировала мужчину, затем разочаровывалась в нем, потом впадала в депрессию и пыталась понять, почему же отношения расстроились. Из-за своих разочарований она переходила от одного мужчины к другому, часто пытаясь удержать одновременно сразу нескольких, потому что каждый из них соответствовал какому-то одному из ее разнообразных требований. Карен надеялась найти особенного человека, который отвечал бы ее противоречивым потребностям в доминировании и покорности, грубой силе и утонченной чувствительности.

    Карен Хорни
    Она познакомилась с Фроммом, когда тот был еще студентом Берлинского института психоанализа, где она читала лекции (он был на 15 лет младше ее). Их любовные отношения стали развиваться уже в США, когда оба эмигрировали из Германии в связи с приходом к власти фашистов. Их взаимоотношения были не только эмоциональными, но и интеллектуальными: Фромм обучал Хорни социологии, а она его – технике психоанализа. Их отношения ухудшились в связи с тем, что Карен Хорни отправила к Фромму для прохождения психоанализа свою дочь Марианну, которая специализировалась в психиатрии. Психоанализ выявил враждебное отношение Марианны к матери, что вызвало ее гнев. К этому моменту взаимное недовольство между Карен Хорни и Эрихом Фроммом стало нарастать, и они расстались. Но их взаимодействие было очень продуктивными в профессиональном плане. Нельзя не увидеть перекличку теоретических идей в их научных трудах. Под влиянием социологических установок Э.Фромма Карен Хорни сместила источник конфликта с внутриличностного на межличностный при анализе причин неврозов. Их типологии личности тоже очень похожи.
    Второй брак Эрих Фромм заключил в 40-летнем возрасте с фотокорреспонденткой Хенни Гурланд, которая была старше его на 10 лет. У нее был 17-летний сын, в судьбе которого Фромм принял живое участие. У нее было тяжелое заболевание спинного мозга, которое причиняло ей большие страдания. По совету врачей в 1949 году Фроммы переселились в Мексику, чтобы попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна. К сожалению, лечение не на долго продлило ее жизнь. Смерть жены в 1952 году сильно потрясла Фромма. Стоит подчеркнуть, что Эрих Фромм в определенной степени пожертвовал своей научной карьерой, переселившись в Мексику ради спасения своей жены. Ее интерес к религии и мистике склонил Фромма к изучению дзэн-буддизма
    После смерти Хенни Фромм был очень подавлен. Тем не менее, через некоторое время он вновь обрел полноту жизни. В этом ему помогла Аннис Фримен, американка родом из Алабамы. Она была высокой, привлекательной женщиной, моложе его на два года. Они поженились в 1953 году. С этой женой Фромм прожил 27 лет до своей смерти в 80-тилетнем возрасте. В период этого брака им и была написана книга «Искусство любить», в которой он обобщил как культурологические представления о любви, так и свой достаточно разнообразный личный опыт.