Биография Галины вишневской

В октябре знаменитая певица Галина Вишневская, супруга Мстислава Ростроповича, отметит 80-летие. Специально к этой дате певица издает свои мемуары. Издательство «Вагриус» любезно согласилось предоставить для опубликования главы из ее откровенной книги, которая скоро появится в продаже.

Первое замужество

Летом 1944 года я вышла замуж за Георгия Вишневского, молодого моряка. Уже через неделю стало ясно, что брак наш — ошибка. Он не хотел, чтобы я пела, чтобы училась, чтобы шла на сцену. Он ревновал меня даже к старику педагогу, подкарауливал на улице, чтобы увидеть, с кем я выхожу, — в общем, история, старая как мир. И когда 1 сентября 1944 года я поступила в Ленинградский театр оперетты, разразился скандал, положивший конец нашему браку. Мы расстались навсегда после двух месяцев супружеской жизни, и только фамилия — Вишневская — напоминает мне о том, что это действительно было.

Второй муж

В Ленинградский областной театр оперетты привела меня знакомая.

Пришли к директору (Марку Ильичу Рубину), спели ему по романсу — сами молоденькие, фигурки чудесные, — ну, нас и приняли.

Я вышла замуж за Марка Ильича Рубина. Был он старше меня на двадцать два года, мне — восемнадцать, а ему — сорок. Переехала я к нему, в коммунальную квартиру, и почувствовала наконец, что обрела то, чего у меня не было: дом и семью…

Вскоре я почувствовала, что беременна. Я не хотела ребенка — меня пугала моя неопытность и полуголодная жизнь, но я боялась, что первый аборт может привести к бесплодию. Значит, надо рожать…

…Я с семи утра до двенадцати ночи просидела в пальто на деревянной скамейке роддома в коридоре. Отвели меня в палату, где рожают уже. Положили на стол, на нем я и пролежала двое суток. А вокруг меня — крики, стоны; какие там обезболивания — не ори — и всё тут… Родила я сына. И сразу начался у меня родовой припадок эклампсии. Начинаются страшные судороги, все тело перекручивает так, что можно откусить себе язык, остаться на всю жизнь с перекошенным лицом. Да, видно, крестное знамение меня охранило….

Мальчика назвали Ильей — в память об отце Марка. Принесли мне сына кормить — он как взял грудь, так соски у меня и полопались. Грудница началась — нарывы на обеих грудях, высокая температура. Пришла домой — помочь некому. Марк — мужчина, что с него спросишь? Лежу уже месяц, встать не могу: температура сорок. Ребенок кричит, есть просит, а кроме груди, что ему дать? Подношу его к груди и кричу, чтобы заглушить дикую боль…

В эти дни вдруг появился мой отец — пьяный, конечно! — с очередной своей женой. Посидел — видел прекрасно, в каком я отчаянном положении, — и ушел…

Кончилось тем, что ребенок получил отравление. Диспепсия, спасти не смогли. Он умер двух с половиной месяцев…

На грани жизни и смерти

…Вдруг весной я почувствовала страшную усталость. Мы продолжали двигаться на юг. И вот по дороге к Харькову у меня пошла горлом кровь. В Харькове мы с Марком пришли в больницу… Диагноз: открытая форма туберкулеза.

Для мужа моего это было как гром с ясного неба. В больнице консилиум врачей решил: немедленно пневмоторакс (это когда в плевральную полость попадает воздух или гной, который необходимо откачать — Ред.)

— Доктор, может быть, можно обойтись без этого? Ведь я певица!

— Сейчас вам нужно думать не о пении, а о жизни!

И вот я на операционном столе. Мысли мелькают, как молнии: «Поддуть легкое — конец пению, значит, конец жизни…»

Вижу — идут приготовления… спиртом протирают мне левый бок…

С криком: «Не трогайте меня, не смейте, не смейте!..» — я соскакиваю с операционного стола и бегу прочь…

На меня нашла апатия, я не сопротивлялась болезни…

Захотелось перечитать Тургенева.. Я словно увидела впереди яркий свет и пошла к нему. С этого дня я начала бороться за жизнь.

Через силу стала есть — пила теплое растопленное свиное сало, мед с маслом… Начали мне делать инъекции стрептомицина. Он был тогда плохо очищенным. Когда мне сделали последний, 120-й укол, все тело было в синяках и опухолях.

Врачи категорически запрещали мне петь, а я уходила в лес и пела. То, что со мной произошло, врачи считали чудом…

Преподаватель Вера Николаевна сказала мне:

— Не слушай врачей. Правильное дыхание и пение помогут тебе вылечиться навсегда.

Так и случилось…

Ростропович

Иногда известных артистов приглашали на приемы иностранных делегаций, на одном таком приеме в ресторане «Метрополь» в апреле 1955 года была и я — без мужа… Вдруг какой-то молодой мужчина сел за наш стол. Имя его я слышала в первый раз, да еще такое трудное, я его сразу и забыла… Потом смотрю — яблоко от него ко мне через весь стол катится! Я собралась уходить домой, он вскакивает:

— Можно мне вас проводить? Можно я подарю вам эти конфеты?

И протягивает мне большую коробку шоколада… Никакого значения этой встрече не придала…

И Марку, и мне… к тому времени уже было ясно, что разрыв неминуем.

…В Чехословакии на фестивале «Пражская весна» нас повели в ресторан завтракать… Как вдруг подлетает ко мне тот самый виолончелист… И сыплются на меня градом какие-то его идеи, распоряжения… Только тут я толком-то и разглядела его — худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, элегантный… Как потом выяснилось, узнав, что я лечу в Прагу, он взял с собой все свои пиджаки и галстуки и менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление…

…Вышли мы с ним на улицу, возле отеля — женщина с полной корзиной ландышей. Он всю охапку вынимает — и мне в руки! Зашел ко мне в комнату, сел за рояль, играет…

И вдруг!.. Выскочил из-за рояля и опустился на колени!

— Простите, я еще в Москве при нашей первой встрече заметил, что у вас очень красивые ноги, и мне хотелось их поцеловать.

В моей голове — полная неразбериха. В театре от него цветы. Хоть я уже и избалована успехом, но как не похоже это на все, что было до сих пор!

…Бежим по улице:

— Слава, соленые огурцы! Обожаю! Жаль, что магазин закрыт.

…Пришла к себе в комнату, открываю шкаф и… в страхе отскакиваю прочь: в шкафу, как белое привидение, стоит огромная хрустальная ваза, а в ней ландыши и соленые огурцы! Ну когда же он успел?!

…Только четыре дня мы в золотой Праге, а фактически мы уже муж и жена. Мы решили, что по приезде в Москву поженимся.

Расставание с Марком

Как только я приехала, сразу же объявила Марку, что встретила Славу и я должна уехать к нему сегодня же. Он умолял меня не торопиться, угрожал покончить с собой…

Марк запер дверь на ключ.

— Ты забыла, что твой отец в тюрьме, и если об этом узнают, то и твоя, и Ростроповича карьера закончена.

Бегу по лестнице, а Слава уже стоит внизу, схватил меня, тащит на улицу:

— Подожди, видишь, он наверху стоит, говорит: бросится вниз, если я сейчас не вернусь. Когда ты узнаешь, ты сам поймешь, что я не могу стать твоей женой, — мой отец сидит по политической пятьдесят восьмой статье. Я это скрыла. Если… всплывет вся эта история, то твоя карьера будет погублена…

— Ну и черт с ними! Ты мне скажи, любишь ли ты меня?

— Люблю.

Вернулась домой, опять скандал, уговоры до ночи… На другой день в двенадцать часов собираюсь уходить.

— Ты куда?

— В театр.

— Я тебя провожу.

Довел он меня до театра, вошла я с Петровки и бегом через всю сцену на другой подъезд. Вижу — стоит такси на углу, вокруг толпа народу, и все внутрь заглядывают. Я испугалась, думала, случилось что-нибудь со Славой, расталкиваю людей и вижу: сидит Ростропович на заднем сиденье, и вся машина изнутри утыкана букетиками ландышей… Сидит он, как жених в клумбе…

…Дома написала прощальное письмо Марку. Покидала в чемоданчик халат, пару платьев, туалетные принадлежности… Господи, куда ехать, я же адреса не знаю!.. Выскочила в коридор, к телефону:

— Слава, я еду к тебе. Скажи адрес!

Подъехали, возле подъезда стоит крупная девушка, подходит:

— Я Славина сестра, он просил меня вас встретить. Он в магазин за шампанским побежал…

…Вхожу и вижу — посреди комнаты стоит маленькая, старая, седая женщина. Села я на свой чемодан и заревела в голос, и они обе за мной. Тут влетел Слава с авоськой:

— Ну, слава богу, уже познакомились!..

Так я стала женой Ростроповича.

Тайная любовь Булганина

В эти счастливые для нас дни вдруг выяснилось, что меня ищут по всей Москве. Мой новый поклонник, Булганин, от соседей узнал, что я сбежала…

…Я, конечно, Славе и не рассказывала, что в Югославии старик присылал мне букеты, думала, пройдет все по приезде в Москву. Не тут-то было.

На следующее утро — звонок в нашу квартиру. Софья Николаевна открывает дверь. Здоровенный молодой полковник с огромным букетом в руке отдает ей честь, как на параде:

— Николай Александрович Булганин просил передать Галине Павловне цветы…

Так начался наш медовый месяц со Славой. К вечеру звонок из Кремля:

— Галя, это Николай Александрович, жду вас в гости.

Я уже понимаю всю серьезность ситуации:

— Ах, здравствуйте, Николай Александрович! У меня вечером репетиция в театре… кончится поздно…

— Это не важно. Я подожду.

Тогда я со «святой простотой» подключаюсь:

— Ах, как чудно! Мы приедем.

На том конце провода длинная пауза… Затем:

— Так я за вами пришлю машину.

И начались чуть ли не ежедневные приглашения — то к нему на дачу, то в его квартиру. И, конечно, бесконечные «возлияния». Николай Александрович пил много, заставлял и Славу, да тот и без уговоров со злости хватал лишнего. Бывало, охмелеют оба, старик упрется в меня глазами, как бык, и начинается:

— Да, обскакал ты меня… Ты мне скажи, как ты ее любишь? Эх ты, мальчишка! Разве ты можешь понимать, что такое любовь! Вот я ее люблю, это моя лебединая песня… Ну ничего, мы ждать умеем, приучены…

А я сижу между ними и слушаю…

— Да уж попался бы ты мне раньше… Ну ладно, я шучу…

Думаю, что не раз пожалел милейший Николай Александрович о добром старом времени, рассказывая нам о похождениях Берия…

Однажды ночью, когда мы вернулись от Булганина с очередной попойки, Слава устроил мне скандал:

— Мне надоело! Я не могу больше видеть, как этот старик на тебя смотрит! Я больше к нему не пойду!.. Тебе, наверное, нравится. Тебе льстит, что за тобой ухаживает наш новый царь. Ты не видишь, что ставишь меня в унизительное положение!..

И вижу я: Славка, почти голый, в одних трусах, лезет на подоконник!

— А если так, то я сейчас брошусь вниз!

— Стой! Куда ты прыгать собрался? Я беременная!.. Куда я денусь?

Так я объявила моему мужу, что у нас должен быть ребенок. С Булганиным мы решили постепенно прекращать наши странные отношения.

…И вот теперь, вспоминая мою жизнь, я думаю: а что было бы со мной, если бы я поехала не в Прагу, а прямо в Белград, с правительственной делегацией? Со Славой, наверное, наши жизненные пути не перекрестились бы, и неизвестно, как бы повернулась тогда моя судьба. Возможно, я совсем по-другому приняла бы ухаживания советского монарха и села бы царицей-самозванкой, как Марина Мнишек, «на престол царей московских». Хоть удел самозванцев всем давно известен, но ведь соблазн-то был велик.

Биография

Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), но почти всё детство провела в Кронштадте, в семье Павла Андреевича Иванова (1904 — 1958) и Зинаиды Антоновны Ивановой (1906 — 1950).

Отец был репрессирован перед войной. Пережила блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943—1944 годах в течение полугода училась в Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И. С. Дид-Зурабова.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты, затем стала исполнять сольные партии. Была одной из первых солисток Новгородской филармонии. С 1947 года работала в Ленинградской филармонии. С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу ГАБТ, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича, в ансамбле с которым (Мстислав Леопольдович Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н. А. Булганин.

С 1955 года гастролировала за рубежом: Чехословакия, ГДР, Финляндия, Великобритания, Италия, Франция, Бельгия, США, Канада, Югославия, Австрия, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию, в этом же году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы — произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, И. Б. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнёршей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом — Д. Фишера-Дискау, П. Доминго, Н. Гедды и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 году была награждена Орденом Ленина. В марте 1974 года вместе с мужем обратились к Леониду Ильичу Брежневу с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР. Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград — «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён. В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ имени А. П. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Галина Павловна Вишневская скончалась 11 декабря 2012 года в Москве, на 87-м году жизни.

Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем, Мстиславом Ростроповичем.

Семья

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 ноября 2016 года.

Дома с мужем и дочерьми.
1959 год

Отец — Павел Андреевич Иванов (1904 — 1958), рабочий.

Мать — Зинаида Антоновна Арбидан (1906 — 1950), полуполька, полуцыганка.

Первый муж (в браке несколько месяцев в 1944 году) — Георгий Вишневский, военный моряк.

Второй муж (в браке с 1944 по 1955 год) — Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты .

Сын — Илья (умер во младенчестве в 1945 году).

Третий муж — Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007), дирижёр, виолончелист (брак с 1955 по 2007).

Старшая дочь — Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время — художественный руководитель Центра оперного пения.

Младшая дочь — Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская — Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Внуки — Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Есть правнуки.

Интересные факты

  • Семья Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.

Почётные звания и награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Галина Павловна Вишневская. Почтовая марка России, 2014 г. (ЦФА № 1884).

  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР (1961)
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга (2008) — за исполнение главной роли в фильме «Александра»
  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства
  • Орден Ленина (1971)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • Знак Губернатора Московской области «За полезное» (Московская область, 2011 год)
  • Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2006)
  • Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982)
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983)
  • Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2004)
  • Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения
  • Алмазная медаль города Парижа (1977)
  • Орден Петра Великого I-й степени (Академия проблем безопасности обороны и правопорядка, 2004)
  • Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»)
  • Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005)
  • Царскосельской художественной премии (2000)
  • Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (Российская Академия бизнеса и предпринимательства, 2002 и 2007
  • Международная премия имени Дж. Пуччини (2002)
  • Национальная премия «Россиянин года» (2005) — за беззаветное и талантливое служение искусству, гражданское мужество, силу и щедрость человеческого духа
  • Кинопремия «Белый слон» в номинации «Лучшая женская роль» (фильм «Александра», Гильдия киноведов и кинокритиков России, 2007)
  • Премия «Хрустальный симург» лучшему исполнителю 26-го Международного кинофестиваля «Фаджр» (Тегеран, 2008)
  • Почётный доктор Российского химико-технологического университета (2006)
  • Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (2007)
  • Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа, Нью-Хемпшир, США)
  • Почётная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа (Онтарио, Канада)
  • Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
  • Почётный профессор Московской консерватории
  • Почётный гражданин города Кронштадта (1996)
  • Почётный гражданин Нижегородской области (2002)

Творчество

Ленинградский областной театр оперетты

  • «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова — Яринка
  • «Продавец птиц» К. Целлера — Христина
  • «Фиалка Монмартра» И. Кальмана — Нинон

Оперные премьеры

Большой театр

  • 1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
  • 1954 — «Фиделио» Л. ван Бетховена — Леонора
  • 1955 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Купава
  • 1957 — «Укрощение строптивой» В. Шебалина — Катарина
  • 1957 — «Свадьба Фигаро» В. Моцарта — Керубино
  • 1957 — «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини — Баттерфляй
  • 1958 — «Аида» Дж. Верди — Аида
  • 1959 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
  • 1959 — Война и мир» С. С. Прокофьева — Наташа Ростова
  • 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Алиса Форд
  • 1962 — «Фауст» Ш. Гуно — Маргарита
  • 1962 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжского — Донна Анна
  • 1962 — «Судьба человека» И. И. Дзержинского — Зинка
  • 1964 — «Травиата» Дж. Верди — Виолетта
  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели — Марина (Большой театр)
  • 1965 — «Человеческий голос» Ф. Пуленка — Героиня
  • 1970 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева — Софья
  • 1970 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Марфа
  • 1971 — «Тоска» Дж. Пуччини — Флория Тоска
  • 1973 — «Франческа да Римини» С. Рахманинова — Франческа
  • 1974 — «Игрок» С. С. Прокофьева — Полина

Другие театры

  • 1964 — «Турандот» Дж. Пуччини — Лиу (Ла Скала, Милан)
  • 1969 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона (Москва)
  • 1976 — «Макбет» Дж. Верди — Леди Макбет (Эдинбург)
  • 1981 — «Иоланта» П. Чайковского — Иоланта (Вашингтон)
  • 1983 — «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Концертные премьеры

  • 1957 — Девятая симфония л. ван Бетховена — партия сопрано
  • 1958 — «Реквием» Дж. Верди — партия сопрано
  • 1961 — «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
  • 1962 — «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
  • 1962 — Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
  • 1963 — «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
  • 1963 — Вторая симфония Г. Малера (Вена)
  • 1965 — «Эхо поэта» Б. Бриттена
  • 1965 — Четвёртая симфония Г. Малера
  • 1967 — Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
  • 1969 — Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
  • 1972 — Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
  • 1979 — «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
  • 1981 — Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
  • 1983 — «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)

Фильмография

Роли в кино

  • 1966 — Катерина Измайлова (фильм-опера) — Катерина Львовна Измайлова
  • 1972 — Звезда в ночи — Аделина Патти
  • 1993 — Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) — Кручинина
  • 2007 — Александра (реж. А. Н. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.

Озвучивание

  • 1958 — Евгений Онегин (фильм-опера) — Татьяна Ларина (роль А. В. Шенгелая)
  • 1961 — Вольный ветер — Стелла (роль Л. И. Пырьевой)
  • 1964 — Укрощение строптивой (фильм-спектакль) — вокал
  • 1969 — Эгмонт (фильм-спектакль) — вокал
  • 1989 — Борис Годунов (фильм-опера) — Марина Мнишек (роль Д. Форест) / хозяйка корчмы
  • 1992 — Леди Макбет из Мценска — вокал

Участие в фильмах

  • 1990 — Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
  • 1992 — Наш любимый юный дед (документальный)
  • 1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
  • 2006 — Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
  • 2008 — Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
  • 2009 — Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
  • 2010 — Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
  • 2011 — Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Примечания

  1. Вишневская Галина Павловна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Encyclopædia Britannica
  4. SNAC — 2010.
  5. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118812157 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  6. Взгляд: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
  7. BBC: «Умерла оперная певица Галина Вишневская»
  8. Росбалт: «Умерла российская оперная певица Галина Вишневская»
  9. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  10. Вишневская Галина Павловна «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 169—179 — Об отношении Булганина
  11. Вишневская Галина Павловна «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 500—502 — Открытое письмо 1970 года
  12. Вишневская Галина Павловна «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 503 — Письмо Брежневу
  13. Галина Вишневская. Письмо Леониду Ильичу Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца»
  14. Идеологические перерожденцы // «Известия» № 63 (18823) от 16 марта 1978 г., стр.4.
  15. Вишневская Галина Павловна «Галина», М.: Библиополис, 1994 — ISBN 5-7435-0001-0 стр. 168 — О знакомстве с Ростроповичем
  16. Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр
  17. Вишневская, Галина Павловна
  18. Авдеев вручил премии правительства деятелям культуры // РИА Новости
  19. Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 583-рп «О поощрении Вишневской Г. П»
  20. Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2011 года № 1373 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  21. Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 1489 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Вишневской Г. П.»
  22. Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 1189 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Вишневской Г. П.»
  23. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 1585 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Вишневской Г. П.»
  24. Народная артистка Г. Вишневская отмечена наградой губернатора Московской области
  25. Галина Вишневская удостоена почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
  26. Народной артистке СССР Галине Вишневской вручён орден преподобной Евфросинии Московской
  27. II Торжественная церемония вручения Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия». Российская академия бизнеса и предпринимательства. Дата обращения 7 мая 2016.
  28. IX Церемония | Российская академия бизнеса и предпринимательства
  29. The Puccini Award. Fondazione Festival Pucciniano. Дата обращения 7 мая 2016.
  30. Лауреаты общенациональной программы «Россиянин года» за 2005 год. Российская академия бизнеса и предпринимательства. Дата обращения 7 мая 2016.
  31. Премия «Белый слон» — 2007. Кинопресса. Сайт гильдии киноведов и кинокритиков. Дата обращения 7 мая 2016.
  32. Почетные доктора → Вишневская Г.П., muctr.ru, <http://www.muctr.ru/about/hondoc/vishnevskaya.php>
  33. Почетные граждане Нижегородской области. Законодательное собрание Нижегородской области. Дата обращения 7 мая 2016.
  34. Постановление Правительства Москвы от 26 июня 2013 года № 412-ПП «О присвоении наименований линейным транспортным объектам города Москвы»
  35. Улица в честь Галины Вишневской появится в Подмосковье
  36. АвиаПорт. Ru / Дайджест / Аэрофлот ввел в эксплуатацию лайнер А321 «Г. Вишневская»
  37. Пестерева, Анна. Великие музыканты отмечали золотую свадьбу в Новокосине. Почему Галина Вишневская дала своё имя колледжу на Суздальской // Восточный округ. — 2014. — № 44 (87) за 12 декабря. — С. 11. (Проверено 28 февраля 2017)
  38. (4919) Vishnevskaya (англ.). Minor Planet Center. Дата обращения 7 мая 2016.

  • Вишневская Галина Павловна «Галина», М.: Вагриус, 2006 — ISBN 5-9697-0281-1

Галина Вишневская

Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде.
Оперная певица (лирико-колоратурное сопрано обширного диапазона), педагог.
Заслуженная артистка РСФСР (16.11.1955).
Народная артистка РСФСР (22.09.1961).
Народная артистка СССР (1966).
Девичья фамилия — Иванова (фамилию Вишневская она оставила от первого мужа). Ее родители разошлись, и внучку на воспитание взяла бабушка по отцовской линии, которая проживала в Кронштадте.
Галине было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Бабушка умерла в блокаду в феврале 1942 года, и Галина осталась одна.
Пережила блокаду, во время которой служила в отряде местной противовоздушной обороны (МПВО) и работала на расчистке города. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.
Училась пению в Музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова.
В 1944-1947 гг. работала в Ленинградском областном театре оперетты: сначала в хоре, затем стала солисткой. Вторым ее мужем был директор театра, скрипач Марк Рубин.
С 1947 года работала в Ленинградской областной филармонии.
В 1950 году встретила главную и фактически единственную учительницу в своей жизни — Веру Николаевну Гарину, которая сумела за два года сделать из талантливой девушки профессиональную певицу.
С 1952 года — солистка Большого театра, где спела около 30 партий.
Галина Вишневская выступала и как камерная певица, в том числе в ансамбле с виолончелистом и дирижером Мстиславом Ростроповичем, за которого вышла замуж в 1955 году.
В декабре 1959 года впервые вылетела на гастроли в США с Государственным симфоническим оркестром. В ее программу входили партии из «Аиды», «Чио-Чио-сан» и других опер, давала она и сольные концерты.
В 1962 году дебютировала в театре «Ковент-Гарден» (Лондон) в партии Аиды («Аида» Джузеппе Верди).
В 1965 году состоялся ее дебют в миланском театре «Ла Скала».
В конце 1960-х вместе с мужем Мстиславом Ростроповичем Вишневская оказывала поддержку писателю и правозащитнику Александру Солженицыну, что стало одной из причин постоянного внимания и давления со стороны спецслужб. Им срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать в зарубежные гастроли.
В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз и в 1978 году были лишены гражданства указом Президиума Верховного Совета СССР. Проживали в США, затем во Франции и Великобритании. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира (Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Гранд Опера, Ла Скала, Мюнхенская Опера и др.), выступая с самыми выдающимися мастерами мировой музыкально-театральной культуры.
Исполнила партию Марины в записи оперы «Борис Годунов» (дирижер Герберт фон Караян), в 1989 году пела эту же партию в одноименном фильме. В числе ее записей, сделанных в период вынужденной эмиграции, — полная редакция оперы Прокофьева «Война и мир», пять дисков с романсами русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина и Чайковского.
В 1982 году, после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене «Гранд-опера» в Париже, Вишневская оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью, а также выступала как драматическая актриса. Она продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила «мастер-классы».
После начала перестройки, в 1990 году, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были восстановлены в гражданстве.
В начале 90-х гг. вернулась в Россию, став почетным профессором Московской консерватории.
В 1993 году дебютировала как драматическая актриса в роли Екатерины II в спектакле МХАТ им. А.П. Чехова «За зеркалом».
1 сентября 2002 года в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской.
Ростропович и Вишневская открыли детский фонд (зарегистрирован в Вашингтоне), построили родильный дом. Галина Вишневская патронировала детский Музыкальный театр.
Свой жизненный путь описала в книге «Галина. История жизни».
Ушла из жизни 11 декабря 2012 года в Москве.

Юность певицы

В шестнадцатилетнем возрасте биография Галины Вишневской (фото ее представлено) была полна потерь, неопределенности и сомнений. Ее бабушка, к сожалению, не смогла пережить блокаду, что очень сильно подкосило моральное состояние девушки.

Оставшись в абсолютном одиночестве, ей удалось попасть в одну из частей ПВО. Здесь у солдат появилась возможность наслаждаться голосом Галины Вишневской. Биография ее музыкального творчества получила первую свою волну как раз в части. На тот момент еще Иванову Галю зачастую приобщали к участию в подбадривающих концертных программах для военных. Ее голос звучал и в море, и на суше.

Спустя год службы девушку взяли на работу в Дом культуры Выборга. Здесь в биографию Галины Павловны Вишневской вписалась строка о работе в должности помощника осветителя. Война подходила к концу, и жизнь в городе вновь налаживалась. Одной из первых была восстановлена местная музыкальная школа. Тогда, не думая ни секунды, в эту школу на обучение направилась великая певица Галина Вишневская. Биография ее с этого момента открыла новую главу – работа в хоре Ленинградской оперетты. Спустя небольшое количество времени Галина с блеском исполняла сольные партии.

Музыка в жизни Вишневской

Краткую биографию Вишневской Галины Павловны невозможно описывать двумя словами. Особенно это касается ее музыкальной деятельности, переломным моментом в которой стал 1952 год. В этот период ей удается пройти кастинг в труппу Большого театра. То, что ее взяли на стажировку, было для певицы огромной удачей, ведь классического музыкального образования у нее не было. Ее талант сразу покорил руководство. И практически с первых дней ей представилась возможность исполнять партию Леоноры в опере «Фиделио».

Роскошные вокальные данные очень быстро превратили обычную девушку в приму Большого театра. На тот момент ей принадлежали пять главных партий в различных операх. До шестидесятых годов ее можно с уверенность назвать очень успешной певицей. В этот период оперную диву отправляли с гастролями за рубеж. Там она покорила множество американских городов, а также Милан и Париж.

В 1966-м в биографии Галины Вишневской появилась история работы в кино. Ей посчастливилось сыграть главную роль в произведении Шостаковича «Катерина Измайлова». В этом же году певица экстерном окончила московскую консерваторию.

Зарубежные скитания

Спад карьеры оперной певицы для Вишневской пришелся на 1960 год. Главной причиной этого стал тот факт, что Вишневская вместе со своим третьим мужем Ростроповичем всячески оказывали поддержку Солженицыну, исключенному в то время из Союза Писателей.

О Вишневской стали в негативном ключе писать в печатных СМИ, ей запрещали гастролировать и записывать новые пластинки. Последний свой шанс Вишневская видела в отъезде за границу. Первым на запад «на разведку» отправился супруг певицы. Затем под предлогом длительной поездки уехала и она сама. Дочери Галины Вишневской, биография которых затронута в разделе «Личная жизнь» отправились в путешествие вместе с родителями.

Первым местом дислокации этой семьи стала Франция. Затем они немного пожили в Америке и Англии. В итоге было принято решение приобрести собственное жилье на территории горячо любимой Франции. В связи с этим гражданство СССР было отобрано у семьи Галины Вишневской. В биографии национальность певицы указана, как русская, а вот гражданство в то время у нее стало французским. Вишневская не переживала по этому поводу. Во Франции она выступала на лучших сценах, здесь ее обожали и ценили. Завершив оперную карьеру, она стала заниматься постановкой спектаклей. Также важную роль в ее творчестве имело написание мемуаров, первый из которых был напечатан в Вашингтоне.

Личная жизнь

В биографию Галины Вишневской брак вписался в годы юности. Простой, но талантливой девушке тогда было 17 лет. Ее избранником стал моряк дальнего плавания по имени Георгий Вишневский. Брак оказался недолгим и продлился всего несколько месяцев, а вот фамилия первого супруга прошла с певицей весь жизненный путь.

Второй брак случился у Вишневской с Марком Рубиным. Муж был старше певицы более чем на двадцать лет. В браке у Галины Павловны родился сын Илья, ушедший из жизни, будучи еще совсем младенцем. С Рубиным она прожила десять лет и, возможно, жила бы и дальше, но на ее пути появился другой мужчина.

Знакомство с Мстиславом Ростроповичем на молодежном фестивале заставило Вишневскую полностью изменить свою жизнь. Она очень быстро вышла за него замуж и родила супругу двух дочерей. Вместе звездные супруги прожили больше пятидесяти лет. Жизнь их была долгой и поистине счастливой, так как они души не чаяли друг в друге. Узнать подробнее об их счастливой жизни можно из документального фильма «Двое в мире». Самые главные слова певицы о том, что несмотря на все гонения и сложности в их жизни, семейные отношения были у пары идеальными. Вишневская ни за что не хотела бы хоть что-нибудь поменять.

Список самых ярких оперных партий в Большом Театре

Всего за время работы в Большом Театре Галина Павловна Вишневская исполнила более 20 партий. В ее исполнении зритель смог познакомиться со множеством самых разных персонажей. В их числе:

  1. Прекрасная Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин».
  2. Неповторимая Маргарита в произведении Гуно под названием «Фауст».
  3. Душевная Зинка в «Судьбе человека» Дзержинского.
  4. Чувственная Наташа Ростова в легендарной постановке Прокофьева по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
  5. Романтичная Франческа в опере «Франческа да Римини»

Помимо Большого Театра, певица выступала и в других. Ей доводилось выступать в роли таких персонажей, как Иоланта, Лиу, Дездемона, Леди Макбет. Что касается фильмографии Вишневской, то она снималась в 4 фильмах. Неоднократно она работала на озвучке. В числе ее работ такие оперные фильмы, как «Евгений Онегин», «Вольный ветер», «Борис Годунов».

Также на счету Вишневской многократное участие в документальных фильмах. В разное время ей удавалось сняться в таких картинах, как «Наш любимый юный дед», «Женское лицо войны», «Галина Вишневская. Роман со славой».