Биография Валентины толкуновой

Валентина Толкунова

Валентина Васильевна Толкунова. Родилась 12 июля 1946 года в Армавире — умерла 22 марта 2010 года в Москве. Советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987).

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир Краснодарского края в семье Василия Андреевича Толкунова и Евгении Николаевны Толкуновой.

Отец, Василий Андреевич, уроженец города Ртищево Саратовской области, был кадровым военным.

Мать, Евгения Николаевна (в девичестве Смирнова), родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на ж/д станции.

Дед — Николай Васильевич Смирнов был репрессирован и 18 лет провёл в лагерях.

Бабушка — Анисья Никаноровна Смирнова (Стрижак) из Танхоя.

Младший брат — Сергей Толкунов (род. 6 июля 1949), певец, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах. Ныне является президентом Благотворительного фонда поддержки современного искусства имени Валентины Толкуновой.

Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы.

В 1950 году семья переехала в Москву. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Валентина выучила все композиции из их альбомов.

В 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С. Саульского (ВИО-66), в котором она была солисткой и исполняла песни под джазовую музыку.

Валентина Толкунова в молодости

В 1971 году певица окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и озвучила песни композитора И.Е. Катаева на стихи Михаила Анчарова в телефильме «День за днём».

В 1972 году поэт Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Для этого выступления певице сшили платье расшитое жемчугом. Сама Толкунова вплела часть жемчуга в волосы. С тех пор это стало неотъемлемой частью ее сценического образа.

С 1973 года она работала в объединении «Москонцерт».

Отдельной строкой в творчестве певицы стоит песня для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» «Спят усталые игрушки».

Валентина Толкунова — Я не могу иначе

С 1989 года была руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей.

В 2004 году Валентина Толкунова приобрела небольшой домик недалеко от Дивеевского монастыря. Когда приезжала в Дивеево, ходила на службу, молилась, причащалась. Певица также старалась заниматься благотворительностью. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области, давала много благотворительных концертов для многодетных семей, средства от коммерческих выступлений также направляла многодетным семьям.

«Говоря о творчестве Валентины Толкуновой, всегда подчеркивают простоту её манеры исполнения, отсутствие нарочитых жестов, поиск своего пути в искусстве. Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства», — отмечал Микаэл Таривердиев.

«Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая конечно же очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой — она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность — она была настоящей», — говорил о певице Лев Лещенко.

Болезнь и смерть Валентины Толкуновой

В 1992 году у певицы был обнаружен рак молочной железы. Ей была сделана операция, проведён курс химиотерапии.

В 2006 года была обнаружена опухоль груди.

В августе 2009 года была обнаружена опухоль мозга.

После концерта в Могилёве 16 февраля 2010 года Валентина Толкунова была госпитализирована в реанимацию местной больницы. После выписки её перевели на обследование в Боткинскую больницу.

22 марта 2010 года в 6 часов утра Валентина Толкунова впала в кому и через два часа скончалась. Перед смертью прямо в больничной палате протоиерей Артемий Владимиров совершил соборование.

Церемония прощания с народной артисткой РСФСР прошла в Театре Эстрады. Отпевание певицы состоялось утром 24 марта 2010 года в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы, в тот же день была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Похороны Валентины Толкуновой

31 августа 2011 года состоялось открытие памятника на могиле Валентины Васильевны на Троекуровском кладбище. Певица похоронена напротив кладбищенской часовни, рядом с ней похоронен муж — Юрий Папоров, который лишь на месяц с небольшим пережил супругу.

1 июля 2011 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валентине Толкуновой на здании Московского государственного университета культуры и искусств. Инициатором установки выступил ректор МГУКИ Рамазан Абдулатипов, скульптор — Григорий Потоцкий.

21 августа 2011 года в городе Белореченск Краснодарского края состоялось открытие памятника Валентине Васильевне Толкуновой. Бронзовый монумент высотой 2 метра 85 см был изготовлен на средства местных предпринимателей по инициативе главы Белореченского района Ивана Имгрунта. Автор памятника — московский скульптор Ирина Макарова.

В 2013 году вышли художественный сериал по мотивам её биографии «Она не могла иначе» (в роли Алевтины Толкачёвой — Ольга Фадеева, а песни в фильме исполняла Юлия Михальчик) и документальный фильм «Буду любить я вас всегда».

Валентина Толкунова

Рост Валентины Толкуновой: 163 сантиметра.

Личная жизнь Валентины Толкуновой:

Дважды была замужем дважды.

Первым мужем был Юрий Саульский (1928—2003), композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), брак продлился 5 лет. Ушел от нее к актрисе Валентине Аслановой.

Валентина Толкунова и Юрий Саульский

В 1974 году Толкунова вышла замуж за Юрия Папорова (1923—2010), журналиста-международника, писателя, автора книги «Хемингуэй на Кубе».

В этом браке родился Николай Папоров (10.10.1977), который работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни. В начале 80-х Юрий Папоров уехал по работе в Мексику, Толкунова с ним не поехала. В воспитании сына участия не принимал, денег не присылал. В начале 1990-х вернулся в Москву. После автокатастрофы стал терять зрение. Толкунова забрала его в свою квартиру, ухаживала за ним. Скончался через полтора месяца после смерти жены.

Валентина Толкунова и Юрий Папоров

В 2000 сын певицы Николай был задержан с героином. Благодаря связям матери избежал наказания.

Валентина Толкунова с сыном Николаем

Фильмография Валентины Толкуновой:

1967 — На два часа раньше;
1971 — Лето рядового Дедова — ведущая концерта;
1971 — День за днём — исполнительница («Песня о России»);
1973 — Это сильнее меня — Певица в ресторане, в титрах не указана (песня «Такие старые слова»);
1973 — Озорные частушки;
1973 — Чёрный принц — Певица в ресторане;
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — исполнительница по радио лирической песни;
1974 — Романс о влюблённых — исполнительница финальной песни;
1974 — Дела сердечные — исполнительница песни;
1975 — Невеста с севера — исполнительница (песня «Пушинка белая»);
1976 — Мама — Ласточка (озвучивание);
1977 — Солдаты свободы;
1982 — Полынь — трава горькая — исполнительница песни;
1986 — Фильм-концерт «Верю в радугу»;
1989 — Фильм-концерт «Премьера года»

Озвучивание мультфильмов Валентины Толкуновой:

1975 — В порту
1984 — Зима в Простоквашино (песня «Кабы не было зимы»)
1972 — Русские напевы (песня «Ой, вставала я ранешенько»)
1974 — Песня волшебного камня (песня «Что такое чудеса?», в титрах не указана)
1975 — Заставка передачи «Спокойной ночи, малыши» (песня «Спят усталые игрушки»)

Дискография Валентины Толкуновой:

1972 — «Стою на полустаночке»
1973 — «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
1974 — «Пушинка белая»
1974 — «Всё это было не со мной»
1974 — «Год любви»
1975 — «Комсомолу посвящается»
1976 — «Уж отзвенели ливни сенокоса»
1977 — «Носики-курносики»
1980 — «У новогодней ёлки»
1985 — «Если б не было войны» (двойной альбом)
1986 — «Разговор с женщиной» (двойной альбом)
1991 — «Серёжа»
1992 — «Сорок пять»
1995 — «Я не могу иначе»
1997 — «Я деревенская»
1997 — «Сон-трава»
2002 — «Мой придуманный мужчина»
2011 — «Как быть счастливой» (вышел уже после смерти певицы)

Песни Валентины Толкуновой:

«А любовь-то лебедем» (Музыка: Алмаз Монасыпов — Слова: Лира Абдуллина);
«А я без Волги просто не могу» (Е. Мартынов — А. Дементьев);
«А мне б сейчас по окружной» (В. Попов — К. Филиппова);
«А почему ушла любовь» (Музыка: Лариса Андреева — Слова: Лариса Андреева);
«А ты любви моей не понял» (Музыка: А. Флярковский — Слова: М. Танич);
«Алёшка без отца» (Р. Майоров — М. Рябинин);
«Ах, любовь моя, любовь» (Музыка: Амаяк Морян — Слова: Наталья Емельянова);
«Ах, любовь моя, неудачница» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе);
«Ах, сирень-сиренюшка» (В. Попов — В. Попов, Н. Попова);
«Бабушка» (Б. Терентьев — Н. Доризо);
«Белая земля» (П. Аедоницкий — Ю. Визбор) с Эдуардом Хилем;
«Берёзовый вечер» (С. Туликов — М. Пляцковский);
«В городе Ноябрьске» (О. Фельцман — Б. Дубровин);
«В единственной вазе» (Д. Ашкенази — О. Фокина);
«В порту» (М. Минков — С. Козлов) с Олегом Анофриевым;
«Вальс на всю жизнь» (Е. Щекалев — Г. Георгиев);
«Вальс на Голгофу» (О. Иванов — К. Филиппова);
«Вальс влюблённых» (Л. Лядова — П. Градов) со Львом Лещенко;
«Вальс женщины» (Музыка: Людмила Лядова — Слова: Владимир Лазарев);
«Вальс невесты» (Р. Майоров — С. Гершанова);
«Ваня» (А. Пахмутова — Н. Добронравов);
«Весенние страдания» (Е. Стихин — Г. Поженян);
«Ветка рябины» (А. Пахмутова — Н. Добронравов);
«Веточка вербы» (Л. Осипова — В. Дагуров);
«Вечер школьных друзей» (А.Морозов — М.Рябинин);
«Во всём мне хочется дойти…» (Б. Власов — Б. Пастернак) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (К. Молчанов) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (П. Аедоницкий);
«Воспоминание» (В. Мигуля — Л.Рубальская);
«Вспоминая о былом» (Музыка: В. Мигуля — Слова: Максим Геттуев);
«Всегда смотреть бывает грустно» (В. Попов — Ю. Щелоков, В. Попов);
«Всё до свадьбы заживёт» (С. Туликов — М. Пляцковский);
«Всё это было не со мной» (А. Морозов — М. Рябинин);
«Вторая молодость» (А. Морозов — М. Рябинин);
«Вы вспомните меня» (Е. Крылатов — Е. Растопчина);
«Вы помните» (В. Успенский — Л. Смоленская);
«Где прошла беда» (О. Кваша — Э. Кузнецов, Л. Алексеев);
«Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский — Е. А. Долматовский);
«Голос детства» (Б. Ривчун — В. Гин);
«Город мой Алма-Ата»;
«Горький мёд» (В. Попов);
«Давай соберемся» (Н. Иванова — А. Великоречина);
«Давнее» (Б. Емельянов — Д. Кедрин);
«Девочка и дождь» (Е. Щекалёв — Е. Наумова);
«Девочка с мальчиком» (Ю. Саульский — Б. Дубровин);
«Дельфины» (М. Минков — О. Анофриев);
«Деревенская улица» (В. Орловецкий — А. Романов);
«Деревянные лошадки» (М. Минков — Э. Шим);
«Детство ушло вдаль» (А. Островский — Л. Ошанин);
«Диалог у новогодней ёлки» (Э.Колмановский — Ю.Левитанский);
«Добрая примета» (М. Фрадкин — Е. Долматовский) со Львом Лещенко;
«Доброта» (В. Мигуля — Б. Дубровин) с Владимиром Мигулей;
«Добрые люди» (Н. Иванова — Р. Казакова);
«Довоенное танго» (В. Левашов — В. Крутецкий);
«Домик в деревне»;
«Домик на окраине» (В. Мигуля — А. Поперечный);
«Домой, домой» (О. Фельцман — Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Дорогая редакция» (Г. Долотказин — Б. Ларин);
«Дочери» (В. Пипекин — В. Лопушной);
«Друг» (О. Фельцман — Р. Рождественский);
«Если б не было войны» (М. Минков — И. Шаферан);
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев — Р. Рождественский) с Муслимом Магомаевым;
«Жалейка» (П. Аедоницкий — И. Романовский);
«Женщина» (Л. Лядова — В. Лазарев);
«Жёлтая рябина» (В. Гамалея — М. Поперечный);
«За окошком света мало» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин);
«За что же счастье мне такое» (О. Фельцман — М. Танич);
«Замкнутый круг» (В. Высоцкий);
«Запоздалая песня» (И. Королёв — Л. Кретов);
«Зачем меня окликнул ты» (А. Пахмутова — Л. Ошанин);
«Звук шагов» (И. Катаев — М. Анчаров);
«Здравствуй, сынок» (О. Фельцман — М. Рябинин);
«Зелена трава» (В. Дружинин — Г. Георгиев);
«Зимняя Москва» (Р. Майоров — Л. Иванова);
«И в шутку и всерьёз» (Е. Щекалёв — В. Костров) с Леонидом Серебренниковым;
«Иволга» (А. Мажуков — О. Гаджикасимов);
«Игорёшка-Игорёк» (Э. Григорьянц — А. Трилисов);
«Из трёх дорог» (Н. Богословский — М. Танич);
«Июльские грозы» (Л. Лядова — Т. Пономарёва);
«Кабы не было зимы» (Е. Крылатов — Юрий Энтин);
«Как по морю синему» (народная);
«Кап-кап» (И. Катаев — М. Анчаров);
«Капля счастья» (Ю. Чичков — В. Каратаев) с Леонидом Серебренниковым;
«Качели» (С. Пожлаков — Г. Горбовский);
«Колыбельная» (А. Градский — Н. Кончаловская);
«Колыбельная» (М. Кажлаев — Б. Дубровин);
«Колыбельная миру» (И. Крутой — К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Колыбельная сыну» (Л.Хмельницкая — Р.Казакова);
«Кружится лист» (Н. Богословский — И. Шаферан);
«Кто в любовь по-прежнему верит» со Львом Лещенко;
«Куда бегут года» (П. Аедоницкий — Л. Завальнюк);
«Лодочка» (Т. Хренников — М. Матусовский);
«Люблю русскую берёзу» (В. Газарян — А. Прокофьев);
«Любовь — кольцо» (Я. Френкель — М. Танич);
«Любо мне» (М. Кажлаев — В. Портнов);
«Любовь прошла» (А. Мажуков — А. Дементьев);
«Маменька» (Э. Рабкин — Н. Палькин);
«Математик» (Н. Богословский — М. Танич);
«Мой город Горький» (П. Аедоницкий — И. Шаферан) с Иосифом Кобзоном;
«Мой придуманный мужчина (В. Попов);
«Мой Сочи» (В. Шеповалов — В. Гин);
«Морская невеста» (Е. Жарковский — В. Лазарев);
«Моряк черноморского флота»;
«Моя подруга — моя Москва» (В. Толкунова — Г. Георгиев);
«Музыка» (И. Крутой — К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Музыка прожитых лет» (М. Минков — Ю. Рыбчинский);
«Мы на лодочке катались» (Русская народная песня);
«На пристани» (А. Мажуков — В. Кузнецов);
«Над рекою туман» (Ю. Саульский — Л. Завальнюк);
«Наступил час ночной» (И. Брамс — Г. Шерер и А. Машистов);
«Не будите её так рано» (В. Лозовой — А. Кронгауз);
«Не говорите мне о нём» (А. Морозов — В. Гин);
«Не довелось» (А. Морозов-М. Рябинин);
«Не зря мне люди говорили» (С. Туликов — М. Пляцковский);
«Не судите меня» (В. Успенский — М. Осташова);
«Немое кино» (Н. Богословский — М. Пляцковский);
«Нет дороги у разлуки» (Ю. Саульский — Г. Поженян);
«Ничего не кончается» (А. Изотов — С. Гершанова) с Евгением Курбаковым;
«Носики-курносики» (Б. Емельянов — А. Булычёва);
«Ночной звонок» (В. Газарян — Г. Георгиев) со Львом Лещенко;
«Обыкновенный человек»;
«Одинокая гармонь» (Б. Мокроусов — М. Исаковский);
«Одиночество вдвоём» (В. Попов);
«Озеро» (Р. Паулс — Л. Ошанин);
«О, Кремли!» (А. Ильин — Н. Ибрагимов) — Гимн Рязани;
«Офицерская честь»;
«Ох, ты неверный» (Я. Дубравин — В. Гин);
«Очередь за счастьем» (Е. Птичкин — М. Пляцковский);
«Паутиночка» (Л. Лядова — М. Танич);
«Перезрела рябина» (В. Орловецкий — В. Дзюба);
«Переносы» (С. Томин — А. Клёнов);
«Песенка без конца» (Э. Колмановский — И. Шаферан);
«Песня Исидоры» (Н. Богословский — А. Богословский);
«Песня о волшебной стране» (Е. Адлер — Л. Дымова);
«Песня о женщинах» (Н. Иванова — А. Кронгауз);
«Песня о родном крае» (Е. Крылатов — Л. Дербенёв);
«Песня о счастье» (В.Рубашевский — В. Шлёнский);
«Песня об одиноком друге» (Н. Богословский — Н. Доризо);
«Печали свет» (А.Малинин — Л.Рубальская);
«Письмо себе» (Е. Филиппов — М. Рябинин);
«Поговори со мною, мама» (В. Мигуля — В. Гин);
«Пойми меня» (Н. Богословский — И. Кохановский);
«Поляна света» (А. Стальмаков — В. Степанов) с Евгением Курбаковым;
«По-над Суджею-рекою» (Е. Жарковский — И. Сельвинский);
«Поставь мне старую пластинку» (В. Попов);
«Приглашаю тебя» (С. Туликов — М. Пляцковский);
«Признание» (А. Колца — А. Гольцева);
«Прости, лес» (В. Вовченко — Г. Георгиев);
«Прости, что я была не рядом» (А.Морьян — Л.Щипахина);
«Прости меня, Россия» (В. Вовченко — Г. Георгиев);
«Прощайте, голуби» (М. Фрадкин — М. Матусовский) с Олегом Ухналёвым;
«Пушинка белая» (А. Бабаджанян — А. Вознесенский);
«Расскажи мне, поле» (В. Пикуль — В. Кузнецов);
«Реченька туманная» (Э. Ханок — А. Поперечный);
«Решила я» (М. Мишунов — В. Соколов);
«Родители наши» (О. Фельцман — Ю. Гарин);
«Россия» (М. Болотный — Р. Казакова);
«Ромашки для влюблённых» (М. Чистов — Л. Татьяничева);
«Россия — Родина моя» (В. Мурадели — В. Харитонов);
«Россиянка» (А. Пахмутова — Н. Добронравов);
«Рубили дерево» (В. Патрушев, О. Дынов — Л. Овсянникова);
«Русская деревня» (С. Касторский — Е. Шантгай);
«Русская душа» (А. Кузнецов);
«Самолёты и соловьи» (А. Мажуков — Л. Ошанин);
«Светлячок» (груз. народная — А. Церетели/Н. Грунин);
«Свирель да рожок» (Ю. Чичков — П. Синявский) с Леонидом Серебренниковым;
«Серебряные свадьбы» (муз. Павла Аедоницкого — ст. Екатерины Шевелёвой);
«Серёжа» (Л. Квинт — Ю. Рыбчинский);
«Сероглазый король» (А. Вертинский — А. Ахматова);
«Сестричка» (М. Фрадкин — И. Шаферан);
«Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин — М. Пляцковский);
«Слово «нет»» (В. Попов — К. Филиппова);
«Снегопад» (А.Экимян — А.Рустайкис);
«Снова мамин голос слышу» (Я. Френкель — И. Шаферан);
«Солнечногорск» (В. Газарян — Э. Буранова);
«Сон-трава» (Е. Птичкин — Т. Коршилова);
«Сорок пять» (В.Добрынин — М.Рябинин);
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов — Е. Евтушенко);
«Спи, дитя моё, усни» (А. Аренский — А. Майков);
«Спи, моя радость, усни» (В-А. Моцарт — Б. Флис — Е. Свириденко);
«Станция конечная» (Ю. Саульский — П. Леонидов);
«Старт даёт Москва» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) со Львом Лещенко;
«Старые обои» (Ю. Николаенко);
«Старые слова» (О. Фельцман — Р. Рождественский);
«Старый вальс» (С. Каминский);
«Стать бы мне рябиною» (Н. Шестакова);
«Стою на полустаночке» (И. Катаев — М. Анчаров);
«Тает снег» (Э. Колмановский — Л. Дербенёв);
«Таёжный вальс» (М. Славин — П. Градов);
«Танго в дискотеке» (О. Фельцман — Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Тебя любила» (А. Морозов — К. Рыжов);
«Текстильный городок» (Я. Френкель — М. Танич) с ансамблем «Ткачихи»;
«Тик-так» (Александр Морозов — Виктор Гин);
«Тихий дворик, старый домик» (В. Попов);
«Тот день» (В. Ветров — О. Фокина);
«Ты и я» (В. Баснер — М. Матусовский) с Леонидом Серебренниковым;
«Ты свистни» (М. Картинский — Р. Бернс/С. Маршак);
«Ты прости меня, дерево» (И. Катаев — М. Анчаров);
«Уголок России» (В. Шаинский — Е. Шевелёва);
«Уж отзвенели ливни сенокоса» (В. Хорощанский — А. Поперечный);
«Уходит теплоход» (А. Изотов — М. Лисянский) с Леонидом Серебренниковым;
«Уходя, ничего не берите из прошлого» (В. Попов — К. Филиппова);
«Фуга» (И. Катаев);
«Ходил с Наташкою Алёшка» (С. Туликов — А. Гангов);
«Хочется верить» (И. Якушенко — И. Шаферан);
«Черёмуха» (В. Биберган — Д. Лившиц);
«Что тебе сказать?» (В. Пипекин — К. Филиппова);
«Чужой помады след» (В. Попов — К. Филиппова);
«Школьному другу» (В. Дмитриев — М. Рябинин);
«Это я была» (М. Таривердиев — Т. Коршилова);
«Я — деревенская» (В. Темнов — П. Черняев);
«Я ночью шла по улице» (И. Катаев — М. Анчаров);
«Я тебя подожду» (А. Островский — Л. Ошанин);
«Яблонька» (Е. Грязнова — М. Гуськов);
«Ярмарка» (А. Стальмаков — С. Гершанова);
«Ясным солнечным днём» (М. Мишунов — И. Морозов, Л. Дербенёв);
«Я не могу иначе» (муз. Александры Пахмутовой — ст. Николая Добронравова)

Недавно еженедельник «КП» писал о новой книге воспоминаний, которая вышла к 70-летию Валентины Толкуновой. Певица признавалась, что главная любовь ее жизни — сын Николай. Но отмечала, что у них разные взгляды на жизнь. На самом деле конфликт между певицей и ее единственным наследником имел глубокие корни.

Простила сбежавшего мужа

— Валечке Толкуновой в личной жизни не очень повезло, — считает ее приятельница Людмила Карева. — Вообще-то она была не совсем тем человеком, за кого себя выдавала. Милая, трепетная на сцене и очень жесткая и хваткая в жизни… Вторым ее мужем был Юрий Папоров, писатель-международник, от которого родила единственного сына Колю. Он носит фамилию отца.

Папоров обошелся с Валентиной не лучшим образом. Уехал в Мексику, где прожил 12 лет, там нашел себе женщину. Валя с четырехлетним сыном осталась в Москве: не могла покинуть Россию — это означало бы крах ее карьеры. Папоров денег не присылал, в воспитании ребенка не участвовал. Семью полностью обеспечивала Валя. Растить сына ей помогала ее мама.

Но на публике Толкунова говорила, что у них в семье все хорошо.

— Своему директору она однажды сказала, что никогда не простит мужа за то, что сбежал в Мексику…

— Потом она его все-таки простила. Юра вернулся в Москву и попал здесь в автоаварию. Получил сотрясение мозга, остался инвалидом, стал слепнуть. Валя забрала его к себе, ухаживала за ним, наняла ему сиделку. Даже после ее смерти муж продолжал жить в ее квартире. И заботилась о нем теща, старенькая мама Валентины… Он умер через несколько месяцев после ухода Вали. Похоронили Папорова рядом с Толкуновой.

Редкие кадры: маленький Коля с отцом, писателем Юрием Папоровым. Он уехал в Мексику и в воспитании сына дальше не участвовал.Фото: семейный архив.

«Талантлив, но ленив»

— Валя постоянно копила, — продолжает ее знакомая. — Купила несколько квартир в Москве. Построила дом в Дивееве, чьи монастыри любила посещать. У нее накопилось немало имущества. (См. «Конкретно».)

Потом оно все досталось Николаю. Сама Толкунова выросла в нищете. И говорила, что сделает все, чтобы ее сын ни в чем не нуждался. У него действительно было все, что бы он только не пожелал: лучшие игрушки, поездки в морю. Но на воспитание Коли у Вали порой не хватало времени. Она постоянно гастролировала. Маленький Коля обижался на маму, что она всегда уезжает от него.

При этом певица излишне баловала сына. Когда Коленьку отправила в «Артек», мальчик оттуда хотел убежать — не выдерживал дисциплины. Тогда певица оплатила путевку в лагерь и его другу, чтобы сыну было нескучно. Плюс отправила своего директора следить за ребятами. Посылала им продукты. Коленька Толкунов говорил директору: «Ты не пробуй — это все мне». Ради прикола мазал сгущенкой хлеб, а сверху клал шпроты…

Валя возлагала на сына большие надежды. Но Коленька, имея от природы таланты, не сильно их развивал. Он унаследовал от матери прекрасный голос. Но пойти на сцену не захотел. Любил рок, а мамино пение называл самодеятельностью, балаганом, и это, конечно, обижало Валентину.

Николай выучил английский, разбирался в точных науках. Толкунова помогла ему поступить в МГУ. А он бросил учебу. Тогда певица пристроила его в свой коллектив. Но работал Николай формально. Мама предлагала ему выходить на концертах петь — не хотел. Позже Валентина устроилась со своим коллективом в Москонцерт и добилась, чтобы ее сына тоже взяли в штат.

— Сын Валентины Толкуновой в Москонцерте только числился, но фактически не работал, — заявил «КП» Александр Беленький, генеральный директор Москонцерта.

Николай Папоров.Фото: Руслан ВОРОНОЙ, Экспресс газета

Задержали с наркотиками

В 2000 году, когда Николаю было 23 года, милиционеры задержали его с героином. Судьба Коли Папорова висела на волоске. Было возбуждено уголовное дело… Но историю замяли — не без помощи Толкуновой. После этого артистка вплотную занялась лечением сына. А Николай был поставлен на спецучет в МВД и проходил там как «криминальный элемент».

Правоохранители отмечают, что Папоров общался с бандитами. Во всяком случае его контакты находили в телефонных книжках преступников. Он был связан с торговцами наркотиками, с неким авторитетом по кличке Американец, а еще с бандитом из Иркутска, которого убили в столице в криминальных разборках (выписки из милицейских данных есть в редакции).

— Я знал Колю, сына Вали Толкуновой, — рассказал «КП» бывший криминальный авторитет Валерий Богдановский. — Он бывал в наших компаниях. Хороший, добрый парень. Любил погулять, в ресторане посидеть. Мы ему и денег иногда давали. И маму его уважали. Был период, когда бандиты требовали мзду с артистов. Валю Толкунову никто не трогал — она всем нравилась.

— Ни для кого из окружения Валентины не было секретом, что ее сын в 20-летнем возрасте увлекался спиртным и, как тогда говорили, сел на иглу, — рассказывает Людмила Карева. — Валя все силы бросила на борьбу с его недугом. Чтобы не срывался, возила его с собой на гастроли. Но Николая опека мамы раздражала, они, бывало, ссорились. Валя мне признавалась: «Столько слез я из-за Коли выплакала». Но она все ему прощала — очень его любила.

«Коля стал набожным»

Одно время Коля подрабатывал в ломбарде — оказалось, его привлекала торговля. Потом заявил, что хочет заняться малым бизнесом и жить в Болгарии. Валентина купила ему там квартиру. Коля уехал в Болгарию вместе со своей девушкой Дианой. Но о маме вспоминал редко. Даже не знал, что она смертельно больна.

Как рассказали друзья семьи, сын Валентины приехал в реанимацию незадолго до смерти матери, попросил у нее прощения. Толкунова взяла с Николая обещание, что он окончательно расстанется с вредными привычками.

По словам близких, Коля сильно переживал уход мамы. Говорил, что жалеет, что так мало времени ей уделял.

Обещание свое он сдержал. В 2012 году стал индивидуальным предпринимателем — начал сдавать в наем недвижимость, которую еще при жизни покупала мама. В Болгарии он помогал родителям своей девушки Дианы, у которых был свой бизнес по установке оград вокруг коттеджей. Но в 2015 году Николай с девушкой расстался.

— Коля почти ни с кем связи не поддерживает. А журналистов и вовсе избегает, — уверяют знакомые семьи Толкуновой.

Как сказал родной брат певицы Сергей Толкунов, сейчас Николай почти все время живет в Болгарии. В Россию приезжает редко.

— Насколько знаю, он не женат. Мы с ним почти не общаемся. Раньше звонил, когда у него появлялись проблемы, — признался «КП» Сергей Толкунов. — Но давно уже не выходил на связь.

— Писали, что после смерти Валентины Толкуновой Николай якобы насильно выселил бабушку, маму Валентины Васильевны, из их московской квартиры?

— Я не знаю, что там у них произошло. Но мама позже в свою квартиру вернулась. Это скорее не Коля сделал, а люди, которые были рядом с мамой, и они ее заставили переехать на новое место. Это было тяжело для 90-летнего человека…

По словам близкого друга Николая, Папоров в последние годы стал набожным, посещает храмы, много молится. Соблюдает церковные каноны…

Выходит, он в корне пересмотрел свою жизнь именно после утраты самого дорого человека — мамы.

КОНКРЕТНО

Недвижимость певицы

Это жилье принадлежит сыну Толкуновой Николаю:

Квартира в Москве на Малой Бронной, площадь — 92,5 кв. м.

Квартира в Москве на Цветном бульваре — 60 кв. м.

Квартира в деревне Красновидово Истринского района Московской области, площадь — 48 кв. м.

Дача и земельный участок в городе Чехов Московской области, площадь участка — 600 кв. м.

Двухэтажный особняк (четыре комнаты) в Дивееве Нижегородской области неподалеку от монастыря.

Квартира в Бургасе, Болгария.

Дом в Черногории.

Также в собственности Николая автомобиль «Мерседес-Бенц».

LiveInternetLiveInternet

Валентина Васильевна Толкунова (12 июля 1946, Армавир, Краснодарский край, РСФСР — 22 марта 2010, Москва) — советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987).

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир, Краснодарского края в семье железнодорожников Василия Андреевича и Евгении Николаевны Толкуновых, почти сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. По воспоминаниям Евгении Николаевны, дочурка росла очень послушной и покладистой: проблем ни с воспитанием, ни с учебой никогда не было.

Школу окончила в Ховрино — Железнодорожном районе г.Москвы. Еще в детском возрасте прошла по конкурсу в ансамбль Центрального Дома Детей железнодорожников под управлением С.О.Дунаевского, где 10 лет пела в хоре под началом прекрасного музыканта Т.Н.Овчинниковой — первого педагога по музыке.

В 18 лет она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а спустя два года прошла по конкурсу в ВИО-66 — вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте. Напряженный гастрольный график «ВИО 66» заставил Валентину из института перевестись сначала в музыкальное училище при Московской консерватории, а потом, из-за невозможности учиться заочно, — в музыкальное училище имени Гнесиных. «Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку», — рассказывала певица в интервью. В 1971 году выпускница престижной Гнесинки блестяще продирижировала хорами Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича и получила на заключительном экзамене отличную отметку. В Московский институт культуры Толкунова вернется немного позднее, получив диплом дирижера-хормейстера в 1976 году.

Первая любовь пришла к Вале в школе. Парню-десятикласснику она долго боялась сознаться в своем чувстве. А когда юноша наконец обратил на нее внимание, Толкунова поняла, что ее восторженность уже остыла, и дала пареньку от ворот поворот. А в 16 лет она познакомилась со студентом Тимирязевской сельхозакадемии. Как позже вспоминала сама Валентина, новый ухажер, хотя оказался опытным ловеласом, почему-то долго боялся даже прикоснуться к ней. Поэтому дальше поцелуев дело не пошло.

Первым, кто по-настоящему сумел завладеть ее сердцем, стал композитор, руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский. «Вот к нему у меня уже было нечто сродни неконтролируемой страсти и любви, — вспоминала Валентина Васильевна. — Мы познакомились, когда мне было 19, а в 20 лет я стала его женой». Юрий был старше супруги на 18 лет. Но даже это не остановило автора хита «Черный кот» от романа на стороне. Саульский познакомился с актрисой Валентиной Аслановой и ушел от жены. Правда, благородно оставил ей квартиру в кооперативе Союза композиторов в Каретном ряду. После развода Толкунова долго находилась в глубокой депрессии.

Расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. Тогда, к счастью, ей помог Владимир Шаинский. Он отдал ей песню «Ах, Наташа», которая давно лежала у него в столе. С ней Толкунова и добютировала как сольная певица в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Кстати сказать, именно на своем дебюте Валентина Васильевна впервые вплела в волосы жемчужную нить, и с тех пор не расставалась с ней. Жемчуг стал своего рода талисманом певицы. Песни «Я не могу иначе», «Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама» и многие другие ворвались в каждый дом.

Через несколько лет в посольстве Мексики в Москве Толкунова познакомилась с переводчиком и журналистом- международником Юрием Папоровым. Валентину пригласили дать сольный концерт, а Юрий Николаевич на испанском рассказывал дипломатам, о чем поет советская певица. Папоров, который был старше Толкуновой на 23 года, поразил ее интеллектом и элегантностью. В 1974 году они сыграли свадьбу, а в 1977году у супругов родился сын Коля. Когда мальчику было четыре года, Юрия отправили в длительную командировку в Мексику.

Отношения со вторым мужем у певицы складывались непросто. Валентина отказалась последовать за супругом в Латинскую Америку. Общались они нечасто, только когда Юрий приезжал в Москву на новогодние каникулы. А вот Коля, в отличие от мамы, регулярно гостил у отца в Мексике. В свидетельстве о рождении у Николая стояла фамилия мамы — Толкунов, а когда вырос, он вдруг поменял ее на отцовскую и стал Папоровым.

Когда сын окончил школу, Валентина Васильевна устроила его на работу в свой Театр музыкальной драмы и песни художником по свету. Но главной болью Валентины было то, что сын стал злоупотреблять запрещенными препаратами. Избавить Колю от пагубной страсти Толкуновой помог протоиерей Николай Гурьянов, который служил в храме на острове Залитав Псковской области. Сейчас Николай бизнесмен.

В 1975 году она знакомится с выдающимся концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым будет работать 18 лет. Он станет для неё другом, учителем и надежным партнером на сцене. Великолепный аккомпанемент рояля наполнял песни и особенно романсы, исполняемые Толкуновой, сдержанным драматизмом, погружая зрителей в атмосферу старинных музыкальных салонов. Говорят, в долгие годы отсутствия мужа за Толкуновой пытались ухаживать многие мужчины, в том числе иностранцы. Она стойко хранила верность, а потом все- таки обратила внимание на ученого-физика Владимира Баранова. Владимир Юрьевич приходил на каждый ее концерт, а потом даже стал ездить с Валентиной на гастроли. Некоторые журналисты стали называть Баранова мужем Толкуновой. Но, разумеется, это было не так.

В личную жизнь любимица публики никого не пускала, и даже когда к ее юбилею телевизионщики снимали документальный фильм с рабочим названием «Железная Валечка» и долго добивались встречи с ее мужем и сыном, Толкунова сказала им твердое «нет». Мемуары писать она тоже отказалась наотрез: мол, тогда надо говорить открыто, что о ком думаешь, а для нее это неприемлемо. В общем, как проницательно однажды заметил Иосиф Кобзон, «она только с виду девушка-простушка с голубыми глазами – внутри у нее на самом деле стальной каркас».

В 1989 г. на базе Москонцерта, где В.Толкунова работала с 1973 г., создано Творческое Объединение «АРТ», театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого являлась певица. Театром созданы музыкальные спектакли и программы. Все спектакли были поставлены на сцене Концертного зала «Россия». В том же году состоялся кинодебют Толкуновой в главной роли: был снят музыкальный фильм-фантазия «Верю в радугу». Согласно народному поверью, за каждым цветом радуги закреплена своя полоса жизни: красный — война, синий — море, желтый — хлебное поле… В этом фильме она исполнила 15 совершенно разных песен и представила настолько широкую палитру образов, что впору было лишь удивляться ее искусству перевоплощения.

Она гордилась своим тридцатилетним водительским стажем. В советское время сменила семь «жигулей» («Наезжала не более 75 тысяч километров – и до свидания! Таким образом я очень долго поддерживала отечественного производителя»), но однажды села за руль иномарки и с тех пор к «жигулям» уже не прикасалась. Последней ее машиной был джип Mitsubishi Outlander.

«Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Если бы меня спросили: «В какое время ты хотела бы родиться?», я выбрала бы девятнадцатый век. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой. При этом есть вещи, которые мне нравятся и в современном мире. Я люблю спортивную одежду, лихачу на машине, у меня, конечно, есть мобильный телефон. Но, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в монитор, я предпочитаю посмотреть на небо, потрогать кленовой листок…» — Валентина Толкунова.

«У меня очень отрицательное отношение к косметике. Если бы не сцена, то никогда не красила бы даже губы. Человек должен быть натуральным. Никак не могу понять, зачем люди делают омолаживающие операции. Ведь после них ты становишься куклой Барби. Страшно, когда люди полагают, что всеми этими подтяжками они обманут природу. Её ещё никто не обманывал. А стареть, я считаю, приятно» — Валентина Толкунова.За 44 года творческой деятельности Валентина Толкунова спела более 600 песен, работала более чем со 190 композиторами и 230 поэтами, она 26 раз становилась лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Имела множество наград.

В отличие от большинства нынешних эстрадников Толкунова наотрез отказывалась выступать на корпоративных вечеринках: «Я дала себе слово не выступать в местах, где жуют и где присутствующим нет дела до музыки». Но концертировала много до последних дней – и в России, и за границей. И мечтала, конечно, о новой хорошей песне: «Хотелось бы спеть песню любви, которая как бы на крыльях несла влюбленных. Такую, как в фильме «Титаник». Но ни в коем случае не попсу…»

По словам мамы певицы Евгении Николаевны, ее дочь будто чувствовала, что столкнется с тяжелой болезнью. Она всю жизнь помогала неизлечимо больным, под ее опекой всегда было несколько человек, которые не знали отказа ни в деньгах, ни во внимании. После первой операции она довольно долго чувствовала себя нормально, казалось, болезнь удалось остановить… Но в 2006 году нашли новые метастазы. Она не следила за собой, много работала и о болезни никому не рассказывала.

Тяжелобольная певица до последнего проводила концерты.Она ушла в марте 2010-го. «Ей надо было кормить свой коллектив, а это 15 человек, — сокрушается брат. — Вместо отдыха поехала на концерт в Могилев. Со сцены ее увезли на «скорой». В Боткинской больнице диагностировали рак четвертой стадии. Она категорически отказалась от химиотерапии. Говорила, что волосы выпадут. Люди не должны запомнить ее такой. Мы даже паричок ей купили, но так и не уговорили. В палате сестра лежала красивая, волосы прибраны. Господь ее избавил от страданий: в реанимации она находилась только два дня. Перед смертью успела собороваться прямо в палате». Похоронили певицу 24 марта на Троекуровском кладбище столицы (уч.№ 6).

Второй муж Валентины Толкуновой, 86-летний журналист Юрий Папоров, умер через полтора месяца после жены. После смерти супруги он фактически осиротел, почувствовал себя никому не нужным и очень переживал. Ведь у Папорова тоже была онкология, он заболел еще раньше, чем Толкунова. Через несколько дней после смерти Толкуновой он попал в больницу и уже не вышел оттуда. Папорова похоронили рядом с Валентиной Васильевной, на том же Троекуровском кладбище.
*************
Даже умирая, Валентина Толкунова сделала все, чтобы Коля был счастлив, а он успел только на ее похороны…
Он стоял рядом с гробом матери и не мог поверить, что ее, такой родной и любимой, рядом больше не будет никогда. Слезы застряли в горле комом, а в голове билась только одна мысль: «Не может этого быть! Не может!» Но лицо мамы в гробу было неподвижно. Никогда она больше не улыбнется своей доброй, ласковой улыбкой и не назовет его сыночкой…
Как горько жалеет теперь Николай, что помирился с мамой лишь накануне ее смерти! Отмотать бы время назад — подарить ей любовь, которую она так ждала от сына всю жизнь! Но, увы, было слишком поздно…
Поздний ребенок
Валентина Толкунова обожала своего единственного Коленьку. Родила она его поздно, когда ей было уже 33 года. После того как артистку бросил первый муж Юрий Саульский, она слишком долго боялась строить семейные отношения. Да и работа мешала — рисковать карьерой певица не решалась. Но когда Толкунова родила, долгожданный сыночек стал ее единственной отрадой! Ведь отец ребенка, второй муж, журналист Юрий Папоров уехал от них работать в Мексику на долгих 12 лет…

Мой сыночка
Маленький Коля жил в основном у бабушки.
— Валя в нем души не чаяла, — рассказывает мама певицы Евгения Николаевна. — Хотя ей было очень тяжело одной растить ребенка. Мальчику так нужен был отец!.. Летом Валя брала Колю на гастроли в разные страны…
Годами разрывалась Толкунова между работой и любимым сыном. Она старалась дать ему максимум любви, выражая свои чувства в песнях. Но с горечью понимала, что не может подарить сыну всю свою любовь в полной мере.
У него своя жизнь…
А потом ее Коленька вдруг вырос. И как же ей было тяжело видеть, как он вдруг стал чужим! Сын все больше отдалялся от матери. Он не ценил и не понимал ее душевные песни — предпочитал тяжелый рок. Дальше — больше. В газетах написали, что у него — проблемы с наркотиками. Он стал курить марихуану, а уговоры испуганной матери никак не помогали. Именно тогда Валентина Васильевна обратилась к Вере! Вместе с сыном она ездила на остров Залита, что на Псковском озере, к батюшке Николаю, который и помог справиться с бедой. Толкунова спасла своего любимого сыночка! Казалось бы, вот он, момент полного примирения, но нет… После расставания со вторым мужем Юрием Папоровым дистанция с сыном увеличилась.
— У него теперь своя жизнь, — с болью говорила певица…
Мама, прости!
Смертельно больная, выступая на концертах, Валентина Васильевна продолжала думать о сыне. Со сцены она читала стихотворение — крик души, в котором есть такие строки:
«Ты чти, сыночек, мать,
что жизнь тебе дала.
Не надо упрекать —
растила, как могла».
И даже ее последняя песня «Пестрая косыночка» тоже была посвящена сыну!
Первые же строчки:
«Позаброшены игрушки —
вот и сын ушел к подружке…»
А в припеве:
«Пестрая косыночка!
Ты прости мне, сыночка,
Радость запоздалую,
что пришла не в срок…»
Даже умирая, она старалась все сделать для него. В последние дни жизни отправила Колю в Болгарию к невесте Диане. Она там дом для молодых купила. А Коля успел лишь к похоронам…
…Он смотрел на маму и не мог себе простить, что все получилось именно так. Ведь помирился он с той, что дала ему жизнь, лишь незадолго до ее смерти. И подарил всего несколько счастливых дней, хотя мог — годы… Он стоял перед гробом, оглушенный, и лишь звучали в ушах слова матери, читающей со сцены стихи:
«От одиночества
не дай ей закричать!
Какая ни на есть,
Запомни, она — мать!»
Пёстрая косыночка исп.В.Толкунова
Ты чти, сыночек, мать,
Что жизнь тебе дала.
Не надо упрекать —
Растила, как могла.
Могла не есть, не пить,
Ночей не досыпать.. .
Какая ни на есть
Она, сыночек, мать!
Шли годы, таяли снега.. .
Обиды не таи —
Пусть мать была строга.. .
В том нет ее вины.
Все за и против взвесь.
Сумей ее понять!
Какая ни на есть,
Она, сыночек, мать.. .
Ты чти, сыночек мать !
Не обижай ее!
Ведь мать всегда простит.
А улыбнешься вдруг —
и сердце застучит.. .
От одиночества не дай
ей закричать!
Какая ни на есть,
Запомни, она — мать!
Автор неизвестен .Этот стих написала неизвестная женщина и послала Валентине Толкуновой, которая прочла его на своём концерте.

«А любовь-то лебедем», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики сопят» – своими душевными песнями, ласковым, очень женским голосом, своими фирменными материнскими интонациями Валентина Толкунова создавала сценический образ любящей жены и матери. Возможно, только на сцене она и могла быть по-настоящему счастлива – личная жизнь звезды, которую называли «хрустальным голосом советской эстрады», складывалась не так, как ей бы хотелось.

Девушка из джаза

Родилась Валентина Толкунова 12 июля 1946 года в Армавире – но, когда ей был всего годик, ее семья переехала в Москву. Музыку она полюбила еще совсем ребенком – постоянно распевала песни из репертуара Шульженко, Утесова, Руслановой. Когда девочке исполнилось десять, ее отобрали в детский хор Центрального дома железнодорожников; через два года Валя уже была солисткой этого хора, а окончив школу, поступила в Институт культуры на дирижерско-хоровое отделение.

Вскоре юная Валентина стала солисткой вокально-инструментального коллектива «ВИО-66», в рекордные сроки освоив азы исполнения джазовой музыки. Руководил оркестром Юрий Саульский. Он-то и стал первым мужем Толкуновой – ей тогда было 20 лет.

Работать приходилось на износ – оркестр постоянно гастролировал. Валентина перевелась в музучилище при Московской консерватории, затем в училище имени Гнесиных, которое и окончила с отличием – и все это, что называется, без отрыва от производства. Ей аплодировали, ее карьера шла вверх – а вот брак дал трещину: Валентине стало известно, что ее муж не на шутку увлекся молодой актрисой, в итоге семья распалась. Для Толкуновой это был тяжелый удар: воспитанная в строгости, она была с ранних лет настроена на то, что у женщины должен быть один любимый мужчина на всю жизнь. Певица очень тяжело переживала развод.

Примерно в то же время она решила, что джаз – это не для нее. Первой песней, с которой Толкунова дебютировала в качестве сольной певицы, становится «Ах, Наташа» Шаинского. Композитор, считавший песню неудачной, потом был весьма удивлен ее громкому успеху.

wikimedia

Душевный разговор

Очень быстро выясняется, что мягкий и задушевный, хотя и небольшой, голос Толкуновой – как раз то, что хочет публика, порядком уставшая от бравурных «взвейтесь да развейтесь». Толкунова становится солисткой Москонцерта, и песни «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», «Одинокая гармонь» начинает петь вся страна, а сценический образ, созданный Толкуновой, – образ женщины с добрым русским лицом, с роскошной косой и мягкой улыбкой – становится, как бы сейчас сказали, трендом.

Спустя три года после развода певице вновь удается влюбиться – в журналиста-международника Юрия Папорова. Она родила от него сына и не уставала повторять, что замужем за прекрасным человеком. Валентина радовалась устроившейся семейной жизни – но тут мужу предложили длительную командировку в Мексику. Поехать вместе с ним означало прервать карьеру певицы; остаться – значит пережить долгую разлуку. Валентина выбрала второе – на радость зрителям и на горе себе: командировка ее мужа длилась 12 лет.

Ты за любовь прости меня

Несмотря на то, что Толкунова формально была замужем, ей постоянно приходилось страдать от одиночества. Соломенная вдова, чей муж уехал за океан, она выплескивала всю свою способность любить на единственного сына. У нее не было возможности уделять ему достаточно времени, пока он был маленьким, – как у многих работающих женщин тех лет; возможно, именно поэтому ее привязанность к сыну стала болезненной – Толкуновой постоянно казалось, что она чего-то недодала своему мальчику.

Она всюду старалась брать его с собой, боялась выпустить из вида, могла отчитать прилюдно, как маленького, забывая, что Николай уже взрослый мужчина со своими взглядами на жизнь. В последние годы жизни певицы сын пытался протестовать, как мог избегал этой навязчивой опеки, чего Валентина никак не могла принять. Она превратилась в настоящий комок нервов, переживала из-за любого пустяка.

О том, что у певицы рак, до последнего не знал никто. Она страдала от боли молча, до последнего выходила на сцену и пела. Врачи настаивали на том, что ей нужно отдыхать, – но Толкунова пренебрегала их советами. Возможно, потому, что по-настоящему жила только на сцене.

Умерла Толкунова 22 марта 2010 года.

Директор Валентины Толкуновой раскрыла тайны личной жизни знаменитой певицы. Почему Толкунова была несчастлива в семейной жизни?

Певица Валентина Толкунова умерла 22 марта 2010 года. У нее была опухоль мозга.

Выяснилось, что Валентина Толкунова не была счастлива в личной жизни. Певица очень сильно любила своего первого мужа — композитора Юрия Саульского.

Когда они поженились, она была молодой девушкой, а Саульский старше на 18 лет. Ради Саульского Валя бросила жениха — у нее был роман с одним театральным режиссером, они уже собирались пожениться.

Через пять лет Саульский и Толкунова развелись. Толкунова утверждала, что он завел себе какую-то молоденькую актрису, и Валентина не смогла простить измену.

Народная молва приписывала Толкуновой роман с Львом Лещенко, с которым они много гастролировали вместе по стране, но это неправда. Толкунова с Лещенко всю жизнь просто дружили и всегда шутили на тему своего предполагаемого брака.

Вторым мужем Толкуновой стал журналист-международник Юрий Папоров, с которым Валентина до конца жизни состояла в браке. Они поженились, и в 1977 году у них родился сын Николай — для Валентины долгожданный. Ей ведь тогда уже 31 год исполнился. Юрий Папоров был старше жены на 23 года.

Однажды Юрий Папоров уехал в Мексику писать книгу о Льве Троцком. И остался там на 12 лет! Толкунова, конечно, переживала. А ведь муж несколько раз предлагал ей переехать к нему, но она всегда отказывалась.

В последние тридцать лет Толкунова и Папоров жили как брат с сестрой, а не как муж с женой. Они могли вместе сходить в гости, в ресторан. Но жили в разных квартирах.

У Валентины Толкуновой был любовник по имени Володя. Но и с ним у нее ничего серьезного не сложилось. Обычно Володя встречал ее с гастролей в аэропорту, и они ехали на пару дней в санаторий в Жаворонки — там у Толкуновой был свой люкс.
С мужем Толкуновой под конец жизни пришлось помучиться. Папоров попал в автокатастрофу, ударился головой, из-за чего постепенно ослеп, оглох. Толкунова взяла его к себе и наняла домработницу, чтобы ухаживать за ним.

После смерти Валентины Толкуновой Папоров, оказался никому не нужен — ни сыну, ни родным — и умер через полтора месяца в больнице, куда его устроили родственники.

Фото: личный архив, wikipedia.org