Биография вивьен ли

Вивьен Ли: Унесённая ветром

Это удивительно: она до сих пор лидирует во всевозможных рейтингах как лучшая актриса нашего времени, а культовый фильм с ее участием называют своим любимым президенты и бездомные, люди разных наций и континентов.

Текст Юлия Бекичева

Детство и мечты

Старательно проговаривая каждое слово стихотворения, которое она заучила накануне, темноволосая девчушка с нескрываемым удовольствием следила за реакцией внимающих ей дам, сидящих перед импровизированной сценой. Вот подслеповатая миссис Вествуд, пристально разглядывающая её через круглые стекла своего лорнета; старая дева мисс Бланш, застывшая на месте с раскрытым ртом; мама, уронившая на колени вязание… Возможно, именно в те минуты, рассказывая участницам доморощенного театрального кружка незамысловатую историю о бедняжке, потерявшей своих овечек, пятилетняя Вивиан Мэри Хартли впервые осознала свое истинное призвание…

— Я была прекрасна, не так ли, тетушка? Я стану актрисой, великой актрисой!
— Постыдитесь, мисс Хартли! Кто научил вас так разговаривать со взрослыми? Где вы потеряли свою скромность? Ваше платье…. Оно всё измято… Впрочем, в стенах монастыря Святого Сердца из вас сделают настоящую леди. А пока… отправляйтесь в свою комнату, мисс.

Понурив голову, Вивиан Мэри поплелась вверх по лестнице. Для маленького трепещущего сердечка отъезд в монастырь был второй трагедией, которую оно перенесло за свои пять лет. Рождённая в Индии, девочка с пугливой настороженностью отнеслась к известию о возвращении семьи на родину предков, в Англию. И вот снова перемены.

Истовая католичка, её мать была непреклонна в своем решении отдать единственную дочь монахиням на воспитание. И она не прогадала… В монастыре Вивиан Мэри получила блестящее образование.

Увлеченной литературой, музыкой и историей, преуспевающей на уроках живописи, ей никак не давалась лишь одна наука — смирение… «Быть актрисой, играть, выражать свои мысли, эмоции, желания!.. Это ли не протест против назойливой английской чопорности, это ли не счастье?» — спрашивала она свою соученицу по монастырю, будущую актрису Морин О’Салливан.

Час, неделя, месяц, год, пять лет… Вивиан Мэри мысленно подгоняла стрелки часов. И вот наконец раскрылись ворота монастыря, и она — повзрослевшая, похорошевшая барышня — точно бабочка выпорхнула на свободу, воскликнув: «Больше никаких монахинь и запретов! Слышите, никаких!»

Из домохозяек в звезды

В 1931 году, благодаря протекции отца — в прошлом офицера индийской кавалерии, Вивиан поступила в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне. Тогда же на одном из балов 19-летняя красавица встретила своего будущего мужа, 33-летнего юриста, истинного британца Герберта Ли Холмана.

Через год после свадьбы у новоиспечённых супругов родилась дочь Сюзанна. Забота о муже и ребёнке, рутинная домашняя работа выводили будущую актрису из себя. Это было похоже на возвращение в ненавистный монастырь, жизнь в котором протекала строго по расписанию. К тому же муж заявил Вивиан, что отныне она должна выбросить из головы мечты о карьере и заняться домом и ребёнком. Смирение… Уж если в монастыре она не освоила его, то теперь и подавно не собиралась делать этого.

Всем, кто знал эту семью, было понятно, что Вивиан ненавистны кухня и пелёнки. Чтобы хоть как-то приободрить будущую актрису, друзья отрекомендовали её на роль в фильме «Дела идут на лад» режиссера Альберта де Коервилла (1935 г.).

Работа в эпизодах в кино и второстепенные роли в театре давали Вивиан надежду на более яркое продолжение. Ведь если однажды ты оказалась у подножия горы, есть шанс, что ты достигнешь и её вершины. Ожидания оправдались.

После того как Вивиан сыграла в спектакле «Маска добродетели» (1935 г.), о ней заговорили в лондонских театральных кругах. В газетах одна за другой стали появляться рецензии и интервью с актрисой. Вспомнил о Ли и давний знакомый, режиссёр Александр Корда, прежде морщивший нос при виде «кокетливой англичанки» («Смазлива, не более»). Именно с Кордой Вивиан заключила свой первый контракт. Одним из условий работодателя было то, что с этого момента Вивиан Мэри Ли будет работать под псевдонимом Вивьен Ли.

Право быть счастливой

То, о чём она мечтала, происходило наяву. Всё складывалось как нельзя лучше, если не считать того обстоятельства, что малышка Ли… влюбилась.

Они познакомились во время работы над «Маской добродетели». Лоуренс Керр Оливье, барон Оливье был уже сложившимся театральным актёром. Красивый, страстный, поцелованный Богом, в тот период Ларри блистал в таких драмах… как «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»…

Казалось, у него не было недостатков, за исключением одного: Оливье был женат. Однако это ничуть не волновало жизнелюбивую Вивьен. Теперь по вечерам вместо того, чтобы торопиться к мужу и ребёнку, молоденькая бестия бежала смотреть на игру Оливье.

Позже Лоуренс будет вспоминать, как оглушила, как заворожила его «невообразимая красота» Вивьен. Играя любовников в фильме «Пламя над Англией» режиссёра Уильяма Хоуорда (1936 г.), Оливье и Ли поняли: страсть накрыла их с головой. Вспыхнувшее чувство было счастьем и бедой одновременно. Ведь за спиной у каждого были семья и дети. Дочь — у Вивьен, сын — у Лоуренса.
После съёмок они беседовали о том же, о чём перед камерой говорили их герои в «Пламени…»:

— Я не могу.
— Майкл…
— Не могу…
— Но у нас есть право быть счастливыми. У каждого есть это право.
— Да… А у нас — нет.

Возвращаясь домой и безучастно глядя на дочь, играющую с няней, на храпящего на диване мужа, актриса запиралась в своей комнате и мечтала… И снова мечта её сбылась.
Лоуренс ушёл из семьи, Вивьен сбежала от мужа. Теперь у любовников был камин, дом на двоих и… невозможность пожениться, как они того хотели. Ещё бы! Муж Ли и жена Оливье наотрез отказывались давать развод. Но любви это было безразлично.

Снимаясь в драме «21 день» режиссёра Дина Бэйзила (1938 г.), Лоуренс и Вивьен уже не играли. Все, кто находились на съёмочной площадке, догадывались, что слова «Я люблю тебя, Ларри» адресованы не столько герою Оливье, сколько ему самому. Спустя шесть лет, добившись развода и оставив детей с бывшими супругами, барон и «кокетливая англичанка» обвенчались.

К тому времени Вивьен уже была известна миру как Скарлетт О’Хара.

Успех разрушающий

Экранизация романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» стала одной из первых цветных кинокартин, снятых под пристальным контролем продюсера Дэвида Селзника. Фильм режиссёра Виктора Флеминга (1939 г.) получил восемь премий «Оскар», одна из которых (номинация «Лучшая женская роль») досталась исполнительнице роли Скарлетт О’Хары — Вивьен Ли.

Примечательно, что на роль Скарлетт претендовали. полторы тысячи (!) актрис. В их числе были: Таллула Бенкхед, Кэтрин Хепбёрн, Джоан Кроуфорд, Клодетт Кольбер, Маргарет Салливан, Полетт Годдар (была утверждена, а позже снята с роли), Бэтт Дэвис и другие…

Вивьен Ли привёл на студию брат Дэвида Селзника Майрон, по совместительству — агент Лоуренса Оливье. «Вот она, твоя Скарлетт!» — заявил Майрон. И хотя Дэвид долго не решался утвердить Ли на роль, впоследствии он признался: «Я понял, что это моя героиня, как только увидел Вивьен. И всё-таки я не знал, как американская общественность воспримет фильм, главную роль в котором будет играть иностранка».

На съёмках «Унесённых ветром» актрису ожидал необычный коллектив: истеричный режиссёр Флеминг (интересно, что в режиссёрском кресле «Унесённых…» успели побывать три человека: Джордж Кьюкор — не поладил с Кларком Гейблом и вынужден был уйти; Виктор Флеминг, выбывший из рабочего процесса в середине съёмок по состоянию здоровья; Сэм Вуд и снова Флеминг, которому в итоге достались все режиссёрские лавры), равнодушный ко всему происходящему Лесли Говард (Эшли Уилкс), придирающийся к мелочам Селзник и подтрунивающий над строгостью партнерши и отчитывающий её за опоздания Кларк Гейбл (Ретт Батлер).

— Вот как здесь относятся к работе! — разорялся Кларк. — Что позволяет себе эта англичанка? Я не собираюсь…
— Мистер Гейбл прав, — прервала речь звезды невесть откуда вынырнувшая Вивьен. — Если бы я была мужчиной, я бы посоветовала этой англичанке возвращаться на родину и продолжать онанировать дома, на диване.

Артист поперхнулся и, оказавшись наедине с режиссёром, заметил: «А она — отличная штучка».

Даже в такой непростой обстановке Ли сумела создать образ, за который её полюбила сначала вся Америка, а после — весь мир. После премьеры «Унесённых ветром» в Атланте популярность актрисы во много раз превзошла популярность её мужа — барона Оливье.

«Англичанка, отобравшая хлеб у ослепительных звёзд Голливуда, стала одним из символов Америки», — захлебывались от восторга критики.

Лоуренс был раздражен

Шекспир, на пьесы которого актёр делал ставку, оказался менее востребован, нежели «дешёвая слезливая мелодрама». Как мало нужно публике! А газетчики… Один из писак назвал Вивьен «великой актрисой», а его — Лоуренса Оливье — «её мужем, приехавшим в Голливуд по делам».

Меж тем успех Вивьен рос как на дрожжах. Пользуясь зрительской любовью к актрисе, режиссёры один за другим начали предлагать ей роли. За «Унесёнными ветром» последовали драмы «Мост Ватерлоо» (1940 г.) и «Леди Гамильтон» (1941 г.). В последней Ли снялась вместе с Оливье и, по единодушному признанию критиков… переиграла его.

Вивьен искренне любила мужа и старалась сделать всё для того, чтобы не задевать его самолюбие. Статуэтками «Оскара» она подпирала двери спальни, рвала и выметала из дома газеты с хвалебными статьями в её адрес. Для того чтобы Оливье мог самостоятельно ставить свои спектакли, Ли отдала ему все свои сбережения. Актриса даже попыталась родить ребенка, но ослабленный недосыпанием и напряженной работой организм Вивьен ответил выкидышем.

Чарльстон на прощание

Через 12 лет после премьеры «Унесённых ветром» Вивьен Ли получила свой второй «Оскар» за роль Бланш Дюбуа в экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“» режиссёра Элиа Казана (1951 г.).
326 раз Вивьен Ли выходила на театральную сцену как Бланш. 326 раз она играла потрясение и «сходила с ума». За 36 дней была снята киноверсия знаменитого спектакля.

«Мы отлично сработались с Марлоном Брандо, сыгравшим роль Стенли. Мы оба любили использовать в разговоре крепкое словцо и посмеяться», — вспоминала Вивьен. Вместе с тем актриса признавала, что именно роль Дюбуа нанесла непоправимый вред её душевному здоровью.

Неконтролируемые приступы агрессии, забывчивость, маниакальная депрессия. Это был далеко не полный перечень диагнозов, поставленных Вивьен Ли врачами. В 1948 году актрисе сообщили, что она больна туберкулёзом. Лекарства, прописанные для лечения легких, пагубно действовали на психику, усугубляя и без того плачевное состояние Вивьен.

«Ей стало сложно сниматься в кино, работать в театре, — вспоминали коллеги Ли. — Она часто путала текст, забывала имена героев, называя партнеров по сцене «Ларри», заходилась в приступах удушающего кашля».

Больше всех перемены, произошедшие с женой, сказались на бароне Оливье. Малышка Ли бросалась на него, как разъярённая кошка, выла, кусалась, а наутро… ничего не помнила. Казалось, помощи ждать неоткуда. Лечение в психиатрической клинике — электрошок, обёртывания в ледяные простыни, продолжительные беседы — не давало нужного результата.

«Вивьен изменилась до неузнаваемости. Это была не та женщина, на которой я женился»,— вспоминал Оливье.

Не выдержав изнуряющего постоянного напряжения, Лоуренс завел себе молоденькую подружку. В день 45-летия Ли муж объявил, что намерен развестись. Вивьен согласилась…

«Little Bo-Peep has lost her sheep…» — вспоминала актриса строки детского стихотворения. Она верила, что Ларри вернётся. Напрасно…

Прошли годы ожидания, и в фильме режиссёра Стэнли Крамера «Корабль дураков» (1965 г.) героиня постаревшей Вивьен Ли, алкоголичка Мэри Трэдвел, сказала: «Если не можешь получить то, о чём мечтаешь, удовлетворяйся тем, что имеешь. Я хотела жить с пользой и чтобы кто-то любил меня вечно. Нелепо, правда?.. Я выбрала не того человека. Он сделал меня знаменитой женой, а я превратила его жизнь в ад. Закончилось всё разводом. Так что простите меня. Я не люблю слушать о счастливых браках. Я им завидую».

Они были так похожи: Мэри Трэдвел и тяжело больная Вивьен. Мэри выходила на палубу корабля дураков так же, как Ли в последние годы на сцену, — пошатываясь. Героиня — от алкоголя, актриса — от слабости. Они как ни в чём не бывало улыбались зрителям и «плясали чарльстон». В этой игре на публику только самый прозорливый мог разглядеть отчаяние и нежелание прощаться с жизнью… Но музыка становилась тише, коридор сужался. И вот уже за одной из дверей исчезла Мэри. А через два года ушла и Вивьен. Ушла, чтобы никогда не вернуться.

>Вивьен Ли

Биография

Легенда британского кино, актриса Вивьен Ли была единственным ребенком в семье английского военнослужащего. Настоящее имя красавицы — Вивиан Мэри Хартли. Родилась она в Индии 5 ноября 1913 года. Мать актрисы — Гертруда Робинсон Яки по происхождению наполовину француженка и ирландка, некоторое время была домохозяйкой, а затем работала актрисой в небольшом театре.

Маленькая девочка первый раз выступила на сцене в три года, прочитав стихотворение перед постановкой, в которой играла ее мама. В детстве Вивьен увлекалась литературой, в том числе и греческой мифологией, а также занималась музыкой и танцами. Она с самого раннего возраста решила стать великой актрисой.

Вивьен Ли в молодости

Для получения первого образования девочка была отправлена в Англию в школу при монастыре Святого Сердца, а затем, при поддержке отца, поступила в Драматическую Высшую школу, которая находилась в Лондоне. Во время учебы молодой девушке приходилось сниматься в небольших ролях в кино и рекламных роликах. Первую стоящую роль в киноленте «Дела идут на лад», которая стала ее дебютом, она получила в 1934 году.

Уже в этот период творческой биографии актриса принимает решение сменить настоящее имя на псевдоним, и несмотря на то, что ее менеджер Джон Гиддон предложил ей имя Эйприл Морн, актриса стала Вивьен Ли.

Фильмы

Благодаря своим новым связям и окрепшему таланту молодой актрисе удалось получить в 1939 году роль в голливудском бестселлере «Унесенные ветром». Вивьен Ли в свои 26 лет показала себя настоящим профессионалом, а история любви, блестяще разыгранная с артистом Кларком Гейблом на экране, переросла в большую дружбу между британской актрисой и семьей американца. Фильм стал лидером проката на многие годы, а также получил множество премий “Оскар”, в том числе и за исполнение лучшей главной женской роли.

Вивьен Ли и Кларк Гейбл в фильме «Унесенные ветром»

Через два года на экранах кинотеатров появляется английская драма «Леди Гамильтон», в которой Вивьен Ли сыграла вместе с Лоуренсом Оливье. За эту картину творческую пару особенно полюбил Уинстон Черчилль. Он активно поддерживал актеров, приглашал их на светские мероприятия и всегда восхищался мастерством и красотой Вивьен Ли.

В конце войны на экраны вышли еще две картины с участием актрисы — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина». Но на съемках фильма про египетскую красавицу впервые с Вивьен Ли случился приступ истерии, который был спровоцирован напряженным графиком работы. Ей удается взять себя в руки, и на лондонской театральной сцене она появляется в главной роли постановке «The Skin of Our Teeth».

Вивьен Ли в фильме “Анна Каренина”

Конец 40-х ознаменовался театральной постановкой «Трамвай «Желание», режиссером которого стал Лоуренс Оливье. Но критика без особого восторга восприняла эту премьеру. После того, как труппой театра было сыграно более 300 спектаклей, Вивьен Ли пригласили в экранизацию этой пьесы в кино. Партнером красавицы в легендарном фильме стал молодой Марлон Брандо.

Вивьен Ли и Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание»

Несмотря на то, что во время работы над образом Бланш Дюбуа у актрисы развилось серьезное психическое расстройство, с ролью она справилась безупречно. В профессиональных кругах ее исполнение до сих пор считается эталонным, что подтвердилось получением ею “Оскара” и премии BAFTA. Сам Теннеси Уильямс был в восторге от игры Вивьен Ли.

Вивьен Ли на премии “Оскар”

В 50-е годы актриса снялась еще в нескольких второстепенных ролях, но ее репутация на съемочной площадке уже была подмочена неадекватным поведением и постоянными психозами. В эти годы лишь за игру в мюзикле «Товарищ» она получила небольшую театральную премию. Постепенно Вивьен отходит от профессиональной деятельности в кино и театре и уединяется в своем доме.

Личная жизнь

Вивьен Ли дважды была замужем. Первым мужем красавицы стал адвокат Герберт Ли Холман, который женился на ней, когда Вивьен было 19 лет. Самому Герберту на тот момент было больше 31 года. Вскоре в семье родилась дочь Сюзанна. Роль домохозяйки, которую уготовал супруг Вивьен, пришлась ей не по вкусу, и вскоре она начала свою театральную карьеру. А после первого успеха на сцене Лондона красавица встретила мужчину, который изменил ее личную жизнь.

Вивьен Ли с первым мужем

Это был молодой амбициозный режиссер и актер Лоуренс Оливье, специализирующийся на шекспировских постановках. С ним Вивьен Ли была счастлива в течение четверти века. Брак влюбленные смогли оформить только в 1940 году в городке Санта-Барбара в США, после того, как супруги обоих дали им согласие на развод. Дочка Вивьен осталась жить вместе со своим отцом.

Вивьен Ли и Лоуренс Оливье

Брак между Ли и Оливье продлился до 1960 года, после чего Лоуренс женился на молодой пассии Джоан Плоурайт. Во многом на отчуждение между супругами повлияла болезнь актрисы. Несмотря на развод, во время которого в качестве отступной от Лоуренса на имя Вивьен был оформлен роллс-ройс, бывшая жена до последних дней подписывалась именем Вивьен леди Оливье.

Вивьен Ли: храбрая Скарлетт и ее дочь Сюзанна

Зеленоглазая Скарлетт, воплощение аристократизма и утонченности, актриса Вивьен Ли родилась 5 ноября 1913 года в Дарджилинге (Индия) в семье английского чиновника. Настоящие имя и фамилия: Вивиан Мэри Хартли.

Вивьен Ли рассказывала, что ее мама во время беременности часто любовалась Гималаями, будучи уверенной, что если смотреть на что-то красивое, то и ребенок будет очень красивым.

Единственная дочь, Вивьен с детства отличалась артистической жилкой и эмоциональностью.

Семья вернулась на родину, в Англию, а в дальнейшем Вивьен получила образование в нескольких закрытых пансионах разных стран Европы.

Когда еще маленькую Вивиан мать решила отдать в закрытый пансион при монастыре, девочка билась в страшной истерике, это оказало влияние на ее будущее эмоциональное состояние. Но Гертруда Хартли, мать Вивьен, являясь истовой католичкой, осталась непреклонной, не пожалела дочь и отдала ее на целых 8 лет в монастырь.

В монастыре Вивиан Мэри получила блестящее образование. Увлеченной литературой, музыкой и историей, преуспевающей на уроках живописи, ей никак не давалась лишь одна наука — смирение.

После завершения образования в монастыре, Вивьен, уходя, воскликнула: : «Больше никаких монахинь и запретов! Слышите, никаких!»

Имея хорошую школу за плечами она поступила в Королевскую академию драматического искусства, не без протекции отца — в прошлом офицера индийской кавалерии. Первую роль в кино сыграла в 1934 году, в театре — 1935 году.

На одном из балов 19-летняя красавица встретила своего будущего мужа, 33-летнего юриста, истинного британца Герберта Ли Холмана.

Они поженились и через год у них родилась дочь Сюзанна, однако Вивиан продолжала жить сценой. Муж был против этих планов, и всё же Вивиан удавалось играть крошечные роли в рекламных роликах, эпизоды в кино, в театре. Первый успех пришёл, когда Вивьен Ли сыграла в спектакле “Маска добродетели”. В театральных кругах Лондона начинающую актрису приняли всерьёз.

С дочкой

Забота о муже и ребёнке, рутинная домашняя работа выводили будущую актрису из себя. Это было похоже на возвращение в ненавистный монастырь, жизнь в котором протекала строго по расписанию. К тому же муж заявил Вивьен, что отныне она должна выбросить из головы мечты о карьере и заняться домом и ребёнком. Вивиан была еще слишком молода и вскоре поняла, что не любит мужа.

Всем, кто знал эту семью, было понятно, что Вивиан ненавистны кухня и пелёнки. Чтобы хоть как-то приободрить будущую актрису, друзья отрекомендовали её на роль в фильме «Дела идут на лад» режиссера Альберта де Коервилла (1935 г.).Работа в эпизодах в кино и второстепенные роли в театре давали Вивьен надежду на более яркое продолжение.

После того как Вивиан сыграла в спектакле «Маска добродетели» (1935 г.), о ней заговорили в лондонских театральных кругах. Вскоре Вивьен заключила свой первый контракт. Одним из условий работодателя было то, что с этого момента Вивиан Мэри Ли будет работать под псевдонимом Вивьен Ли.

Переломным моментом в жизни Ли становится знакомство с актером Лоуренсом Оливье. Они познакомились во время работы над «Маской добродетели». Лоуренс Керр Оливье, барон Оливье был уже сложившимся театральным актёром. У него не было недостатков, за исключением одного: Оливье был женат. Однако это ничуть не остановило Вивьен. Теперь по вечерам вместо того, чтобы торопиться к мужу и ребёнку, она бежала смотреть на игру Оливье.

Неотразимый сэр Лоуренс Оливье

Играя любовников в фильме «Пламя над Англией» режиссёра Уильяма Хоуорда (1936 г.), Оливье и Ли поняли: страсть накрыла их с головой. Вспыхнувшее чувство было счастьем и бедой одновременно. Ведь за спиной у каждого были семья и дети. Дочь — у Вивьен, сын — у Лоуренса.

Только через шесть лет они смогут добиться развода у своих половин и пожениться. К тому моменту Вивьен была всемирно известна. Эпопея “Унесённые ветром” покоряла сердца миллионов. Вивьен в 26 лет получает свой первый “Оскар”.

Лоуренс ушёл из семьи, Вивьен сбежала от мужа. Теперь у любовников был дом на двоих. Но развод имел и другие последствия: Оливье, из-за его статуса разведенного, перестали приглашать на приемы в Королевский дворец, правила тогда еще были консервативными.

Свадьба

Экранизация романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» стала одной из первых цветных кинокартин, снятых под пристальным контролем продюсера Дэвида Селзника. Фильм режиссёра Виктора Флеминга (1939 г.) получил восемь премий «Оскар», одна из которых (номинация «Лучшая женская роль») досталась исполнительнице роли Скарлетт О’Хары — Вивьен Ли. Примечательно, что на роль Скарлетт претендовали. полторы тысячи (!) актрис. В их числе были: Таллула Бенкхед, Кэтрин Хепбёрн, Джоан Кроуфорд, Клодетт Кольбер, Маргарет Салливан, Полетт Годдар (была утверждена, а позже снята с роли), Бэтт Дэвис и другие…

Вивьен сумела создать образ, за который её полюбила сначала вся Америка, а после — весь мир. После премьеры «Унесённых ветром» в Атланте популярность актрисы во много раз превзошла популярность её мужа — барона Оливье.

Кукла названная Скарлетт

Вместе с тем, Вивьен считала, что ее неспособность родить ребенка любимому стала истиной причиной их расставания.

Вивьен искренне любила мужа и старалась сделать всё для того, чтобы не задевать его самолюбие. Статуэтками «Оскара» она подпирала двери спальни, рвала и выметала из дома газеты с хвалебными статьями в её адрес. Для того чтобы Оливье мог самостоятельно ставить свои спектакли, Ли отдала ему все свои сбережения.

Вернувшись из Америки в Британию актриса стала много играть в театре, в пьесах классического репертуара. В начале 1950-х годов супруг Вивьен снова отправился в Голливуд на съёмки кинофильма. Вивьен Ли поехала за ним и снялась в роли Бланш Дюбуа в “Трамвае “Желание” по пьесе Теннесси Уильямса. Эта роль принесла актрисе второго «Оскара».

Вивьен так и не смогла родить ребёнка в браке с Оливье. Во время съёмок “Цезаря и Клеопатры”, после второго срыва беременности у неё началась глубокая депрессия, которая переросла в нервный срыв.

В 1945 году у Вивьен Ли был выявлен туберкулёз лёгких. Болезнь подействовала и на психику актрисы, начались припадки безумия. Её лечили и от туберкулёза, и от психического расстройства, доходило до сеансов электрошока, но становилось только хуже. В редкие периоды спада Вивьен успевала выступать в кино и на сцене.

«Ей стало сложно сниматься в кино, работать в театре, — вспоминали коллеги Ли. — Она часто путала текст, забывала имена героев, называя партнеров по сцене «Ларри», заходилась в приступах удушающего кашля».

Больше всех перемены, произошедшие с женой, сказались на бароне Оливье. Жена бросалась на него, как разъярённая кошка, выла, кусалась, а наутро… ничего не помнила. Казалось, помощи ждать неоткуда. Лечение в психиатрической клинике — электрошок, обёртывания в ледяные простыни, продолжительные беседы — не давало нужного результата. Проблемы со здоровьем привели к преждевременному старению.

«Вивьен изменилась до неузнаваемости. Это была не та женщина, на которой я женился»,— вспоминал Оливье.

Не выдержав изнуряющего постоянного напряжения, Лоуренс завел себе молоденькую подружку. В день 45-летия Ли муж объявил, что намерен развестись. Вивьен согласилась, но это стало для нее тяжелейшим ударом. Она напрасно продолжала еще некоторое время верить, что муж вернется. Оливье женился на молодой британской актрисе Джоан Плаурайт, ставшей очередной леди Оливье, у них родилось трое детей и супруги жили вмести до смерти Лоуренса. Вивьен начала встречаться с канадским актером Джоном Меривале.

Лоуренс Оливье с третьей женой Джоан Плаурайт

Вивьен и ее последний спутник жизни, актер Джон Меривале

Актриса продолжала играть в спектаклях, снялась ещё в двух фильмах.
Она старалась доказать всем — и самой себе, что ещё молода, прекрасна, полна сил. Но силы изменяли. После спектаклей на Бродвее, где актриса выступала в музыкальной комедии, часто приходилось вызывать врача. С гастролей её привозили в Лондон на носилках.

Когда туберкулез захватил оба легких у Ли начались новые приступы. В Лондоне, во время очередного приступа, актриса скончалась.

Фильм » Римская весна миссис Стоун»


Во всех лондонских театрах на минуту погасли огни рамп. Актёры и зрители почтили траурным молчанием память скончавшейся Вивьен Ли. По завещанию актрисы, её тело кремировали, а прах развеяли над озером близ небольшой деревни, в которой она жила в графстве Восточный Сассекс.

Цитаты Вивьен Ли:

» Я всегда верила, что если ты желаешь чего-то всем сердцем и всей душой, то обязательно это получишь.»

«Намного легче заставить людей заплакать, чем засмеяться»

Дочь Вивьен Ли

Сюзанна родилась 12 декабря 1933 года. Вивьен было 19, она не пробыла замужем и года. В дневнике Вивьен сделала маленькую заметку:» У меня девочка». Роды были сложными, и Вивьен сказала себе, что ни за что решится на ребенка во второй раз. О девочке заботилась няня-кормилица.

После развода, Сюзанна оставалась с отцом, пока знаменитая мама не взяла ее с собой за океаном. Поначалу их общение было нелегким. но затем мать и дочь подружились. После развода с Оливье Вивьен даже отправилась в отпуск с бывшим мужем и уже взрослой дочкой.

На отдыхе с бывшим мужем и дочкой

Сюзанна вышла замуж за брокера Роберта Фаррингтона. У нее родилось трое сыновей. Впервые став бабушкой, Вивьен поделилась своими чувствами:» Это замечательно, быть бабушкой -это что-то потрясающее и невообразимое!»

Мать и дочь

Первый внук

Лучшая актриса кино Вивьен Ли: биография и личная жизнь

Ее называют одной из самых красивых женщин двадцатого века, которая сумела воплотить непростой образ Скарлетт О’Хара — настоящей южанки со сложным характером. Она смогла стать настоящим достоянием Америки, несмотря на то, что была британкой, а воспитывалась вообще в Индии. Она играла так, как и любила, самоотверженно отдавая всю себя каждой минуте своей роли, что хорошо чувствуют зрители. Вивьен Ли была и остается истинным символом эпохи, примером для многих.

Важно

Мало кто знает, что эта актриса была страстной курильщицей. Возможно, именно это и свело ее в могилу раньше времени. В день она могла выкурить по три, а то и четыре пачки табачной отравы.

Британская актриса Вивьен Ли, урожденная Вивиан Мэри Хартли, будучи дочерью английского чиновника, вполне могла рассчитывать на поддержку родителей и получила ее, когда это потребовалось. С раннего детства она знала, чего желает добиться в жизни – девочка мечтала стать актрисой . Поступить в соответствующее заведение не составило труда, при учете ее красоты и таланта. Она рано вышла замуж, а потом долго пыталась развестись, встретив того самого, единственного и неповторимого – режиссера Лоуренса Оливье.

Она играла напыщенных шекспировских королев и девушек с трагической судьбой, снималась в комедиях и драмах, никогда не брезгуя даже ролями простушек. В ее исполнении все образы становились объемными и живыми. За свою сценическую карьеру она снялась во многих картинах, но главными ее ролями считаются оскароносные Бланш Дюбуа из «Трамвая желаний» и Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром».

В шестидесятом году прошлого века в Голливуде на пресловутой «Аллее славы» появилась звезда с ее именем.

Все это оказалось тяжелым грузом для актрисы, а жизнь ее оборвалась внезапно, давно съедающей ее болезнью. Но, несмотря на это, зрители навсегда сохранят ее образ в своей памяти, снова и снова пересматривая старые, ничуть не устаревшие фильмы.

Детство звезды театра

Эрнест Ричард Хартли родился в мае 1984 года в живописном английском местечке Бингли в графстве Уэст-Йоркшир. Он учился в обычной школе, подрастал, а когда пришла пора выбрать свой жизненный путь, как и многие молодые люди того времени, отправился искать счастья и богатства в колонии. Особой славы он там не снискал, как и сказочного состояния. Он был обычным офицером кавалерии, а заодно еще и брокером. Зато, проживая в Калькутте, Эрнест познакомился с девушкой, у которой была забавная и труднопроизносимая фамилия Гертрудой Якджи. Она имела армянские, французские и ирландские корни, была ослепительно красива. В 1912 году молодые люди поженились в лондонском Кенсингтоне, обещая друг другу вечную любовь, и слово сдержали.

Долго оставаться на родине супруг не могли – Хартли звала служба, и пришлось сразу же после бракосочетания уезжать в Дарджилинг, который живописно раскинулся у самого подножия Гималаев в провинции Западная Бенгалия. Там же, в доме кавалериста, из окна которого открывался великолепный вид на горные кряжи, пятого ноября 1913 года на свет появилась маленькая девочка с фиалковыми глазами и черными, будто смоль, волосами. Назвать ее решено было Вивиан Мэри Хартли.

Учеба и интересы в юности

С раннего детства девочка была очень красива, а подрастая, становилась все более привлекательной. Одна из подруг Гертруды писала впоследствии, что не видела прелестнее и изящнее дитя. Ее молочная кожа была очень нежной, а огромные глаза будто заглядывали в самую душу. Мать рано стала учить ее этикету, считая, что для добропорядочной англичанки, даже выросшей в колониях, это главное в жизни. Эти уроки Вивиан пронесла через всю жизнь. Позже она расскажет, что впитала с молоком матери, что обладать хорошими манерами – значит никогда не делать того, что тебе хочется. В три годика она даже исполнила свою первую роль – прочла стихотворение «Маленькая Бо Пип» со сцены по инициативе своей матери.

Когда малышке исполнилось четыре, Гертруда забеременела и родила близнецов. Однако они оказались слабыми и оба погибли, так и не дожив до года. Больше о детях в семействе Хартли никто и никогда не заговаривал. Испуганный Эрнест решил отослать любимую супругу и дочку обратно в Англию, в то время, как сам был отправлен по службе в Бангалор на плоскогорье Декан, что в штате Карнатака. Сперва мать учила девочку самостоятельно и привила любовь к древним римским и греческим мифам, произведениям Льюиса Кэрролла, Редьярда Киплинга и сказкам Ханса Кристиана Андерсена.

В двадцатом году прошлого века, понимая, что сама выучить дочь она не в силах, Гертруда, с разрешения Эрнеста, определяет ее в школу Convent of the Sacred Heart («Монастырь Святого Сердца»), где всеми делами заправляли монахини. Там она познакомилась с Морин О’Салливан, ирландкой, которая впоследствии станет ее лучшей подругой и также выдающейся актрисой (Джейн из первых фильмов о Тарзане).

Завершила учебу Вивиан в двадцать восьмом, причем она уже тогда знала, чего собирается добиться в жизни, и родители пошли ей на встречу. К счастью, она не выбрала карьеру врача, юриста или инженера, что могло стать настоящим скандалом. Отец, задействовав все свои связи и знакомства, помог дочери поступить Королевскую Академию Драматических искусств. Хотя особой протекции и не потребовалось, внешность и талант девушки говорили сами за себя. Спустя четыре года она вышла в мир, широко распахнув свои синие глаза, а слава и успех уже поджидали ее.

Становление в профессиональной деятельности

К тому времени, как юная красотка Вивьен заканчивала учебу в академии, она уже успела найти себе мужа, а также произвести на свет малышку. Но менее желать актерской карьеры это ей не помешало. Однажды она узнала, что проводятся пробы на эпизодическую роль в киноленте под названием «Дела идут на лад», и сразу бросилась на пробы. Она была принята, и эта картина стала ее дебютом, пускай и совсем крошечным. Единственную коротенькую реплику, которую актриса там произносила, удалили при окончательном монтаже. Но это было кино, самое настоящее, близкое и осязаемое.

Рождение псевдонима

Несмотря на упорные протесты супруга, Вивиан Холман (по мужу) сразу же наняла себе агента, который должен был заняться ее дальнейшей актерской карьерой. Им стал некий Джон Гиддон, имеющий имя и уважение в театральных и кинематографических кругах. Именно он решил, что настоящее имя для такой красотки никак не подходит и предложил собственный вариант — Эйприл Морн. Однако оно показалось девушке немелодичным и грубоватым, поэтому она придумала собственный сценический псевдоним – Вивьен Ли.

Начало театральной карьеры

Особое влияние в начале тридцатых годов в Британии имел сэр Александр Корда, режиссер венгерского происхождения. Гиддон представил ему девушку, но тот не увидел в ней «совершенно никакого потенциала». Ох, как жестоко он ошибся! В 1935 году начинающую актрису пригласили сыграть в спектакле, под названием «Маска добродетели». После этого у нее уже были положительные отзывы критиков, что привлекло к ее персоне внимание журналистской братии. В одном из интервью репортер отметил, как настроение и выражение лица мисс Ли может молниеносно меняться, что впоследствии стало и ее визитной карточкой.

К тому моменту Корда уже осознал свою ошибку и пригласил девушку воспользоваться ее услугами. Она согласилась и даже сыграла несколько небольших ролей в его театральных постановках.

В тридцать шестом режиссер перенес свои работы в большой зал, после чего сразу же начались неприятности. Ли обвиняли, что она разговаривает слишком тихо и зрителям на галерке не слышно ее реплик. Вивьен разнервничалась и ушла, а спектакль без нее уже никого не интересовал, и его закрыли. Сам Корда навсегда остался близким другом актрисы. Поговаривали, будто у них был роман, но никаких доказательств тому нет.

Фильмография британской актрисы

Впервые на киноэкранах Вивьен появилась в том же тридцать пятом году в киноленте «Янки в Оксфорде». Это позволило ей преподнести себя не только в Великобритании и Европе, но и в Соединенных Штатах. Съемки оказались непростыми, а сама девушка прослыла особой с трудным характером. Корда порекомендовал ей умерить свой пыл, если она желает получить и другую работу. Второй небольшой ролью стала картина «Переулок Святого Мартина» в 1938 году, где она сыграла бездомную танцовщицу Либерти с непростой судьбой. Обе картины известности не принесли – все самое интересное судьба оставила на потом.

  • «Унесенные ветром»

В преддверии нового тридцать девятого года Вивьен пожелала сыграть главную роль в картине «Грозовой перевал», но туда уже была отобрана актриса. Ей предложили исполнить второстепенную, но она отказалась Тогда она обиделась, даже не представляя себе, что это, возможно, стало решающим в ее судьбе и карьере. Как раз в это время в Голливуде объявили кастинг к фильму по книге Маргарет Митчелл, которую девушка совсем недавно прочла. Сценарист и продюсер «Унесенных ветром», Дэвид Селзник, посмотрел все английские фильмы с участием девушки, впечатлился и даже написал письмо Корда, с которым у нее был заключен контракт. Ответа он не получил, но все равно надеялся заполучить это «новое лицо».

Услышав о съемках, Вивьен, собрав небольшой чемоданчик, отправилась в Лос-Анджелес, где почти сразу свела знакомство с братом Дэвида, Майроном. Именно он привел ее на съемочную площадку новой картины. Вскоре она получила роль взбалмошной и неудержимой ирландской красотки Скарлетт. Работа над фильмом была чрезвычайно сложной для молодой актрисы, зато она подружилась с Оливией де Хэвилленд (Мэлани Гамильтон) и Кларком Гейблом (Рэттом), а вот отношения с ее «киношной любовью» Лесли Говардом (Эшли Уилкс) не совсем сложились. В итоге кино получилось великолепным, что подтверждается десятью полученными «Оскарами», один из которых, за лучшую женскую роль, взяла себе Вивьен Ли.

  • «Леди Гамильтон»

Роль Эммы в киноленте Александра Корда 1941 года утвердила молодую женщину, как голливудскую кинозвезду. Она и сама получила неизгладимые впечатления от съемок, а впоследствии называла это кино своим любимым. После выхода его на широкие экраны, актриса стала популярной не только в родной Британии и в Соединенных Штатах. Примечательно, что этот фильм понравился Черчиллю, а исполнителей главных ролей он называл своими друзьями и общался с ними регулярно.

  • «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина»

Вторая мировая была трудным временем для кинематографа в целом, потому девушке пришлось отправиться в турне по Северной Африке в сорок третьем. Там она впервые серьезно заболела, стала сильно кашлять. Вивьен лихорадило, но только спустя год удалось поставить диагноз – туберкулез левого легкого. После больницы и лечения в 1945 году она снялась в киноленте по мотивам пьесы Бернарда Шоу о молодой египетской царице. Понятно, что роль Клеопатры исполнила наша героиня.

Во время работы над лентой оказалось, что актриса беременна, но выносить малыша она так и не смогла – от стресса у нее случился выкидыш. Преодолев боль утраты ребенка от любимого человека, взяв себя в руки, Вивьен исполнила главную роль в фильме «Анна Каренина». Ни Клеопатра, ни мятежная русская жена доктора, бросившаяся под поезд, успеха ей не принесли.

  • «Трамвай „Желание“»

В 1947-м, несмотря на все препятствия, Ли добилась главной роли Бланш ДюБуа в фильме, который только планировался к съемкам. В основной пьесе, по мотивам которой создавался сценарий, имело множество скандальных намеков: на гомосексуальность, изнасилование, беспорядочные половые связи и прочие «мерзости». Потому вокруг нее постоянно велись какие-то споры и возникали конфликты. Ее напарником по площадке стал красавец Марлон Брандо. Девять месяцев проходил съемочный процесс и в результате в пятьдесят первом фильм был представлен широкой публике. За это кино она получила не только второй «Оскар» за лучшую женскую роль, но и награду от BAFTA (Британской академии театра и кино).

Полная фильмография этой актрисы насчитывает девятнадцать полнометражных картин, в которых она была занята только на главных ролях. Стоит отметить еще «Двадцать один день вместе», «Мост Ватерлоо», вышедшие в сороковом, а также «Глубокое синее море», «Корабль дураков» и «Римскую весну».

Любовь и дети в жизни Вивьен

Если перефразировать великого писателя, сотворившего ту самую «Анну Каренину», которую так добросовестно исполнила наша героиня, все успешные семейства счастливы одинаково, а вот в несчастливых браках всегда множество самых неожиданных проблем. Вивьен Ли была непростой творческой натурой, привыкшей ни перед чем не останавливаться, отчего за ней закрепился стойкий образ своенравной красавицы. Это неоднократно мешало ей в личной жизни, но она всегда поступала исключительно так, как сама считала нужным, и прошла собственный путь.

Мужья, дети и их дальнейшая судьба

Еще во время учебы в академии юная Вивиан познакомилась с адвокатом Гербертом Ли Холманом и влюбилась. Он был старше на тринадцать лет, а также крайне неодобрительно относился ко всем, кто имел отношение к театру. Двадцатого декабря 32 года состоялась свадьба, а потом молодая жена отправилась заканчивать образование.

Десятого октября следующего года она родила девочку и назвала ее Сюзанной. Та росла умной, прилежной, только вот у мамы никогда не хватало на нее времени. Впоследствии она тоже стала актрисой, а после смерти родителей получила все их имущество по наследству. Скончалась она только в 2015-м, в возрасте восьмидесяти одного года в окружении родственников. Больше дети Вивьен Ли не интересовали, она сочла роды «грязным делом». Позже она передумает, но судьба больше не подарит ей счастья материнства.

Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 37-м, Вивьен даже не представляла, что ее ждет в дальнейшем. После премьеры за кулисы пришел Лоуренс Керр Оливье, барон, а ко всему известный продюсер, актер и режиссер. Ли сразу же позабыла обо всем, ведь еще ранее видела его на сцене. Завязался бурный роман, мужчина ввел ее в абсолютно новый мир, наполненный философией, музыкой, живописью и политикой. В середине лета 37-го Вивьен заявила мужу, что уходит от него.

Лоуренс тоже был женат, а супруга упорно отказывалась подписывать бумаги на развод. Да и Герберт не желал оставлять мать своей любимой дочери, рассчитывая, что «эта блажь вскоре выветрится из ее головы. Этого не случилось, в августе 1940-го влюбленные, добившись своего, поженились. В итоге они развелись в шестидесятом, Лоуренс женился на молоденькой актрисе, а Вивьен так никогда и не смогла оправиться от такого удара.

Жизнь после развода

Начиная с сороковых годов, Вивьен постоянно страдала от странных, внезапных перемен настроения. После истории с туберкулезом и выкидышем, Ли регулярно впадала то в бурную лихорадочную деятельность, то в недельные депрессии, а порой у нее даже случались припадки, когда она билась в истерике, валяясь на полу и растирая слезы. Лоуренс потащил ее к врачу, и тот поставил неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз, усугубленный биполярным расстройством личности. Впоследствии она скажет, что это Бланш Дюбуа была той, кто свела ее с ума.

В 1953-м у нее случился второй выкидыш, а ухаживать за больной приехал Герберт, в то время как супруг все реже появлялся дома. Он просто неспособен был выдержать все навалившееся на них беды. В моменты просветлений она все еще был той самой, обворожительной Вивьен и даже играла в постановках. Как раз в шестьдесят первом в период работы над картиной «Римская весна миссис Стоун» Лоуренс подал на развод: он увлекся Джоан Плаурайт. Вопреки ожиданиям, Ли отреагировала спокойно, даже попыталась простить любимого и подружиться с соперницей. В отместку она завела интрижку с актером Джоном Меривейлом, но все протекало вяло и казалось ненастоящим.

Получалось скрывать боль и обиду вполне сносно. Вивьен продолжила работу, благо дело, ее как раз пригласили принять участие в новой постановке на Бродвее – мюзикле «Товарищ». В 1963 году она даже получила театральную награду «Тони». Однако нервное истощение и напряженный график не вытащили актрису из бездны безумия, а наоборот. У нее случился новый срыв, а приятель ее бывшего супруга, актер Дэвид Нивен, который помогал ей прийти в себя, даже писал впоследствии разные ужасы о том, как она смотрела телевизор, который показывал полоски, улыбалась, рычала, словно дикий зверь, разгуливала по дому голой, пряталась от всех.

Пришлось срочно увозить женщину в Англию, где был всегда готов помочь неизменно верный и преданный Герберт, с которым она так некрасиво поступила. Вивьен определили в лондонский хоспис, так как, к ужасу несчастного бывшего мужа, вернулся и туберкулез, о которым все и думать забыли. Выходить на сцену получалось все реже, выписавшись из больницы в шестьдесят четвертом, Ли сделала попытку вернуться к активной жизни: поехала в Голливуд и снялась в картине «Корабль дураков» по одноименному роману Кэтрин Энн Портер. Но в начале шестьдесят седьмого пришлось ехать в Лондон – там ее ждала постановка чеховского «Иванова». Подходила к концу биография Вивьен Ли, а фото в старости отражают ее внешний вид тех времен.

Закат голливудской звезды

Принять участие в последней театральной постановке «Тонкий баланс» она уже не смогла, так как была сломлена сильнейшим приступом туберкулеза. Лечить эту болезнь тогда еще толком не научились, а запущенная, несколько раз залеченная форма, привела к ужасным последствиям для всего организма.

Важно

История сохранила для нас слова Вивьен Ли, сказанные ею сыну Лоуренса незадолго до своей смерти. Она отметила, что Герберт Ли Холман показал ей, как нужно жить, его отец – как любить, а Джон – как оставаться одинокой даже в компании.

Она пробыла дома и за несколько недель вроде бы стала приходить в себя. Седьмого июля Джон, возвращаясь с премьеры спектакля, обнаружил женщину, лежащую ничком возле кровати. Он сразу же позвонил Лоуренсу, тот приехал и на коленях молился возле нее несколько часов, прежде, чем прийти в себя. Он просил прощения за все те несчастья и беды, которые доставил ей.

О смерти Вивьен Ли сообщили только восьмого июля. В память о выдающейся актрисе и невероятном, наполненном энергией человеке, каждый театр Лондона счел своим долгом притушить свои огни на протяжении часа. Лоуренс заказал похоронную церемонию по самому «дорогому сценарию» в церкви Святой Марии. Но она не желала лежать в сырой земле и заранее написала завещание, потому тело ее было сожжено в крематории Голдерс-Грин. Посетить могилу Вивьен не получится, да и урны с ее прахом не существует – он был развеян над озером, неподалеку от деревушки Блэкбойз, где стоял ее прекрасный и огромный дом.

В восемьдесят пятом году ее портрет включили в перечень почтовых марок Британии, куда же были записаны такие мэтры, как Альфред Хичкок, Джеймс Дэвид Грэм Нивен, Чарли и Чарли Чаплин. Существует колоссальное количество писем, собственноручных заметок, фотографий и других документальных свидетельств, которые принадлежали ее дочери, а теперь являются собственностью внуков и правнуков.

Через девять лет правительство Австралии решило выкупить для собственных музеев более пяти сотен фотографий Ли и Ларри во время путешествия по их стране, что с успехом и было сделано. В 2013 году крупнейший музей декоративного и прикладного искусства в Лондоне – Виктории и Альберта – приобрел личный архив актрисы, который содержит множество документов, театральных наград, дневников и прочего. Теперь там имеется соответствующая экспозиция, посмотреть которую может любой желающий.

Выводы из биографии

Весь жизненный путь и карьера этой великой актрисы, оставившей колоссальное наследие потомкам, доказывает, что не стоит ограничивать свою деятельность бытом. После рождения дочери Вивьен пыталась вести дом и заботиться о близких, но не смогла переступить через собственное предназначение.

Вопреки мнению окружающем, а порой в ущерб себt, она неутомимо шагала вперед, и теперь ее работы вошли в мировую классику театра и кинематографа. Никакие психические проблемы и физические болезни не смогли сломить ее и заставить бросить дело своей жизни – искусство. Она поднималась после каждого падения, подавая пример каждой девушке и женщине на планете.