Что такое мазохистка

Немного истории

Термин «мазохизм» взял происхождение от имени скандального австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, который прославился своими эротическими романами. Интересные факты из жизни, которые свидетельствуют о его склонностях с детства к жесткости, и делают его знаменитым. Он любил рассматривать изображения казни. Родственница по линии отца графиня Ксенобия также оставила в жизни юнца свой след. Будучи мальчишкой, спрятавшись в ее комнате, он наблюдал за утехами женщины (с любовниками с наклонностями к мазохизму). Все это отразилось в его трудах.

Нашумевшие книги «Венера в мехах» и «Разведенная женщина» 1870 года стали чуть ли не его биографией. Автор был несчастлив в браке. Аврора, жена, эгоистичная и надменная, высокомерная, жаждущая денег и славы, выжав из мужа все соки, оставила его. Ко второй супруге, которая была моложе на двадцать лет и родила ему двоих детей, писатель также не испытывал любви.

Тематика слабого мужчины, угнетенного женским деспотизмом, прослеживалась в его творениях. Со временем она становилась настолько колоритной и экспрессивной, что в 1886 году Рихард фон Крафт-Ебинг, венский психолог, называет эту сексуальную аномалию, для которой характерно удовлетворение посредством телесных истязаний и унижений, как мазохизм.

Его книги почитались известными авторами того времени. Это Эмиль Золя, Александр Дюма (и отец, и сын), Гюстав Флобер. Производился перевод на многие языки, книги издавались огромными тиражами. Такова история. А теперь поговорим о том, что означает слово «мазохист» по Фрейду.

Окунемся в психологию

Привыкший к обидам и нужде ребенок выстраивает неправильные модели поведения по отношению к самому себе и окружающему миру. Ему тяжело принять правду, что он не любим родителями, поэтому всю агрессию и садизм с их стороны начинает принимать как должное. Что, конечно же, выливается впоследствии в различные серьезные патологии со здоровьем и психикой.

В чем проявляются мазохистические наклонности? Они выражаются в следующем:

  1. Привычка мучатся, проявлять терпеливость. Чадо, рожденное в семье, где не получает тепла, добра, любви, становится «безжизненным». Не имеет своего мнения, не ощущает самоценность. Хотя такой ребенок удобен, все исполняет беспрекословно, не возражает, ничего не просит и не хочет. Чтобы получить немного тепла и ласки, мазохист неосознанно все выносит и страдает при этом. С этим багажом он идет во взрослую жизнь, потому что нет другого выхода. Вначале приспосабливается к родителям, потом к окружающему миру, становится альтруистичным служителем, отрекаясь от себя, лишаясь всего. Для него потребность унижения и нужда становятся ценностью, в соответствии с которой, по его мнению, должны жить все. Признает лишь тех, кто также истязается, выносит издевательства. К остальным людям отношение будет отчужденным и даже агрессивным, хотя мазохист не станет это демонстрировать открыто.
  2. Накопившаяся внутри агрессия, которая проявляется в различных формах. С виду трудно распознать такого мазохиста. Он податливый, милый и тихий. Вам и невдомек, на что человек обижается. Раз не догадались, это плохо. Получаемый мазохистом дискомфорт постоянно копится внутри и превращается в агрессию. В детстве любой выход этой энергии пресекался родителями. Да и выразить недовольство, выплеснуть яд — значит поступиться убеждениям. Но мазохист не может быть выше своего мучителя, поэтому все терпит. В результате чего простая агрессия перерастает в более сложные формы, манипуляторные и зверские.
  3. Провокация враждебности у других. Допустим, мазохистка, воспитанная в семье садистов, будет сознательно или неосознанно переносить и воплощать модель детского поведения на будущие взрослые отношения с партнером. Она будет искать подобного мужчину либо вызывать в нем нотки садизма.
  4. Служба другим и полный отказ от себя самого. Именно поклоняясь людям, выслуживаясь из последних сил, мазохист лелеет надежду, что забота, нежность, любовь все же снизойдут до него.

Теперь понятно, как становятся мазохистами. Наиболее вероятная причина, по мнению психологов, кроется в получаемой травме в детстве или подростковом возрасте. В это время дети ощущают свою беззащитность и слабость от предстоящего и неотвратимого наказания. Именно эта разрушающая сила, ощущение униженности, и закладывается в формирующуюся сексуальность индивида. Это в последующем повлияет на выбор партнера и всю сексуальную жизнь в целом. Трагедия мазохиста в утрате свободы и волеизъявления. Он не принадлежит себе. Одна благодать – величина испытанных страданий. Теперь значение слова «мазохист» нам раскрывается более полно.

Причины и симптомы мазохизма

Он глубоко убежден, что не агрессивен, доброжелателен, оказывает всем помощь, не думая о себе. Он милый, нежный, его никто и никогда не оставит в одиночестве. Верит, что живет в лишениях не зря, потом на голову обязательно упадет богатство. Иллюзии мазохиста остаются с ним до конца.

Главным симптомом является его зависимость от действий, благодаря которым он испытывает сексуальное удовольствие. Будет получать удовлетворение путем самостоятельного причинения боли или с помощью партнера, который может выступать в роли садиста.

Зачастую причины кроются в психологическом состоянии. Это желание приглушить душевную боль, скинуть груз ответственности, физические надругательства родителей и так далее. Многие мазохисты получают удовольствие от представленной в мыслях смерти, публичных истязаний. Иногда ими становятся люди, лишенные чувствительности как таковой, которые прибегают к мазохизму, чтобы посредством физической боли испытать хоть что-то.

Поэтому на вопрос о том, что означает слово «мазохист», можно ответить следующим образом. Термин не трактуется как любовь к страданиям и боли. Мазохист терпит все это в здравом уме или бессознательно, но лишь с одной целью: получить благо в будущем. Это не что иное, как психологическая зависимость, поэтому медикаменты в данном случае бессильны. Нужно за помощью обращаться к психотерапевту.

Как стать мазохистом?

Мы уже говорили выше, что патология может возникнуть в детстве. Садистское отношение родителей послужит формированию у ребенка защитного механизма. Ему приходится агрессию принимать за любовь. Именно с этого момента чадо начинает в унижениях и боли искать позитивный смысл. А так как это явление затрагивает и психологическую, и сексуальную сферу, то они выражаются в желании:

  1. Ощутить слабость. Допустим, женщина, которая занимает высокий пост на работе, дома желает оказаться под властью своего мужчины, хочет ощущать себя полностью ему подчиненной.
  2. Высвободиться от груза ответственности.
  3. Скинуть с плеч все душевные переживания. Человек, имея внутренние терзания, готов на физическую боль, дабы отвлечься от них.
  4. Воплотиться в кого-либо.
  5. В мыслях рисовать картины публичных унижений и самоистязаний.

Что можно еще сказать про мазохистов? Как ни странно, но зачастую это успешные люди, занимающие высокие посты и достигшие больших результатов в карьерной и сексуальной сфере. Фото мазохистов часто показывают властных личностей, которые в своих эротических играх меняются до неузнаваемости.

Поговорим немного о садомазохизме

Не стоит путать садомазохистов с извращенцами-мазохистами. Это разные понятия. Садомазохистские пристрастия, ровно как и иные желания, имеют право на существование и находят воплощение в сексуальной жизни.

Садизм – это желание управлять партнером, показывать господство над ним, угнетать его. Мазохизм – обратная сторона медали, тут проявляется желание быть объектом подавления и унижения. Эти два полярных понятия ходят рядом, а иногда могут уживаться в одном человеке, даже если он имеет в какую-либо сторону большие предпочтения.

БДСМ (Бандаж. Доминирование. Садизм. Мазохизм) – сексуальная субкультура с разной степенью выраженности садомазохистских пристрастий. Суть лежит в ролевых играх доминанта и подчиненного. Один получает удовольствие от подавления, другой — от преклонения. Агрессивные проявления первого могут сопровождаться различными действиями, такими как удары плетью, похлопывания и так далее.

Можно ли считать это нормой? Скорее нет. Потому что патология имеет разного рода эмоциональную окраску, степень выраженности и уровень значимости. В принципе, садомазохистские наклонности присущи всем людям в какой-то степени (там, где мужчина доминирует над женщиной). Но если это перерастает в патологию, конечно же, будет считаться извращением.

Женский мазохизм

Зигмундом Фрейдом представления о женском мазохизме были выдвинуты в «Экономической проблеме мазохизма» (1924). В данном труде он вместе с моральным и эрогенным видами мазохизма выделил женский мазохизм, который рассматривал в качестве выражения женской сущности. Фрейд указал на прочную связь между женственностью и сексуальной активностью в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933). По мнению Фрейда, фемининный вариант мазохизма отражает женский стереотип рецептивного и пассивного поведения. Также он полагал, что налагаемое на женщину социальное подавление её агрессивности «способствует образованию сильных мазохистских побуждений» и называл мазохизм «поистине женским извращением».

Хелен Дойч в статье «Женский мазохизм и его отношение к фригидности» (1930) высказывала предположение о наличии генетических факторов биологической природы, которые ведут к мазохистской сути женской роли. По этой причине утверждалось, что быть женщиной — значит быть мазохистичной, и это является до известной степени явлением нормальным. В «Психологии женщин» (1943—1945) Дойч подчёркивалась более высокая предрасположенность женщин к мазохизму, связанная с биологическими факторами.

С точки зрения психоанализа женский мазохизм сводился к следующему: процесс деторождения связан с получением мазохистского удовлетворения, материнство носит внутренне мазохистичный характер, менструация имеет скрытую мазохистскую подоплёку, в ранних сексуальных фантазиях и желаниях девочки стремятся быть избитыми и изувеченными отцом, при половом акте женщина бессознательно желает быть подвергнутой насилию и жестокости.

Поднятые Фрейдом и другими психоаналитиками вопросы, касающиеся понимания существа женского мазохизма, до сих пор остаются дискуссионными в психоаналитической литературе.

> См. также

  • Алголагния
  • Садомазохизм

Садомазохизм

Садомазохизм


Проявление бондажа на Folsom Street Fair 2003

МКБ-10

МКБ-9

Са̀домазохи́зм — парафилия, заключающаяся в достижении полового удовлетворения посредством душевного или физического страдания, причиняемого партнёру или самому себе в процессе партнёрских взаимоотношений.

Девиация связана с желанием совершать действия, причиняющие боль, которые являются унижающими, показывают подчинённое положение человека, на которого направлены, либо быть объектом таких действий. В первом случае имеет место садизм, во втором мазохизм. Нередко индивид сочетает садистские и мазохистские действия, получая удовлетворение и от тех, и от других.

Отдельные элементы садомазохистских практик могут быть характерны и для нормальных сексуальных отношений. Например, похлопывание во время секса по ягодицам, половым губам, клитору, грудям; нежные, лёгкие укусы сосков, губ, мочек ушей и т. д. Садомазохизм признаётся заболеванием только в случаях, когда подобные действия становятся основным элементом сексуальной жизни, а достижение сексуальной разрядки без их использования невозможно, и только когда это приносит серьёзные проблемы в персональной или рабочей жизни или приводит к насильственным половым актам.

Садомазохизм необходимо отличать от возможных проявлений агрессивности или жестокости, имеющих место в сексуальных ситуациях, которые не связаны с получением наслаждения.

Термин «мазохизм» также применяется в психологии личности (Отто Кернберг) для описания склада личности, склонного к идеализации и сакрализации страданий.

Садизм и мазохизм как единое явление

В настоящее время садизм и мазохизм рассматриваются как проявления единого явления — садомазохизма. Это связано с тем, что в психоанализе мазохизм нередко рассматривается как разновидность садизма, направленного на самого себя. По этой причине в Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) садизм и мазохизм были объединены в один диагноз — садомазохизм (код F65.565.5), но в следующем издании классификации этот диагноз исчез.

Объединение садизма и мазохизма в единый феномен садомазохизма не является результатом научного консенсуса, например, эксперты и психиатры Американской психиатрической ассоциации ещё с версии руководства психических расстройств 1968 года — DSM-II — считали мазохизм и садизм разными сексуальными девиациями, которые нет разумных оснований объединять. И по сей день они не объединяют садизм и мазохизм, в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам последнего, 5-го издания 2013 года (DSM-5), садистическое сексуальное расстройство(англ. sexual sadism disorder, 302.84/F65.52) и мазохистическое сексуальное расстройство (sexual masochism disorder, 302.83/F65.51) — разные, не объединяемые, диагнозы, и «садомазохизма» как диагностической единицы не имеется.

С 1900-х годов разные исследователи по-разному относятся к идее объединения садизма и мазохизма. К примеру, знаменитый австрийско-немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг (1886) клинически очень чётко разграничил мазохистов и садистов и обнаружил, что садистов только треть и они — очень маленькая статистическая единица. Маршалл и Кеннеди пришли к заключению, что за чуть более, чем сто лет исследований и клинических наблюдений, мы так и не пришли к пониманию садизма лучше, чем фон Эбинг, описавший его с медицинской точки зрения. Вероятно, одним из первых, кто находил общее этих девиаций был Зигмунд Фрейд (1924), он рассматривал садизм как направленный вовне глубоко скрытый мазохизм и медленную форму самоуничтожения. Объединил понятия «садизм» и «мазохизм» последователь Фрейда психоаналитик Исидор Задгер (1867—1942). Некоторые современные исследователи этого феномена даже считают, что у всех людей есть садистические черты.

Бернер, Бергер и Хилл (2003) проводили исследования классификаторов МКБ-10 (1994) и DSM-IV (1994) и отметили, что садизм и мазохизм был объединён в МКБ-10 в садомазохизм и разделён на садизм и мазохизм в американской классификации DSM-IV. Они пришли к выводу, что разработчики МКБ-10 предполагают, что в большинстве случаев, как пассивные, так и активные желания (доминирование и подчинение) объединены у одного и того же человека.

В Международной классификации болезней, травм и причин смерти 1967 года (МКБ-8) садизм и мазохизм не объединяются, и относятся к рубрике «Другие сексуальные девиации» (код 302.8). В МКБ-9 1977 года изменений не внесено. Даже в советской МКБ 9-го пересмотра садизм и мазохизм не объединяются и относятся к рубрике «Другие половые извращения и нарушения» (код 302.8). Только с МКБ-10 появляется «садомазохизм», международная конференция по этому руководству проводилась в 1989 году, оно было одобрено в мае 1990 года и с 1994 года им начали пользоваться. В России им начали пользоваться чуть позже, в 1997 году вышел приказ Минздрава РФ о переходе всех медучреждений на МКБ-10, а полностью на неё перешли в 1999 году.

Норвежские учёные Reiersøl и Skeid (2006) утверждали, что три диагностические категории должны быть удалены из Международной классификации болезней: садомазохизм (F65.565.5), фетишизм (F65.065.0) и фетишистский трансвестизм (F65.165.1), так как эти феномены в настоящее время бесполезно диагностировать, да и вообще они не являются болезнями.

Согласно Скандинавскому Центру Классификаций в области здравоохранения, который сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения по классификациям, включая государственные статистические агентства здравоохранения для этих стран, несколько скандинавских стран внесли изменения в принятые у них МКБ-10. В Дании садомазохизм был удалён из классификации 1 мая 1995 года. В Швеции садомазохизм был упразднён с 1 января 2009 года вместе с некоторыми другими «расстройствами» из рубрик F64/F65 МКБ-10. На 2017 год издания классификации были упразднены следующие диагнозы: F64.164.1 «трансвестизм двойной роли», F64.264.2 «расстройство половой идентификации детского возраста», F65.565.5 «садомазохизм» и F65.665.6 «множественные расстройства сексуального предпочтения». Те же диагностические категории были удалены Норвегией в 2010 году и Финляндией в 2011 году. В норвежском издании МКБ-10 напротив садомазохизма (нор. «sadomasochisme») ужé написано: «brukes ikke i Norge», то есть «не используется в Норвегии». Во втором финско-шведском пересмотренном издании МКБ-10, изданном в 2012 году, в начале книги указано, что следующие диагнозы «не требуются» (фин. «ei tarvita» / швед. «behövs inte»): F64.164.1, F65.065.0, F65.165.1, F65.565.5, F65.665.6, и среди них, конечно же, садомазохизм.

Из Международной классификации болезней, мировой ведущей системе классификации болезней и патологических состояний, которая является нормативным документом по медицине и используется практически поголовно всеми врачами на территории пост-СССР и Европы, и в целом отражающей современный этап развития медицинской науки, решили исключить это «расстройство полового влечения». Садомазохизм заменён на более точное по критериям расстройство, а мазохизм вовсе из него был убран.

Всемирная организация здравоохранения для подготовки обновлений и пересмотра категорий «расстройства полового предпочтения» и «расстройства половой идентификации» была назначена Рабочая группа по классификации сексуальных расстройств и сексуального здоровья (WGSDSH). WGSDSH также предложила удалить садомазохизм из классификации. И, в конце концов, садомазохизм был удалён ВОЗ из версии МКБ-11 2018 года, сексуальный мазохизм там тоже отсутствует. Однако появилась новая диагностическая единица: парафильное расстройство «насильственное сексуальное садистическое расстройство» (англ. coercive sexual sadism disorder, код 6D336D33). Однако оно по критериям отличается от сексуальных садомазохистских практик БДСМ (от англ. BDSM — Bondage & Discipline, Domination & Submission, Sadism & Masochism). Страдающих этим расстройством, в отличие от практикующих БДСМ, не интересует безопасность партнёра или его желание прекратить сексуальную деятельность. Основная характеристика, по версии МКБ-11: «нанесение физических или психологических страданий человеку, у которого отсутствует согласие на это». Также у садиста должны быть фантазии и побуждения, которые приводят к дистрессу. При этом сексуальный садизм и мазохизм по согласию исключает данный диагноз. Садомазохизм и прочие клинически сомнительные половые расстройства были удалены «на основе достижений в области исследований и клинической практики».

Даже философы делали различение садизма и мазохизма. Самый известный теоретик из них — французский философ Жиль Делёз, который считал мазохизм и садизм принципиально различными на личностном уровне, в своих рассуждениях он основывался на психоаналитической этиологии. Делёз говорил о разной направленности садизма и мазохизма, вытекающей из их разной природы, он расписал различия между этими двумя девиациями, также описал различие литературных приёмов Захер-Мазоха и Маркиза де Сада. Делёз писал:

Это синдром извращения вообще, который должен быть разобран, диссоциирован, чтобы можно было поставить какой-то дифференциальный диагноз. Вера в садо-мазохистское единство основывается не на собственно психоаналитической аргументации, а на дофрейдовской традиции, состоявшей из поспешных уподоблений и дурных генетических истолкований.

Садомазохизм и общество

Садомазохизм считается самой распространённой из всех сексуальных девиаций, в определённой мере его проявления присущи всем людям. В большинстве случаев садомазохистские наклонности не препятствуют нормальной жизни человека в обществе, в том числе формированию семейных отношений. Более того, при удачном стечении обстоятельств может возникнуть пара, в которой садистские потребности одного партнёра соответствуют мазохистским другого, что является предпосылкой для установления более тесных отношений (в том числе в формате БДСМ-отношений).

В то же время нельзя отрицать, что садомазохизм достаточно часто имеет негативные социальные последствия. Достаточно часто у садомазохистов наблюдаются саморазрушительные, деструктивные потребности, проявляющиеся в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в антисоциальном поведении.

Садомазохизм может приводить к совершению актов сексуального насилия, вплоть до убийств на сексуальной почве, к мучению животных, к жестокому обращению с детьми под видом их «воспитания».

См. также

  • Список сексуальных отклонений
  • Флагелляция
  • БДСМ
  • Сексуальный фетишизм
  • Принцип удовольствия
  • По ту сторону принципа удовольствия

В Викисловаре есть статья «садомазохизм»

  1. Diagnostic criteria for 302.84 Sexual Sadism. Архивированная копия. Дата обращения 11 мая 2008. Архивировано 11 мая 2008 года.
  2. Summary of Practice-Relevant Changes to the DSM-IV-TR. Архивированная копия. Дата обращения 25 июля 2009. Архивировано 16 июля 2009 года.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. 552 с. ISBN 978-5-93004-274-0.
  4. 1 2 3 4 5 6 ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018) — 6D33 Coercive sexual sadism disorder (англ.). World Health Organisation (2018). Дата обращения 24 июля 2018.
  5. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия = Psychopathia sexualis / Пер. нем. Н. А. Вигдорчика, Г. И. Григорьева; вступ. ст. П. С. Гуревича ; науч. ред.: П. П. Апрышко, А. П. Поляков. — М.: «Терра», 2013. — 621 с. — ISBN 978-5-4224-0682-1.
  6. Marshall W. L, Kennedy P. (2003). “Sexual sadism in sexual offenders”. Aggression and Violent Behavior. Elsevier BV. 8 (1): 1—22. DOI:10.1016/s1359-1789(01)00052-0. ISSN 1359-1789.
  7. 1 2 3 4 Berner W., Berger P., Hill A. (2003). “Sexual Sadism”. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. SAGE Publications. 47 (4): 383—395. DOI:10.1177/0306624×03256131. ISSN 0306-624X.
  8. Задгер И. Эротика и перверсии. — Ижевск, 2012.
  9. Приказ Минздрава РФ от 27.05.97 № 170 (ред. от 12.01.98) «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра». Дата обращения 24 января 2018 года.
  10. Reiersøl Odd, Skeid Svein (2006). “The ICD Diagnoses of Fetishism and Sadomasochism”. Journal of Homosexuality. Informa UK Limited. 50 (2—3): 243—262. DOI:10.1300/j082v50n02_12. ISSN 0091-8369.
  11. 1 2 3 4 Richard B. Krueger, Geoffrey M. Reed, Michael B. First, Adele Marais, Eszter Kismodi, Peer Briken (2017). “Proposals for Paraphilic Disorders in the International Classification of Diseases and Related Health Problems, Eleventh Revision (ICD-11)”. Archives of Sexual Behavior. Springer Nature. 46 (5): 1529—1545. DOI:10.1007/s10508-017-0944-2. ISSN 0004-0002.
  12. Världshälsoorganisationen. Kapitel 5. Psykiska sjukdomar och syndrom samt beteendestörningar (F00—F99) // Internationell statistisk klassifikation av sjukdomar och relaterade hälsoproblem. Systematisk förteckning. Svensk version (ICD-10-SE). — 2017. — Vol. (Del.) 1. — С. 210—211. — 253 с. — ISBN 978-91-7555-419-8. Архивировано 24 января 2018 года. (швед.)
  13. Verdens helseorganisasjon. Den internasjonale statistiske klassifikasjonen av sykdommer og beslektede helseproblemer. 10 revisjon. (ICD-10) Norsk utgave 2011 første opptrykk. — 1. opplag. — Oslo: Helsedirektoratet i samarbeid med KITH AS, 2011. — С. 377. — 1281 с. — ISBN 978-82-450-1018-3. Архивировано 24 января 2018 года. (норв.)
  14. Maailman terveysjärjestö. Toiseen painokseen tehdyt muutokset. Käytöstä poistuvat koodit // Psykiatrian luokituskäsikirja Suomalaisen tautiluokitus ICD-10:n psykiatriaan / Käännös suomeksi: Walter Nienstedt, Rasmus Paetau, Semantix Lingua Nordica Oy. — 2 uudistettu painos. — Helsinki: THL, 2012. — 10 с. — ISBN 978-952-245-548-2. — ISBN 978-952-245-549-9. Архивировано 24 января 2018 года. (фин.), (швед.)
  15. Geoffrey M. Reed, Jack Drescher, Richard B. Krueger, Elham Atalla, Susan D. Cochran, Michael B. First, Peggy T. Cohen‐Kettenis, Iván Arango‐de Montis, Sharon J. Parish, Sara Cottler, Peer Briken, Shekhar Saxena (2016). “Disorders related to sexuality and gender identity in the ICD-11: revising the ICD-10 classification based on current scientific evidence, best clinical practices, and human rights considerations”. World Psychiatry. Wiley-Blackwell. 15 (3): 205—221. DOI:10.1002/wps.20354. ISSN 1723-8617.
  16. Делёз Ж. Представление Захер-Мазоха. В кн.: Захер-Мазох Л. Венера в мехах. — М., 1992. — С. 312.
  17. Grossman W.I. Pain, aggression, fantasy, and concepts of sadomasochism // Psychoanal. Q. — 1991. — Jan. — Vol.60, N 1. — P.22-52.
  18. Springer-Kremser M., Leithner K., Fischer M., Loffler-Stastka H. Gender and perversion—what constitutes a «bad mother» // Arch. Women Ment. Health. — 2003. — Apr. — Vol. 6, N 2. — P.109-114.

Мазохизм: определение понятия

Основатель научного направления психоанализа личности, объединившего значения глубинных психических процессов и бессознательных желаний, Зигмунд Фрейд в начале 1900-х годов разработал новую теорию о моральном мазохизме. Таким образом в психологии появились новые понятия: эмоциональный, душевный и психологический мазохизм.

Согласно теории Фрейда, мазохизм – это расстройство психики, которое развивается на фоне неудовлетворенных потребностей человека, вынуждая его искать удовлетворение и наслаждение через приятие боли, страданий, унижений. Как распознать подобные нарушения и какими методами осуществляется лечение мазохизма в наши дни?

Термин «мазохизм» в психоаналитической деятельности стал применяться для обозначения самодеструктивных моделей поведения человека, которые имеют разный контекст (сексуальный, эмоциональный, моральный, душевный). Теории психоанализа и глубинной психологии рассматривают мазохизм как приобретенную склонность к страданию или как заложенный с рождения тип личности.

На почве чего может появиться расстройство

Мазохистические схемы поведения могут являться составной частью структуры личности даже у здорового человека. Поэтому личность со склонностью к депрессивно-мазохистическим состояниям психология рассматривает как одну из наиболее распространенных разновидностей невротического характера. Ведущим мотивом для проявлений структуры мазохизма считается стремление получить любовь посредством страданий.

Мазохиста вынуждает на проявление депрессивного поведения боль, которую ему доставляют его же страдания. Более того, страдания окружающих могут причинять такому человеку еще большую боль.

Стоит отметить, что еще в раннем возрасте у ребенка могут возникать предпосылки для развития расстройства. Вероятность того, что в той или иной мере проявится мазохизм, высока у тех детей, в семьях которых матери были либо слишком требовательными, либо слишком холодными и отстраненными, либо «пожирающими» (или гипернастойчивыми в опеке). В таких семьях, как правило, отцы были не способны выполнять свои непосредственные функции либо отсутствовали совсем.

Относительно основных понятий:

1. «Пожирающая» и гипернастойчивая мать. Ребенок с детства видит перед собой женщину, которая демонстрирует чрезмерную заботу, ежеминутно контролируя каждый шаг своего чада. Такая мать не позволяет ребенку становится самостоятельным, изучать мир путем собственных проб и ошибок.

Психология выделяет решающий момент для организации будущей личности примерно в возрасте 1-1,5 лет, когда ребенок пытается определить свою автономность. Ограничивая возможности для самоорганизации ребенка, мать таким образом выражает свою любовь.

2. «Отвергающей» можно считать мать, которая, напротив, слишком холодна, сдержанна в проявлении чувств и интереса к собственному чаду. Вполне возможно, что ребенок с детства наблюдает чрезмерную строгость с ее стороны.

Рекомендуем: Возрастные кризисы

Причины зарождения мазохистического расстройства личности кроются во взаимоотношениях матерей и детей. И часто они закладываются с первых дней жизни младенца. Некоторые мамы могут не ощущать истинных чувств к своему чаду и не понимать его потребностей. Это становится причиной поступков в отношении ребенка, мотивацией для которых является обязанность или долг матерей («так надо» или «я должна»).

При всем этом у ребенка все же остается шанс получить полноценное внимание от матери. Это моменты, когда ему плохо. Причины такого состояния могут быть разными – от ударов во время падений до болезней. В таких случаях ребенок получает не только внимание, но и жалость, заботу, опеку и «почти любовь», которые в дальнейшем стимулируют его к проявлению пассивности.

Знакомая для многих ситуация с детства, когда ребенок болеет. Мать, жалея его, не только обеспечивает за ним полноценный уход, но и демонстрирует жалость, поощряя доступными способами психологическую слабость ребенка. В подобной ситуации дети слышат что-то вроде: «Заболел? Посиди сегодня дома, не иди в школу, а я тебе куплю что-нибудь сладкое».

Рекомендуем: Понятие ответственности

Одновременно с этим подавляются проявления активности. Примером тому могут быть публичные пресечения поступков детей. На фоне этого у ребенка вырабатывается понятие, что активная позиция требует агрессии, но отделение и стремление к автономии – преследуются.

Организация личности в более зрелом возрасте

Ребенок растет, развиваясь под таким воздействием со стороны матери. Что же происходит дальше? Как и любой другой индивид, он начинает искать любовь, которой не получил в младенчестве, детстве.

Но здесь он сталкивается с парадоксом, ведь пока он был маленьким, любовью для него было отношение родителей. И на бессознательном уровне у такого человека вырабатывается модель поведения со склонностью вызывать агрессию, отвержение или сострадание у окружающих его людей по отношению к нему самому же.

Рекомендуем: Что такое либидо?

Не осознавая своей агрессии в направлении других людей, мазохист начинает корить себя сильным чувством вины. Одновременно с тем он ждет от своего партнера проявлений садизма. Но мало найдется тех, кто придет в восторг от причинения страданий своему ближнему.

В этом-то и заключается основная проблема мазохизма как расстройства личности. Человек, руководствуясь бессознательными поведенческими образами, проявляет агрессию, мучается сам и при этом винит себя за страдания окружающих его людей.

В более тесных взаимосвязях мазохисту приходится страдать вдвойне. Эти страдания могут усиливаться на фоне страха быть отвергнутым или из-за страданий близких. Поэтому мазохистам свойственно вступать в отношения, где они смогут постоянно быть отвергающими или «пожирающими».

Мазохистам свойственно стремиться к связям, в которых партнер выступал бы в роли главенствующего руководителя, предопределяющего желания и ход дальнейшей их жизни. Также возможны ситуации, когда мазохист вступает в отношения, в которых партнер будет игнорировать его в принципе. Самое интересное, что в отношениях мазохиста и садиста «сценаристом» будет именно человек с мазохистическим типом характера.

Виды расстройств и характерные черты страдающих расстройством

Можно выделить несколько моделей мазохистического поведения:

1. Душевный мазохизм – это своеобразный и устойчивый способ самовыражения человека, при котором он заведомо ищет отношения, где сможет получать удовольствие через боль. Этот тип мазохизма можно считать защитным механизмом психики, который стимулирует человека на бессознательное стремление к переживанию душевных мук и терзаний.

Проявляется он в виде влюбленности в заведомо недоступный объект. В большинстве случаев психологическими мазохистами являются представительницы прекрасного пола. Идеализированный ими объект может быть реальным мужчиной, который будет отвергать жертву.

2. Эмоциональный мазохизм – еще одна разновидность расстройства, которая чаще встречается тоже среди женщин. Характеризуется она склонностью к поиску удовольствий «странными» методами (например, через вызывающее поведение). Мазохистическое расстройство характера можно сравнить со сложностью достижений, когда желаемое исполняется, но триумф победителя в любом случае что-то портит.

Рекомендуем: Гедонизм — это

3. Психологический мазохизм – расстройство, при котором жертва стремится пребывать в униженном состоянии или в подчинении с целью получения моральных страданий и, следовательно, удовольствия. В этом случае мазохист пытается доказать партнеру, что его есть за что любить.

При этом мазохист будет готов выполнить любое условие, только бы заслужить любовь (то есть будет хорошим или «удобным», несмотря ни на что). Такому мазохистическому характерологическому расстройству также бывает присуща чрезмерная поглощенность мазохиста желаниями близкого человека.

Лечение мазохиста с любой из форм расстройства реально и может быть вполне успешным. Однако такая терапия занимает несколько лет. Обязательным условием успешного результата является профессиональная помощь.

Сложностью устранения саморазрушающей зависимости в ходе терапии является то, что на первых порах мазохист способен привязываться (бессознательно) к терапевту. При этом такая связь может причинять боль и страдания мазохисту.

Задачей терапевта в этом случае является восстановление полноценной личности больного путем распознавания и осознания им собственных потребностей, собственной жизни. Важным моментом терапии является понимание истинной причины (или причин), спровоцировавшей расстройство.

Человек с мазохистическим типом личности должен понять, что любовь тех, кто не может ему ее дать, завоевать невозможно. Это ключевое понятие позволит мазохисту избавиться от комплекса неполноценности, постепенно смягчить самобичевание. Елена Суворова

Мазохист: отношения с другими

Мазохистических женщин легко обнаружить в деструктивных отношениях с побоями. Женщина раз за разом возвращается к разрушающему партнеру. Если разобраться в причинах такого поведения, то окажется, что женщина страдает за любовь, за сохранение семьи и боится покинутости и одиночества гораздо сильнее побоев.

Бьет, значит любит.

Поговорка

В облегченном варианте мазохистического характера наблюдаем людей, которые жалуются на несправедливость, но ничего не предпринимают. Наверняка каждому знакомы люди, которые жалобно сетуют на дурное обращение на работе, со стороны чиновников, друга или супруга. Однако, стоит им предложить решение для того, чтобы облегчить происходящее, они переводят тему, выглядят разочарованными или подробно объясняют почему это невозможно.

Потребность убедить слушателей в том, что виноват другой, перевешивает желание решить проблему. Таким людям сложно научиться отстаивать свои интересы. Однако, научиться здоровому эгоизму возможно, постепенно убеждаясь в том, что любовь можно вызвать не только беспомощностью.

Поначалу хочется помочь обиженному, через какое-то время он раздражает и приводит в бешенство, хочется оскорбить за нытье и бездействие.

Мазохистическая личность вызывает две неконструктивные реакции – жалеть или садировать. Если жалеть, то мазохист получает подкрепление жалобам – чем больше страдаю и жалуюсь, тем вернее получу сочувствие и помощь. Если садировать, то тоже подкрепляем мазохистическое поведение – раз оскорбляют, значит, не равнодушны, любят, стараются научить чему-то.

Поэтому в отношениях с мазохистическим типом важно не попадать в крайности – не становится «жилеткой» — спасателем и «монстром» — преследователем. Отношения с человеком мазохистического типа чаще других развиваются по треугольнику Карпмана. Необходимо оставаться в стабильном доброжелательном состоянии.

С мазохизмом связано понятие садизма, которые трактуются как две стороны одной медали. Кажется, что мазохистичные люди находят себе в партнеры садистов, от которых потом терпят унижения. В этом есть доля правды – мазохисты склонны воспроизводить детские сценарии отношений с жестоким обращением, и находят агрессивных психопатических партнеров.

Другая доля правды в том, что позиция жертвы затягивает партнера, изначально не садистичного, в состояние агрессора. Зависимое положение и удушающая услужливость вечно несчастного мазохиста провоцирует у партнера желание оттолкнуть, «пнуть» надоевшего.

Наблюдаем картину, когда материально зависимая женщина истово старается для мужа, готовит, убирает и стирает, а он становится все резче и неблагодарнее. Не вызовет, например, скорую помощь, когда у нее поднимается температура и диагностируют воспаление легких. Кажется, какое бездушное чудовище.

Однако, если разобраться глубже, оказывается, что женщина постепенно создает образ несчастной, никому не нужной обузы. Мужчина верит, что живет с обиженной жизнью женщиной-неудачницей, которую терпит только, если она будет делать хоть что-то полезное. Затем и это полезное уже не ценится, выгнал бы, да куда она пойдет, беспомощное страдающее существо? Копится раздражение, начинаются придирки или унижения, которые женщина смиренно сносит, чем бесит агрессора еще сильнее.

Итак, мы выделили следующие особенности человека с мазохистическим типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

  • Мазохист убежден в том, что необходимо страдать, чтобы получить что-то более ценное. Осознание этой установки будет первым шагом в борьбе с саморазрушительным поведением.
  • Мазохистическая личность формируется в результате раннего понимания, что любовь и внимание родителя можно получить, попав в беду. Любящее отношение к ребенку вне зависимости болеет он, в беде или, наоборот, нашкодил будет профилактикой склонности к мазохизму.
  • Мазохист не испытывает удовольствия от страданий, как это принято считать. Более точным будет сказать, что он находит компенсаторную основу в страдании для поддержания самооценки. Ощущение ценности себя без страданий помогает человеку повысить качество внутренней жизни.
  • Человек мазохистического типа вызывает две неконструктивные реакции – жалеть или садировать. Важно не попадать в эти крайности – не становится «жилеткой» — спасателем или «монстром» — преследователем. Отношения с человеком мазохистического типа чаще других развиваются по треугольнику Карпмана. Необходимо оставаться в стабильном доброжелательном состоянии.
  • У мазохистического типа потребность убедить слушателей в том, что виноват другой, перевешивает желание решить проблему. Таким людям сложно научиться отстаивать свои интересы. Однако, научиться здоровому эгоизму возможно, постепенно убеждаясь в том, что любовь можно вызвать не только беспомощностью, но состоятельностью, силой или уверенностью.

Читайте также другие статьи о типах личности:

  • нарциссический тип личности
  • шизоидный тип личности
  • истероидный тип личности
  • депрессивный и маниакальный тип личности
  • обсессивный и компульсивный тип личности
  • психопатический тип личности
  • параноидный тип личности

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Мазохист (мазохистическая личность): если я буду достаточно страдать, то получу любовь»

Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.