Что такое опыт определение

Значение

Чтобы разговор был предметным, нужно определить понятия. Поэтому начнем с того, что возьмем с полки толковый словарь и узнаем его мнение об объекте нашего сегодняшнего исследования. Пусть читатель не боится, несмотря на кажущуюся обширность, значений существительного всего четыре:

  1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. Это, разумеется, специальный термин. Определение, скорее всего, взято из философского словаря, уж очень язык специфичный.
  2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Например, опыт работы кем-либо, опыт научной работы, опыт преподавательской работы.
  3. Воспроизведение какого-либо события или явления экспериментальным путем. Например, психологический опыт, естественно-научный опыт. А научные изыскания, естественно, могут быть как удачными, так и неудачными, провальными.
  4. Первая попытка сделать нечто. Например, первый учительский опыт, опыт писательства, опыт репортажа, опыт фрезеровки детали на станке. Вспоминается Том Сойер, у которого был очень успешный первый опыт покраски забора.

Нас в контексте темы будут интересовать все значения, кроме первого. В любом случае у читателя уже должно возникать первое понимание того, что такое опыт. И мы переходим к синонимам объекта исследования.

Отрицательный опыт

Читатель понимает, что о науке мы поговорим отдельно. Пока же нас интересуют жизненные примеры, которые встречаются повсеместно. Отрицательный или негативный опыт не ценится обществом, зато служит прекрасным инструментом самопознания для самого человека. Потому что чем больше «нет» накапливается, тем лучше мужчина или женщина представляют себе, а что же они, собственно, хотят. Мысль довольно старая, но верная. Поэтому нет никаких причин о ней не сказать. Читатель может заметить: «А разве нельзя прислушаться к себе и узнать, чего же требуется душе, какой самореализации она жаждет?» За подобный способ нельзя поручиться. Чтобы понять свое призвание, лучше все-таки попробовать, пусть даже на любительском уровне. Например, различные школьные кружки – это отличный вариант, чтобы отсеять лишнее или, наоборот, обрести себя. Ведь замечательно узнать то, чем хочешь заниматься, как можно раньше. Время – этот тот ресурс, который никаким образом не восполняется.

Что такое опыт отрицательный? Это провалы, порезы, ссадины, мозоли. Он тренирует волю и характер. Но окружающим его не предъявишь, так как нет никакого положительного остатка. В обществе ценится только результат, процесс мало кого интересует. Как понять слово «опыт», когда дело касается науки? Об этом рассказывается далее на примере очень известного психологического эксперимента.

Итоги

Результаты опыта следующие:

  • 65 % испытуемых довели опыт до конца, то есть дали жертве максимальное напряжение.
  • Мужчины и женщины были одинаково жестоки.
  • Люди продолжали истязание, даже когда знали: электрический ток может убить «ученика».
  • У испытуемых не наблюдалось психических отклонений, и они не были садистами.

Последний пункт нуждается в серьезном обосновании. Когда ученые вносили изменения в ход эксперимента, и «начальник», «руководитель» уходил из помещения, то подчиняться приказам ассистента и удаленным приказам по телефону соглашались только 20 %. Причем если испытуемым разрешали выбирать самим меру наказания, то они останавливались на отметке в 150 единиц. Тоже немало, но все-таки не 450.

Другими словами, опыт этот был с научной точки зрения потрясающим, а с человеческой – обескураживающим. Он доказал наличие у мужчин и женщин глубинной установки «начальник всегда прав». Человеконенавистники могли бы сказать, что люди причиняли боль только потому, что чувствовали безнаказанность, а когда условия менялись, то есть авторитет выходил из комнаты, то они уже не так были уверены, что им ничего не будет. Толковать результаты каждый волен как угодно.

Жизненный опыт: миф или реальность?

Мы рассмотрели смысл слова «опыт» с научной точки зрения, теперь снова возвращаемся к жизни. Потому что есть словосочетание, о котором обязательно надо сказать в контексте темы, – «жизненный опыт». Старшее поколение очень любит понукать им младшее. А молодежь уверена, что ничего подобного нет в природе, и вообще, они лучше знают. Кто прав? Значение слова «опыт» многолико, поэтому установить истину непросто. Однако можно утверждать: абстрактного жизненного опыта не существует. Старшее поколение может помочь младшему, только если дело касается конкретной работы, деятельности, ведь все еще существует институт наставничества. Опыт более зрелых людей пригождается и тогда, когда речь идет о человеческих отношениях, разумеется, только в том случае, если вместе с сединами пришла и мудрость.

Но люди из разных профессиональных миров не могут учить друг друга. Также это справедливо для представителей разных возрастов, когда у них принципиально иные ценностные, мировоззренческие установки – «мудрость» пропадет зря, ею никто не воспользуется.

Размышляя над тем, что значит слово «опыт», нужно понимать его относительность в любом случае, тем более сейчас, когда технологии все время прогрессируют, попутно меняя мир до неузнаваемости. Может быть, мы еще застанем эпоху, когда накопленное человеческое знание не будет играть никакой роли, ибо каждый новый день будет совершенно непохож на предыдущий.

Значение слова &laquoопыт»

  • О́ПЫТ, -а, м.

    1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом. □ Несмотря на свой житейский опыт, я тогда мало знал людей. Чехов, Рассказ неизвестного человека. Люди с большим производственным опытом, вроде Назарова, были очень нужны нашему фабзавучу. В. Беляев, Старая крепость. || То, что уже имело место, что уже было испытано на практике, в жизни, с чем приходилось встречаться. Убедиться на личном опыте. □ Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Пушкин, Дубровский. Трудно применить сейчас хотя бы опыт наших среднеазиатских республик. Не повернется на здешних рисовых полях ни комбайн, ни трактор. Солоухин, Открытки из Вьетнама.

    2. Филос. Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире. Тот самый опыт (не в махистском, а в человеческом смысле слова), который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди, 635 — — этот самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

    3. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; эксперимент. Провести опыт.□ Петр Абрамович испытывал разные. нововведения в аппаратуре. При одном таком опыте нагреваемый спирт воспламенился. И. Новиков, Пушкин в изгнании. После лекций Виктор остался работать в лаборатории. Борис не пришел. Это было досадно, так как опыт они решили ставить вместе. Добровольский, Трое в серых шинелях.

    4. Попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л. Первый опыт молодого писателя. □ Потом появлялись на столе бумажки с крупными каракулями Сони — первые ее опыты в письме. Гладков, Мать. Опыты Перова в области исторической картины подготовили появление В. И. Сурикова в русской живописи. Зотов и Сопоцинский, В. И. Суриков.

    Горьким опытом прийти к чему (или узнать что и т. п.) см. горький. Искушенный опытом см. искушенный.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Опыт в философской традиции

Опыт у Аристотеля

Аристотель считает, что «появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно — многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством.» Однако, «наука и искусство возникают у людей через опыт». «Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретённых на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы.»

«Так, например, считать, что Каллию при такой-то болезни помогло такое-то средство и оно же помогло Сократу и также в отдельности многим, — это дело опыта; а определить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и таким-то людям одного какого-то склада (например, вялым или желчным при сильной лихорадке), — это дело искусства.»

«В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство — знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека вообще, разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, — для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлечённым знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нём единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное.»

Опыт у Ф. Бэкона

Ф. Бэкон пишет, что «здание этого нашего Мира и его строй представляют собой некий лабиринт для созерцающего его человеческого разума, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы. Совершать же путь надо при неверном свете чувств, то блистающем, то прячущемся, пробираясь сквозь лес опыта и единичных вещей». «Лес опыта» рассматривается в гносеологически негативном свете, и интерпретируется в качестве источника заблуждения, но при этом именно пассивный, не упорядоченный деятельностью опыт понимается в качестве такового; в противоположность ему, активно конструируемый исследователем опыт — собственно, эксперимент — понимается Бэконом как тонкий источник истинного знания:

«… хотя чувства довольно часто обманывают и вводят в заблуждение, однако в союзе с активной деятельностью человека они могут давать нам вполне достаточные знания; и это достигается не столько с помощью инструментов (хотя и они в известной мере оказываются полезными), сколько благодаря экспериментам, способным объекты, недоступные нашим органам чувств, сводить к чувственно воспринимаемым объектам».

Опыт у Канта

См. также: Кант, Иммануил § Теория познания

Процесс обусловленности опытного знания априорными синтетическими суждениями подробно рассматривался Иммануилом Кантом, положившмим начало трансцендентально-идеалистической традиции в немецкой классической философии. Развивая своё учение о научном знании, Кант не отвергает традиционное положение эмпиризма, согласно которому в основе любого знания лежат чувственные данные; однако он дополняет это положение тезисом, что всеобщность и необходимость, благодаря которым опытное знание приобретает научное значение, привносятся в опыт трансцендентальной структурой субъекта.

В соответствии с учением Канта, взаимодействуя с нашими органами чувств, вещи-в-себе не только порождают в нас многообразие различных ощущений (того что составляет содержание знания, в отличие от его формы), но и инициируют активность наших внутренних способностей, которые придают нашему знанию предметный, положенный в некую форму (например, форму категорий) характер. Эта распространяющаяся на весь возможный опыт бессознательная познавательная активность субъекта и обусловливает возможность предметного опыта, придаёт ему всеобщий и необходимый (то есть аподиктически достоверный, в его терминах) характер.

Схематизм чистых рассудочных понятий (категорий) как условие возможности опыта

Немаловажно при этом, что применение этой априорной, независимой от содержания всякого возможного опыта познавательной активности, осуществляется опосредованно. В качестве двух полярных её условий Кант называет представление предмета и понятие. Он рассуждает следующим образом:

При всяком подведении предмета под понятие представление о предмете должно быть однородным с понятием, то есть понятие должно содержать в себе то, что представляется в подводимом под него предмете, так как именно такое значение имеет выражение предмет подчинён понятию. Так, эмпирическое понятие тарелки однородно с чистым геометрическим понятием круга, так как круглость, которая в понятии тарелки мыслится, в чистом геометрическом понятии созерцается:125—126.

Кант приходит к утверждению «совершенной неоднородности» чистых рассудочных понятий с чувственными созерцаниями. Выход из этой ситуации Кант находит в том, чтобы признать наличие опосредующей способности, именуемой им схематизмом чистого рассудка:

Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой — с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой — чувственным. Именно такова трансцендентальная схема:126

Опыт у Гегеля

Гегель, как и Кант, стоит на позициях априоризма, однако отрицает внеопытное существование категорий, которые, по Канту, применяются к опытным данным. По Гегелю логические категории формируются на основе опыта, единичных наблюдений, через их обобщение. Таким образом опыт через работу мышления превращается в понятия и идеи.

Опыт у Маркса

В философии Карла Маркса и следующей ей философской и методологической мысли приобретение, аккумуляция, передача (трансляция) и развитие опыта опосредуются практикой — осознанной, целеполагающей и целесообразной предметной деятельностью. Практика и приобретаемый в ходе её развёртывания опыт (понимаемый как единство знания и умения, навыка) мыслятся как синтез субъективного и объективного, то есть специфически человеческого сознания (мышления) и реальной действительности, данной как в общественно осмысленных значениях, так и в чувственно-предметном бытии.

Процессуальность общественной практики опосредует приобретение, освоение, кумуляцию, распространение и развёртывание эмпирических (опытных) систем и структур, соединяя субъекта опыта с объектами познания, исследования, преобразования, проектирования, производства и т. д.

Опыт у Милля

Милль развивает индуктивный метод Ф. Бэкона. Милль вводит дихотомию понятий наблюдения и опыта (эксперимента). Наблюдение представляет собой неоформленное, дескриптивное знание. А опытному эксперименту Милль придаёт решающее значение: «Первое, и наиболее очевидное различие между наблюдением и экспериментом заключается в том, что последний представляет из себя громадное расширение первого. Эксперимент даёт нам возможность не только производить гораздо большее число изменений в обстоятельствах, чем сколько их нам предлагает сама природа; он, кроме того, позволяет нам в тысячах случаев производить именно того рода изменения, какие нам нужны для открытия закона данного явления»:305.

Среди методов открытия природных закономерностей Миллем выделены четыре:310-323: (1) метод сходства, (2) метод различия (Милль выделяет также соединённый метод сходства и различия), (3) метод остатков, (4) метод сопутствующих изменений.

Опыт у Пирса

Чарльз Пирс обосновывает логический характер способности к познанию и отвергает возможные концептуальные основания беспредпосылочного знания в тех или иных формах интроспекции, интуиции, вещи-в-себе — системообразующих понятий философских построений картезианства и кантианства. Пирс вводит научный термин «абдукция», разрабатывает философский контекст и логическую формулировку этого понятия, ставя его прежде всех известных типов вывода: «дедукция утверждает, что нечто должно быть; индукция показывает, что нечто фактически действенно; абдукция только лишь предполагает, что нечто может быть»:5.171. Соответственно, возможный опыт находится в прямой зависимости от определённого взаимодействия логических структур, где абдукция и, частично, индукция позволяют получать новое знание. Следствием абдуктивного рассуждения является гипотеза.

Типы опыта

Физический опыт

Элементами исчерпывающе физического опыта являются ощущения, восприятия о представлении. Физический опыт основывается на наблюдениях за изменениями в окружающей среде. Иными словами, физический опыт связан с наблюдаемостью объектов внешнего мира и ей же ограничен; также он необходимо нуждается в изменяемости свойств наблюдаемых вещей во времени, в противном случае для неизменяемых свойств не будет задан контекст сравнения. Сенсуализм, философская установка, акцентирующая сферы чувственного опыта, основанная на трактовке узко физического сенсорного опыта как отчётливо исчерпывающей основы познавательного процесса, рассматривает чувственные формы познания физических свойств вещей как приоритетные мыслительные процедуры. Так, Кондильяк утверждает, что науки «имеют в качестве своих начал простые идеи, которые мы получаем через ощущение и размышление»:286, и ставит первое в приотитет, поскольку именно из его материалов и создаются все сложные идеи. Локк утверждает, что все материалы мышления так или иначе «получены только двумя вышеупомянутыми путями — ощущением и рефлексией»:181.

Эмоциональный опыт

Люди могут рационализовывать акты влюблённости (и выхода из неё) как особый «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют институциональные нормы брака, могут называть эмоциональный опыт влюблённости в индивидах как влияние выбора «помощника».

Понятие эмоционального опыта также появляется и в понятии эмпатии.

Ментальный опыт

Основная статья: Философия сознания

Ментальный опыт включает аспекты интеллекта и сознания, получающих развитие в комбинации мыслительных единиц, восприятия, памяти, эмоций, воли и воображения, включая все бессознательные познавательные процессы. Имплицитно данный термин ссылается на процессы мышления. Связь и соотношения между ментальным опытом (и связанных с ним типов опыта) и физическим мозгом формируют целую зону философских споров: некоторые идентифицируют мозг в качестве основания и субстрата ментального опыта, связывая его состояния с состояниями развития ментального опыта, другие же рассматривают мозг лишь как условие возможности мышления. Большинство теоретиков, между тем, обобщают взгляд на наш ментальный опыт.

Математики служат примером кумулятивного ментального опыта в подходах и навыках к их работе. Математический реализм, как и реализм вообще, рассматривают математические сущности существующими независимо от человеческого сознания. Люди, не изучающие математику, но скорее исследующие и практикующие в ней, и прочие интеллектуально подкованные люди будут предположительно такими же. Эта точка зрения приветствует только один тип математик как исследуемые; она рассматривает треугольники, правильные углы и точки, например, как реальные сущности, то есть не только как порождения человеческого ума. Некоторые практикующие математики поддерживают математический реализм постольку, поскольку рассматривают себя по аналогии с учёными-естественниками.

Религиозный (духовный, мистический) опыт

Основная статья: Религиозный опыт

Среди всех типов и разновидностей опыта принято выделять т. н. «религиозный» (или же «духовный», «мистический») опыт. Его особенность состоит в предельной субъективности переживания, и, как следствие, нетранслируемости (непередаваемости) его. Различные религиозные (духовные, мистические) традиции по-разному приводят своих последователей к получению, осмыслению, толкованию (интерпретации) и оценке такого рода опыта. В различных традициях этому опыту придаётся различный смысл, от чисто натуралистического смысла (слияния с природой, миром или естественным потоком), до трансцендентного смысла (видения Бога или слияния с ним).

Социальный опыт

Накоплению и развитию социального опыта способствует жизнь и взросление в обществе. Социальный опыт предоставляет индивиду навыки, необходимые для участия в жизни общества, так как общество формируется через обмен опытом, обычаи, ценности, традиции, социальные роли и язык.

Всякая воспроизводящаяся и развивающаяся система социального опыта представляет собой традицию. Анализу традиций посвящена глава «4. На пути к рациональной теории традиции» книги «Предположения и опровержения» известного философа Карла Поппера». Всякая традиция в своём генезисе и развитии социокультурно определена и обусловлена, и по замечанию автора, «требуются громадные усилия для того, чтобы привить её там, где она отсутствует»:210, поскольку подготовка почвы и расчистка дороги для прививки той или иной традиции точно так же социокультурно и исторически определены и обусловлены.

Непосредственность опыта

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2017 года.

Опытное знание может варьироваться в нескольких степенях.

Человек, непосредственно включённый и вовлечённый в те или иные процессы, имеет опыт «из первых рук». Такой опыт получают только в том случае, когда человек напрямую присутствовал при тех или иных событиях, и часто такой опыт носит ценный (более превосходный) характер, но он всегда оказывается потенциально подверженным индивидуальным ошибкам — как в плане собственно чувственного восприятия, так и в способе интерпретации этого чувственного материала.

Опыт «из вторых рук», в случае, если он получен от непосредственных свидетелей, может предложить более богатые ресурсы: описанные и записанные, и/или обобщённые сведения, полученные от опытных свидетелей (вероятно, даже намного более опытных), но, вместе с тем, потенциально выражающие некоторые вписанные в эти знания точки зрения.

Опыт «из третьих рук», основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах, даже при некоторой надежности источников, может быть потенциально опасен близостью к слепому следованию авторитетам.

Примечания

  1. 1 2 3 Аристотель.Метафизика. Книга первая. Глава первая
  2. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах. Т. I. АН СССР, Институт философии. М.: «Мысль», 1971, С. 68.
  3. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах. Т. I. АН СССР, Институт философии. Второе, исправленное и дополненное издание. М.: «Мысль», 1977, С. 284.
  4. 1 2 Кант И. Критика чистого разума. СПб.: «Наука», 2008 — (Слово о сущем.)
  5. Ситковский Е. Философская энциклопедия Гегеля // Энциклопедия философских наук. — Рипол Классик. — Т. 1. — С. 27. — ISBN 9785458291415.
  6. 1 2 Милль Дж. Ст.. Система логики силлогистической и индуктивной. М.: «ЛЕНАНД», 2011. — 832с. ISBN 978-5-9710-0181-2
  7. Пирс понимает под интроспекцией непосредственное восприятие внутреннего, но отрицает восприятие как внутреннего, то есть интроспекция и самосознание есть результаты вывода.
  8. Collected Papers of Charles Sanders Peirce / Eds. C. Hartshorne, P. Weiss (Vol.1-6); A. Burks (Vol.7-8). — Harvard: Harvard University Press, 1931—1958.
  9. Кондильяк, Э. Б. дэ. Сочинения в трёх томах. Т.I. АН СССР, Институт философии. М.: «Мысль», 1980.
  10. Локк, Дж. Сочинения в III тт. Т.1. АН СССР, Институт философии. М.: «Мысль», 1985.
  11. Kim, Jungsik; Elaine Hatfield (2004). “Love types and subjective well-being: a cross-cultural study” (PDF). Social Behavior and Personality. Society for Personality Research. 32 (2): 173—182. DOI:10.2224/sbp.2004.32.2.173. Архивировано из оригинала (PDF) 2011-07-10. Дата обращения 2009-12-01. Evolutionary theory theorizes that love is just one of the emotional experiences which have been selected during the evolution process since it has helped humans find mates for reproduction
  12. Christensen, Scott M. Folk psychology and the philosophy of mind / Scott M. Christensen, Dale R. Turner. — Routledge, 1993. — P. xxi. — «Some identity theorists originally argued that the identity of brain and mental states held only for a few sensations. Most theorists, however, generalized the view to cover all mental experience.». — ISBN 978-0-8058-0931-2.
  13. Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900. — Cambridge University Press, 1989. — P. 434. — ISBN 978-0-521-37612-9.
  14. 1 2 Поппер, К.Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания: пер. с англ. / Карл Р. Поппер. — М.: «АСТ», 2008. — 638, с. — (Philosophy) ISBN 978-5-17-012641-5, ISBN 978-5-9713-9423-5

Значение слова опыт

  • Определения слова опыт

    • «И …, сын ошибок трудных» (Пушкин)
    • «Сын ошибок трудных» (Пушкин)
    • «Фокус» на уроке химии
    • багаж жизненных навыков
    • багаж знаний и умений
    • багаж навыков
    • богатство тертого калача
    • большой жизненный …
    • глубокое знание жизни или профессии
    • дело рук экспериментатора
    • единство знаний и умений
    • жизненный навык
    • житейский багаж
    • знания и умения старого рабочего
    • знания и умения, приобретенные в жизни
    • знания, данные жизнью
    • испытание на мышах
    • копилка уроков жизни
    • лабораторная работа
    • набитые шишки жизни
    • навык работы
    • наживное дело, приходящее с годами
    • накопленные жизненные знания
    • научная «постановка»
    • он приходит с годами
    • полное собрание ошибок
    • поэма английского поэта Александра Попа «… о человеке»
    • приобретается с годами
    • приобретение годов
    • приобретенные навыки
    • пробная попытка
    • пьеса российского писателя К. Тренева
    • результат практики
    • сын ошибок трудных у Пушкина
    • сын пушкинских «ошибок трудных»
    • то, что приходит с годами
    • то, что ставит экспериментатор
    • умение, нажитое годами
    • учебный взрыв химички
    • химия
    • что передает мастер ученику
    • что такое эмпирия
    • эксперимент
    • именно это Френсис Бэкон называл лучшим из доказательств
    • главное богатство «тертого калача»
    • воспроизведение явления экспериментальным путем
    • главное отдичие морского волка от салаги
    • и горький, и научный
    • личная собственность профессионала
    • ошибочный сынок
    • серия неудач, каждая из которых чему-то учит
    • синоним навык
    • синоним эксперимент
    • совокупность знаний, навыков, полученных из практики
    • совокупность наших разочарований
    • физический или химический эксперимент
    • это такая вещь, которая появляется сразу после того, как была нужна
    • «обходя разложенные грабли ты теряешь драгоценный …» (шутка)
    • самый плохой учитель: он предлагает контрольную прежде урока
    • «подбитый глаз уменьшает зазор, но увеличивает …» (шутка)
    • что получаешь, не получив того, что хотел
    • он увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости
    • способность совершать те же ошибки более удачно
    • результат изучения жизненных исключений
    • приходит с годами
    • дело наживное
    • горький, житейский
    • сын ошибок трудных
    • богатый жизненный …
    • приобретенные умения
    • эмпирия
    • испытание
    • достоинство кухарки
    • научный эксперимент
    • «рано или поздно жизненный … человека достигает такой величины, что только мешает работать»
    • житейская мудрость
    • мудрость, пришедшая с годами
    • накопленное умение
    • лучший учитель
    • поэма английского поэта Александра Попа «ОПЫТ о человеке»
    • «фокус» на уроке химии
    • «обходя разложенные грабли ты теряешь драгоценный ОПЫТ» (шутка)
    • «подбитый глаз уменьшает зазор, но увеличивает ОПЫТ» (шутка)
    • что передает мастер ученику?
    • что получаешь, не получив того, что хотел?
    • большой жизненный
    • главное богатство «тертого калача»
    • богатый жизненный ОПЫТ
    • сын пушкинских «ошибок трудных»
    • «рано или поздно жизненный ОПЫТ человека достигает такой величины, что только мешает работать»
    • «сын ошибок трудных» (Пушкин)
    • «и ОПЫТ, сын ошибок трудных» (Пушкин)
    • научная «постановка»

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. о́пыт о́пыты
Р. о́пыта о́пытов
Д. о́пыту о́пытам
В. о́пыт о́пыты
Тв. о́пытом о́пытами
Пр. о́пыте о́пытах

о́·пыт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -опыт- .

Приставка: о-; корень: -пыт-; окончание: -∅ .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. совокупность знаний и навыков, являющаяся результатом деятельности ◆ О сколько нам открытий чудных // Готовит просвещенья дух // И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг. А. С. Пушкин
  2. то же, что опыт работы ◆ Без опыта и рекомендаций устроиться все тяжелей. единственный выход начать хоть с чего-нибудь, иначе вообще никакого опыта не будет. Беременность: Планирование беременности (форум) // «2005» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. знание, убеждение и т. п., проверенные на практике ◆ Вы знаете, что неизвестность мучительнее самого несчастного опыта, ― больно, очень больно любить, не зная, любят ли еще нас! И. И. Лажечников, «Спасская лужайка», 1812 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. попытка осуществить какой-либо план в качестве пробы с целью получения знаний ◆ Одним из интересных экспериментов, позволяющих почувствовать на себе закономерность фундаментальной ошибки, является серия опытов Милграма с подчинением авторитету.

Синонимы

  1. практика, искушённость
  2. практика, опытность; частичн. навык, мастерство
  3. проверка, поверка, испытание
  4. эксперимент

Антонимы

  1. безопытность, неискушённость, неопытность

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: опытность
  • прилагательные: опытный
  • глаголы: пытать

Список всех слов с корнем «-опыт-»

  • существительные: опыт, опытник, опытница, опытничество, опытность
  • прилагательные: опытный, опытнический, безопытный, подопытный

Список всех слов с корнем «-пыт-»

  • существительные: пытка, опыт, опытник, опытница, опытничество, опытность, попытка
  • прилагательные: опытный, опытнический, безопытный, подопытный, пытливый
  • глаголы: пытать, пытаться, допытываться, испытать

Этимология

От др.-русск. опꙑтъ «испытание; образец, образчик; проба», от праслав. *opytъ, от *opytati, из *ob- + *pytati «мучить; пробовать; спрашивать». Равносильно от гл. опытать. В начале уборки урожая необходимо было изведать, испытать или опытать, как в ту пору, говорили, каков получится выход зерна, каков будет урожай в зерне. Взятое для такого опытания определённое количество снопов и называлось опытом. Опыт молотили и замечали, сколько из него намолачивали зерна. Зерно, получаемое в результате опытания, именовали также опытом. Далее от о- + пытать, из праслав. *pytati «мучить; пробовать; спрашивать», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пꙑтати, ст.-слав. пꙑтати (др.-греч. ἐξετάζειν), русск. пытать, укр. питати «спрашивать», белор. пытаць — то же, болг. пи́там «спрашиваю», сербохорв. пи́тати, пи̑та̑м, словенск. pítati, pȋtam, чешск. ptát sе «спрашивать о ч.-л.», словацк. руtаť «просить, умолять», польск. pytać «спрашивать», в.-луж. pytać, н.-луж. руtаś. Ср. также: лат. putārе «обдумывать, полагать, рассчитывать, приводить в порядок, резать», amputāre «отрезать» (*amb-putō), тохарск. А put-k «судить, разделять, различать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • житейский опыт
  • делиться опытом, поделиться опытом
  • по опыту
  • ставить опыт, производить опыт
  • опыт — лучший учитель (пословица)
  • опыт работы

Перевод

знания из практики

  • Английскийen: experience
  • Испанскийes: experiencia, práctica
  • Немецкийde: Erfahrung; Praxis
  • Чешскийcs: zkušenost
  • Шведскийsv: erfarenhet (sv) общ., rön (sv) ср.

пробная попытка

  • Английскийen: experiment
  • Испанскийes: experimento, prueba, ensayo
  • Немецкийde: Experiment; Versuch
  • Чешскийcs: pokus
  • Шведскийsv: experiment (sv) ср., försök (sv) ср.

Библиография

  • Жолковский А. К., Иорданская Л. Н., Мельчук И. А., Никитина С. Е. Опыт // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 515—526.
  1. Котков С.И Сказки о русском слове. — М. : Наука, 1967. — 196 с.
Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • семантике
  • этимологии

(См. Общепринятые правила).