Что такое психодрама

Содержание

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии. Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.
  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.
  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершённые ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психологических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевлённые предметы.

Через сценическое разыгрывание эпизодов из своей жизни (прошлого, настоящего и будущего) человек получает возможность, используя свою спонтанность и креативность, войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем. Зерка Морено называет этот процесс «способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки».

Я.Л.Морено считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом:

«Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и стра­хов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных кон­фликтов в том виде, в котором они существуют, допол­няя свое исследование ранними впечатлениями и вос­поминаниями».

Главное в психодраме – это действие. Сам Морено называл психодраму «методом, в котором истина души познаётся в действии». Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, анализировать, искать причины их возникновения и делать определённые выводы. Психодрама переносит проблему в действие. Здесь появляется возможность рассмотреть её комплексно, развернув в пространстве и времени, в ситуации «здесь и теперь», увидев её с разных точек зрения и восприняв всеми психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией.

Кажется, что в психодраме всё происходит играючи, как бы само собой, однако в её основе лежит очень непростое, последовательно осуществляемое действие. Его греческое название – драма. Драматически изображается и переносится в действие сложная внутренняя проблема. В результате таких психодрам возрастает мужество, необходимое для вступления в контакт с забытыми воспоминаниями, с голосами и образами внутреннего мира. Психодрама может стать для человека поворотной точкой в его жизни, во взаимоотношениях с окружающими, в конфликтной ситуации. Сильное переживание имеет большие последствия, подобно расходящимся по воде кругам от упавшего камня. Такое переживание продолжает оказывать воздействие в реальной повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит его в движение. Неосознанное, подавленное, давно отодвинутое в сторону содержание теперь требует работы над собой, осмысления и тогда, наконец, в сознании происходят существенные изменения. Поэтому не зря свой метод Морено называл «глубокой эмоциональной хирургией».

Виды психодрамы и прикладное использование метода

Морено уделял внимание трём разновидностям психодрамы: психодраме, центрированной на протагонисте, в которой вся сессия целиком посвящалась проблеме какого-то одного члена группы; психодраме, центрированной на группе, которая касалась внутригрупповых взаимоотношений или других вопросов, затрагивающих и вовлекающих в действие всех участников группы, включая ведущего; и наконец, психодраме, центрированной на теме, актуальной для всех присутствующих. Эта тема могла быть связана с внутренними переживаниями людей или касаться их внешней деятельности, иметь отношение к современным мировым проблемам, политическим событиям и т.п.

В качестве терапевтического метода психодрама может развиваться в самых разных плоскостях; столь же разнообразны области её применения. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию; в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; её применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком собственного «я».

Психодрама там, где есть интрига, столкновение сил, конфликт. А интрига есть везде. Стало быть и психодрама тоже присутствует везде, но только в скрытом, непроявленном виде. Остаётся лишь её провести.

Действующими лицами может быть всё что угодно: живые и неживые объекты, мысли и чувства; от отдельных людей до целых групп и даже государств.

Психодрама может использоваться при работе с:

  • детьми (детские группы) – детская психодрама;
  • родителями с детьми вместе (смешанные группы);
  • целыми отдельными семьями (папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка и др.);
  • супружескими парами;
  • рабочими коллективами, фирмами и организациями.

По результатам исследований бельгийских психологов Лет Диллен и Лени Денев, была доказана способность психодрамы, с одной стороны, выводить детей из состояния глубокой печали, а, с другой, определять причины этого состояния у детей, с тем, чтобы воздействовать на них с помощью техники социального атома. Такого рода воздействие позволяет испытуемым построить такую пространственную модель, внутри которой осуществляется конструирование их Я с помощью значимых других.

Базовые понятия и элементы в психодраме

Морено вывел несколько важных понятий, таких как «спонтанность», «креативность», «здесь-и-теперь» и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии. Достижение спонтанности и креативности – основная цель психодрамы. В них Морено видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному.

В психодраматическом методе используется пять основных элементов:

Протагонист (буквально – «первый актёр») – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.

При этом, очень важно понять, что протагонист вовсе не должен играть какую-то роль и становиться актёром, а совсем наоборот. От протагониста ожидается, что на сцене он раскроется сам и раскроет свой внутренний мир. «Ему следует держаться свободно, делать всё, что приходит на ум, и никого из себя не изображать. Для него очень важно не казаться, а просто быть тем, кем он является в жизни».

Директор (психотерапевт, ведущий группы) – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создаёт условия для постановки любой индивидуальной драмы.

Директор выполняет четыре функции. Во-первых, директор является организатором процесса, режиссёром-постановщиком, «начинает» драму, стимулирует протагониста к действию, в процессе которого он, наблюдая за поведением протагониста, старается приблизить его к наиболее глубокому осознанию самого себя и ситуации, в которой он оказался. Во-вторых, директор – это ведущий группы, и как ведущий группы он должен следить за сохранением эмоционального контакта между протагонистом и другими участниками, а также старается создать в группе атмосферу взаимной поддержки и взаимопонимания. В-третьих, как терапевт он должен «разговорить» протагониста, как-то его зацепить, слегка на него нападая или даже подшучивая над ним; если же инициативу берёт в свои руки сам протагонист, терапевт может взять на себя пассивную роль. И, наконец, в-четвёртых, в качестве аналитика директор находится вне драматического действия, давая инструкции вспомогательным лицам, чутко следя за настроением группы и анализируя чувства, мысли, поведение и отношения каждого члена группы.

Вспомогательные или дополнительные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым, способствуя развитию драматического процесса. Они помогают директору, следуя его инструкциям и указаниям. Но в первую очередь они оказывают помощь протагонисту, изображая важных для него реальных или мнимых персонажей, существующих в его внутреннем мире.

Зрители или группа – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. При этом, даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее, остаются активно и позитивно вовлечёнными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу. Морено сравнивал различие между театральными зрителями и зрителями психодрамы с различием между человеком, просматривающим фильм об извержении вулкана, и человеком, непосредственно наблюдающим за ним у подножия самого вулкана. Наличие зрителей имеет двойной эффект. Они, во-первых, помогают протагонисту, настраивая его на определённый резонанс, подбадривая, зажигая, критикуя, выражая понимание и спонтанно включаясь в действие. Чем более изолированным чувствует себя протагонист, тем важнее для него сопереживание зрителей, признание и понимание окружающих. А во-вторых, сами зрители могут оказаться пациентом, увидев свой «коллективный синдром». Проблема одного участника группы часто касается всех остальных. И тогда один из участников становится её выразителем.

Сцена (сценическая площадка) – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе Морено построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.

Истоки

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-х годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день — день смеха — считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на своё изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора».

В журнале «Имаго» (основан Фрейдом в Вене в 1913 г., позже издаваемый в США) посвященном неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии, наравне с Морено публиковались такие известные психотерапевты как Фриц Перлз, Эрик Берн, и другие.

Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

Теория

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, «с кем бы я хотел провести выходные на море», затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны «звезды притяжения» — люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» — те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т. д. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе. Так, в книге «Социометрия» можно найти описание следующего случая. Морено попросили проконсультировать интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и благоприятные условия существования, в этом интернате было много конфликтов и побегов из него. Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, к каждому столу было приставлено по воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, как им хочется, чтобы сидеть вместе с тем, с кем хочется. Получился совершеннейший бардак, возмутивший воспитателей: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые «звездой притяжения», за другими столами осталось по 2-3 человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить их выбор, но не выбирать того человека, которого они выбирали раньше. Получилась новая картинка. Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек рассадили по 4, но так, чтобы были максимально учтены выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна. Уровень агрессивности уменьшился, уровень конфликтности снизился.

Социометрия — это одна из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Двумя другими «китами» являются теория спонтанности и теория ролей. Морено применял социометрию и для очень больших групп, например, когда нужно было переселить целую резервацию индейцев.

Морено определял спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию, либо адекватную реакцию на новую ситуацию», но такое поведенческое определение спонтанности не лишено противоречий в контексте общей теории Морено. Для нас важнее, что под спонтанностью Морено понимал некую космическую энергию, посредством которой когда-то был создан этот мир и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равноправную роль наряду с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено доказывает, что ребенок не мог бы развиваться, не обладай он этой энергией спонтанности.

В отличие от других «энергий», бытовавших в психологии 20-30-х годов прошлого века («либидо» у Фрейда, «оргонная энергия» у Райха и проч.), спонтанность не может накапливаться, она существует только «».

В поведенческом акте (к которому и относится приведенное выше определение) спонтанность может находить свой выход или подавляться. Подавление спонтанности — причина возникновения невроза (нет «новой реакции на старую ситуацию», реакции стереотипны). В то же время, не блокируемая спонтанность может быть как конструктивной, так и деструктивной («неадекватная реакция на новую ситуацию»). Конструктивность реакции определяется креативностью, — то есть способностью к творчеству, созданию нового материального или идеального продукта (в контексте психотерапии это может быть новое поведение или восприятие, то есть новая роль в терминологии Морено). Продукт творческого процесса имеет свойство превращаться в «культурный консерв», примером которого может служить стихотворение или нотная запись музыкального произведения. Морено резко отрицательно относился к культурным консервам, видя в них проявление косности, уничтожающей спонтанность.

Спонтанность, креативность и консервирование образуют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию; креативность придает ей форму, направление; культурный консерв сохраняет его во времени. В момент, когда я пишу эти строки, по ТВ заканчивается демонстрация фильма «Осуждение Паганини» и Леонид Коган играет «Кампанеллу». Мне кажется, это удачный пример для иллюстрации творческого цикла. Паганини не мог не играть и не мог не писать музыку. Здесь есть спонтанность и креативность (без креативности первичная энергия могла бы выразиться, например, в деструктивном пристрастии к азартным играм). Если бы Паганини не записывал свои произведения, то мы бы не знали теперь, что представляет собой музыка Паганини. Нотная запись представляет собой культурный консерв, но, благодаря спонтанности Когана, он снова превращается в творческий продукт, который снова может быть законсервирован в виде аудиозаписи или кинематографической ленты. И уже я, как слушатель, могу снова расконсервировать его благодаря моей собственной спонтанности.

Теория ролей была создана Морено и позднее подробно разработана австралийской психодраматической школой.

С присущей ему туманностью, Морено определял роль как «актуальную на данный момент и осязаемую форму, которую принимает наша самость»; как «некоторый обобщенный характер или некоторую функцию, существующей в социальной реальности»; и как «окончательную кристаллизацию жизненных ситуаций человека, то есть специфическую область оперирования, которую человек в своё время освоил».

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, «едок», «писающий мальчик», «сексуальный партнер»), психологические роли (например, «обиженный ребенок», «спаситель», «проигравший») и социальные роли (например, «полицейский», «мать», «поставщик»).

Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. Выделяются три типа ролей: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли делятся на устойчивые и рождающиеся; дисфункциональные — на устойчивые и уходящие. Коупинговые роли, в зависимости от способа взаимодействия с объектом, делятся на «движение от», «движение к» и «движение против».

Все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли — это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда «в доступе». Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, — в одной ситуации они могут сработать, в другой — нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся периодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на неё). Проявляющиеся периодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно «уходит» из арсенала ролей.

Отдельное место занимают коупинговые роли, роли «совладания». Они не позволяют конструктивно разрешить ситуацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить её разрешение. Коупинговые роли делятся на три группы: «Движение к», «Движение от» и «Движение против». Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать «пристроиться» к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе «Движение к»; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия — такие роли мы отнесем к группе «Движение от»; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе «Движение против» — это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные. Пример применения теории ролей можно найти в статье «Психология валькирии»: ролевой анализ мифа о Брюнхильд.

Психодраматическая сессия

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, — то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль». Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который её представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого, — в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных, для его жизненной ситуации, персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, — то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.

После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», — то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», — то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Гипнодрама

В 1950 году Якоб Леви Морено совместно с Джеймсом М. Эннейсом впервые связал гипноз и психодраму в своём санатории психодрамы Бикон недалеко от Нью-Йорка. Пациенты принимали участие в гипнотическом трансе во время психодраматического лечения или переживали глубокий катарсис путём постгипнотических внушений. В Германии данную концепцию впервые начал применять с 1976 г. Ханс-Вернер Гессманн в Психотерапевтическом институте Бергерхаузен. Ханс-Вернер Гессманн и Хелен Зингер Каплан использовали её для лечения сексуальных расстройств, модифицировав в соответствии с гуманистической концепцией.

Развитие само- и межличностного познания у подростков при помощи психодраматического ролевого тренинга

Введение в проблему

Проблема познания себя и другого человека наиболее остро встает в подростковом возрасте, когда происходит бурное развитие Я-концепции, а интимно-личностное общение становится ведущей деятельностью. В связи с этим, способность адекватно (точно) оценивать себя и другого человека приобретает важное значение. От того, насколько объективно подросток видит себя и другого человека, свои и чужие личностные особенности, зависит его адаптация в мире людей, его умение постигать изменяющиеся условия жизни, ставить цели и проводить их в жизнь.

При развитии само- и межличностного познания в онтогенезе происходит их параллельное формирование, при котором, первоначально межличностное познание является ведущим. Самосознание происходит с опорой на мнения и оценку взрослых, и лишь постепенно, ребенок начинает ориентироваться на собственные оценки своей личности. К подростковому периоду, когда активно развивается рефлексия, связывающая воедино получаемую информацию извне, производимые на основе этой информации оценки и мнения о других людях и собственную Я-концепцию, эти процессы приобретают кольцевую взаимосвязь и взаимозависимость. Это подтверждают и некоторые исследования, в которых доказано, что чем лучше подросток знает себя, тем лучше он понимает и своих сверстников (Ключникова, 1979; Серебрякова, 2004 и др.).

Однако нельзя научить адекватно оценивать себя и другого человека, так как за этим обычно стоят другие аспекты само- и межличностного познания, являющиеся факторами, способствующими или, наоборот, препятствующими пониманию себя и других людей. К их числу относятся эмоциональные факторы, включающие отношение к себе и другому человеку, а также мотивационный фактор, выступающий в виде интереса к познанию себя и другого человека.

Особенности и структура психодраматического ролевого тренинга

Предлагаемый психодраматический тренинг позволяет воздействовать на все сферы само- и межличностного познания в комплексе. Развивая способность адекватно оценивать себя и другого человека (сверстника), в то же время большое внимание уделяется повышению самоуважения и уважения к другому человеку как личности, аутосимпатии (принятия себя) и принятия другого человека, снижению внутренней конфликтности и повышению интереса к познанию себя и сверстника.

Основным способом решения поставленных задач является игра в форме, близкой к театральной, что способствует высвобождению спонтанности, обогащению ролевого репертуара, интеграции личности, разрешению ролевых конфликтов разных типов (Питцеле, 2000; Келлерман, 1998; Гриншпун, Морозова, 2000; Морено, 2001). С помощью психодраматических техник ведущий помогает подростку разобраться в собственных проблемах, снять «маску», увидеть, принять и упорядочить различные «субличности», встретиться с самим с собой в безопасной атмосфере (Питцеле, 2000). По отношению к другим людям, участвующим в психодраматическом действии, путем техники обмена ролями, когда подростки проигрывают роли либо реальных людей, либо субличностей (или частей) протагониста, у них появляется возможность как бы побывать в личине другого человека, увидеть его изнутри, его глазами, что в свою очередь позволяет понять и принять личность этого человека, прожить его проблемы, его конфликты и поиск. Подобное проживание «из роли» является, на наш взгляд, мощным фактором, мотивирующим к познанию другого человека, двигателем возникновения и укрепления интереса к окружающим, видения в каждом личности со своими слабостями, недостатками, проблемами, но от этого не менее интересным.

В классической психодраме обычно выделяют три стадии или фазы: разминка (разогрев), собственно действие (проигрывание) и последующий обмен чувствами, называемый шерингом. Каждая фаза несет определенную смысловую нагрузку. На стадии разогрева, направленного на активизацию членов группы к дальнейшему действию, используются различные техники, в зависимости от цели предстоящего занятия. Это может быть общий разогрев, целью которого является активизация участников всей группы или тематический, ориентированный на актуализацию определенных переживаний, важных, с точки зрения ведущего, для данного этапа общегрупповой работы, либо акцент делается на разогрев определенных участников группы, работа с которыми наиболее благоприятна в данный момент времени.

Следующая стадия – собственно психодраматическое действие является ядром работы в психодраме. После выбора протагониста (участника, желающего проработать свои проблемы), Директор (ведущий) уточняет тему и выстраивает собственно действие, в котором протагонист может увидеть, осознать, прочувствовать многие свои проблемы, причины их возникновения, способы выхода из сложившейся ситуации, получить ресурс на дальнейшую работу с самим собой.

Большое значение в работе психодраматической сессии играет стадия так называемого «шеринга», во время которого члены группы делятся своими чувствами по поводу прошедшей ролевой игры. Во время шеринга протагонисту оказывается поддержка, способствующая самопринятию. Члены группы делятся своими переживаниями, находят аналогии в собственной жизни, осознают различные аспекты собственной личности.

Основатель психодрамы Якоб Леви Морено говорил об еще одной стадии – процесс-анализе, на которой происходит дополнительное исследование, связанное с интерпретациями, основанными уже на рациональном способе познания того, что произошло в группе и с протагонистом (Морено, 2001). В предлагаемом тренинге рекомендуется уделить особое внимание стадии процесс-анализа, на которой происходит дополнительное исследование, связанное с интерпретациями, основанными на рациональном способе познания того, что произошло в группе и с протагонистом (Морено, 2001). Как отмечают многие авторы, в тренингах с подростками, достигшими 15-ти летнего возраста, большой вес приобретают различного рода дискуссии, с глубоким осознанием причинно-следственных связей возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов, трудностей адаптации, и произошедших в ходе тренинга изменений (Лидерс, 2000; 2001; Кардашева, Кокуркина, 1997; Натаров, 1997; Аллан, 2001).

Психодраматический ролевой тренинг для подростков

Занятие 1. Чистый лист

Вводное занятие, посвященное мотивации участников тренинга к познанию себя и других людей. Даже если все подростки учатся в одном классе в течение нескольких лет, занятие строится так, как будто они знакомятся заново друг с другом и с самими собой. Это помогает подросткам по-новому взглянуть друг на друга, приоткрыть некоторые новые грани каждого из них, частично избавляет от сложившегося мнения друг о друге и о себе. На первом занятии принимаются нормы и правила группы, изучаются и корректируются ожидания участников, представляется программа тренинга. Большое внимание уделяется безопасности членов группы и конфиденциальности проводимой работы.

1. Знакомство

Каждому участнику группы предлагается назваться тем именем, которым ему бы хотелось называться в ходе тренинга и представиться с помощью какого-нибудь жеста или позы, сопровождающей презентацию имени. Начинает это упражнение директор.

2. Предоставление информации о тренинге и программы тренинга

Директор кратко рассказывает о том, что тренинг посвящен развитию способности подростков лучше понимать себя и других людей. Знакомит с особенностями психодраматического метода. Вводит некоторые понятия, необходимые для дальнейшей работы (директор, протагонист, роль, разогрев, психодраматическое действие, шеринг, процесс-анализ). Определяются нормы и правила работы. Особо подчеркивается принцип конфиденциальности.

3. Упражнение. Скульптура «Мои ожидания»

Цель упражнения: сбор и корректировка ожиданий от тренинга. Снижение напряжения перед началом работы.

1 шаг. Представьте свои ожидания от работы в группе в скульптуре. Молча, ничего не объясняя и не обмениваясь информацией, застыньте каждый в своей позе, символизирующей ваше ожидание от работы в данном тренинге.

2 шаг. Внимательно посмотрите друг на друга и выберите из представленных скульптур ту, которая, по вашему мнению, наиболее соответствует вашим ожиданиям. После этого, также молча, подойдите к выбранной скульптуре и присоединитесь к ней в своей позе. Вы можете составить скульптуру из 2-х, 3-х и более человек.

3 шаг. Обсудите в своей группе ожидания. Насколько они соответствуют вашим ожиданиям. Правильно ли вы выбрали себе группу? Если нет, то вы можете поменять ее, найдя в других группах похожие ожидания. Если да, то найдите общее в вашей группе и составьте общую скульптуру, соответствующую вашим ожиданиям.

Упражнение выполняется до тех пор, пока все члены группы не образуют одну скульптуру, символизирующую ожидания группы от тренинга. После этого каждого члена группы спрашивают о том, каковы его ожидания и как он видит себя в общей скульптуре.

4. Упражнение. Кто самый…? (Разогрев)

Цель упражнения: выяснение представлений членов группы друг о друге, выявление центров притяжения и отвержения. Данное упражнение помогает директору ознакомиться, в первом приближении, с взаимоотношеними в группе и статусным распределением ролей. Для участников – это хорошая возможность взглянуть на себя глазами других людей.

Упражнение проводится по принципу социометрического выбора. Директор задает вопросы: «Кто вам кажется самым умным (смелым, красивым, добрым, застенчивым и т.д.) здесь? Подойдите к этому человеку и положите ему руку на плечо. Далее проводится социометрический выбор самого умного… и т.д.

5. Упражнение. Окно Джохари

Цель упражнения: это упражнение имеет несколько целей: 1) осознание того, что существуют «слепые» зоны, которые пока не видны самому себе; 2) осознание того, что окружающие люди часто видят то, что человек хочет от них скрыть и спрятать, надевая различные маски или притворяясь совсем другим человеком; 3) умение распознавать за маской сверстника истинное его лицо; 4) коррекция представлений об одноклассниках; 5) коррекция представлений о себе.

1 шаг. Директор знакомит участников тренинга с методом «окно Джохари», объясняя принцип его работы (Мелибруда «Я – Ты – Мы»).

Известное мне

Неизвестное мне

1. Открытое для меня и для других людей.

3. Закрытое для меня, но открытое для других.

2. Открытое для меня, но закрытое для

других людей.

4. Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям.

2 шаг. Участникам предлагается отметить границы внутри окна так, как они это себе представляют.

3 шаг. Работа с 1 частью окна. Участникам предлагается показать с помощью пантомимы, сидя или стоя, ту черту или качество личности, которое «открыто для меня и для других людей». То, что не скрывается от других и видно всем окружающим людям. Остальные члены группы через дублирование пытаются отгадать эту черту или качество. Когда качество угадано, участник садится на место.

4 шаг. Работа со 2 частью окна. Нужно показать черту или качество личности, которое «открыто для меня, но закрыто для других людей». Ту черту, которую человек может обнародовать или раскрыть без ущерба для себя. Другие члены группы отгадывают эту черту через дублирование.

5 шаг. Показать черту личности или качество, которое «закрыто для меня, но открыто для других». Показывать надо не думая, первое, что складывается в позе или жесте. В данном случае показывающий сам не знает, что, тот или иной жест или поза означает. Члены группы начинают отгадывать, что, на их взгляд, это могло означать. В данном случае показывающий слушает молча все возможные варианты. Когда он считает, что ему достаточно информации, он садится на место.

6 шаг. Работа с 4 частью окна, которая обозначает область, которая «закрыта и недоступна ни мне ни другим людям». Она проводится в виде работы с метафорой, которую подростки дают на представление об этой области. Инструкция: «У каждого из нас есть область внутри нашей личности, которая настолько далеко спрятана, что ее не видит никто, а сам человек о ней может только догадываться. Представьте себе, на что эта область похожа, какая она?» Далее небольшие виньетки, в которых подросткам дается возможность соприкоснуться с этой областью, приблизиться к ней в безопасной обстановке.

6. Заключительная часть. Шеринг

Подростки делятся своими чувствами, которые возникли во время последнего упражнения или во время занятия в целом.

Занятие 2. Роли, которые я играю в жизни

Занятие посвящено осознанию и расширению ролевого репертуара. Многие социальные роли, которые подросток играет в жизни еще не определены, а некоторые не осознанны. У подростков нет четкой дифференциации этих ролей, отсюда спутанность ролей и неадекватное поведение в различных социальных ситуациях. Занятие на выявление и осознание ролевого репертуара позволяет подросткам увидеть свои роли, научает адекватным формам поведения в различных социальных ситуациях.

1. Процесс анализ

Посвящен обсуждению предыдущего занятия. Подростки делятся тем, что изменилось в их осознании себя самого и других людей.

Примечание. Процесс-анализу на каждом занятии уделяется достаточно много времени, чтобы дать возможность подросткам интегрировать полученный на предыдущем занятии опыт, разложить его по полочкам. Особый акцент делается на осознании того, что происходило на предыдущем занятии, что это могло означать, и что хотелось бы дополнительно для себя прояснить.

2. Посвящение в тему занятия

Директор рассказывает о том, что такое роли, какое значение различные роли играют в жизни каждого человека. Для чего они нужны, освещает на примерах разницу между ними.

3. Разогрев

Разбейтесь на пары, вспомните как можно больше ролей, какие вам приходится играть в жизни. Запишите их. Подумайте, какие роли вам не понятны или какие роли вам трудно играть.

4. Встреча со своими ролями

Цель работы: Осознание и расширение ролевого репертуара. Повышение самоуважения, и аутосимпатии. Научение адекватным формам поведения в соответствующих ситуациях. Понимание личности другого через понимание его ролей. Осознание причин неадекватного поведения сверстников (например, спутанность ролей).

1 шаг. Подросток, который хочет поработать со своим ролевым репертуаром, называет все роли, которые он играет в жизни. На каждую «роль» выбирается кто-либо из группы, который на время становится этой «ролью». Выбирается также дубль, который играет «Я» протагониста.

2 шаг. Протагонист по-очереди разговаривает с каждой своей «ролью», выясняя у нее, если ему не все понятно, для чего она ему нужна, что она может дать ее обладателю, когда и в каких случаях ее лучше всего играть. Иногда, если это необходимо, протагонист договаривается со своей ролью, что она либо будет ему помогать в определенные моменты жизни, либо не будет ему мешать, когда ее присутствие лишнее. Так, например, роль дочери, помогает при общении с родителями, но мешает при общении с друзьями.

Примечание. В основном используется прямой обмен ролями. Дубль вводится в том случае, если протагониста надо вывести в зеркало и показать со стороны сцену разговора со своей «ролью».

3 шаг. Протагонист собирает вокруг себя все свои роли, называет их и каждому назначает свое место в своей жизни.

5. Заключительная часть. Шеринг

Занятие 3. Скажи мне, зеркало, кто я такой?

Данное занятие позволяет подросткам с одной стороны, заглянуть внутрь себя, своей личности, с другой, взглянуть на себя глазами других людей. Осознать те формы своего поведения, которые неодобрительно воспринимаются окружающими. В ходе этого занятия значительно меняются взгляды подростков не только на себя самого, но и на других людей, так как он получает возможность задуматься над причинами неадекватного поведения других людей, лежащих не в злобном умысле, а в ощущениях собственной неполноценности, закомплексованности, неуверенности, отсутствии уважения к себе.

2. Вводное слово директора

Директор объясняет, что такое психические качества, чем они отличаются от определений внешности, поведения, социального статуса. Говорит о неоднозначности понимания одного и того же качества разными людьми и отношения к нему со стороны разных людей. Вводится понятие степени выраженности качества в характере человека.

1 шаг. В центр круга ставится символический мешок, в который участники по очереди символически бросают психические качества, присущие людям вообще. До тех пор, пока названия не начинают повторяться.

2 шаг. Каждому участнику предлагается развернуться спиной к кругу и мысленно представить перед собой зеркало, отражающее его внутренний мир. Вглядываясь в это зеркало, он должен написать самостоятельно как можно больше качеств, которые отражаются в нем.

4. Мои качества

Цель работы: Повышение адекватности образа Я и образа другого человека. Повышение самоуважения и аутосимпатии. Развитие интереса к пониманию других людей и самого себя.

1 шаг. Ставится зеркало (участник). На роль голосов, которые озвучивают каждое качество выбираются члены группы. Они располагаются за зеркалом. Протагонист перед зеркалом.

2 шаг. Каждый голос за зеркалом обращаясь к протагонисту говорит ему: «Ты …(например, веселый)». Протагонист прислушивается к своим ощущениям, и если он не согласен с этим определением или что-то его не устраивает, или вызывает неприятные чувства, он выясняет (прямой обмен ролями), что голос подразумевает под этим названием качества, спорит с ним, корректирует название или соглашается.

3 шаг. Когда согласие достигнуто, этот голос выводится из-за зеркала, с него снимается роль голоса и назначается роль самого качества (на того же участника или на другого свободного из группы). Качество ставится на том расстоянии от протагониста, на котором ему комфортно это качество ощущать. Постепенно все голоса выводятся из-за зеркала, называются качествами и ставятся перед зеркалом рядом или вокруг протагониста так, как ему это удобно.

4 шаг. Протагонисту предлагается коротко сказать каждому качеству примерно следующее: «Ты (название качества). Ты мне нравишься (или не нравишься), но ты у меня есть. Я буду делать все возможное, чтобы тебя укрепить (ослабить, изменить…).

Занятие 4. Кто ты, кто рядом со мной?

Данное занятие посвящено осознанию подростками причин, обусловливающих их тесные контакты с другими людьми и анализу критериев, по которым происходит выбор друга. Главный вопрос – что именно прельщает в человеке, который находится рядом, каковы мотивы выбора друга. Итогом является более объективное видение товарища, принятие или отвержение некоторых черт его личности, но главное – адекватная оценка как личности этого человека, так и взаимоотношений с ним.

1. Процесс-анализ
2. Разогрев

В центр круга ставится пустой стул. Инструкция: представьте, что на этом стуле сидит ваш друг или человек, с которым вы тесно общаетесь. Это должен быть ваш сверстник, не обязательно ваш одноклассник. У вас есть уникальная возможность сказать вашему другу, не боясь, что он обидится или отвернется от вас или сможет использовать в своих целях ваши слова, то хорошее или плохое, которое вы по каким-то причинам не всегда можете ему сказать. Возможная форма: «Мне нравится в тебе… (или не нравится) «, или «мне нравится, что ты… , (или не нравится)»

Подростки по очереди подходят к стулу и говорят все, что они хотели бы сказать своему другу.

3. Кто ты, кто рядом со мной?

Цель работы: повышение адекватности понимания значимых людей; повышение аутосимпатии, и интереса к познанию другого человека.

Желающий выбирает на роль своего друга кого-либо из участников группы. Проводит разговор с другом, в котором он может прояснить все интересующие его вопросы, высказать все претензии, выяснить отношения. Активно используется дублирование и апарте.

Примечание: в данном занятии возможна техника встречи (encounter).

4. Шеринг

Занятие 5. Я тебя не знаю

На этом занятии подростки учатся объективно оценивать людей, которые по каким-то причинам им не симпатичны, анализировать собственные негативные переживания по поводу конкретных людей. Главным является осознание корней негативного отношения к этому человеку, кроются ли они в поведении оцениваемого подростка, или являются проекцией или переносом. Здесь же подростки также учатся объективно оценивать другого человека независимо от отношения к нему, и у них повышается интерес к познанию другого человека как личности.

Инструкция: вспомните сверстника, который вам не нравится, не обязательно одноклассник; разбейтесь на пары; расскажите друг другу об этом человеке, стараясь говорить о нем не только плохое, но и найти в нем что-то хорошее. Когда один из вас рассказывает, другой старается выспросить, чем этот неприятный человек мог бы быть интересен рассказывающему, есть ли в нем что-то, что привлекает или заслуживает внимания. Потом меняетесь местами.

3. Я тебя не знаю

Цель работы: повышение способности адекватно оценивать сверстника вне зависимости от отношения к нему, повышение интереса к познанию сверстника.

Занятие проводится аналогично предыдущему в виде разговора с сверстником, который не нравится.

Занятие 6. Другая вселенная

Данное занятие посвящено выяснению взаимоотношений между двумя вселенными: мальчиками и девочками. Как мы видим их и как они видят нас – рассмотрение различий и сходства, нахождение точек соприкосновения, сближение интересов, и, как результат, принятие этих различий, нахождение приемлемых форм поведения, снижение уровня тревожности перед общением с противоположным полом. Осознание различных видов общения: любовь, дружба, приятельские и деловые отношения.

Примечание: данное упражнение было «подсмотрено» у Екатерины Михайловой на конференции психодраматистов. В работе с подростками это прозвучало не как разогрев, а как отдельная сессия.

Инструкция: Разбейтесь на пары – мальчики с мальчиками, девочки с девочками; вспомните все высказывания, которые вы когда-либо слышали, или приходят вам на память, или вы читали о мальчиках и девочках. Мальчики вспоминают высказывания о мальчиках, девочки – о девочках. Запишите их, выберите из этих высказываний те 2-3 высказывания, которые вас больше всего эмоционально «цепляют». Выделите в каждой паре одно общее, наиболее значимое для двоих высказывание.

3. Другая вселенная

Цель работы: повышение интереса к познанию себя и другого человека, повышение способности адекватно оценивать сверстника.

1 шаг. Все пары объединяются в большие группы, в которых одно высказывание является общим наиболее эмоционально окрашенным.

2 шаг. В каждой группе разыгрываются 1-2 сценки, иллюстрирующие выбранное высказывание.

3 шаг. В середину круга ставятся 2 стула: один – женский, другой – мужской. После каждой сценки, желающие садятся на каждый стул и комментируют происходящее обязательно из каждой роли – мужской и женской. Инструкция: представьте себе, что вы только что посмотрели сценку по телевизору. Что вы можете сказать о происходящем?

Занятие 7. Мой внутренний критик

Занятие направлено на повышение самоуважения. В ходе этой психодраматической сессии разбирались вопросы, касающиеся внутреннего критика, чей голос оказывает значительное влияние на уровень самоуважения. Подростки учатся отделять критику объективную от навязанной внутренними интраектами. Разбираются способы возможного договора с внутренним критиком, активизируются внутренние ресурсы противостояния ему. Главным итогом является нахождение внутреннего стержня, внутренней опоры, основы самоуважения.

У каждого из нас есть свой внутренний критик. Ему вечно что-то не нравится в нас, он постоянно критикует, высказывает недовольство, а то и просто ругается. Закройте глаза, представьте себе этого внутреннего критика. На кого он похож? Как он выглядит? Он большой или маленький? Откройте глаза.

Подростки по кругу делятся образами своего внутреннего критика.

3. Мой внутренний критик

Цель работы: повышение самоуважения, аутосимпатии и интереса к самопознанию.

Психологическая работа с метафорическим образом внутреннего критика. Проводится в индивидуальном формате в виде небольших виньеток. В результате оказывается, что внутренний критик – это оценивающая и недовольная часть мамы или папы. Подросток получает возможность отделить чужое мнение от собственного. А также получает некоторые адекватные способы противостояния внешней негативной оценке.

Примечание: данную работу следует проводить на заключительных этапах тренинга, так как она является довольно глубокой и серьезной. Подростки должны быть подготовлены всем ходом предыдущих занятий и быть знакомыми с психодраматическими техниками.

Примечание: для шеринга в данном занятии следует оставлять гораздо больше времени, чем на предыдущих.

Занятие 8. Мы – это как?

Заключительное занятие, на котором подводились итоги всей предыдущей работы. Мы – это общество, в котором можно жить и взаимодействовать без конфронтаций и зависимостей. Мы – это Я и другие люди, каждый из которых имеет право на собственное мнение, собственную жизнь. Каждый человек интересен сам по себе, и Я также интересен окружающим. Я уважаю себя и уважаю других людей, Я имею право требовать уважения от окружающих.

На данном занятии процесс-анализу уделяется значительное количество времени, так как на нем подводятся итоги не только предыдущего занятия, но и вспоминается все, что делали, осмысливали в процессе всего тренинга.

Сам процесс-анализ в данном случае служит разогревом, так как на нем затрагиваются практически все вопросы, которые звучали в течение всего тренинга.

3. Мы – это как? Свободная социодрама

Инструкция: представьте себе, что вы все участники межгалактической конференции, прилетевшие на форум. Все вы разные, каждый из вас яркая индивидуальность. Вы все – лучшие представители своей планеты. Кого-то из прибывших вы знаете очень хорошо, кого-то не очень, кто-то вам нравится, а кого-то вы с трудом перевариваете. Однако перед вами стоит важная задача – найти общий язык и, несмотря на предпочтения, научиться жить в мире и сотрудничестве.

После этого все начинают свободно жить в пространстве.

В заключение следует отметить, что проведение данного тренинга предусматривает хорошую подготовку ведущего, знаний и умений ведения тренинговой группы, опыта работы с подростками, знакомства на практике с психодраматическими техниками.

Кроме того, необходимо учитывать степень доверия и мотивации участников тренинга, для повышения которых рекомендуется перед началом тренинга провести несколько занятий с целью ознакомления с формой и содержанием последующей работы. Группу следует набирать только из желающих.

Список рекомендуемой литературы

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Санкт-Петербург, 1997
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  3. Гриншпун Е.А., Морозова Е.А. Психодрама. // В сб.: Основные направления современной психотерапии. – М.: «Когито-Центр», 2000.
  4. Кардашева О.В., Кокуркина Н.И. Особенности организации тренинговой работы с подростками коррекционно-развивающих классов в условиях МПС-центров// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997 № 4.
  5. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  6. Ключникова Г.А. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Л., 1979.
  7. Лидерс А.Г. В помощь психологу, ведущему групповой тренинг с подростками// Журнал практического психолога № 12. – 2000.
  8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Москва, Издательство «Академия». – 2001.
  9. Морено Я. Психодрама. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  10. Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 3 1997.
  11. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Рост.-на-Дону, 1996.
  13. Питцеле П. Подростки изнутри. Интрапсихическая психодрама. // В сб.: Психодрама: вдохновение и техника. / Под ред. П.Холмса, М. Карп. М.: Независимая фирма: Класс. – 2000.
  14. Серебрякова К.А. Условия формирования образа «Я» и представлений о сверстнике у подростков // Автореф… канд дисс., М., 2004г.

Тренинг от Анны Шапошниковой

Психодрама – один из наиболее эффективных и интересных психотерапевтических методов. Эффективность психодрамы обусловлена тем, что в ее основе лежит действо, инсценирование, ролевая игра, в которых проявляется противоречивый внутренний мир человека, непростые межличностные отношения в семье и в социуме.

Психодрама позволяет переработать травмирующие переживания, проститься с иллюзиями, понаблюдать из позиции стороннего наблюдателя свое поведение и реакции , смоделировать предполагаемое будущее, сделать необходимый выбор.

Интересно то, что зачастую не проигрывание своей ситуации наводит на важные мысли, а участие в других историях, когда человек играет ту роль, на которую его назначил другой участник.

Тренинг очень и очень интересный. Он безусловно дает хороший толчок. Ситуация, когда человек смотрит со стороны на свою жизнь, часто оказывает позитивное действие и помогает избавиться от многочисленных мифов о самом себе и о своем окружении.

Отзывы участников предыдущих тренингов от Анны Шапошниковой «Психодрама»

Ну и я свои пять копеек! я была счастлива побывать на одной мини-психодраме, и на одной — видимо вместе со всеми, кто уже выступал выше.

Аннушка! СПАСИБО ТЕБЕ ЗА МОЮ ЗДОРОВУЮ ГОЛОВУ!!!!!!!!!! я правда не устану повторять, что я ОЧЕНЬ тебе благодарна за свое новое качество жизни. правда-правда!

Действительно, психодрама помогает увидеть себя со стороны, получить не предвзятую реакцию со стороны человека, который тебя видит первый раз…. и ты начинаешь видеть себя со стороны. понимать, над чем стоит работать и о чем стоит задуматься….

Я поражаюсь, какой стойкостью и внутренним стержнем что-ли, обладает наша Аня, чтобы не рехнуться, впитывая каждое наше слово и каждую реакцию — она постоянно включена, постоянно «на острие», постоянно «в теме». Это — профессионализм, это искреннее желание помочь и исключительное умение работать.

Аня, СПАСИБО.

И я, и я. Я тоже принимала участие в этом потрясающем тренинге. Аня просто супер, это давно не секрет для всех, кто с ней работал, но такого эффекта я не ожидала. Девочки, все кто участвовал, потрясающе артистичны и чутки. Каждый получил возможность проиграть свою проблему, посмотреть на нее другими глазами и со всех сторон.

А участие в проработке проблем других участниц дало такую пищу для размышлений и работы над собой, просто поразительно, что все это произошло за несколько часов.

А еще я получила такой мощный заряд энергии и энтузиазма дальше бороться за себя любимую, счастливую и гармоничную, что даже не верится, что это все Я. СПАСИБО Ане, СПАСИБО-СПАСИБО всем участникам. Все… Слова кончились, остались только эмоции…

Аня, СПАСИБО огромное!!! До сих пор под впечатлением от сегодняшнего тренинга! Хотя я главной участницей так и не рискнула побывать, но впервые испытала на себе многие сюжетно-ролевые образы, девочки — вы молодцы, раз решились вынести свои проблемы на всеобщее обсуждение, вы стремитесь к изменениям и у вас все получится!!!!! Аня

» Давайте идти вперед. К чему цепляться за горести и ошибки вчерашнего дня? К чему держаться за то, что удерживает нас от надежды и любви? Ты- это сумма всех твоих деяний.» (Будда)

Аня, добрый день! жду не дождусь психодрамы 🙂

психодраму люблю и рекомендую форумчанам.
мне она во многом помогла.
во-первых увидеть свою жизнь со стороны, во-вторых обратить внимание на ошибки (свои и близких людей), и начать работать над собой и отношениями в семье. выстраивать личные границы и брать ответственность за свою часть отношений. в-третьих психодрама всегда это личностный рост и путь к себе, уверенному и успешному человеку. успешному в личной жизни и профессии.

в психодраме, несомненно, важна роль тренера.
замечу, что Анна это сильный, чуткий тренер, профессионал.
серьезный, ответственный человек, мастер своего дела.

уверена, что психодрама поможет многим, как когда то помогла мне.

спасибо, Аня 🙂

Ведущий тренинга:
Руководитель центра «Институт Семьи», тренер, психолог Анна Шапошникова.