Дисциплина на уроке

Содержание

Как наладить дисциплину в классе

Как наладить дисциплину в классе

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.

Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.

Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.

Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.

Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.

Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:

  • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
  • создавайте специально для уроков презентации;
  • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
  • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
  • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.

Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.

Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.

Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Как улучшить дисциплину в классе? Советы психолога

Как улучшить дисциплину в классе?

Советы психолога

1. Контакт глазами: никаких слов — только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте «секретный сигнал». Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «тсс!» или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь.»
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок». Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул «размышлений», который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. «Стул размышлений» должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с «заклинаниями» примерно такого содержания: » Я могу спокойно работать» «Я могу изменить свое поведение»
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

ЗНАЙТЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМО, А КАКОЕ НЕТ

Аналогия с окном, которую предложил доктор Томас Гордон, автор книги «Тренировка эффективности учителя», поможет вам понять, какое поведение вы разрешаете и сколько шума и активности вы способны выдержать. Нарисуйте окно в своем классе. Степень открытости окна — это ваш уровень терпения. Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом. Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если она сопровождается повышенным уровнем шума.

Чтобы определить уровень своего терпения, проведите следующий эксперимент. Начиная с полностью закрытого окна, запишите разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе. И помните, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

От вашего отношения к ученикам, главным образом, зависит, будут ли они исполнять установленные вами правила. Важно быть твердым и добрым, настойчивым и постоянным, держать свое слово и отделять поступок от человека.

Отделять поступок от человека (т.е. не смешивать оценку поступков и оценку личности, быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом) – одно из самых важных и порой трудных умений, необходимое во многих областях жизни.

Есть разница между твердостью, строгостью и жесткостью.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: «Больше старайся», «Если бы ты только не был таким ленивым», «Все в классе это могут», «Добавь это к своему заданию на дом». У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: «Ты ничтожество», «Ты плохой человек». Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.

БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫМИ

Не будьте в один день мягким, а в другой — жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Ученикам необходимо постоянство, чтобы осознать существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет «нет», прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря «нет!», иметь в виду «нет!» и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка… Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет. Согласно Рудольфу Дрейкурсу, всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика, Дрейкурс говорит, что ваша реакция даст вам понимание его цели.

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

  • Привлечение внимания: Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель — ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание. Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

  • Стремление к власти: Ученица, которая не получает необходимого ей внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь, вероятно, ученица ведет себя так, чтобы добиться власти.

  • Мщение: Ученица, которая чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этой ученице, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ней более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же, вероятно, ученица хочет мстить.

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

  • Чувство неадекватности: Если ученик чувствует себя совсем нелюбимым и бессильным, он обращает мщение против самого себя. Он впадает в депрессию и отказывается от самого себя и от других. Имея дело с таким учеником, вы сами можете почувствовать отчаяние, но никогда от него не отказывайтесь. Оставьте всякую критику и сосредоточьтесь только на позитивных и сильных сторонах его личности, на его хороших поступках и проявлениях. Вам потребуется поддержка других специалистов, чтобы помочь ему преодолеть это поведение.

Следующие соображения могут помочь вам верно воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка.

Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей.

Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. «Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается». Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

  • постоянные неудачи в учебе и в школе

  • реакция на одноклассников

  • неспособность учиться

  • ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

  • отношение с братьями и сестрами

  • столкновение стилей учителя и ученика

  • разлука/развод

  • смерть в семье

  • проблемы, связанные со здоровьем

  • постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы)

  • изменение окружения

ОТВЕТ НА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ

ИЗБЕГАЙТЕ СИЛОВЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ!

Многие дисциплинарные проблемы возникают в результате силовых столкновений между учителем и учеником. Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что получил «несправедливое» наказание, он вступает в конфронтацию с учителем, отстаивая свою позицию. Прежде чем ставить себя в ситуацию, чреватую таким столкновением, хорошо сделать одно из следующих заявлений:

  • Не сейчас. «Ты можешь выйти из комнаты, когда урок закончится».

  • Дай мне минутку, пожалуйста. «Я сейчас очень занят и не могу решить, как мне нужно тебе ответить. Подойди ко мне через несколько минут, я об этом подумаю». (Если ученик настаивает, скажите: «Если ты настаиваешь на немедленном ответе, тогда «нет». Но если ты дашь мне немного времени подумать, то, может быть, это не будет «нет».)

  • Убеди меня: «Скажи мне все причины, по которым я должен разрешить тебе сделать так, как ты хочешь». Имея дело со старшим учеником, можно предложить ему написать вам письмо и в нем все это изложить. Но следует предупредить ученика, что после подачи письма, никакие дополнительные причины приниматься уже не будут.

  • Нет! До того, как вы сказали окончательное «нет», вы должны решить, что надоедливость ученика не изменит вашего слова. Но если вы сказали «нет», вы уже должны стоять до конца, потому что у вас было время это обдумать.

Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что был наказан «несправедливо», он будет противостоять учителю и упорно защищать свою позицию.

Очень важно не вступать в силовые конфликты. Если вы отвечаете вашим ученикам с позиции силы, вы создаете у них впечатление ценности силы и увеличиваете их желание пользоваться ею, чтобы добиться преимущества. Хазон Иш учит нас, что мы должны сдерживаться и не показывать гнев ребенку, иначе ребенок не будет у нас учиться тому, что правильно и что нет, а вместо этого даст управлять собой гневу.

Полный текст на сайте

Дисциплина в классе, или Как наладить отношения с маленьким вождем

Виктория Винникова, педагог

Партитура урока написана. Я довольна своим конспектом. Можно смело нести разумное-доброе-вечное моим неугомонным непоседам. Теперь-то дисциплина в классе будет на высоте. Ведь я подготовилась по максимуму, учла практически все, чтобы урок был интересным и увлекательным для ребят. Урок расписан, как по ноткам: помимо увлекательного начала урока есть и смена деятельности, и подвижные игры, и даже музыкальные паузы.

В первых двух пятых классах урок прошел на ура, дети были увлечены, с удовольствием откликались на мои «придумки» и задачки в стихах на устном счете. А вот в 5А все рухнуло по непонятным для меня причинам. Дети пришли на урок взвинченные и возбужденные, как будто у них был забег на 10 км.

Я пыталась, как бабочка, порхать у доски, увлекать, завлекать, но все тщетно.
Как установить дисциплину в классе я просто не знала. Ничего не получалось. Я, конечно же, вела урок, но мой задор и энтузиазм куда-то испарились. Не было отклика от ребят. Удовольствия от работы никакого. Я была зла и раздражена на детей. Ну почему они так себя ведут? Они что, не видят, что я старалась для них? И вообще у меня прекрасная дисциплина в 9 классе, а тут неуправляемые дети в средней школе.

В чем причины и почему не получается сыграть ту же вдохновенную мелодию урока, что и в других классах?

Как создать дисциплину в классе

Когда советы коллег не сработали: усиленная подготовка и множество индивидуальных заданий не принесли результата – возник вопрос: что же делать? Продолжать просто смотреть на эту головоломку под названием: как наладить дисциплину в классе, и утверждать, что она не решается. Или все-таки попытаться разобраться и понять, как создать дисциплину в классе?

Я как математик часто подхожу к решению любых проблем как к задачкам. Когда разбираешься в условии – задача обычно решается. А вот когда не ясно условие, то, кажется, что задача не решаема.

Когда я познакомилась с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, многие педагогические головоломки тут же решились.

Задачка как навести дисциплину в классе имеет решение

Человек – это я и другие люди, говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Все выстраивается на отношениях с другими людьми. Школа — особое место. Тут целый клубок самых разных взаимосвязей и отношений: учителей с детьми, детей между собой, родителей и учителей, родителей между собой и т.д.

Когда мы рассматриваем вопрос дисциплины, мы не можем обойти ни один из этих аспектов.

Итак, рассмотрим основных «игроков», а также те взаимосвязи, которые влияют на дисциплину.

  • Учитель/учителя школы
  • Коллектив ребят
  • Родители

Учитель и дисциплина в классе

На учителе огромная ответственность: учебный процесс, успеваемость дисциплина в классе, все эти составляющие зависят целиком от педагога.

Учитель – центральная фигура, именно он выстраивает взаимодействие с детьми, коллегами, родителями, администрацией и т.д.

Влияет ли на успеваемость дисциплина в классе? Несомненно! Именно поэтому необходимо точно во всем разобраться.

При этом мы должны понимать, что дисциплина – это ВНЕШНЕЕ воздействие на детей, некий свод правил, которым необходимо подчиняться. Но есть еще ВНУТРЕННИЕ желания, стремления, которые иногда входят в противоречие с правилами.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно разбирает все механизмы и принципы общения между людьми, в том числе, принципы взаимодействия учителя с учениками и родителями. В основе всех наших взаимодействий лежат бессознательные желания, то есть внутренние причины. С ними и будем разбираться.

Дети и дисциплина в классе

Для детей школа не только возможность получить знания. Нам, взрослым, кажется, что дети приходят в школу за знаниями. На самом деле, для них это не только школа знаний, но и школа жизни. Именно в школе они создают свои первичные коллективы, выстраивают иерархию. А это процесс бессознательный. Когда учитель не понимает этих внутренних законов формирования детского коллектива, то и возникают проблемы с дисциплиной в классе.

А если учитель умеет ориентироваться в этих бессознательных потоках, то организация дисциплины в классе будет на высоте.

Если бы психика детей была простая, как квадратики, они бы легко выстраивались по линеечке. Но их психика устроена иначе. Это сложный, объемный пазл самых разных свойств и желаний. И любой коллектив согласно бессознательным законам выстраивается в свою иерархию. Вершина этой иерархии – вождь с уретральным вектором. Таких детей немного, всего 5%, но если уж повезло быть такому вожаку в классе, то учителю надо держать ухо востро, так как здесь нужен особый подход.

Не заметить уретрального ребенка просто невозможно, к нему, как к магниту, бессознательно тянутся все ребята. Вот как выглядел мой вожак.

Неформальный лидер или портрет маленького вождя

  • При маленьком росте он обладал какой-то невероятной силой. Часто бывали моменты, когда его было просто не остановить. При этом другие дети всегда реагируют на замечания или даже сами притормаживают свое движение, когда видят учителя. С ним все было не так. Если он куда-то бежал, то его было не остановить. А если он с кем-то дрался, то вообще никакой силой было не растащить драчунов. И вообще он просто не слышал ничего в определенные моменты.
  • Темно-русая челка, которую он не рукой убирал, а как-то взмахом головы. В глазах была какая-то «чертовщинка», особенно, когда дерзил учителям. Походка – не могу описать иначе, кроме как вальяжная. Руки в карманах. Кстати, у доски учителя у него постоянно требовали: «вынь руки из карманов!»
  • По внутренним ощущениям такой ребенок напоминал, как будто маленькую пружину. Он всегда был готов сорваться с места. А еще он стоял и качался – с пяток на носки, и смотрел всегда либо в конец класса, либо в окно, как будто куда-то вдаль за горизонт. Ничего удивительного в этом нет. Ведь он всей душой устремлен в будущее, поэтому он и смотрит вдаль. И ведет свою стаю в будущее. И внутренне он уже там, поэтому прямо сейчас он часто не понимает, почему он еще «здесь». И он почти всегда улыбался.
  • Воздействовать на него плохими оценками, замечаниями или вызовом родителей было бесполезно. Если другие дети всегда реагировали на эти «воспитательные приемы» и начинали переживать, то здесь было полное равнодушие. По ощущениям он был просто выше всего этого «мелкого шебуршения».

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, ребенок с уретральным вектором вообще не понимает слово «дисциплина», при том, что является самым социализованным. Ребенок с уретральным вектором не признает никаких ограничений, никаких внешних запретов, однако, внутри себя он – самый адекватный ребенок. Именно такие дети психологически созревают раньше других и способны принимать взрослые ответственные решения, хотя со стороны они могут казаться хулиганами, а их выходки – верхом безответственности и озорства.

У них просто невероятный запас энергии – огромное жизнелюбие, которое притягивает к себе других детей, которые получают защиту и покровительство вождя. Талант уретрального ребенка создавать и консолидировать вокруг себя ребят – уникален.

Почему он всех притягивает к себе? Почему дети липнут к нему? Чем он их консолидирует?

Все просто. У такого ребенка есть огромное бессознательное желание к отдаче. Он получает удовольствие, когда ОТДАЕТ от себя, у него в этот момент просто биохимия головного мозга выравнивается. Рядом с ним дети ощущают себя надежно и уверенно, как под защитой системы ПВО. Рядом с таким парнишкой им ничего не страшно.

Причем тут надо очень точно понимать разницу. Это не лидер с кожным вектором, который сам растолкает всех вокруг, лишь бы быть первым. Здесь задействован совершенно другой психологический механизм. Он заступается за слабых, не позволяет их обижать и готов биться насмерть с их обидчиками.
Что, в общем-то, и произошло на перемене перед моим уроком. Оказывается, была битва: мой вожак заступался за девочку из своего класса…

Конечно же, это была чувственная красивая кожно-зрительная девочка. Она от природы всего боится, и защиту ей всегда дает юный вождь. Ее чувственность и эмоциональность очень созвучны его свойству милосердия.

Отдача не может быть ничем ограничена. Уретральный ребенок отдает от себя чувство защищенности и безопасности. И другим детям комфортно рядом с ним. Даже если он двоечник и хулиган.

Учитель: или командовать парадом буду я!

Из бесед с учителями я выяснила, что в этом коллективе была такая же дисциплина в 1 классе. На самом деле, здесь всегда остро стоял вопрос, как наладить дисциплину в классе. На эту тему даже неоднократно собирались родительские собрания.

И даже определяли главного смутьяна и зачинщика беспорядков. Такой ребенок всегда считал себя самым главным и авторитет учителя для него был как пустой звук, он мог просто проигнорировать мнение учителя.

Для его психических свойств любое ограничение во времени и пространстве равнозначно вызову. А поскольку его бессознательные желания многократно сильнее учительского авторитета, то он будет сопротивляться командам, а весь коллектив будет неосознанно идти за своим вождем.

Любой конфликт мешает учебе, а в данном случае не только конкретному ребенку, но и всем детям.

Любые стандартные и работающие с другими детьми методы педагогического воздействия тут не срабатывают. Но учитель человек упорный и продолжает свою борьбу за дисциплину в классе.

Учитель – родители

Возникает мысль, а вдруг поможет родительское собрание: дисциплина в классе, где можно посоветоваться с родителями что делать.

Вероятнее всего нет, потому что сами родители часто приходят в школу за советом, как им справиться со своим сорванцом. А уж как налаживать дисциплину в классе и в коллективе детей они точно не знают. Хотя все соглашаются с тем, насколько влияет на общую успеваемость дисциплина в классе, и поэтому требуют от учителя создать гармоничную рабочую атмосферу. Но учитель сам не во всем разбирается и, в итоге, будет только ругать детей и призывать родителей как-то повлиять на них.

И вот когда после родительского собрания такого ребенка начинают жестко ограничивать и подавлять дома, то дисциплина в школе классе резко ухудшается, просто потому, что ребенок тут же находит, где именно можно проявить свои свойства вождя и в школе противопоставляет себя учителю, как будто специально стараясь срывать уроки. Так он выражает свой бессознательный протест против ограничений.

Что делать

Чтобы мелодия урока звучала точно, каждый должен верно играть свою партию.

Учитель, как дирижер этого оркестра должен понимать все эти бессознательные механизмы и давать «первой скрипке» играть свою партию.

По мнению учителей, дисциплина — это подчинение. А уретральник не подчиняется по определению, с ним необходимо выстраивать другое взаимодействие. Прививать ему мысль, что он ответственен за всех, за весь свой класс, за все, что происходит: «Кто, если не ты? Ну, как же мы без тебя, Серега!»

Когда бессознательное желание исполняется, ребенок получает удовольствие и продолжает консолидировать детский коллектив и вести его в будущее.

Когда по каким-то причинам ставят запреты на поход в будущее – бессознательно возникает огромный четырехкратный протест. И он начинает точно также консолидировать свою стаю, но уже против кого-то.

Уретральник всех активирует вокруг себя и выводит из состояния «вяло». Это необходимо учитывать. Потому что если уретральный ребенок плохо учится, то дети будут к нему тянуться и бессознательно подражать своему вождю. Если он дерзит учителям, то другие ребята будут стараться стать на него похожими, и будут по-своему делать что-то похожее.

Дисциплина в классе классный час проводить бесполезно, особенно если читать нотации и призывать к сознательности. Ведь действуют бессознательные программы, особенно если в классе есть такой вот неформальный лидер.

Но у учителей, не знающих эти механизмы, просто срабатывает стереотип поведения, и они опять и снова начинают командовать парадом. В результате вместо активного взаимодействия и сотрудничества с детьми получается противостояние. Причем учитель оказывается в заведомо проигрышной позиции, потому что коллектив детей бессознательно консолидируется вокруг своего вождя.

Но мы же понимаем, что любое коллективное действие, и учеба не исключение, эффективно, когда согласовано. Всегда мы достигаем общей цели, когда едины, поэтому лучше всего действовать в согласии и сотрудничестве с детьми, родителями и педагогами.

Дисциплина в 5 классе или кто руководит оркестром?

Дисциплина в 1 классе напрямую зависит от того, насколько учитель может привлечь внимание детей, заинтересовать открытиями, которые предстоит сделать во время урока. В 5 классе, когда интерес к учебе уже несколько снизился, вопросы, как навести дисциплину в классе, возникают на другом уровне.

Если дисциплина в начальных классах прививается, в том числе, через игровые методики преподавания, то дисциплина в 5 классе, а уж тем более вопросы дисциплины в 7 классе решаются только через сотрудничество с учениками.

Учитель обладает ключами от увлекательной страны знаний. Он по сути своей проводник для ребят в этом увлекательном путешествии. Учитель всегда находится в поиске, его стремление научить и передать ребятам знания достойны всяческой похвалы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что к каждому ребенку необходим свой подход согласно его векторам.

Как же заинтересовать уретрального ребенка учебой? Только через понимание его особенностей.

Мы уже знаем, что он изначально настроен на свою «стаю» всегда хочет, чтобы все было справедливо и милосердно по отношению к коллективу. Поэтому учителю стоит обязательно возложить на такого парнишку ответственность за класс. Помните, как это сделал гениальный Макаренко в «Педагогической поэме».

Потому что сами по себе дети могут сложить архетипичную стаю, а под руководством учителя они пойдут в нужном направлении.

  • Задача учителя тренировать заданный от рождения талант такого ребенка брать ответственность за других на себя.
  • Вождь всегда имеет своих приближенных, он опирается на них, а они подражают ему во всем.
  • Он обладает тактическим умом. Все неожиданные ходы делает он.
    Хорошие отношения уретрального ребенка с учителем – это выбор лучшей судьбы. Для юного вождя вдохновляющей музой, подталкивающей его к развитию и реализации своих свойств, становится учительница с кожно-зрительной связкой векторов. В идеале это вообще его муза – учительница русского языка и литературы. Она вдохновляет его на будущее и показывает горизонты проявления его милосердия.

Как решить проблему

Когда мы разобрались в причинах и понимаем бессознательные механизмы, которые руководят детским коллективом – решение находится легко. Не насильно, а через принцип наслаждения.

Многие учителя находят решение и подходы к такому вождю в силу своих природных свойств. Когда у учителя есть кожно-зрительная связка векторов – настройка с таким вот природным вождем происходит естественным образом.

Конечно же, это зависит от учительницы. Когда она интеллигентная, обладает способностью к сопереживанию и эмпатии и одновременно организованная, она умеет разумно договариваться с учениками. К каждому ученику она найдет подход, каждому даст стимул. Тогда за ней пойдут дети.

Если нет таких свойств – происходят конфликты и непонимание, вплоть до противостояния. В таких случаях дисциплина со временем только ухудшается.

В долгосрочной перспективе бессознательное всегда сильнее сознательных установок.

Теперь-то мы понимаем, что один такой маленький «энерджайзер» уведет коллектив туда, куда посчитает нужным. А задача учителя подстроиться и сонастроиться с коллективом детей. Именно здесь и кроется ответ на вопрос о дисциплине в классе.

Почему в одном коллективе урок проходит организованно, а в другом нет? Просто потому, что в других классах место вождя занимают лидеры с кожным вектором, которые очень хорошо воспринимают запреты и ограничения. Дисциплина, запреты и ограничения их развивают. А вот истинного вождя нельзя ограничивать, он все равно выскочит за флажки.

Сверяем настройки нашего оркестра

Итак, проблема дисциплины решаема. Более того, есть действенные практические инструменты от системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Проверено на практике – работает безупречно, не причиняет вреда другим детям, а самому участнику педагогического воздействия доставляет радость и наслаждение, поскольку мягко направляет его в русло реализации его природных желаний.

Множество учителей прошедшие тренинг нашли ответы на свои вопросы не только о дисциплине, но и смогли существенно улучшить методику преподавания.

Системно-векторная психология взята на вооружение уже многими учителями и психологами. Это практический инструмент в руках каждого педагога дает ответ на любой вопрос.

Пора уже окончательно разобраться в этом вопросе и начать получать огромное удовольствие от самого процесса передачи детям знаний, имея эту систему координат, где сразу же с математической точностью можно предсказать ответ и решение любой педагогической задачи.

Чтобы точнее разобраться в вопросе, как наладить дисциплину в классе без крика, записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь

Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

Использование разнообразных видов деятельности, как средство обеспечения разумной дисциплины на уроке

МКОУ Соляновская СОШ

Выступление на районном методическом объединении

учителей информатики

«Использование разнообразных видов деятельности,

как средство обеспечения разумной дисциплины на уроке»

из опыта работы

Учитель информатики: Лущик М.Г.

август, 2014 г.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает, не слышит учителя. Дисциплина в распространенном понимании — это послушание, подчинение порядкам. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс, и каждый ученик в отдельности работали — учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и учеников.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом — слушают объяснения учителя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, отрабатывают навыки за компьютером.

Какие формы нарушения дисциплины бывают?

  1. Разговор на уроке

  2. Хождение по классу во время урока

  3. Прогулы уроков

  4. Драки

  5. Порча школьного имущества и оборудования

В последнее время особенно популярными стали

  1. Прослушивание музыки на уроке (с помощью телефона и наушников)

  2. Sms – переписка

  3. Словесное оскорбление учителя

  4. Игнорирование вопросов учителя

Почему это бывает? Причин нарушения школьной дисциплины несколько:

  1. эффект стадности

  2. непрофессионализм педагога («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»)

  3. небольшая разница в возрасте между учителем и учениками

  4. негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Решение проблемы дисциплины напрямую связано с:

  1. ростом профессионального мастерства педагогов;

  2. выдержкой педагога;

  3. дружелюбным отношением к ученикам,

  4. разнообразием видов деятельности, которые способствовали бы созданию благоприятного психологического климата на уроке, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение.

Особенно серьезное влияние на повышение дисциплины в классе оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный инте­рес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя жалуются на плохую дисциплину учащихся во время урока, ставят об этом вопрос перед руководством школы или перед классным руководи­телем. А между тем главная причина недисциплинированности — это плохая организация занятий. Если урок организован плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисцип­лину трудно или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в шалостях, так как их силы не заняты полезным делом. К. Д. Ушинский требовал, чтобы учитель ни на одну минуту не оставлял детей без дела, отмечал, что при этом условии «классная дисциплина в наших руках».

При­чины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», — утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег.

Для того что бы грамотно построить урок, необходимо знать несколько правил:

  1. Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

  2. Разнообразьте методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа.

  3. Уважайте личность ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом ученике, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.

  4. Ваши действия как педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на уроке, дисциплина будет утеряна.

  5. Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

  6. В начальной школе неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в журнал двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.

Смена видов деятельности – это такой прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

На своих уроках я использую различ­ные виды деятельности для организации разумной дисциплины уроке:

  1. Лекции

  2. Лекция +презентация ( задействован зрительный и слуховой канал)

  3. Практическая работа

  4. Самостоятельная работа

  5. Работа в микрогруппах

  6. Работа с ресурсами интернет

  7. Работа с электронными учебниками

  8. Система тестирования (с помощью пультов во 2-3 классе по ФГОС)

Примерные методики для каждого этапа урок

Разделы

урока

Начало урока

Интеллек­туальная разминка или

про­стой опрос

«Да -нетка»

Удивляй! Отсрочен­ная отгадка

Взаимо -оп­рос

фронталь­ный опрос, со всем классом

Обсужде­ние выпол­нения Д/З

Проблемный вопрос

Мозговой штурм

А знаете ли вы что?

Шифр Цезаря

Объяснение нового материала

Привлека­тельная цель

Удивляй!

Фантасти­ческая до­бавка

Практич­ность тео­рии

Пресс­конфе­ренция

Вопрос к тексту

Лови ошибку!

Доклад

Театрали­зация

Проблем­ный диалог

Кластер

Ребус

Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Щадя­щий оп­рос

Игра­

тренинг

Самостоятельная работа

«Да-нетка»

Практическая работа

Трениро­вочная контроль­ная работа

Устный опрос

Взаимо-оп­рос

Пометки на полях (инсерт)

интервью

Повторение

Своя опора

Повторяем с контро­лем

Свои при­меры

Обсуждаем Д/З

Опрос-итог

Деловая игра «Ком­петент­ность»

Деловая игра «Точ­ка зрения»

Деловая игра «Пан или пропал»

«Да-нетка»

Показа­тельный ответ

Контроль

Опрос по цепочке

Тихий оп­рос

Блиц-

кон­трольная

Обычная контроль­ная работа

Практическая работа

Тестирование

синквейн

кроссворд

Домашнее задание

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Особое задание

Творчество работает на будущее

Написание эссе

кроссворд

Конец урока

Опрос­-итог

Отсро­ченная отгадка

Обсуждаем Д/З

Синквейн

ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

Однажды в интернете я наткнулась на книгу В.М.Букатова. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.) Она меня очень заинтересовала, и некоторые методы я стала применять на своих уроках. Сегодня я хочу ими поделиться с вами, хотя может кому-то они и знакомы, но как гласит народная мудрость «Повторение – мать учения».

  1. Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.

  2. Спасительная незатейливость. Например, учительницу не устраивает шум, затылки учеников, повернувшихся для разговора с соседями на задней парте, отсутствие внимания учеников к предлагаемой работе, их погруженность в какие-то свои соображения и интересы. Первая команда: «Все встали!» Во время произнесения этой команды учителю хорошо бы подать пример, то есть встать самому. (Заметим, что если он уже стоит, то ему сначала все же лучше сесть, а затем, произнося команду, опять встать.) Вторая команда — «Посмотрели на потолок» или «Погладили себя по голове» и другое — ребята выполнят с удовольствием. После третьей команды — «Тихо сели за парты, внимание к доске». Ученики явно готовы «внимать» учителю, предлагающему им следующее из запланированных заданий.

  3. Громкая тишина. Перекричать расшумевшихся детей — нет ни желания, ни сил. Тихо, себе под нос преподаватель бубнит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». «Кто меня слышит, поднимите обе руки» «Кто меня слышит, — все также тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза». Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и со здоровым голосом не сразу дозовешься. «Кто меня слышит — встаньте». Встают уже все. В классе идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет. «Кто меня слышит (а слышат уже все!), сядьте; внимание ко мне». Все садятся. Чуть повысив голос, учитель продолжает объяснять тему урока.

  4. Тянут потянут. Учительница, объясняя новый материал, замечает, что за одной из парт идет оживленная беседа явно на постороннюю тему. И хотя учительница не отвлекается и по-прежнему продолжает объяснение, ее речь изменяется: гласные (особенно ударные) ста-но-о-овят-ся до-о-ол-ги-ми и кру-у-уп-ны-ми. «Болтуны» вздрагивают и покорно смолкают. УКРУПНЕНИЕ РЕЧИ, возникающее при растягивании гласных (прежде всего ударных) с параллельным включением сочных «верхов» и «низов» в голосе, — еще один рычаг настойчивости. К сожалению, он часто используется учителями при запугивании учеников:»Не-е-ет, вы у меня попля-я-шете!» Вспомним и школьный урок физкультуры. Эстафета. Учитель: «На старт! Внима-а-ание… мАрш!» Представим, что эти сигналы он подал бы без приемов укрупнения. Наверняка, энтузиазма и азарта у учеников заметно бы поубавилось.

  5. Используйте стратегию «Подхожу ближе». Учитель может встать рядом с учеником, группой учеников, нарушающих дисциплину. При этом учитель не делает замечаний ученику, он должен уметь выдержать паузу, дождаться, пока ученики успокоятся.

  6. Можно использовать прием «Поменяй место». В случае возникновения конфликта между учениками предложите им поменять место в классе, а после урока поговорите с каждым учеником отдельно

Своё выступление мне бы хотелось закончить притчей:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.

Литература:

  1. В.М.Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2003.

  2. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98661429 Игровые моменты на уроках информатики

  3. http://letopisi.org Методические приемы критического мышления на уроках информатики

  4. http://www.kakprosto.ru/kak-67932-kak-naladit-disciplinu-na-uroke#ixzz2w7jkTjBE Как наладить дисциплину на уроке

  5. С. Соловейчик. Воспитание школы, Москва «Первое сентября», 2002 г.

ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.

  • Предоставлять выбор.

  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.

  • Искать поводы для взаимного соревнования.

  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.

  • Радуйся встречи с группой.

  • Организуй погружение в свой предмет.

  • Используй доску как информационное табло.

  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.

  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.

  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.

  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.

  • Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель — личность

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.

  • Требуешь от обучающихся — будь образцом во всем.

  • Не кричи, а учи!

  • Познай каждого обучающегося.

  • Преподаватель учится всегда.

  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.

  • Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

  • Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.

  • Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся.

  • Проявлять уважение к обучающимся, к их суждениям и вопросам.

ПАМЯТКА №5 Педагог должен остерегаться:

  • По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.

  • Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.

  • Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.

  • Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Рекомендации учителю по достижению дисциплины на уроке.

1. Установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как входить в класс, как сидеть, отвечать на вопросы, убирать книги, получать карандаши и прочее. Сделать это надо прежде чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Ученик должен знать, что можно и что нельзя, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Если правила и ограничения не определены, то установить порядок в классе нельзя! Проявите четкую последовательность в соблюдении установленных правил и в применении способов наказания.

2. Следите за своей речью, говорите всегда спокойно. Чувство гнева и возмущения — обычное явление, но оно поддается контролю и не означает, что вы не любите детей.

3. Старайтесь держать свои эмоции в состоянии покоя, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как незначительны бы они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно находит.

4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить «нет», «прекрати», «нельзя».

5. Отличайте формы поведения, которые вам нравятся, от проявления личных качеств детей.

6. Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении детей. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию.

7. Отвечайте решительно и уверенно, когда ученики открыто бросают вызов неповиновением.

8. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них.

9. Всегда настаивайте на уважении взрослого. Учащиеся должны обращаться к вам вежливо.

10. Не идите на уступки и компромиссы, уступая своими нормами, чтобы быть популярным и авторитетным.

11. Помните, что детская безответственность — явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и, поэтому, бороться с ней нужно спокойными методами.

12. Старайтесь, чтобы у вас была хороший связь с учениками, так чтобы они могли знать, когда они соответствуют вашим ожиданиям, а если нет, объясните, что вы ожидаете от учеников и насколько они соответствуют этому.

13. Не реагируйте на все слишком бурно, чтобы незначительное событие не перешло в большое противостояние. Избегайте противостояния на глазах у других учеников. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение.

14. Делайте серьезные шаги, если кто-то продолжает плохо себя вести и отказывается признавать дисциплину. Определите возможную причину такого поведения, эмоциональные конфликты, расстройство внимания, проблемы в учебе.

15. Будьте примером самодисциплины. Хорошему поведению ученики в большинстве случаев не учатся, а перенимают его.

16. Будьте собраны. Пусть все имеет свое место. Пусть все материалы будут у вас под рукой. От одного вида деятельности к другому переходите постепенно. Поддерживайте чистоту и порядок.

17. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.

18. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы — руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к ​​плохому поведению.

19. Создавайте условия, чтобы даже самые «трудные» ученики получили возможность почувствовать себя лидерами. Это положительно влияет на позицию учащихся и на их поведение.

20. Моделируйте с учениками, как преодолевать кризисные ситуации, разочарование, гнев. Всегда будьте хорошим примером как в слове, так и в деле, особенно когда не все хорошо получается.

21. К ученикам всегда проявляйте вежливость и уважение, сохраняя приятный голос, используя вежливые слова.

22. Будьте последовательны. Ничто так не обескураживает ученика, как изменчивость в настроении и действиях учителя. Это вызывает у детей немедленное желание испытать границы дозволенного, что приводит к конфликту в классе.

23. На раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.

24. Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты — медленными, голос — тихим.

25. Избегайте требований, которые невозможно выполнять. Нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок способен выполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте ученика за то, что он плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к обучению. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренные. Выдвижение требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация неизбежно наносит ущерб эмоциональной сфере человека. Ставьте цели перед вашими учениками. Проводите интересные уроки, соответствующие возрасту учащихся.

26. Сделайте изложение материала ярким, захватывайте учащихся с помощью разнообразных методов, наглядности и содержательности. Не привыкайте к рутине. Будьте осторожны, побуждая, но не перевозбуждая учащихся. Большое разнообразие на одном уроке не приносит пользы, поскольку не позволяет должным образом сосредоточиться на одной теме.

27. Помните, что разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности.

28. Дайте учащимся достаточную возможность выбора среди различных задач и видов деятельности. Ученики лучше выполняют то, что их лично интересует и больше соответствует способностям.

29.Направляйте мышление учащихся на высшие уровни. Требуйте, чтобы ученики не просто запоминали и идентифицировали информацию, но и умели анализировать, давать оценку и применять изученный материал на практике.

30. Давайте ученикам работать в группах. Стремление выглядеть в глазах других на должном уровне может быть положительным стимулом к ​​хорошему поведению.

31. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно развиваются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны учителя.

Техники экстренного
педагогического вмешательства

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности

Описывайте поведение ребенка безоценочно. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас».

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями

Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.

Правило 3. Обсуждайте проступок ученика позже

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент с учеником

Правило 4. Позволяйте ученику «сохранять лицо»

Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает — если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то что нам нужно. Оба Игрока тем самым выигрывают.

Меры экстренного педагогического
воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания

Игнорируйте такое поведение.

Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать

Установите зрительный контакт.

«Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает «хватит».

Встаньте рядом.

Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

Упоминайте имя ученика.

Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете.

Делайте письменные замечания.

Приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся».

Формулируйте «Я-высказывания».

Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»

Выключите свет.

Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут.

Начните говорить тихим голосом.

Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения

Измените манеру речи.

Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон.

Временно прекратите вести урок.

Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение.

Задавайте прямые вопросы.

В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?»

Попросите об одолжении.

«Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?»

Благодарите учеников.

Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!»

«Стул размышлений».

Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников).

Измените деятельность.

Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения.

Меры экстренного педагогического
вмешательства при властном и мстительном поведении

Ищите изящный уход

Изящный уход — это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала.

Признайте силу ученика.

Когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации

Меняйте тему.

Если мы отвечаем на словесный вызов, меняя тему, мы можем прекратить конфликт

Используйте технику удаления (временной изоляции) ученика

Это должен быть небольшой пятачок вне поля зрения остальных учеников. В крайнем случае место можно отгородить обычной партой.

Удаление в другие классы (кабинеты).

Устанавливайте санкции

Все ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного.

Лишение ученика прав

Когда ученики опаздывают, бездельничают и мешают другим ученикам, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Можно потребовать, чтобы ученики приходили в школу до уроков или оставались после.

Информирование других людей о поведении ученика

Если учитель все-таки чувствует полную беспомощность в отношениях с учеником, он может вместе с ним встретиться с завучем или директором.

Денежное возмещение убытков

В тех случаях, когда учащийся проколол шины школьного автобуса, разбил стекло, разорвал библиотечную книгу или разбил школьный магнитофон, он должен возместить школе убытки.

Меры экстренного педагогического воздействия
при поведении, направленном на избегание неудачи

Изменение методов объяснений учебного материала

Привлекательность. Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы. Понятность. Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.

Коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному

Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага.

Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно.

Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Плакат с «заклинаниями-девизами». «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Формирование веры в успех.

Для этого используйте такие приемы:

Замечайте любые улучшения. Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность Раскрывайте ученикам их сильные стороны. Демонстрируйте веру в учеников. Признавайте трудность ваших заданий.

Дисциплина в классе — сотрудничество или противостояние

Виктория Винникова, педагог

Как хочется зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты.

Но мечты и реальность часто не совпадают…

Вот приходишь ты в класс, хочешь «сеять разумное, доброе, вечное». А там сидят маленькие (или совсем не маленькие) звери. И их первое желание — съесть тебя. И они проверяют поначалу учителя на прочность. Если выдержал — появляется контакт, а если галерка не принимает — никакой дисциплины не будет!

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Ведь в этом случае на первый план вместо обучения выходят в полный рост вопросы дисциплины и порядка на уроке.

Больной вопрос — дисциплина в классе. Сколько бы я ни готовилась к уроку, все идет насмарку, потому что нет дисциплины.

Дети ничего не боятся, не понимают требований учителя, занимаются своими делами и т.д. Самое страшное, что это не только у меня в классе.

(цитаты с форума учителей)

Учителя пишут, что иногда просто опускаются руки, ситуация запутывается в какой-то хаотичный клубок, распутать который не представляется возможным. Учителю просто непонятно, почему некоторые приемы по удержанию дисциплины работают в одном классе и не срабатывают в другом. С чем это связано? Вроде дети одного возраста, одинаковый учебный материал. В чем же причина?

Почему возникают проблемы с дисциплиной? Как справиться с непослушными детьми и выполнить план урока? Наконец, как самому учителю перестать испытывать злость и раздражение на детей?

В этой статье мы дадим несколько действенных советов, как держать дисциплину в классе, используя новейшие открытия в психологии — системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология раскрыла и систематизировала все глубинные бессознательные желания человека. Когда учитель понимает все эти подводные течения бессознательного, которые движут как отдельным ребенком, так и коллективом класса, ему гораздо легче наладить дисциплину в классе. Если этого понимания нет, то учитель действует методом несистемного «тыка», иногда попадая в точку, а иногда нет.

Дисциплина в начальных классах

Дисциплина в 1 классе — это только первые шаги в формировании организационных навыков у малышей. От тех основ, которые будут заложены в первом классе, зависит дальнейший интерес к учебе и дисциплина в классе.

У первоклассников ведущей становится учебная деятельность, одновременно с этим потребность в игре также остается высокой. У детей еще достаточно высокий интерес к учебе. На стыке двух желаний — познавательного интереса и потребности в игре — лучше всего формируется дисциплина в первом классе.

При этом дисциплина — это не только управление вниманием школьников, но и понимание глубинных законов формирования коллектива. Эти законы бессознательно выстраивают детей в иерархию, согласно их психическим свойствам. Зная эту систему координат, гораздо легче управлять коллективом — просто потому, что приходит понимание, на каких «клавишах» и какую «мелодию» надо сыграть.

Для обучения и привития навыков дисциплины системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует использовать командные игры и соревнования, так как у нас коллективистский общинный менталитет. Когда общие цели достигаются командой учащихся — это всегда лучше. Потому что если каждый вносит свои усилия в коллективное дело, то победа становится еще слаще.

Поэтому учителю, даже подчеркивая достоинства отдельного ученика, всегда нужно сделать акцент на том, что он показывает другим ребятам пример или внес наибольший вклад в то, чтобы урок был интересным.

Разнообразные игровые приемы позволяют лучше концентрироваться на заданиях и учиться с большим интересом. Естественно учитель начальной школы работает в тесном сотрудничестве с родителями.

Дисциплина в 1 классе советы учителю

Родители, которых тоже беспокоит дисциплина в 1 классе советы учителю дать не могут. Хотя от них очень многое зависит. Ведь ребенок несет свои состояния из семьи. И если он не чувствует поддержку от матери, то его поведение становится «странным». А родители и учителя продолжают давление на ребенка, который еще не успел адаптироваться к школе.

Хуже всего, когда в ход идут крики на ребенка. А некоторые даже начинают бить нерадивых (по их мнению) или ленивых малышей. Важно понимать, что такие действия моментально приводят к задержке психосексуального и умственного развития ребенка. А дальше уже включается «замкнутый круг»: если падает интерес к учебе, то сразу же возникают проблемы с дисциплиной в классе.

Когда у ребенка нормальная обстановка в семье, тогда уже не будет страдать дисциплина в школе и классе. Но не стоит забывать и такой момент: ребенок может ощущать гораздо больше защищенности в школе, где его не унижают, а стараются помочь. В любом случае учителя знают, что дети из неблагополучных семей оказывают влияние на общую дисциплину в классе. Именно такие дети чаще других ведут себя не совсем адекватно ситуации: истерят, обижаются или проявляют гиперактивность.

Учитель в любом случае занимает взрослую позицию. Очевидно, что обвинять ребенка в сложностях адаптации к школе неразумно. Однако учитель, зная особенности такого ученика, может оказать ему поддержку и стать тем самым светлым душевным лучиком, который поведет ребенка по жизни. Сумеет правильно подсказать ребенку, что является настоящими ценностями, а что является просто «пеной» или мыльными пузырями, на которые не стоит тратить своих усилий. То есть направить усилия ребенка в сторону его оптимального развития.

Не орите на ребенка

Важнейшее правило: Кричать на детей нельзя. У них от этого разрушаются нейронные связи в мозге!

Учителю, который не понимает этих постулатов и продолжает кричать на детей, унижать их, становится еще сложнее добиться дисциплины в классе. Бессознательно, чтобы ощущать себя в безопасности, дети начинают сбиваться в стайку и сопротивляются всем коллективом дисциплинарным мерам учителя.

Проблемы дисциплины в 5 классе

Переход в среднюю школу влечет за собой другие проблемы с дисциплиной в классе. Это связано с тем, что вместо одной учительницы появляется много учителей и у каждого свои требования. При этом одни учителя умеют держать дисциплину на уроке, у других это получается хуже. Но дети точно считывают все этим моменты. Они прекрасно чувствуют, у какого учителя можно «пофилонить» на уроке, а где им не дадут спуска.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек устроен по принципу наслаждения. У детей это проявляется ярче всего. Если они что-то не хотят делать, их не заставить. Но зная индивидуальные особенности детей, к ним гораздо легче найти подход не через «кнут», а через «пряник».

При этом для каждого ребенка, в зависимости от его врожденных особенностей (векторов), «призом», то есть тем самым «пряником», может быть отдельное поощрительное слово от педагога. Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором — это возможность быть первым. Значит, и хвалим их за скорость, при этом указываем на ошибки, которые они допускают.

А вот для обстоятельных учеников, обладателей анального вектора, главная ценность — это возможность быть лучшим. Поэтому их надо хвалить за качество и усидчивость.

Эмоциональных ребят необходимо поощрять за красоту выполнения заданий и отмечать эти работы перед классом. Замкнутым интровертам, обладателям звукового вектора — гениям в потенциале — всегда лучше давать дополнительное задание более высокой сложности. Их абстрактный интеллект способен решить очень сложные задачи.

Давая нагрузку ребятам согласно их свойствам, мы превращаем обучение в увлекательный процесс. Когда дети учатся с наслаждением, проблем с дисциплиной чаще всего не возникает.

Конечно же, мы не забываем, что сейчас век клипового мышления. Современным детям сложно долго сосредотачиваться на одном и том же, они теряют интерес, поэтому сам урок должен быть наполнен разнообразным материалом.

Командовать парадом буду я?

Организация дисциплины в классе — это процесс, который требует системного подхода. Прежде всего должны быть четко сформулированные правила поведения на уроке. Ведь дисциплина — это еще и цели, задачи, планы и сроки их выполнения. Конечно же, у учителя есть учебный план и общими усилиями его необходимо выполнить.

Когда учитель пытается воздействовать на учеников только через жесткие дисциплинарные меры, то есть без внутреннего согласия, признания коллективом справедливости этих правил, ничего не получается.

Это очень интересный момент, который точно показывает системно-векторная психология. И связан он с бессознательными реакциями и особенностями нашего менталитета. Напоминаю, что у нас коллективистский общинный менталитет. И для нас понятие справедливости и милосердия находятся гораздо выше, чем закон.

Учитель будет просто противостоять ученикам, и эта бессознательная борьба только усугубит ситуацию. Коллектив школьников будет гнуть свою линию, учитель будет пытаться взывать к дисциплине, правилам, применять карательные меры, но всеобщее напряжение будет только расти.

Где же пролегает эта тонкая грань между жесткой дисциплиной и желанием учиться? Ответ простой — в области сотрудничества. Когда учитель может так организовать процесс учебы, чтобы была и дисциплина и при этом не терялась познавательная активность ребят.

Как наладить дисциплину в классе — противостояние или сотрудничество?

На самом деле дисциплина в классе — это создание условий для сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Вот некоторые системные советы от педагогики сотрудничества.

Используя принцип удовольствия, привлекать ребят любого возраста к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них.

Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.

Можно пойти дальше и устроить конкурс талантов. Ведь в каждом школьном предмете есть где проявить творчество.

Например, устроить конкурс «Таланты нашего класса», где каждый ученик — кто что может — делает свой творческий вклад и показывает, например, английский язык/математику/биологию в песне, танце, монтирует фильм, рисует, лепит, орет как дикарь (чем не номинация). Позволяя детям выразить себя, мы позволяем школьникам взглянуть на предмет с другой стороны. Часто через такие вот моменты можно приоткрыть для себя и различные способы объяснения даже очень сложных заданий.

У меня была девочка, которая не хватала звезд с неба в математике. Но то, как она рисовала и чувствовала цвет, было просто ее уникальным даром. Мы всем классом просили ее иллюстрировать математические сказки, сочиненные другими учениками. В результате появлялись просто шедевры и по оформлению, и по содержанию. Эти работы много лет украшали наш класс.

Сотрудничество детей между собой всегда позитивно. Когда мы показываем ребятам эту возможность проявить свои таланты, они готовы дальше уже сами идти по этому пути и часто помогают друг другу по разным предметам.

Дисциплина в старших классах — действуем через сотрудничество

Дисциплина в 9 классе — это уже другой вопрос, так как у подростков начинается пубертат, а значит, они все больше и больше хотят попробовать свою самостоятельность, и, конечно же, они считают себя уже взрослыми, умными и не подчиняются дисциплине на уроке иногда просто из чувства протеста.

Что можно сделать? Здесь помогают опять же игровые методики. Игры в дни самоуправления, когда те же подростки должны подготовить урок на 45 минут и провести его в младших классах. Да, да, вот так вот — на противоположностях! Когда они сами, сталкиваясь с проблемами дисциплины в 7 классе, увидят этот праздник непослушания во всей красе, они смогут изменить свой взгляд на дисциплину в классе. Вообще обмен ролями очень позитивно влияет на учеников.

Затем можно даже поручить старшеклассникам провести конференцию на различные темы. Например, «Особенности дисциплины в 6 классе». Другой готовит доклад на тему проблемы дисциплины в 5 классе и так далее, вплоть до того, что учителям можно и самим поучиться у подростков различным приемам удержания внимания.

Понять что-то можно через противоположности. Когда устраивается праздник непослушания, а потом идет его обсуждение, то очень легко формируются разумные правила, которые признаются коллективом ребят.

Дисциплина в классе советы системных педагогов

Очевидно, что для качественного учебного процесса должна соблюдаться дисциплина в школе и классе.

Современные дети полиморфы, то есть имеют несколько векторов. Распознавание их внутренних мотивов к тому или иному действию позволяет легко научиться поддерживать дисциплину в классе, точнейшим образом используя педагогические приемы.

Дисциплина никогда не будет идеальной, это тоже надо понимать. Дети проходят разные периоды своего развития, у них меняется обстановка в семье, что также влияет на дисциплину и поведение школьников. Но именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания особенностей психики детей.

Со знаниями по системно-векторной психологии Юрия Бурлана работать с детьми и поддерживать дисциплину в классе становится легко и просто. Вот отзывы учителей о применении новейших открытий в области психологии в своей работе.

Распутать клубок противоречий и непонимания между учителем и учениками можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Это уникальный практический инструмент в работе педагога.

В системно-векторной психологии есть точные ответы на все вопросы о том, как наладить дисциплину в классе. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

А как решается вопрос дисциплины в классе у вас? Ваше мнение очень важно. Возможно, у вас есть личный опыт, отличный от моего? Поделитесь своими находками в комментариях.

Автор Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Педагогика