Драматизировать это как

ДРАМАТИЗИРОВАТЬ

Смотреть что такое «ДРАМАТИЗИРОВАТЬ» в других словарях:

  • ДРАМАТИЗИРОВАТЬ — (этим. см. предыд. сл.). Излагать в форме драмы; придавать вид драмы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРАМАТИЗИРОВАТЬ Придавать форму драмы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • драматизировать — dramatiser, > нем. dramatisieren. устар. 1. Представлять, разыгрывать что л. в лицах. Уш. 1934. 2. Придавать какому л. произведению форму драмы; усиливать конфликтность в развитии характеров, описываемых событий и т. п. Драматизировать повесть … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДРАМАТИЗИРОВАТЬ — ДРАМАТИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; совер. и несовер., что. 1. Переделать (лывать) какое н. произведение, придавая ему форму драмы (в 1 знач.). 2. Сделать (делать) драматичным, наполнить ( нять) драматизмом (во 2 знач.). Д. события. | сущ.… … Толковый словарь Ожегова

  • драматизировать — ситуацию • изменение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • драматизировать — что. Драматизировать повесть. Драматизировать роль … Словарь управления

  • Драматизировать — I несов. и сов. перех. 1. Придавать какому либо произведению форму драмы . 2. Усиливать конфликтность в развитии характеров, описываемых событий. II несов. и сов. перех. Преувеличивать тяжёлую, мрачную сторону каких либо событий,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • драматизировать — драматиз ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь

  • драматизировать — (I), драматизи/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка

  • драматизировать — рую, руешь; св. и нсв. что. 1. Придать придавать какому л. произведению драматическую форму. Д. сценарий. 2. Усилить усиливать драматизм, напряжённость чего л. Д. события. Актёр слишком драматизирует роль. Не стоит д. происшедшее. ◁… … Энциклопедический словарь

  • драматизировать — рую, руешь; св. и нсв. см. тж. драматизироваться, драматизация что 1) Придать придавать какому л. произведению драматическую форму. Драматизи/ровать сценарий. 2) Усилить усиливать драматизм, напряжённость чего л … Словарь многих выражений

Значение слова драматизировать

Примеры употребления слова драматизировать в литературе.

Лучше вам приехать сюда, инспектор, — сказал Бидо приглушенным голосом, не в силах отказаться от искушения драматизировать ситуацию.

Ее поборники, соучастники наших страхов — Клодель, Хилер Беллок, Честертон — драматизируют воображаемые поступки удивительного вымышленного персонажа, католика, чей говорящий призрак мало-помалу заслоняет их самих.

Да хотя бы в том, что я настаиваю на мирном решении проблемы, а Лунд явно хочет драматизировать ситуацию.

Хотя это скорее драматизированная хроника, чем драма, но она отличается той же богатой, поэтической силой, как первая часть.

С изумительной живостью, в то время как он продолжал что-то говорить, его стремительное воображение подсознательно подхватило и драматизировало этот контраст.

Другими словами, он решился изобразить под личиной драматизированной истории одного английского государя, считавшегося национальным героем родины, жизнь своих современников, свой собственный ежедневный опыт и свои приключения в тавернах.

В те времена я решил не драматизировать эту проблему, но в субботу вечером, в перископе, мне поверилось, что все действительно зависит от теллурических глубинных токов и что Маятник бережет именно этот секрет.

Люси не хотела брать его, потому что это был последний день Оливера на озере, но Оливер настоял, и не только ради Тони, но и потому что чувствовал в Люси чрезмерную склонность драматизировать приезды, расставания, юбилеи и праздники.

Раздались позывные этой самой популярной островной программы, которая старалась передавать прямую трансляцию с места чрезвычайных событий, а потом повторяла их уже в подмонтированном драматизированном виде.

Не драматизируйте, господа, — в очередной раз вмешался в ход рассуждений друзей Ляхов.

Четвертая симфония, посвященная памяти Микеланджело, сохраняя выстраданную цельность эпического мироощущения, драматизирует его размышлениями о судьбе художника.

Люси не хотела брать его, потому что это был последний день Оливера на озере, но Оливер настоял, и не только ради Тони, но и потому что чувствовал в Люси чрезмерную склонность драматизировать приезды, расставания, юбилеи и праздники.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Перестаньте драматизировать свою жизнь!

Почему мы так легко поддаёмся стрессу и втягиваемся в драмы?
А потому, что мир – вовсе не предсказуемое, упорядоченное, блаженное место, каким мы бы хотели его видеть. Мы желаем, чтобы нам всегда было легко, комфортно и хорошо. Но, к сожалению, работа приносит нам много хлопот, отношения полны сложностей, люди требуют нашего времени, мы совершенно не подготовлены к необычным ситуациям, семья огорчает нас и так далее.


Однако проблема заключается не в мире или поведении и мыслях других людей – эти аспекты жизни всегда будут неконтролируемыми и немного беспорядочными.
Проблема заключается в том, что мы слишком сильно привязаны к идеалам, которые не соответствуют действительности. Мы подсознательно создали в своём мозгу ожидания по отношению к другим людям, себе, нашей работе, отношениям и жизни в целом.
Наша привязанность к идеалам приводит к возникновению беспокойства и стресса в нашей жизни.
Наша сопротивляемость принятию вещей такими, какими они есть, подпитывает драму.
И мы не хотим быть частью этой драмы и виним во всём других, что, в свою очередь, лишь усиливает переживания.
Но есть и хорошая новость! Мы можем отпустить драму и примириться с реальностью.
Жизнь без драмы
Я предлагаю простую практику, которая поможет Вам справиться со стрессом, разочарованием, беспокойством и другими губительными переживаниями, которые привносят драму в Вашу жизнь.
Готовы?
Сосредотачивайте своё внимание на том, что Вы чувствуете. Не заглушайте переживания отвлекающими факторами. Вы должны осознать их.
Поприветствуйте их. Улыбнитесь и полностью сконцентрируйтесь на том, что Вы чувствуете.
Где находится это чувство, и какими уникальными качествами оно обладает?
Осознайте присутствие напряжения сначала в своём теле, потом – в разуме.
Попробуйте расслабиться умственно и физически. Сосредоточьтесь на дыхании: закройте глаза, сделайте вдох, прочувствовав его, и выдохните. Делайте так до тех пор, пока не почувствуете себя более расслабленным.
Пребывая в таком состоянии, найдите внутри себя тихое место, где:
— позвольте себе обрести основополагающую внутреннюю благость, которая присутствует в каждом моменте;
— позвольте себе обрести основополагающую благость каждого момента, которая всегда доступна Вам всякий раз, когда Вы пожелаете сосредоточиться на ней.
Эта практика позволит Вам отпустить драму, принять себя и текущий момент таким, каким он есть.
Вы можете делать её в любое время, где бы Вы ни находились. Вы способны преодолеть драму, обрести покой, радость и любовь.
Советы, которые помогут Вам освободиться от драмы
Я такой же человек, как и Вы, поэтому иногда могу драматизировать некоторые моменты своей жизни. Я реализовал простую стратегию для поддержки практики, описанной выше. В двух словах, я постоянно напоминаю себе о том, что мне не следует создавать или участвовать в драме. Каждый раз, когда я это делаю, я прерываюсь и читаю про себя следующие мантры.
1. Бесполезная драма не появляется в Вашей жизни из ниоткуда – она создаётся Вами, или же Вы общаетесь с теми, кто приносит её с собой.
2. Старайтесь не осуждать других людей, поскольку Вы не знаете, что они чувствуют. Если Вы не можете сказать что-нибудь хорошее, лучше вообще промолчите.
3. Большинство людей чувствуют себя несчастными только из-за того, что не могут принять жизнь такой, какой она есть в данный момент. Будьте осознанными.
4. Если Вы не способны изменить ситуацию, тогда попробуйте изменить с себя.
5. Не беспокойтесь о предстоящих проблемах. Их будет много, но Вы сможете справиться с каждой из них.
6. Когда Вы беспокоитесь, то тратите свою невероятно творческую энергию. Всегда рисуйте в своём воображении хорошие картины, тогда так оно и будет.
7. Когда Вы всецело сосредотачиваетесь на цели и постепенно движетесь к ней, позитивная энергия наполняет Вашу жизнь.
8. Делать ошибки нормально. Так Вы набираетесь опыта и становитесь мудрее. Сделайте перерыв. Не позволяйте негативу завладеть Вашей жизнью.


9. Помните, отпустить драму не значит забыть прошлое. Отпустить драму значит приобрести мудрость и силу, чтобы принять настоящее.
10. Трудитесь в тишине, делайте то, что должны, игнорируйте драму и негатив вокруг себя.

опубликовано econet.ru

Драматизация — один из видов деятельности учащихся, широкоприменяемый на практике. Вопрос об использовании данного приёма на уроках литературного чтения разрабатывался многими методистами: Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., Кубасовой О.В., Львовым М.Р., Мали Л.Д., Светловской Н.Н., Сосновской О.В., и др.
Особенно большое значение приёму драматизации придавали последователи изучения творческого чтения в начале 20 годов 20 века: Абакумов С.И., Бархин К.Б., Соловьёва Е.Е. и др.
Такое внимание к этому виду творческой деятельности учащихся неслучайно: оно основано на исследованиях психологов.
Сошлёмся на положения Л.С. Выготского, указывающего на несомненную пользу драматизации: «во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием; во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.1

Итак, драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств. Указанная же Л.С. Выготским особенность данного приёма, заключается в его синкретичности, свидетельствует о том, что такой вид деятельности достаточно сложен для детей, он предполагает наличие некоторых исходных умений и навыков у учащихся в других творческих видах деятельности. Вслед за Л.С. Выготским многие методисты называют драматизацию одним из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов

Как же они определяют приём драматизации?

Методисты прошлого (Абакумов С.И., Соловьева Е.Е.) указывали, что «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слов, интонации, жеста, мимики, позы, группировки.

В «Настольной книге для учителя» группа авторов во главе с профессором М.А.Мельниковым приводит такое определение данного вида творческой деятельности: «…инсценировка (драматизация) означает передачу в лицах литературного произведения или случая, взятого из жизни, или разыгрывание сюжета, придуманного самими исполнителями».2 (Отметим, что вслед за методистами в нашей работе мы будем употреблять понятия «драматизация» и «инсценирование» как синонимы).

Адамович Е.А. и Яковлева В.И. акцентируют внимание на следующие особенности драматизации: «…слова дополняются в некоторой степени игрой — жестами, мимикой».3

Таким образом, основные характеристики рассматриваемого нами вида творческой деятельности были указаны ещё в 20-50 годы прошлого века: передача в лицах произведения с использованием некоторых средств выразительности.

Современные методисты не внесли принципиально нового в вопрос о сущности данного приёма. Так, Кубасова О.В. указывает, что «это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из

_________________________________________________________________________________________________

1 Игра — драматизация в школе. Под ред. Соловьёва Е.Е. — М. 1924. — С.З — Цит. по: Львов М.Р.,Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. -2000.-С.95

2 Начальная школа: Настольная книга для учителя. /Под ред. Мельникова М.А.- М.-1950.- С.741
3 Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. — М. — 1967. — С. 222 следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену (группировку)».
1. Л.Д. Мали даёт следующее определение: «Драматизация — это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое, эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Она возможна лишь после того, как произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности».
2. Драматизация, по мнению Мали Л.Д. — это своеобразный итог прочитанного произведения. При определении драматизации О.В. Кубасова и Л.Д. Мали указывают на сущность данного вида творческой деятельности. М.Р.Львов рассматривает понятие и с точки зрения его значения для развития речи школьников. Так, М.Р.Львов отмечает, что «драматизация — это методический приём развития речи учащихся, используемый на уроках литературного чтения в начальных классах, литературы в старших и средних классах, повышающий полноту, восприятия идейно — художественного содержания произведения способствующий эстетическому развитию».3 Данный приём предполагает «перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение».4
Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Сущность данного приёма заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного самим ребёнком через использование мимики, жестов, интонации, позы, т.е. через использование всевозможных средств выразительности, через актёрскую игру.
__________________________________________________________________
1 Кубасова О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте. — Начальная школа. — 1985. -№4.- С.21
2 Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. — Начальная школа. — 1981. — №3. — С.27
3 Львов М.Р. Словарь — справочник по методике преподавания русского языка. — М. — 1999.- С.60
4 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская
О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. — 2000.- С.401
Ценность этого вида деятельности заключается в том, что он способствует развитию речи учащихся, более глубокому пониманию детьми описанных в произведении событий, психологии героев, а также основан на доскональном анализе читаемого текста.

Таким образом, помимо сильного воздействия на общее развитие школьников, на совершенствование творческих способностей, драматизация
способствует развитию у детей эмоциональной, нравственной сфер. Этот приём способствует переводу чувств, переживаний в действия, слов в поступки, нравственных убеждений в поведение.
Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, движениями или вглядываясь и, вслушиваясь, как это делают другие, «учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определённого героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть.1
Таким образом, драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии другого человека, что даёт основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Интересно, что этот приём обеспечивает учащимся возможность усвоения и общественного опыта: в игровой ситуации моделируются отношения между людьми, воспроизводится их поведение в реальных ситуациях.
На неоспоримое значение использования драматизации в условиях конкретного урока указывает О.В. Кубасова: драматизация помогает глубже проникнуть в произведение, вызывает сочувствие героям, становится средством выражения собственного отношения ребёнка к прочитанному, даёт ему возможность самовыражения. Также «помогает создать на уроке
______________________________________________________________
1 Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения
чтению. -Начальная школа. — 1983. — №10. — С.ЗЗ
естественную речевую ситуацию, повышает коммуникативность речи детей, оказывает положительное влияние вообще на речь — обогащение словаря, правильное синтаксическое построение, выразительность».1
Итак, приём драматизации отличается многогранностью воздействия на личность ребёнка.
В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи — методисты выдели несколько видов драматизации. Наиболее полно этот вопрос разработан Л.Д. Мали, вслед за которой мы рассмотрим следующие формы работы:
— чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
— чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев;
— постановка «живых картин» к произведению;
— составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики;
— драматические импровизации;
-развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами и проч.2 Указанный перечень видов драматизации можно дополнить ещё одной формой работы, упоминаемой О.В.Сосновской — пантомимой.3
Значение каждого вида драматизации раскрывается через формируемые
умения. Отразим эти умения в таблице:
Таблица № 2.

Умения, формируемые каждым из видов драматизации.

Виды драматизации

Формируемые умения

1. Чтение по ролям с опорой на интонацию.

— выбирать средства интонации для передачи настроения героев;

_________________________________________________________________

1 Кубасова О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте. — Начальная школа. —

1985. -№4.-С.21

2 Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. — Начальная школа. — 1981 . — №3. — С.27

3 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. — В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. — 2000.- С. 156

2. Чтение по ролям с предвари­тельным устным описанием

портретов героев, одежды, поз, мимики.

— представлять (рисовать в воображении) образы героев;

3. Постановка «живых картин».

— выражать с помощью мимики и жестов настроение героев;

4.Составление сценария спек­таклей,

устное описание деко­раций,

костюмов, мизансцен, интонаций,

поз, мимики.

— структурировать текст, подробно пересказывать отрыв­ки, представлять героев;

5. Драматические импровизации

— выражать чувства героев с помощью интонации, мимики, жестов;

6. Развёрнутые драматические представления.

— работать в значительных по числу участников и продолжи­тельности драматических представлениях;

7. Пантомима.

— выражать состояние, чувства героев с помощью движений, языка тела.

Итак, многообразие видов деятельности, характерное для драматизации, в полной мере обеспечивает учителю возможность использования данного приёма в соответствии с теми конкретными целями и задачами, которые будут стоять перед уроком.
Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: драматизация является достаточно сложным видом творческой деятельности, требующим активности, нестандартного отношения к делу учителя и учащихся, отличающимся многогранностью по степени воздействия на учеников и формам организации.
Именно драматизация «…таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения к тексту; в ней осуществляется счастливое сочетание творческого
воображения и литературного «соображения» учащихся».1