Духовность человека

Духовность в немецкой и христианской психологии

Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

Как определить в человеке духовность

Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.

Духовность выражается:

  • в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
  • избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
  • помощи нуждающимся;
  • социальности и открытости обществу;
  • отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
  • спокойствии и уравновешенности.

В обычной жизни духовность проявляется в мелочах. Это приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.

Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос. Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести. Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.

Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.

Почему важно обладать духовностью

Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.

  1. Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.
  2. Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы. Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
  3. Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
  4. Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
  5. Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
  6. Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
  7. Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.

Существует так называемая мера духовности. Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность. Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен). Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь. Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?

В психологии

Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX – начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой (Вильгельм Дильтей, Эдуард Шпрангер) делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками. В дальнейшем духовность стала предметом изучения аналитической психологии Карла Густава Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Юнг заложил основы психологического анализа религии и алхимии.

Следующим этапом психологического изучения духовности стало её рассмотрение в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии. В психосинтезе Роберто Ассаджоли духовность связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. Абрахам Маслоу рассматривает духовность в связи с пиковыми переживаниями, которые возникают в процессе самоактуализации. Станислав Гроф рассматривает духовность в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В современных работах по трансперсональной психологии большое внимание уделяется описанию и анализу практик духовного целительства, используемых в шаманизме и других традиционных культурах. Виктор Франкл считает духовность высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. Альтернативным подходом к проблеме духовности в экзистенциальной психологии является концепция Адриана Ван Каама, который связал духовность с трансцендентностью.

В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает.

В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей.

ДУХОВНОСТЬ

Д. называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Точнее, Д. — духовно-практическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его.

Д. есть условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л. С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности. Движение к ним «снизу», лишь со стороны предметной деятельности или со стороны фрейдовского Оно, как бы ни была важна их роль в развитии человека, не только бесплодно, но и опасно. Такое движение неотвратимо приводит к человеку-машине, к искусственному интеллекту, к искусственной интеллигенции. Движение снизу обязательно должно быть дополнено движением «сверху», со стороны Духа. Психологи и педагоги, которые поставят себе такую цель, должны будут погрузиться в духовный опыт человечества, с тем чтобы расширить свое сознание и укрепить собственный дух.

Для этого полезно обратиться к след. забытым наукой словосочетаниям не как к странным метафорам, а как к предмету серьезных научных размышлений и исследований.

1-й ряд, оптимистический, вдохновляющий, духотворящий: духосфера, духопроводность; сила духа, памятник духа, печать духа, культура Духа. Эпитет «духовный» прилагается к след. словам: вертикаль, субстанция, материнство, лоно, созревание, близость, потенции, организм, конституция, генофонд, установка, фон, начало, опора, устои, ситуация, зеркало, облик, здоровье, равновесие, единство, измерение, красота, взор, нерв, свет, обоняние, личность, жажда, поиск, руководство, обновление, потребности, способности, практика, производство, оборудование, мастерская, уклад, упражнения, развитие, рост, общение, результат, подвиг, возраст, расцвет, наследие, царство, род, родина, щедрость, самоопределение, самоотречение, аскеза, величие, бытие, жизнь, перспектива, вселенная…

2-й ряд, пессимистический, трагический: нечистый дух, злой дух, нищета духа; здесь эпитет «духовный» прилагается к словам с отрицат. коннотацией: варварство, слабость, слепота, нагота, искушение, ложь, спячка, идол, насилие, геноцид, капитуляция, рабство, рынок, онанизм, ничтожество, маразм, самообнажение, разброд, небытие, смерть, преисподняя…

За этими перечнями стоит онтология (анатомия, физиология, реальные средства, инструменты и функции) духа, зафиксированная в языке, в искусстве, в религии, в бытийных слоях народного сознания, в народной памяти и поведении. От этого богатства отказалась научная психология. Поскольку природа духа есть свобода («дух дышит, где хочет»), то игнорирование духа — это одна из причин, м. б. даже главная, капитуляции психологии перед явлением свободы, будь то свободная воля, свободное действие или свободная личность.

Краткость 2-го ряда в приведенных перечнях вовсе не означает, что скрывающаяся за ним онтология слабее той, которая скрыта за 1-м. Она слабее, поскольку рано или поздно обнаруживается внутреннее и конечное бессилие энтузиазма и энергии зла. Поэтому она значительно более нетерпелива, агрессивна, коварна, каверзна, пользуется незаконными приемами, далеко выходящими за пределы духовных распрей. А дух долго терпит! Страшится попасть во 2-й ряд.

В этих перечнях все названо, поименовано, без чего не м. б. сознательного пересмотра себя, самопроверки, самоосуждения. Не м. б. ни смирения, ни одоления гордыни и самообожения, ни подвижничества, ни личного и общественного покаяния. Без этого не м. б. ни возрождения, ни выпрямления духа. Наука, философия и религия не обладают монополией на изучение Д. и природы духа. Иное дело, что у теологии имеется огромный опыт в познании духа, а современной науке полезно вначале хотя бы его признать!

Против утилитарной интерпретации духа резко протестовал Г. Г. Шпет: «Только дух в подлинном смысле реализуется — пусть даже материализуется, воплощается и воодушевляется, т. е. осуществляется в той же природе и душевности, но всегда возникает к реальному бытию в формах культуры. Природа просто существует, душа живет и био-графствует, один дух наличествует, чтобы возникать в культуру, ждет, долготерпит, надеется, все переносит, не бесчинствует, не превозносится, не ищет своего… Дух — источник всяческого, в т. ч. и любви. Дух — не метафизический Сезам, не жизненный эликсир, он реален не «в себе», а только в признании. «В себе» он только познается, в себе он только идея. Культура, искусство — реальное осуществление. Дух создается…» (Соч. — М., 1989 — С. 359).

А. С. Пушкин, невзирая на зубоскальство дикарей, на понятном, хотя бы по буквам, для них языке запечатлел раз и навсегда о всяком истинном творческом духе: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Из истории культуры никакие электрификаторы, никакие Сальери отныне уже не вытравят этих слов, и эти слова будут волновать человека, пока не будет упразднен сам язык Пушкина. У Пушкина это было уже спонтанным творчеством духа, манифестацией какого-то забитого и забытого, но не угасшего вовсе порыва рус. духа. Теперь требовалось его «рефлексивное осознание и уяснение» (Шпет).

Эти слова были написаны почти 80 лет назад, а рефлексивное осознание и уяснение проходило на фоне запретов и убийств писателей и поэтов, философов и ученых, в их числе и автора этих слов. Уяснение продолжается и сегодня. И все же Шпет был прав: пушкинские слова вытравить не удалось, не удалось остановить и творчество духа, хотя усилия предпринимались неимоверные. До чего нужно было довести большого философа — М. Момардашвили, чтобы он воскликнул: «Д. — это не болезнь!» Важнейшим признаком Д., как объяснял нам А. А. Ухтомский, является доминанта на лицо другого. Лишь в этом случае о человеке можно говорить как о лице. (В. П. Зинченко.)

Духовность

(Spirituality).

Так называют состояние глубокого единения с Богом. Интерес евангельских христиан к духовности весьма силен, хотя возник он сравнительно недавно. Раньше слово «духовность» не употреблялось христианами; оно отсутствует в библейских и теологических словарях. Некрые христиане не любят говорить о духовности и употребляют лишь такие выражения, как «духовноеформирование», «духовное здоровье», «духовная дисциплина». Понятия «святость», «святая жизнь», «набожность», «ходить пред Богом», «стать учеником Христовым» традиционно считались более приемлемыми, поскольку они подчеркивают преданность Христу и глубокую связь с Ним, а также личную покорность Слову Божьему. Термином «духовность» обозначают аскетизм различных религий и, в частности, традицию католического благочестия, но такое словоупотребление выглядит абстрактным и даже может ввести в заблуждение. В то же время забвение священного даже евангельскими христианами и повсеместное распространение секуляризма вызывают тревогу и побуждают нас гораздо более серьезно переосмыслить наши отношения с Христом.

Духовность в других религиях. Современные примеры духовной жизни (один из них представлен в фильме «Ганди») напоминают нам о том, что все люди и народы наделены духовным потенциалом. В примитивных анимистических религиях, где нет различия между священным и профанным и все рассматривается с точки зрения магии, идея духовности, повидимому, не возникает. Но в более развитых религиях, где такое различие проводится и особое внимание уделяется человеческому выбору, личной дисциплине и аскетизму, люди могут получить глубокий духовный опыт. Р. Отто, автор классического исследования «Священное», выделил основные характеристики религиозного опыта. По его мнению, религиозность сопряжена с переживанием глубочайшего благоговения, с чувством таинственного, нуминозного, завораживающего и с особым, ни с чем не сравнимым страхом. Религиозность привлекательна тем, что приучает человека к рефлексии, сообщает поклоняющемуся особую энергию и силу. Поклоняющийся, приобщившись к ощущению священного, приучается включать в себя то, что принципиально отлично от его «я».Однако глубокая пропасть между самим поклоняющимся и священным остается. Настойчивое желание преодолеть эту пропасть характерно для развитых восточных религий. Впрочем, именно так порой описывают и вдохновение поэта, и размышления философа, и даже юношеский восторг.

В наши дни развитый аскетизм воеточных религий часто противопоставляют эгоизму, материализму и гедонизму западного мира. Действительно, для религий Азии характерны презрение к материальному и такая концепция духовности, края, став образом жизни, посрамляет западных христиан. Постоянный бдительный настрой, крайний аскетизм и простота муллы, гуру и факира превосходят любой западный стандарт аскетизма и духовности. Многие считают, что индусы настроены на молитву более, чем любой другой народ, и что вся их жизнь состоит из молитвы. Факир живет лишь на милостыню и глубоко презирает мирские блага. Санньясин постоянно странствует его жизнь проходит вне общества. Все эти люди полностью посвятили себя священному. Другие великие религии Востока буддийская и 30роастрийская, религии Китая и Японии также придают большое значение аскетизму и созерцанию. Некрые западные католики, практикующие созерцательную жизнь, вступили в диалог со святыми людьми Востока, стремясь углубить свое понимание духовности.

Духовность в христианских ересях. Ереси, существовавшие в раннем христианстве, были обязаны своей популярностью не столько доктринам, крые они проповедовали, сколько своим аскетическим и мистическим тенденциям. Почти все эти ереси возникли под влиянием восточной философии или греческого мистицизма. Гностицизм, митраизм, неоплатонизм и манихейство своим возникновением обязаны влиянию Востока. Эти течения стремились возродить мир, практикуя такой аскетизм и мистицизм, какого не было в христианстве. Ислам, оформившийся как еретическое искажение иудаизма, породил величайшую духовную поэзию, а арабские философы оказали глубокое влияние на западную мысль. Мусульманские наставникиаскеты известны своей строгостью и беспримерной верой в Бога. Т.о., восточные религии бросили вызов Западу не только в доктринальной сфере, но и в сфере духовной практики. В наши дни, когда Восток смешался с Западом, такие вызовы весьма опасны для Запада, разочарованного торжеством рационализма, технократии и бездуховности.

Природа христианской духовности. (1) Аскетизм, как таковой, не слишком характерен для христианской духовности. Дело в том, что аскетизм зачастую основывается на презрении к материальному миру, а в Библии Бог признает свое творение » хорошим весьма «. Христиане не имеют оснований порывать с Божьим миром.

(2) Библейское откровение, согласно к-ром у Бог есть личностный Бог, не предполагает ни развития человеческой мудрости (Восток), ни исканий человеческого разума (греческая философия). Воля и цели Бога изложены в Св. Писании. Получив Десять заповедей и повеление поклоняться Господу, Богу завета, народ Израилев приобрел черты, резко отличающие его от прочих народов. Сознательное общение с Богом (Моисей » говорил с Богом лицом к лицу «), Храм, идея «шекины», проповеди пророков все это способствовало развитию еврейского мистицизма и богопознания в формах, ранее не известных древнему миру.

(3) Христианская духовность христоцентрична. Ап. Павел часто говорит, что верующий живет «во Христе». Тем самым апостол подчеркивает единение христиан с Иисусом Христом. В синоптических евангелиях это единение описано как следование Иисусу, в Ин как единение в любви, а в Евр и в 1 Пет как странствование. Эти и другие метафоры подразумевают духовный рост верующего и динамизм его жизни во Христе. Сотворение Богом человека по образу и подобию своему (Быт 1:2628) интерпретируется искуплением как уподобление человека Сыну Божьему (Рим 8:29).

(4) Христианская духовность это жизнь в Троице. Христианин постигает свое сыновство, узнавая Бога как Отца. Он познает это через сыновство Иисуса Христа и через свершения Христа, даровавшие нам прощение и жизнь вечную. Христианин актуализует свое сыновство благодаря Духу Святому, позволяющему верующему воскликнуть: «Авва, Отче!» (Рим 8:15; Гал 4:6).

(5) Христианская духовность есть работа благодати Божьей в душе человека от обращения до смерти (или Второго пришествия). Духовность предполагает, что человек растет и созревает, подражая Христу, что он живет в братском общении с ближними (Еф 4:1516) и в постоянной молитве (Мф 6:515; 1 Фес 5:17), ощущая в своей жизни присутствие вечности (Быт 50:1920; Рим 8:28) и видя себя предстоящим пред Богом (Мф 6:34). Истинно духовная жизнь это жизнь, в крой присутствует Дух Иисусов, Дух, чьи плоды суть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал 5:2223). Это и есть подлинная духовность. Нам дана заповедь исполниться Духа, и мы не должны ни угашать этот Дух (1Фес 5:19), ни оскорблять его (Еф 4:30).

(6) Христианская духовность порождает братство между людьми, и общение святых придает этому братству особо глубокий характер. Мы социальные существа, и наша духовность проверяется в ходе наших совместных богослужений (Деян 2:42). Набожность и духовная дружба усиливают одна другую, как горизонтальный и вертикальный путь, разжигая в человеческих сердцах любовь Божью. Христианское поклонение это не особая практика, а образ жизни (Рим 12:1; 14:6; 1 Кор 10:31). Многообразная библейская лирика, особенно ярко представленная в Пс, вдохновляет нас искать свою модель библейской веры. Чтение христианских авторов таких, как Августин («Исповедь»), Тереза Авильекая (т.н. «Книга о ее жизни»), Дж. Беньян(«Изобильное милосердие, изливающееся на первого из грешников») и К.С.Льюис («Настигнут радостью») помогает человеку постичь Бога и себя самого, усиливает в нем веру в Бога и недоверие к самому себе.

Православная духовность. Считается, что из всех библейских книг особое влияние на Православную церковь оказало Ин. Это Евангелие, в к-ром простая вера сочетается с глубоким интеллектом, привлекало таких мыслителей, как Ориген (185254), Иоанн Златоуст (347407), Василий Великий (ок. 33079), Феодор Студит и др. В частности, характерные для этого Евангелия мотивы свидетельства и мученичества всегда были близки Восточной церкви. В III в. в Александрии была создана катехизационная школа, и это способствовало распространениюинтеллектуальноспекулятивной духовности, отмеченной влиянием Филона Александрийского, крый стремился соединить иудаизм с платонизмом. Отличительными чертами данного движения были дуалистический взгляд на материю и дух, аллегоричеекая трактовка Св. Писания, а также абстрактный метод (апофатическое богословие, диалектика и т. п.).

Афанасий Великий (296373), чье богословие развивалось в русле христоцентричной мистики, продолжил традицию Иринея Лионского, утверждавшего, что суть и цель человека выражены во Христе. Сформировалось также сильное аскетическое течение, представленное такими отцамипустынниками, как Иоанн Кассиан (ок. 360435), Евагрий (ок. 34699) и Иоанн Лествичник (ок. 570649), проповедовавшими монашеский идеал бесстрастия. Речь шла, однако, не о бесстрастии стоиков, а о пламенной любви к Богу, края выжигаетстрасти и порабощенность человека и пылает живой тоской по Богу. Православное благочестие глубоко литургично оно придает огромное значение таинствам и церковному календарю, делающему весь год одним непрерывным воспоминанием о земной жизни и служении Спасителя. Литургия и иконопись православия, несомненно, отмечены влиянием пышных церемоний византийского двора. Большую роль сыграла и созерцательная традиция исихазма(отгреч.hesychia «покой»). Эта традиция, ориентирующаяся на непрестанную молитву, восходит к созерцательной жизни отцовпустынников, но достигает своего апогея в творчестве Симеона Нового Богослова (9491022). Суть духовной практики исихастов состояла в повторении Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»), чтосочетал ось с контролем дыхания и другими упражнениями. В XX в. большой интерес к Иисусовой молитве проявляли русские эмигранты. Наконец, для православной духовности очень важна идея единства человека с Богом, «обожения «. Здесь речь идет не о пантеизме, а о том, что человек через благодать Божью становится причастником Божьего естества (2 Пет 1:4). Афанасий Великий учил, что в Сыне «мы делаемся сынами Божьими «. Такая сверхъестественная жизнь не может быть обретена усилиями самого человека (впрочем, в данной традиции, как и во всех остальных, люди часто забывали об этом).

В наше время на Западе растет интерес к православной духовности, о чем свидетельствует и возникновение евангельского православного движения. Такие теологи, какТ.Ф. Торранс, постоянно ссылаются на александрийских отцов. Героизм русских христиан XX в., широкая популярность русских духовных авторов (Иоанн Кронштадтский, Антоний Сурожский и др.) все это свидетельствует о возрождении православиявХХв.

Средневековая духовность на Западе. В эпоху, предшествовавшую деятельности Августина (354430), западная духовность испытывала влияние отцовпустынников и монаховинтеллектуалов IVв., известных как каппадокийская школа (Василий Великий, его брат Григорий Нисский и их друг Григорий Богослов). Распространению греческого монашеского мистицизма на Западе противодействовали Иероним, выступавший за историческое изучение Св. Писания, и Тертуллиан, юрист по образованию. Но ключевую роль сыграл Августин, крый отверг восточную концепцию обожения человека и подчеркивал реальность личностного Бога, Которому он посвятил свою «Исповедь», написанную со смирением и упованием. Идею причастности человека Божьему естеству Августин развил в 13й и 14й книгах своего главного труда «О Граде Божьем «. В диалоге между ЦерковьюНевестой и ХристомЖенихом (Епаггаtiones ) Августин разрабатывает тему соборной жизни верующих.

Однако отцом средневековой духовности следует признать Григория I Великого (540604). Именно он способствовал тому, чтобы западное монашество оформилось как система. Он также говорил о видении Бога, напоминая, что для этого необходимы чистота сердца и смирение. Григорий делал акцент на практическом служении, что можно рассматривать как западную тенденцию. Исидор Севильский (ок. 560636) и Беда Достопочтенный (ок. 673735) развили идеи Григория, особо выделив чтение (lectio), медитативное запоминание(mediratio), молитву(oratio) и практику(intentio). Эти идеи стали ориентирами духовности в темные века варварства. Максим Исповедник (ок. 580662) первым сформулировал католическую концепцию трех путей к Богу (очищение, просвещение и единство). Кельтская церковь проповедовала покаянную жизнь. Иоанн Скот Эриугена (ок. 81077) познакомил Запад с греческой мистической мыслью, переведя труды ПсевдоДионисия Ареопагита, Григория Нисского и др.

Главными проблемами высокого Средневековья (Х1ХШвв.) были реформирование монашества, противоречие между схоластикой и созерцательной жизнью и секуляризация Церкви. Высоко эмоциональная духовность отличала Бернара Клервоского (10901153) и его последователей. Гуго СенВикторский (10971141) и Ришар СенВикторский(ум. в 1173), стремившиеся к синтезу любви и знания, оказали существенное влияние на позднейшую мистическую мысль. Огромную популярность приобрели такие лидеры монашества, как Франциск Ассизский (11811226), Бонавентура (122174) и Раймунд Луллий (12351315). Доминиканцы были более склонны к спекулятивной теологии. Доминик (ок. 11731221) подчеркивал потребность мирян в духовном руководстве, однако великий доминиканский теолог Фома Аквинский (1224/574) внес в эту идею некрые коррективы, указав, что мистическая теология не всегда годится для духовного наставления.

Позднее Средневековье (XIVX V вв.) отмечено драматической переменой настроений в странах Запада. Эта перемена была вызвана эпидемиями, голодом, интеллектуальным бесплодием и скептицизмом, а также распадом феодального общества. Для этой эпохи более характерен индивидуальный мистицизм, хотя можно выделить и региональные содружества мистиков.

В прирейнских землях большим влиянием пользовались доминиканцы Мейстер Экхарт (12601328), Иоганн Таулер (ок. 130061) и Генрих Сузо (ок. 12951366), а также августинец Ян Рейсбрук (12931381). Таулер был связан с Николаем Базельским, лидером движения «ДрузейБожьих», оказавшего влияние на Мартина Лютера. В Англии деятельность лоллардов и других мистиковнонконформистов привела к распространению благочестия среди мирян. Ричард Ролл (ок. 12901349), Юлиания изНорвича(кон. XIV в.), Марджери Кемп (ок. 13731433), Уолтер из Хилтона (ум. ок. 1396) и анонимный автор текста под названием «Облако неведения» стали выразителями антиинтеллектуализма и психологических конфликтов того времени. В Нидерландах Герард Гроте (134084) и его последователь Фома Кемпийский (13791471) основали движение «Новая набожность». Книга Фомы Кемпийского «О подражании Христу» и поныне пользуется огромной популярностью. В духовной жизни Сев. Италии крупнейшими фигурами были Екатерина Генуэзская (14471510) и Лоренцо Скуполи, автор книги «Духовнаябрань».

Католическая духовность Нового времени. Католическая духовная традиция Нового времени своим возникновением обязана испанским мистикам. Прежде всего это Игнатий Лойола (14911556 ?), основавший орден иезуитов, а также Тереза Авильская (151582) и Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 154291), реформировавшие орден кармелитов. Их предшественником был кардинал Сиснерос (14751516), чьи «Духовные упражнения» отмечены влияниемтечения «Новаянабожность». Позднее Игнатий Лойола написал свои «Духовные упражнения», изложив опыт, полученный им в 1582 г., когда он ожидал особого Божьего наставления. Книги Терезы Авильской, т.н. «Книгао ее жизни» и «Семь обителей, или Внутренний чертог», повествующие о ее личном молитвенном опыте, характеризуются и трезвостью, и мистицизмом. Хуан де ла Крус, знаменитый испанский лирик, сопроводил свои стихи четырьмя трактатами, посвященными созерцательной жизни. Его творчество, ориентирующееся на мистическую идею «тьмы», отмечено как библейскими, так и спекулятивными чертами.

Возрождение мало затронуло Испанию, а Реформации здесь не было вовсе. Италия же была центром Возрождения и не осталась в стороне от Реформации. Преследования коснулись таких итальянских религиозных реформаторов, как Джироламо Савонарола (145298), доминиканец Аонио Палерио, связанный с Кальвином, и Лоренцо Скуполи (15301610), чья книга «Духовная брань» более двухсот раз издавалась на славянских и балканских языках. Эта же книга оказала огромное воздействие на итальянского иезуита Роберто Беллармина (15421621).

Во Франции имело место противостояние между рационалистами (Боссюэ) и квиетистами (Франсуа Фенелон, 16511715). В предшествующую эпоху ключевой фигурой французской духовной жизни был Франциск Сальский (15671622), испытавший влияние Игнатия Лойолы и Терезы Авильской. Франциск Сальский проникновенно и с сочувствием писал о духовных потребностях мирян, Пьер де Брюлль (15751629), рассуждавший с теологических позиций, призывал к духовному возрождению клира. Б. Паскаль (162362), критиковавший Рене Декарта за интеллектуализм, известен прежде всего своими записками под названием «Мысли».

Англиканская духовность XVII в. Англиканская церковная духовность ассоциируется в первую очередь с «Книгой общего богослужения «, края была напечатана архиепископом Кранмером в 1549 г. и пересмотренав 1552 г. Молитвенные труды епископа Джуела, литургическое творчество Ричарда Хукера (ок. 15541600), исповедальные произведения Джона Донна (ок. 15721631), проповеди Ланселота Эндрюса (15551626), лирика Дж. Герберта и других поэтовметафизиков, суровые призывы Дж. Тейлора и У. Ло (16861761) все это способствовало формированию особого англиканского благочестия, существующего и по сей день. Этот тип духовности, оказавшийся столь устойчивым, удачно соединил созерцательную молитвенную жизнь с литургической, коллективной молитвой.

Пуританская духовность. Реформация, осуществленная Мартином Лютером (14831546) и Жаном Кальвином (150964), положила начало классическому протестантизму, последующие же реформационные движения, т.е. пуританство, пиетизм и методизм, имели несколько иную специфику. Мистики, в особенности Таулер и неизвестный автор трактата Theologia Germanica, оказали определенное влияние на Мартина Лютера, однако для позднего Лютера характерны антимистический настрой и склонность к практицизму и простоте в молитвенной жизни. В конечном счете Лютер свел духовную жизнь к Десяти заповедям, молитве «Отче наш» и Апостольскому символу веры. Кальвин, более изощренный духовный наставник, подробно изложил свое учение о духовной жизни в третьей книге «Наставлений…». На раннем этапе Кальвин, возможно, испытал влияние Жана Жерсонаи» Новой набожности «, но очень скоро сформулировал свою, библейски обоснованную концепцию спасения (оправдание освящение прославление), ставшую альтернативой католической модели (очищение просвещение единство).

Из кальвинистского учения родилась пуританская духовность, распространившаяся в Англии, а позднее в Америке. Пуритане ставили во главу у гла Слово Божье, проповедь, приготовление сердца к принятию Слова, праведную жизнь и ответственность перед Богом, силу и бдительность, необходимые в жизненных тяготах. Пуритане были убеждены, что упование позволяет верующему почувствовать небесную жизнь уже на земле. В основу пуританства легли теологическое обоснование авторитета Библии Джоном Роджерсом (150055), молитвенные усилия Джона Брэдфорда (151055) и синтез пуританской теологии эпохи Тюдоров, осуществленный У.Гринхемом. Эмоциональность Р. Сиббса и Т. Гудвина (160080), теологическая ясность трудов Дж. Оуэна и пастырская проницательность Р. Бакстера (161591) обеспечили расцвет пуританской духовности в середине семнадцатого столетия. Несмотря на все это, пуританство как культурное явление потерпело неудачу. Возможно, виной тому был, помимо прочего, чрезмерный акцент на коллективную молитву и проповедь. Медитации, впрочем, такжеуделялось немало внимания, о чем свидетельствуют работы Холла и Бакстера, однако созерцательная жизнь ассоциировалась с католицизмом и потому считалась чем-то подозрительным. Последнее обстоятельство существенно обедняло пуританскую духовность и способствовало ее закату. В Новой Англии пуританство просуществовало несколько дольше.

Немецкий пиетизм. Реакцией на пресную лютеранскую теологию XVII и XVIII вв. стало движение пиетистов, для крого характерны антиинтеллектуализм и реакционность. Классический представитель пиетизма это Ф.Я. Шпенер (16351705), хотя движение было основано еще Иоганном Арндтом (15551621). Книга Арндта «Истинное христианство» получила широкую известность как вдохновенный призыв к «новой жизни». Арндтотносил веру как к сфере разума, так и к сфере чувства; он писал: «Именно вера пробуждает в верующем сердце любовь Христову». Впрочем, название «пиетизм», закрепившееся за движением со времен Шпенера, нельзя признать удачным.

А.Франке (16631727), профессор греческого и восточных языков в Университете Галле, организовал движение мирянпиетистов. Шпенер и Франке основывали школы для бедных, сиротские приюты, издательства и т.п. В 1727 г. граф Н. JI. фон Цинцендорф (170060) создал в своих владениях группу Моравских братьев. Г. Терстеген (16971769), создатель популярных церковных гимнов, был, возможно, последним из великих духовных теологов протестантизма. В Англии XIX в. продолжателями дела пиетистов стали клапемская община и У. Уилберфорс, автор книги «Практический взгляд… на реальное христианство «.

Методизм и современные харизматические движения. Дж. Уэсли (170391), до смерти остававшийся англиканским пастором, стоит у истоков методизма. Его духовность была эклектична он читал У.Ло, Терезу Авильскую, Франциска Сальского, Фому Кемпийского, Фенелона. Уэсли был прежде всего проповедником, однако он писал и гимны (вместе со своим братом Чарль30м) и создал систему катехизационных классов. Уэсли разработал стройное учение о христианском совершенстве. К методистам обычно относят и Дж. Уайтфилда (171470), хотя он теологически ближе к пуританам и Дж. Эдвардсу, с крым он познакомился во время поездки по Новой Англии.

С кон. XIX в. в Англии проводятся т.н. Кезуикские съезды, цель крых победоносное христианское благовестие. Другое движение основывается на знаменитой книге У. Ни «Правильная христианская жизнь» (эта книга, комментирующая Рим 8, посвящена работе Духа Святого в жизни христиан). Оба движения пользуются большим влиянием среди современных евангельских христиан.

Значительную роль в обновлении христианской жизни играют пятидесятничество, сформировавшееся в нач. XX в., и межденоминационное харизматическое движение, возникшее после Второй мировой войны. Течения, проповедовавшие прямое просвещение человеческой души Св. Духом, возникали в христианской истории и раньше, но они еще никогда не развивались столь стремительно. Сегодня пятидесятническое движение растет так быстро, как никакое другое из современных церковных движений. Освобождение самосознания, человеческие контакты, подчеркивание духовных даров, практика экзорцизма и борьбы с сатанинским началом, совместное служение всех верующих вот основные черты пятидесятнической духовности. Пятидесятники остро ощущают присутствие живого Бога и с детским восторгом открывают для себя Божьеотцовство.

Заключение. Несмотря на деятельность этих движений обновления, современный евангельский мир испытывает нехватку духовных лидеров. Если католики могут вспомнить мать Терезу из Калькутты, а православные безымянных российских мучеников XX в., то евангельские протестанты находятся в худшем положении они слишком увлеклись секулярной политикой, увеличением своей численности и разнообразной административной и околоцерковной деятельностью. Забвение молитвенной практики и богатой духовной традиции, отсутствие культурной парадигмы, предполагающей практику благочестия, таковы проблемы христиан на рубеже нового тысячелетия.

См. также: Видение славы Божьей; БемЕ, Якоб; Братья общинной жизни; «Новая набожность» ; Франциск Ассизский; Благочестие, Набожность; Исихазм; Движение святости в Америке; Путь просветления; Кезуикский съезд; Мистицизм; Совершенство, Перфекционизм; Пиетизм; Очистительный путь; Квиетизм.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Развитие духовных ценностей — богатство души

Два мира есть у человека: один, который нас творил,

другой, который мы от века творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Каждый человек имеет божественное происхождение и свою собственную неповторимую систему ценностей, а так как он – существо социальное, то его ценности формировались вместе с развитием всего человечества — начиная с самого рождения, постепенно меняясь и усовершенствуясь со временем. Ценностями принято называть все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности.

Человек устроен таким образом, что по мере развития своей личности постепенно изменяет свои вкусы, предпочтения, потребности, ценностные ориентации. Это естественный процесс развития личности. Среди многообразия различных ценностей выделяются две основные категории — материальные и духовные. В современном мире, к сожалению, часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Наше общество на данный момент построено так, что человек не может существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее – это материальные ценности, способствующие бытовым условиям жизни. Но особую важность для человека как личности представляют духовные ценности. Они необходимы для формирования и развития внутреннего мира человека, его духовного обогащения. Духовные ценности приводят человека к гармоничным отношениям с собой, окружающими людьми, миром, придают смысл его жизни. Это самое прекрасное, что есть у человека.

И если материальные блага — это «устройство» и «комфорт» внешнего физического мира, то духовные ценности совсем иного качества и имеют более высокую степень существования. К ним относятся следующие качества: любовь, вера и воля, ценность самой жизни, целеустремлённость, мудрость, трудолюбие, самодостаточность, искренность, понимание, принятие, покой, любовь к ближнему, верность и преданность, доброта и сострадание и многие другие. В меру развития этих качеств развивается, «растет» и «богатеет» душа человека. (Здесь целесообразно напомнить, что слово «богатство» произошло от слова «Бог» и не имеет никакого отношения к материальному благу, как принято считать в социуме). Богатство души – это не материальная субстанция, а духовные качества человека, приобретенные в процессе духовного развития.

Духовные ценности представляют собой сферу человеческого бытия, жизни, существования. Развитие их свидетельствует о личностной зрелости, об устремленности к своему высшему «Я» и помогает человеку вырваться из привычной «приземленной» среды обитания, которая ограниченна лишь материальными потребностями. Благодаря развитым духовным качествам человек становится частью созидательной энергии Высших Сил. Он, приобретая личностную свободу, способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», проявляя свою божественность на более высоком уровне. Духовные ценности проявляются в отношении человека к любой форме жизни как высшей ценности, уважении к внутреннему миру другого человека, доброте, красоте, любви, беспрекословной вере, бережном отношении к окружающей среде. Отец Небесный создал нас по образу и подобию своему, а это значит, что в каждом из нас есть часть Бога, и эта часть находится в нашей Душе. Когда человек развивается — его Душа, как бутон розы, начинает раскрываться, проявляя высокие духовные качества. Она буквально изливает божественный свет, наполняя мир вокруг себя ЛЮБОВЬЮ, РАДОСТЬЮ, СЧАСТЬЕМ И СОВЕРШЕНСТВОМ…

Но какие ценности станут важными, определяющими в вашей жизни – материальные или духовные – выбор за вами. Всегда помните, что материальное питает и радует тело (Душа в этом случае вторична). Если главенствуют духовные ценности — БОГАТЕЕТ ДУША чувством ЛЮБВИ, ЕДИНСТВА и СОПРИЧАСТНОСТИ С ДРУГИМИ, чувством РАДОСТИ, СЧАСТЬЯ, ГАРМОНИИ. Гармония человека в отношениях с другими — это– гармония с самим собой. Поэтому надо всегда стремиться к этой гармонии. Духовные ценности – это высшие ценности и представляют особую важность для пробудившегося человека. Они придают смысл жизни и помогают искателям истины выполнить свое божественное предназначение. В отличии от материальных, которые всегда ограничены, духовные ценности – безграничны: их количество и качество не зависит от числа людей, обладающих ими. Они могут стать достоянием каждого человека, независимо от его финансового положения и других факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Бог дал человеку глубинную, чувственную Душу, и это главное богатство человека. И чтобы развить высшие духовные ценности, человек должен осознанно трудиться, приобретая самое ценное – опыт, ведь именно за этим сюда пришла Душа! Об этом говорит Н. Заблотский:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

Понятие духовной ценности

Отмечается, что духовные ценности составляют фундамент культуры. Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.

Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.

Ценность — явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности. Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.

Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.1 Нас интересуют духовные ценности, которые являются центром духовной жизни человека и общества.

Существуют духовные ценности, которые мы находим на разных этапах развития человечества, в разных общественных формациях. К таким базовым, общечеловеческим ценностям относятся ценности добра (блага), свободы, истины, творчества, красоты, веры.

Что касается буддизма, то проблема духовных ценностей занимает в его философии главное место, поскольку сущностью и целью бытия, согласно буддизму, является процесс духовного поиска, совершенствования личности и общества в целом.

Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.

Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством воздействия на внутренний мир человека.

Мир ценностей — это мир практической деятельности. Отношение человека к явлениям жизни и их оценка осуществляются в практической деятельности, когда индивид определяет, какое значение предмет имеет для него, в чем его ценность. Поэтому, естественно, духовные ценности буддийской философии имели практическое значение в формировании традиционной культуры Китая: они внесли свой вклад в развитие эстетических основ китайской литературы, искусства, в частности пейзажной живописи и поэзии. Китайские художники обращают главное внимание на внутреннее содержание, духовный настроение того, что они изображают, в отличие от европейских, которые в первую очередь стремятся к внешней схожести. В процессе творчества художник ощущает внутреннюю свободу и отражает свои эмоции в картине, таким образом, духовные ценности буддизма имеют большое влияние и на развитие искусства китайской каллиграфии и Цвигун, ушу, медицины и т. д.

Хотя практически все философские системы, так или иначе, затрагивают вопрос о духовных ценностях в жизни человека, именно буддизм занимается ими непосредственно, так как основные проблемы, которые призвано решать буддийское учение — это проблемы духовного, внутреннего совершенствования человека.

Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию — принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти — чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля — это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее. В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, личностный рост индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека. Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, самосовершенствования, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным. Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: самопознания, самосовершенствования и саморазвития.

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

ДУХОВНОСТЬ

Смотреть что такое «ДУХОВНОСТЬ» в других словарях:

  • Духовность — Духовность ♦ Spiritualité Жизнь духа. Заблуждается тот, кто сводит это понятие к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни. Так же заблуждается тот, кто путает духовность со спиритуализмом – одним из способов… … Философский словарь Спонвиля

  • духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была поставлена впервые в описательной или… … Большая психологическая энциклопедия

  • духовность — религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность Словарь русских синонимов. духовность сущ., кол во синонимов: 4 • душевность (19) • … Словарь синонимов

  • Духовность — может трактоваться как: высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; высокоразвитая форма психического в человеке … Официальная терминология

  • ДУХОВНОСТЬ — ДУХОВНОСТЬ, и, жен. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • духовность — ДУХОВНОСТЬ такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой в неиерархических… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Духовность — Духовность в самом общем смысле совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций,… … Википедия

  • Духовность — это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию. Душа позволяет человеку свободно развиваться по индивидуальному пути.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ДУХОВНОСТЬ — высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений … Русская история

  • Духовность — – одно из наиболее актуальных и неоднозначных понятий современного знания человека о себе как неделимом элементе живого пространства Космоса и о самом этом пространстве, где локализуются человеческие сущностные отнесения (в том смысле сущности… … Словарь-справочник по социальной работе