Эмпатия в психологии

Содержание

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia — сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. АЛЬТРУИЗМ).

Наконец, симпатия — теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

Психология – очень интересная и увлекательная наука, которая позволяет постичь тайны и глубины человеческого подсознания. Но чтобы хорошо научиться разбираться в душах и мыслях посторонних людей, а также в своих собственных, для начала стоит освоить «матчасть». К примеру, далеко не все знают, что такое эмпатия, но многие слышали об эмпатах. Давайте найдём объяснение этим терминам и разберёмся в особенностях такого явления!

Типы эмпатии

В психологической среде само чувство эмпатии принято разделять на несколько типов. Всего существует 5 таких видов:

  1. Сочувствие. Это такое состояние эмпата, которое выражает его отношение к переживаниям постороннего человека.
  2. Предикативный вид. Такой тип эмпатии проявляется в формате умения предсказывать реакцию или эмоциональные отклики другого человека в той или иной ситуации.
  3. Сопереживание. Этот вид можно определить как способность к переживанию того же эмоционального состояния, что и собеседник. Достигается это благодаря идентификации себя с ним.
  4. Когнитивный вид. Эта разновидность чувства эмпатии основывается на умственном восприятии чужих эмоций посредством аналогий, сравнений и т. д.
  5. Эмоциональный тип. Он базируется исключительно на погружении в эмоциональное состояние чужих чувств.

На заметку! Психологи во всём мире пришли к общему выводу: под эмпатией можно понимать только то состояние человека, когда он сам осознаёт, что происходящее в его мыслях и душе – это только отражение эмоций собеседника, но не его собственные переживания.

4 уровня эмпатии

В психологии сформировалось мнение, что эмпатия имеет несколько уровней. Каждая из ступеней отличается некоторыми особенностями, что связано с опытом человека, его возрастом, воспитанием, чертами характера.

Обратите внимание! Но большинство специалистов убеждены, что уровень эмпатии напрямую не зависит от возраста человека.

Повышенный

Повышенный уровень указывает на людей, у которых способность к сопереживанию очень высока. Их принято называть гипер-эмпатами. Такая особенность, как правило, доставляет массу неудобств, поскольку человек практически не различает собственные чувства от эмоций другой личности. Это состояние сопровождается:

  • чрезмерной впечатлительностью;
  • излишней ранимостью;
  • необоснованным чувством вины за то, что кто-то страдает;
  • беспокойством;
  • острым переживанием чужих чувств;
  • страданием.

Всё это отрицательно отражается на жизни самого гипер-эмпата. У него нарушается сон, страдает самочувствие. Коммуникативные навыки ухудшаются. А в некоторых случаях возникают серьёзные психические заболевания.

Высокий

Другой уровень эмпатии обозначается как высокий. К слову, такие люди встречаются редко, и именно их можно справедливо называть настоящими эмпатами. Такие личности отличаются умением сопереживать. Они остро, но адекватно реагируют на чужие эмоции и чувства, способны вникать в проблемы. Эти люди очень внимательно слушают собеседника, проявляя к нему сострадание и не упуская деталей беседы. При этом они одинаково отзываются на все эмоциональные ситуации. Но что самое важное – эмпаты всегда осознают, что это чувства другого человека.

Особенность людей, которых отличает высокий уровень эмпатии, заключается в социальной активности, умении легко заводить новые знакомства, хорошей коммуникабельности, наличии большого количества друзей. Они умеют непринуждённо общаться. Легко вступают в беседы на различные темы. Благодаря таким качествам настоящим эмпатам удаётся построить хорошую карьеру. У них прекрасные взаимоотношения с родственниками и друзьями. Всё в порядке в личной жизни.

Секрет заключается в том, что такие люди при всём своём умении эмоционально сопереживать другим делают это без ущерба для себя.

Средний

Также принято выделять средний порог эмпатии. Его ещё называют нормальным уровнем. К этой категории относится большинство людей в мире. Если верить статистике учёных, то нормальным уровнем эмпатии отличается 80% населения планеты. Это люди, которые способны чувствовать эмоции посторонних людей. Но они не часто им сопереживают. Как правило, эти личности прекрасно осознают эмоциональное состояние собеседника, но к его чувствам они остаются равнодушными. Чуткость и внимательность они испытывают только к собственному внутреннему состоянию. Также они могут проявлять способность к сопереживанию по отношению к:

  • своим родственникам;
  • хорошим знакомым;
  • друзьям;
  • близким приятелям.

Низкий

К особой категории относятся антиэмпаты или не-эмпаты. Это так называемая низкая степень эмпатии. Таких личностей отличает слабая способность чувствовать эмоции других людей. В своей жизни они уделяют большее внимание рациональности, расчёту, фактам, доводам разума и логике. Для них все поступки, совершённые под влиянием чувств, непонятны, не наделены смыслом.

Такие люди плохо понимают эмоции посторонних людей. Они слабо чувствуют состояние окружающих. Все проблемы они могут воспринимать, только руководствуясь рациональными доводами. В каждом поступке они ищут логическое объяснение, а потому к ним приходит понимание той или иной ситуации исключительно в том случае, если они могут разложить каждый шаг и найти всему оправдание со стороны логических рассуждений. Чужая точка зрения без подкрепление рациональными доводами не воспринимается.

На заметку! Среди антиэмпатов женщин в 4 раза меньше, чем мужчин.

Как и повышенный уровень эмпатии, низкий порог доставляет массу проблем. Такие люди практически не имеют друзей и приятелей. У них напряжённые отношения с однокурсниками, одноклассниками, коллегами и соседями. С родственниками часто нет тесной связи. С окружающими уживаться им очень сложно. Они избегают компаний и любого общения.

Обратите внимание! При этом нельзя сказать, что низкий уровень эмпатии означает полное отсутствие способности к восприятию чужих эмоций. Если человек совсем не может чувствовать эмоциональное состояние других, значит он болен. Это первый признак психического отклонения, которое может быть вызвано психопатией, шизофренией, алекситимией, социопатией.

Примеры эмпатии в разных сферах жизни

Невзирая на то, что определение такого термина вполне конкретное, стоит отметить: это понятие может существенно различаться в зависимости от жизненной среды.

Эмпатия в педагогике

К примеру, в педагогике часто выделяется чувство сопереживания. Когда учитель и ребёнок взаимодействуют, важно понять ученика. Если педагог-эмпат, у него не возникнет серьёзных проблем в работе. Он легко наладит контакт с любым школьником или студентом. Всё дело заключается в том, что он без труда понимает их потребности и эмоции. Обычно к работе с каждым ребёнком такой педагог подходит индивидуально, учитывая склонности, способности, личные качества каждого подопечного. Как правило, учитель-эмпат не кричит на детей, не унижает их, не оспаривает их мнение, но деликатно направляет в нужную сторону без лишнего нажима.

Эмпатия в творчестве

При этом значение эмпатии в педагогике нельзя сопоставить с этим же чувством, но в творчестве. Во втором случае это понятие выражается как артистизм и способность актёра вжиться в роль. Чтобы перед публикой предстал «правильный» персонаж, творческому человеку приходится провести чёткую параллель между собой и этим героем. Артист погружается в образ, проникает в его переживания, пытается найти объяснение его словам и поступкам. Как результат создаётся правдоподобный персонаж. Неудивительно, что актёров, которые часто играют отрицательные роли, зрители и в жизни считают злыми, завистливыми, меркантильными и т. д.

Эмпатия в психологии

Также можно привести ещё один пример, который поможет объяснить, что такое эмпатия простыми словами. Это ситуация, когда человек приходит на приём к психоаналитику или психологу. Специалист внимательно выслушивает проблему, вникает в детали, понимает чувства и эмоциональное состояние пациента.

Вот только несколько простых и наглядных примеров, которые позволяют простыми словами объяснить сложный психологический термин «эмпатия».

Виды эмпатии

Слово «эмпатия» происходит от греческого словосочетания «ἐν πάθος», что переводится как «в чувстве». В психологии под этим термином подразумевают умение понимать любые эмоции окружающих людей, а также сопереживать им.

В медицине под «эмпатией» зачастую подразумевают «эмпатическое слушание»: так называют сопереживание чувствам человека, явно демонстрируемое эмпатом. Эмпатическое слушание широко используется психиатрами и психотерапевтами в общении с пациентом: это позволяет человеку понять, что врач не только слушает, но и хорошо понимает его состояние.

Выделяют следующие виды чувства эмпатии:

  1. Эмоциональный подвид, основанный на эмоциональном восприятии чувств человека.
  2. Когнитивный тип, базирующийся на интеллектуальном восприятии чужих чувств: при помощи сравнений, аналогий, проведения параллелей.
  3. Предикативная эмпатия, проявляемая в способности предсказывать эмоциональные отклики и реакции другого человека в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание, характеризующееся переживанием эмоциональных состояний другого человека при помощи идентификации себя с ним.
  5. Сочувствие, представляющее собой социальный аспект, выражающий состояние эмпата по поводу переживаний других человека.

Специалисты подчеркивают: эмпатичный человек обязательно должен осознавать, что испытываемые им чувства отражают эмоции другого человека, но не являются его собственными. Если такого понимания нет, состояние эмпатией не считается.

Уровни эмпатии

Формирование эмпатии начинается еще в младенческом возрасте. Чем старше становится человек, и чем больше жизненного опыта он приобретает, тем лучше и проще он понимает чувства окружающих. Но все же, вне зависимости от возраста, умение сопереживать проявляется у людей в разной степени.

Психологи выделяют 4 основных уровня эмпатии: низкий, нормальный, высокий и повышенный.

Низкий уровень

Людей, обладающих слабой способностью к сопереживанию, называют «не-эмпатами» или «антиэмпатами». Они склонны во всем полагаться на факты, логику и рациональность. Эмоциональные поступки, совершенные под влиянием чувств, не-эмпатичные люди считают бессмысленными и непонятными.

Антиэмпаты с трудом сопереживают окружающим, плохо понимают чужие чувства и воспринимают любые проблемы только со своей позиции. Они неспособны признавать другую точку зрения, отличную от их собственной и не подкрепленную логикой.

Антиэмпаты неспособны сопереживать, для них это чувство чуждо

Из-за неумения сопереживать таким людям сложно уживаться с окружающими. Они склонны избегать больших компаний, редко общаются с коллегами или соседями, имеют ограниченный круг друзей. Согласно статистике, низкая эмпатия в большей степени характерна для мужчин: среди не-эмпатов они встречаются в 4 раза чаще, нежели женщины.

Важно! Важно понимать: низкий уровень эмпатии не равен её отсутствию. Полное отсутствие эмпатии встречается крайне редко, и считается признаком заболеваний психики. Абсолютным неумением сопереживать отличаются алекситимики, психопаты, социопаты, некоторые подвиды шизофреников.

Нормальный уровень

Для большинства характерен нормальный, или стандартный уровень эмпатии: им обладают около 80% людей. Такие люди способны понимать чувства и эмоции окружающих, но нечасто сопереживают, проникаются чужими ощущениями.

Этот уровень присутствует практически у каждого 2-го жителя планеты

Люди со средней степенью эмпатии чаще всего остаются равнодушны к тому, что чувствуют окружающие. Они внимательны и чутки только к эмоциям, испытываемым ими самими либо их близким окружением: членами семьи, друзьями, хорошими знакомыми.

Высокий уровень

Люди с высоким уровнем сопереживания встречаются нечасто. Именно таких личностей и принято называть «эмпатами». Они отлично понимают чувства и эмоции окружающих людей, сопереживают чужим проблемам, внимательно слушают и никогда не упускают важных деталей.

Для людей с высоким уровнем эмпатии характерно сопереживание в любых ситуациях

Эмпаты отличаются прекрасной коммуникабельностью, социальной активностью. Они с легкостью заводят новые знакомства, имеют большое количество друзей. Умение общаться с окружающими позволяет им добиться заметных достижений в социальной и личной жизни, карьерных высот.

Несмотря на то, что человек с высоким уровнем сопереживания способен понимать других людей, он не делает это в ущерб себе. Эмоциональное восприятие чужих чувств не вызывает у него дискомфорта, беспокойства или страданий.

Повышенный уровень

В отличие от людей с высоким уровнем эмпатии, личности с повышенной степенью сопереживания, или «гипер-эмпаты» причиняют себе дискомфорт этим умением. При повышенной эмпатии способность понимать чувства других людей гипертрофируется, и человек перестает разделять свои и чужие проблемы.

Гипер-эмпатия сопровождается такими признаками:

  • излишняя ранимость и впечатлительность;
  • острое переживание чужих эмоций и чувств;
  • необоснованное чувство вины за муки других людей;
  • страдание и беспокойство из-за проблем окружающих.

Гипер-эмпаты испытывают повышенное чувство сострадания и сильно переживают из-за проблем окружающих

Такой уровень сопереживания негативно сказывается на личной жизни человека, ухудшает его коммуникативные навыки, может стать причиной психических заболеваний. Чтобы способность к сочувствию приносила эмпату лишь плюсы, повышенную эмпатию нужно корректировать при помощи самостоятельных занятий и психотерапии.

Преимущества и недостатки

Проявление сопереживания по отношению к другим людям имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К плюсам этой способности относят такие особенности:

  • простота и легкость в общении с окружающими;
  • умение помогать близким в тяжелых психологических ситуациях;
  • возможность избегать скандалов, подавлять конфликты «в зародыше»;
  • чувствительность к обману.

Кроме того, умение понимать чувства других людей полезно во многих профессиях. Хорошим эмпатам открыто больше возможностей для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста, нежели личностям, неспособных к сопереживанию.

Среди минусов эмпатии выделяют следующее:

  • быстрое эмоциональное сгорание;
  • повышенный риск психических патологий;
  • высокая ранимость и чувствительность;
  • возможное непонимание со стороны окружающих.

Недостатком эмпатии считается быстрое эмоциональное сгорание и высокая чувствительность к проблемам окружающих

Стоит отметить, что эти недостатки затрагивают лишь излишне эмпатичных людей. Личности, обладающие средним или высоким уровнем этой способности, не сталкиваются с такими отрицательными сторонами.

Развитие чувства сопереживания

Эмпатия – это не дар свыше и не сверхъестественная сила. В той или иной степени, к ней способны все психически здоровые люди. Несмотря на то, что склонность к сопереживанию зачастую является врождённой, умение понимать чужие чувства можно развить.

Существует множество простых групповых упражнений, помогающих научиться сопереживанию:

  1. Угадай чувство. Людям раздаются карточки, где прописаны названия чувств. Участники по очереди изображают выпавшее им чувство при помощи мимики, а остальные члены группы пытаются угадать, что человек старается отобразить.
  2. Зеркало и обезьяна. Члены группы разбиваются попарно. Один участник в паре становится «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна» мимически демонстрирует различные чувства, а «зеркало» их копирует. После члены пары меняются ролями.
  3. Телефон. Все участники получают карточки, в которых указан воображаемый собеседник: начальство, вторая половинка, родитель, ребенок или иной человек. Члены группы по очереди имитируют разговор, а другие люди пробуют угадать, с кем ведется «беседа».

Также распространены упражнение на копирование голоса, жестов, речевых особенностей другого человека. Выполняя подобные упражнения в группе, совместно с другими людьми, человек осваивает навык сопереживания, учится создавать эмпатические связи и настраиваться на одну эмоциональную волну с окружающими.

Как избавиться от чувства сострадания?

Людям с гипертрофированным чувством сопереживания живётся намного сложнее, нежели антиэмпатам. Они склонны переносить проблемы всех окружающих на себя, излишне переживать за других людей. Такое состояние может привести к эмоциональным срывам, к тяжелым психологическим проблемам и патологиям.

Чтобы избавиться от гипер-эмпатии, научитесь соблюдать такие советы:

Сосредоточьтесь

Чувствуя, что вы начинаете излишне сопереживать другому человеку, попробуйте сконцентрироваться на чём-то другом. Если это возможно, прекратите разговор, уйдите в другое место и помолчите несколько минут, чтобы полностью успокоиться внутренне.

Если понимаете, что слишком переживаете по поводу другого человека, то лучше переведите фокус внимания на что-то другое

Если вы не хотите обижать человека и прерывать беседу с ним, просто постарайтесь переключиться на другую идею. Подумайте о чём-то отвлечённом, медленно сосчитайте до 10, а после сосредоточьтесь на своих чувствах. Вы ощутите, что чужие эмоции исчезли.

Осознайте, кому вы сопереживаете

Механизмы эмпатии не запускаются сам по себе – её всегда вызывают другие люди. Чтобы научиться контролировать процесс сопереживания, постарайтесь определить: кто вызывает сочувствие именно у вас, и почему? Из-за чего вы сопереживаете именно этому человеку или группе людей?

Проделывайте это простое упражнение каждый раз, когда ощущаете, что вас захлестывает чужими эмоциями. Это позволит вам отвлечься, взять себя в руки, а впоследствии – освоить сознательную эмпатию.

Сочувствуйте осознанно

«Осознанная», или «сознательная» эмпатия – это чувство сопереживания, не причиняющее ущерба самому эмпату. Такое умение позволяет понимать чувства других людей, не пропуская их через себя, и не испытывая чужих негативных эмоций.

Умейте сопереживать так, чтобы не причинять вред самому себе

Чтобы освоить сознательную эмпатию, вам нужно научиться «отключать» сопереживание на подсознательном уровне. Для достижения этой цели можно освоить дыхательную гимнастику или медитацию, или просто думать о посторонних вещах во время беседы.

Со временем эмоциональное «отключение» войдет в привычку, и вы научитесь слушать и понимать других людей, а также оказывать им поддержку без дискомфорта для себя.

Бороться с гипертрофированной эмпатией в одиночку очень сложно. Если у вас не получается справиться с излишними переживаниями, стоит обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист обязательно научит вас абстрагироваться от чужих эмоций.

Примеры эмпатии

Варианты выражения сопереживания могут быть различными. Так, психологическая или педагогическая эмпатия совершенно непохожи друг на друга, хотя являются подвидами одного и того же умения. Разберем 3 примера эмпатии, проявляемых в разных ситуациях.

Психологическая эмпатия

Проявляется во время консультации у психотерапевта или психолога. Во время сеанса специалист внимательно слушает своего пациента, понимает его эмоциональное состояние, выражает сопереживание его проблемам. Такое поведение в психологии называется «эмпатическим слушанием».

На приеме у психолога или психотерапевта пациенту оказывается повышенное внимание

Педагогическая

В педагогике чувство сопереживания проявляется при коммуникации учителя с учениками. Педагог-эмпат легче налаживает контакт с детьми, потому что лучше понимает их чувства и потребности, способен учитывать личные особенности и склонности каждого ученика. Такой учитель не оспаривает точку зрения ребёнка и умеет направить его к верному ответу мягко, ненавязчиво.

Творческая эмпатия

Выражается при «вживании» актера в свою роль. Чтобы правильно изобразить героя, человек ассоциирует себя с персонажем, проникается его чувствами и эмоциями, осознает причины его поступков. В итоге зритель, наблюдая за поведением актера в театре или на экране, верит в актерскую игру.

Такая эмпатия проявляется, когда, например, актер пытается вжиться в роль и прочувствовать все переживания героя

Способность к эмпатии – важное умение, позволяющее лучше взаимодействовать с людьми. Однако, помимо преимуществ, у него есть и заметные недостатки. Выполняя специальные упражнения, человек может скорректировать это умение: повысить уровень сопереживания или научиться контролировать способность, не перенося чужие проблемы и чувства на себя.

Психические заболевания

Что такое эмпатия? Кто такие эмпаты?

На языке медицины, эмпатия – это способность слушать, сопереживать другому человеку, понимать эмоциональное состояние другого человека по жестам, мимике, в беседе. Эмпаты – это люди, способные в ходе общения понять эмоции собеседника, познать тем самым его душу с учетом уровня своего собственного эмоционального интеллекта. Хотя и не намерены отстаивать свои интересы, могут отходить в сторону, если будет создана для них конфликтная, некомфортная ситуация. Эмпатам присущи терпеливость и осознанное сопереживание, а значит — психоэмоциональная неуравновешенность и страх, сопровождающие на протяжении всей жизни вплоть до панических атак, если своевременно не принять меры по притуплению своих эмпатических способностей.

Конечно, каждый человек стремится найти хороших друзей для общения, понимания, когда и возникает симпатия при наличии общих интересов. Всегда хочется иметь рядом надежных, понимающих друзей. Люди, неспособные проникнуться чужой болью, отталкивают от себя, поскольку симпатия и эмпатия тесно взаимосвязаны между собой.

Справка! Эмпатом называется человек, способный поставить себя на место другого, слиться с ним воедино и даже предугадать возможный поступок в дальнейшем. Подобный талант требует развития и конечно, не проявляется с рождения, в одночасье. Эмпат не рассуждает и не думает, хотя может полностью слиться с собеседником, начиная испытывать с ним идентичные эмоции (боль, разочарование, влюбленность). Чувствовать подобные состояния чужого человека не просто. Научиться управлять ими на осознанном уровне – задача эмпатов, к которой нужно стремиться.

Эмпатия — это необходимое для некоторых профессий свойство. Эмпатией владеют психотерапевты и психиатры, общаясь со своими подопечными, выслушивая и стараясь понять их состояние. Эмпат способен копировать эмоции лица другого человека, причём осознанно и не присваивая себе подобные чувства, воспринимая их за собственные. С учетом разновидностей эмпатия, бывает слабой, средней, профессиональной либо вовсе отсутствовать. Чувства могут атрофироваться, исчезнуть у людей с годами, если прекратить попытки заниматься саморазвитием.

Переживания различаются по видам. Специалисты выделяют следующие:

  1. Эмоциональный вид. Такая эмпатия — это владение чувствами собеседника с эмоциональным восприятием.

  2. Когнитивный вид, при котором чужие чувства воспринимаются в ходе подбора аналогий, параллелей, сравнений.

  3. Предикативный вид. Такая эмапатия — это способность в конкретном случае предсказывать ответную реакцию и эмоциональный отклик собеседника.

Справка! Слабые эмпаты часто страдают головной болью, физическим истощением, поскольку начинает воспринимать чужие проблемы за свои, вгоняя себя в стресс, депрессию.

Профессиональным же эмпатам под силу быстрое распознавание скрытых и сложных эмоций другого человека, способность поднимать им настроение и даже избавлять от боли. Таких людей в мире — единицы.

Сопереживать можно по-разному, ведь ситуации в жизни совершенно не похожи друг на друга. При этом стоит отличать педагогическое умение от психологического:

  1. Психолог – эмпат. При разговоре с пациентом определяет эмоциональное его состояние, внимательно выслушивая проблемы, оказывая повышенное внимание.

  2. Педагог – эмпат. При работе с детьми способен вникать в потребности, чувства, личные особенности малышей, не оспаривая их точку зрения, а лишь ненавязчиво направляя на правильный путь.

  3. Актёр – эмпат. Профессия обязывает вживаться в роль, изображая персонажи со всеми их чувствами, эмоциями, переживаниями. Это некая актерская игра, однако зрители начинают верить, отслеживая поведение на экранах, в театре.

Эмпатия предполагает полное и осознанное понимание чужой жизни. Чтобы достичь наивысших результатов, человеку нужно учиться сопереживать осознанно, постоянно работать над собой. Ведь изменить мир к лучшему в один миг невозможно.

Различают несколько уровней эмпатии, при которых человек в той, иной степени разбирается в людях, чувствует их душевные переживания:

  • 1 уровень – начальный, умение понимать чувства, эмоциональное душевное состояние другого человека по тону голоса, ноткам, жестикуляции. Подмечать мелочи (неряшливость, причёску, волоски на одежде).

  • 2 уровень – средний, умение копировать тембр голоса, повадки, движения тела другого человека. Предугадать его поступки в ближайшем будущем. Это уже наиболее сложный уровень, с которым человек не рождается. Однако, может приходить с годами, когда появляется способность восприятия чужих чувств как собственных.

  • 3 уровень – профессиональный, присущий лишь настоящим эмпатам, которые умеют не только сопереживать другим людям, но и держать под управлением свое психическое состояние, повлиять на эмоции собеседника и вывести его из негативизма при необходимости.

Справка! Эмпатия — многоуровневое понятие. Закладывается с рождения у детей. В процессе жизни человек набирается опыта и конечно, становится более чутким, понимающим к окружающим людям, начиная проявлять умение в той, иной степени сопереживать.

По статистике, низкой апатией обладают больше мужчины, нежели женщины. Таких людей нельзя назвать эмпатами, которые полагаются исключительно на рациональность, факты, логику. Воспринимают чужую проблему лишь со своей позиции, плохо понимают чувства, не способны сопереживать, имеют ограниченный круг друзей. Они пытаются уходить от общения, избегать больших компаний, ведь чужие чувства им чужды, а эмоциональные поступки проявляются непонятные, бессмысленные.

Нормальный уровень наблюдается у 80% людей, которые периодически, но все-же могут сопереживать, понимая эмоции и чувства окружающих. Высоким уровнем сопереживания обладают лишь единицы. Это и есть эмпаты, способные:

  • выслушивать собеседника;
  • подмечать важные и мелкие детали;
  • сопереживать чужой проблеме, независимо от ситуации;
  • проявлять активность, коммуникабельность в социуме.

Справка! Опасность эмпатии – появление дискомфорта, внутренних страданий, психических расстройств, если человек начинает воспринимать чужую боль за свою, вселяя в себя негативизм.

Как развить эмпатию?

Каждый здоровый, психологически уравновешенный человек способен сопереживать в той, иной степени. Эмпатия — не сверхъестественная наука или дар судьбы. Развить в себе талант и чувства сопереживать другим людям можно, если периодически проводить несложные тренинги:

  1. «Угадай чувство» путем раздачи карточек участникам с описанием разных чувств. Далее один человек должен описать выпавшее чувство мимикой. Остальные – угадать, что он пытается изобразить.

  2. Зеркало. Группа участвующих разбивается на 2 команды. Одна становится зеркалом, другая — обезьяной и начинает демонстрировать разные чувства мимикой. Первая (зеркало) копирует, далее можно обменяться ролями.

  3. Телефон. Участникам группы раздаются карточки с указанием воображаемого собеседника. По очереди они начинают имитировать разговор, пробуя предугадать — с кем ведется беседа.

Так с помощью несложных упражнений можно научиться копировать речевые особенности, голоса, жесты других людей, осваивая навыки сопереживаний. Люди начинают находить и создавать самостоятельно эмпатические связи с окружающими людьми. Конечно, пожилые с годами чувствуют многое на подсознательном уровне. Не зря говорят, что старость – мудрость.

Для молодого поколения психологи постоянно разрабатывают новые методики, позволяющие выявить и повысить свой уровень эмпатии, чтобы заняться в последующем развитием способностей.

Как притупить эмпатию?

Наверняка многие люди скажут, что эмпатия и способность сопереживать – лишнее в жизни или некая обуза, когда излишние эмоции, переживания за чужих людей приводят к проблемам со здоровьем, нервным срывам.

Конечно, собственные переживания важно держать под контролем, не впадать в крайности или уметь своевременно погасить взрыв эмоций, не слишком погружаясь в чувства других людей.
Человек так устроен, что если отказаться от способности сопереживать в полном объёме, то прийти к замкнутости, одиночеству, эгоизму по отношению к окружающим.

Многие люди не могут не сопереживать чужим людям и склонны взваливать чужие проблемы на себя. Подобная гиперэмпатия может закончиться эмоциональным срывом, психологическим сбоем, развитием заболеваний нервной системы. Притупить эмпатию можно, если:

  • сменить род занятий;
  • найти новое увлечение;
  • больше уделять времени себе самому;
  • уйти от разговора с навязчивым собеседником и сконцентрироваться на другом объекте;
  • попытаться успокоиться, уединиться на некоторое время;
  • прекратить всяческие разговоры с незнакомыми людьми, чтобы не расстраиваться;
  • сфокусировать внимание на новом человеке, уйти от того, за которого приходится сильно переживать;
  • не слишком вникать в проблемы собеседника и ничего страшного, если уже через несколько часов суть разговора с ним будет забыта;
  • вовремя отключаться от беседы с собеседником на подсознательном уровне.

Так постепенно эмоции начнут угасать, не будут запускаться механизмы проявления эмпати. Конечно, вскоре всплеск эмоций могут вызвать посторонние люди вновь, ведь все мы живем в социуме и приходится общаться ежедневно. Главное, научиться держать под контролем процесс переживания, уметь отвлекаться вовремя, не пропускать чужие негативные эмоции через себя.

Притупить эмпатию помогут методики:

  • медитация;
  • дыхательная гимнастика;
  • разговоры о посторонних вещах.

Важно научиться отключаться эмоционально своевременно, понимать и слушать других людей, но бороться с гипертрофированной эмпатией. В последующем это должно войти в привычку.
Конечно, если излишние переживания устранить самостоятельно не удается, то стоит посетить психолога, психотерапевта. Специалист поможет абстрагироваться от излишних эмоций

Уникальный тест на уровень эмпатии

Тест на сопереживание заключается в умении понять эмоциональный фон другого человека, поставить себя на его место.

Специалисты предлагают разные тесты для определения собственного уровня эмпатии:

  1. Опросник, при котором нужно ответить на 36 вопросов, дать один вариант ответа из четырёх предложенных. Далее подвести итоги.

  2. Теста под названием — Шкала эмоционального отклика.

  3. Методы Бойко, Юсупова (пройти онлайн) для выявления своего уровня эмпатии, ответив на 36 вопросов «да»или «нет».

Многие методики сегодня успешно применяются психологами при работе с детьми, психиатрами на приме с больными. включен стоит ответить на 36 вопросов «да»или «нет».

Попробуйте проникнуться в сущность другого человека и узнать у нем побольше с помощью уникального теста на уровень эмпатии:

  1. Найдите 3 фотографии чужих людей (например, артистов).
  2. Посмотрите на них внимательно.
  3. Попробуйте прочитать необходимую информацию, погрузиться в энергетику, закрыв глаза.
  4. Сосредоточьтесь сначала на первом изображении. Ответьте для себя на такие вопросы: кем работает, чем занимается, какой возраст?
  5. Посмотрите на второе фото и также ответьте на те-же вопросы.
  6. Расслабьтесь, отдохните 2-3 минуты.
  7. Ответьте на вопросы, глядя на 3 третьем фото. Лучше взять фото с изображением мужчин и женщин.
  8. Найдите информацию о данных людях, сопоставьте: c какой точностью вы ответили на предложенные вопросы.
  9. По результатам теста сделайте вывод. Если угадали профессии сразу 3-ёх людей, значит обладаете уникальным даром, высоким уровнем эмпатии. Если удалось угадать 1-2 профессии, то это результат среднего уровня и стоит развиваться дальше. Если не удалось угадать ни одной профессии у людей на 3-ех фото, то способности – слабые, хотя при желании уровень эмпатии можно повысить с помощью несложных упражнений.

Умение слышать собеседника — хорошее качество, позволяющее предотвратить надвигающийся конфликт или своевременно его погасить. Желание проникнуть в душу другого незнакомого человека присуще многим людям (особенно женщинам), всегда вызывает особый интерес.

Однако, далеко не всем дано познать душевные чувства и сопереживания. Этому нужно учиться, ведь достичь высокого уровня эмпатии – выгодно. Человек проживает гармоничную жизнь, легко вступает в контакты с чужими людьми и также избегает неприятных моментов, конфликтных ситуаций.

Важно помнить о главном, что при эмпатии, собственном совершенствовании нужно придерживаться золотой середины. Ведь эмпатия — это не только сострадание и сопереживание, но и связанные с ощущением чужих эмоций проблемы.

Читайте так же:

  • Что такое сублимация в психологии? Как сублимировать?
  • Что такое фрустрация?
  • Депривация — что это за понятие?
  • Что такое лабильность?

Содержание и границы понятия

Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра.

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто связывается (в разной степени) с теми или иными проявлениями экстрасенсорики, каковые доступны не всем людям. В основном, описанная там эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Примечания

  1. 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
  2. John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464.
  3. Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
  4. 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия (html). Пси-фактор. Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  5. Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и её роль в психотерапии (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  6. Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5.
  7. Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X.
  8. Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-52776-0, ISBN 3659527769
  9. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии (html). Журнал «Фундаментальные исследования». Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6.
  11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4.
  12. Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
  13. Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
  14. Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie . L’Encéphale, 28, 9-20.
  15. Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  16. Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
  17. Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50
  18. Baron-Cohen S., & Wheelwright S. (2004). The Empathy Quotient: An investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34, 163—175.
  19. Уровень сопереживания. Опросник..
  20. Kosonogov V. (2014). The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 96-104.

> Литература

Эмпатия – что это такое?

Появление этого термина в психологии – это заслуга американского психолога Эдварда Титченера, который впервые ввёл это понятие в обиход. Если попытаться дословно перевести это слово, то получим «вчувствовать». Если же говорить простыми словами, то это «отклик».

То есть эмпатия — это отклик человека на чувства и состояние другого. Эмпат четко видит и понимает, что именно происходит с собеседником в данный момент (в эмоциональном плане). При этом он соизмеряет свои собственные поступки, мысли и эмоции с состоянием этого человека.

Это состояние активируется в человеке, когда кто-то рядом переживает негативные эмоции: у человека выступили слёзы, он испытает страх, печаль, тоску, агрессию. Эмпат чувствует, когда нужен другому человеку, и как большинство людей испытывает желание разобраться и помочь по возможности.

Когда же люди подпрыгивают от радости, это не привлекает внимания эмпата, поскольку это чувство более понятно и не вызывает потребности в спасательном круге (коим он себя считает).

Проявление эмпатии возможно не только в реальном мире. Например, когда мы читаем книгу или смотрим фильм, то волей-неволей пытаемся войти в роль главного героя, оказаться на его месте (сопереживаем ему) – это тоже проявление данного чувства, заложенного в нас природой.

Есть люди, которые более склонны к «эмоциональному отклику» из-за врождённых способностей или их усердного развития. Их называют эмпатами.

Такие чувствительные к другим людям индивидуумы часто выбирают своей стезей педагогику, ведут кружки, работают воспитателями или психологами, поскольку в этих сферах деятельности очень важно уметь тонко чувствовать состояние других людей. Из типов темперамента человека таким характеристикам более всего соответствуют меланхолики.

Откуда она берётся?

Нейрофизиологи в эмпатии обвиняют зеркальные нейроны. Это нервные клетки, которые интерпретируют воспринятую из окружающего нас мира информацию.

Например, если напротив нас стоит человек, которому тоскливо, то зрительный и слуховой анализаторы получают об этом соответствующую информацию и передают ее к этим нейронам. Зеркальные же нейроны заставляют своего хозяина чувствовать то же самое, но только в меньшей мере.

Именно зеркальные клетки у обезьян заставляют их сородичей повторять одни и те же действия друг за другом (обезьянничать). По этой же причине нам нравится смотреть передачи о роскошной жизни (листать журналы о «тяжелом быте» знаменитостей).

Это банально дает возможность почувствовать хотя бы минутную радость от жизни, будто мы находимся на месте селебрити (данной знаменитости).

Примечательно, что развитие эмпатии начинается с самого рождения, когда младенец воспринимает окружающий мир только на эмоциональном уровне. Если ему улыбается мама – он бессознательно улыбнется ей в ответ (собезьянничает).

Когда родители объясняют более взрослому ребёнку, что сейчас им грустно или весело по такой-то причине, то это тоже способствует пониманию малыша, как устроены чувства и как их можно «прочитать» по лицам, движениям, словам, мимике.

Аутизм — это крайне низкий уровень эмпатии в человеке

Кстати, одна из причин возникновения аутизма – это нарушение в строении или количестве зеркальных нейронов. Поэтому аутистам (людям с почти нулевым уровнем эмпатии) очень сложно понять, что чувствуют люди вокруг и как нужно с ними взаимодействовать.

В результате этого страдает социализация ребенка – ему сложно контактировать с ровесниками во дворе, в школе, с продавцом в магазине.

Поэтому с самого раннего возраста таким детям нужно уделять особое внимание в плане эмоционального развития. Им нужно рассказывать, что происходит внутри других людей в плане эмоций и как это все можно «прочитать» (по мимике, по жестам, по взгляду).

Также необходимо постоянно спрашивать ребёнка, что он чувствует; описывать, как это обычно проявляется внешне на других людях, чтобы он мог сравнить и сопоставить. Разбор главных героев книг и фильмов также благоприятно сказывается на ускорении движения по пути от аутиста к эмпату.

Активное слушание – это то, что также может помочь развитию «эмоциональной чувствительности». Суть заключается в том, что слушатель задаёт уточняющие вопросы тому, кто что-то рассказывает. Таким образом, он узнаёт больше о собеседнике, а сам, в свою очередь, больше открывается. С детьми также можно меняться местами в этой «словесной игре».

В зависимости от того, насколько глубоко человек научился понимать чувства других людей, можно выделить 3 вида «мастерства проникновения»:

  1. Простой. Основан на примитивном восприятии, в котором главную роль играют зеркальные нейроны. Базируется на простом восприятии мимики, которую человек сопоставляет с тем, с чем встречался раньше.
  2. Средний уровень. Если эмпату интересно состояние человека и сильно хочется его понять, то он ведет целенаправленные расспросы. При этом выясняется причина, какая-то предыстория, почему это так сильно человека задело, были ли подобные случаи ранее, как к этому относится сам человек и что думает по этому поводу. На основании этой информации, ставим себя на место собеседника, пытаемся очутиться в его шкуре. Получаем специфический кайф 🙂
  3. Высший уровень – это когнитивная эмпатия (высший пилотаж, доступный не всем). Вы можете хорошо знать этого человека (как облупленного). Вы можете обладать способностью быстрого «считывания» новых людей и формирования в голове образа его личности. Либо вы имеете представление о его ценностях, жизненных ориентирах, эмоциональном спектре и реакции на определённые стимулы (он для вас открытая книга). Поэтому абсолютно любое эмоциональное состояние этого человека вам будет сразу понятным.

Эмпатия = сочувствие?

Очень часто люди используют к слову «эмпатия» не совсем подходящий синоним — «сочувствие». Но это разные понятия (хотя иногда и пересекающиеся) и несут они в себе разные причины и мотивацию.

Например, альтруист или филантроп чувствуют желание помочь другому. Они хотят, чтобы у него всё наладилось, всё было хорошо и попытаются вместе с ним (или вместо него) решить его проблемы, вытянуть из апатии, поднять настроение. Это искреннее проявление заботы. Просто они такие от природы и помогают всем.

Или жалость. На минутку вам вдруг стало жалко незнакомых попрошаек в переходе, которые пытаются собрать деньги на еду. Бросили пару монет и пошли дальше. Вы же не погружались в их «внутренний мир», не «проникали в душу» и не чувствовали на себе весь букет обуреваемых их эмоций.

Эмпатия – это не сочувствие и не сожаление, а данная свыше или развитая самостоятельно возможность погрузиться в состояние другого, понять обуреваемые его эмоции.

При этом у эмпата может вовсе не возникать желание помочь и проявить заботу. Все зависит от человека. Например, все мы «видим» нищего, но не каждый протянет ему монетку. Как видите, это совсем разные понятия.

Пример. Вы увидели полного человека и поняли, что ему нужно срочно худеть, иначе у него могут вскоре возникнуть проблемы. Но вы же не побежите к нему с этим и не поведете его за руку к диетологу. Вам может быть просто все равно, что с ним будет (мизантроп тоже ведь может быть чувствительным эмпатом).

Эмпатия — это способность (возможность) чувствовать состояние других людей, но она вовсе не означает, что это приведет к каким-то действиям, направленным на благо человека, в шкуру которого вы влезли. Может быть, даже наоборот. Социопаты, например, используют свое понимание людей исключительно только в своих корыстных целях.

Это просто способность приподнимать завесу над чувствами других людей, понимать их эмоциональное состояние. А сочувствовать им или нет, это уже зависит от конкретного человека.

Негативная сторона

Казалось бы, ну что может быть негативного в том, чтобы понимать и чувствовать других людей? Это же как третий глаз! А вот психологи утверждают, что к ним часто обращаются за помощью именно эмпаты, поскольку они склонны часто вникать и погружаться в чувства других, а это создает сильную эмоциональную нагрузку.

Ко всему прочему, шибко совестливые из них считают, что ответственны за состояние окружающих, поскольку способны их хорошо понимать (в отличие от других). Ладно бы если это только проявлялось в отношении к близким, но они часто пытаются помочь совсем малознакомым людям, что отбирает у них много сил и времени.

К тому же многие эмпаты склонны к альтруизму, поэтому больше акцентируются на проблемах других людей и забывают о своих личных переживаниях. В результате чего остаются неуслышанными и не могут обратиться за помощью к другим. Остаются с чужим и своим негативом внутри. Пренебрегают собой.

Появляются также проблемы на работе, если эмпаты занимают какую-то руководящую должность. Им сложно давать суровые указания или отрицательную оценку работе подчиненных, поскольку они знают, как это негативно ими воспринимается (по сути, они таким образом сами себя высекут). Посему такие начальники могут делать поблажки, зная специфику того, или иного человека.

Эмпатическое мышление принуждает много внимания уделять контексту (эмоциональному фону) разговора, а не только его сути. Такие люди всегда пытаются понять (докопаться), что на самом деле хотел сказать, сделать человек. Это развивает такую черту, как подозрительность и приводит к трате большого количества времени на обдумывание несущественных деталей.

Участливым эмпатам крайне тяжело смотреть новости по телевизору и в интернете, поскольку они все пропускают через себя и близко принимают к сердцу. То же самое можно сказать и про взаимоотношения: дружеские и любовные. Они слишком участливы, а не всякое сердце может выдержать вселенскую печаль.

Как не «сгореть» в эмпатии?

Чтобы не давать эмпатии портить свою жизнь, стоит осознавать СВОИ цели, ценности, чувства, мысли, мотивы. Для того чтобы при общении с другим человеком в нём не растворяться и помнить о своей собственной важности.

Когда случается трагическая ситуация, которую нельзя изменить, нужно постараться отстраниться от неё на некоторое время, чтобы осознать происходящее, осмыслить и не быть под постоянным гнетом текущей действительности.

Если в результате погружения в другого человека у вас проснулось сострадание, нужно ставить адекватные задачи по поводу помощи человеку и принимать на себя лишь адекватную меру ответственности. Например, не отдать свои последние деньги, а просто помочь человеку найти работу.

Проблемы вызывает не сама эмпатия (отклик на чувства других людей), а неумение ею правильно пользоваться, регулировать. Главное — это научиться принимать участие в проблемах других людях вне ущерба себе и тогда будет проще налаживать как тёплые дружеские отношения с близкими, так и рабочие отношения с коллегами.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Эмпатия — Это один из главных корней мудрости, в сочетании с опытом.

Эмпатия — творческая проекция собственного сознания на другое лицо.

Эмпаты – это не просто люди умеющие сопереживать, поддержать, понять,

эмпаты – это люди умеющие чувствовать, тоже, что и вы в данный момент,

словно они становятся вами, без осуждения и упреков.

Эмпатия — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций,

которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Сайт Цитаты. Эмпатия

Эмпатия как качество личности – способность понимать текущее эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания, проникновения – вчуствования в его внутренний мир; воспринимать «на лету» изменяющиеся психологические состояния партнера и проявлять это в общении.

Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос: — Ответьте, как каждый из вас понимает эмпатию? — Я это понимаю, как помощь старикам и детям, — первым подал голос Ин. — А для меня, — серьёзный голос Гу, заставил всех повернуться к нему, — это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу. — А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, — быстро добавил Вэй. — Правильно, — одобрил Учитель притихших учеников. — Это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства. Но знайте, этого недостаточно, умение не отвернуться, выслушать чужую боль, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело и как он туда попал. А это развивает Вас и создает возможность для изменения Собеседника.

Эмпатия – способность нырнуть во внутренний мир другого и выбраться на берег, таща за собой ржавые якоря его чувств и эмоций. Эмпатия – искреннее желание понять другого, настроиться на его волну. В чём уж точно нельзя обвинить эмпатию, так это в безучастности и равнодушии. Равнодушие и есть отсутствие такого качества личности как эмпатия. То есть человек теряет способность осознанно чувствовать состояние других. Равнодушному наплевать и начхать на бури, происходящие во внутреннем мире других людей. Ему по барабану, какие они испытывают чувства и эмоции, как страдают и мучаются от душевных мук, гневаются и обижаются на непотребное поведение других.

Эмпатия зависит от глубины жизненного опыта, чуткости, сострадания, сочувствия, психологической грамотности, точности восприятия, умения настроиться на эмоциональную волну собеседника.

Эмпатия – способность диагностировать состояние другого сердцем. Философ Д.Г.Пшонко утверждает, что «нужно научится слушать не только ушами, но и глазами и сердцем, то есть нужно учится слушать так, чтобы наше слушание было глубоким. И если мы научимся слушать с эмпатией, то мы сможем давать другим эмоциональный воздух. То есть чаще всего всем людям, которые с нами общаются, нужна эмоциональная поддержка. Они ищут какой-то эмоциональной близости с теми людьми, которые, как им кажется, относятся к ним с эмпатией».

Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

Обладать эмпатией – умение влезть «в шкуру» другого человека, воспринимать его так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это предполагает способность чувствовать чужую боль, умение идентифицировать систему проявленных и скрытых в человеке качеств личности. Эмпатия может стать небезопасной, если человек слишком сильно «вчуствовался» в состояние другого. Показателен в этом отношении опыт ученого К. Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

К. Роджерс пишет: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят».

На одной паралимпиаде девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел — начался забег. Соревнующиеся пробежали только около трети дистанции, когда один из них — почти мальчик — споткнулся и, сделав несколько кувырков, упал. От боли и досады он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, они дружно вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители на стадионе встали и начали аплодировать, потому что понимали — гораздо важнее помочь другим, чем выиграть самому, даже если для этого необходимо остановиться и поменять направление движения.