Гаятри мантра

Одна из самых могущественных мантр, сохраненная до наших времен в древних священных писаниях человечества. Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Риг Веды (III 62.10), авторство большей части которой приписывается риши Вишвамитре. Считается, что мантра содержит в себе всю сущность Вед.

Регулярное повторение Гаятри мантры с верой, искренностью и преданностью, сосредоточенностью, ведет к очищению ума и тела, дарует мудрость, процветание, умиротворенность, озарение, устраняет все препятствия на пути, избавляет от страхов, опасностей, очищает карму, благословляет освобождением, а также приводит к развитию духовного разума. При правильном произношении мантры, ум практикующего может видеть истину без искажения, без наслоения сознания, позволяет развить интуицию. Независимо от пола, национальности и вероисповедания ее может произносить любой человек.

ॐ भूर्भुवः स्वः
तत् सवितुर्वरेण्यं
भर्गो देवस्य धीमहि
धियो यो नः प्रचोदयात्

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

ОМ БХУР БХУВАХ СУВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Гаятри мантра может иметь многочисленные переводы, поскольку санскрит представляет собой язык образов. Ниже приведены несколько вольных вариантов.

ОМ — Изначальная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; Брахман; Дух; Изначальный Свет

БХУР — Бхур лока (физический план; Земной план существования; материальный мир или Пракрити — Природа)

БХУВА — Бхува лока (средний мир; тонкий мир); Также, Бхува — это Прана Шакти — всепронизывающая энергия

СВАХА — Сварга лока (Небесный план существования — земля Богов или небесные сферы)

ТАТ — То, Тот (указательное местоимение); Высшая Реальность, невыразимая в словах

САВИТУР — То, из которого все это рождено; из которого всё проявляется

ВАРЕНЬЯМ — Достойный поклонения, почитания; желанный

БХАРГО — Сияние, Духовная Лучезарность; Свет, который дарит Мудрость

ДЭВАСЬЯ — Божественная Реальность

ДХИМАХИ — Медитируем (дхьяна — медитация, седьмая ступень йоги); созерцаем

ДХЙО — Буддхи, духовный разум

ЙО — Который

НАХ — Наш

ПРАЧОДАЯТ — Просветит; да озарит!

«Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум. И направит лучи нашего сознания на путь праведности».

«Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»

Мудрецу Вишвамитре Гаятри мантра позволила использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой. Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной.

Скачать разные вариации исполнения мантры Гаятри можно в этом разделе

Сила и возможности Гаятри мантры

Эта могущественная молитва очищает разум и дает защиту человеческой душе. Индусы и тысячи людей во всем миру ежедневно на рассвете повторяют мантру с верой в ее чудодейственность. Ее божественная сила способна привлечь в жизнь человека такие материальные блага и духовные ценности:

  • крепкое телесное и духовное здоровье;
  • внешнюю красоту и обретение мудрости;
  • долголетие и процветание;
  • гармоничные отношения и благополучие в семье;
  • умиротворенность и спокойствие;
  • исполнение сокровенных желаний и другие.

Очищающие свойства Гаятри мантры способны справиться со сглазом и порчей, убрать из жизни негатив, страхи и заблуждения. Избавляясь от грехов, практикующий сможет аннулировать свою карму, познавая истину на пути к просветлению.

Текст, перевод и значение Гаятри мантры

Давайте разберем слова священного писания, записанного на санскрите. Для максимального эффекта, очень важно правильно произносить каждый звук древнего ведического писания, поэтому ниже приведен текст Гаятри мантры на русском в такой транскрипции:

Ом Бхур Бхувах Сваха

Тат Савитур Вареньям

Бхарго Девасья Дхимахи

Дхийо Йо Нах Прачодайят

Гаятри имеет 3 смысловых значения, идущих из трех имен: Гаятри – символизирует главенство сферы чувственного мира, Савитри – владыка энергии жизни и Сарасвати – повелительница речи. В процессе пения священного текста, все 3 составляющих гармонизируются и происходит очищение разума человека. Каждый слог молитвы наделен особенным символическим смыслом, а сама мантра состоит из 3 частей.

Первая часть начинается со слога Ом, символизирующего все знания мира, он считается священным и произносится перед чтением молитвы и по ее окончании. В слогах Бхур Бхувах Сваха речь идет о трех сферах мироздания: небесной, астральной и физической. Цель этой части древнего ведического текста — активизировать вселенские силы и вибрации у практикующего через обращение к Высшим силам.

Эта часть состоит из двух последующих строк и вызывает стремление читающего установить контакт с Богом Ишварой, и став частью универсального сознания, раствориться в нем. Тат – это обращение к Высшей божественной сущности. Савитур – Всевышний, божественный источник, Бхарго является высшим сверкающим духовным светом, Вареньям Девасья – это божественная реальность. Дхимахи – буквально переводится как «медитируем» и указывает на связь людей с Богом, посредством данной медитации. Это говорит об обращении к Вселенским Силам от всех живущих на планете существ.

В заключительной части Гаятри мантры, читающий с помощью этого обращения-молитвы отдает себя, со всей открытостью, божественной сущности Ишвари. Дхийо означает разум, позволяющий осознать Истину, далее следует связующий слог Йо – в переводе «который». Нах – это наш, а Прачодаят значит процесс просвещения.

Гаятри матра поётся на древнем языке. Интерпретаций данной молитвы на санскрите великое множество, поэтому для понимания текста приведем один самых популярных переводов:

«О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!»

Независимо от различных трактовок текста, суть его в концентрации на Первопричине всего, Высшем разуме, Создателе, и обратившись к нему, практикующий обретет совершенную мудрость.

Саи Баба и Саи Гаятри мантра

Вторая из самых известная священных текстов — Саи Гаятри мантра. Она посвящена аватару нашего века — Богу в человеческой сущности, которым является Шри Сатья Саи Баба. Практикуя эту приведенную ниже мантру, происходит обращение к космическому сознанию через Аватара, исполняются мирские желания, приводя в последствии к мокши – полному освобождению.

Ом Сайищварая Видмахе

Сатья Дэвая Дхимахи

Тан Нах Сарвах Прачодайят

Саи Баба был святым человеком, свято чтящим обряды. Он проповедовал самоограничение, сам жил скромно и его мудрость передавалась из поколения в поколения. Умер Саи Баба в 1918 году, но вновь возродился в 1940 году в теле ребенка Сатьи Раджи, посвятившим впоследствии всю свою жизнь служению людям.

Саи Баба оставил множество написанных книг, сделал видео и аудиозаписи мантр и своих выступлений. Очень красивая по звучанию.

Гаятри мантра представляет особый интерес именно в исполнении Саи Бабы. Найдя в свободном доступе в интернете запись, вы услышите правильное произношение индийской молитвы и прочувствуете сакральный смысл могущественного древнего текста.

Различные Гаятри мантры

Структура и размер универсальной и сильнейшей из ведических мантр, Гаятри стала прототипом других гаятри-мантр. Они посвящены другим божествам и соответственно направлены на различные аспекты человеческой жизни: успех, улучшение здоровья, достижение процветания, отношения. Приведем некоторые из них.

Мантра Ганеша Гаятри, и с ее помощью вы устраните любые препятствия, двигаясь к намеченной цели. Выглядит ведический текст так:

Ом Экадантайя Видмахе, Вакратундайя Дхимахи Танно Буддхих Прачодайят

Шри Гаятри мантра – это древняя мантра исцеления тела человека от физических болезней, душевных недугов и создает окружающую гармонию в пространстве. В интернете можно скачать видео с прекрасными видами природы, которое озвучено мощным текстом молитвы:

Ра Ма Да Са Са Сей Со Ханг

Мантра Гаятри Сурья посвящена Солнцу, и тоже призвана восстановить человека от недугов, даря здоровье. Думая о конкретной болезни, требующей лечения, произносите:

Ом Бхаскарая Видмахе Дивакарайя Дхимахи Танно Сурьях Прачодайят

Дурга гаятри мантра посвящена божеству Дурге – воительнице. С ее помощью вы сможете разрушить зло на своем пути и справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Ее текст:

Ом Гириджаяй Видмахе, Шиваприяяй Дхимахи Танно Дурга Прачадайят

Агни гаятри мантра преисполнит организм практикующего энергетическими силами жизни:

Ом Махаджвалайя Видмахе, Агнидевайя Дхимахи Танно Агних Прачодайят

Аннапурна Гаятри мантра — это мольба о плодородии земель и изобильном урожае:

Ом Бхагавати Чха Видмахи Махешвари Чха Дхимахи Тхано Аннапурна Прачодайят

Как практиковать Гаятри мантру?

Для практики выберите тихое и уютное место, где вас никто и ничто не будет отвлекать. Комфортно расположитесь лицом на восток или север, спину держите прямо, не препятствуя потокам энергии. Сконцентрируйтесь на благодарности ко всему живущему на Земле и представьте слияние с божественной энергией. Почувствуйте, как увеличивается тепло в груди и вообразите божественный образ Гаятри на фоне Солнца.

Мантру можно проговаривать или петь, произнося слова шепотом, вслух или мысленно. Для максимального эффекта повторяйте слова 108 раз, старайтесь ни на что не отвлекаться. Для того чтобы не сбиться используйте четки, перебирая пальцами 108 бусинок. Проговаривайте медитативный текст, полностью отдаваясь практике.

Для пробуждения интуитивной силы и познания универсального сознания практикуйтесь ежедневно. Читайте Гаятри мантру рано утром и вечером, на закате – это лучшее время, хотя можно медитировать и в полдень. Работая с мантрой перед приемом пищи, можно очистить еду от отрицательной энергии, а чтение текста перед купанием, освободит тело и окружающее пространство от негатива.

Гаятри мантра – звучание текстов от известных исполнителей

Если вы новичок, то медитировать на начальном этапе лучше, используя запись. Немецкая исполнительница Дева Премал (Deva Premal) профессионально поющая священные тексты, считается одной из самых лучших в мире. Она с детства знакома со священными текстами и способна передать особую глубину древнейших молитв.

Изучая мантры и специфику их исполнения втечение12 лет, Хейн Браат начал петь мантры после того, как стал серьезно заниматься йогой. Он исполняет мантры с особой техникой и особенной вариативностью звучания. Отзывы к его видео в интернете полны восхищения и благодарности.

Что запомнить:

  1. Гаятри мантра универсальная молитва из древних вед, обладающая огромной силой.
  2. Существует множество интерпретаций мантры, суть которых сводится к обращению к Высшему Разуму, слившись с которым можно очиститься и достичь просветления.
  3. Существуют Гаятри мантры, направленные на улучшение различных аспектов человеческой жизни.
  4. Практиковать необходимо ежедневно, применяя основные постулаты пения индийских молитв.
  5. Новичку читать молитвы лучше используя записи Аватара нашего века Саи Бабы, а также известных и уважаемых исполнителей священных текстов — Девы Примал и Хейна Браата.

До встречи в следующей статье!

Гаятри мантра

  • Назначение Гаятри Мантры
  • Значимость Гаятри Мантры
  • Риши и размер мантры
  • Савитар или Ишвара нашей вселенной
  • Гаятри Дэви как Шакти Ишвары
  • Значение и символизм мантры
    • I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!
    • II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!
    • III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!
  • Произнесение Гаятри мантры
    • Пояснения:

Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи — это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. «прямое познание»). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра.

Текст этой мантры гласит:
ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ
Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

Слово Гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

(* Гаятри» — именно такое ударение (т.е. на последнем слоге) даёт в своём «Санскритско-Английском» словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс.)

Назначение Гаятри Мантры

Слово «Гаятри» (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение» (где «га» — «воспевать», «три» — «спасать»). Другой вариант слова «гаятра» (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как «то, что защищает индивидуальные души» (где «гая» — «индивидуальные души — дживы», «тра» — «защищать»). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово «разум» означает «буддхи», как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра. Слово «шастра» означает «трактат».). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его «второе» — духовное рождение.

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко «хам Баху Сьям» — «Я Един. Да стану Многим!», процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» — «Мы медитируем на Божественный Свет!»

Савитар или Ишвара нашей вселенной

Другое название этой мантры «Савита Гаятри» или «Савитри» (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание «Савита Гаятри» буквально означает «Гаятри Савитара», где слово «Савита» (муж. рода) может интерпретироваться как «Дэвата которой — Савитар». Синонимом этого слова является другая его форма — слово «Савитри» (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым «р» на конце, имеющим огласовку похожую на короткое «и»), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное «и» и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.

От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает «то, из чего рождается всё», … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).

Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как «управление».

«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге «Гаятри» проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо — Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы — это производные Его Силы.»

Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с. 23-24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.

Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его». Таким образом, Гаятри Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

Значение и символизм мантры

Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!». На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!» Слова «Бхур — Бхувах — Свах» могут либо переводиться, например, как «Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!» или: «Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!», либо оставаться без перевода. Это — сакральные слова, о которых мы скажем ниже.

Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также <здесь> — На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;

12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направиstrongт (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от «пра» + «ну» — «вибрировать, издавать звук») и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР — БХУВАХ — СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука «Ом» была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.

Здесь важно обратить внимание на слово «дхимахи», которое стоит во множественном числе — «медитируем». Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как «да будем мы медитировать» и как «мы медитируем». В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.

III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово «прачодаят» имеет двоякую интерпретацию: как «Он (который) озаряет наш разум!» и как «Да озарит Он наш разум!» В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово «дхийяс» (по правилам слияния звуков изменённое в «дхийо») здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая «наши умы», свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.

Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; «Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!», которая означает «Да будут счастливы все существа во всех мирах!» (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).

Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.

Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука — неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия — четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая — синтезирующая сила трёх Шакти).

Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, — это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.

Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини — Гаятри, а с другой — с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое — переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий — таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.

Произнесение Гаятри мантры

Ниже текст Гаятри Мантры с обозначениями интонации и ударений . В пояснении указывается, что обозначают те или иные знаки, а также как следует произносить некоторые звуки. Следует отметить, что приводимые обозначения не соответствуют полностью точным правилам передачи санскритских слов, а приводятся здесь для удобства понимания тех, кто говорит на русском языке:

Произнесение по версии Саи Бабы:
Произнесение в классических ведических гимнах:

Пояснения:

  • Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон
  • Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу
  • Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: , где «0» — основной тон, «2» вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз
  • Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки «Э/Е » и «О» всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук «Э/Е» похож на английское «е» и произносится как нечто среднее между русским «е» и «э», ближе к последнему
  • Маленькая «х», в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное «х», которое звучит очень слабо
  • Маленькое «с» в слове «Бхувас» указывает на то, что это ассимилированный звук «X» (с точкой внизу). Маленькие «у» и «ф» указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.
  • «X» с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское «г» или грубое русское «г», как в слове «ага»
  • «Н» с точкой под буквой, т.н. церебральное «н» (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба
  • «М» с точкой под буквой — носовой призвук «м». Похож на английское носовое «n» в сочетаниях с «ng»; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между «м» и «н»

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.