Гедонист кто такой

Экскурс в историю

Аристипп – это древнегреческий философ и отец такого учения, как гедонизм. В своей концепции он считал, что существует только два состояния для человека, которые являются диаметрально противоположными по своей сути. Это наслаждение и боль.

То, какое именно это удовольствие и каким образом достигнуто – не имеет значения. Поскольку это всё равно приносит высокий уровень наслаждения, в котором нет места страданиям. Смысл жизни у Аристиппа трактовался именно как физическое наслаждение.

В XVIII веке во времена абсолютизма данное течение было очень распространённым. Особенно на территории Франции во время Людовика XV. Но эту философию неправильно позиционировали, в результате чего «гедонисты» занимались удовлетворением желаний, которые были аморальными, вели себя превратно и распутно.

Гедонизм стали рассматривать через более серьёзную и значимую для социума призму только после еремия Бентама. Британский философ написал несколько трудов, в которых изложил свою точку зрения по поводу утилитаризма. Это направление основано на достижении удовольствия, только в рамках общественных установок.

Бентама описал правила и законы, в которых нужно формировать социум и страну, чтобы все стремились к удовлетворению общественного наслаждения. Но такие люди должны отказаться от достижения личного счастья. В этом и заключается разница между классическим гедонизмом.

Гедонисты – что это за люди?

Гедонист – это человек, который придерживается ценностей и принципов, заложенных в эту философию из Древней Греции. Цель в жизни – это наслаждение каждой секундой. Представители этого течения могут переступить через социальные нормы (что это?), мораль, законы, чтобы достичь удовольствия.

Среди основных источников наслаждений:

  1. секс;
  2. хобби;
  3. употребление пищи;
  4. признание;
  5. алкоголь;
  6. друзья;
  7. семья;
  8. достижение высокого уровня развития (как процесс, так и результат).

То, от чего человек будет получать наслаждение, зависит от его личности и уровня развития. Например, он может радоваться каждому заходу солнца, купленной книге, путешествиям или помощи нуждающимся.

Отвечая на вопрос: «кто есть такой гедонист», стоит помнить, что каждый представитель этого учения (мировоззрения, жизненной парадигмы) сам выбирает сферу и планку достижения счастья. Для кого-то это жареная картошка от любимой жены, для другого – изысканное блюдо в ресторане каждый раз с новой девушкой.

Настоящие гедонисты, которые несут в себе такую философию жизни, склонны к саморазвитию (в отличие от сибаритов). Поскольку безмерное употребление алкоголя и наркотиков — удел зависимых людей.

А они должны возбуждать в себе все новые и все более изысканные желания (хотелки), чтобы всегда иметь возможность получать полное наслаждение и чтобы это не надоедало (не приедалось).

Такие люди не терпят чувство долга. Если им сказать, что они кому-то чем-то обязаны, то это их приводит в расстроенные чувства и появляется недоброжелательность к собеседнику. Любые обязанности противоречат их легкому жизненному настрою. Но при этом гедонисты могут быть ответственными и сами контролировать ситуацию.

Является ли гедонизм синонимом к эгоцентризму? Только в стремлении познать свою личность, чтобы удовлетворить свои желания, а не навязанные кем-то. Также его цель может состоять в принесении счастья другим, а это вовсе не похоже на эгоцентризм.

Гедонизм в современном мире

Из-за темпа современной жизни, человек несет на себе очень много обязанностей и рутинных дел, которые он должен выполнять для выживания в социуме. Большой информационный поток утомляет нас, и от этого мы становимся хронически недовольными.

Поэтому всё больше людей присоединяются к течению гедонизма, чтобы получить наслаждение уже сейчас. А не работать с раннего утра и до позднего вечера, чтобы где-то потом приобрести на старость квартиру.

Изобилие приятных вещей и разнообразных развлечений позволяет достигать удовольствия прямо сейчас. Гедонисты стремятся к тому, чтобы приобрести самое лучшее, поскольку часто считают, что именно оно может принести счастье. Например, дорогие алкогольные напитки, кожаный диван.

В социуме начали различать здоровый и нездоровый гедонизм. К первому относят удовлетворение своих желаний, не принося вред окружающим людям и среде. Ко второму – противоположная позиция. Когда человек для получения наслаждения готов пренебрежительно отнестись к чувствам других или морали, законам.

Примеры чрезмерного гедонизма

Существует много примеров в истории, когда гедонизм вышел за допустимые рамки и оставил негативный отпечаток для общества:

  1. Во времена золотой лихорадки в Калифорнии люди кинулись искать драгоценный металл, чтобы быстро разбогатеть. Они покинули свои дома и жили в специальных лагерях. Туда привозился опиум, и люди, желая получить хотя бы иллюзорное удовольствие, становились наркоманами и не могли ничего уже добыть.
  2. После революции во Франции, гашиш был распространенным способом достижения удовольствия. Почти все высокоинтеллектуальные люди того времени променяли свои высокие идеалы на удовольствия такого сомнительного рода.
  3. Во время сухого закона запретили еще один способ наслаждения – алкоголь. Однако в подпольных клубах его разливали всем желающим и способным заплатить. Даже те, кто не имел пристрастия к спиртному раньше, теперь хотели получить то, что запретили во всей Америке (запретное удовольствие).
  4. Эпоха хиппи. Они принимали психоделические вещества, а также выступали за любовь между всеми, выключая и половые связи. Находили счастье в свободе и фенечках на руках. В итоге их субкультура затерялась среди сотен других.

Если прислушиваться к своим желаниям и при этом стремиться к саморазвитию, а не получать удовольствия за счёт других, то гедонизм как течение и философия жизни нормально сосуществует с другими жизненными позициями. Во всяком случае, так было до сегодняшнего дня.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Гедонизм в философии

Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер: с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.

Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур, который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм, в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.

Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.

В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).

Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама. Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:

  1. получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
  2. полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
  3. главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
  4. постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.

Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.

Кто такие гедонисты?

Это люди, которые на протяжении своей жизни придерживаются принципов гедонизма. Первичной целью для них является получение всевозможных удовольствий и наслаждений; они всячески стремятся к уменьшению страданий.

Все старания гедонистов направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Полноценная жизнь, по мнению гедониста, есть совокупность приятных ощущений.

Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это является несомненным поводом для того, чтобы уделить этому занятию всё своё внимание и свободное время до тех пор, пока новое увлечение не сменит старое. Это тот, кто с большим интересом заводит новые знакомства для дружбы или любви, но как только их новизна блёкнет, он тут же находит себе новые привязанности. Поскольку для гедониста ценно только то, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать такие поступки, которые могут впоследствии принести ему немало печали.

Безусловно, ещё одна отличительная черта гедонистов – это чрезмерная демонстративность их поведения и стремление находиться в центре внимания. И это тому доказательство:

  1. Они придают чрезмерно большое значение собственной внешности, без их пристального внимания не останется ни одна модная тенденция, причём не только актуальная, но и в перспективе;
  2. Несомненно, им может быть отведена роль законодателей моды;
  3. Они – первооткрыватели новых, экстраординарных, почти неизвестных широкому кругу людей марок.
  4. Они экспериментируют с огромным наслаждением: надевают одежду креативных оттенков, обожают смешивать разные стили.

Для них характерно импульсивное поведение, и покупки очень часто совершаются быстро; этот человек берёт с витрины магазина первую понравившуюся самую яркую вещь и даже не раздумывает над её приобретением. Одежда, как и образ гедониста в целом, должны быть выражением их жизненного кредо: «Я уникален и достоин только вашего восхищения!». Кроме того, для гедонистов важно ощущение своей обезоруживающей привлекательности, поэтому они, несомненно, остановят свой выбор на той одежде, что подчёркивает их исключительность и красоту.

>Определение и основные положения этики гедонизма

Определение

Термин “гедонизм” переводится с греческого языка как стремление к удовольствиям и наслаждениям, он возник еще в глубокой древности в античные времена. Это понятие использовалось при возникновении и развитии теории взглядов, трактующих удовольствие как смысл и цель жизни человека.

Такая система воззрений объединяет в себе философские, эстетические и психологические аспекты бытия человека.
Поэтому каждая наука имеет свое определение этого термина:

1. Гедонизм в философии — это учение о приоритете телесных и духовных удовольствий в жизни человека.
2. Психология трактует гедонизм как естественный механизм удовлетворения жизненных потребностей, заложенный в человеческой природе с самого рождения.
3. В этике гедонизм рассматривается как противоположность аскетизму, известно, что такое его определение предполагает формирование особой системы моральных требований, ведущим критерием которой является систематическое получение удовольствий и наслаждений от жизни.

Резюмируя, можно сделать вывод, что суть гедонизма состоит в выстраивании особой иерархии потребностей человека и на ее вершине находится желание наслаждаться жизнью или получать от нее всестороннее удовольствие.

Из истории возникновения понятия

Гедонизм и аскетизм появились в Древней Греции, как понятия, взаимоисключающие друг друга.

Многие мыслители того времени изучали и описывали эти теории:

  • Сторонниками аскезы были Диоген и Пифагор, а гедонизм проповедовали Эпикур и Аристипп. Именно второго считают основоположником этой системы взглядов. Его последователи (киренаики — группа людей из поселения Кирены) считали, что для получения удовольствия нужно игнорировать все социальные рамки, которые могут их сдерживать, они проповедовали главным в человеческой жизни — получение физических наслаждений.
  • По этому вопросу с ними дискутировал Сократ и его школа. Этот философ призывал различать хорошие и дурные наслаждения и ограничивать тотальное стремление к их удовлетворению.
  • Эпикур же признавал наивысшим благом душевное наслаждение, которое положительным образом отражается на здоровье человека, вызывая отрешение (его уход) от негатива в жизни. Благодаря его взглядам гедонизм и эвдемонизм обогатились таким понятием как зависимость получения удовольствий от человеческих добродетелей, где трактовка наслаждения тождественна понятию “обретение счастья”. Именно процесс его достижения последователи эвдемонизма (Аристотель, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Фома Аквинский, Гольбах) считали основным условием получения радости и удовольствия, для них высшие человеческие ценности были критерием для нравственных и эстетических наслаждений. Некоторые тезисы эвдемонизма легли в основу современной позитивной психологии.
  • В античные века, с подачи философа Гегесия возник радикальный гедонизм. Мыслитель убеждал своих учеников и почитателей о нужности лишения себя жизни в случае непомерных страданий и болей (физических и душевных). Гегесий считал, что только счастливое существование, полное радости и удовольствий, оправдано и очень важно. Поэтому самоубийство при несчастной жизни он считал необходимым и правильным действием. Из-за таких воззрений мыслитель получил в философии особое прозвище — «учитель смерти».

В средние века господствовали учения с аскетическими догматами и к гедонизму снова обратились только в эпоху Возрождения.

Его теоретические постулаты легли в основу философских трактатов Л. Валла, К. Раймонди.

А в 18-19 веках во многих странах передовые мыслители (Б.Спиноза, Дж.Локк, де Сад, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеции , Дж.Мур) также использовали в своих работах многие тезисы теории наслаждения, формируя новое ее видение — просвещенный гедонизм, который становится фундаментом для развития социальных концепций утилитаризма (построение счастливого, полезного и удовлетворенного общества).

Принципиально новое развитие теория удовольствия получает в психологии. Обосновывая свое учение о психоанализе, З. Фрейд трактует получение телесного наслаждения как основной движущий мотив жизнедеятельности человека.

Представители же эстетического гедонизма (Сидгвик и Бентам) считали, что люди должны стремиться к удовольствиям собственным и всеобщим, а степенью удовлетворения от благ физических и душевных они измеряли качество жизни отдельных индивидов и общества в целом.

Основные принципы и положения этики гедонизма

В современном западном обществе основы теории удовольствия получили широкое распространение. Считается естественным то, что человек видит смысл жизни только в наслаждениях и удовлетворении своих потребностей.

Основными чертами общества на основе гедонизма выступают:

  • стремление к получению жизненных благ (материальных и душевных);
  • расширение рамок личной свободы;
  • избегание опасностей;
  • игнорирование гражданского и личного долга, если он ограничивает потребности человека;
  • нежелание прилагать к делу лишние усилия (к учебе, развитию, разрешению конфликтных ситуаций и т.п.).

Современный гедонизм – это учение о том, что для получения радости людям необходимо направить всю свою деятельность в русло погони за удовольствиями и положительными эмоциями.

Однако, приверженность к этой теории может и повредить:

  • стать препятствием для личностного и профессионального роста;
  • вступить в противодействие с общепринятыми нормами морали;
  • выступать как проблема общества потребления — игнорирование долга и даже законодательных норм, в угоду погони за новыми впечатлениями и порцией адреналина;
  • провоцировать проблемы со здоровьем (из-за гурманства, гастромании, неразборчивости в половых связях и др.) и вредные зависимости (табакокурение, наркоманию, алкоголизм).

В психологии теория гедонизма утрирует значимость эмоций человека и игнорирует силу его интеллекта, т.е. трактует инстинкты как главенствующие факторы в мотивации людей.

Поэтому многие современные психотерапевты рассматривают гедонизм, как компенсаторное поведение, с помощью которого люди заглушают смысловую сторону своего бытия и сознательное управление своим поведением, а также подавляют потребности в самореализации, творчестве, обучении и осознании своей роли в семье и обществе.

История гедонистических учений

Гедонизм как чистая философия

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.

Научная дискуссия вокруг гедонизма

Генри Сиджвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сиджвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.

Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение. Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре. Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.

В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма. Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии. Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами. Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов. Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.

Гедонизм и футурология

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику. Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.

Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив». В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society) — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.

> См. также

  • Консеквенциализм
  • Киренаики
  • Сибарит

Примечания

  1. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
  2. Olds J., Milner P. (1954). “Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain”. Journal of Comparative and Physiological Psychology. 47: 419–427.
  3. Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). “What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?”. Brain Research Reviews. 28: 309—369.
  4. Smith K. S., Berridge K. C. (2007). “Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum”. Journal of Neuroscience. 27: 1594—1605.
  5. Argonov V. Yu. (2014). “The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution”. Journal of Evolution and thechnology. 24: 63–78.
  6. Friston K. (2010). “The free-energy principle: A unified brain theory?”. Nature Reviews Neuroscience. 11: 127—138.
  7. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
  8. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  9. О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
  10. Bostrom N. (2005). “A history of transhumanist thought”. Journal of Evolution and Technology. 14: 1—25.
  11. Косарёв В. В. (1997). “Кто будет жить на земле в 21 веке?”. Нева: 135—149.
  12. Аргонов В. Ю. (2008). “Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?”. Вопросы философии. 12: 22–37.
  13. Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Дата обращения 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  14. The Abolitionist Society (англ.). Дата обращения 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.