Игровая терапия

Игровая терапия с тревожными детьми

ББК 88.8 К 90

Костина Л.

К 90 Игровая терапия с тревожными детьми. 2003.-160 с. ISBN 5-9268-0158-3

— СПб.: Речь,

В книге рассматривается одна из самых актуальных проблем современной психологии — проблема детской тревожности. Автор подробным образом анали­зирует место игровой терапии в психокоррекционном процессе, детально опи­сывает приемы и методики проведения психокоррекционных занятий и необхо­димые материалы, приводит готовые программы игровой терапии.

Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, дефектологов, социальных работников, организаторов детского и семейного досуга, родителей.

© Л. М. Костина, 2001 © Издательство «Речь», 2003 ISBN 5-9268-0158-3 ® П. В. Борозспец (оформление), 2001

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррек­ции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране пси­хологической службы. Необходимость организации подобной службы становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педаго­гам, работающим с детьми. В последнее время по всей стране организуются и начинают работать психологические центры и другие структуры общей психологической службы, что со­здает потребность в подготовке специалистов к такого рода практической деятельности. С этой целью в ряде педагогичес­ких вузов и университетов страны были открыты специальные отделения и специализации, подготавливающие кадры для психологической работы по вопросам коррекции и развития детей.

Выполнение данного социального заказа выявило острую нехватку учебной и научной литературы по проблеме психоло­гической коррекции, а также по определению ее эффективно­сти вообще и отдельных методов психокоррекционной работы в частности. Острота положения усугубляется еще и тем, что пробелы психокоррекционного направления нередко вынуж­дают психологов-практиков обращаться к опыту и методиче­скому инструментарию зарубежных специалистов. Это зача­стую приводит к неоправданному использованию психокоррекционных методов в работе с детьми. Некритичность и не­гибкость применения зарубежного опыта практическими пси­хологами в лучшем случае не дает эффективных результатов коррекционной работы, в худшем — усугубляет имеющиеся у детей проблемы, приводя к возникновению вторичных, труд­но поддающихся коррекции нарушений. В связи с этим од­ной из целей данной книги стало не только представление ав­торских программ и систем работы, но и модификация суще­ствующих в настоящее время типов психокоррекционного взаимодействия с ребенком, в частности в рамках игровой те­рапии.

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

>Скачать книгу игротерапия общения Предлагаем книгу «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Автор Панфилова М.А.»

Игротерапия: требования к личности игротерапевта

Игровая терапия – один из наиболее эффективных арт-терапевтических методов психологической работы с детьми. Суть игротерапии заключается в использовании ведущей и такой естественной для ребенка деятельности как игра в целях психологической диагностики, а также психологической коррекции обнаруженных проблем. Методы игротерапии экологичны и не вредят ребенку. Больше о таком методе как игротерапия можно узнать из статьи «Игротерапия для детей. Играть не вредно». В рамках игровой терапии разработаны правила оформления и оборудования игровой комнаты, описаны необходимые типы игрушек, а также установлены особые требования к личности игрового терапевта. Рассмотрим наиболее важные из них.

Игротерапия: уникальная роль игрового терапевта

Достаточно часто общение ребенка со взрослым происходит во время того, когда взрослый чем-то занят. Полное внимание взрослого нередко достается ребенку только тогда, когда он что-то сделал неправильно: что-то сломал, разлил и т.д. Поэтому игровой терапевт, оказывая во время сеансов игротерапии полное и безраздельное внимание к самому ребенку и его деятельности, становится поистине уникальным взрослым в жизни ребенка.
Согласно правилам проведения сеансов игротерапии, такое особенное внимание называется способностью присутствия, которая выражается в умении игротерапевта внимательно слушать, наблюдать за ребенком, взаимодействовать с ним.

При первой встрече с игровым терапевтом (специалистом по методу «игровая терапия») дети воспринимают их как обычных взрослых, таких, как и все другие. Однако уже через некоторое время дети начинают понимать, что перед ними взрослый, совершенно не похожий на остальных. Взрослый, который не навязывает ребенку своего мнения, не пытается все решить за него, не говорит ребенку, что делать, а просто позволяет ребенку быть собой, общается с ним, находится с ним рядом, принимает и уважает его, является чувствительным к чувствам и эмоциям ребенка. Игровые терапевты, как правило, очень нравятся детям.

Игротерапия: требования к личности игрового терапевта

Несмотря на кажущуюся простоту, общение с ребенком в рамках игротерапии требует обширных знаний и высокого развития некоторых личностных качеств игрового терапевта. Именно поэтому основам игротерапии следует учиться на специальных учебных курсах и программах (такой курс (обучение игротерапии), в том числе, предоставляет и Институт – посмотреть программу курса «Игротерапия в консультировании»).
Прежде всего, игровой терапевт должен характеризоваться любовью к детям, искренним живым интересом к ним, стремлением позаботиться. Именно такое отношение к детям позволяет их принимать такими, какие они есть. Согласно принципам игротерапии, терапевт должен избегать судить и/или оценивать ребенка.
Игровой терапевт должен быть открыт, в том числе и для всего нового (например, для тех спонтанных неожиданных решений, которые может принять ребенок во время сеансов игротерапии). Терапевт должен обладать смелостью и мужеством, чтобы уметь признавать собственные ошибки и несовершенство, а также, чтобы суметь правильно отреагировать в сложных терапевтических ситуациях и понять, где границы его компетентности и его терапевтических возможностей в целом.
Интересуетесь игровой терапией? Стремитесь освоить методы игротерапии для работы с детьми? Хотите пройти обучение игротерапии? Тогда оформите заявку на обучение уже сейчас!

Курс «Игровая терапия, центрированная на ребёнке»

Описание программы

Игровая терапия — метод психологической помощи детям в возрасте от 2 до 12 лет, основанный на концепции гуманистической психологии Карла Роджерса. Этот метод настолько технологичен, что использовать его могут не только психологи, но и педагоги, социальные работники и даже сами родители. С другой стороны, профессиональная работа предполагает, что у специалиста есть глубокое понимание метода, его возможностей и ограничений. Именно поэтому мы подготовили системный курс, который объединил в себе и методологическую основу, и практические навыки: «Игровая терапия, центрированная на ребёнке».

В ходе обучения вы:

  • познакомитесь с областью применения игровой терапии;
  • узнаете, о стратегии и тактике работы игрового терапевта с семьёй;
  • узнаете о технических требованиях к оборудованию (игрушки, песочница, кукла Бо-бо и т.д.);
  • познакомитесь с возможностями получения диагностической информации из свободной игры ребёнка;
  • познакомитесь с основными приёмами работы игрового терапевта и начнёте их осваивать.

Модуль 1

  • Недирективная игровая психотерапия: введение.
  • История игровой терапии, центрированной на ребёнке (психоанализ, гуманистический подход).
  • Базовые принципы недирективной игровой терапии.
  • Структура терапевтического процесса.
  • Оборудование кабинета игрового терапевта.
  • Основные техники игровой терапии.
  • Практика участников в ролях «терапевт-клиент-супервизор».

Модуль 2

  • Базовые навыки и компетенции игрового терапевта.
  • Компетенции игрового терапевта.
  • Навыки, обеспечивающие терапевтический процесс.
  • Контакт терапевта с ребёнком как инструмент работы (уровни контакта, установление рабочих отношений терапевт-ребёнок).
  • Ограничения как инструмент терапевтической работы.
  • Отработка навыков участников.

Модуль 3

  • Позиция игрового терапевта и эффективность работы.
  • Системность представлений игрового терапевта о целях и задачах работы.
  • Принятие как позиция и деятельность.
  • Аутентичность игрового терапевта.
  • Умение выстраивать «границы» в терапевтическом процессе.

Модуль 4

  • Анализ игры в недирективной игровой терапии.
  • Динамика игровой деятельности в терапевтическом процессе.
  • Игра как метафора жизненного опыта ребенка.
  • Анализ поведения ребёнка в игре (шкала наблюдения Хоу и Сильверн).
  • Разбор игровых сессий участников.

Модуль 5

  • Использование дополнительных техник в недирективной игровой терапии.
  • Возможности для использования арт-терапевтических техник в недирективной игровой терапии.
  • Работа с красками.
  • Свободное рисование.
  • Работа с незавершёнными картинами.
  • Групповая работа с детьми.

Модуль 6

  • Работа с родителями.
  • Стратегия работы игрового терапевта.
  • Первичная диагностика:
    • основные методики,
    • свободная игра ребёнка как источник диагностической информации.
  • Составление плана помощи семье.
  • Работа с родителями в игровой терапии.
  • Работа с диадами.
  • Обучение родителей технологиям недирективной игровой терапии.

Модуль 7

  • Интервизия в недирективной игровой терапии.
  • Цели и задачи интервизии.
  • Требования к случаю для разбора с коллегами.
  • Правила предоставления и получения обратной связи.
  • Разбор случаев участников группы.
  • Самостоятельная работа участников (8 часов).
  • По окончании обучения выдаётся Удостоверение о повышении квалификации — 72 ак.час.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят сказкотерапию, песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи !индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает через рефлексию.

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, агрессивность или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от страха, выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

— моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

— трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

— вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

— организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

— организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

— выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление арт-терапии, оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным аутизмом или неконтактной !шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

Началом игротерапии можно считать 20-е годы минувшего столетия. Ее зарождение прослеживается в трудах М. Кляйн, А. Фрейд, Г Гуг-Гельмут. Считается, что использование в психоанализе игры было, в некоторой степени, вынужденным.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к самоактуализации. Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.

Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.

В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий.

Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.

Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.

Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.

Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.

Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.

Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.

Сегодня в процессе применения традиционных и нетрадиционных способов коррекции все большей популярностью пользуются специальные методики, одной из которых является песочная игротерапия. Ее принципы довольно просты и незамысловаты. Ведь игры на песке представляют собой один из видов естественной деятельности малыша. Воздействия их носят обучающий, познавательный и проективный характер.

Принцип песочной терапии впервые был предложен К. Юнгом. По его мнению, игры с песком направлены на высвобождение заблокированной энергии и активизацию способности к самоисцелению, которые изначально заложены в индивиде. Фундаментальность постулата песочной игротерапии лежит в переносе на область песочницы фантазий и переживаний индивида, в самостоятельном контроле собственных импульсов и их выражении в символичной форме.

Задача песочной психотерапии, как и любого другого средства игротерапии, лежит не в трансформации личности индивида, а в его обучении специальным навыкам поведения и предоставлении возможности ему быть таким, каким он себя видит.

Песочная игротерапия – наиболее плодотворный и результативный метод в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития. У таких детей часто вырабатывается множество комплексов (например, комплекс неполноценности или неуверенности в себе), вследствие наличия психических проблем. Именно поэтому следует уделять больше внимания психоэмоциональной сфере детей.

Метод песочной психотерапии направлен на развитие эмоций, фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, связной речи. Данный метод игровой терапии показал себя наиболее действенным при коррекционной работе со страхами, тревожностью, замкнутостью, агрессивностью, гиперактивностью.

Малыш в процессе игры с песком проявляет самые глубокие эмоции, переживания, тревоги, освобождается от фобий, вследствие чего пережитое не преобразуется в психическую травму. Песочные игры предоставляют детям опыт самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, совместного преодоления трудностей, способствуют к сплочению, учат слушать окружающих и слышать их. Такие игры помогают поглубже познать окружающий мир, вырабатывают первые математические представления, учат гармоничной работе рук и глаз.

Основополагающий принцип игрового процесса на песке заключается в создании специфических стимулирующих условий, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет выразить свою творческую активность. Еще одним не менее значимым принципом терапии является «проживание» в реальности, т.е. проигрывание различных ситуаций совместно с героями сказок. Так, например, ребенок, играя роль спасителя принцессы, будет не просто предлагать различные выходы из нелегкой ситуации, но и будет реально разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.

Игровая психотерапия

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что англоязычный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся в России термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Виды игровой психотерапии

Песочная терапия

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.

Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.

  • Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
  • Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
  • «Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
  • Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
  • Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
  • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.

Литература

Книги

  • Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб. : Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. — М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : пер. с англ. — М. : Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. — М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. — М. : Апрель-Пресс, 2007. — 416 с.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом : руков. для врачей / под ред. Н. М. Маджидова — Т. : Медицина, 1979. — 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.

Приветствую, друзья!

Вы оказались на сайте детского психолога. Поэтому я решила, что у вас есть ребенок 🙂

И вам иногда бывает непросто друг с другом…

Или у вашего ребенка трудности в детском саду или школе…

А может быть вы решили узнать волшебные секреты воспитания?

Если вы утвердительно кивнули головой, читая эти строки, а вашему ребенку от 2 до 12 лет, то смело читайте дальше. Если я не угадала, и вы, например, мой коллега, — возможно вас заинтересует раздел “Для психологов”. А если ваш ребенок старше 12, все равно пишите/звоните, я подскажу вам, к кому обратиться.

Итак, чем я могу быть вам полезна?

Я такой психолог, который научит вас быть психологом своему ребенку. Чтобы в случае возникновения проблем вы доставали волшебную палочку. Это волшебство, доступное каждому родителю — особенная игра — Игровая терапия.

Ко мне вы можете прийти всей семьей: поиграть в уютном кабинете, полном игрушек, с уютными местечками для уединения и даже с Wi-Fi! Надеюсь, у нас останется время для консультации, чтобы разобраться в причинах вашего обращения и решить, что предпринять)))

Вы можете привести своего ребенка на игротерапевтическую группу. Здесь он в небольшой компании по-настоящему увидит других людей. С их желанием и нежеланием играть, разными настроениями, возможностями и ограничениями. Это поможет ребенку осознать, что и он — отдельный человек, со своими потребностями и характером. Для кого-то — самый лучший друг. В группе сверстников и особенного взрослого — игротерапевта — ваш ребенок поймет, как можно договариваться о важном, подружиться, поссориться, а потом помириться. Наши группы помогают детям, у которых не ладятся отношения с братьями и сестрами.

Мы с вами можем решить, что вашему ребенку необходима индивидуальная работа с игровым терапевтом. Чтобы стать более самостоятельным, избавиться от агрессии или импульсивности, тревожности и страхов, ревности или апатии, капризов и истерик.

Бывает, что игровую терапию родителям рекомендуют другие специалисты: врачи, педагоги или логопеды. Подтверждаю, что комплексный подход в решении проблем — это самый эффективный способ преодоления многих трудностей в развитии ребенка. В том числе при аутизме и задержке психического развития.

А если вы не готовы приехать в наш уютный кабинет, я беру свой волшебный игровой чемоданчик и еду к вам! Выездная работа на дому или в стационаре больниц для игровых терапевтов — обычная практика.

Ваш игротерапевт Михайлова Татьяна, педагог-психолог с 15-летним стажем работы в детском саду для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Сотрудник АНО “Институт игровой терапии”.

Автор книги «Тренинг детско-родительских отношений: Стать психологом своему ребенку». Автор статей в журналах «Игры и игрушки», «Первое сентября», дипломант Московского конкурса инновационных технологий в образовании. Соавтор брошюр для игровых терапевтов и родителей. Организатор и участник игротерапевтических московских фестивалей и марафонов. Состою в Ассоциации игровой психотерапии, участвую в профессиональных конференциях, вебинарах, семинарах, супервизорских группах.

Подробнее о форматах работы:

  • Индивидуальная игровая терапия.
  • Семейная игровая терапия.
  • Игровая терапия в группе.
  • Тренинг детско-родительских отношений.
  • Выездная игровая терапия.

Педразвитие

Игровая терапия в коррекционной работе с детьми

Игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих

нарушений,

развитие

навыков

коммуникации

у

детей,

в

основу

которого

положена

игра

(которая

и

является

ведущим

видом

деятельности

в

дошкольном возрасте).

В

игротерапии

используются

как

структурированные,

так

и

неструктурированные игры.

К

структурированным

играм

относятся

игры

в

семью

(людей

и

животных), с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие

конструктивные и деструктивные намерения.

К

неструктурированным

играм

относятся

двигательные

игры

и

упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр,

принадлежащих

к

фонду

арт-терапии

(рисование

пальцами,

кистью,

пастелью, цветными карандашами).

Игрушки

и

материалы,

необходимые

для

игровой

терапии,

можно

сгруппировать в три больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являются кукольное

семейство,

кукольный

домик,

марионетки,

они

могут

изображать

членов

реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное

выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и

сестрами, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно,

когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

В игре дети часто

испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет

словесных

обозначений.

Такие

игрушки

как

«би-ба-бо»

(кукла,

которая

надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки изображают диких

животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если

такие дети в группе есть).

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций:

Песок

и

вода

наиболее

часто

используются

ребенком

в

качестве

неструктурированной

среды

для

игры.

Однако

их

реже

можно

найти

в

интерьере

игровой

комнаты,

хотя

многие

авторы

описывают

воду

как

наиболее

эффективное

терапевтическое

средство

во

всех

игровых

материалах.

Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно

швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку

почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и

песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, поскольку не

существует правильного способа игры с кубиками.

Каким должен быть кабинет логопеда?

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в

которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель —

должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего «дружелюбного мира», в

котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

Одним из важнейших элементов игровой терапии является поощрение,

которое выражается в вербальной и невербальной формах (жесты, улыбки,

похлопывания, прикосновения и т.д.).

-Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

-Ребенка

нужно

поощрять

теми

способами,

которые

ему

больше

всего

нравятся.

-Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а

при малейшей удаче тем более.

Занимаясь с ребенком:

-Сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь

справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении — к результатам,

которых вы оба ждете;

-Занимайте позицию Левелинга — на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на

стульчике; он — на полу и вы на полу);

Следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения,

высота, тембр, звучание);

Принимайте ребенка таким, какой он есть;

-Будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком,

а он — интерес к тому, что он делает);

-Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться,

лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и

искренни;

-Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это

жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Игровая терапия способствует решению основных логопедических задач,

таких как:

Развитие мелкой моторной организации рук.

Развитие подвижности органов артикуляции.

Развитие диафрагмального дыхания.

Профилактика нарушений развития общих речевых навыков.

Логопедическая коррекция произношения шипящих, свистящих,

сонорных звуков.

Формирование

навыка

фонематического

анализа

и

синтеза,

представлений.

Коррекционное развитие грамматического строя речи, связной

речи.

Игротерапия

положительно

влияет

также

и

на

развитие

межличностного

общения детей.

Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые сама использую в своей

работе.

«Доскажи словечко» — цель: научить придумывать рифму, развитие общей

моторики, развитие коммуникации у детей.

Задание: продолжить чистоговорку.

Ло-ло-ло-… (на улице… тепло)

Ща-ща-ща-…(мы несём с тобой… леща)

Оч-оч-оч-…(быстро наступает… ночь)

Выполняем с действиями:

Ша-ша-ша мы качаем…(малыша) — изображаем, как качают ребенка.

Аш-аш-аш- мы достроили…(шалаш) — руки домиком.

Ши-ши-ши -у воды шумят … (камыши)- руки вверх из стороны в сторону

покачиваем.

Шу-шу-шу я иду и не …(спешу) – шагаем на месте, высоко поднимаем колено.

Игра может использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных

занятиях. Дети всегда с удовольствием играют в неё.

Шнуровки для развития мелкой моторики.

Существует множество разнообразных игр со шнурками. В своей работе часто

использую сюжетные шнуровки. Ребенку предлагается “незаконченная”

картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика,сюжет из

сказки), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты

и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.

Эстафета «Апельсин-мандарин»

Цель: обогащать словарный запас прилагательными.

Задание: перенеси апельсины-мандарины с одного столика на другой,

зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки. Положив апельсин –

мандарин в корзину, называем имя прилагательное. Признак этого предмета.

(Вкусный, сладкий, кислый, сочный, ароматный и т.д.). Совет: перед игрой

апельсины-мандарины моют в горячей воде для возникновения аромата.

Сюрпризный момент – забирают с собой мандарины-апельсины.

«КАПЕЛЬКА»

Цель: формирование интонационной выразительности, развитие силы и

высоты голоса (звуковых и слоговых упражнения).

Пособие: картина с изображением туч и капель дождя.

Логопед предлагает поиграть с капельками дождя: «Тучка роняет капельки. По

ним, как по лесенкам, будут прыгать наши пальчики. Произносим слог «са» то

тихо, то усиливая голос. Получится замечательная песенка!»

«Посмотри и скажи».

Цели:

1. Развивать межличностное общение детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание.

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с

игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют

предложение.

— Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. Что сделал Витя?

— Витя посадил мишку на стул.

— Оля, попроси кубик у Лены.

Что сделала Оля? Лена? И т. д.

Эти игры могут быть использованы как на фронтальных так и на

подгрупповых занятиях.

Эффективное упражнение для развития речевого общения детей — работа

перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть

особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы.

Предлагаются задания типа «Посмотри на свою улыбку в зеркале», «Расскажи

стихотворение», «Расскажи о себе», «Покажи настроение». Такие упражнения

позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические

действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам

сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не

учувствует. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том,

что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно

заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в

процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными

уроками, а интересной игрой. Предложенные игры каждый педагог может

совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь

на свой творческий потенциал.

Таким

образом

игротерапия

эффективна,

как

помощь

при

коррекции

межличностного общения у детей; как средство улучшении эмоционального

состояния

детей

после

развода

родителей:

подвергающихся

насилию

и

заброшенных

детей;

снижения

страхов;

стресса

и

тревожности

у

госпитализированных

детей;

при

коррекции

затруднений

в

чтении;

успеваемости

детей

с

затруднениями

в

обучении;

отставания

в

речевом

развитии;

интеллектуального

и

эмоционального

развития

умственно

отсталых

детей;

лечении

заикания;

облегчении

состояния

при

психосоматических заболеваниях.

В работе с детьми необходимо использовать различные игротерапии. Только через игру можно понять, что происходит с ребенком, о чем он думает, какие эмоции его переполняют. Здесь разделяют виды, средства и методы игротерапии, которые помогают при работе.

Игротерапия – это работа психолога с ребенком, который различными способами выявляет психологические отклонения и методы воздействия на них. Консультанты сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru часто используют в своей деятельности данное направление. Оно включает множество игр с различными предметами, когда исчезает защитный барьер и психологические зажимы, которыми человек начинает пользоваться. В процессе игры человек расслабляется. Особенно данный метод нравится детям.

Что такое игротерапия?

Одним из направлений арт-терапии является игротерапия. Что это такое? Это психологическая работа как индивидуально с ребенком, так и в группе, когда каждый участник отыгрывает определенные роли. Это способ преодоления собственных страхов, комплексов, зажимов, а также решение социальных ситуаций и проблем, с которыми человек сталкивается, но не способен нормально с ними справляться.

Игротерапия используется не только в отношении детей, но и при работе со взрослыми. Основной ее задачей является воздействие на эмоциональную сферу человека, чтобы он личностно рос и развивался. Есть конкретные ситуации, где проявляются страхи, комплексы, негативные переживания, заставляющие убегать и ограждаться. Человек будто застревает в некой ситуации, которая каждый раз его травмирует, если снова с ним случается.

Игротерапия позволяет проиграть ситуацию в безопасной для человека обстановке. Он сможет снова пережить определенные обстоятельства и эмоции. Однако наличие рядом наставника в виде психотерапевта поможет ему в преобразовании своего поведения.

Игротерапия включается в себя два элемента: игру и игрушки. Данный метод является самым эффективным при работе с детьми, которые пока не способны полностью выразить свои переживания, определить, что с ними происходит, и справиться с любыми сложностями. При использовании различных методов игротерапии специалист способен увидеть причины, которые создают проблему, факторы их развития, а также помочь в решении вопроса (выработке другого поведения или отношения к ситуации).

Методами игротерапии являются:

  1. Песочная терапия.
  2. Сказкотерапия.
  3. Активный метод. Предлагается выбрать среди игрушек те, которые ассоциируются с ситуацией клиента. Вместе с терапевтом отыгрывается проблемная ситуация, где человек проявляет себя.
  4. Пассивный метод. Терапевт не участвует в игре, не направляет ее, а просто наблюдает за тем, как проигрывает ситуацию клиент. Ведущим является клиент, за которым и наблюдают.
  5. Куклотерапия. Здесь куклы отыгрывают роли, которые им назначает сам клиент.
  6. Освобождающий метод. Здесь клиент отыгрывает травмирующую ситуацию, позволяя себе проявлять возникающие эмоции в полную силу. Терапевт просто наблюдает за происходящим и поддерживает его в проявлениях.
  7. Структурированный метод. Похож на освобождающий метод, где отрабатывается конкретная ситуация.
  8. Терапия отношениями. Похожа на пассивный метод, только акцент ставится на том, что происходит в кабинете, а не в прошлом у клиента. Дается полная свобода действий клиенту.
  9. Шахматная терапия.
  10. Музыкальная терапия.

Игротерапия направлена на трансформацию личности. Вот почему важным становится не только то, что делает клиент, но и то, как воздействует на него терапевт.

Методы игротерапии включают такие механизмы:

  • Наглядное отображение проблемной ситуации и ее понимание.
  • Постижение собственного «Я» клиентом с целью личной трансформации и преображения, роста.
  • Сотрудничество, равноправие между участниками игры.
  • Проработка новой модели поведения, которая избавит человека от внутренних эмоций и переживаний.
  • Понимание собственных переживаний и эмоций, которые ранее управляли человеком, а теперь могут быть подчинены ему.

Ведущей деятельностью малышей является игра. Игротерапия как нельзя лучше подходит для выявления и коррекции негативных эмоций. В игре дети познают новую информацию и развивают мелкую моторику. Также они вырабатывают навыки социализации, а конкретно, коллективной работы и контакта с другими людьми.

Игротерапия идеально подходит для работы с детьми. Ее не используют при неконтактной шизофрении и аутизме. Однако обязательно применяется для:

  1. Устранения травм, которые связаны с разводом родителей.
  2. Лечения и профилактики фобий, страхов, комплексов.
  3. Коррекции тревожного и агрессивного поведения.
  4. Устранения заикания.
  5. Улучшения обучаемости и устранения прочих трудностей в учебе.
  6. Устранения задержки психического развития или умственной отсталости и прочих проблем.

Для работы с детьми учитываются два фактора:

  1. Эффективность метода, который должен соответствовать целям коррекции.
  2. Эффективность методики непосредственно при работе с конкретным ребенком.

Результатами игровой терапии должны стать нормальное психическое и умственное развитие, нормализация эмоциональности, появление интереса к окружающему миру и другим детям, формирование поведения, которое будет адаптировано к социуму, и пр. При помощи игротерапии происходит коррекция поведения, которое может считаться асоциальным или болезненным.

Разделяют виды игротерапии, которые зависят от теоретического подхода психологии:

  • Игротерапия в психоанализе.
  • Игротерапия в отечественной психологической науке.
  • Примитивная игровая терапия.
  • Игротерапия отреагирования.
  • Игротерапия построения отношений.
  • Игротерапия.
  • Игротерапия с неструктурированным материалом.
  • Индивидуальная игротерапия.
  • Групповая игротерапия.

М. Кляйн рассматривала анализ важной составляющей игровой терапии. Ребенок, лишенный запретов и упреков, в процессе самостоятельной и условной деятельности позволяет себе проявлять собственные качества. Если человека не отвлекать от процесса, тогда он сможет показать себя в полной мере, выражая истинные намерения и эмоции, переживания и ощущения.

К. Роджерс и В. Экслайн рассматривали как метод не переделывания другого человека, а его самостоятельного роста и развития. Необходимо психотерапевту в игротерапии не делать клиента таким, каким он должен быть, в соответствии с его взглядами или общественным мнением, а позволять ему быть самим собой. Должен происходить личностный рост, что возможно при отсутствии указаний и наставлений со стороны.

Положительные трансформации происходят, когда ребенок пребывает в компании взрослого человека, который его понимает, не мешает и поощряет. Так ребенок начинает понимать, что важно и нужно. Он познает собственное «Я», качества и наклонности, что позволяет ему развиваться в своем темпе и направлении.

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения. В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

Ребенок занимает активную роль в процессе, что позволяет ему раскрепоститься, проявить себя и даже измениться.

В игровой терапии принимает участие взрослый человек – родитель, педагог, психолог и т. д. При этом предоставляются все средства игротерапии, которые позволят ребенку быть активным, волевым, инициативным. Все это будет способствовать двигательной активности, а также использованию интеллектуальных навыков, получению новых знаний.

В процессе игры малыш устанавливает хорошие контакты с другими участниками. Вот почему терапевты нередко подключают к процессу родителей ребенка. Среди средств игротерапии выделяют:

  1. Рисование.
  2. Подвижные игры.
  3. Танцы.
  4. Лепка.
  5. Игры с куклами.
  6. Игры с песком.
  7. Игротерапия общения и пр.

Средства игротерапии помогают в моделировании ситуации, которая решается клиентом вместе с терапевтом. Использование игрушек и других предметов помогают создать приближенную обстановку к той, в которой человек сталкивается с проблемами.

Универсальным методом работы с ребенком является песочная терапия. Здесь клиент не только творит что-то своими руками, что помогает ему в развитии своего воображения, фантазии, мелкой моторики, но и высвобождает свои эмоции и переживания. Либо это проявляется в создании определенного творчества из песка, либо в разрушении своей «песочной» проблемы.

Ребенок может сначала отобразить свою проблему на песке, а потом с удовольствием ее разрушить, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Можно прибегнуть к другому методу, когда ребенок создает из песка свою проблему, а потом ее анализирует и смотрит на нее так долго, чтобы понять ее неопасность. Можно спросить ребенка о тех поступках, которые он может совершить в ситуации, когда знает, что ему ничто не угрожает.