Камни для детей

ДЕТСКИЙ ОБЕРЕГ. ОБЕРЕГИ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ДЕТСКИЙ ОБЕРЕГ

Натуральные камни используются как обереги уже на протяжении нескольких тысячелетий. Они выступали в качестве амулетов у многих древних цивилизаций. У египтян высоко ценились бирюза и лазурит, а яшма и агат были символами власти и богатства. А вот в Скифии наиболее сильным оберегом считался янтарь. Этот камень-талисман получил широкое распространение и в Древней Греции. Согласно мифу, янтарь – это слезы Геллиад – сестер Фаэтона (сына бога солнца Гелиоса), который утонул в реке Эридан. В Средневековье натуральные камни также играли немаловажную роль в культуре. О них складывалось немало легенд, многие из них считались оберегами, символами любви, верности и благополучия. В настоящее время натуральные камни не потеряли свою популярность. Особенно часто они выступают в качестве детских оберегов: защищают от сглаза, предотвращают возникновение заболеваний, способствуют успеху в развитии.
Чем полезен янтарь?

Этот камень-оберег известен человечеству уже около 5 тысяч лет. Из него изготавливаются всевозможные украшения: ожерелья, броши, браслеты, серьги.

Детский оберег Янтарь

Янтарь– мощный детский амулет. Он способен устранить пагубное влияние сглаза и порчи.
В древности считалось, что этот минерал может защитить от любых чар, будь то любовный приворот или даже проклятие. Также ожерелье из янтаря должны были носить кормилицы, чтобы младенец был здоров и счастлив.
Этот детский талисман обладает и лечебными свойствами: не допускает возникновения болезней кожи и препятствует развитию эндемического зоба.
Как и любой камень-оберег, янтарь влияет и на характер ребенка. Носящий этот амулет человек всегда будет мыслить позитивно, верить в себя и достигать поставленных целей. Поэтому, если ребенок себя недооценивает, много ленится и отстает в учебе, янтарь будет как никогда кстати.

Детский оберег Малахит

Из него делают не только украшения, но и небольшие статуэтки, шкатулки и другие декоративные предметы.
Этот камень-оберег защищает от болезней: ожерелье с малахитом убережет от патологий сердца и легких, а браслет – от инфекций. Помогает он и избавиться от тревог и страхов. Поэтому такой детский амулет подойдет малышам, которые плохо спят по ночам.
Также он дарит обладателю жизненные силы, целеустремленность и вдохновение. Отлично подходит он тем детям, которые с раннего возраста увлекаются рисованием, пением или музыкой. Малахит помогает еще больше развить фантазию и повысить творческий потенциал.

Детский оберег Агат

Название этого минерала с древнегреческого переводится «счастливый». Он дарит радость, успех и благополучие своему обладателю. Этот камень-талисман будет защищать ребенка от неудач и поражений, убережет от знакомств с плохими людьми.
Во многом магические свойства агата зависят от его окраски.
Белые и желтые камни, благодаря свойству придавать характеру мягкости и спокойствия, подходят для детей-озорников, которые из-за своей гиперактивности и прямолинейности не могут добиться поставленных целей.
Украшения с черным агатом можно носить мальчикам. Камень этой окраски дарит обладателю уверенность, мужественность и жизненную энергию. Черный агат станет хорошим амулетом для спортсменов.
Детский амулет, сделанный из голубого минерала, положительно влияет на щитовидную железу, из красного – на сердце, желтого – печень и поджелудочную железу.

Детский оберег Кварц

Этот минерал бывает двух основных разновидностей: розовый и голубой.
Детский оберег из кварца любого цвета избавит малыша от страшных сновидений и плохого настроения, поможет быстрее пережить смерть родственника или другой сильный стресс.
Розовый минерал лучше носить в виде ожерелья – так он оказывает положительное влияние на сердце.
Браслет из натурального камня голубого цвета поможет, если мерзнут руки, так как благотворно влияет на систему кровообращения.

Детский оберег Тигровый глаз
Это разновидность кварца золотистого или коричневого цвета со сложным рисунком в виде полос.
Браслет из натурального камня этого типа избавит ребенка от последствий сглаза, зависти злых людей, от несчастья и порчи.
Этот минерал способствует укреплению памяти и развитию интеллектуальных способностей. Он поможет ребенку любого возраста в учебе. Также его рекомендуется использовать в качестве талисмана во время экзаменов – он помогает сконцентрироваться и направить все силы на решение теста.

Детский оберег Лунный камень
С древних времен селениту приписывали многочисленные магические свойства.
Детский оберег с лунным камнем защитит малыша от «энергетических вампиров» и людей с «дурным глазом».
Также он помогает развить интуицию и стать более спокойным, что позволяет избежать необдуманных поступков и конфликтных ситуаций.

Посмотреть ДЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ

>
ТОП камней, дарящих мудрость и помогающих освоить новые знания

ТОП 5 камней для учебы

Существуют ли какие-нибудь магические камни, упрощающие для человека обучающий процесс и способствующие моментальному усваиванию информации? Если да, то какие именно следует носить украшения, чтобы укреплять собственные умственные способности.

Оникс

  • наполняет мудростью;
  • повышает оптимизм;
  • сильный оберег;
  • способствует привлечению удачи в учебе;
  • обеспечивает материальное благополучие.

Интересный факт — оникс помогает снизить уровень стресса, облегчает боли, стабилизирует эмоциональное равновесие и обеспечивает самоконтроль.

Оникс с древних времен приносит людям ощущение самобытности и защищенности, достатка во всех смыслах этого слова.

Аметист способствующий духовному росту и обогащению знаниями камень мудрости.

  • оберегающий от негатива, направленного на владельца из его окружения;
  • тонизирующий нервную систему и снимающий стресс;
  • приносящий счастье;
  • обеспечивающий успех в финансовой сфере;
  • улучшающий умственную работу.

Первые упоминания об аметисте обнаружены еще в древние времена, которые больше похожи на легенду о древнегреческих богах. Она гласит, что неразделенная любовь бога виноделия Диониса к нимфе Аметис, заставила его повсюду преследовать свою возлюбленную. Но нимфа, поклоняющаяся Артемиде, попросила богиню о заступничестве и, когда Дионис, наконец догнавший Аметис, попытался заключить ее в объятия, она обернулась прекрасным камнем, известным и ныне как аметист.

С того времени, данный камень выступает покровителем искренних и самых крепких чувств.

Лавовый камень

  • повышает профессионализм;
  • способствует приобретению новых знаний и навыков;
  • подпитывает энергией;
  • защищает от порчи;
  • наполняет уверенностью.

Обладатель такого браслета сразу ощутит заступничество Земли. Вековая мудрость будет дарована ему. Все цели будут достигнуты, а препятствия преодолены!

Обсидиан

Способствует восприятию нового материала, помогает обрести новые навыки и знания.

  • оберег от злобы и зависти;
  • понижает умственное напряжение;
  • повышает эффективность мыслительных процессов;
  • очищает душу и тело для новой информации.

Древние шумеры использовали эти камни для создания зеркал, поскольку обсидиан представляет собой вулканическое стекло, из которого и ныне изготавливаются шары для предсказателей, читающих в них будущее.

Змеевик

  • наполняет мудростью;
  • позволяет расширить рамки восприятия;
  • оберегает от опасности;
  • носит характер барьера от внешнего негатива;
  • стимулирует развитие во всех сферах — в учебе, на работе, помогает в личностном росте.

Змеевик – один из самых мистических камней. Если Вы желаете соприкоснуться с тайнами мироздания и готовы познавать новое и неизвестное – это лучший выбор. Человек, желающий обрести гармонию с собой и миром, найдет в змеевике верного друга и помощника.

Виды минералов

Выделяют несколько наиболее популярных камней, их чаще всего используются при желании зачать ребенка:

  • Зеленый гранат. Минерал наладит отношения в семье, семейная жизнь станет спокойной и гармоничной. Кольцо с гранатом для быстрого зачатия следует одеть на мизинец.
  • Аметист. Способствует восстановлению репродуктивных функций у человека и придает силы для лучшей адаптации в стрессовой ситуации. Можно изготовить из этого камня ожерелье, чтобы не снимать его даже во время сна.
  • Селенит. Поможет обзавестись здоровым потомством и обеспечит благоприятное протекание беременности. Носить его при себе в течение всего времени не следует, лучше купите украшения с селенитом, которые можно будет без проблем снять.
  • Яшма является минералом, излечивающим заболевания половой сферы. Идеально приобрести браслет из яшмы или использовать его так, чтобы минерал был ближе к бедрам. Часто его применяют и после родов. Главное не сочетать его с нефритом.
  • Бирюза. Этот минерал также эффективен при проблемах с деторождением. Он способен укрепить общее здоровье, помогая зачать и выносить потомство.
  • Кахолонг. Помимо своей красоты, это еще и очень нужный для здоровья камень. Часто из него изготавливают талисманы с силуэтом быка, так как именно кахолонг в Древнем Египте был тесно связан с быком плодородия по имени Алис. В Азии амулеты из такого минерала передавались по женской линии, как символ деторождения. В некоторых странах подобные украшения принято дарить на свадьбу.

Какой бы оберег для беременных вы не выбрали, его не следует тщательно от всех скрывать. Одним из условия положительного влияния оберега является то, что окружающие не должны знать настоящего предназначения вашего украшения. Слухи о ношении подобного амулета, могут отрицательно сказаться на обереге и уменьшить его эффективность. Только близким, которые не будут завидовать и распространять негатив, можно рассказать о талисмане.

Защита во время беременности

Булавка

В данный период женщины становятся особенно мнительными, пытаются всячески оградить себя и своего кроху от отрицательной энергетики. Именно поэтому многие стараются купить оберег для беременных, который является мощной защитой для матери:

  • Булавка. Обычно булавка прикалывается на изнаночной стороне одежды в области солнечного сплетения, что оградит маму от негатива. Лучше приобрести булавку из серебра, которая придаст будущей матери сил.
  • Красная шерстяная нитка. Обычно она одевается на запястье и популярна не только у женщин в ожидании малыша. Нить завязывают на семь узлов и контролируют, чтобы она не сдавила руку. Помимо защиты от сглаза, нить принесет удачу своему владельцу.
  • Крест. Если вы пытаетесь уберечься от порчи, нужно всегда иметь при себе крестик, который был дан при крещении. Можете купить кулон с изображением Троицы или Богородицы. Главное его освятить.

В домашних условиях можно смастерить магическую куклу, оказывающую в дальнейшем благоприятное влияние на человека. Кукла может быть размещена дома, обеспечивая защиту всем домочадцам.

Драгоценные и полудрагоценные минералы также очень востребованы среди женщин в положении.

После того, как вы купили магический камень, проведите обряд освещения. Нужно промыть его под струей воду, зажечь благовонию и пронести над пламенем свечки. Очищенный оберег положите в соль. Утром соль нужно выбросить. Атрибут готов!

Женщине подойдут:

  • Алмаз. Защищая от сглаза маму и ее потомство, он придаст энергии и улучшит самочувствие. Идеально выбрать обручальное кольцо с алмазом.
  • Аметист. Этот камень кладут под подушку беременным женщинам. Он нормализует сон, делая будущую маму спокойнее.
  • Бирюза. Эффективна при угрозе преждевременных родов. Она поможет родить здоровых наследников.
  • Гагат. Улучшит настроение, сделает женщину более стрессоустойчивой и уравновешенной.
  • Горный хрусталь. Укрепит взаимоотношения супругов, делая связь между мужем и женой крепче.
  • Гранат. Избавит от порчи, зависти и сглаза. Искоренит у беременной женщины ненужные страхи.
  • Изумруд. В древности этим минералом украшали серебряные кольца. Оберег для беременных с изумрудом придаст сил и мужества, избавив от страха перед родами.
  • Кахолонг. Облегчит роды, укрепит здоровье, сделает жизнь гармоничной.
  • Лунный камень. Обеспечит здоровую беременность и защитит от осложнений. Колечко с ним лучше носить на мизинце. На ночь кольцо снимается, чтобы минерал мог отдохнуть и набраться энергии.
  • Нефрит. Сделает роды менее болезненным и не допустить осложнений. Особенно рекомендован беременным женщинам с патологией почек.
  • Рубин. Этот камень подарит женщине покровительство богини Геры, улучшит состояние здоровья и поспособствует зачатию мальчика. Перед родами оберег для беременных нужно снять, так как велик риск кровотечения.
  • Халцедон. По поверью, перед родами следует потереть бедра этим оберегом, тогда роды пройдут быстро и безболезненно, а кроха будет здоров. После кесарева он носится на поясе для скорейшего заживления раны.
  • Хризолит. Укрепит отношения супругов, избавит от негатива.
  • Янтарь. Перестроит женщину на позитив и не допустит отрицательных эмоций.
  • Яшма. Обеспечит появление крепкого малыша, исключит патологию репродуктивной системы.

Как защитить младенцев

Горный Хрусталь

После появления малыша на свет, каждая мама задумывается, как оградить его от негативного воздействия. Подарив своему ребенку оберег, можно защитить его от порчи и сглаза.

Популярны следующие обереги у детей:

  • Хрусталь. Убережет и маму, и малыша. Минерал улучшит лактацию и даст необходимую энергию для полноценного развития. Часто его покупают в качестве подарка.
  • Яшма. Она не допустит негативного влияния, улучшит сон и защитит малыша от травм.
  • Аквамарин. Оказывает благотворное влияние на нервную систему и его эмоциональный фон. Подходит для плаксивых, капризных детей, так как обладает успокоительным действием. Поможет замкнутому ребенку стать более общительным.
  • Аметист. Притягивает к малышу покровительство высшей силы, помогает адаптироваться в обществе и наладить отношения со сверстниками.
  • Янтарь. Обладает уникальной солнечной энергетикой, которая сделает кроху активным, жизнерадостным и здоровым. Янтарные фигурки часто располагают возле кроватки, что обеспечивает ребенку более спокойный сон. По оттенкам самоцвета можно понять энергетику, сложившуюся вокруг него. Потемнение минерала со временем свидетельствует об отрицательном влиянии извне.

Следует внимательно подойти к выбору оберега, тогда он внесет в вашу жизнь только положительные изменения.

Камень-талисман — защита для ребенка

Давным-давно появилась традиция дарить маленьким детям камни-талисманы, чтобы они охраняли и оберегали ребенка. Но камни могут не только охранять, а еще и способствовать развитию малыша.
Например, от негативной энергии и от сглаза малыша лучше всего защитят такие минералы как агат, жемчуг, янтарь, шпинель, малахит, горный хрусталь, лазурит, янтарь, цитрин, нефрит, родонит.

Улучшают сон и избавляют от ночных кошмаров хризолит, алмаз, изумруд, рубин, халцедон, бирюза, содалит, сапфир.
Лучше всего защищают от разбойников на улице обсидиан, бирюза, гранат, алмаз, опал, гематит.
Камни-талисманы, берегущие от ушибов и падений — это жадеит, бирюза, малахит, гранат, изумруд, янтарь, сердолик.
Излечат от заикания и прочих заболеваний, связанных с речевым аппаратом, малышей лучше всего аметист, сердолик, горный хрусталь.

А вот раскрыть творческие способности деткам помогут аметист, розовый кварц, агат, сердолик, родонит, бирюза, топаз, турмалин, изумруд, обсидиан.
Усиливают тягу к знаниям берилл, кальцит, аметист, опал, яшма, цитрин, родонит, флюорит.
Способствуют учебе ребенка яшма, александрит, горный хрусталь, топаз, коралл, опал, сердолик, янтарь, флюорит, лазурит, кальцит, аметист и цитрин.
Помогают избавиться от лени такие камни как алмаз, бирюза, гранат, рубин, изумруд, сердолик, халцедон, янтарь, турмалин, сапфир, родонит, жемчуг, берилл, агат.
Помогают малышу более искренне и честно общаться с родителями изумруд, топаз, рубин, опал, аметист, сапфир, нефрит, аквамарин.
Ребенок станет более общительным и приветливым благодаря агату, алмазу, изумруду, рубину, сердолику, турмалину, бериллу, аметисту, гранату, ониксу, сапфиру.
Во время экзаменов хорошо спасают от усталости и переутомления кошачий глаз, алмаз, тигровый глаз, рубин, яшма, янтарь, сапфир, бирюза.
Повышают самооценку и придают в себе уверенности ребенку агат, берилл, сердолик, бирюза, шпинель, лазурит, яшма, гранат, аквамарин.
Помогают подросткам преодолеть переходной возраст и смягчают черты их характера розовый кварц, сапфир, аметист, лазурит, берилл, жемчуг, адуляр, нефрит.
Помогают вести правильный и скромный образ жизни алмаз, нефрит, горный хрусталь,агат, лунный камень, обсидиан, нефрит, жемчуг, бирюза, сапфир, аметист.
И напоследок для улучшения результатов занятий спортом способствуют сердолик, янтарь, хризопраз.

По теме:

  1. Если малыш видит страшные сны
  2. Общаться с ребенком. Как?
  3. Маленькие дети и циклы Луны

Конспект занятия «Удивительные камни»

  • Рахимова Лилия Ильясовна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  3. Шкатулка с сокровищами.
  4. Синяя, белая ткань.
  5. Набор крупного строительного материала.
  6. Ящик ощущений.
  7. Набор схем – рисунков.
  8. Кассета с таинственной музыкой.
  9. Шапка ученого.
  10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  11. Набор камней на каждого ребенка.
  12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
  13. Стакан с водой, ложка.
  14. Большие подносы.
  15. Салфетки маленькие.
  16. Салфетки большие.
  17. Коробка с ячейками.
  18. Алгоритмы исследований.
  19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Игра-загадка с маракасами.

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Рис. 2

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.