Кинотерапия для подростков

Кинотерапия для подростков

«Важнейшим из искусств для нас является кино!». Стратегическая мысль вождя мирового пролетариата вряд ли когда-то потеряет актуальность. Не только с точки зрения агитации и пропаганды. Хорошее кино, как художественная литература, вне времени, политики и конкуренции. Оно, по сути, часть воспитания – чувств и вкуса, например. А еще искусство манипуляции: талантливый режиссер способен вывести зрителя на любые эмоции. Этот год проходит под эгидой российского кинематографа. Мы решили не оставлять такое событие незамеченным и составили свой список фильмов для подростков.

«Чучело» – классический пример того, что детство – жестокое время, и далеко не все вспоминают о нем с удовольствием. Выпуская в прокат фильм Ролана Быкова сегодня, реклама кричала бы нам на каждом шагу «основано на реальных событиях». История «травли» внучки сценариста оказалась близка и понятна пасынку режиссера Ролана Быкова – Павлу Санаеву. Поговаривают, что будущий автор книги «Похороните меня за плинтусом» в начальной школе сам был изгоем. Может, потому так убедительно сыграл в картине эпизодическую роль.

«Сто дней после детства». История первой любви, которая редко бывает взаимной, глазами выдающегося режиссера Сергея Соловьева. Как часто мы замыкаемся в своем несчастье и грусти, не замечая, что сами для кого-то источник тех же переживаний. Печальные истории подросткового периода способны не только ранить, но и научить, например, ценить и по возможности беречь чужие чувства, проживать свою трагедию и взрослеть через нее. Красноречивее и точнее всего о фильме в двух словах сказал сам режиссер в эпилоге: «воспитание чувств». Ни больше не меньше. Картина была обласкана критикой и по праву собрала урожай престижных наград, в том числе Серебренного медведя Берлинского фестиваля за лучшую режиссуру.

«Школьный вальс» Павла Любимова «звучит» актуально во все времена. Ничего не ново в этом мире. Темой школьной беременности современных подростков вряд ли удивишь. А вот самостоятельностью и независимостью героини – вполне. «Школьный вальс» – тот случай, когда взрослая жизнь начинается сразу за порогом школы. А это не только и не столько свобода, сколько ответственность. За решения, поступки и даже чувства. С момента выхода картины (а это почти 40 лет) много воды утекло. Тогда создатели фильма, наверняка, понимали, что тема – из разряда вечных. Но вряд ли могли предположить, что сегодня она превратится в шоу и современное телевидение растиражирует ее в формате реалити.

«Пацаны». Перевоспитание трудных подростков в лучших традициях Макаренко глазами, а точнее камерой, Динары Асановой. Без пафоса, иллюзий и лишних сантиментов. Пожалуй, сегодня мало, кто может поверить, что человек способен бросить неплохую спортивную карьеру и отправиться в спортивно-трудовой лагерь для «трудных» подростков. Еще меньше людей могут решиться на такое сами. Но история от этого не становится менее правдоподобной. А потому хочется крикнуть «Верю!» каждому эпизоду и слову картины. И согласиться с психологами, уверяющими, что подростки не рождаются «трудными», они такими становятся под давлением и в силу обстоятельств и окружения. Не всегда, кстати, антисоциального. Драма после премьеры вызвала шквал откликов. Юные зрители в своих еще не электронных письмах изливали душу режиссеру. Пронзительный сценарий, прерываемый документальными вставками и сегодня смотрится не менее современно, чем 30 с лишним лет назад.

«Неадекватные люди». Больше года назад Минкульт опубликовал сотню отечественных фильмов для школьников. Картин, снятых после 1994 года, там не оказалось. То ли эксперты не особо доверяют современным режиссерам, то ли фильмы не успели еще пройти проверку временем. На знаю, по каким фильмам о нашем времени будут судить наши дети, но, надеюсь, картина «Неадекватные люди» им понравится, или хотя бы покажется интересной. Дебют в полном метре режиссер Роман Каримов снял в 25 лет за смешные, по меркам сегодняшнего кинематографа, 100 тысяч доллар. И первый блин не оказался комом. Картину высоко оценили на фестивале «Окно в Европу», присвоив победу нескольких номинациях. Кстати, зрительские симпатии разделились между работами новичка Каримова и мэтра российского кино Станислава Говорухина с фильмом «…В стиле jazz». А это уже о чем-то говорит.

«Кто, если не мы». Артур Смольянинов впервые снялся отнюдь не в «9 роте», как думают многие. Дорогу в кино для него открыл режиссер, актер, сценарист и писатель Валерий Приёмыхов. За ленту «Кто, если не мы» Смольянинов удостоился приза «Лучший актер-подросток» на МКФ детских фильмов в «Артеке». Картина не попала в сотню лучших, по мнению Минкульта, но от этого не стала хуже. Лишнее подтверждение чему – премия «Ника» за лучший сценарий и приз президентского совета «Кинотавра». Трогательная история странной дружбы запутавшегося подростка и сильно выпивающего бывшего милиционера в условиях постперестроечной страны.

«Класс коррекции». Пару лет назад картина Ивана Твердовского номинировалась на главный приз Кинотавра, но стала лучшим дебютом. История девочки-колясочницы, которая после домашнего обучения перевелась в класс коррекции, мало кого оставила равнодушным. Хвалили и ругали фильм в основном за одно и то же – жестокую сентиментальность и острую социальность. Здесь намешано много всего: первая любовь, непонимание взрослых, любовный треугольник, только вместо «соплей и слез» ударная доза агрессии, безжалостной и беспощадной от своей беспомощности. И все это на фоне беспросветной реальности общества ограниченных возможностей, где нет элементарных пандусов. Кто-то из критиков заметил, что картину лучше всего описывает странное словосочетание «омерзительный шедевр». С этим трудно не согласиться. И снято талантливо, и актеры «Гоголь-центра» играют замечательно, но применить к фильму слово «понравилось» так же сложно, как остаться равнодушным. Режиссер мастерски играет на наших эмоциях, оставляя противоречивое послевкусие, характерное для фильмов Ларса фон Триера. Кстати, Твердовский не скрывает, что большой его поклонник. Фильм для подготовленного и неслабонервного зрителя.

P.s.: На истину в последней инстанции и объективность не претендую. А если у вас есть свои предложения, добро пожаловать в нашу группу Вконтакте. Вместе посмотрим и обсудим.

Наталья Михайлова

На консультациях и семинарах меня часто просят порекомендовать «что-то для расширения кругозора». Здесь я поделюсь с вами своими находками из своей профессиональной копилки. Это интересные мультфильмы, передачи, фильмы, статьи и книги, которые помогут разобраться в себе, расширят кругозор и откроют увлекательный мир «науки о душе», то есть психологии.

Подробнее о психологическом киноклубе в Краснодаре можно прочитать в анонсах мероприятий, а можно прочитать отчеты о просмотренных фильмах и важных темах, которые обсуждали на наших встречах.

ФИЛЬМОТЕРАПИЯ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КИНО ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

«Малена»

Когда смотреть?

Когда хочешь понять природу любви. Когда хочешь понять природу зависти. Когда чувствуешь себя белой вороной. Когда пытаешься разгадать загадку красоты. О природе виктимности (роли жертвы). О природе прощения.

«По семейным обстоятельствам»

Когда смотреть?

Когда живешь большой семьей. Когда трудно ужиться с родственниками. Когда думаешь о том, чтобы найти няню. Когда постоянно переживаешь за ребенка (особенно сцену с логопедом). Когда пора вспомнить свое детство и молодость и зачерпнуть оттуда мудрости. И конечно, немного понастольгировать о советском быте. Или узнать что это такое.

«Капитан Фантастик»

Когда смотреть?

Когда близкие по крови бесконечно далеки по духу Когда выбираешь: демократия или авторитаризм? И где демократия переходит в попустительство? А авторитаризм – в полное подавление воли? Когда вам кажется, что у вас необычная, а может и странная семья. Когда задумываешься о границах дозволенного для детей. Когда сравниваешь свою семью с другими.

«Любовное настроение»

Когда смотреть?

Когда одиноко. Когда хочется замедлить ритм жизни. Когда пытаешься постичь природу любви. Когда у вас есть тайна.

«Бешеная балерина»

Когда ты – перфекционист. Когда при этом еще и трудоголик. Когда боишься старости. Когда живешь одной целью. Когда задумываешься над соотношением таланта и упорства в работе: что важнее?

«Мосты округа Мэдисон»

Когда стоите на любовном распутье. Когда хотите понять природу любви. Когда у вас есть семья. Когда вам одиноко. Когда быт заменил собой другие смыслы жизни.

«Прибытие»

О том, что мы – части одного целого. Квантовая физика уже давно доказывает взаимосвязь всех частиц! То есть, изменение одной квантовой системы оказывает немедленное воздействие на другую. К прочтению – постулаты теории хаоса. То есть если где-то изменить квантовое состояние системы, то моментально в любой части Космоса может быть эффект связанности. А значит любым своим действием мы влияем на этот Мир!

«Какраки»

Когда смотреть?

Когда вы влюблены. Когда вы живете жизнью «менеджера среднего звена». Когда вам кажется, что трава с другой стороны забора зеленее. Когда у вас «все есть», но «чего-то не хватает».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ СО СМЫСЛОМ

«Кикос» — творение моей любимой советской киностудии Арменфильм. Очень рекомендую всем тем, кто любит строить в голове всякие умозаключения начинающиеся с «если бы…», «вдруг» и т.д. Здесь и про стремление к гиперконтролю, и про неумение «быть здесь и сейчас». А еще про то, что «за счастье надо будет чем-то платить» (как много людей убеждено в этом!).

«Мультик про Диму» – учит ребенка доброте. Подайте пример ребенку, заговорите (о чем?), о чем угодно, о чем обычно говорите с приятелями или соседями, с мамой необычного малыша с аутизмом или синдромом Дауна. Ведь общего у нас гораздо большего, чем любые различия. Ведь и она, и вы – мама. Ведь они – дети. Как известно, чужими они не бывают. А главное, все мы — ЛЮДИ. Мне мультфильм понравился своей доступностью и современностью.

«Что случилось с крокодилом?» – о том, что дети могут многому научить родителей. И о том, что малыши бывают совсем непохожи на маму и папу, но от этого не менее прекрасны.

«Ух ты! Говорящая рыба!» — о помощи или «делай добро и бросай его в воду».

«Контакт» — один из любимых мультиков о коммуникации, даже если собеседник совсем из другого мира. И конечно же потрясающая музыка.

«Ходячий замок» (Х. Миядзаки)

Когда смотреть?

Когда считаешь себя серой мышкой. Когда казалось, что Золушка написана именно про тебя. Когда хочешь понять природу старения. Когда даже в самой большой силе есть место слабости. Когда наглядно видно как детство влияет на всю последующую взрослую жизнь. Как в любой сказке, нас ждет история о свободе и храбрости. Дружбе и любви, и конечно, о других важных в этом мире вещах, о которых мы иногда забываем.

«Рождественская история» (Р. Земекис)

Когда смотреть?

Когда ищешь смысл жизни. Когда боишься смерти. Когда одиноко. Когда хочешь расставить приоритеты в жизни. И конечно, когда за окном снег, а на календаре – почти декабрь.

МОИ СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛАХ. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Интервью. Надежда Железняк: «Детям все равно придется пережить свои травмы привязанности»

Влияет ли раннее развитие на будущее ребенка?

Что понимают, чувствуют и воспринимают новорожденные?

Физические наказания: иногда во благо или полное табу?

Почему при огромной любви к ребенку иногда он так раздражает? И что с этим делать?

Как пережить взросление ребенка?

Как перестать вести себя с ребенком так, как вели себя мои родители со мной?

Все ли зависит от воспитания, или гены играют большую роль?

СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ, БИОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ

«Необычное племя Пираха». Хоть и живут он на нашей Земле, но не знают цифр, в их языке нет четкого различия между единственным и множественным числом. Пираха живут только «здесь и сейчас», то есть у них нет понятия времени. И вот вопрос: быть может в этом понимании они опережают нас?

«Смертельные кости шаманов». О том, как действуют самосбывающиеся пророчества. Или как мы сами придумываем себе сценарии.

«Современный родильный обряд»

«Родовая боль в антропологической перспективе»

«Татьяна Черниговская: Мозг помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели и что унюхали»

Татьяна Черниговская: «Если тебе скучно жить — ты совсем дурак»

«Тихий взрыв: путь мужчины в современном мире»

«Обратная сторона луны» О танатотерапии.

«Неумирающий миф: почему пациенты называют погоду причиной боли в суставах»

«Слово — не то, чем кажется» Почему-то считается, что те, кто изучает язык, озабочены только одним вопросом: как правильно писать и говорить? Но лингвистов гораздо больше занимает, почему люди именно так говорят и пишут. Этим они напоминают биологов, которые изучают устройство природы, а не борются с ошибками эволюции. Многие слова мы употребляем неправильно с точки зрения формальных правил. И даже зная это, всё равно продолжаем называть арахис орехом и путать чашку с кружкой. О проблемах использования бытовой лексики мы поговорили с лингвистом Борисом Иомдиным.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПЕРЕДАЧИ О ПСИХОЛОГИИ

Интервью Владимира Познера с Татьяной Черниговской.

Какой главный секрет долголетия? Кто кому подчиняется? Мы мозгу, или мозг нам? А дальше будет про гениальность, необходимость отменить ЕГЭ, искусственный интеллект и хорошее вино. Рекомендую к просмотру два шикарных интервью Позера и Черниговской.

Биология поведения человека. Лекция Роберта Сапольски в Стэнфорде.

Роберт Сапольски — нейроэндокринолог, профессор биологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете. Но это еще не все — он является научным сотрудником в Национальном музее Кении.

Для чего нужна биология поведения? Сапольски обещает, что эту наука поможет нам во всех областях жизни. Например, как «понять близкого, у которого депрессия: страдает ли он биохимических расстройством или всего лишь любит поныть?». Наука это пригодится и в суде присяжных, и для того, чтобы с умом тратить бюджет, а может найти решение сложной проблемы…

Интервью с моим учителем Виктором Каганом. Выпуск #31 (сентябрь 2015). Тема выпуска – «Одиночество». Медиажурнал «Психотерапия в России».

Зачем некоторым так важно выкладывать фото котиков и своей еды? Как общаться с одинокими пожилыми близкими? Почему иногда так нестерпимо быть одному?

А сейчас будут ответы. Но ответы не в виде готовых инструкций, как это сейчас популярно. А в форме размышления. В форме душевной, а может даже личной беседы с одним из моих учителей — Каганом Виктором Ефимовичем. Одним из самых известных психотерапевтов в СССР, профессором и поэтом.

Интервью с моим учителем Владимиром Баскаковым. Цикл передач – «Наука о душе». Тема выпуска – «Танатотерапия».

Как суметь «отключить голову» и снизить геперконтроль? Чем мысли о смерти могут быть полезны? Почему рождаемся мы на вдохе, а умираем на выдохе?

Пособие для учителя Москва 2004

Методика обсуждения фильма.

Выстраивая модель обсуждения фильма, можно ориентироваться, например, на две такие позиции: » от зрителя» и «от автора». Конечно, в процессе работы эти позиции могут совмещаться, но чтобы лучше понять суть каждой из них, рассмотрим ту и другую в отдельности.

Обсуждая фильм с позиции «зрителя», мы должны идти от тех чувств ребенка, которые он испытывал в процессе просмотра. Данная схема обсуждения выдвигает на первый план вопросы такого типа: » Какие ты испытывал чувства, когда фильм начался? Как и почему оно изменилось потом? Когда тебе было весело и почему? Когда тебе было грустно? Назови те

10

эпизоды фильма, когда тебе было страшно, тревожно, радостно» и т.д. Осмысливание каждой своей эмоции заставит ребенка вновь и вновь вспоминать содержание фильма, его пластические, звуковые образы, цветовое решение отдельных эпизодов, музыкальное наполнение фильма в целом или его частей.

Позиция «от автора» на первый план выдвигает анализ того, как показаны герои, их поступки, как относится автор к тому или другому герою, кому он сочувствует. Здесь важны вопросы, направленные на детальное изучение и осмысление внешнего облика героя, его окружения (жилища, предметного мира, характеризующего героя). Важная задача — проследить развитие характера героя, его становление. Динамика характеров персонажей, соотношение их действий подводит к тому нравственному выводу, который отражает позицию автора. Этот ход обсуждения реализуется в ответах на вопросы:» Каким показан герой фильма в начале истории? Что в нем меняется потом? Что можно сказать о его характере, глядя, например, на его жилище? Какой поступок героя вы считаете самым главным? Почему? Как, на ваш взгляд, автор относится к этому герою?» и т.д.

Нетрудно заметить, что и в первом и во втором случаях дети анализируют фильм, идя «от себя к другому», в данном случае — к автору фильма. Осмысливая свои переживания, они связывают их с тем материалом, который дает им фильм. Они как бы повторяют ход размышлений автора.

Возьмем для примера анализ фильма «Ежик в тумане» (реж. Ю.Норштейн). Какие вопросы мог бы задать учитель детям? Разумеется, каждый бы сделал это по-своему, но вот один из вариантов беседы между учителем и ребенком:

  • Какие чувства ты испытал в конце фильма? ( Мне было и грустно, и радостно.)

  • А теперь вспомни те чувства, которые ты испытал в начале фильма. (Мне было спокойно, весело).

  • Почему же изменились твои чувства к концу фильма? Давай вспомним, с чего начался фильм и почему тебе было спокойно и весело вначале. ( Потому что было показано, как Ежик отправляется в гости к Медвежонку. Он нес ему подарок в узелочке. Ежик был очень довольный, ведь он шел к своему другу.)

  • Что в это время ты видел и слышал на экране, что помогло тебе испытать те чувства, о которых ты сказал? ( Ежик показан очень симпатичным, веселым и немного смешным. Он шел вечером, когда на небе были видны звезды. Потом Ежик шел через лес и все думал,что он скажет своему другу Медвежонку, как они будут вместе считать звезды.)

  • Радостное чувство, с которым ты начал смотреть фильм, сопровождало тебя на протяжении всего фильма? (Нет, потом оно сменилось.)

  • Что же ты испытал потом, какое чувство? ( Потом я испытал какое-то беспокойство, потому что увидел, что стал собираться туман, и все стало как бы исчезать в тумане.)

  • Как ты думаешь, что же испытывал в это время Ежик? ( Ему, наверное тоже было неспокойно. Ведь все предметы, что были вокруг, стали исчезать в тумане.)

  • Как ты думаешь, почему ты испытывал те же чувства, что и Ежик? (Потому что я тоже видел этот туман на экране. Я представил, как это может быть на самом деле.)

  • Вспомни, как Ежик входил в туман. ( Он входил в него, как в речку.)

— Значит, он мог не пойти в туман, мог повернуть? Наверное в нем
боролись разные чувства? ( Да, он думал о том, что Медвежонок будет его
ждать, беспокоиться. Поэтому он и решил идти в тумане.)

С помощью вопросов учитель как бы «проводит» ребенка по всем событиям фильма, делая акцент на тех чувствах, которые он испытывал во время просмотра. Движение в этой схеме облегчается тем, что детям свойственна идентификация себя с героями фильма. Учителю следует поощрять высказывания детей о своем эмоциональном восприятии, поскольку в целом это развивает речь ребенка, его способность словесно выразить свое состояние. Таким образом, идя от чувств и переживаний ребенка, мы подводим его к пониманию нравственного смысла, заложенного автором в произведении.

Если же идти по второму типу обсуждения фильма, то за основу берется движение «от другого — к себе», т.е. от понимания автора к пониманию собственной позиции. В этом случае мы делаем акцент на том, что является прямым выразителем авторского замысла, авторской позиции — на героях и их поступках. Анализируя характер героя, причины тех или иных его поступков, дети начинают понимать нравственный смысл событий, которые показаны в фильме.

В этом случае диалог с учеником будет выглядеть следующим образом:

  • Каким показан главный герой фильма — Ежик в начале фильма? ( Ежик показан добрым, немножко смешным.)

  • На протяжении фильма Ежик меняется или остается таким же? ( Нет, в конце фильма он уже не такой: он и задумчивый, и немного грустный.)

  • Что же изменило Ежика? (Он изменился после того, как совершил путешествия в тумане.)

  • А почему он совершил это путешествие? (Он шел в гости к своему другу Медвежонку и встретился на своем пути с туманом.)

  • Но, наверное, Ежик мог бы не пойти в туман, а повернуть назад? ( А он не хотел огорчать Медвежонка, поэтому и пошел, поборов страх, через туман.)

Далее в беседе выясняется, что, идя в тумане через лес, Ежик испытал много неожиданного, по-новому увидел окружающий мир и сам он изменился после этого путешествия. Этот удивительный фильм не показывает каких-то -г особых, острых действий, все события в нем даны через восприятие и чувства главного героя, поэтому особенно важным становится выяснение того, что явилось тем поступком, который изменил Ежика, внес в его жизнь что-то новое. Чтобы понять чувства главного героя, ребенку приходится обращаться к собственному жизненному опыту — так осуществляется движение «от автора — к себе».

Выбранный в качестве примера мультипликационный фильм «Ежик в тумане» обычно дети смотрят с удовольствием, но анализировать его не просто, потому что смысл его, авторская позиция не лежат на поверхности, не показаны в простой, дидактически ясной форме, как часто бывает в мультфильмах для детей. Может быть поэтому он и дает возможность показать учащимся особенности создания образа в кино. В процессе анализа они узнают, как непросто бывает понять авторскую мысль, выявить, что хотел сказать автор и как он этого добился.

Итак, учитель должен заранее решить, по какому пути пойдет обсуждение, поскольку именно он лучше всего знает особенности детей своего класса, уровень их эмоционального и интеллектуального развития. Существует еще один фактор, который должен быть учтен при выборе типа обсуждения — это

12

жанр фильма, который подскажет учителю, какой тип обсуждения более приемлем. Сама стилистика фильма помогает выбрать форму его обсуждения. Фильмы, поэтически или метафорически повествующие о происходящих событиях, требуют иного типа обсуждения по сравнению с фильмами приключенческими, с четкой сюжетной линией и динамическим действием.

Однако бывает и так, что фильм настолько многомерен, что требуется совмещение обоих типов обсуждения. В таком случае сам учитель решает, как лучше анализировать фильм: идя «от себя к автору» или «от автора к себе». Сочетание этих двух подходов, как правило, используется при обсуждении полнометражных фильмов, где ребенку надо не только уяснить причинно-следственную связь событий и поступков героев, но и почувствовать образно-ассоциативный строй фильма. Так, например, если вы решили обсудить с детьми фильм «Мио, мой Мио» (реж. В.Грамматиков) или фильм С.Спилберга «Инопланетянин», надо не только помочь детям понять и оценить проблему нравственного конфликта и выбора, но и обратиться к их чувствам, способности понимать эмоциональную окраску сцен и эпизодов фильма. Такого подхода требуют и многие мультипликационные фильмы, в которых автор использует не только линейное, но и ассоциативное, и полифоническое повествование («Варежка», «Старая игрушка», «Голубой щенок» и др.).

Сочетание разных подходов при обсуждении фильмов дает хороший эффект, поскольку возможность понять себя через другого (автора, героя) и другого через себя помогает полноценно воспринимать произведения экрана и одновременно способствует нравственному развитию ребенка, обогащает и расширяет его художественный и эмоциональный опыт

Работа с фильмом в детской аудитории.

Когда примерный план обсуждения фильма составлен, предстоит реализовать его в конкретной работе с детьми при обсуждении фильма. В кинопедагогике уже сложилась схема проведения просмотра и обсуждения фильма. Традиционно она состоит из трех фаз:

  • вступительное слово перед фильмом (предкоммуникативная фаза);

  • просмотр фильма (коммуникативная фаза);

  • обсуждение, беседа после фильма (посткоммуникативная фаза). Вступительное слово перед фильмом не только содержит какие-то

сведения о фильме, подводит учащихся к просмотру, помогает им настроиться на просмотр, но и дает установку на восприятие: на что надо обратить внимание при просмотре фильма или на какой вопрос постараться ответить после его просмотра. Сам просмотр не должен быть очень длительным. Детям 1-2 классов для просмотра подходят фильмы продолжительностью не более 20 минут. Учащиеся 3-4 классов могут смотреть и полнометражный фильм. Если фильм записан на видеокассете, то в условиях урока его все равно придется поделить на два — три просмотра.

Намечая обсуждение фильма, стоит позаботиться о создании непринужденной обстановки, в которой каждому ребенку захотелось бы высказать свое мнение, поделиться впечатлениями от увиденного. Мнения и суждения детей не должны делиться на «правильные» и «неправильные». Всякое мнение должно быть выслушано доброжелательно, обсуждено, и если будет признано не соответствующим истине, то ребенок должен сам убедиться в этом. Ни в коем случае нельзя превращать обсуждение в опрос, где дети пытаются

угадать нужный учителю ответ, произнося при этом самые расхожие истины и суждения.

Создание свободной, располагающей к беседе обстановки, зависит, прежде всего, от взаимоотношений учителя с классом. Большое значение имеет даже то, как вы посадите ребят для разговора по поводу фильма. Традиционная позиция учителя, стоящего перед классом, психологически противопоставляет учащихся и педагога. Лучше посадите детей в круг, чтобы все видели друг друга и каждый адресовал бы ответы одновременно всем, а каждого говорящего было бы всем видно. Тогда и учитель может быть равным участником обсуждения, сидя среди ребят и сохраняя за собой все же роль ведущего.

Опыт работы показывает, что если работа по обсуждению фильмов после их просмотра проводится систематически, у детей появляется не только навык таких обсуждений, но и потребность в них. Они уже ждут того момента, когда могут поделиться своими мыслями о фильме, рассказать о тех чувствах, которые испытали.

Иногда учитель может столкнуться и с такой ситуацией: если фильм достаточно продолжителен и сложен, провести обсуждение в том русле, которое вы наметили, бывает трудно. Дети, прежде всего, обращают внимание на событийную канву фильма, на поступки героев, оценку этих поступков. Такой подход свойственен фабульному уровню восприятия фильма младшими школьниками. Если не удается повернуть разговор на тот тип анализа, который был задуман, не считайте обсуждение неудавшимся. Обратить внимание учащихся на выразительные возможности киноязыка, использованные в фильме, можно в следующий раз. Используйте прием отсроченного анализа, ведь один и тот же фильм можно обсудить дважды, причем, с некоторым интервалом. Вначале поговорите о том, что волнует детей в первую очередь: о содержании фильма, о тех перипетиях сюжета, которые, возможно, не все дети до конца поняли. А чуть позже вновь вернитесь к разговору: теперь детей уже не будет отвлекать сам сюжет, о котором говорили на первом обсуждении. Теперь можно обсудить те приемы киноповествования, который использовал кинорежиссер в своем фильме. Обратите внимание детей «на пластическое, звуковое решение фильма, пусть они найдут образные сравнения, сопоставления разных по настроению кадров, значение цвета и света в разных сиенах и т.д.

Анализ фильма в детской аудитории можно проводить и другими способами, активно включать игровые элементы. Например, обсуждение фильма можно проводить и силами самих детей. В этом случае учитель предлагает самим ученикам после просмотра задать друг другу вопросы. Учащиеся задают друг другу вопросы, касающиеся содержания фильма, выяснения каких-то деталей, включают в обсуждение вопросы и о выразительных средствах, используемых в фильме. Конечно, это можно использовать в том случае, когда учащиеся уже достаточно подготовлены.

Учитель тоже участвует в таком обсуждении. Он может задавать свои вопросы наравне со всеми. Именно здесь, в этих вопросах, учителю предоставляется возможность затронуть те стороны фильма, которые остались без внимания детей. Ненавязчиво делая уточнения, он поможет в решении вопросов, которые оказались спорными. Такой подход к обсуждению обогащает каждого ребенка. Получая несколько ответов на поставленный им вопрос, он в чем-то корректирует и собственное восприятие, видит неоднозначность

14

понимания одного и того же события разными людьми. Те ответы, которые он получает на свой вопрос, иногда точнее и шире ответа, который мог бы дать он сам. Все это помогает лучшему пониманию и себя, и своих товарищей. В целом из всех разрозненных вопросов и ответов на них получается интересная работа по осмыслению фильма, его основной идеи и художественного воплощения.

В конце обсуждения подводятся итоги, отмечается, какой вопрос был самым интересным, кто активнее других принимал участие, кто высказал самые интересные суждения и т.д.

Еще одной из форм проведения анализа фильма с детьми является использование драматизации. Происходит это следующим образом: между детьми распределяются роли героев и персонажей фильма, и каждый из них должен рассказать о том, что произошло в фильме, с позиции своего героя. Рассказ от лица героя не так уж и прост, поскольку ребенку надо рассказать лишь о том, что мог видеть и знать именно этот герой или персонаж. Служит ли эта работа более полному постижению фильма? Безусловно, поскольку в свой пересказ от лица героя ребенок вкладывает и свое понимание, и свою интерпретацию увиденного. Кроме того, каждый участник драматизации стремится передать чувства того героя, от лица которого ведет рассказ. И, наконец, дети повествуют об их личном видении событий перед зрителями -своими товарищами, которые не только внимательно следят за рассказом каждого, но и тут же исправляют неточности, задают вопросы.

Что дает рассказ от лица героя? Ребята совершенно четко начинают понимать мотивы поведения героев и их поступков и в своем рассказе стремятся объяснить мотивы, побудившие героя поступить именно так. Кроме того, появляется осознание значения второстепенных персонажей, их влияния на ход событий, а именно это часто выпадает из поля зрения младших школьников при просмотре фильма.

Прием драматизации хорошо использовать при анализе мультипликационных фильмов, где немного героев и персонажей. Рассказывая от лица героя, дети совмещают в пересказе путь движения «от героя к себе» и «от себя к герою». Например, рассказывающий от лица Медвежонка (мультфильм «Старая игрушка») должен не только передать последовательность поступков своего героя, но и объяснить их мотивы, говоря о тех чувствах, которые испытывал герой. Здесь без обращения к собственным эмоциям и переживаниям не обойтись. А тому, кто будет говорить от лица Куклы, персонажа в общем-то отрицательного, придется объяснять, что руководило ею в совершении недобрых поступков.

Из всех предложенных приемов обсуждения учитель выберет тот, который наиболее соответствует его работе над данным фильмом в русле медиаобразования учащихся, учитывая при этом специфику стоящей перед ним задачи и особенности детей каждого конкретного класса.

Творческая деятельность на занятиях по медиакультуре.

Каждый педагог знает о необходимости практической, в том числе творческой деятельности детей в процессе обучения. На любом из предметов, изучающих искусство, давно используется стремление ребенка к самовыражению средствами разных видов искусства: на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы и т.д. Дети постигают особенности этих искусств не только из рассказа и объяснения учителя, но и в процессе собственной творческой деятельности. Занятия по медиакультуре в этом смысле не составляют исключения, поэтому дети на таких занятиях должны не только знакомиться с произведениями масс-медиа, но и сами выполнять творческие задания, помогающие им более глубоко осознать специфику каждого медиа. Надо предоставить ребенку возможность проявить себя в творчестве, помочь ему выбрать наиболее интересную область деятельности и создать свое «произведение» по законам, свойственным тому или иному медиа.

В плане организации творческой деятельности детей творчество в области медиа достаточно сложно по сравнению с музыкой, литературой, изобразительным искусством и даже театром. Связано это с тем, что все медиа связаны с техническими средствами, это так называемые «технические искусства». Особенно это сложно в работе с детьми младшего школьного возраста, ведь овладение техникой требует определенных умений. Опыт же показывает, что многие сложности в этой работе сильно преувеличены. В настоящее время существует много современной аудио, видео и фототехники очень простой в обращении. С помощью взрослого ребенок всегда может выполнить несложные задания, получив при этом достаточно хорошее качество. Другой стороной решения этой проблемы является то, что такие медиа, как кино, телевидение являются синтетическими по своей природе, соединившими в себе черты так называемых традиционных искусств. Поэтому и творческая деятельность может осуществляться именно средствами этих искусств: рисования, сочинения текста к изображению, подбора музыкального сопровождения и многого другому.

Творчество детей в системе занятий по медиакультуре условно делятся на два вида: а) выполнение заданий, направленных на осмысление, закрепление знаний о выразительных средствах, возможностях, языке медиа и б) деятельность, направленную на создание своего произведения средствами различных медиа. Поэтому к первому виду творческой деятельности можно отнести упражнения, развивающие внимание к форме, цвету, звуковому сопровождению, оформлению медиатекста, знакомству с языком и выразительными средствами различных медиа. Это, прежде всего, задания по раскадровке репродукций картины, кадрирование пространства с целью выражения какой-то темы, рисование крупного и общего плана одного и того же предмета, рисование облика героев, места действия, заставки к телепередаче. Задания другого типа помогут «синтезировать» звукопластический образ (подбор музыки к изображению или изобразительного ряда к музыкальному фрагменту, сочинение реплик для героев в не озвученном фрагменте).

Ко второму виду творческой деятельности мы относим задания, при выполнении которых дети фактически создают готовое произведение

15

средствами того или иного медиа или достаточно точно имитируют этот язык. Речь идет о рисовании раскадровок по литературному тексту, о создании фотофильмов, видеофильмов, простейших видеофильмов.

При выполнении таких творческих заданий школьники фактически проходят путь, моделирующий создание настоящего произведения экрана — от замысла и сочинения сценария до демонстрации своей творческой работы одноклассникам или другим зрителям. Выполняя различные этапы работы, дети на практике знакомятся и со спецификой языка различных медиа: кино, телевидения, фотографии; кадром, как единицей повествования в фильме, фотографии; монтажом как способом организации визуального материала в единое целое и т.д.

Собственное творчество помогает учащимся не только закреплять полученные знания о выразительных средствах и языке медиа — оно способствует и совершенствованию восприятия. Находясь в позиции автора, учащийся ищет способы выражения своего замысла средствами, например, экранного искусства: с помощью композиции кадра, детали, монтажа, музыкального сопровождения. Так же он поступает и в случае самовыражения на материале любого другого медиа (фотографии, звукозаписи). Затем, находясь в роли зрителя, тот же ребенок обязательно обратит внимание на эти компоненты в произведении, созданные другим, даже профессиональным автором, поскольку он уже будет настроен на «расшифровку» аудиовизуального текста, на поиск смысла в композиции, детали, монтаже, звуке. И произойдет это именно потому, что он усвоил это на своем опыте.

Рассмотрим на конкретных примерах, как выполняются некоторые творческие задания в процессе медиаобразования.

Раскадровка. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в самом общем смысле раскадровка — это изложенная в последовательно расположенных кадрах-картинках некоторая история (или некоторое содержание, «текст»). Задание на рисование раскадровки можно использовать прежде всего там, где нужно научить передавать развернутое во времени повествование с помощью зрительного ряда. В данном случае учащиеся должны использовать знание языка экранных искусств, поскольку все содержание им надо передать в нескольких кадрах, соединив их по законам монтажного мышления. Кроме того, в своей работе дети будут использовать различной величиной изображения, то есть их рисунки-кадры могут быть нарисованы как крупные, средние или общие планы. Подобные рисунка-раскадровки напоминают детские комиксы.

Опыт работы показывает, что такое задание не является простым для учащихся. Если не учить детей этому, они не переносят свой зрительский опыт на творческую деятельность. В основном, правильно воспринимая смонтированные в фильме различные планы, учащиеся не могут нарисовать раскадровку таким образом, чтобы использовать изображения разного масштаба. Как правило, ребята, передавая какое-то содержание (небольшой рассказ или стихотворение) в раскадровке, пользуются лишь общим планом. Поэтому она вся состоит у них из отдельно нарисованных сцен-кадров, а не кадров-планов. Только некоторые дети могут самостоятельно рисовать раскадровки с использованием различных планов, в том числе с использованием деталей, важных для передачи содержания.