Контрперенос в психологии

Перенос (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Перенос. У этого термина существуют и другие значения, см. Трансфер.

Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference, первоначально нем. übertragung) — феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В том числе, и на психотерапевта в ходе сеанса психотерапии. Этот феномен был замечен и впервые описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа.

Контрперено́сом, в свою очередь, называется обратный перенос на клиента, нередко возникающий у терапевта. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса.

Психологический процесс перенесения является специфической формой более общего процесса проекции. Важно свести эти два процесса воедино и осознать, что трансфер является особым случаем проекции — по крайней мере, так его понимаю я. Бесспорно, каждый волен пользоваться этим термином по своему усмотрению. <…>

Трансфер — это процесс, который обычно происходит между двумя людьми, а не между человеческим субъектом и объектом, хотя имеются и исключения.

— Карл Юнг, Тэвистокские лекции

Поскольку процесс переноса большей частью является автоматическим или бессознательным, пациент не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.

Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет универсальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа.

Перенос — понятие сугубо динамическое, не имеющее устойчивого результата; в процессе анализа перенос постоянно меняется (модулирует) в зависимости от состояния диалога, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.

Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают непосредственно в ответ на его установки или актуальное поведение.

История

В 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос фактором, мешающим аналитической работе, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие «невроза переноса» необходимым условием аналитического лечения. И основным импульсом к развитию невроза переноса в психоанализе является личность терапевта.

Несмотря на большое число введённых Фрейдом и ассоциируемых сегодня с психоанализом понятий, сам Фрейд считал перенос одним из трех основных понятий, по наличию которых в составе теории можно рассматривать эту теорию как принадлежащую к полю психоаналитического знания (два других: бессознательное и сопротивление). Жак Лакан называет перенос одним из четырёх основных понятий психоанализа, наряду с «принципом навязчивого повторения» (см. По ту сторону принципа удовольствия), бессознательным и влечением.

Лакан говорит о переносе на знание: анализант обращается к аналитику, предполагая, что тот знает что-то о нём и может ответить на его запрос; он переносит на аналитика некоторое знание о себе. Поэтому в центре переноса для Лакана стоит «предположительно знающий субъект». Таковым же является и само бессознательное, поскольку мы можем лишь предполагать нечто на его счёт, но это знание будет ни чем иным, как эффектом переноса. В семинаре 1964 года Лакан говорит о развитии переноса уже не на личность, а на «присутствие аналитика». Именно это «присутствие», эффект сопричастности с Другим, в котором и аналитик, и анализант занимают свою долю, и является отправным пунктом как для переноса, так и для проработки сопротивления.

Виды переноса

Перенос может быть:

  • отцовским, материнским, сестринским/братским и т.п.(в зависимости от первоначального объекта);
  • эдиповым, преэдиповым, зависимым, оральным и т.д. (в зависимости от стадии психосексуального развития анализанта, которая заново переживается);
  • объектным или нарциссическим (идентификационным) (в зависимости от того, воспринимает ли пациент своего аналитика как внешний объект, от которого он зависит, который он ненавидит и т.д., или рассматривает его как часть самого себя);
  • позитивным или негативным (в зависимости от того, воспринимает ли он своего аналитика как лицо доброжелательное или враждебное);
  • эротическим (один из специфических видов переноса, в результате которого во время терапии у клиента по отношению к терапевту возникает сильное эротическое влечение и даже влюблённость. Так же как, например, гнев при другом виде переноса может побудить не слишком устойчивого клиента применить к терапевту физическое насилие, так эротический перенос может привести к тому, что клиент будет явным образом соблазнять терапевта, хотя чаще соблазнение со стороны клиента носит не столь явный характер. Однако проблема в том, что у терапевта может возникать соответствующий эротический контрперенос на клиента. До того, как в международной практике сформировался «этический кодекс психолога», явным образом запрещающий вступать с клиентом в любые личные отношения, не являющиеся психотерапией, многие психотерапевты оказывались сначала в постели со своими клиентами, а потом и в браке с ними (например Юнг, Фромм, Гринсон). Именно во время наблюдений за развитием отношений между Юнгом и его молодой русской пациенткой Сабиной Шпильрейн, Зигмунд Фрейд впервые сформулировал сначала само понятие контрпереноса в психоанализе, а затем и вывел, в качестве необходимого правила терапии в отношениях между врачом и пациенткой так называемый «принцип абстиненции».)

Литература

  • Боназия Э. Сексуальное контрперенесение = The countertransference: erotic, erotised and perverse. — 2008.
  • Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа = The Technique and Practice of Psychoanalysis. — М.: Когито-Центр, 2003. — 478 с. — (Университетское образование). — 3000 экз. — ISBN 5-89353-088-8.
  • Зембинский З. Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии. — 1999.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). — М.: Логос, 1998. — 432 с. — ISBN 5-7333-0477-4.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). — М.: Логос, 1999. — 520 с. — ISBN 5-8163-0007-5.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). — М.: Логос, 2002. — 608 с. — ISBN 5-8163-0037-7.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). — М.: Логос, 2004. — ISBN 5-8163-0037-7.
  • Лакан Ж. Le Séminaire: Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques (1960—1961). — Париж: EPEL, 1991.
  • Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия = Psychoanalytic terms and concepts. — М.: «Класс», 2000.
  • Ольшанский Д. А. Работа переноса в случае Доры // Теоретический журнал Credo New. № 3 (55). — 2008.
  • Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995.
  • Фрейд З. Замечания о любви в переносе. — 1915.
  • Фрейд З. Влечения и их судьба (1915) // Влечения и их судьба. — Букинистическое издание. — Эксмо-Пресс, 1999. — 432 с. — (Антология мудрости). — 5000 экз. — ISBN 5-04-002719-2.
  • Фрейд З. Конструкции в анализе. — 1937.

Что такое перенос и контрперенос в психологии?

Перенос – термин в психологии, обозначающий феномен бессознательного трансфера пережитых эмоций, связанных с одним человеком, совсем на другое лицо. Контрперенос — это бессознательная реакция психотерапевта на слова, эмоции, действия и перенос личности пациента.

Впервые эти термины были употреблены в работах З.Фрейда, который исследовал принципы психоанализа. По Фрейду контрперенос считается негативным фактором, препятствием на пути к полному пониманию психологом проблемы пациента. Однако, современные исследователи придерживаются кардинально противоположной точки зрения – контрперенос через сдерживание эмоциональной реакции врача способствует психологической разрядке пациента.

Эффект переноса характеризуется неадекватной реакцией на какое-то действие или событие, которое у здорового человека не вызовет особых эмоций. Подобная реакция, как правило, связана с событиями из прошлого.

В психологическом консультировании большое значение для правильной диагностики и эффективного лечения имеет ряд характеристик неадекватной реакции – повторяемость, неуместность, интенсивность, амбивалентность и стойкость.

Типы переноса и контрпереноса

Современная психология включает несколько направлений для дифференцирования явления переноса и контрпереноса:

  • субъект переноса: материнский, братский, отцовский и т.д.;
  • стадия психосексуального развития: эдиповый, зависимый и др.;
  • в зависимости от того, как пациент воспринимает своего врача: нарциссический или объектный, позитивный или негативный;
  • эротический перенос – особый вид, предполагающий сексуальное влечение между психоаналитиком и пациентом.

Виды контрпереноса также описаны в работах Джиовачини. Так, исследователь выделяет два ключевых типа контрпереноса:

  • гомогенный – адекватная реакция психотерапевта на психологические патологии пациента;
  • идиосинкратический – реакция психоаналитика, обусловленная собственным жизненным опытом и индивидуальностью.

Перенос и контрперенос в психотерапии обусловливаются определенными факторами, которые могут быть связаны с личностью психоаналитика, отношениями в семье пациента, возрастом больного, пережитыми психотравмами и др. Теория психоанализа определяет механизм переноса как защитную реакцию человека на пережитые негативные эмоции, жестокое отношение, сексуальное и психологическое насилие и т.д.

Психологический перенос и техника работы с ним

В целом психика человека проективна, то есть человек, находясь в определенном состоянии сознания, активен определенным образом, в рамках одного спектра, остальная часть потоков бессознательна. Бессознательная часть потоков может быть принимаема и осознана, а может быть диссоциирована. В случае диссоциации определенного содержания бессознательное проецируется на других людей и тогда мы можем говорить о переносе. В данном тексте под проекцией мы понимаем механизм человеческой психики по проецированию образов бессознательного в окружающий мир. Под переносом мы понимаем проецирование бессознательных образов на конкретных людей, в отличие от классического понимания в аналитической психологии переноса как терапевтического инструмента только в процессе анализа.

Бессознательное человека имеет свою структуру, хотя с точки зрения учения о мозге деление на бессознательное и сознание не имеет смысла. Однако с точки зрения описательного подхода даное деление позволяет понять, что есть некие процессы в человеческой психике, являющиеся бессознательными. Так вот бессознательное имеет индивидуальный уровень и коллективный. Индивидуальный уровень бессознательного, с которым работает психолог, содержит психические травмы, набор устойчиво проявляемых бессознательных реакций на раздражители, бессознательные стратегии поведения, которые могут быть эффективны и неэффективны. Уровень коллективного бессознательного (архетипы) характерен для человечества в целом. Архетипы представляют из себя сильнейшие энергетические структуры человеческой психики. Так вот проецирование сильнейших энергетических ресурсов на других людей приводит к мощнейшей привязанности к людям, на которых данное содержание проецируется. В итоге нарушается процесс развития человека и актуализации его безграничных возможностей.

Что может быть спроецировано на других людей? Прежде всего, это образы индивидуального бессознательного, то есть образы знакомых, связанные с ними воспоминания, образы людей, несущих воспоминания о травме, привычные стратегии поведения. Это является уровнем индивидуального бессознательного. Также могут быт спроецированы образы коллективного бессознательного, то есть архетипические переносы, это образы мудреца, философа, учителя, образы матери, образы анимы (прекрасной женщины, женщины-кошки), образы анимуса (образ героя). Как понять о том, что состоялся перенос? Относительно индивидуального бессознательного образы друзей, знакомых и перенос этих образов проявляется в сравнении кого-то человека с тем, кто вам ранее был знаком, соотнесение этого человека с определенным типом. Определенный набор эмоций, связанный с человеком, будет зависеть от качества и содержания конкретных воспоминаний. В этом случае конкретному человеку приписываются нехарактерные для него причины поведения, появляется желание научить его, исправить, заставить, управлять им. В данном случае нет диалога, как равноценного общения, основанного на интересе к собеседнику, уважению его личностных границ, ценностно-смыслового общения, экзистенциального.

Архетипеческий перенос проявляется в абстрактных чувствах по отношению к конкретному человеку. Это любовь к философу, старцу, учителю, который обладает смыслом, то есть может внести смысложизненные ориентации. Проявляется данный вид переноса в желании общаться, в просьбе внести смысл в какую-то ситуацию, помочь, оценить, направить. Данный вид переноса при поддержке этого конкретного человека, к которому обращаются, имеет позитивные и негативные следствия. С одной стороны, активация данного архетипа в структуре психики позволяет человеку обладать этим смыслом, но с другой стороны, может проявляться зависимость от этого человека, то есть обладание этим смыслом происходит только в результате общения с этим человеком. Признаками зависимости является постоянное желание опереться на этого человека, постоянное обращение к знаниям этого человека. Для человека, на которого переносят архетипический образ, это весьма не полезно, так как приводит к инфляции, раздуванию Эго, то есть к ощущению собственной значимости, особой миссии. Такой человек может считать себя гуру, Великим Учителем, и даже не претендуя на это звание, не афишируя, данное состояние может сохраняться и быть бессознательным для этого человека. Перенос материнского архетипа осуществляется на женщин. Проявляется в ощущении безопасности рядом с этим человеком, ощущения абсолютного понимания, принятия, безусловной любви, такому человеку хочется открыться полностью без опаски. В данном случае признаками зависимости будут служить постоянное желание обратиться к человеку, опереться на него, открыться, покаяться. Для человека, на которого переносят данный образ, это может обернуться инфляцией, ощущением собственной значимости, особой миссии. С другой стороны, человек сам обладает этими способностями, так как у него активизирован архетип, но в силу его диссоциации, они не осознаваемы и появляются в зависимости от этого человека, на которого данный перенос осуществляется.

Перенос анимы/анимуса осуществляется на людей противоположного пола. Заключается в приписывании им определенных качеств, для женщин – это принятие, мягкость, сексуальность, обаяние, красота, при чем принятие на всех уровнях, уровне мысли, чувства, ощущений. Для мужчин – герой, сильный, мужественный, активный, целеустремленный, надежный, лидер, ведущий, опора. Каждый мужчина и каждая женщина в какой-то мере обладает данными качествами. Однако, каждый из них, прежде всего человек, имеющий определенный характер, убеждения, воспитание и набор человеческих качеств, которые могут подходить, а могут и не подходить для совместной жизни. При переносе наблюдается своеобразная игра образов бессознательного, сильнейший сексуальный интерес. Если на этапе переноса осуществляется переход в брачные отношения, то пару ждет много разных приятных и неприятных открытий.

Перенос архетипа тени осуществляется на других людей одного и того же пола. Проявляется в приписывании отрицаемых у себя качеств, причин поведения, вытесненных желаний, проявляется в фантазиях на счет другого. Это своеобразная озабоченность другими, больше чем собой, контроль за другими, иллюзия управления, влияния. Когда человек говорит не о своих мыслях и чувствах, а апеллирует к другим, выражает свое за чужое, либо контролируя других, приписывая им определенные причины поведения.

Каждый из нас в той или иной мере является объектом для переноса также как и каждый из нас переносит. Данная заметка позволяет выявить признаки переноса и определить для себя те типы переносов, которые возможны. Зачастую происходит так, что сам человек предлагает крючок для проекции и даже приманивает на нее. К примеру, у человека активизирован архетип Старца, таким образом, у окружающих его людей возникает контрперенос. То есть они проецируют архетипический образ Старца на этого человека. Хотя любой человек несет в себе разнообразное архетипическое содержание и ничто человеческое для него не чуждо. Или женщина с активизацией архетипа анимы привлекает мужчин своей мягкостью, добротой, эротичностью, нежностью. У окружающих происходит активизация данного архетипа и также в этом человеке перестают видеть человеческое. Женщина распространяет вокруг себя ауру влюбленности, именно влюбленности, но не любви. Важно понимать, что проецирование является обычным процессом для человека, и в целом его можно оценивать позитивно. Однако, в общении с другим человеком очень важно приходить к диалогу, то сеть видеть человеческое в человеке и понимать, что архетипические образы несут энергетическую составляющую в нашей жизни, позволяют осмысленно жить, быть хорошими родителями для своих детей, именно в них содержится сексуальность и они несут красоту взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Интеграция данных образов позволяет мужчине обратиться к своим собственным чувствам, интегрировать внутреннюю женщину, стоять на службе чувства, женщине интеграция анимуса позволяет быть целеустремленной активной, проявлять свои лидерские качества. Интеграция материнского архетипа позволяет человеку возможность быть для самого себя матерью, то есть принимать всевозможные свои детские проявления, поддерживать себя, дает способности к обновлению свою внутренних состояний, высвобождению и разрушению старых умерших состояний психики.

Психологический перенос является терапевтическим инструментом, обычно психологу приписывают идеализированный образ, сверхвозможности, психолог предстает некой мана-личностью. Интеграция данного бессознательного образа также помогает клиенту стать самому для себя аналитиком. И это один из самых важных этапов работы психолога. Важно также понимать, что хорошая работа по анализу и интеграции бессознательных образов сопровождается сильнейшими переживаниями и аффектами.

Важно не только осознание происходящих процессов, но чувствование того, что происходит. Существует очень неплохой способ самостоятельно справиться с переносам и наконец-то прейти к Диалогу. Это гештальт-техника, данная техника в отличие от техник, принятых в аналитической психологии позволяет прочувствовать образ, использование данной технике позволяет активизировать соматический уровень, уровень чувств и мыслей для интеграции проецируемых образов. Для этого необходим наблюдатель, пустой стул и вы сами. Первоначально вы описываете образ того человека, который вы переносите на других, желательно детально описать все качества этого человека, мысли и чувства, адресованные ему, вопросы и ожидания. Затем пересесть на место пустого стула и стать описанным образом, ответив на те ожидания, чувства и мысли, высказанные вам. Наблюдатель необходим для того, чтобы развивать третью позицию восприятия и, кроме того, наблюдатель может помочь вам описать тот образ, задавая конкретизирующие вопросы. Безусловно, если такого человека, которому довериться можно достаточно полно, нет, то лучше обратиться к психологу.

Понять то, что есть диалог можно только в том случае, если вы задаете вопрос о мнении, с интересом к этому мнению относитесь, помогаете осознать человеку то, что вам известно. Это, прежде всего, искренний взаимный интерес к собеседнику, наличие открытых вопросов, доверие к выбору другого, желание понять другого, когда другой значим и ценен, это одномоментное существование в диалоге с ощущением значимости и ценности другого человека. В диалоге проявляется умение принять накопившиеся эмоции, бережное отношение к проявленному вниманию, умение придать силы другому, уверенность в том, что она сам сможет в трудной ситуации на себя опереться.. В диалоге кроется понимание, взаимное чувствование друг друга, то есть более или менее трезвое реальное отношение к другому, уважение к его личностным границам (это право на собственное мнение, представление о себе, других, право на удовлетворение собственных потребностей определенным способом). Желаю всем здорового диалога и большей актуализации своих безграничных возможностей!

Перенос в психотерапии

Представление клиентом психотерапевта как некой значимой для него фигуры, например родителя. Возможность переноса в психотерапии или психологическом консультировании в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических школ.
Феномен переноса присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта, предметом которого является некая проблемная, фрустрирующая ситуация, часто имеющая корни в межличностном общении.
Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос — это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями). Гринсон (1965) предложил более обобщенное определение: «Перенос — это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии.
В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты (Gelso, Fretz, 1992):
1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени.
2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной.
3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.
4. Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В некоторых школах консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

С диагностической точки зрения ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего. Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно «подпитываются» коварными реакциями переноса.
Решение, стоит ли делать перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Первый вариант приводит к значимым внутренним изменениям, а второй чаще сохраняет status quo. Конечно, выбор всегда определяется конкретной ситуацией.
В следующих случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию:
— при искаженном восприятии реальности;
— при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия);
— при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;
— когда клиент из — за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации;
— когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Своеобразным проявлением переноса являются подарки, которые служат формой выражения чувств к консультанту. Дарение может означать многое и усложняет консультирование. Иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет доказать знание вкуса и потребностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного характера.
Не следует забывать, что во многих случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента, нарушить отношения.

Случаи неиспользования переноса в психотерапии Когда феномен переноса недостаточно выражен. Когда чувство переноса хотя и бывает сильным, но не связано с прорабатываемой проблемой и не мешает дальнейшему ходу психотерапии…

Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

В любой ситуации консультирования не может происходить правильное эмоциональное взаимодействие, не принимая во внимание Сиамских близнецов — перенос и контрперенос. Как правило, они существуют вместе. Вследствие этого иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитной ленты. Обобщенно, это перенос чувств, влечений и положений из «там и тогда» в «здесь и теперь» и наоборот, который выполняет как клиент в отношении консультанта (перенос), так и консультант в отношении клиента (контрперенос).

Перенос.

Это одно из важнейших открытий S.Freud и краеугольный камень психоанализа. Психоанализ нередко определяется как систематический анализ переноса. Вначале Freud считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907 году, когда C.Jung первый раз посетил S7Freud в Вене, взгляд последнего на перенос изменился. Это произошло после того, когда, спросив Jung, что он думает о переносе, Freud получил ответ: «Это есть альфа и омега терапии».

Можно утверждать, что возможность переноса в консультировании и психотерапии сегодня в большей или меньшей степени признают представители почти всех теоретических ориентаций. Он является составной частью любого консультативного (терапевтического) контакта. Тем более, что перенос проявляется в любых межличностных отношениях людей, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. В консультативном контакте консультант в большей мере остается анонимным, потому что относительно мало говорит о себе и, поскольку клиент обращается к нему за помощью, он является авторитетом. В обоих случаях облегчается возникновение переноса.

Как определяется перенос? Здесь возможны два основных варианта. Первый является классическим психоаналитическим определением. В этом случае на перенос смотрим как на оживление комплекса Эдипа в терапевтическом отношении. Реакция на терапевта такова, как если бы он был участником ранней эдиповой ситуации клиента, т.е. отцом или матерью. В таком эдиповом контексте это определение слишком узкое; Его трудно принять, не принимая психоаналитический взгляд на развитие человека. Глядя на перенос, как на универсальный компонент консультативного контакта, его можно было бы определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и положений по отношению к знаменитым в прошлом людям (прежде всего родителям). Greenson (1965; цит. по Сох, 1988) lftn ,jktt ibhjrjt jghtltktybt5

«Перенос — это переживание чувств, влечений, установок, фантазий и защиты по отношению к в настоящем находящемуся человеку, который неадекватен и является повторением реакций, возникших в отношении значимых людей в раннем детстве. Подчеркну, для того, чтобы реакцию можно было считать переносом, должны быть выполнены два условия: она должна быть повторением прошлого и должна быть непригодна в настоящем.»

В консультировании и психотерапии переносы свойственны такие черты (Gelso, Pretz, 1992):

1. Перенос всегда ошибочный, т.е. клиент видя консультанта в свете переноса, представляет его ошибочно. Клиент приписывает консультанту черты, которые свойственны другим отношениям, другому времени и другому месту. Конечно, не все реакции клиентов в отношении консультанта и приписываемые ему черты являются ошибочными, так как не все реакции связаны с переносом. Консультанту важно отличать, какие реакции клиента реалистичны, а какие являются результатом переноса.

2. Перенос может быть положительным или отрицательным. Положительный перенос укоренился в постоянной зависимости клиента от идеализированной отеческой фигуры, которая любит, опекает, ведет к чувству защищенности и творческого самовыражения. Положительные установки клиента в отношении консультанта, возникшие из-за переноса, выражают отношения прошлого, например, когда в детстве клиент чувствовал себя недостаточно любимым родителями, в консультировании у него может быть потребность видеть консультанта более сильным и более любящим, чем он есть в действительности. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменятся, консультирование становится невозможным.

3. Возникновение переноса в консультировании облегчает нейтральность и неопределенность консультанта.

Употребление понятие нейтральности в психотерапии не имеет определения. Это не является равнодушием или недостатком заботливости. Нейтральность в консультировании означает, что консультант беспристрастен и не навязывает свои ценности и взгляды клиенту. Неопределенность означает нераскрытие клиенту своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создает специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.

4. Перенос является бессознательным.

Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательные, но сам факт, что они принесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамического уклона стремятся побуждать клиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос часто возникает в тех областях, где чаще всего имеются нерешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Люди более склонны искажать восприятие настоящего, когда они связаны с теми эпизодами прошлого, которые отражают неразрешенные конфликты со значимыми личностями.

В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, как ранние опыты, связанные со значимыми личностями (родители, близкие), специфичным способом модифицируют реакции настоящего. Это очень важно в тех случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы в отношениях с другими постоянно «питают», поддерживают коварные реакции переноса. Консультант, будучи объектом проекций переноса, интегрируя эти проекции, может предоставить клиенту возможность взглянуть на свое поведение в перспективе причинности, а также корректировать свои установки, чтобы на них не воздействовали опыты, травмы и фантазии прошлого. Такая работа придает консультированию характер «корректирующего эмоционального опыта».

Решение, делать перенос объектом обсуждения или не делать, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением в медицине. Первый вариант значимые внутренние изменения, а второй чаще означает сохранение status quo. Конечно, выбор всегда определяет конкретная ситуация. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента, интерпретировать их. Это:

— при искаженном восприятии реальности;

— при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия);

— при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;

— когда клиент из-за ослабления механизмов самозащиты не может быть толерантным к тревоге и фрустрации;

— когда целью консультирования является решение не глубинных конфликтов личности, а например, приспособление к настоящим жизненным ситуациям.

Однако не следует забывать, что в консультировании много проблем, особенно у клиентов, может возбудить так называемый нерешенный перенос, когда консультативный контакт прекращается, не обсудив до конца интенсивную любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос), или ненависть к нему (отрицательный перенос). Поэтому консультанту в любом случае не подобает игнорировать чувства, которые возникают. Они должны быть обсуждены, конечно, выбирая нужную степень глубины обсуждения.

То, что происходит в ходе консультирования, говоря о переносе, похоже на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от точки зрения на родителей как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как более или менее простых людей, тем не менее занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире. Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента. Тем самым перенос создает условия клиенту «включить» консультанта внутрь себя, создавая здесь специфичную, однако надежную инстанцию, в которую можно обращаться пр возникновении трудностей в жизни.

Положительный перенос, которому всегда характерна определенная, чаще всего временная, идеализация консультанта, несет в себе и эротичный компанент. Он проявляется, когда консультант и клиент разнополые и клиент гетеросексуальной ориентации. Эротичная установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно — паузами молчания, жалобами, что нечего сказать, и что голова совсем пустая; манипуляциями, если консультант не пришел или опаздывает, забывчивостью уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из-за консультанта; зависимостью от демонстрирования консультанта, сплошь цитируя его и т.п.

Одним из возможных выражений чувств клиентов в отношении консультанта являются подарки консультанту. Это нелегкая ситуация в консультировании, потому что подарки могут означать многое. Иногда это просто взятка. Иногда подарки показывают желание клиентов иметь особые, интимные отношения с консультантом; выбором подарка пытаются показать, что клиент исключительно знает вкус или потребности консультанта. При таких мотивах консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипуляционного характера с клиентами. Однако иногда подарки отражают искреннюю благодарность клиентов, их уважение консультанту, и отказ от них может оскорбить чувства клиентов. Вообще, в ситуациях консультирования лучше избегать подарков, за исключением окончания консультирования, когда подарок может стать последней возможностью обсудить с клиентом, чего удалось достичь в процессе консультирования и насколько подарок соответствует (или не соответствует) реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле.

Когда клиенты одним или другим способами выражают свои чувства консультанту, последний должен относиться к этому с пониманием. Важно понять, что клиенты показывают свои искренние чувства, хотя часто и нереалистичные. Когда консультант способен принять чувства клиентов, не отвечая на них, однако не заставляя клиентов чувствовать себя отвергнутыми, консультирование становится глубже и интенсивнее. Клиентам должно быть совершенно ясно, что консультант не может быть их сексуальным партнером. Такое табу помогает им понять, что не все потребности в консультировании, как и в жизни, могут быть удовлетворены.

Контрперенос.

Так как консультативный контакт является улицей двухстороннего движения, очевидно, что и консультант вносит в это отношение свои реакции переноса, которые называются контрпереносом. Это тоже универсальное явление в психологическом консультировании и психотерапии, как и перенос. Независимо от зрелости личности консультанта или его умения решать свои конфликты, он человек и неизбежно имеет нерешенные внутренние конфликты. Эти болевые точки и являются источником реакций контрпереноса. Реакции контрпереноса возникают, когда высказанные клиентом проблемы связаны с нерешенными внутренними конфликтами консультанта.

Gelso и Pretz (1992) различают тотальное, очень широкое и классическое, поуже определения контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. В этом смысле в круг реакций контрпереноса попадают и совершенно реальные реакции консультанта на клиента, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение контрпереноса характеризует его как ответный перенос консультанта на перенос клиента. Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как перенос консультанта на предоставленный клиентом материал

— как связанный с переносом, так и не связанный.

Каковы часто встречающиеся формы контрпереноса?

1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими хорошо оцененным.

2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо думать, не придти на встречу и т.п.

3. Эротично и сексуально провоцирующие чувства консультанта в отношении клиентов; сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4. Преувеличенные реакции на клиентов, провоцирующих чувства консультанта, связанные с нерешенными внутренними конфликтами.

5. Давать клиентам компульсивные советы, занимая пророческую позицию и диктуя клиентам, как они должны жить.

Терапевтичен или антитерапевтичен контрперенос? Помогает или мешает консультированию? Сам по себе он ни хорош, ни плох? Ответы на эти вопросы зависят от того, как проявляется контрперенос — или как внешнее поведение, или как внутренний опыт консультанта. В первом случае имеем в виду то, что консультант делает на основе своих внутренних конфликтов. Очевидно, что в этом случае контрперенос должен контролироваться и обсуждаться с коллегой профессионалом или в специальных группах профессионалов, потому что неосознанный, неопознанный и неконтролируемый контрперенос уничтожит объективность консультанта. Как внутренний опыт консультанта, контрперенос может быть весьма ценным в консультировании (Gelso, Fretz, 1992) так как помогает лучше понять, какое влияние поведение клиента имеет на него и на других людей. В любом случае влияние контрпереноса на ход консультирования зависит от желания консультанта, готовности взглянуть на свои настоящие чувства в отношении клиентов и их истоки.

«Синдром сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

1.монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

2.вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

3.строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

4.работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

5.напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

6.нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

7.работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

8.неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: «мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни»; «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них» и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания»:

культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

1.внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

2.поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

3.удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

4.стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

5.способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

6.открытость новому опыту;

7.умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

8.обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

9.чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

10.участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

11.участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Эффект переноса: понятие, классификация, примеры в психологии и жизни

  • 6 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Michail Shattrie

Эффект переноса в психологии — одно из наиболее интересных понятий, изучаемое известными сторонниками психоанализа и представителями науки на протяжении многих лет.

Перенос в психоанализе — процесс проецирования личностью собственных чувств, эмоций и переживаний на другого человека. Изучением данного феномена впервые занялся Фрейд после рассказа своего коллеги об интересном случае, с которым он столкнулся в собственной практике.

Пациентка психотерапевта после одного из сеансов бросилась к нему в объятия. На основании данной реакции психотерапевт сделал вывод о собственной привлекательности и сексуальности. Однако Фрейд, проанализировав рассказ коллеги, пришел к другому выводу. Ученый посчитал, что пациентка во время сеанса психотерапии воспринимала голос специалиста со стороны.

В подсознании девушки в процессе беседы воскресли впечатления и эмоции, которые она давно пережила. Голос аналитика напомнил ей голос другого мужчины — к примеру, отца, и чувства, возникшие во время сеанса психотерапии, были направлены на отца, но спроецированы на психотерапевта.

Определение

В психологии перенос — это проекция эмоций с человека, к которому их испытывают, на личность-заместитель. Роль заместителя обычно отводится важному для лица человеку из прошлой жизни, а отношение к нему проецируется на того, с кем общение происходит на данный момент.

Перенос не разряжает эмоции на заместителе: к примеру, чувство агрессии люди обычно проецируют на более слабых психически, при этом понимая, что не они являются причиной плохого душевного состояния или настроения, но продолжая вымещать на них злость, предназначенную другим.

В Японии широко распространен эффект разрядки в крупных компаниях, где сотрудники вымещают злость на кукле, имитирующей их начальника. Такое поведение понижает уровень стресса, но не относится к переносу: в психологии данное явление значительно глубже и подразумевает перенос чувств иного рода.

В процессе переноса человек не понимает того, что испытываемые им чувства направлены не на конкретный объект, а на личность из его прошлого. В роли такой фигуры в большинстве случаев выступает значимый человек из раннего детства — к примеру, родители.

В течение жизни может возникать проекция на «подходящего» человека, причем большей частью он не догадывается о том, какую роль играет. Эффект переноса может затрагивать как положительные, так и отрицательные чувства — главное, что в прошлом они были значимыми.

Примеры в жизни

Ярким примером переноса в психологии может стать поиск мужчиной любящей, заботливой и безгранично преданной жены по аналогии со своей гиперактивной матерью. В запущенных случаях такой человек будет пытаться отыскать авторитарные черты характера даже у тех женщин, которые не обладают ими.

Часто встречаемый жизненный пример эффекта переноса — женщины, уверенные в том, что «все мужики — козлы». Проецирование подобного мнения происходит с одного мужчины на другого и постоянно, что оказывает разрушительное влияние на личную жизнь дам. Женщины ищут подвох во всех представителях сильного пола, даже тех, кто показал себя только с положительной стороны.

Соответственно, любые отношения раз за разом будут терпеть фиаско. Главное в этом то, что процесс переноса неосознанный, ввиду чего человек не способен его контролировать. Люди не понимают, что приписывают кому-то не его естественное поведение, а собственные личные фантазии, которые зачастую не имеют ничего общего с реальностью.

Все дело в том, что человеческая психика сама по себе ленива и инерционна, из-за чего ей проще использовать уже имеющиеся шаблоны, нежели формировать новые и прорабатывать отношения с самого начала. На воспроизведение шаблонных действий тратится в разы меньше энергии, причем для подсознания нехарактерны такие категории, как настоящее, будущее и прошлое.

В итоге складывается ситуация, в которой человек воспроизводит то, что давно кануло в лету, вступая в новые отношения. Более-менее приемлемый вариант — когда перенос носит положительный характер, в противном же случае такая проекция чревата большими проблемами.

Психоанализ

Во взаимоотношениях людей немаловажную роль играет психологический перенос, широко применяемый в психоанализе с целью изучения пациентов. Подобная терапия была подробно описана Юнгом в «Психологии переноса»: согласно ее постулатам, терапевт помогает пациенту выстроить отношения с ним по образцу, привычному для клиента и подразумевающему перенос эмоций на психолога.

Подобный метод психоанализа позволяет специалисту тщательно изучить поведение своего пациента в настоящем и помочь ему определить, в чем он ошибается, а в чем прав. Клиент при помощи такой психоаналитической терапии реконструирует собственное прошлое, изменяя свою жизнь — настоящую и будущую. Главная задача психоаналитика во время сеансов — помочь пациенту вспомнить значимые события из детства, которые он перенес в свою жизнь.

Следующий этап психоанализа — повторное проживание травмирующего момента и его исправление в прошлом. Самопроизвольное разрушение эмоционального блока, возникшего на фоне старой проблемы, происходит при ее благополучном разрешении, и человеку не нужно постоянно переносить старые эмоции в настоящее.