Кто такой маслоу

Теория иерархии потребностей

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 сентября 2013 года.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972).

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований.

Маслоу, Абрахам Харольд

Абрахам Маслоу

Abraham Maslow

Дата рождения

1 апреля 1908

Место рождения

Бруклин, Нью-Йорк

Дата смерти

8 июня 1970 (62 года)

Место смерти

Менло-Парк, Калифорния

Страна

США США

Научная сфера

психология, основатель гуманистической психологии

Место работы

  • Брандейский университет
  • Бруклинский колледж

Альма-матер

  • Висконсинский университет в Мадисоне
  • Корнеллский университет
  • Городской колледж Нью-Йорка

Учёная степень

доктор наук

Научный руководитель

Харлоу, Гарри Фредерик

Известные ученики

Steve Andreas

Награды и премии

Гуманист года (1967)

Абрахам Маслоу на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Маслоу.

А́брахам Масло́у (англ. Abraham Maslow ; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы. В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 года. Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология.

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии — революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916—2008), жена антрополога Оскара Льюиса.

Научные воззрения Маслоу

Основная статья: Самоактуализация Основная статья: Пирамида потребностей по Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации.

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.

Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии, получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание.

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация

Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самоактуализации» (Потребность в личностном росте)

Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек «в среднем» удовлетворяет свои потребности. Это, впрочем, не исключает другого порядка в частных случаях, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью;
  • Принятие (себя, других, природы);
  • Непосредственность; простота; естественность;
  • Сосредоточенность на проблеме ;
  • Способность обособиться; потребность в уединении;
  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения;
  • Сохраняющаяся свежесть восприятия;
  • Мистический и вершинный опыт;
  • Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)
  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения;
  • Демократичность;
  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое;
  • Философский, незлобный доброжелательный юмор;
  • Креативность;
  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

> См. также

  • Пирамида потребностей по Маслоу
  • Самоактуализация
  • Гуманистическая психология
  1. 1 2 3 Notable Names Database — 2002.
  2. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 285. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  3. 1 2 Ruth Lewis
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Фрейджер, Роберт; Фейдимен, Джеймс. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — Прайм-Еврознак, 2004.
  5. 1 2 3 4 5 6 Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
  6. 1 2 3 4 5 Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб.: Евразия, 2003.
  7. Psychology History Архивировано 20 декабря 2015 года.
  8. Dr. Abraham Maslow, Founder Of Humanistic Psychology, Dies, New York Times (June 10, 1970). Дата обращения 26 сентября 2010. «Dr. Abraham Maslow, professor of psychology at Brandeis University in Waltham, Mass., and founder of what has come to be known as humanistic psychology, died of a heart attack. He was 62 years old.».
  9. 1 2 Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. Сборник. — Смысл, 2002. — С. 29—37.
  10. Гл. 4. Теория человеческой мотивации // Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. А. М. Татлыбаевой. — К.: Psylib, 2004.

> Литература

  • Thought: A Review of Culture and Idea. — 1991. — Vol. 66. — № 260.
  • Official Abraham Maslow Publications Site (англ.)
  • Абрахам Маслоу
  • А. Маслоу «Теория человеческой мотивации» (цит. по: Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 77—105)
  • Абрахам Маслоу и теория самоактуализации

Кто такой Маслоу и почему его идеи продолжают жить?

Полное имя известного психолога — Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970). Его можно смело назвать одним из основателей современной психологии. Ученый разработал иерархию человеческих потребностей — «Пирамида Маслоу», которая нашла свое применения во многих сферах жизни общества.

Абрахам Маслоу был в числе первых, кто стремился изучить природу человека не только в контексте расстройств и болезней психики, как сложилось в практике, но и сконцентрироваться на познаниях глубинной сущности человека здорового.

В середине прошлого века идеи Маслоу совершили переворот в области психологии. Сначала они были восприняты настороженно и критично, поскольку шли в разрез с существующими представлениями (психоанализ Фрейда и бихевиоризм), что человеком движут бессознательные импульсы и инстинкты. Маслоу верил в более высокую сущность человека — в его огромный потенциал, стремление и способности к саморазвитию и самореализации, в позитивные проявления человеческой личности такие, как любовь, альтруизм, креативность и т.д. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее важны и интересны.

Знаменитый психолог стал также широко известен благодаря созданию иерархической модели человеческих потребностей – Пирамида Маслоу. Данные идеи ученого были впервые опубликованы в 1943 г. в журнале Psychological Review. В иерархии потребностей рассматривалось 5 уровней.

Эта ступенчатая модель подразумевает, что только после удовлетворения потребностей, размещенных на более низких уровнях, у индивидуума появляются запросы, относящиеся к более высоким сферам. Однако Маслоу признавал, что данная модель обобщенная, не является фиксированной и во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Существуют же такие явления как голодный поэта, альпинист, который игнорирует безопасность в своей решимости достичь вершины или человек, который уходит от социума, чтобы стать отшельником.

Маслоу определил самореализацию, самоактуализацию (развитие и реализация своих способностей) как вершинное переживание личности. Но в последние годы жизни он пересмотрел свою теорию и признал, что переживанием наивысшего порядка является не самореализация, а самотрансцендентность – выход за пределы собственного я. Состояние, когда человек всецело до самозабвения поглощен, сконцентрирован или зачарован происходящим. В такие моменты человек может чувствовать свое единство с кем угодно или даже с чем угодно за пределами границ своего Я, собственной психики. Примерами может служить медитация, погруженная молитва. Такое состояние часто связано с глубоким духовным опытом индивидуума.

Концепция Маслоу о мотивации и потребностях личности со временем прибрела простую схематичную форму пирамиды или треугольника (рис. выше), что способствовало её быстрому распространению и популяризации за пределами психологических наук.

На идеи знаменитого психолога обратили внимание в сфере управления персоналом. Менеджеры стали приходить к пониманию того, что можно добиться повышения производительности труда, выходя за рамки сложившейся примитивной схемы «работа-деньги». Необходимо также создать условия работнику для возможности удовлетворения более высоких потребностей из Пирамиды Маслоу. На предприятиях стали возникать и развиваться идеи о правильной расстановке кадров, развитии персонала, перемещении по вертикальной и горизонтальной карьерной лестнице и т.д.

Пирамиду потребностей Маслоу стали применять в своей практике экономисты и маркетологи. Товар стал рассматриваться не только как набор определенных свойств, но и в плане того, какую конкретную человеческую потребность он удовлетворяет. Маркетологи предприятий начали ломать головы — как в своем продукте можно соединить удовлетворение как можно большего числа потребностей покупателя. Например, создавая бренд (статусный дорогой продукт) производители стремятся удовлетворить не только какую-то одну потребность из нижних ступеней, но также реализовать запросы из верхних рядов Пирамиды – в признании и уважении.

Итак, иерархическая концепция потребностей по Маслоу широко применяется в теориях менеджмента, в теории мотивации и поведения потребителей, в социологии и др.

Обобщая информацию, хочется сказать о личности Маслоу, что его гуманистический подход является своеобразной философией жизни, основанной на позитивных взглядах на природу людей, а также является одной из самых ранних попыток в психологии учитывать в человеческом существе его духовное начало.

Биография Абрахама Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в семье евреев, которые переехали в США из Российской империи. Он был первенцем у многодетных Самуила и Розы Масловых. Если бы не определенные обстоятельства, вынудившие семью покинуть Россию, вполне возможно, что знаменитого психолога мы бы знали как нашего соотечественника по фамилии Маслов Абрам Григорьевич.

Детство Маслоу было трудным, если не сказать тяжелым. Он и еще 6 детей — его братьев и сестер росли в бедности и равнодушии со стороны родителей. Отца очень часто не было дома, а мать была чрезмерно строгой и отстраненной, от неё дети не видели ни любви, ни заботы. Отец Маслоу частенько выпивал и обижал сына, груба критикуя его внешность и черты характера.

Когда Абрахаму было 9 лет, семья из еврейского района перебрались в другой. Внешность мальчика была характерно еврейской и поэтому ему пришлось столкнуться с большими трудностями – враждебностью и расовой дискриминацией.

Не находя понимания и любви среди людей, Маслоу нашел утешение в библиотеке за чтением книг.

Окончив в 1926 году школу, в которой Абрахам был одним из лучших учеников, он по наставлению отца поступил в юридический колледж Нью-Йорка. Однако спустя некоторое время Маслоу осознает, что юриспруденция не его стезя.

В 1928 он покидает Нью-Йорк и поступает Висконсинский университет (Мадиссон), на базе которого оканчивает курс по изучению психологии, после чего в 1930 году становится бакалавром, через год оканчивает магистратуру и еще через пару лет спустя получает степень доктора психологии.

В это время в 1928 году происходят изменения и в личной жизни Абрахама — он делает предложение руки и сердца своей кузине Берте Гудман, которую любил еще с подросткового возраста. Его чувства оказались взаимны и они создают семью. Учеба и бракосочетание стали для него ключевыми жизненными событиями. Маслоу стал не только хорошим мужем, но и отцом двух прекрасных дочерей. «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь». Эти счастливые семейные годы продлятся до самой смерти ученого.

В 1934 году Маслоу возвращается в Нью-Йорк, работает при Колумбийском университете вместе с известным бихевиористом Эдвардом Торндайком. Вначале он также был сторонником бихевиоризма, однако вскоре его увлекли другие концепции.

В 1937 году Абрахам Маслоу занимает должность профессора при Бруклинском колледже, в котором трудился 14 лет. Нью-Йорк того времени он вспоминает как центр мира психологии: услуги психологов, психотерапевтов и психоаналитиков были весьма востребованы. Здесь Маслоу познакомился с рядом знаменитых ученых из европейских стран, искавших в Соединенных Штатах убежища от нацизма: Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Карен Хорни, Куртом Гольдштейном, а еще с Рут Бенедикт и родоначальником гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. Рут и Макс стали наставниками и друзьями для Маслоу, а также вдохновили его на исследование самоактуализирующихся личностей. Толчком для начала его работы над теорией самоактуализации стали огромный интерес и страстное желание ученого понять «каким образом им (Бенедикт и Вертгеймеру) удается так кардинально отличаться от других живущих в этом мире людей».

Вначале пути гуманистические идеи Маслоу вызвали у его соотечественников — психологов, сторонников бихевиоризма или фрейдизма, весьма негативную оценку. В то время как студенты обожали Маслоу, известные журналы и издания по психологии отказывались публиковать его научные труды, а коллеги — сотрудники кафедры старались избегать.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в недавно основанном университете Брандейса и занимал эту должность до 1969 года. С этого момента его идеи начинают постепенно признаваться, а гуманистическая психология формируется в качестве самостоятельного направления. К Маслоу приходит признание, а в 1967 году его даже избирают главой Американской ассоциации психологов, чему он был весьма удивлен.

Абрахам Маслоу скончался в 1970 г. в Менло-Парк, (Калифорния) от сердечного приступа в возрасте 62 лет.