Личностное самоопределение

Виды самоопределения в психологии

В психологической литературе часто выделяют три типа самоопределения:

  • личностное самоопределение;
  • жизненное самоопределение;
  • профессиональное самоопределение.

Жизненное и личностное часто отождествляются, однако, по мнению авторов классификаций, они отличаются тем, что личностное нацелено на определение своего аутентичного Я, а жизненное — это проигрывание социальных ролей, которые берет на себя человек. К ним прилагаются повадки, неварбальная и вербальная речь, стиль поведения и реагирования, манеры и т. д.

Аутентичный образ — это обнаженный образ без примерки на себя различных ролей, который раскрывается, когда мы остаемся одни дома, снимаем «маски». Это и есть мы — результат нашего личностного самоопределения.

Общество даже в размере одного человека может диктовать совершенно другие модели поведения. Следуя им, мы приобретаем свой жизненный образ — результат нашего жизненного самоопределения.

Выбор профессии — одно из важнейших решений в нашей жизни. Он определяет дальнейший путь личности. К сожалению или к счастью, данный выбор мы делаем в аффективном и эмоционально нестабильном возрасте. У некоторых личностей профессиональное самоопределение случается раньше личностного. Это происходит в том случае, когда ребенок уже в три года знает, кем он будет в будущем, и действительно добивается своих целей.

Но психология считает, что данный тип самоопределения базируется на двух предыдущих, ведь вопрос «Кем я буду?» нужно задавать после ответа на вопрос «Кто я?»

Типы личностного самоопределения

Данная классификация была предложена одним из психологов более двадцати лет назад:

  • гармоничное самоопределение;
  • стагнирующее самоопределение;
  • беспечное самоопределение;
  • негативное самоопределение;
  • защитное самоопределение.

Что такое самоопределение гармоничное? Это положительная оценка настоящего, когда человек доволен тем, что происходит с ним сейчас, он положительно смотрит в будущее и убежден, что все его планы осуществятся.

Стагнирующее самоопределение характеризуется удовлетворенностью своим настоящим, но страхом перед будущим, страхом перед изменениями в жизни. Это может спровоцировать развитие неуверенности в себе.

Что такое самоопределение беспечное? Оно характеризуется положительной оценкой настоящего, но безответственностью перед будущим, надеждой на то, что все решится само собой или кто-то поможет.

Негативное самоопределение — это неудовлетворенность настоящим, все, что происходит в данный момент, считается неправильным и неблагополучным. Нет планов на будущее, все делается вынужденно и по течению.

Защитное самоопределение — это неудовлетворенность нынешней ситуацией, которая трактуется личностью как временные трудности. Будущее видится положительным и со множеством перспектив для самореализации.

Выбор профессии

Как правило, массовое профессиональное самоопределение обучающихся происходит в преддверии выпускного. Ученик зубрил много различных предметов, а это дает возможность объективно оценить себя и понять, что дается более сложно, а что легко.

Ученикам часто сложно определиться с будущей профессией, потому что многие основываются на нескольких дисциплинах одновременно, а другие вообще не имеют ничего общего со школьной программой.

На помощь им приходят профориентационные тренинги и занятия, на которых можно узнать о новых востребованных профессиях, сопоставить их со своими профессиональными качествами и попробовать примерить на себя эти роли.

11. Духовное самоопределение человека

Право как совокупность норм и правил, санкционированных государством, регулирует отношения между людьми в процессе их сотрудничества и удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также отношения в области развития творческой деятельности. Эти отношения могут носить самый разнообразный характер: экономический, политический, имущественный. Они могут быть связаны с межличностными отношениями в семье, в производственной и творческой индивидуальной деятельности, в свободном общении. Правовая норма предъявляет к людям данной социальной общности определенные требования, нарушение которых карается определенными мерами. Право, принимая форму объективного требования в виде тех или иных правил, регламентаций или запретов, устанавливает разумный мирный справедливый порядок в общежитие людей. А правосознание, осмысливая логику тех или иных правовых норм, принимая их в свою душу, оценивает разумность или неразумность той или иной правовой нормы. Развитое правосознание умеет различать, где начинает действовать установленная правом норма, а где она кончается и начинается произвол. Таким образом, правосознание состоит в том, что человек не только знакомится с правовыми нормами, понимая их смысл, но и сознает то, что можно и что «должно» делать человеку, как поступать в тех или иных случаях.

Право как нечто объективное, отмечает Л.И. Петражицкий, сопровождается правовыми переживаниями, при этом правовые эмоции создают и правовые отношения, и правовой опыт, на основе которых формируется и развивается ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ. Положительное, зрелое правосознание основывается на духовных самоиспытаниях каждой отдельной личности, закладывающих в душе человека основы духовного опыта. И развитие правосознания, правового состояния человека всецело зависит от его способности расширять свой духовно-правовой опыт, от способности применять объективные правовые нормы в своей индивидуальной жизни, в своих отношениях с другими людьми, обладающими тем или иным уровнем духовного правосознания. Право без правосознания мертво. Только погружаясь в духовную сферу бытия человеческой индивидуальности и тем самым становясь ПРАВОСОЗНАНИЕМ, право становится мощной творческой духовной силой. И правосознание нуждается в праве, чтобы принять в свою душу объективно существующие законы и правила человеческих отношений.

Именно из этой взаимосвязи права и правосознания рождаются ДУХОВНО-ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. И.А. Ильин специально подчеркивает, что духовное назначение права состоит в том, чтобы ЖИТЬ В ДУШАХ ЛЮДЕЙ, наполняя своим содержанием их переживания и слагая таким образом в их сознании внутренние ПОБУЖДЕНИЯ… Задача права состоит в том, чтобы СОЗДАТЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА МОТИВЫ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, которое должно быть основано на добровольном выполнении различных обязанностей. И воспитывающими являются правовые акты, в которых личность сама признает необходимость выполнения тех или иных правовых норм, когда сама вменяет себе в обязанность выполнять различные требования права. И это СВОБОДНОЕ ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ есть высший ЗАКОН ДУХОВНО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. И духовная жизнь страны как раз и определяется множественностью этих духовно-творческих свободных самоопределений.

Таким образом, право, объективное по своему содержанию, становясь необходимой формой бытия личности, способно ДУХОВНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МИРЫ, ПРИВОДИТЬ В ДВИЖЕНИЕ огромные массы людей. Этот чисто социально-психологический механизм единения людей крайне важен для реформ и обновления правовых норм, законов. В этой борьбе за обновление правовых норм требуется самая высокая духовность, соединяющая в себе щедрость души и милосердие, любовь к людям, государству и к его традициям, знание исторической правды, социальной справедливости и тех просчетов, которые были сделаны ранее многими реформаторами и преобразователями правовых нормативов. В этой борьбе должно быть то, что Ильин называл «духовной настроенностью в отношении к себе и к другим», инстинктивным ПРАВОЧУВСТВИЕМ, в котором человек утверждает собственную духовность и признает духовность других, и хорошее знание таких аксиом правосознания, как: чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и к самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. На основе этих аксиом рождается взаимность и солидарность, духовное согласие и стремление к искреннему сотрудничеству. Право, как Любовь и Свобода, является своего рода образом духовной жизни человека на земле или необходимым столкновением высшей духовности с обыденной человеческой душой с ее замурованным глубинным психологическим миром, зажатым суетой и всевозможными тревогами бытия. Духовная жизнь человека нуждается в адекватном духовно-творческом праве, способном примирить человеческую душу с созерцательно-тревожным идеалом.

В основании правосознания всегда пребывают в неразъединяемой связи духовные и рациональные силы человека, его, порой скрытая, тоска по совершенству и воля к сиюминутным суетно-необходимым решениям.

Каждый человек, отмечает Ильин, стремится к тому, чтобы обрести некоторое безусловное по своей ценности жизненное содержание и прилепиться к нему душой, получая при этом оправдания своим поступкам и действиям даже тогда, когда разум подсказывает обратные решения. Необходимость права выражает необходимость духа, ибо воля к праву происходит из воли к духу. Казалось бы, все эти усложненные соотношения права и духовности не имеют отношения к объективным требованиям законов и государства тем более. Однако это не так. Истинное духовно-правовое государство призвано заботиться не только о внешнем воздействии прав, законов и правил на человеческую жизнь, но и о внутреннем самочувствии каждой отдельной личности, ибо право всегда есть мера свободы, и свобода определяется границами, очерченными правом. Эти границы диктуются общей государственной целью бытия, которая не должна противоречить личностным целям граждан. Иными словами государство, имея общую цель создания единого духовно-деятельностного союза своих граждан, призвано обеспечить каждому возможность «идти по линии своих наклонностей» (А.С. Макаренко). И государственный интерес, как высшая цель, состоит в гармонизации всех духовно-личностных и индивидуально-правовых интересов граждан, образующих культуру бытия в данном социуме. Право служит не только свободе, но и той высокой любви и братству между гражданами, которые достигаются, воспитываются и развиваются истинной демократией.

11. Духовное самоопределение человека

Право как совокупность норм и правил, санкционированных государством, регулирует отношения между людьми в процессе их сотрудничества и удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также отношения в области развития творческой деятельности. Эти отношения могут носить самый разнообразный характер: экономический, политический, имущественный. Они могут быть связаны с межличностными отношениями в семье, в производственной и творческой индивидуальной деятельности, в свободном общении. Правовая норма предъявляет к людям данной социальной общности определенные требования, нарушение которых карается определенными мерами. Право, принимая форму объективного требования в виде тех или иных правил, регламентаций или запретов, устанавливает разумный мирный справедливый порядок в общежитие людей. А правосознание, осмысливая логику тех или иных правовых норм, принимая их в свою душу, оценивает разумность или неразумность той или иной правовой нормы. Развитое правосознание умеет различать, где начинает действовать установленная правом норма, а где она кончается и начинается произвол. Таким образом, правосознание состоит в том, что человек не только знакомится с правовыми нормами, понимая их смысл, но и сознает то, что можно и что «должно» делать человеку, как поступать в тех или иных случаях.

Право как нечто объективное, отмечает Л.И. Петражицкий, сопровождается правовыми переживаниями, при этом правовые эмоции создают и правовые отношения, и правовой опыт, на основе которых формируется и развивается ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ. Положительное, зрелое правосознание основывается на духовных самоиспытаниях каждой отдельной личности, закладывающих в душе человека основы духовного опыта. И развитие правосознания, правового состояния человека всецело зависит от его способности расширять свой духовно-правовой опыт, от способности применять объективные правовые нормы в своей индивидуальной жизни, в своих отношениях с другими людьми, обладающими тем или иным уровнем духовного правосознания. Право без правосознания мертво. Только погружаясь в духовную сферу бытия человеческой индивидуальности и тем самым становясь ПРАВОСОЗНАНИЕМ, право становится мощной творческой духовной силой. И правосознание нуждается в праве, чтобы принять в свою душу объективно существующие законы и правила человеческих отношений.

Именно из этой взаимосвязи права и правосознания рождаются ДУХОВНО-ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. И.А. Ильин специально подчеркивает, что духовное назначение права состоит в том, чтобы ЖИТЬ В ДУШАХ ЛЮДЕЙ, наполняя своим содержанием их переживания и слагая таким образом в их сознании внутренние ПОБУЖДЕНИЯ… Задача права состоит в том, чтобы СОЗДАТЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА МОТИВЫ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, которое должно быть основано на добровольном выполнении различных обязанностей. И воспитывающими являются правовые акты, в которых личность сама признает необходимость выполнения тех или иных правовых норм, когда сама вменяет себе в обязанность выполнять различные требования права. И это СВОБОДНОЕ ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ есть высший ЗАКОН ДУХОВНО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. И духовная жизнь страны как раз и определяется множественностью этих духовно-творческих свободных самоопределений.

Таким образом, право, объективное по своему содержанию, становясь необходимой формой бытия личности, способно ДУХОВНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МИРЫ, ПРИВОДИТЬ В ДВИЖЕНИЕ огромные массы людей. Этот чисто социально-психологический механизм единения людей крайне важен для реформ и обновления правовых норм, законов. В этой борьбе за обновление правовых норм требуется самая высокая духовность, соединяющая в себе щедрость души и милосердие, любовь к людям, государству и к его традициям, знание исторической правды, социальной справедливости и тех просчетов, которые были сделаны ранее многими реформаторами и преобразователями правовых нормативов. В этой борьбе должно быть то, что Ильин называл «духовной настроенностью в отношении к себе и к другим», инстинктивным ПРАВОЧУВСТВИЕМ, в котором человек утверждает собственную духовность и признает духовность других, и хорошее знание таких аксиом правосознания, как: чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и к самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. На основе этих аксиом рождается взаимность и солидарность, духовное согласие и стремление к искреннему сотрудничеству. Право, как Любовь и Свобода, является своего рода образом духовной жизни человека на земле или необходимым столкновением высшей духовности с обыденной человеческой душой с ее замурованным глубинным психологическим миром, зажатым суетой и всевозможными тревогами бытия. Духовная жизнь человека нуждается в адекватном духовно-творческом праве, способном примирить человеческую душу с созерцательно-тревожным идеалом.

В основании правосознания всегда пребывают в неразъединяемой связи духовные и рациональные силы человека, его, порой скрытая, тоска по совершенству и воля к сиюминутным суетно-необходимым решениям.

Каждый человек, отмечает Ильин, стремится к тому, чтобы обрести некоторое безусловное по своей ценности жизненное содержание и прилепиться к нему душой, получая при этом оправдания своим поступкам и действиям даже тогда, когда разум подсказывает обратные решения. Необходимость права выражает необходимость духа, ибо воля к праву происходит из воли к духу. Казалось бы, все эти усложненные соотношения права и духовности не имеют отношения к объективным требованиям законов и государства тем более. Однако это не так. Истинное духовно-правовое государство призвано заботиться не только о внешнем воздействии прав, законов и правил на человеческую жизнь, но и о внутреннем самочувствии каждой отдельной личности, ибо право всегда есть мера свободы, и свобода определяется границами, очерченными правом. Эти границы диктуются общей государственной целью бытия, которая не должна противоречить личностным целям граждан. Иными словами государство, имея общую цель создания единого духовно-деятельностного союза своих граждан, призвано обеспечить каждому возможность «идти по линии своих наклонностей» (А.С. Макаренко). И государственный интерес, как высшая цель, состоит в гармонизации всех духовно-личностных и индивидуально-правовых интересов граждан, образующих культуру бытия в данном социуме. Право служит не только свободе, но и той высокой любви и братству между гражданами, которые достигаются, воспитываются и развиваются истинной демократией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >