Моя роль в семье

Особенности данного института

Семья — это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно — она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, — основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое — от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

Сегодняшнее состояние института

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый — строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, — не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Социальный статус

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей — один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Традиционно считается, что социализация детей, выросших в неполных семьях, нарушена. Но некоторые современные исследователи говорят о том, что в постиндустриальном обществе полные семьи встречаются уже далеко не так часто, как прежде, но дети все равно показывают неплохую степень социализации благодаря другим институтам общества — школе и тому подобным. Поэтому полагать, что неполные семьи в каких-то параметрах уступают полным не совсем верно. Тем не менее, полнота семьи является одним из основополагающих параметров социального статуса семьи, хотя бы потому, что полноценная ячейка общества является более надежной опорой государству и в целом обществу. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях. Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.

Разновидности статусов

Те союзы, чей суммарный доход, поделенный на всех членов, недостаточен для покрытия минимальных нужд, считаются бедными. Недостаточность работы государства в этой области состоит в том, что некоторые семьи, особенно молодые, оказываются за чертой бедности в результате финансового кризиса и роста безработицы.

Те группы, общий доход которых достаточен для покрытия прожиточного минимума на всех членов, считаются семьями с нормальным уровнем заработка. Их дохода достаточно для того, чтобы обеспечивать необходимые потребности в еде, одежде и тому подобном. Такие семьи считаются благополучными, особенно если они полные, то есть присутствуют оба родителя.

Те же союзы, чей доход значительно превышает прожиточный минимум на каждого члена, считаются обладающими хорошим уровнем достатка. Увеличение числа подобных семей — цель любого государства, в том числе и российского. Ведь в них социализация детей проходит значительно эффективнее, они получают лучшее образование. Они активнее участвуют в политической и общественной жизни, так как не обеспокоены каждодневным поиском средств к существованию.

На социальный статус определенной четы в обществе влияют и некоторые другие факторы, например, совместное с ней проживание родителей супругов, наличие собственного жилья и многое другое. Все они формируют то положение, которое занимает конкретная ячейка общества.

Что касается общего социального статуса семьи в современной России, то он остается достаточно высоким. Государство неоднократно утверждало положение семьи в качестве ключевой ячейки, имея в виду ее роль в формировании общества, жизни страны. Принимаются различные меры, направленные на укрепление семей.

Для поддержания социального статуса семьи в современном обществе видится необходимой именно дальнейшая реализация уже начатых программ и открытие новых, в первую очередь направленных на улучшение материального положения семьи, оказание имущественной поддержки, а еще на защищенность семьи, с правовой точки зрения, от негативного воздействия общества.

Материалы к интернет-тестированию по социологии История

Как и любой другой социальный институт, инсти­тут семьи имеет свой набор социальных статусов и присущих им социальны ролей.

Семейный социальный статус — это один из видов социальных статусов в обществе. Он определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Например, мы говорим: «молодая мама», «почтенный отец семейства» и т. д., подчерки­вая тем самым и положение человека в обществе.

Семейные статусы подразделяются: на супруже­ские — жена, муж; на родительские — мать, отец; на детские — сын, дочь, брат, сестра; на межпоколен­ные — дед, бабка, внук, внучка и т. д.

Семейная социальная роль — это предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом. Исполнение семейной роли во многом зависит от сформировавшегося в процессе со­циализации ролевого образа. Наиболее интенсивно и эффективно процесс формирования ролевых обра­зов происходит в период семейной социализации ре­бенка, и, прежде всего, на примерах ролевого поведе­ния своих родителей и других ближайших родствен­ников.

Типологизация брачных отношений происходит в зависимости от исторически обусловленных форм брака и характера супружества.

Основные типы брачных отношений:

групповой брак — брачный союз нескольких муж­чин и женщин (наиболее характерен для ранних ста­дий развития первобытного общества);

полигамный брак — брак одного супруга с несколь­кими. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами; по­лиандрия — брак одной женщины с несколькими муж­чинами (юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские о-ва);

моногамный брак — брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характер­ными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство по­лов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем по­лигамные;

парный брак — равноправный брачный союз муж­чины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

экзогамные браки — основаны на обычаях, запре­щающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских от­ношений вне данной родственной группы;

эндогамные браки — основаны на обычаях заклю­чения браков внутри определенной социальной общ­ности — племени, касты, нации, конфессии и т. д. У многих наций такие обычаи существуют и сейчас.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, свя­щенный брак, династический брак, гражданский брак, гостевой брак, покупной брак, брак с похищением, не­равный брак, детский брак, повторный брак и др.

Типы семьи.

Типологизация семейных организаций проводится, как правило, по характеру внутрисемейных отноше ний (доминирование, управление, распределение функций] и по количественным показателям и слож­ности семейных структур.

По критериям доминирования в семейной органи­зации, семьи делятся на следующие типы:

матриархальная семья — женщины занимают до­минирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии. В настоящее время матриархат в том или ином виде сохранился в некоторых племенах Но­вой Гвинеи и на юго-западе Китая в провинции Юнь-Нань;

патриархальная семья — главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина. в такой семье, как правило, также является собст­венностью мужа. Родословная идет по мужской

линии;

эгалитарная семья — равные властные отноше­ния супругов со взаимозаменяемыми социальными

ролями.

В зависимости от сложности семейной структуры выделяют расширенную и нуклеарную семьи:

расширенная семья — сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родст­венников (прародителей — дед, бабка, родителей -мать, отец, детей — сын, дочь и др.);

нуклеарная семья — состоящая из двух поколе­ний — родителей и детей.

В зависимости от количества детей в семье, выделя­ют следующие типы семейных организаций:

малодетные — 1 -2 ребенка. В России такие семьи составляют около 80%;

среднедетные — 3-4 ребенка. В России — при­мерно 10%;

многодетные — 5 и более детей. В России — око­ло 1%;

бездетные — супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми. В России таких семей примерно 10 — 15%;

неполные — семьи с детьми, но без одного или обо­их родителей. Например, мама или бабушка воспитывает детей одна.

Тенденции развития современной семьи

С возникновением товарного способа производства и рыночных буржуазных отношений традиционная па­триархальная семья, характерная для аграрной циви­лизации, начинает трансформироваться в современ­ный тип эгалитарной семьи. Этот процесс весьма длительный и сложный и протекает неравномерно. По­этому и сейчас в разных регионах мира мы может встретить различные формы семейно-брачных органи­заций, от первобытных — до современных. Так, напри­мер, если в Центральной России преобладающей фор­мой семьи является моногамная эгалитарная семья, то на ее окраинах (Северный Кавказ, Сибирь, некото­рые районы Дальнего Востока и др.) продолжают куль­тивироваться патриархальные отношения в семье.

Патриархальная семья представляет собой не столько брачно-семейный союз, сколько сложную, ос­нованную на кровном родстве, хозяйственную органи­зацию (домохозяйство). Для патриархальной семьи ха­рактерными являются следующие признаки:

  1. Приоритет общесемейных (родовых) интересов
    над индивидуальными.

  2. Основным критерием вступления в брак является
    не личный выбор молодых, а экономические и др.
    интересы патриархальной семьи.

  3. Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с жена­ми, детьми и другими родственниками.

  4. Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства вы­годно с экономической точки зрения. Дети в патриархальной семье начинают трудиться и пополнять семейный «бюджет» уже с раннего возраста.

  5. Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

  6. Слабая социальная и географическая мобильность.
    Дети, как правило, усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье. Девушки выдаются замуж в другие семьи, но на этом их перемещение в пространстве, как правило, заканчивается.

7) Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

Итак, в традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев-и традиций, как привило, не учитывающих индивидуальные осо­бенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Современная эгалитарная семья из основной хозяй­ственно-экономической ячейки традиционного обще­ства трансформируется в хозяйственно-потребитель­ский семейный союз. Основные средства жизнедея­тельности современной семьи, как правило, создаются вне семьи. Для эгалитарной семьи характерными явля­ются следующие признаки:

  1. Приоритет индивидуальных интересов над общесе­мейными (родовыми).

  2. Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих врачующихся.

  3. Простая двухпоколенная социальная структура, со­ стоящая, как правило, из родителей и детей.

  4. Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации. Наиболее типичными становятся семьи, имею­щие одного-двух детей.

  5. Индивидуальное планирование рождаемости. По­явление эффективных средств предупреждения и прерывания беременности создает условия для того, чтобы супруги сами определяли, сколько и когда им заводить детей.

  1. Интенсивная социальная и географическая мо­бильность. Каждый член семьи (как и семья в це­лом) может выбирать и неоднократно менять вид
    деятельности и место жительства.

  2. Правовое равенство во владении и наследовании
    семейного имущества;

Современная семья предполагает свободу выбора в брачно-семейных отношениях, поэтому в демократическом обществе создать крепкую стабильную семью, основанную на взаимности, значительно сложнее, чем в традиционном обществе «заставить» супругов жить в соответствии с «традициями предков».

Разложение традиционной семьи и возникновение новых форм брачно-семейных отношений порождают в обществе массу негативных явлений. Многие уче­ные (и не только) считают, что современная семья пе­реживает глубокий и затяжной кризис.

Основные признаки кризиса современной семьи.

Поздние браки. Современная молодежь сначала стремится получить хорошее образование, а потом уже создавать семью. Так, если в традиционном обще­стве мужчины вступают в брак в возрасте 18—20 лет, а женщины — в 16—18, то брачный возраст современ­ных молодоженов колеблется от 22 до 28 лет.

Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемеиных видах деятельнос­ти не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства со­хранения и воспроизводства своего рода. Так, напри­мер, в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости в российских семьях составлял 7,5 ребенка, а в сере­дине 90-х гг. XX в. — примерно 1,4, тогда как для про­стого воспроизводства общества необходимо, чтобы каждая семья в среднем имела 2,5 ребенка. Поэтому за 1992— 1999 гг. население России сократилось на 3,2 млн человек, причем естественная убыль (без уче­та мигрантов) превысила 5,8 млн человек. (Мед-ков В.М. Бомба депопуляции: Опыт России — итоги и уроки // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 4. С. 64).

Снижение брачности — увеличение общего коли­чества людей, которые никогда не вступали в брак. Традиционное общество всячески поощряет вступле­ние в брак и создание семьи и осуждает безбрачие. На­пример, в царской России безбрачный крестьянин не имел права на земельный надел, неженатому чиновни­ку не доверяли ответственной должности. В современ­ном обществе отношение к безбрачию довольно терпимое.

Увеличение числа разводов. В традиционном обще­стве разводы являются редкостью, т. к. существующие законы и обычаи ограничивают свободу индивидуаль­ного выбора в супружеских отношениях. В демократи­ческом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы, поэтому человек волен сам опреде­лять свое брачное состояние, что естественным обра­зом увеличивает количество распавшихся семей.

Рост числа неполных семей. Увеличение числа раз­водов и внебрачных рождений приводит к росту не­полных семей. Как правило, это материнская семья, в которой мама одна воспитывает детей. Так, в 1985 г. доля внебрачных рождений составляла 12%, а в 1998 г. выросла до 27% (Демографический ежегодник РФ. 1999. С. 170). Сейчас в России примерно 20% семей с несовершеннолетними детьми являются неполными.

Увеличение числа детей-сирот, а также беспризор­ных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды нередко приводят к тому, что роженицы отказы­ваются от своих детей; другие родители лишаются ро­дительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родитель­ский обязанности; многие дети сами бегут из своих се­мей из-за того, что в семье они не находят должной за­боты, тепла и ласки. По данным различных источни­ков, в России сейчас около 700 тысяч детей-сирот и примерно два миллиона беспризорных и безнадзор­ных детей.

Детское сиротство, .беспризорность и безнадзор­ность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью. По данным статистики, лишь один из десяти воспитанников дет­ского дома создает нормальную семью.

Снижение отцовской воспитательной роди. Увели­чение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных мате­ринских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материн­ски семьях, усваивают стереотипы материнского вос­питания и переносят их на воспитание своих детей, поэтому и во многих полных семьях материнское вос­питание доминирует над отцовским. Кроме того, мно­гие отцы, занятые решением проблем материального обеспечения семьи или личной карьеры, самоустраня­ются от семейных дел и забот, перекладывая свои ро­дительские функции на женские плечи. Поэтому мно­гие социологи считают, что в развитых странах наблю­дается возрождение эпохи матриархата (см., напр.: Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. М., 1998. С. 167).

О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называе­мых однополых квазисемьей, которые по причине одно­полости «брачных» партнеров не могут иметь совмест­но нажитых детей. По сути, это тупиковая ветвь в раз­витии семьи и общества.

Глубинные причины кризиса современной семьи носят цивилизационный характер. Информационная цивилизация весьма нестабильна (импульсивна) по всем своим параметрам. Эта нестабильность перено­сится и на брачно-семейные отношения. Кроме того, современные производственные отношения, образ жизни людей и рост индивидуального эгоизма не сти­мулируют репродуктивную мотивацию (потребность в детях). Во всех развитых странах наиболее характер­ной является семья, состоящая из родителей и одного-двух детей. Тогда как для простого воспроизводства необходимо иметь не менее 2,5 ребенка на семью. Над многими странами нависла угроза депопуляции населения.

В условиях России общий цивилизационный кри­зис семьи усугубляется социально-экономической и политической нестабильностью общества. Большая часть населения находится в условиях перманентной стрессовой ситуации, не способствующей созданию стабильных и прочных брачно-семейных отношений. Низкий уровень жизни, неуверенность в завтрашнем дне не позволяют российским семьям реализовывать даже весьма низкие (один-два ребенка) репродуктив­ные ориентиры. Кризис семьи и депопуляция в России представляют реальную угрозу самому существованию российского общества.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятиям «семья» и «брак». Как соотносятся между собой эти явления (семья и брак)?

  2. В чем заключаются особенности социологического исследования семьи как малой социальной группы и как социального института?

  3. Назовите основные социальные функции семьи и брака.

  4. В чем специфика статусно-ролевых отношений в семье и как они формируются?

  5. Назовите основные типы брачных отношений и ти­пы семьи.

  6. В чем различия между патриархальной и эгалитар­ной (современной) семьей?

  7. Каковы тенденции развития современной семьи?

  8. В чем проявляется кризис современной семьи?

  9. Каковы особенности состояния и перспективы раз­
    вития брачно-семейных отношений в России?

Социология семьи изучает семью как важнейший социаль­ный институт. Это — один из наиболее древних институтов, воз­никший в недрах первобытного общества. Семью можно опреде­лить как основанную на браке, кровном родстве или усыновлении малую социальную группу, члены которой связаны общностью бы­та, взаимной юридической и моральной ответственностью, взаи­мопомощью и особыми чувствами любви и потребности друг в друге. Семья, состоящая только из родителей и детей, находящихся на их иждивении, называется нуклеарной, супружеской семьей. Рас­ширенной, родственной семьей называют такую, которая включает в себя совместно проживающих родственников (дедушек и бабу­шек, родителей, братьев и сестер, внуков и др.). Семья, в которой отсутствует один из родителей, называется неполной. Семья так­же делится на моногамную, состоящую из мужа и жены, и поли­гамную, а последняя на полигинию, когда один мужчина имеет не­сколько жен, и полиандрию, когда одна женщина имеет несколь­ко мужей. Преобладающей формой брака в большинстве обществ, существовавших на Земле, являлась полигиния.

Назовем функции семьи:

а) репродуктивная, связанная с рождением детей;

б) воспитательная, свойственная семье как средству социа­лизации личности;

в) хозяйственно-экономическая, направленная на ведение об­щего домашнего хозяйства, экономическое обеспечение, накопление и наследование собственности и т.д.;

г) досуговая, в рамках которой особенно широко удовлетво­ряется потребность в духовном и эмоционально-психологическом общении в свободное время;

д) управления и первичного социального контроля;

е) социально-статусная

Как считают большинство современных социологов, исторически первой формой брачных отношений, последовавшей за присущим человеческому стаду промискуитетом, был групповой родственный брак, основанный на экзогамии, т.е. поло­вые отношения разрешались только между представителями разных родов. Другими словами, производственные и репродуктивные отношения исключали друг друга. Такая форма семейных отношений получила название группового брака. В рамках дуально-родовой организации существовал брак не между индивида­ми, а между группами в виде союза двух родов. Дети воспитыва­юсь в том роде, к которому принадлежала мать, и родство рассматривалось преимущественно по материнской линии. обязанности отца выполнялись другими членами рода, в том числе братьями матери. Такая семья не имела воспитательной и хозяйственно-экономической функции и таким образом называ­лась браком в известной мере условно. Только пришедший ему на смену индивидуальный брак может быть в полном смысле слова назван семьей.

Дуальные системы родства в настоящее время сохранились у немногих народов в преобразованном виде — у аборигенов Авст­ралии, у некоторых народов Индии, Африки и Южной Америки. В то же время этнографии не известен ни один народ, у которого не было бы индивидуального брака.

Материнская родовая община оформилась в верхнем палео­лите и повсеместно утвердилась с завершением формирования Homo sapiens. Экзогамия возникла как средство подчинения по­ловых инстинктов социальным нормам поведения, средство вос­питания человеческого в человеке. В родовой общине возникло первое разделение труда — половое: женщины заботились о детях, собирали растительную пищу, заготавливали топливо и под­держивали очаг, а мужчины охотились,

По мнению М. Салинза, секс был важной организующей си­лой дочеловеческого стада приматов; человеческое общество должно было регулировать половые отношения в интересах эко­номической адаптации коллектива. Большинство исследовате­лей согласны с положением о подавлении полового инстинкта в родовой общине как ведущем моменте обуздания зоологическо­го индивидуализма и тем самым становления общественного бытия и сознания. Такая точка зрения хорошо согласуется и с пси­хоаналитической концепцией 3. Фрейда.

Представления о родстве, подчеркивает А.М. Золотарев, не совпадают с физиологическим родством. Это социальное поня­тие, выражающее единство в данной группе, единство производ­ства. «Прогрессивное значение идеи родства и тесно связанной с ней идеи непристойности браков между близкими родственни­ками чрезвычайно велико. Идеи эти, облекаемые обычно в тоте-мическую форму, представляют собой первую попытку осозна­ния единства человеческой группы, единства родовой общины»1. Существуют генетические причины введения запрета на браки между родственниками, поскольку у детей от близкородственых браков проявляется большее количество мутаций, обычно не­благоприятных для потомства. Конечно, древние люди не знали генетических законов. Группы, в которых существовала экзога­мия, могли быстрее эволюционировать и вытеснять остальные в процессе естественного отбора.

Семья в ее современном понимании образовалась на стадии перехода от родовой организации общества к племенной. Раз­личные исследователи и здесь выделяют социальные и биологи­ческие причины ее образования. С марксистской точки зрения семья могла возникнуть только в результате создания института частной собственности на средства производства и классового общества. В качестве биологических причин называли наличие полового желания у человека в течение всего года, а не только в определенные периоды. Особую позицию здесь занимает амери­канский этнограф М. Мид, Сопоставляя роль отца и матери у первобытных и современных народов, она пришла к выводу, что соотношение биологических и социальных причин зависит от пола: а именно, у женщин преобладают биологические причины в образовании семьи, а у мужчин отцовство является социаль­ным изобретением (ее статья и называется «Отцовство у муж­чин — социальное изобретение»). Не будучи биологически за­крепленным, чувство отцовства у мужчин чаще дает сбои и нуж­дается, по мнению Мид, в постоянной социальной поддержке.

Таким образом, брачные отношения прошли три этапа: про­мискуитет в стаде, экзогамия в родовой общине и парный брак — в племени. Но и на нынешнем, третьем этапе семья не остается неизменной. Современная семья существенно отлича­ется от той патриархальной, которая возникла на стадии племен­ной организации человечества. В ней имеет место тенденция к утверждению статусного равенства супругов (эгалитарная се­мья). Современная семья в большинстве развитых стран преиму­щественно нуклеарна, моногамна, эгалитарна с неолокальным местом жительства и двусторонним родством. К числу негатив­ных последствий эволюции современной семьи можно отнести, например, рост числа разводов, увеличение количества непол­ных семей, обострение конфликта поколений. Причиной сло­жившихся тенденций является изменение функций семьи, в ча­стности, сокращение ее хозяйственно-экономической и воспи­тательной функций (как показали исследования, воздействие телевидения на детей почти так же велико, как и родителей), рост индивидуализма (особенно в условиях городского быта), эмансипация женщин. В России к: числу дополнительных при­чин можно отнести социальную неустроенность и напряжен­ность жизни, такое негативное явление, как пьянство и др.

Классификация социальных ролей в семье

Семья — это кровнородственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

Рассмотрим классификацию социальной роли в семейной группе:

  • 1) супружеские (муж, жена), родительские (мать, отец):
    • — социальный партнер,
    • — сексуальный партнер,
    • — кормилец,
    • — социализатор (дисциплинатор, отец своих детей).
    • — домохозяйка,
  • 2) прародители:
    • — бабушка,
    • — дедушка.
  • 3) ребенок:
    • — братья,
    • — сестры.

В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли — социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор. Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях — кормильца (муж) и домохозяйки (жена).

Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения своих потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. На втором по важности месте — экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи — кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль — социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль — социализация или воспитание детей.

Если роль — модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

Сексуальный партнер. Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус.

Сексуальный партнер — основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них — соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете, супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает:

  • а) запрет на физическую измену,
  • б) запрет на нравственную или духовную измену.

Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка. Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена — приемлемый комфорт жилища.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части жизни эти различия формируют основу традиционной дифференциации ролей в браке. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие — как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли — общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер. Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

  • 1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;
  • 2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;
  • 3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы.

Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

  • 1. высший класс (крупные бизнесмены);
  • 2. средний класс (интеллигенция);
  • 3. низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки — поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения — получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу — сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья — это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены — заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. — все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Социализатор. Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей — глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей — сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими.

Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Это касается даже американских семей, в которых принято раннее отделение от родительской семьи и жизнь пожилых родителей отдельно от семьи взрослых детей («опустевшее гнездо»). Роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей (в таких семьях сейчас живет каждый пятый ребенок в США) и в том случае, если мать вынуждена работать (такова ситуация фактически в каждой второй семье с детьми до 3 лет.

В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и прабабушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных семей, большинство женщин работает. Во многих семьях, номинально (по прописке и, соответственно, по переписи населения) являющихся нуклеарными, существует как бы «институт приходящих бабушек», которые выполняют роль нянь (для внуков-дошкольников) и гувернанток (сопровождение в школы и помощь в приготовлении уроков внуков-школьников). Можно сказать, что во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». В особенности такая ситуация прослеживается в разрушенных, «эрозированных» семьях с распавшимися или несостоявшимися супружескими звеньями (например, при внебрачных рождениях у несовершеннолетних матерей).

Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей. Такую роль играют сельские бабушки по отношению к своим внукам, рожденным уже городскими матерями — их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется в случае эрозированных (по структуре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих функций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействует с внешними организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). В случае нездоровья или смерти такой бабушки-держателя семьи внуки оказываются в той или иной мере под опекой государства, так как никто из других членов семьи (мать или внебрачный отец) не способен взять на себя заботу о ребенке. Но это крайний случай, обычно же бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.

Американские психологи отмечают, что функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще рассказывают внукам о своем детстве или о детстве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции.

Российские авторы указывают на большую значимость и разнообразные возможности бабушек и дедушек в семье. Это и психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между внуками (поддержка первенца при рождении второго ребенка), и подготовка к школе внука, и, конечно же, помощь школьнику и т. д.

Панкова Л.М. указывает на различие отношений к внукам со стороны родителей матери и родителей отца: «Если отношения с невесткой не складываются, осложняются отношения с сыном, часто отходят в сторону и внуки со стороны сына. Внуки же со стороны дочери ближе, и они навечно». В случае развода родители матери начинают еще больше помогать ей по уходу за детьми. «Так у ребенка формируются совершенно абсурдные понятия — «своя бабушка» или «настоящий дедушка». Автор пишет, что в части семей «справедливая бабушка» по отцу соглашается помочь в уходе за одним внуком от сына и от дочери, однако отстраняется от забот по воспитанию второго ребенка. Можно сказать, что прасемья со стороны матери не имеет такой же возможности внутренней и поведенческой «демобилизации» от внуков.

Чешские авторы пишут о позитивной роли бабушек и дедушек, об их взаимной любви и привязанности к внукам, указывая, что при разводе родителей не следует прерывать отношения старшего поколения с любимыми внуками, которых они растили. Часто развод бывает намного тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них самих.

А.И. Захаров останавливается на негативном влиянии бабушек в семье, рассматривая выборку семей с сыновьями 7-8 лет, испытывающими трудности в обучении в первом классе. «Следует отметить особую роль бабушек, уменьшавших до минимума активность детей своими назойливыми наставлениями, приказами и запретами. Они авторитетно насаждали свое понимание, свой образ жизни. Их убежденность в своей правоте не поддавалась логическим разубеждениям. По своим характерологическим особенностям это были авторитарные женщины, с некоторой паранойяльной настроенностью и тревожностью.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.

Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.

Подсистема «братья — сестры». Концентрируется внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями — сестрами.

Отношения между детьми в семье — незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых.

>Социальная роль семьи

Социология семьи

Замечание 1

Семья – сложное социальное явление, в котором тесно связаны различные формы социальных процессов и отношений. Семья – первичная социальная группа, накладывающая отпечаток на формирование и развитие личности.

Социология семьи изучает функционирование семейно-брачных отношений, семейный образ жизни как взаимосвязь супружества-родительства-родства.

Характер брачных отношений предопределяет духовное и физическое состояние будущих поколений, качественные и количественные показатели воспроизводства населения.

Многие современные проблемы лежат на стыке социологического и социально-психологического аспектов исследования семьи. Семья – начальная форма групповой жизни людей, в ней закладывается и развивается умение жить в обществе. Семья строится на чувстве долга, взаимных обязанностях, ответственности. Общество и природа готовят каждую женщину стать женой и матерью, а каждого мужчину — стать мужем и отцом.

Семья чрезвычайно важна для формирования духовного и физического здоровья индивида. Семейные отношения регулирует семейное право, которое

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • устанавливает порядок заключения (расторжения) брака;
  • определяет положение семьи в обществе;
  • устанавливает права и обязанности супругов, детей;
  • регулирует имущественные отношения и т.д.

Семья как социальный институт выполняет три основные функции:

  • воспроизводство населения,
  • хозяйственно-бытовая функция,
  • социализация личности.

Социальные функции семьи имеют два базовых источника их возникновения: потребности семьи и потребности общества.

Для полноценной реализации семейных функций члены семьи должны выполнять определенные социальные роли.

Социальная роль семьи

Замечание 2

Семья – основа всех социальных институтов. В семье человек обучается социальным ролям, получает навыки поведения и основы образования. Семейная роль – разновидность социальных ролей индивида в обществе.

Семейные роли подразделяют в зависимости от места человека в семье и функций, которые он выполняет:

  • родительские (отец, мать);
  • супружеские (муж, жена);
  • детские (дочь, сын, сестра, брат);
  • межпоколенные (дедушка, бабушка);
  • внутрипоколенные (старший, младший) и т.д.

Социальная роль семьи проявляется в следующем:

  • семья сочетает в себе свойства социальной структуры, социальной организации, социального института и группы; семья – ячейка общества;
  • место защищенности человека;
  • помогает понять процессы социальной дезорганизации и социального контроля,
  • помогает объяснить явление социальной мобильности, процессы демографических изменений и миграции населения;
  • помогает в прикладных исследованиях в сферах массовых коммуникаций, производства и потребления;
  • позволяет конструировать социальные реалии т.д.

В силу социокультурной природы своего феномена семья играет уникальную посредническую роль при конструировании социума, а также на границе макро- и микроанализа.

Семья позволяет производить редукцию социальных процессов относительно результатов социального поведения микросреды, выводить из исследуемых фактов направления глобального характера.

Роль семьи в жизни человека:

  • рождение и воспитание детей;
  • регулирование отношений полов;
  • социализация человека;
  • духовное общение;
  • психологическая поддержка и защита;
  • взаимная материальная помощь, экономическая поддержка;
  • первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи);
  • предоставление определенного социального статуса.

Социальная роль семьи по своей силе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для нормального существования в социуме.