Обратная связь

Обратная связь бывает: отрицательная; положительная

Отрицательная обратная связь — это такая обратная связь, которая обеспечивает включение механизма, действие которого стабилизирует (нормализует), состояние внутренней среды, возвращает отклоненный параметр к норме.

Положительная обратная связь — это такая обратная связь, приход информации по которой приводит к тому, что отклонение, возникшее в системе гомеостаза, на какой-то период времени усиливается в ещё большей степени.

Два правила регуляции для всех видов регуляции:

1. Правило исходного состояния — величина и направленность ответной реакции зависит от исходного уровня функции. Это касается не только функции на уровне организма, но и регуляции любой функции (отдельной клетки).

2. Правило минимизации (этот принцип заложен в биологии человека генетически) — достижение max физиологического результата с min энергетическими затратами. К этому организм стремится всегда.

23. Системные регуляторные реакции и процессы…

На уровне целостного организма важнейшую роль в регуляции играют системные реакции.

1. Стресс (в переводе на русский язык — «реакция напряжения») — это важный фундамент биологической регуляции организма. Стресс направлен на повышение устойчивости организма к различным воздействиям. Стресс — это универсальная реакция организма, которая не зависит от характера раздражителя.

Существует три фазы стресса:

а) фаза тревоги — это неспецифическая реакция организма, т.к. она возникает при действии раздражителей любой природы. Она возникает только при действии сильных раздражителей и обеспечивается выбросом гормона адреналина и активацией симпатической нервной системы.

б) фаза резистентности — «фаза повышенной устойчивости». В этот период организм устойчив к раздражителям различной природы, он реагирует устойчиво даже на сверхсильные раздражители и не срывается при этом. Эта фаза обеспечивается выделением в кровь больших количеств гормона передней доли гипофиза — адренокортикотропного гормона и гормона коры надпочечников — кортизола.

в) фаза истощения (срыва).

2. Адаптация (приспособление) — механизмы, которые обеспечивают приспособление организма к действию раздражителей. Они всеобщие.

Адаптация бывает двух видов:

а) срочная адаптация, б) долговременная адаптация

Срочная адаптация — очень энергозатратна. При действии очень сильных раздражителей началом срочной адаптации является стресс. При умеренных раздражителях тоже возникает срочная адаптация, но явных признаков стресса нет.

При срочной адаптации организм делает все, чтобы ответить на раздражитель. Если организму не хватает энергии, то он начинает разрушать важнейшие белковые и углеводные структуры. Он нарушает структуру ткани, чтобы срочно приспособиться.

Но если раздражитель действует повторно/многократно, то возникает долговременная адаптация.

Долговременная адаптация формирует специальные дополнительные механизмы, которые обеспечивают нормальную реакцию организма на раздражитель. Она становится энергоприемлемой, не требует срочного структурного разрушения каких-либо систем. Все механизмы, обеспечивающие долговременную адаптацию, обозначаютсякак структурный след. Он возникает на 10-ое -12-ое действие раздражителя и формируется на разных уровнях, в разных системах.

24. Функциональные системы…

Функциональная система- это временная, динамическая, саморегулирующаяся организация, все составные компоненты которой, взаимодействуя, обеспечивают достижение полезных приспособительных результатов.

В функциональной системе есть периферические и центральные составляющие:

Периферические составляющие:

А) Исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, в том числе и поведенческие/, включающие механизмы формирование результата.

Б) Полезный приспособительный результат.

В) Рецепторы, воспринимающие параметры результата действия.

Г) Обратная афферентация.

Центральная составляющая:

Центральная архитектоника функциональной системы имеет три важнейшие составные части:

1. Афферентный синтез (в него входит — мотивация, память, пусковой и обстановочный раздражители).

2. На основании афферентного синтеза мозгом вырабатывается решение и формируется аппарат действия и программа действия /эфферентный синтез/.

3. Параллельно формируется аппарат прогноза. Аппарат действия формирует результат действия.

Полезный приспособительный результат является системообразующим фактором, т.е. он образует из этих отдельных элементов систему. Им может быть:

1. Показатель внутренней среды.

2. Результат поведенческой деятельности, удовлетворяющий основные биологические потребности организма.

3. Результат стадной деятельности животных, удовлетворяющий потребности сообществ.

4. Результат социальной деятельности человека.

Он всегда направлен на удовлетворение той потребности, которая породила эту реакцию.С помощью обратной афферентации мозг сравнивает свой прогноз с тем, что реально получилось.

25. Рефлекторная регуляция…

В основе нервной регуляции функций лежат рефлексы.

Рефлекс — это стериотипная (однообразная, повторяющаяся одинаково), ответная реакция организма на действие раздражителей при обязательном участии ЦНС.

Принципы рефлекторной теории по Павлову

Обратная связь. Положительная и отрицательная обратная связь. Применение положительной и отрицательной обратной связи в технических системах.

  1. A) научная дисциплина, исследующая и обобщающая специфические связи между обществом и окружающей средой
  2. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  3. A) Технологии, ориентированные на полученную обработку, передачу информации с помощью технических средств
  4. II. ХИМИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ, ПРИМЕНЕНИЕ В ВЕТЕРИНАРИИ
  5. SWOT — анализ и его применение в маркетинговых исследованиях.
  6. Агрегатный индекс как форма общего индекса. Выбор весов при построении общих индексов. Индексы цен Г. Пааше и Э. Ласпейреса, их практическое применение.
  7. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  8. Административная ответственность – это применение уполномоч органом или должност лицом админ наказания к лицу,совершившему админ правонаруш.
  9. Аллергические пробы, их сущности, применение.
  10. Анализ взаимосвязи прибыли и движения ДС (косвен метод)

Связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами – это значит выявить наличие зависимостей их свойств.

Связи можно разделить по направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах (прямые и обратные). Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса. Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информацию о выполненной объектом управления работе, сравнивается с сигналом, определяющим содержание и объем работы (например, план). В случае обнаружения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы вырабатывается, предусмотренный требованиями к системе, корректирующий сигнал на объект управления.

Обратные связи, как видно из рассмотренного примера, занимают важное место в процессе функционирования систем любого назначения. Поэтому обратим особое внимание на их основные функции, каковыми являются:

— противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);

— компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);

— синтез внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);

— выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений.

***

Обратная связь – одно из фундаментальных понятий теории систем. Первоначально это понятие было исследовано в теории автоматического управления.

Обратную связь обычно иллюстрируют схемами, подобными приведённой на рис. 1.4, где x(t) – закон или алгоритм (программа) управления, хтреб – требуемое значение регулируемого параметра («уставка»), хi – фактическое значение регулируемого параметра, Δх – рассогласование между хтреб и хi.

Обратная связь — связь входа системы с ее выходом. Представляет собой процесс, приводящий к тому, что результат функционирования какой-либо системы влияет на параметры, от которых зависит функционирование этой системы.

Отрицательная ОС изменяет входной сигнал таким образом, чтобы противодействовать изменению выходного сигнала. Это делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров. Пример: усилитель звуковых частот (прибор для усиления электрических колебаний, соответствующих слышимому человеком звуковому диапазону частот).

Положительная ОС, наоборот, усиливает изменение выходного сигнала. ПОС ускоряет реакцию системы на изменение входного сигнала, поэтому её используют в определённых ситуациях, когда требуется быстрая реакция в ответ на изменение внешних параметров. В то же время ПОС приводит к неустойчивости и возникновению качественно новых (автоколебательных) систем, называемых генераторы (производители). Пример: Автогенератор вырабатывает электрические (электромагнитные) колебания, поддерживающиеся подачей по цепи положительной обратной связи части переменного напряжения с выхода автогенератора на его вход. Это будет обеспечено тогда, когда нарастание колебательной энергии будет превосходить потери). При этом амплитуда начальных колебаний будет нарастать.

В технических системахконтрольная информация о работе управляемого объекта поступает по цепи ОС к оператору или автоматическому управляющему устройству.

Пример ООС 1: Черный ящик «Налоговая инспекция». Время сдачи отчета. Охранник осуществляет отрицательную обратную связь выходного параметра «количество посетителей внутри» с парметром «входящие посетители» открывая и закрывая дверь и ругаясь.

Пример ООС 2: В системе водоснабжения города постоянным параметром для регулирования с помощью ООС является давление. При повышенном водоразборе (утром, вечером) давление падает и при этом система автоматизции повышает производительность насосной станции. Когда водоразбор падет (ночь) — давление повышается и производительность насосов принудительно снижается.

Пример ПОС 1: Фонящий микрофон (микрофон установленный недалеко от колонок) сигнал колонок>микрофон>усилитель>сигнал колонок>микрофон.

Пример ПОС 2: Устранение «дребезга контактов» или «влияния шумов срабатывания». Система после срабатывания на некоторое время выключается, но сигнал срабатывания после предустановленной задержки взводит систему опять в рабочее состояние.

5. Качественные методы описания систем. Мозговая атака и метод экспертных оценок, метод сценариев и метод «Дельфи», метод дерева целей, морфологические методы.

Методы описания систем классифицируются в порядке возрастания формализованности — от качественных методов, с которыми в основном и связан был первоначально системный анализ, до количественного системного моделирования с применением ЭВМ. Качественные методы системного анализа применяются, когда отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей.

Методы типа мозговой атаки («мозговой штурм», «конференция идей», «коллективная генерация идей»)

Обычно при проведении мозговой атаки стараются выполнять определенные правила, суть которых:

· обеспечить как можно большую свободу мышления участников и высказывания ими новых идей;

· приветствуются любые идеи, если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей производится позднее);

· не допускается критика, не объявляется ложной и не прекращается обсуждение ни одной идеи;

· желательно высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных.

Подобием сессий КГИ можно считать разного рода совещания, заседания научных советов по проблемам, заседания специально создаваемых временных комиссий и другие собрания компетентных специалистов.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 135; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Состояние системы. Поведение системы. Равновесие и устойчивость системы. Задачи управления системой. Устойчивость и управляемость системы. | Количественные методы описания систем.

Пишем хорошо: от идеи до книги

Posted on 12.09.2016 by Светлана Локтыш

успешная Можно по-разному отвечать на слова и поведение людей, особенно если нам что-то в нем не нравится. Можно критиковать, а можно – выстраивать успешное общение через качественную обратную связь. Как давать и как получать качественную обратную связь? Об этом и пойдет речь.

Родственники, коллеги, знакомые, партнеры или подчиненные – наверняка со всеми людьми вы хотели бы выстроить успешную коммуникацию. Но как? В школе этому не учат, да и дома не всем везет слышать именно качественную обратную связь в общении близких людей.

Между тем, не зря мы говорим, что людям нужно «притереться» друг к другу. Во время притирок критика, даже если она конструктивная, часто оказывается малоэффективной, не воспринимается адекватно другими людьми. А сохранить хорошие отношения и донести при этом информацию необходимо.

Что поможет добиться качественной (конструктивной, эффективной) обратной связи с людьми? Как процесс «притирки» сделать менее болезненным, уменьшим силу «трения»?

Даём качественную обратную связь

Рассмотрим основные

правила качественной обратной связи:

1. Когда мы говорим: «Ты ведешь себя ужасно», – это не информативное сообщение? Зато оно способно вызвать негативную реакцию. Лучше сказать: «Я чувствую себя подавленно (растерянно…), когда слышу крики (вижу твое раздражение…)». Человек сам знает, как поступает он, дайте ему информацию, как его слова или поступок действуют на вас, исходя из «Я-позиции»

  • Давать информативную обратную связь, используя «Я-высказывания».

2. Люди так привыкли давать оценки всему происходящему, что даже не замечают этого. Осознанное общение предполагает, что мы начинаем отслеживать то, что мы говорим и думаем. В случае с обратной связью важно также избегать оценивать человека или ситуацию, судить обо всем со своей колокольни. Лучше описать возникшие чувства у вас, как именно вы отреагировали на слова или действия другого человека.

Обратная связь – это не столько информация о другом человеке, сколько о том, кто высказывается об этом другом человеке, о его субъективном восприятии этого «другого». Важно помнить об этом.

  • Описывать ситуацию, а не оценивать и не судить ее или человека.

3. При описании своих чувств мало сказать, что вы раздражены или обижены, подавлены или разгневаны. Важно сообщить, какие именно действия препятствуют хорошим отношениям или общению и что важно изменить.

  • Сообщение посылать не обобщенное, а конкретное.

4. Во время обратной связи важно учитывать интересы и чувства не только собственные, но собеседников. При этом сообщайте об этом вслух, чтобы они знали, что вы понимаете их.

  • Учитывать интересы обеих сторон.

5. Если во время обратной связи мы переходим на личность, партнер по общению просто перестает нас слушать. Поведение он может изменить, особенно если готов к этому и понимает, что вел себя не совсем корректно или правильно.

А вот личность… Каждый человек в душе считает себя хорошим. Так и есть. У каждого из нас есть свои ценности, определяемые образом жизни, воспитанием, образованием и опытом. И они не хуже, чем ценности других людей. Личность каждого – уникальна, не следует трогать ее.

  • В обратной связи говорить о поведении, а не о личности.

6. Обратная связь должна быть желаема. Как понять это? Случаи бывают разные.

Обратную связь могут запросить: если человек не уверен в качестве своей работы или в своих словах и поведении, а также в случаях, когда желает повысить качество сказанного или сделанного, понять, правильно ли поступил.

Есть ситуации, когда обратную связь не запрашивают, но дать ее необходимо. Так, руководитель не может оставить без внимания неверные действия подчиненного. Важно только, чтобы общение не превратилось в несправедливую критику.

Обратная связь может послужить сильным мотиватором. Начальник найдет за что похвалить сотрудника. Мама отметит добрыми словами успехи ребенка. Жена восхитится своим надежным мужем… Обратная связь не тождественна критике, она может выражать позитивные чувства и оценки (на мой взгляд, критика – это часть обратной связи, и не самая приятная для партнера по общению).

Если вы предполагаете, что вас не хотят слышать или слушать, что в обратной связи от вас не нуждаются, лучше уточнить: «Хотите ли вы услышать, что я думаю о том-то…?». И только после утвердительного ответа, высказать свое мнение. Иначе обратная связь может вызвать реакцию, которой не ждем, вплоть до агрессивной. И такое общение не принесет пользы ни говорящему, ни адресату.

  • Обратную связь нельзя навязывать, она должна быть желаемой.

7. Говорят, хороша ложка к обеду. Так и с обратной связью: ее лучше давать тогда, когда она необходима человеку, когда он может что-то поправить, исправить.

Вспомним, как часто мы долго копим недовольство на своего начальника или супруга. А потом, в один далеко не прекрасный момент, срываемся и высказываем «всё, что о вас думаем», при этом сдабриваем свою речь огромной порцией эмоций. Такая обратная связь не просто некачественная, но и губительная для отношений и эффективного общения. Запомним:

  • обратную связь стараемся дать как можно быстрее, лучше – сразу.

8. Следующим этапом будет – спросить собеседника, что он услышал. Таким образом, узнаем, правильно ли он нас понял, услышим вопросы, которые у него возникли или его комментарии о ситуации.

  • Проверить ясность понимания.

Получаем качественную обратную связь

Взгляд со стороны иногда полезен для каждого из нас, чтобы мы могли совершенствоваться, научиться лучше понимать себя и других людей. В этом может помочь обратная связь от окружающих. Она приходит не всегда по нашему требованию, но часто неожиданно.

Чтобы получать качественную обратную связь, запомним правила:

1. Задаём вопросы.

Конечно, не везде и не всем подряд. Лучше – во время дружеской или приятельской беседы. «Как ты себя чувствуешь, когда я делаю…», «Что я могу улучшить, на твой взгляд?», «Чего мне не хватает для того, чтобы достигнуть цели?» и т.п.

2. Контролируем свою реакцию на ответ.

Мы хотим знать правду? Значит, настроимся сразу, что она может нам не очень понравиться. Или совсем не понравиться. Но нельзя злиться на того, кто постарался быть с нами честным, даже если правда очень неприятна.

3. Благодарим за честный ответ.

Не все готовы быть честными во время ответа: кто-то из страха, что ему могут ответить неприятной правдой, кто-то – из стремления пощадить ваши чувства. В общем, причины для молчания найдутся. Тот, кто постарался быть откровенным и честным с нами, достоин благодарности.

4. Действуем по принципу «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Хотим получать качественную обратную связь? Сначала сами дадим ее людям! Чаще всего, люди отвечают тем же, с чем мы к ним идем. Главное, идти искренне, без камня за пазухой.

Нередко люди боятся прямо и открыто высказывать свои мнения, чтобы не показаться странным, глупым, не столкнуться с неодобрением или осуждением. Они пытаются спрятаться за многословием и другими «обходными маневрами».

Лучше понять собеседника помогут приемы установления обратной связи:

  • Расспрашивание. Попросите дать дополнительные пояснения.
  • Перефразирование. Высказать ту же мысль, но другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли. Прием используем для выделения основных мыслей собеседника.
  • Отражение чувств. Используем прием, когда замечаем, что слова и невербальные сигналы собеседника противоречат друг другу. Человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима. Задача слушающего в этой ситуации показать собеседнику, что его понимают, а чувства разделяют или не разделяют, но сочувствуют. Скажите:
    «Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, оскорбленным, задетым, огорченным и пр.)», «Вас это расстроило…», «Мне кажется, вы испытываете…», «Я вижу, как вы переживаете…» или «Понимаю ваши чувства, а разделить их не могу…». Чтобы лучше понять чувства собеседника, используем эмпатию.
  • Резюмирование. Связываем отдельные части услышанной информации в единое целое. Подводя итог сказанному, даем понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

Что такое обратная связь?

Обратная связь — это, выражаясь техническим языком, пропорциональность входящего сигнала выходящему импульсу. Применимо к человеческой жизни можно говорить о том, что все действия не остаются незамеченными. Любой наш поступок (включая бездействие или просто сказанное слово) порождает эквивалентный ответ с внешней стороны. Простой пример – художник нарисовал картину, выставил ее в галерее. Он приложил все усилия для работы над ней. Зрители отреагировали своими комментариями. Кто-то его работу похвалил, другие раскритиковали. В каждом из этих случаев имеет место обратная связь, независимо от того, нравится она художнику или нет.

Принцип обратной связи один из базовых в природе. Из курса физики известно правило – «Любое действие вызывает равное по силе противодействие». Справедливо оно на более высоких уровнях организации материи, включая химические процессы и явления живой природы. Эти законы применимы к жизни человека, включая его психологию и социализацию.

В случае мотивации к успеху принцип обратной связи фигурирует, как главный стимул к активной жизненной позиции. Существует понятие проактивности, когда человек берет полную ответственность за свою жизнь на самого себя. Для того чтобы получить хорошие результаты, необходимо вложить в них свои усилия. Если сидеть на одном месте и ничего не делать, то успех ждать бессмысленно.

Хороший повод для размышлений дает книга известного американского писателя и бизнес-тренера Джека Кэнфилда «Правила». Она дает основы позитивного мышления, помогающего человеку изменить свой взгляд на мир. Это, как в примере с мухой и пчелой.

Для первой мир – помойка с отбросами и фекалиями, а для второй – благоухающие поля с красивыми цветами. Главное, что принцип обратной связи дает каждому тот мир, о котором он мыслит. Муха получает отходы, а пчела нектар. Человек, подчиняясь закону о материальности мыслей, способен создать ту реальность, которую себе вообразит. Но понятие обратной связи не однородно. Существует несколько видов этого явления.

Виды обратной связи

Эта классификация скорее демонстрирует отношение конкретного человека к происходящим событиям. Что для него представляет собой обратная связь? Психология человеческих реакций определяет два их вида: позитивные и негативные. Человек либо доволен результатом, либо нет. Отзыв ему либо приятен, либо вызывает у него негативные эмоции.

Согласно этому принципу, обратная связь бывает отрицательной или положительной. Вернемся к примеру с художником. Похвала его картины, безусловно, – положительный отзыв, вызывающий приятные эмоции. Критика, соответственно, – отрицательный ответ, который вызовет у художника чувство досады или разочарования. В первом случае речь идет о позитиве. Во втором – имеет место негатив. Безусловно, когда хвалят приятнее, но критика, если она конструктивная, более полезна, поскольку дает возможность объективно взглянуть на результаты своей работы, внести необходимые коррективы. Реакция человека на нее может кардинально отличаться.

Возможные реакции на обратную связь

Любые отзывы или комментарии откладываются в психике. Сила их воздействия определяет дальнейшее поведение человека. Таким образом, можно выделить следующие типы реакций:

  • Одобрение – когда ответ вписывается в систему ценностей человека, он воспринимается позитивно;
  • Игнорирование – отзыв проходит «мимо ушей», не вызывая каких либо ответных эмоций;
  • Агрессия – отклик значительно отличается от ожиданий, тем самым вызывая ответный негатив.

Чем выше степень интеллектуального и духовного развития личности, тем реже она проявляет агрессию к негативным отзывам. Взрослея люди учатся объективно оценивать свои возможности, уважительно относится к чужому мнению. Любая агрессия показывает лишь неуверенность или страх. Сильные люди никогда не опускаются до их уровня. Соответственно, по принципу обратной связи, они намного реже получают негатив в свою сторону от окружающих. Кроме того, оптимисты создают ореол успешности, притягивая к себе таких же людей.

Обратная связь и позитивное мышление

А сейчас приступим к самой главной части этой статьи. Вспомним о мухе и пчеле. Психологический настрой формирует ту действительность, которая окружает человека. Каждый сам выбирает, как ему жить – либо «на помойке», либо «среди благоухающих цветов».

Но не стоит думать, что все так легко. Реальность может «упираться», преподнося человеку негативные отзывы. Он еще должен доказать, что заслуживает того места в жизни, которое выбрал для себя. Умение преодолевать эти испытания, принимая критику, формируют личность победителя. Неудачи лишь подчеркивают, что человек делает что-то не так. Они абсолютно не означают, что нужно сдаваться и менять маршрут. Просто нужно скорректировать свои методы.

Например, кто-то хочет стать предпринимателем, но его бизнес терпит крах. Один опустит руки и назовет себя неудачником, все больше убеждаясь в справедливости этого утверждения. Другой внушит себе, что у него все обязательно получится. А временные неудачи для него будут всего лишь возможностью получить опыт. Положительный отклик не заставит себя долго ждать, подарив заслуженный успех.

Главное в достижении поставленных целей всегда занимать активную позицию, не превращаясь в немого зрителя. Также стоит настраивать себя на победу. Говорят – «целься выше «яблочка» и обязательно попадешь в цель».

К слову, обратная связь приходит не только извне. Организм человека также сигнализирует ему о правильности жизненной позиции. Плохой сон, депрессии или усталость красноречиво объясняют, что стоит пересмотреть отношение к жизни. Жизненная энергия в достатке только у тех, кто нашел предназначение, или хотя бы следует своему призванию. Обратную связь можно воспринимать в качестве своеобразного маркера, показывающего правильность выбранного маршрута.

Обратная связь – настоящий помощник для всех осознанных людей, взявших ответственность за свою жизнь на самих себя. С помощью этого явления человек способен достичь больших высот. С одной стороны, он учится программировать свое окружение. С другой – получает в реальном времени отклик о своих поступках, что помогает ему скорректировать действия, выбрать жизнь, которая наилучшим образом вписывается в его мировоззрение.