Пилявская софья актриса

Татьяна Пилецкая

Татьяна Львовна Пилецкая (урожденная Татьяна Людвиговна Урлауб). Родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка Российской Федерации (1999).

Татьяна Урлауб, ставшая широко известной как Татьяна Пилецкая, родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Имеет немецкие корни. При получении паспорта Татьяна указала отчество Львовна, чтобы скрыть своё немецкое происхождение.

Отец — Людвиг Львович Урлауб, был репрессирован в 1937-м, а затем повторно в 1943-м из-за немецкого происхождения, срок отбывал в Краснотурьинске, вышел на свободу только в 1958 году.

Брат — Владимир Урлауб, погиб на фронте летом 1941 года.

Ее прапрабабушка по маминой линии — Луиза Кессених, разыскивая мужа, пошла служить в немецкую армию, воевала, была женщиной-уланом, за что ее прозвали «второй Дуровой». Мужа она так и не нашла (очевидно, он погиб), перенесла несколько ранений, потеряла руку, получала пенсион по инвалидности.

Крёстным отцом Татьяны был знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин. Когда ей было девять лет, художник написал портрет девочки, получивший название «Девочка с куклой» («Портрет Татули»). В настоящее время картина хранится в коллекции Художественного музея Куму в Таллине (Эстония).

Семья жила в центре Ленинграда — у них тогда была огромная квартира на Таврической, неподалеку от Таврического сада (позже в ней жил режиссер Сергей Эйзенштейн).

Среди ее немецких предков были архитекторы, музыканты, живописцы, актеры. Как говорила актриса, очевидно, от них она переняла музыкальность и склонность к лицедейству.

Татьяна Пилецкая в детстве с мамой

С ранних лет занималась балетом. Отдать девочку в хореографическое училище посоветовал маме Петров-Водкин. Стать настоящей танцовщицей ей помешала война. В 1941-м училище отправили в эвакуацию под Пермь. И хотя в 1945 году она все же окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, но балериной так и не стала. Сама она поясняла: «Балет — адский труд, и для того, чтобы достичь в нем успехов, нужно иметь не только желание, но и железную волю. Наверное, у меня она оказалась недостаточно сильной. Нет, училище я окончила и даже какое-то время танцевала в кордебалете в Театре музкомедии, но на сольные партии не претендовала».

К слову, когда Татьяна училась в Вагановском училище, её запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода известный скульптор Александр Пахомов. Фигурка юной балерины хранится в Русском музее.

После окончания училища имени Вагановой училась в студии ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, мастерская О.Г. Казико.

В 1945-1948 годах она была актрисой эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии, а также актрисой киностудии «Ленфильм», одновременно работая на танцах в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф.Э. Дзержинского.

Татьяна Пилецкая в молодости

В 1962-1990 годах — актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне — театр «Балтийский дом»).

С 1990 по 1995 год служила актрисой в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО. В 1996 году она вновь вернулась в театр «Балтийский дом».

Также сотрудничала с Санкт-Петербургским театром «Приют комедианта» и театром имени Андрея Миронова.

Театральные работы Татьяны Пилецкой:

«Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Роксана;
«Три мушкетёра» А. Дюма — Миледи;
«Бесприданница» А. Н. Островского — Огудалова;
«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Дженни-Малина;
«Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна;
«Три товарища» Э. М. Ремарка — Фрау Залевски;
«Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса — Аманда;
«Сон об осени»;
«Крепкий чай с бисквитным пирожным» (по С. Моэму «Театр») — Джулия Ламберт;
«Заноза» Ф. Саган;
«Игра воображения» Питер Шеффер — Летиция Дуффе;
«Процесс» по сценарию Э. Манна к фильму «Нюрнбергский процесс», постановка Г. Егорова — Эльза Линднов;
«Тамада» А. Галина, постановка Г. Егорова — Люба;
«Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева, постановка Г. Егорова — Нина Александровна Кармина;
«Сказ о солдате и Бессмертном Кощее» В. Белова, постановка Г. Егорова — Смерть;
«Ванька-Каин» К. Скворцова, постановка Г. Егорова — императрица Елизавета Петровна;
«Гришка Распутин» К. Скворцова, постановка Г. Егорова — императрица Александра Фёдоровна;
«Легенда о Ментуше» К. Скворцова, постановка Г. Егорова — мать Ментуша;
«Идеальная пара» В. Попова, постановка Г. Егорова — Марианна, Катька, Луиза, Дина;
«Дорогой подарок» В. Попова, постановка Г. Егорова — Вера Аркадьевна;
«Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка Эухения.

В кино дебютировала в 1946 году в эпизоде фильма «Солистка балета».

Первой заметной работой стала роль Веры в картине 1955 года «Княжна Мери» по «Герою нашего времени» Лермонтова. Своим попаданием в эту картину она обязана Александру Вертинскому. Она вспоминала: «»Знаете, голубушка, — сказал он мне, в очередной раз приехав в Ленинград, — сейчас на студии Горького готовятся к съемкам фильма «Княжна Мери». Так вот, мне кажется, что роль Веры — ваша. Дайте мне свои фотографии, я передам их режиссеру». И действительно отвез их кинорежиссеру Анненскому».

Татьяна Пилецкая в фильме «Княжна Мери»

Широкая известность пришла к ней в 1956 году — после главной роли в популярной мелодраме 1950-х годов «Разные судьбы» режиссера Леонида Лукова о выпускниках ленинградской школы. Ее героиня — Таня Огнева, «маленький злой хищник», эгоистичная и тщеславная. Она поступает в металлургический институт и выходит замуж за нелюбимого однокласника, а любящий её парень уезжает из Ленинграда в Новосибирск работать сталеваром на металлургическом комбинате.

После роли советской женщины-вамп на актрису обрушилась слава, ее фотографии продавались во всех киосках «Союзпечати», Татьяну Пилецкую стали узнавать на улицах.

Татьяна Пилецкая в фильме «Разные судьбы»

Также в 1950-е сыграла главные роли в лентах «Невеста» (Надежда) и «Олеко Дундич» (Галя).

Татьяна Пилецкая в фильме «Олеко Дундич»

В 1957 году своей красотой и талантом актриса покорила Венецианский фестиваль. Пилецкая впечатлила западных режиссеров, которые очень хотели видеть ее в своих картинах. Но в те годы было не принято отпускать артистов работать на Запад.

Заметными стали работы в картинах «Мечты сбываются» (Анна), «Зелёная карета» (прима Александринки Надежда Самсонова), «Прощание с Петербургом» (Смирницкая Наталья Георгиевна), «Путешествие в другой город» (Кира), «Сильва» (княгиня фон Веллергейм), «Жизнь Берлиоза» (королева Ганновера), «Лермонтов» (княгиня Нессельроде).

Татьяна Пилецкая в фильме «Зелёная карета»

В 2000-е актриса стала появляться в телесериалах. В 2009-м сыграла главную роль в драме «Вербное воскресенье». Ее героиня — бывшая балерина, наставница и покровительница Оксаны (Светлана Иванова) Павла Кирилловна Головина.

Татьяна Пилецкая в сериале «Вербное воскресенье»

В 2017 году сыграла главную роль (Анна Ольховская) в детективе «Алмазный эндшпиль» по одноимённому роману Елены Михалковой.

Татьяна Пилецкая в сериале «Алмазный эндшпиль»

Автор книг «Серебряные нити», «Хрустальные дожди» и «Да, у всех судьбы разные, или биографические эскизы».

Имеет награды: орден Почёта (2007); орден Дружбы (2017); знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013) к 85-летию.

Татьяна Пилецкая

Личная жизнь Татьяны Пилецкой:

В разное время в нее были влюблены Александр Вертинский, Олег Стриженов, Виталий Соломин, Григорий Козинцев.

Первый муж — Пилецкий, моряк, капитан 1-го ранга. В браке прожили 15 лет. О причинах развода актриса говорила: «Просто мы разные люди, у нас разные жизненные пути и, если хотите, «разные судьбы». Он служил, я снималась в кино, играла в театре. Но ничего плохого о нем сказать не могу, да и не хочу».

У пары родилась дочь Наталья, она окончила университет, владеет несколькими иностранными языками, занимается туристическим бизнесом. Дочь смогла разыскать родственников в Германии — одну из ветвей их старинного рода, который ведет свою историю с 1560 года.

Внучка — Елизавета, художница.

Второй муж — Вячеслав Тимошин, актер, народный артист РСФСР, солист Ленинградского театра музыкальной комедии.

Со вторым мужем развелась из-за ревности, в частности, он подозревал Татьяну в романе с Олегом Стриженовым. Она вспоминала: «И он на самом деле однажды приревновал меня к Стриженову. Надо сказать, безосновательно. Олег за мной ухаживал — это правда, но никакого романа не возникло. Ведь для этого нужен обоюдный интерес. Как-то раз мы пришли вместе на премьеру фильма Федерико Феллини в Ленинградский Дом кино. Там оказался мой бывший муж, который и устроил сцену ревности. Так как свидетелей этого оказалось достаточно, история стала передаваться из уст в уста». В то же время, по ее словам, со Стриженовым никаких романтических отношений у нее никогда не было.

Татьяна Пилецкая и Вячеслав Тимошин

Третий муж — Борис Агешин, заслуженный артист России, мим. Одно время он работал с Эдитой Пьехой и Александром Броневицким в ансамбле «Дружба». Их познакомила ее приятельница. Она говорила: «Мы полюбили друг друга. И что немаловажно, помимо пылких чувств нас связывают и дружба, и взаимное уважение, и понимание. Борис очень талантлив, он заслуженный артист России, мим. Поэтому я всегда могу положиться на его мнение и рассчитывать на его советы и участие — не только в личной жизни, но и в профессиональной. У нас творческая семья, и это о многом говорит. И я благодарна Бореньке за то, что он сделал меня счастливой».

Татьяна Пилецкая и Борис Агешин

Фильмография Татьяны Пилецкой:

1946 — Солистка балета — эпизод (нет в титрах)
1947 — Пирогов (Pirogov) — Даша Севастопольская, Дарья Александровна
1947 — Золушка — дама на балу, в танце (нет в титрах)
1952 — Римский-Корсаков — дочь Римского-Корсакова (нет в титрах)
1955 — Мать — Сашенька
1955 — Княжна Мери — Вера
1956 — Разные судьбы — Таня Огнева
1956 — Невеста — Надежда
1956 — Дело № 306 — Надежда Николаевна Корнева, эксперт-криминалист, лейтенант
1958 — О моём друге — Катя
1958 — Олеко Дундич (Aleksa Dundić) — Галя
1959 — Мечты сбываются — Анна, жена Ильченко / Лидия, дочь Ильченко
1961 — Иду к вам — судовой врач
1965 — Третья молодость (Nuit des adieux, La) — педагог
1966 — Тайна пещеры Каниюта — Нина Сергеевна Бородина
1967 — Зелёная карета — Надежда Самсонова, прима Александринки
1967 — День солнца и дождя — актриса
1971 — Прощание с Петербургом — Смирницкая Наталья Георгиевна
1971 — Драма из старинной жизни — женщина в сером (нет в титрах)
1972 — Возвращение — эпизод
1978 — Двое в новом доме — Кононова, мать Сергея
1979 — Путешествие в другой город — Кира, бывшая жена Кириллова, мать Наташи
1980 — И вечный бой… Из жизни Александра Блока — эпизод
1981 — Сильва — княгиня фон Веллергейм, мать Эдвина
1982 — Жизнь Берлиоза (La vie de Berlioz) — королева Ганновера
1982 — В старых ритмах — женщина-«вамп», контрабандистка бриллиантами
1986 — Лермонтов — княгиня Нессельроде
1991 — Сказка за сказкой (фильм-спектакль) — Анхела
1991 — Миф о Леониде — Фира Абрамовна, партийный работник
1992 — Тайна наместника Гаумшира (фильм-спектакль) — Гейделинда, колдунья
1993 — Счастливый неудачник — бабушка Лёвы
1993 — Роман императора — мать
1998 — Спящая красавица (фильм-спектакль) — Фея Гарфона
2001 — Улицы разбитых фонарей-3 — Михайловская
2004 — Опера-1. Хроники убойного отдела — Любовь Сергеевна
2007 — Свет в павильоне (документальный)
2007 — История одной «Свадьбы» (документальный)
2007 — Янтарный барон — Марта Изольдовна
2007 — Опера-3. Хроники убойного отдела — Нестерова
2008 — Хрустальные дожди. Татьяна Пилецкая (документальный)
2008 — Каменская-5 — Софья Ларионовна Бахметьева
2009 — Питерские каникулы
2009 — Вербное воскресенье — Павла Кирилловна Головина
2011 — Я ему верю — Наталья Петровна, бабушка Евгении
2011 — Беглецы — Ольга Юрьевна, мать Николая
2011 — Балтийский дом. Биография (документальный)
2013 — Тайны следствия-13 — Ангелина Степановна
2013 — Лекарство против страха — Зинаида Арнольдовна, соседка Андрея Ковалева
2015 — Непридуманная жизнь — Капа Решетникова, модистка
2017 — Алмазный эндшпиль — Анна Ольховская

Озвучивание Татьяны Пилецкой:

1954 — Рапсодия (Rhapsody) (роль Элизабет Тейлор)
1958 — Подвиги Геракла (Fatiche di Ercole, Le) — Царица амазонок
1961 — Спасибо за весну (Kārkli pelēkie zied)
1961 — Друг песни (Laulu sõber) — Айме
1998 — Цветы календулы — Инесса Иосифовна Протасова (роль Любови Малиновской)

Библиография Татьяны Пилецкой:

1998 — Серебряные нити
2005 — Хрустальные дожди
2009 — Да, у всех судьбы разные, или биографические эскизы

О своем жизненном и творческом пути Пилецкая рассказывает:
«Когда папу посадили, мы с мамой жили вдвоем, трудно, бедно. Поэтому, получив балетное образование, я сразу устроилась на работу в танцевальный ансамбль Театра эстрады. В спектакле «Где-то в Москве» молодые танцовщицы помимо танцев должны были участвовать в массовке. Прибывал поезд, и я в толпе проходила по сцене с каким-то тюком. Вот и вся роль.
Над Хореографическим училищем шефствовало Военно-морское училище имени Дзержинского. И мы, девчонки, по субботам ездили туда на танцевальные вечера.
Работая в театре (мне было-то 17 лет!), я продолжала бегать в Дзержинку. И вот в одну из суббот танцы совпали со спектаклем «Где-то в Москве». Я станцевала свой номер и попросила подружку пройтись по сцене в моем костюме, с узлом. А на следующее утро — приказ: «За невыход на сцену в роли Пассажирки Урлауб Татьяну отдать под суд». Я в ужасе к художественному руководителю: «Как же так?! Я же не сорвала спектакль! Меня подменили…» Венецианов был непреклонен!
Опытные люди подсказали: подай кассацию. Я разузнала, что это такое, и подала. В назначенный день явилась в народный суд. Села в первом ряду. Жду своей очереди. Рассматриваются дела о кражах, об убийстве, об изнасиловании. Судья — почему-то в военной форме, майор. Пробежал он глазами мое дело, попытался скрыть улыбку. «Ну что ж вы так относитесь к своей работе?» Я рассказала все, как было. Суд удалился на совещание. Возвращаются. Майор посмотрел на меня многозначительно и говорит: «Ваша кассация удовлетворена». И во второй раз Бог меня хранил!
В кино у меня сначала была массовочка, потом меня заметили, и я станцевала в «Золушке». К Козинцеву в картину «Пирогов» меня тоже пригласили на эпизод. Правда, конный. Я с удовольствием согласилась. Наверное, эпизодом этим и ограничилось бы мое участие в фильме, если бы Григорий Михайлович не искал в тот момент актрису на роль Даши Севастопольской. Вероятно, мой возраст, отсутствие какого-либо актерского штампа, абсолютный наив и натолкнули его на мысль попробовать меня. Репетировать со мной Козинцев поручил своим ученикам — Ростоцкому, Катаняну, Дорману, Рязанову. Меня утвердили.
После «Пирогова» мы познакомились с Александром Вертинским. Я продолжала сниматься, но роли были небольшие. И вот в очередной приезд в Ленинград Александр Николаевич мне говорит: «На „Мосфильме“ идет подготовка к съемкам „Княжны Мери“. Принесите фотографию — я передам».
К тому времени я уже первый раз вышла замуж, пожила с мужем — военным моряком Пилецким — на Севере, развелась, вернулась в Ленинград. Все надо было начинать с нуля. Я пошла по театрам искать работу. Взяли меня в ансамбль к Рудакову и Нечаеву. Репетируем водевиль. И вот сдача художественному совету. Председательствовал Юрий Сергеевич Юрский, отец Сергея. Программу приняли хорошо. Но Юрский кивнул в мою сторону: «А вот эту молодую артистку можно показывать только на периферии!»
И вот, когда я морально была раздавлена тирадой Юрского, получаю телеграмму: вы утверждены на роль Веры в картине «Княжна Мери». Я побежала к Рудакову с Нечаевым: «Снимайте меня с роли! Ни на какую периферию я не поеду! Я еду в Москву!..»
Леонид Давыдович Луков — удивительный режиссер. Он всех нас, начинающих артистов — Юлиана Панича, Татьяну Конюхову, Георгия Юматова и меня, — утвердил в «Разные судьбы» без проб. Он уже до съемок не только видел, но и слышал всю картину, поэтому удивительно тонко подсказывал интонации. И моя Татьяна Огнева получилась такой пронзительной только потому, что меня вел Леонид Давыдович Луков. Фильм «Разные судьбы» прожил большую жизнь, прошло более пятидесяти лет со дня его выхода на экран. Время сохранило главное — характеры людей. Это компьютерная графика устаревает, а дружба, любовь и предательство будут актуальны всегда… Благодаря великому мастеру Марку Семеновичу Донскому в фильме «Мать» я снималась рядом с Верой Петровной Марецкой. Это были мои актерские университеты. Профессии надо учиться всю жизнь. Нельзя к новому характеру, к новой ситуации подойти со старым багажом.
Казалось бы, мой звездный час настал! Успех, популярность, фотооткрытки в каждом киоске «Союзпечати», поездки за рубеж! Фильм «Разные судьбы», где я сыграла главную роль, имел оглушительный успех. Это был мой взлет, но и моя Голгофа. Наверное, я сделала больше, чем требовалось. Потому что мою героиню начали ассоциировать со мной. Дескать, я и злая, и коварная, и обольстительная. Про меня говорили: «Она способна играть только отрицательных героинь!» В общем, ярлык навесили!
В моем архиве лежит большая папка, куда я собирала роли, прошедшие мимо меня. Иногда пересматриваю эти фотографии. «Дама с собачкой», «Овод», Дездемона… Да, неудачи случаются. Не утвердили на роль, публика не восприняла спектакль, фильм оказался слабее, чем хотелось. Но нельзя заниматься самоедством и самобичеванием. Есть актеры, которые сами себя грызут, если что-то не получается. Отсюда плохое настроение, плохое самочувствие. Надо на все проблемы смотреть легче. Я в своего папу, а у него был очень легкий характер.
В дальнейшем каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. И в «Зеленой карете», и в «Прощании с Петербургом», и в «Сильве» приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других. Но часто, какие бы прекрасные пробы ни были, меня не утверждали! Предложения стали поступать все реже и реже. И я ушла из кинематографа! Благо так совпало, что в Доме кино подошел ко мне директор Театра имени Ленинского комсомола: «Таня, не хотели бы вы попробовать себя в театре?» И звания народной артистки России я удостоилась на театральных подмостках».
Немецкие корни и хореографическое образование давали о себе знать: актриса не только сама, как говорится, держала спину, но и требовала этого от окружающих.
Ее портрет писал сам Петров-Водкин. Оказывается, художник был крестным Татьяны Пилецкой. В фарфоровой фигурке Ломоносовского завода ее запечатлел известный скульптор Александр Пахомов, когда будущая актриса еще училась в Вагановском училище.
Своим появлением в кино она сразила все мужское население страны в 1950-х.
Фильм «Разные судьбы» не только сделал ее суперзвездой советского экрана, но и навсегда закрепил за ней образ красивой стервы. Тем не менее, Пилецкая довольна своей актерской судьбой. Она никогда не жалела, что в ее жизни была та отрицательная роль в фильме «Разные судьбы».
В последние годы актриса вновь стала появляться на экране в российских фильмах и сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Янтарный барон», «Каменская 5», «Питерские каникулы», «Свет в павильоне».
В 2010 году вышел сериал «Вербное воскресенье», где Татьяна Пилецкая сыграла Павлу Кирилловну Головину, наставницу главной героини, Оксаны.
Первый муж актрисы, Пилецкий — моряк, капитан первого ранга. С ним актриса уезжала на Север, там родилась их дочка. Вместе они прожили 15 лет, а потом Татьяна ушла и вышла замуж за другого (Вячеслав Тимошин — солист Ленинградской оперетты).
С последним, третьим мужем она живет более 30 лет. Борис Агешин — заслуженный артист уникальной профессии — мим, очень талантливый. Он объездил весь мир, а раньше много лет работал с Пьехой и Броневицким и с их ансамблем «Дружба»…
Занималась Татьяна Пилецкая и своей родословной: нашла многих родственников, в том числе и в Германии (Гамбург).
Первое упоминание фамилии Урлауб — 1560 год. А в 1837 году из Германии в Россию приехал с двумя сыновьями Август Урлауб. Яков и Федор поступили в немецкую театральную труппу. От Федора и идет моя ветвь. Мой дед Егор Федорович Урлауб окончил в Петербурге Академию художеств, академик живописи, его картины висят в Русском музее, в Третьяковской галерее.
Среди моих родственников встречались яркие личности, но прапрапрабабушка Луиза, действительно, была уникальной. Она родилась в Германии в 1786 году. Вышла замуж за прусского офицера по фамилии Гафемус и родила двух детей. Муж погиб во время войны с Наполеоном. Но еще до его гибели Луиза, скрыв свой пол, вступила в корпус генерала Блюхера, который в составе прусской армии воевал против французов. Она сражалась храбро, несколько раз была ранена. Лишилась правой руки и в чине уланского вахмистра вышла на инвалидный пенсион. В тогдашних газетах ее называли «второй Дуровой». Переехав в Петербург, Луиза вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, рожала и воспитывала детей. А в 40-х годах XIX века она стала владелицей знаменитого еще со времен Петра Первого «Красного кабачка», трактира на десятой версте Петергофской дороги. Известно, что в нем провела бессонную ночь накануне прихода к власти будущая императрица Екатерина II. Об этом кабачке писали Пушкин, Лермонтов, Тынянов и Алданов. При Луизе кабачок славился вафлями, прохладительными напитками и знаменитыми танцевальными вечерами для гвардейцев. А еще у Кессених был не раз упомянутый Некрасовым и Салтыковым-Щедриным танцкласс на Фонтанке у Измайловского моста… А ведь я, пожалуй, смогла бы сыграть эпизоды последних годов жизни своей прапрапрабабушки…

Татьяна Пилецкая отмечает 85-летие
За роль «советской стервы» известную киноактрису едва не растерзали студенты МГУ
Из ныне работающих актрис России Татьяна Пилецкая раньше всех стала сниматься в кино. Ее первая роль была в легендарной «Золушке» 1946 года, а самая свежая работа — в картине «Лекарство против страха», которая вышла в этом году. Без малого семь десятилетий в кадре — это абсолютный рекорд отечественного кино. Сегодня актриса отмечает юбилей, перед гостями она предстала в роскошном платье и на высоких каблуках.
Не рыбацкая дочь
Чем громче стучат годы, тем чаще вспоминается детство. В памяти всплывают настолько выпуклые, яркие детали, что диву даешься. Мое детство это — Сиверская, пригород Петербурга, где мы проводили каждое лето. Домашние спектакли, где я танцевала. Нашим соседом и моим крестным был великий художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, однажды он сказал моей маме: «Кума, я хочу Тату порисовать…». Мама на меня надела платьице, папа сунул в руки куклу, и я пошла на веранду к крестному. Было сеансов пять работы. Мне, крайне неусидчивому ребенку, это далось очень непросто. Вот так и получился портрет «Девочка с куклой». С ним была одна забавная история. Мы как-то с отцом пошли на выставку Кузьмы Сергеевича, видим этот портрет, который был подписан «Дочь рыбака». Папа мой очень удивился, ходил к администрации выставочного зала, объяснял, что это его дочь, а не рыбацкая.
Каков мой Петров-Водкин? Очень сдержанный человек. Очень! Неулыбчивый, неоткрытый! Про таких говорят — человек в себе. Запомнила его глаза — очень внимательные, всепроникающие. Но если кого любил, то любил во всем. Мы часто ездили на Кировский проспект к ним в гости, однажды он мне говорит: «Тата, в правом ящике моего стола под книжкой для тебя что-то лежит. Иди, возьми». Я пошла, там лежала красная тридцатирублевка. Это были очень большие деньги по тем временам.
В последнее предвоенное лето мы давали на даче концерт, кто пел, кто читал стихи, а я, конечно, танцевала. Страсть к танцу у меня с самого рождения. После того концерта Кузьма Сергеевич подошел к маме и сказал: «Кума, а Тату надо отдать в хореографическое училище». Это и определило мою дальнейшую судьбу, получается, он крестил меня не только в церкви, но и на творческую жизнь. И мы пошли поступать в Ленинградское хореографическое училище. Отбор шел колоссальный, и для меня было полной неожиданностью увидеть свою фамилию в списке принятых.
Кофточка из фитиля
Почему с балетом не сложилось? Думаю, что главная причина — это война. Война и балет — несовместимые вещи. Мы занимались в ледяных залах, держась за лавки. Наше училище эвакуировали на Урал, холод, постоянное чувство голода, никакой обуви, всегда промокшие ноги. Глухая уральская деревня Нижняя-Курья — и вот туда приезжает знаменитое на весь мир балетное училище. Знаете, без слез не могу вспоминать, как приходили мы утром на занятия, а в парте лежала отварная картофелина, луковица или еще что- нибудь съедобное. Это нас так местные подкармливали! Я как-то в парте оставила записку со словами благодарности. Спустя десятилетия, будучи уже известной артисткой, я приехала в то село с концертом. Волновалась жутко. Вдруг на сцену выходит женщина и протягивает ту мою записку, на которой бледными чернилами написаны мои благодарности… Я чуть сознание не потеряла…
Помню, когда уезжали в эвакуацию, то никто не думал, что все будет так долго и так трагично. Ну, несколько месяцев повоюем и победим. Такие настроения были в обществе. Мы же жили восемнадцать человек в одной комнате, спасали только дружба и сплоченность, на топчанах спали, на матрасах, набитых сеном. Форсили в кофточках из фитилей. Что это такое? В ближайшей лавке покупали фитили для ламп, распускали их на ниточки, а из этих ниточек вязали кофточки. Беленькие. Вот в этих кофточках 7 ноября 1942 года мы поехали на праздничный концерт в Пермь, там выступали Уланова и Вечеслова. Назад нас везли на старом пароходике, и неожиданно девчонки мне говорят: «Тань, там твои знакомые едут, они из Ленинграда…».
Я не могла поверить своим глазам, когда увидела отца. Он меня сразу же предупредил: «Не пугайся, мама сильно изменилась…» Когда я увидела маму, то первое, что она мне сказала, даже не поздоровавшись: «Таточка, у тебя нет хлебушка?».. Это был шок. Мы оказались на одном теплоходе: я возвращалась в училище, а родители ехали в ссылку…
Балет на всю жизнь научил меня безукоризненно носить платья. Сегодня ведь не так часто можно встретить женщину, на которой бы сидело платье. Чаще они висят, или в них целиком не влезают…Часто вижу девчонок в юбках, из-под которых так и видна их джинсовая культура.
У меня были дивные учителя. Мой первый педагог по балету — мама легендарной балерины Татьяны Вечесловой, Евгения Петровна. А выпускала меня Мария Федоровна Романова, мама Галины Улановой. Кстати, она была добрейшей души человек. Чего не скажешь о Вагановой. Ее боялись, как огня. «Груша идет!» — испуганно неслось по училищу, все просто тряслись.
Когда училище вернулось из эвакуации в Ленинград, то у меня уже сил не было на балет. Часто голова кружилась. И еще я лентяйка, а балет — это труд. Адов труд. Профессия-то кровавая.
По возвращении в Ленинград в свою квартиру я зайти не смогла: там уже была густонаселенная коммуналка, всю нашу мебель продали.
У нас была потрясающая мебель из карельской березы. Инкрустированная. Однажды, уже будучи актрисой, я в комиссионке увидела наш высокий шкаф с зеркалом. Дивной красоты!..
«Уже перечеркнули!..»
На всю жизнь я запомнила двадцать третье отделение милиции на Таврической площади. Нас с мамой туда вызвали. На дворе стоял уже 1948 год. Капитан Федоров, никогда не забуду эту фамилию… Он смотрит на нас и говорит: «Ну что, дорогие мои, вам придется уехать из Ленинграда к папе..» Дескать, есть предписание, всех немцев нужно выселить.
Долгая история, как я через писателя Николая Эрдмана добралась до энкэвэдэшного генерала Леонтьева. Позвонила ему, представилась артисткой балета. Он обалдел, но велел зайти. Принял меня на Лубянке, как сейчас вижу его огромный кабинет, роскошный ковер на полу. Я дрожала, как осиновый лист. Он мне говорит: «Ну, я слушаю Вас, артистка балета». Я ему выложила свою беду. Он взял мой паспорт и увидел перечеркнутую прописку. Выдохнул: «Уже перечеркнули…»
Велел позвонить через неделю, звоню, он берет трубку и говорит: «Вы танцуете, танцуйте дальше. А маме придется Ленинград покинуть…»

Легко это сейчас рассказывать, но то, что мы пережили — не дай Бог.
Почему я отчество свое поменяла? Была Людвиговна, стала Львовна… Отца моего часто называли Львом, и когда пришло время получать паспорт, мама посоветовала взять отчество Львовна. Я совету вняла. Время было такое. Вы понимаете меня?
Я была плотью своего времени. Верила, что Сталин хороший, а над народом издеваются местные князьки. Когда Сталин умер, я плакала от горя. Хотя мой отец в это время все еще сидел. Отец сидел только за то, что он немец, а я слезы лила по Сталину. Вот такие мы были…
Злости никогда не было на эту страну. Брат погиб на фронте, отца арестовали, квартиру отобрали. Ну что ж, так с миллионами обходились. Когда отца реабилитировали, мне предложили единовременную выплату: девять рублей пятьдесят восемь копеек. Я отказалась.
Через много-много лет мне довелось познакомиться с делом моего отца. На папке моего отца стояло имя Леонид. Какая небрежность! Даже имя перепутали… Вина его была только в том, что он немец по национальности.
«Вертинский, мой продюсер…»
Вертинский. Он навсегда остался зарубкой на моем сердце. Я попала на его концерт в Ленинграде, и это было потрясение. Пел он строго по программе, зал неистовствовал и умолял его спеть что-то другое, но он был непреклонен. Думаю, что он права не имел отступать от утвержденной и идеологически выверенной программы. После концерта меня подвели к нему и представили, как молодую киноактрису. Он посмотрел на меня и, картавя, сказал: «Гаубчик, с такой внешностью конечно надо сниматься». Потом добавил «Гаубчик, сейчас снимается картина «Княжна Мэри», и роль Веры только Ваша. Немедленно давайте свою фотографию».
Все закончилось тем, что я снялась в этой роли. Так что Вертинского смело могу называть своим продюсером.
Вообще актерское ремесло очень конкурентное. Эти бесконечные кинопробы, постоянно тебя трясучка одолевает: пройду или не пройду. Зархи, Хейфец, Эрмлер, Траурберг — они сидели в худсоветах и выносили свой вердикт.
Конечно, внешность моя сыграла свою роль в моей киножизни. Сначала благодаря внешности заметили, а потом из-за нее же ролей не давали. Я ведь не вписывалась в стройный ряд советских героинь. Ну, какая из меня колхозница, комсомолка, передовик производства?! Я пыталась даже платок носить, поглубже его покрывала. Но где я, а где платок?..
Главная моя картина, конечно, «Разные судьбы», хотя судьба у нее была непростая, ее не сразу принял зритель. Режиссера ругали за мелкотемье, какой любовный треугольник может быть у советских людей? Вздор! Такого быть не может…
Вначале у фильма было название «Знакомые судьбы», но тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: «Что значит знакомые?.. У нас что, все девушки такие? Нет, пусть уж лучше будут разные судьбы». Ей никто возражать не смел.
Меня народ не любил за эту роль, моя героиня этакая советская стерва, вамп, хищница. И наивный зритель меня отождествлял с моей героиней. Помню, премьера картины была в МГУ. После показа студенты на меня просто накинулись. «Как вы могли так поступать?!» Меня готовы были растерзать. И кто? Не колхозники из отдаленной деревни, а студенты главного университета страны.
Еле их успокоили, объяснили что я и моя экранная героиня — это действительно разные судьбы. Письма после той картины мне приходили просто мешками. Я их до сих пор выбросить не могу. Письма разные — от крайне ругательных до похвальных, но все они дороги мне. В них меня обзывали, признавались в любви, просили денег в долг, девушки мечтали сниматься. Но чтобы роль была не такая…
Мужское внимание?.. Конечно, было! Но от меня все это отлетало, порой обидно было, что меня воспринимали, как некое экранное божество. А я такой же человек, как и все. Это и по сей день сохранилось. Многие меня воспринимают как что-то инопланетное. Так и не могу понять, почему.
Вообще, за долгую жизнь спина моя холодка много чувствовала. Но это актерский мир и с ним ничего не поделаешь. Вот ей повезло, а мне нет. А я вся такая-растакая…
Причина моей приличной физической формы лишь в одном — в востребованности. Как только актер становится невостребованным, он гаснет, умирает. Я очень боюсь невостебованности. В первую, и в последнюю очередь я артистка. А так — никакой гимнастики, никакой диеты. Тут сошлись гены и балет. Хотя с годами характер портится, жизнь давит на нас своим грузом. Но я стараюсь не прогибаться под этой тяжестью.
Пример актерского счастья? Я играла Роксану, восемнадцатилетнюю героиню в спектакле «Сирано де Бержерак», даже когда мне уже было за пятьдесят. Можно было играть и дальше, зритель принимал великолепно и верил безоглядно, но сама приняла решение расстаться с этой ролью. Кстати, спектакль этот я сыграла 604 раза.
Трясучка до первой реплики
Вообще жизнь жесткая штука, у нас в театре шла пьеса «Трехгрошовая опера». Ах, как я хотела сыграть Дженни. Подошла к режиссеру, заикнулась об этом. Он посмотрел на меня и сказал: «Таня, играют лучшие..» Слова обожгли, как пощечина. В жизни все было. Подушка была мокрой от слез и не раз. И на сцене плачу. На технике, на штампах никогда не пытаюсь вылезти. Только сердцем, только на разрыв аорты. Для чего артист работает? Крики браво из зала дороже гонорара. Дороже!
Я никогда не произнесу мат со сцены или в кадре. Никогда! Бывало такое по сценарию, но эти сценарии не для меня. Если молодые люди услышат мат в театре или с экрана, то почему им нельзя? Вот оно, взрослое ханжество.
Я до сих пор не наигралась. Еще хочу играть. Когда выходишь на сцену — это особое ощущение. У меня до сих пор холодные руки и трясучка перед каждым выходом на сцену. До первой реплики. Потом все проходит. Вообще актерская природа — уникальное явление. Так до конца и неразгаданное. Партнер имеет колоссальное значение. Если отдачи нет, если петелька с крючочком не совпали, то очень трудно. Пример? Дмитрий Дюжев — очень тяжелый партнер. С ним непросто было в «Вербном воскресенье». Только я. И точка. Глаз пустой и нос холодный. Не достучаться.
Самое страшное, это когда нет никаких предложений. Когда в театре на доске распределения ролей нет ничего, то тоже больно. Очень больно. Я спасалась от этого тем, что стала писать книги. Раскопала свое генеалогическое древо с 1570 года. Стихи стали писаться. До сих пор не могу понять природу стиха, он идет или не идет.

Могу сказать, что счастливая мать, у меня хорошая дочь. Правда, видимся очень редко, к сожалению. Мы с ней из разного мира, она человек бизнеса и почти без сантиментов.
Звали ли меня в Москву? И не раз, но это не мой город. Москвичи хваткие, деловые. А мы, ленинградцы, тихие, интеллигентные, все ждем, когда нас пригласят. Бывает, что не приглашают. Но я все равно жду.

Александр Ярошенко

«Российская газета» — www.rg.ru
2.07.2013

>Софья Письман

Театр

Некоторое время Софья Николаевна провела в Москве. Правда, в столице жизнь не сложилась. Письман признавалась, что для спокойного пребывания и работы встала необходимость в оформлении прописки. Для юной актрисы это явилось препятствием, противоречащим ее принципам.

Софья Письман в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора»

Так девушка попала на сцену Брестского русского драматического театра имени ВЛКСМ. Актриса с искренним теплом вспоминает годы работы в провинциальном театре. Сцена в Бресте подарила девушке опыт и увесистый багаж исполненных ролей.

В тяжелый период кризисных 90-х, когда оплачиваемой работы для актеров не находилось ни в кино, ни в театре, Софья Николаевна с группой единомышленников и коллег выпускала телевизионную программу «Музыкальный подъезд». Женщина выступала и в роли режиссера, и монтажера. По признанию актрисы, этот опыт преодоления сложных жизненных неурядиц и помог выбраться за пределы только театральной сцены, сподвиг карьеру к дальнейшему развитию.

Софья Письман в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

С 2001 года Софья Николаевна остается ведущей актрисой Киевского драматического театра на Подоле. Десятки главных женских ролей воплощены на сцене театра. По мнению театральных критиков, наблюдавших Письман на сцене, она лучшая Коробочка из «Мертвых душ». Кстати, за эту роль в 2010 году звезда театра получила «Киевскую пектораль».

Помимо работы в театре и съемок в сериалах, Письман с 2003 года является преподавателем сценической речи в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения.

Фильмы

Биография актрисы связана с кинематографом с 2002 года. Звезда театра сыграла небольшую роль врача в мини-сериале «Под крышами большого города».

Софья Письман в сериале «Остров ненужных людей»

Незначительная, казалось бы, роль дала старт приглашениям на съемки российских и украинских сериалов. Это и эпизодические, и второстепенные роли. Так, в 2011 году снят достаточно популярный российско-украинский приключенческий сериал «Остров ненужных людей». Сюжет построен на рассказе о неудачном браке молодого бизнесмена, который не может бросить нелюбимую жену, поскольку официально она — владелица имущества.

В попытке помириться супруги отправляются в путешествие. Вместо отпуска в райском месте им и еще группе туристов приходится выживать на необитаемом острове после кораблекрушения. Сериал был тепло встречен зрителями и в 2012 году получил украинскую премию «Телетриумф», как телесериал года.

Софья Письман в сериале «Райское место»

Среди успешных телепроектов, снятых совместно российскими и украинскими коллегами, следует отметить биографическую мелодраму «Красная королева». Роль Письман в картине не стала главной, но работа в сериале со звездами экранов не оставила Софью Николаевну незамеченной. Картина рассказывает о жизни и судьбе советской манекенщицы, красавицы и звезды подиума Регины Збарской.

Приглашения в съемках сериалов поступают актрисе с завидным постоянством. 2016 год отмечен съемками сразу в нескольких многосерийных украинских фильмах, таких как «Не зарекайся», «Подкидыши», «Райское место», «Певица».

Личная жизнь

Как и во многом другом, личная жизнь актрисы не освещается в СМИ. Героини Письман намного чаще мелькают на телеэкранах, чем актриса, воплотившая персонажей сценариев в жизнь.

Известно, что звезда украинского театра замужем за коллегой, уроженцем Киева Сергеем Сипливым. Познакомились супруги еще в советское время в Бресте. Женщина вспоминает, что Сергей рвался на родину. За ним молодая жена и отправилась в Киев, который впоследствии стал для нее таким же родным.

Софья Письман и ее муж Сергей Сипливый

Сейчас муж и жена счастливы в браке более тридцати лет, вместе работают на сцене одного театра. Семейные фото неизменно излучают любовь и теплоту. Софья Николаевна не может раскрыть секрета долгих и крепких отношений. Она признается, что его, скорее всего, и не существует. Письман делится, что ссоры случаются часто, ведь у каждого в семье бывает своя точка зрения, но семейная пара просто до сих пор сохранила любовь.

У актрисы есть уже взрослый сын Максим. Софья Николаевна рассказывает, что старалась воспитывать и общаться с мальчиком как со взрослым, на равных. Это позволило матери и сыну сохранить близкие дружественные и доверительные отношения на всю жизнь.

Несоветская красавица Софья Пилявская

Современный зритель знает её в первую очередь, конечно же, по роли в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Тетушка главного героя Алиса Витальевна — «изысканная, как мадригал», женщина, внешность которой поражает необыкновенным благородством, изяществом и красотой — такой, что зритель невольно задавался вопросом: если она так красива в пожилом возрасте, то какой же была в молодости? Ответ можно было найти уже в финальных титрах, где все исполнители представлены своими «молодыми» фотографиями.

Она родилась 17 мая 1911 года в семье сосланного в Красноярск большевика, соратника Ленина, польского дворянина Станислава Пилявского и была крещена тремя именами, как полагалось в католических дворянских семьях в те времена, — Софья Аделаида Антуанетта. После революции отец Зоси (до самого конца жизни она любила, когда близкие люди называли её именно так) стал крупным партийным чиновником, и её воспоминания о детстве сегодня кажутся просто диковинными. Жизнь в «Метрополе» — в роскошном номере, но с общественной кухней и титаном для кипятка. Постоянные пропуска в Кремль для 8-летней девочки и её 12-летнего брата — и скудные пайки из серой муки и каши-размазни.

Уже в 4 классе девочка всерьез увлеклась театром: сама ставила спектакли в школе и, по сути, ничем больше не интересовалась. Потом — учеба в кружке у Зинаиды Соколовой, сестры Станиславского. С этого момента и до последних дней её жизнь посвящена МХАТу.

МХАТ на гастролях, середина 1930-х. В третьем ряду вторая справа (в белой шляпе) Софья Пилявская, в верхнем ряду второй справа (в белой рубашке) её муж Николай Дорохин. Фото из архива С. Садальского.

В Студии Художественного театра Пилявская встретилась со своим будущим мужем, актером Николаем Дорохиным. Ее отец так и не успел познакомиться с зятем. Узнав о том, что Зося вышла замуж, Станислав Станиславович в один из выходных пришел в гости в новую отдельную квартиру, которую получили молодожены. Дорохин в это время находился на съемках, и знакомство было перенесено на понедельник. Однако в понедельник отец дочери так и не позвонил. Софья Станиславовна рассказывала:
«В конце 1937 года позвонил отец, занимавший ответственный пост в Верховном суде СССР, и весело сообщил, что ему назначена примерка нового костюма — первого после семнадцатого года — и что он просит меня поехать с ним. Договорились, что созвонимся в понедельник. Однако в понедельник звонка от отца не последовало. А во вторник утром от домработницы папиной семьи я узнала, что он арестован. Когда я сообщила о случившемся директору театра Боярскому, он тихонько, почти шепотом, сказал мне: „Все, что я могу для вас сделать, — пишите заявление об уходе по собственному желанию“. И продиктовал мне текст. Я написала и поплелась домой. Одной, в пустой квартире, мне было очень тяжело. Я все ждала, что меня вызовут в администрацию театра для официального сообщения о моем увольнении, но проходили дни, меня вызывали на репетиции, и я участвовала в спектаклях. Как мне потом рассказали, Константин Сергеевич, когда ему сообщили о моих обстоятельствах, отказался визировать мое заявление и порвал его. Очевидно, меня оставили в театре, не желая спорить со Станиславским».
На все попытки узнать о судьбе Станислава Станиславовича его родные получали стандартный ответ: «Десять лет без права переписки». Только многие годы спустя Софья Станиславовна узнала, что отец был расстрелян через два месяца после ареста.

Софья Пилявская в 1934 году

Ее ближайшими подругами в те годы были актрисы Вероника Полонская (последняя любовь Маяковского) и Нина Ольшевская, мать актёра Алексея Баталова. Полонская как-то обмолвилась в одном из своих последних интервью: «Из нас настоящей красавицей была все-таки Зося. Да много ли счастья…»

Действительно, красота Софьи была совершенной. Один из её знакомых в шутку говорил: «Зимой с Зосей еще как-то можно было ходить по улицам, но летом просто невозможно». И при этом её красота не могла принести ей счастья в те годы — такой она была… несоветской. Одного взгляда на Софью было достаточно, чтобы понять — роли ткачих, председателей колхоза и прочих героинь того времени не для нее.

И счастья — настоящего, безоблачного, ей, кажется, так и не удалось испытать. После ареста отца она стала «дочерью врага народа». Ее брат был уволен с работы, дочь отца от второго брака — исключена из комсомола. Мужа вызывали в НКВД, вынуждали к «сотрудничеству» — от пережитого первый инфаркт у него случился в 33 года.

Она теряла близких людей, одного за другим. В войну погибли брат и сестра. Потом умер муж — за двадцать минут до наступления 1954 года, в квартире О.Л. Книппер-Чеховой, куда они пришли встречать Новый год. Ему было всего сорок восемь.

Софья Станиславовна пережила мужа на 46 лет. Все эти годы она наряжала елку в ночь с 31 декабря на 1 января и встречала праздник одна. Замуж больше не выходила, говорила, что «с ее Коленькой никто не сравнится».
Потом умерла мама, с которой они были необыкновенно близки. И последним ударом стала смерть обожаемой Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в 1959 году.

Всё, о чём она пишет после этого в своих воспоминаниях, оставляет ощущение, что она чувствует себя чужой в новой жизни, к которой не хочет приспосабливаться и с которой у неё нет ничего общего. Один за другим уходят мхатовские «старики». Софья Станиславовна продолжает играть в театре и преподавать, её ученики становятся знаменитыми. Но всё меньше остаётся вещей, волнующих и интересующих её. И книга её воспоминаний называется просто — «Грустная книга».
В 1998 году она сказала: «Я так не хотела дожить до столетия МХАТа. А вот дожила. Я так одинока».
Софья Станиславовна Пилявская умерла 21 января 2000 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Чеховым, Книппер-Чеховой, Тархановой, Москвиной и Немировичем-Данченко.

Детство актрисы

Когда Соне было 9 лет, на семейном совете было решено отправить ее в «модную» по тем временам школу-интернат. Мама привезла ее в учреждение, которое больше походило на тюрьму: двухъярусные кровати, старые тонкие одеяла, лежавшие на них плоские подушки.

Школа состояла из одного этажа и была деревянной. По воспоминаниям актрисы, их вышли встречать весь персонал, состоявший лишь из четырех человек, и девочки, воспитанницы школы. Все дети были обриты налысо. Ученицы кидали вслед новенькой, Соне, колкие словечки.

Рекомендуем: Валентина Талызина: фильмы и личная жизнь актрисы

В первую же ночь Софью обокрали соседки по комнате: они перерыли всю ее сумку, забрали мыло, одежду. Она плакала в подушку от обиды и горечи. На следующий день пребывания в «лесной школе» девочка составила план побега.

Когда к ней приехала мать, маленькая Соня не сразу созналась ей в том, какая обстановка царила в школе, жаловаться ей не позволяло воспитание. Однако, следуя своему плану побега, девочка проскользнула вслед за мамой, когда та уходила, дошла с ней до самой станции и только там созналась, что провела эту неделю в слезах. Мама забрала дочку домой, и малышка еще долго вскакивала по ночам в бреду.

Будучи уже взрослой, Софья Станиславовна сама удивлялась, как ей удалось окончить школу с хорошими отметками, ведь, по ее признанию, она никогда не готовила домашнего задания. Науки не увлекали ее – с самого детства Соня была влюблена в театр.

Веселые студенческие годы

После вступительных испытаний в театральную студию Софья стала работать над своим польским акцентом. Она попросила домочадцев с ней и при ней разговаривать только на русском. Упорство актрисы позволило ей стать студенткой театральной школы при МХАТе.

Студенческие годы Пилявской, как и у всех, проходили ярко, задорно, творчески. Однокурсники часто собирались большими компаниями, разговаривали, мечтали, смеялись. Софья Станиславовна любила рассказывать об этом замечательном времени.

В составе труппы театра молодая актриса часто ездила на гастроли, однако в 1937 году во Францию ее не взяли, а ее роль в спектакле «Анна Каренина» отдали другой актрисе, компенсировав это недоразумение выделением квартиры. К тому моменту Софья уже была замужем за актером Николаем Дорохиным.

Рекомендуем: Наталья Бехтерева: научная деятельность и личная жизнь

Из воспоминаний Софьи Станиславовны известно, что однажды вечером они с мужем приехали на квартиру к ее отцу и обнаружили, что двери опечатаны. Позднее стало известно, что Станислава Станиславовича Пилявского арестовали по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками, а его дочь от второго брака лишили комсомольского билета.

В свете разгоревшихся событий «знающие люди» предложили Софье написать заявление об увольнении из театра по собственному желанию. Она это сделала, но великий Станиславский ее заявление не подписал. Так Пилявская осталась в театре вопреки обстоятельствам.

На мужа актрисы оказывалось огромное давление со стороны «компетентных органов». Они принуждали его к сотрудничеству, но тот упорно отказывался. На нервной почве у Николая случилось два инфаркта. Второй он не смог пережить и умер в новогоднюю ночь 1953 года. Пилявская с тех пор каждый год наряжала елку в одиночестве, ночь с 31 декабря на 1 января она проводила одна, чтя память любимого мужа. Замуж она так больше и не вышла.

Военное время

Во время военных действий труппа театра не прекращала свою деятельность. Они ездили по городам, давали концерты. Конечно, и для артистов это были непростые годы. Они жили впроголодь, но радовать зрителя не забывали. Даже о таком тяжелом времени в памяти актрисы сохранилось немало светлых воспоминаний – смешных историй и забавных жизненных казусов.

Рекомендуем: Светлана Дружинина: фильмография и личная жизнь

С 1954 года Софья Станиславовна начала преподавать в школе-студии при Московском художественном театре. Когда-то она наслаждалась работой в театре, на сцене, но со временем стала терять это сладкое чувство. Софья Пилявская очень грустила, когда один за другим ее покидали самые близкие люди. Софья дорожила дружбой с Ольгой Книппер-Чеховой (актрисой и женой писателя Антона Чехова), советскими актерами Москвиным, Станицыным, Грибовым и тяжело переживала их уход из жизни.

Незадолго до своей смерти, в 2000 году, актриса говорила, что больше всего на свете она не хотела дожить до столетнего юбилея МХАТ (он состоялся в 1998-м), она чувствовала себя одинокой в новом мире, без близких друзей. Актриса часто вспоминала слова Ольги Книппер о том, что все ушли, а она для чего-то еще живет… Теплые воспоминания были связаны у Пилявской с ее учителем – Константином Сергеевичем Станиславским. Артисты театра безмерно уважали своего наставника, буквально преклонялись перед ним.

Пилявскую похоронили в могиле мужа на Новодевичьем кладбище. Рядом похоронены Немирович-Данченко, Чехов, Книппер-Чехова, Москвин и др.

Аристократическая внешность актрисы сыграла с ней злую шутку: Софья Станиславовна не вписывалась в типажи советской эпохи, поэтому ее фильмография не так богата кинокартинами. В послевоенное время были востребованы образы людей труда, которые поднимали страну из руин. Несмотря на это, Пилявская снялась более чем в 20 картинах.

Награды актрисы

  • В 1991 – присвоено звание народной артистки СССР.
  • В 1998 – Пилявской вручена благодарность Президента РФ.
  • Тогда же, в 1998-м, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

Также биография Софьи Станиславовны Пилявской представлена на страницах Википедии. Софья Малеева

Дни рождения они отмечали вместе: Зося родилась 17 мая, Николай – 18.
Она — Софья Аделаида Антуанетта Пилявская. Полька.

Крещена тремя именами, как полагается в католических дворянских семьях.
Дома звали Зосей.
Ученица Станиславского, блистательная красавица, лауреат всевозможных премий, в том числе и Сталинской, народная артистка СССР, последняя из «могикан» МХАТа, 72 года прослужившая на сцене родного театра.

Он – Николай Дорохин. Тоже актер МХАТ. Любимый муж и настоящий друг.
В 37-м отца Зоси арестовали, обвинив в сотрудничестве с тремя разведками («по числу знания языков», горько шутила Софья Станиславовна) и почти сразу расстреляли на Лубянке.
Дочь врага народа от неминуемой гибели спас Константин Сергеевич Станиславский, отказавшись визировать заявление об уходе из театра, которое Зосю в срочном порядке заставили написать в дирекции МХАТа.

Тогда же стали приходить Николаю повестки из НКВД. Завербовать его не получилось, заставить отказаться от жены не удалось. Первый инфаркт у Николая случился в 33 года.
Последний – в 48 лет. 31 декабря 1953-го они с Зосей пришли отмечать Новый год к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. Но на входе в квартиру Николай внезапно оступился, сильно ударился головой о порог и через несколько часов умер.

Пилявская пережила мужа на 46 лет. Все эти годы она наряжала елку в ночь с 31 декабря на 1 января и встречала праздник одна.
Замуж больше не выходила, говорила, что «с ее Коленькой никто не сравнится».
Незадолго до смерти она сказала: «Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…»
В январе 2000-го Пилявская умерла.
Похоронили Софью Станиславовну рядом с ее Николаем на «мхатовском» участке Новодевичьего кладбища.

Михаил Козаков говорил, что «Покровские ворота» во многом состоялись благодаря Пилявской. Во-первых, в роли «восторженной, как мадригал» тетушки Костика он видел только ее. Во-вторых, когда киношное руководство запретило картину, Софья Станиславовна пошла «на поклон» к главе Гостелерадио Сергею Лапину и в буквальном смысле спасла фильм.

МХАТ на гастролях. Середина 1930-х.
На снимке за столом: обернулась Софья Пилявская, напротив нее актер Николай Дорохин (ее муж), второй слева направо Григорий Конский.

МХАТ на гастролях. Середина 1930-х.
На снимке в верхнем ряду: в центре — Григорий Конский, вторая слева направо Софья Пилявская, первый справа налево в белой косоворотке актер Николай Дорохин (муж С.Пилявской).

МХАТ на гастролях. Середина 1930-х. В верхнем ряду второй справа (в белой рубашке) Николай Дорохин, в третьем ряду — второй слева (в белой шляпе) Григорий Конский, вторая справа (тоже в белой шляпе) Софья Пилявская.

Обратная сторона фотографии Николая Дорохина с дарственной надписью Григорию Конскому. 1934 год.