Потенциал в человеке

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и так далее — не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.

Оценка ситуации в России

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

В России такие условия еще не созданы. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестиций. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход, согласно концепции человеческого развития — это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества», первый из которых был подготовлен в 1990 группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до 2004) и Институтом философии РАН. Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Критерии оценки человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

  • экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
  • социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
  • и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж):

ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП на душу населения)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская, Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).

Литература

  • Сен А. Об этике и экономике. — М.: Наука, 1996.
  • Сен А. Развитие как свобода. — М.: Новое издательство, 2004.
  • Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1999.
  • Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б. Г. Юдина. — М.: Институт человека РАН, 2002.
  • Доклады «Программы развития ООН» «…О развитии человечества»: , .
  • Интернет-портал «Человеческий потенциал России»: www.hdirussia.ru.
  • Зеленкова И. Л.. Этика. — Мн., 2004: .

Роль внутреннего потенциала

Друзья! У меня для вас есть ХОРОШАЯ НОВОСТЬ. Вы способны проявить свой талант, заложенный в вас от рождения. Именно так, и никак иначе! Однако прежде чем вы раскроетесь как личность, вам предстоит проделать огромную внутреннюю работу. Для начала вам следует познать и изучить себя. Вам придётся проанализировать представления о своих возможностях и о своём потенциале. Вам нужно будет задуматься о том, кем вы можете стать, каких высот достичь и какие действия предпринять, чтобы наполнить свою жизнь новым смыслом. Вам потребуется преодолеть свои страхи и продвигаться вперёд, невзирая на них. Я уверен, что вы справитесь с этой задачей. Ведь награда за ваши труды — это Успех! Это жизнь счастливого человека.

Путь к успеху начинается с познания самого себя. Самой неисследованной областью в жизни человека является его собственный внутренний потенциал: таланты, способности, одарённость и т. п. Многие даже не подозревают, что внутри них прячется гений, что в уголках их души хранится настоящее сокровище.

Притча

Однажды Бог собрал всех ангелов и спросил их: «Где мне спрятать великий потенциал человека, чтобы он его никогда не нашёл?» Предложений было много: на Луне, на вершине самой высокой горы, в глубинах мирового океана, в центре Земли… Но куда бы ангелы ни помещали этот таинственный потенциал, Бог видел, что пройдёт совсем немного времени, и человек его отыщет. Он уже совсем было отчаялся найти надёжный тайник, но тут один маленький ангелочек сказал: «А давайте спрячем великий потенциал в самом человеке! Это единственное место, куда он никогда не заглядывает. Или заглядывает в последнюю очередь». Так Бог и поступил. Поместил Он великую силу в сердце человека и наблюдает, как тот ищет её где угодно, но не внутри себя!

Со всей ответственностью заявляю, что первопричиной любого успеха является внутренний потенциал человека. Если человек обладает способностью к определённому виду деятельности, он сможет добиться блестящих успехов. А если нет, его ожидает разочарование. Вот почему многие наши сограждане, да и миллионы людей по всему миру, чувствуют себя неудовлетворёнными. Просто они занимаются не тем, чем следует. Они работают ради выживания. Им ещё предстоит найти своё дело, которое принесёт им истинный успех и счастье. А пока они живут, руководствуясь принципом «лень родилась раньше человека». Эта «мудрость» крепко засела в умах и часто не даёт раскрыться природному потенциалу.

ПЕРВОПРИЧИНОЙ ЛЮБОГО УСПЕХА ЯВЛЯЕТСЯ ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

А что представляет собой этот потенциал? Это скрытые возможности человека. Это способности и таланты, природная одарённость.

ВНИМАНИЕ!

Потенциалом обладают не только гении или какие-то особенные люди. Им обладают все. Просто у одних таланты и способности ярко выражены, а у других скрыты внутри. Но потенциалом обладают все без исключения!

Многие думают, что они бездарны и обречены жить посредственной жизнью. Но это только потому, что они ещё не раскрыли и не развили свой потенциал. Потенциал подобен кладу, спрятанному от людских глаз. Но поверьте, сокровище внутри вас ждёт своего часа! Его нужно всего лишь извлечь наружу. Внутри каждого человека скрыто настоящее богатство!

Единственное, что мешает порой проявить свой потенциал, это психология жертвы: привычка перекладывать ответственность за всё происходящее в жизни на других людей, на обстоятельства, на непредвиденные факторы. Может, хватит уж обвинять других в ваших собственных неудачах? Может, пора самим распоряжаться своей жизнью? Я научу вас этому. Давайте тренироваться. Незамедлительно, искренне, целеустремлённо. Посмотрите в зеркало и примите на себя ответственность за свою жизнь.

А сейчас узнаем, что вам мешает это сделать. Скажите, вы откровенны сами с собой?

ДА НЕТ

Продолжайте тест независимо от ответа. Скажите, пожалуйста, вас иногда одолевают подобные мысли?

• Если бы у меня была другая работа!

• Если бы я был богатым!

• Если бы я жил в другой стране!

• Если бы у меня были нормальные родители!

• Если бы у меня было больше шансов получить образование!

• Если бы я встретил настоящую любовь!

• Если бы, если бы, если бы…

Эти бесконечные «если бы да кабы» преследуют нас по пятам. Так просто обвинять других в том, что наша жизнь сложилась не так, как нам хотелось. В неудачах семейной жизни мы обвиняем своих супругов. Начальник виновен в том, что мы не имеем возможности раскрыть свой талант. Мы упрекаем родителей, что они неправильно нас воспитали. Обвиняем, обвиняем, обвиняем. Но, поступая так, мы просто-напросто ищем оправдание для себя.

Такое поведение человека свидетельствует о том, что он играет роль жертвы. Он признаёт, что не может управлять собственной судьбой. Он как бы заявляет: «Для того чтобы моя жизнь изменилась, должен измениться окружающий мир». Но мир, люди, обстоятельства почему-то не спешат меняться. Или происходит ещё более интересная вещь: окружение меняется, а человек остаётся на привычной для себя позиции.

Если вы считаете, что в ваших бедах виноваты все, кроме вас самих, — вы ведёте жизнь безмолвной жертвы. Следуя такой философии, вы никогда не достигнете чего-то сколь-нибудь значимого.

ЯРКИЙ ПРИМЕР

К услугам пластических хирургов обычно прибегают люди, недовольные собственной внешностью или телом. Они думают, что, поменяв форму носа, ушей, овал лица или внеся ещё какие-то изменения, они, наконец, смогут полюбить себя. Знаете, чем всё заканчивается? Человек получает идеальный результат, но… ПРОДОЛЖАЕТ СЕБЯ НЕНАВИДЕТЬ!

А теперь взгляните на свою жизнь с другой стороны. Относясь к ней как к величайшему дару, принимая на себя полную ответственность за неё, вы сможете подняться на новый уровень развития. Примите это утверждение как аксиому: «Чтобы изменилась моя жизнь, я сам должен измениться». Это ваша возможность начать новую жизнь — жизнь богатого, успешного, счастливого человека.

ЧТОБЫ ИЗМЕНИЛАСЬ МОЯ ЖИЗНЬ, Я САМ ДОЛЖЕН ИЗМЕНИТЬСЯ!

Имейте в виду: с того момента, как вы приняли решение изменить свою жизнь и приступили к изучению данной книги, у вас не осталось ни одного шанса потерпеть поражение. Ваши мечты осуществятся. Ваши цели будут достигнуты. Ваши желания реализуются. Можете верить или не верить, но очень скоро ваша жизнь значительно улучшится. Просто погрузитесь в чтение книги, увлекитесь процессом, изучайте теорию и, самое главное, подкрепляйте её упражнениями. Вот увидите, вас ждут чудеса. Да, взрослые не верят в сказки. Однако это не означает, что чудес не существует. Они происходят с нами каждый день, просто мы, озабоченные насущными проблемами, не замечаем их. Но чудеса-то остались! Давайте вместе вернёмся в то время, когда все пути были открыты, а все мечты казались легко осуществимыми, Попробуйте. Я уверен, что вам это придётся по душе.

Глупо, имея потенциал орла, жить жизнью моллюска!

Андрей Ушков

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое скрытый потенциал человека?

Сегодня прослеживается как «западный», так и «восточный» взгляд на скрытый потенциал человека – а это возможность и запас как физической, так и духовной энергий для решения любой задачи и выполнения конкретной цели в какой-то конкретный момент времени.

Западные психологи по-разному объясняют раскрытие потенциала личности:

В. Франкл связывал раскрытие скрытого потенциала с появлением у человека стремления познать смысл жизни.

А. Маслоу – с актулизацией и конкретным действием.

А в книге «Алмазный огранщик» Майкл Роуч объясняет,

что такое скрытый потенциал всех вещей, каждой вещи и личности:

Читая газету Wall Street Journal, Майкл Роуч подметил любопытную деталь. На первой и четвертой полосах каждый раз были статьи о действиях бизнесменов: в первом случае – успешных, во втором – стремительно падающих вниз. Однако из раза в раз то, за что одних превозносили, а других критиковали, было диаметрально противоположным. В одном номере хвалили дерзость и риск, а консерватизм клеймили; в следующий же раз рисковавший бизнесмен, потерпевший неудачу, закидывался камнями, тогда как сделавший что-то удачно консерватор попадал на пьедестал. Получалось, что одни и те же действия, совершаемые разными предпринимателями или компаниями, приводили к разным результатам.

Когда «Андин» значительно разрослась и занимала несколько этажей в разных зданиях, что было крайне неудобно, встал вопрос о переезде: покупать или арендовать. Как известно любому предпринимателю, тут начинают взвешиваться все «за» и «против». Большое здание произведет впечатление на партнеров и клиентов. Однако клиенты могут и начать опасаться, что новое помещение стоило слишком дорого и теперь «Андин» поднимет цены, а поставщики – что они продают товар слишком дешево и поэтому у их покупателя есть лишние средства на такие шикарные здания. И поднимут отпускные цены. Возможно, переезд сделает более сложной доставку сырья от поставщиков; а может быть, сэкономленные на аренде деньги позволят платить поставщикам больше, что привлечет новых дилеров.

Продолжать можно бесконечно, идея понятна. Как видно, у каждой характеристики переезда есть и плюс, и минус – возможные. Очевидно, что такой перебор возможностей не поможет принять решение. К тому же после того, как вы на что-то решитесь, может оказаться, что вы все же ошиблись (как и случилось у «Андин»: стоило им купить здание, как стоимость недвижимости в Нью-Йорке резко упала).

То есть, оба решения, между которыми стоит выбор, могут стать как положительным, так и отрицательным явлением, причем одновременно. Например:

– если купить здание, а цена недвижимости потом упадет – это плохо для владельцев бизнеса;

– если купить здание ближе к Нью-Джерси, где живет половина сотрудников, – для них это будет хорошо, так как они станут тратить меньше времени на дорогу. Однако для другой половины работников это будет плохо, так как их время на дорогу увеличится.

И так далее. А если убрать «для них» и «для нас»? Можно ли сказать, что покупка здания сама по себе – хорошая или плохая вещь? Нет, так сказать нельзя. Покупка здания сама по себе ни хороша, ни плоха, у этого действия нет врожденного качества «плохо» или «хорошо». Все зависит лишь от того, кто смотрит на эту ситуацию.

А тот коллега или подчиненный, один вид которого вас раздражает? Представьте, что одновременно с вами на него смотрит его жена или муж, дети или родители: все те качества, которые злят вас, для родных коллеги – приятные и прекрасные. То есть ваш коллега сам по себе не плохой и не хороший. Если бы это было так, то все окружающие – и вы, и его семья – оценивали бы его одинаково.

Это и называется скрытым потенциалом и вещей, и людей: то, как каждый из нас их воспринимает.

Как видим, восточные мудрецы пошли дальше: и от физического тела подошли к энергетическому.

На школе парапсихологии нам показывают и объясняют: как же нам самим разблокировать свои любые энергетические центры. Таким образом, высвобождается энергия и человек повышает свою результативность и эффективность, выявляя свой скрытый потенциал.

Цыганенко Ирина Николаевна

Все ли мы знаем о своем скрытом потенциале?

И Вы, конечно же, не хотели бы себя увидеть в той большей части населения, которая практически ничего не делает со своим потенциалом. А возможно, Вы уже находитесь в этой группе. Вот где нужно восклицать: «Не хочу быть «большевиком», а хочу стать «меньшевиком»!

Потенциал дан Вам не для того, чтобы быть закопанным в землю, когда Вы умрете. Вы лично — владелец неимоверно огромных способностей, и Вы просто обязаны посвятить себя тому, чтобы полностью реализовать их на протяжении всей своей жизни.

Так что же такое потенциал? Какова его суть?

Потенциал — это нераскрывшиеся способности, невысвобожденная сила, недостигнутый успех, скрытые таланты.

Все, кем Вы могли бы стать, но еще не стали;
все, что Вы могли бы сделать, но еще не сделали;
все, чего Вы можете достичь, но еще не достигли;
все, что Вы можете совершить, но еще не совершили.

Суммируем вышесказанное.

Потенциал — это не то, что Вы уже сделали. Это ВЧЕРА.
Потенциал — это то, что Вы сможете сделать. Это ЗАВТРА.

Потенциал всегда находится в плоскости будущего. Те достижения, которые Вы уже имеете, не являются Вашим потенциалом. Если Ваши сегодняшние дела не превосходят вчерашних, то Вы не реализовали свой потенциал сегодня. А значит, не «выросли» личностно. Если Вы сегодня сделали рывок в нечто новое и даже «промазали», то есть, потерпели неудачу, Вы развивали Ваш потенциал.

Иногда Вам будет делать это легко и даже почти незаметно. Но в большинстве случаев это не будет казаться безоблачным и радужным опытом. Вы будете испытывать и страх перед новым и неизвестным ранее, и боль, и сомнение… И будет казаться, что лучше поступить как вчера, без лишней головной боли, без внутренних терзаний. Ведь так удобно, стабильно и естественно, казалось бы!

Личностный рост никогда не происходит незаметно. Окружающие могут поначалу не заметить происходящих перемен, но Вы-то будете с самим собой находиться 24 часа в сутки. И кому как не Вам первому знать, что же происходит? Из этого следует, что Вы должны быть готовы к любым проявлениям во время Ваших изменений.

Потенциал потребует от Вас никогда не останавливаться на достигнутом, так как успех — самый первый и главный враг. Никогда не находите удовлетворения в достигнутом! Не смотрите на вчерашние победы. Это прошлое! Но всегда с верой смотрите в будущее и пребывайте в сфере потенциала.

Чтобы Вам легче было воспринять все написанное выше, давайте посмотрим на пример.

Возьмем самый мощный и известный пример в природе — семя. Можете даже реально попрактиковаться. Итак, я Вас попрошу найти семя, любое семя. В каждом доме найдется семя. Вы же едите какие-то овощи, фрукты. Возьмите от плода семечко, положите на ладонь.

Возьмем для примера семя яблока. «Что у Вас в руке?» — спрошу я. Вероятнее всего, Вы скажите: «семя». Однако Ваш ответ не будет истинным. Да, это факт, что Вы держите в руке семя, но Вы далеки от сути понятия «семя».

Правда же заключается в том, что Вы держите в своей руке не просто семя яблока, а целый яблочный сад. «Как такое может быть?» — недоумеваете Вы. А просто посмотрите внимательно и увидьте целый сад.

Если данное семя поместить в соответствующие условия и пройдет какой-то временной отрезок, неужели это семечко останется одним лишь семечком? Нет, конечно же. Оно даст плод, которого будет большое количество. И то же самое с Вами произойдет, если Вы увидите в себе, любимом, весь свой потенциал.

Таким образом, нельзя ни в коем случае ограничиваться тем, что Вы видите сегодня, сейчас. Потому как это далеко не все.
Это лишь потенциал того, чем оно МОЖЕТ стать.

Развивайтесь дальше! Напрягитесь, еще раз напрягитесь! Позвольте себе расти!

Теги: личностный рост, способности, потенциал, успех, карьера, психология

Потенциал человека

С чем является человек в мир? Каков его потенциал? Что он может? Выше сказано, что человек — универсальное существо, что он обладает всеми способностями ко всем видам деятельности. По последним данным медицины и психологии, человек лишь на 6% использует, реализует свой потенциал в ходе жизни. 94% его способностей так и не проявляют себя. Это связано прежде всего с исторически сложившимся общественным разделением труда. На планете более 50 тыс. профессий, а они делятся на специальности, а специальности — на специализации. В итоге в мире до 5 млн профессий , «профессиональных клеточек», репродуцируемых универсальными индивидами: токари, врачи, учителя, математики, шоферы, продавцы, сапожники, архитекторы, технологи и пр. и пр. А ведь каждый из них обладает универсальными возможностями. Может ли общество, в котором сложилось узкоспециальное разделение труда, предоставить каждому возможность развить, реализовать свой потенциал? Нет. Отсюда и постоянные противоречия личности и общества, индивидуального и социального и на уровне социализации и на уровне реализации.

Весь потенциал человека можно разделить на 2 группы его родовых, сущностных качеств: потребности и способности.

Потребности — это побудительные силы человека, «пусковой механизм», стартер в его структуре. Они побуждают человека к деятельности, определяют его мотивации. Решение этой задачи и входит в функцию воспитания, общественного воспитания.

Способности — это деятельные силы человека, силы, которые «работают» (память, мышление, умение, воображение и т.д.). Все способности человека можно подразделить в соответствии с его духовно-телесной структурой на информационные (знаю) и операциональные (умею). Отсюда и две педагогические задачи: образование — формирование системы знаний, обучение -формирование системы умений.

Вся система духовности человека, его внутренней культуры, таким образом, слагается из трех блоков:

— информационная культура: система знаний;

— операциональная культура: система умений;

— мотивационная культура: система установок, идеалов, ориентации.

Потребности и способности человека реализуются в его деятельности, а деятельность определяет социальные отношения людей, которые оформляются в систему социальных институтов, субъектом которых является каждый индивид. Так выстраивается общая логика включения каждого человека в систему общества: «потребности — способности — деятельности — отношения — институты».

Потребность есть, таким образом, противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека: противоречие между тем, что «есть», и тем, что «надо»; между сущим и должным, между реальным и идеальным. Скажем, жажда как потребность — это рассогласование фактического и необходимого содержания воды в организме человека. Подобное можно сказать о потребности в движении, в знании, в общении и т.д.

Фактическое состояние характеризует реальное, наличное бытие человека: как он живет, что имеет, чем занимается, сколько зарабатывает, учится или нет, здоров или болен и пр. Необходимое состояние задается объективной мерой человека как системой его родовых, устойчивых, воспроизводимых в поколениях качеств.

Потребности объективны, то есть возникают и существуют независимо от сознания людей, хотя они могут отражаться, осознаваться в разных субъективных формах, образуя мотивацию деятельности человека: влечения, желания, стремления, хотения, интересы, ориентации, убеждения, цели, программы деятельности.

Между потребностями и спросом возможны четыре варианта отношений:

а) есть потребность — есть спрос;

б) нет потребности — нет спроса;

в) есть потребность-нет спроса (неосознанная потребность);

г) нет потребности — есть спрос (престижное потребление).

Два первых варианта являются нормальными, а два других выражают неадекватное бытие человека: именно ими обусловлена эффективность рекламы разного рода.

Неудовлетворенная потребность порождает напряжения в структуре человека и сложную динамику мотивов. Одна потребность при невозможности реализации может трансформироваться в другую. Потребности могут сублимироваться и перерождаться. Они способны вызвать разрушение и деградацию личности, привести при интенсификации потребности к «психическому взрыву» человека.

Четыре основных параметра характеризуют потребность степень наличия, степень обоснованности, степень перспективности и степень массовости. Они изучаются социологией, социальной психологией, теорией прогнозирования и демографией.

Способность человека обусловлена как его биопсихическим своеобразием (анатомические, физиологические, психические качества), так и социокультурным окружением (социальный опыт человечества). Способность — это социально заданная возможность образования на биопсихическом своеобразии человека индивидуальных функциональных систем (умений) для определенной деятельности.

Способностью ко всем видам деятельности обладает каждый человек как единичный носитель общечеловеческой родовой меры. Все дело заключается в эффективности процесса социализации. И здесь решающее значение имеет опытный педагог, учитель, воспитатель, наставник, а также соответствующая природе способности деятельность. Деятельность, со своей стороны, выявляет способности человека, формирует способность, превращая ее в умение, развивает умения, превращая их в мастерство, реализует способности человека.

Разумеется, способность существует в разных формах и проявляет себя на различных уровнях. Можно выявить четыре таких уровня: задатки, одаренность, талантливость, гениальность. Способность человека связана с его потребностью. Если потребность выражает установку на деятельность («хочу»), то способность — готовность к деятельности («могу»).

Потребности и способности человека, то есть его потенциал, реализуются в деятельности. Деятельность — это специфический способ существования человека в отличие, например, от жизнедеятельности организмов, растений и животных.