Профессиография и профессиограммы

Содержание

Что обозначает данный термин

Профессиограмма — это перечень обобщенных представлений, отражающих специфику какой-либо профессии, а также критерии, предъявляемые к специалисту.

Описательно-техническая характеристика видов узкоспециальной деятельности, выполненная в рамках какой-либо схемы, помогает решать разнообразные административные и кадровые задачи. По сути, профессиограмма являет собою список унифицированных требований, которым должен соответствовать специалист и на которые он же обязан ориентироваться.

Типы профессиограмм выделяются в зависимости от профессиональных задач, для решения которых они требуются. В настоящее время существует несколько видов профессиограмм.

Они выделяются в зависимости от того, какие сведения о профессии содержит профессиограмма.

Виды профессиограмм:

  1. Ориентировочно-диагностические. Актуальны для выявления причин низкой производительности труда (помогают также выявить изначальные причины техногенных катастроф и аварий).
  2. Информационные. Необходимы для информирования потенциальных соискателей должностей (используются в области профориентации).
  3. Конструктивные. Используются для рациональной организации профессиональной занятости сотрудников (применяются для инфицированности эргатических систем на базе внедрения инновационной техники).
  4. Диагностические. Помогают определиться с методиками для профессионального отбора (используются для переподготовки кадров).
  5. Методические. Используются для рациональной организации труда (в частности, актуальны для специалистов, занятых структурированным профессиографическим обобщением какого-либо вида деятельности).

Содержание и структура профессиограммы

Самой распространенной является комплексная профессиограмма, которая включает в себя целый спектр технических, гигиенических, социальных и экономических критериев. Она же определяет способы и цели оценки результатов в рамках какой-либо профессиональной деятельности.

Психологически ориентированная профессиограмма описывает суть выполнения трудовой функции. Она отражает характерные реакции отдельных индивидуумов на какие-либо ситуации, возникающие в профессии.

В рамках данного термина рассматриваются разнообразные психические состояния сотрудников:

  • анализируются эмоциональные процессы;
  • подвергаются детальному рассмотрению волевые и эмоциональные проявления;
  • определяются особенности психомоторики при решении интеллектуальных задач.

Кроме того, психологически ориентированная психограмма включает в себя описание разнообразных вариантов трудового поведения. С ее помощью можно проанализировать динамику производственной активности и наиболее часто встречающихся ошибок.

Аналитическая профессиограмма ориентирована не на частные свойства компонентов той или иной профессии. Ее задачей является выявление унифицированных показателей.

Поскольку профессиограмма является кратким описанием какой-либо профессии, пропущенным через призму предполагаемых психологических особенностей сотрудников, то ее часто называют эталонной моделью идеального специалиста в какой-то конкретной области.

Практическое назначение профессиограмм

Практическое назначение профессиограмм — служить трафаретом, согласно которому можно максимально объективно отобрать сотрудника для выполнения той или иной производственной задачи.

Типичным примером является ситуация со специалистом, имеющим высшее столичное образование, но отличающимся чрезмерно вспыльчивыми реакциями. Такого человека нельзя использовать в работе с клиентами, несмотря на его красный диплом.

Другим распространенным примером является отказ в работе водителю, который проявил себя как знаток всех видов двигателей без вредных привычек, но с крайне медленной реакцией на экстремальные ситуации на дороге.

При этом критерии, рассматриваемые внутри той или иной профессиограммы, со временем могут меняться. Например, еще совсем недавно в профессиограмме бухгалтера указывалось, что на данную должность не рекомендуется брать лиц с аллергическими реакциями. Это объяснялось тем, что специфика работы бухгалтера предписывала ему много времени проводить среди конторских книг и архивных документов.

Бумажная пыль и специфический запах, сопровождающий скопление бумажных документов, вызывает у аллергиков выраженные раздраженные реакции. Но в настоящее время это требование не актуально, поскольку большинство компаний и предприятий переходят от бумажного документооборота к цифровому.

Профессиограмма отражает комплексное описание психологических характеристик, подходящих для представителей профессиональных групп, их уместно применять при выработке антикризисной кадровой политики.

Унифицированность требований упрощает работу специалиста по кадрам. В то же время применение профессиограмм — это гарантия рациональных и грамотных решений.

Методы составления профессиограммы

При изучении профессиональной деятельности в разных областях трудности вызывают выделение максимально подробной и в то же время максимально компактной системы требований, предъявляемых к изучению профессии. Специалистам из этой области приходится разбираться в том, какие критерии действительно актуальны для выполнения профессиональных задач, а какие второстепенны.

Кроме того, при изучении профессиональной деятельности специалиста приходится вычленять разнообразные стили трудовой деятельности, а также проводить сравнительные анализы специальностей с ориентиром на специфику производственных процессов в каждом отдельном случае. При этом сопоставление профессий должно также ориентироваться на традиции региона и традиции конкретных организаций.

Для оптимизации изучения профессиональной деятельности используются следующие методы составления профессиограммы:

  • организационные;
  • сбора эмпирических данных и их обработки;
  • интерпретационные;
  • опроса;
  • анализа документов;
  • анализа деятельности;
  • наблюдения и самонаблюдения;
  • эксперимента;
  • психологического тестирования.

Цель организационных методов — структурирование исследовательской деятельности. Их главная задача — планирование, согласно которому исследование принимает структурированный вид.

Метод сбора эмпирических данных включает в себя аналитическое наблюдение за работниками и изучение документации по профессии.

Метод обработки эмпирических данных ставит целью выработать экспертную оценку собранных сведений. Его цель — сравнительный анализ различных процедур и трудовых процессов.

В рамках интерпретационного метода можно осмыслить собранные результаты. Это надо для того, чтобы появилась возможность сформулировать закономерности профессиональной деятельности. Подвидом интерпретационного метода является структурно-системный анализ. Именно он дает возможность построить гипотетическую модель оптимальной трудовой деятельности.

В рамках метода анализа документов предполагается не просто изучение инструкций и актов, выпускаемых на производстве, но проведение их сравнительного анализа. В результате чего можно сделать вывод о том, какие инструкции или приказы неактуальны для производства, а благодаря которым, наоборот, производительность труда увеличивается.

Довольно эффективным является метод опроса. Он дает возможность проводить разнообразные формы интервью — от групповых до индивидуальных. Опросы также включают периодическое проведение анкет, к которым сотрудники относятся лояльно и с удовольствием проигрывают гипотетические ролевые ситуации. Однако конечным итогом метода опроса должна стать экспертная оценка полученных сведений.

Метод наблюдения не есть метод дисциплинарного контроля над выполнением обязательств персонала. Но выполняя регистрацию разных этапов трудовой деятельности (в том числе — с использованием технических средств), можно вычленить определенные закономерности поведения работников. Возможно, руководству этот метод поможет оптимизировать подбор персонала и улучшить организацию трудового процесса в целом.

В рамках метода самонаблюдения предполагается самоотчет профессионала.

Профессиограммы профессий

Профессиограммы позволяют разделить все основные про­фессии на группы с общими профилирующими видами двига­тельной активности, характерными профзаболеваниями, сфор­мулировать для них задачи профессиональной физической подготовки, предложить средства и методы физического вос­питания с профессиональной направленностью.

В таблице 1 приведён пример упрощённого варианта про­фессиограммы и спортограммы для строительных и оператор­ских профессий.

Таблица 1. Профессиограмма и спортограмма для строительных и операторских профессий

Профессиограмма

Спортограмма

Строительные профессии

Операторские профессии

Профессиональные функции, качества

Спортивные игры (баскетбол, волейбол, и др.)

Лёгкая атлетика (беговые нагрузки)

Гимнастика (атлетическая, ритмическая, стретчинг)

+

+

1. Зрительно-двигательная реакция

+

+

2. Устойчивость и переключение внимания

+

+

+

3. Быстрота реакции

+

+

+

+

4. Общая выносливость

+

+

+

5. Основные параметры здоровья

+

+

+

+

6. Сила мышц плечевого пояса, туловища, нижних конечностей

+

+

7. Статическая выносливость

+

+

8. Вестибулярная устойчивость

+

+

+

9. Развитие подвижности в лучезапястных суставах

+

+

+

10. Мышление (техническое, логическое, творческое)

+

+

+

11. Решение двигательной задачи в стрессовой ситуации

+

Строительные профессии

Строительные профессии предъяв­ляют повышенные требования к силе, особенно мышц плечевого пояса, статической выносливости, вестибулярной устой­чивости, способности сохранять равновесие на высоте и огра­ниченной опоре, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.

Строительные профессии: плотник, каменщик, отделоч­ник, штукатур, маляр, монтажник и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особен­но мышц плечевого пояса и ног, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способности сохра­нять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье по лестницам, канату и шесту и др.); повышение устойчивости к неблагопри­ятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, на­стойчивости, терпения, смелости.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикули­ты, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чув­ствительность к красителям и химическим агентам), бронхи­альная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне).

Рекомендуемые средства физического воспитания: упраж­нения в лазанье по вертикальной, наклонной, горизонтальной поверхности, канату; лёгкая атлетика (бег на средние и длин­ные дистанции); элементы спортивной аэробики, атлетиче­ской гимнастики; работа на тренажёрах; упражнения гидро­аэробики; прыжки в глубину из различных исходных поло­жений; элементы единоборств, спортивных игр; массаж и са­момассаж.

Методы тренировок: круговой, комбинированный, интер­вальный.

Операторские профессии

Операторские профессии характеризуются в основном дея­тельностью в системе «человек — машина». Данные профессии предъявляют повышенные требования к логическому и техническому мышлению, умению переключать внимание, помехоустойчивости, памяти, сенсомоторным функциям, уме­нию принимать оптимальное решение в условиях дефицита времени, в экстремальных ситуациях к общей и скоростной выносливости. Такая работа связана с повышенной нагрузкой на центральную нервную систему (ЦНС) и низким уровнем двигательной активности (монотонней). На отдельных этапах она характеризуется высоким нервно-эмоциональным напря­жением.

Операторские профессии: оператор, радист-опе­ратор, оператор счётных машин и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие быстроты от­дельных движений, антиципирующих реакций, статической выносливости мышц туловища, игровой ловкости, памяти, мышления, внимания; повышение стрессоустойчивости.

Характерные профзаболевания: неврозы, миопия, астиг­матизм, остеохондроз, деформация грудной клетки, варикоз­ное расширение вен.

Рекомендуемые средства физического воспитания: тре­нировка ускоренных реакций; элементы спортивных игр (во­лейбола, баскетбола, ручного мяча, настольного тенниса), стретчинг; элементы единоборств, ушу; плавание; упражне­ния с чередованием напряжения и расслабления; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: идеомоторный, круговой, интерваль­ный.

Сфера информационных техно­логий

Профессионально-физическая подготовка к работе в сфере информационных техно­логий (в частности, программиста) заслуживает особого внимания. В современных условиях компьютер все чаще стано­вится одновременно и средством обучения, и средством про­фессиональной деятельности.

Работа с компьютером активизирует познавательную дея­тельность; развивает внимание, пространственную ориента­цию; увеличивает обмен информацией; систематизирует мыш­ление; совершенствует зрительно-двигательную реакцию. К её достоинствам следует отнести и возможность установления индивидуального темпа и ритма работы.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в концентри­рованном виде все нагрузки, каждая из которых вызывает умственное и физическое утомление и переутомление челове­ка, влияет на его нервно-эмоциональную сферу. Самые серь­ёзные требования работа с компьютером предъявляет к состоя­нию ОДА и зрения. Следует также отметить неблагоприятные воздействия таких факторов, как электромагнитные и элект­ростатические поля, инфракрасное, ультрафиолетовое и не­значительное рентгеновское излучения, компьютерный шум, повышенная температура, пониженная влажность внешней среды.

Таблица 2. Профессиограмма специалиста в области информационных технологий (программиста)

Профессионально важные качества, психофизические функции

Виды двигательной активности и методы её использования

Качество и количество здоровья

Тренировка аэробной выносливости с помощью циклических видов движений: кросс, лыжи, плавание, фитнес-аэробика, кардиофанк, калланетика, стретчинг, шейпинг, обеспечиваю­щих работу сердечно-сосудистой системы в ре­жиме 130-150 уд./мин

Состояние зрения

Изучение и индивидуальное использование ме­тодов Бейтса, Норбекова, Аветисова, Утехина

Состояние ОДА

Общеразвивающие физические упражнения для укрепления мышц ОДА с использованием метода чередования напряжения с расслабле­нием; растяжение мышц ОДА

Состояние нервно-психи­ческой сферы

Совершенствование управления движениями, психофизическая регуляция, упражнения с че­редованием напряжения и расслабления

Внимание

Специальные упражнения на внимание; точно­стные упражнения, направленные на совершен­ствование управления движениями; подвиж­ные и спортивные игры; элементы йоги

Мышление

Целенаправленные подвижные и спортивные игры; упражнения с постановкой конкретной смысловой задачи; использование информаци­онного, проблемного и интерактивного методов обучения

Зрительно­-двигательная реакция

Подвижные и спортивные игры с чёткой поста­новкой двигательных задач, элементы спортив­ных единоборств

Статическое напряжение

Упражнения с чередованием напряжения и расслабления, пауэрлифтинг, сквош, бадмин­тон, штанга

Пространствен­ная ориента­ция

Точностные упражнения на ориентирование в пространстве, волейбол, баскетбол, футбол, скейтбординг

Профессионально важные качества, психофизические функции

Виды двигательной активности и методы её использования

Дифференци­ровка проприоцепторов

Упражнения мануальной терапии, армрест­линг, бейсбол, настольный теннис, совершен­ствование сенсомоторики

Умственная утомляемость

Активный отдых, циклические упражнения, шейпинг, релаксационные упражнения

В таблице 2 представлена профессиограмма программиста (специалиста в области информационных технологий), составленная на основании социально-педагогических исследований. Она включает профессионально важные при работе с компью­тером психофизические функции и качества и те виды двигательной активности, которые направлены на их совершенство­вание и здоровьесбережение.

В профессиональной двигательной подготовке будущих программистов (спе­циалистов в области информационных технологий) в основном используются информационный, программированный, про­блемный и интерактивный методы тренировок.

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной выносливости; усиление мышечного корсета; укрепление зре­ния; совершенствование зрительно-двигательных координа­ций; укрепление нервно-эмоциональной сферы.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, нарушения зрения, нарушения ОДА, вегетососудистая дистония, гипер­возбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: крос­совая подготовка; лыжи; плавание; методы Бейтса, Норбеко­ва, Аветисова; совершенствование дифференцировок (про­странственных, временных, мышечных усилий); спортивные игры; бадминтон; аэробные виды двигательной активности; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, переменный, инфор­мационный, идеомоторный.

Сфера обслуживания

Профессии сферы обслуживания: продавец, официант, парикмахер, секретарь и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укре­пление здоровья; формирование ЗОЖ; воспитание стойкой по­требности, благодаря осознанию значения двигательной ак­тивности, в систематических занятиях физическими упраж­нениями; развитие общей и статической выносливости; обу­чение самостоятельному выполнению упражнений вводной, производственной, релаксационной гимнастики; овладение приёмами массажа и самомассажа; совершенствование дифференцировок (пространственных, временных, динамиче­ских); воспитание доброжелательности, уравновешенности.

Характерные профзаболевания: варикозное расширение вен, остеохондроз позвоночника, артрозы, вегетососудистая дистония, сухожильные контрактуры кисти, неврозы, нару­шения обмена веществ.

Рекомендуемые средства физического воспитания: крос­совая и лыжная подготовка, ритмическая и атлетическая гимнастика, стретчинг, упражнения с чередованием напря­жения и расслабления, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, идеомоторный, кру­говой.

Металлообрабатывающая промышленность

Профессии металлообрабатывающей промышленности: токарь, фрезеровщик, долбёжник, сверловщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп; совершенствование равновесия в вертикальной позе; развитие общей выносливо­сти, статической выносливости ног, координации, точности движений рук, кинестезии, зрительно-двигательной функции, концентрации внимания; укрепление нервно-эмоциональной сферы; воспитание трудолюбия, настойчивости.

Характерные профзаболевания: варикозное расширение вен нижних конечностей, остеохондроз позвоночника, плос­костопие, атеросклероз, нарушения обмена веществ.

Рекомендуемые средства физического воспитания: лёгкая атлетика (ходьба, прыжки), кроссовая подготовка, элементы атлетики, стретчинг, баскетбол, ручной мяч, единоборства, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, переменный, повтор­ных нагрузок, комбинированный, круговой.

Транспорт

Профессии транспорта: машинист, помощник машини­ста, тракторист, водитель автомобильного транспорта, строи­тельных и сельскохозяйственных машин и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укре­пление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие координации движений, статической и общей выносливости, профессио­нальных функций: зрительно-двигательной, быстроты реак­ции, вестибулярной устойчивости, умения переключать вни­мание, способности к прогнозированию; укрепление нервно­-эмоциональной сферы.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикули­ты, варикозное расширение вен, хронические бронхопневмо­нии, облитерирующий эндартериит.

Рекомендуемые средства физического воспитания: эле­менты атлетической гимнастики; стретчинг; упражнения с чередованием напряжения и расслабления; дыхательная гим­настика; элементы единоборств, ушу; элементы лёгкой атле­тики (челночный бег, бег на короткие дистанции); спортивные игры; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: идеомоторный, комбинированный, интервальный.

Конвейерно-поточное производство

Профессии конвейерно-поточного производства: сбор­щик часов, сборщик автомобилей, обувщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие точности и быстроты движений, специальной ловкости и общей вы­носливости, внимания; совершенствование координации дви­жений, зрительно-двигательной функции, кинестезии, диф­ференцировок (пространственных, временных, мышечных усилий); воспитание трудолюбия, умения признавать свои ошибки.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикули­ты, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чув­ствительность к красителям и химическим агентам), бронхи­альная астма, дерматиты, нарушение иммунитета.

Рекомендуемые средства физического воспитания: эле­менты лёгкой атлетики (бег на короткие дистанции, челноч­ный бег); элементы баскетбола, гандбола и других спортивных игр, развивающих точность движений; ходьба на лыжах, пла­вание в качестве активного отдыха; элементы ушу, стретчин­га, тренажёрной и атлетической гимнастики; массаж и само­массаж.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, круговой, соревновательный.

Текстильное производство

Профессии текстильного производства: вязальщица, кру­тильщица, ткач и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие координации, точности и быстроты движений, общей и специальной вынос­ливости, преимущественно мышц ног и спины, подвижности в суставах кистей рук, внимания, зрительно-двигательной функции; совершенствование дифференцировок; ускорение процесса адаптации организма к специфическим условиям; повышение устойчивости к сложным микроклиматическим условиям и работоспособности в них, стрессоустойчивости; воспитание трудолюбия, внимательности, выдержки, настой­чивости.

Характерные профзаболевания: неврозы, гипертермия, гипертоническая болезнь, дерматиты, пневмосклероз, дыха­тельная недостаточность, остеохондроз, варикозное расшире­ние вен, плоскостопие.

Рекомендуемые средства физического воспитания: обще­развивающие упражнения на согласованность движений с предметами (скакалки, теннисные и набивные мячи, гимна­стические палки, булавы) и без них; элементы лёгкой атлети­ки (челночный бег, бег на средние и длинные дистанции; ме­тание облегчённых легкоатлетических снарядов на заданное расстояние в полную силу); элементы лыжной подготовки; элементы баскетбола: поочерёдное (правой и левой рукой) ве­дение мяча с изменением направления и темпа, скрытые и не­ожиданные передачи на различные расстояния; эстафеты с пре­одолением препятствий; элементы ушу; плавание; гидроаэро­бика; стретчинг; массаж и самомассаж.

Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой.

Монтаж и ремонт оборудования

Профессии монтажа, накладки и ремонта оборудования: слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь механосбо­рочных работ, слесарь-сборщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ручной лов­кости и силы, статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук и статической выносливости позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра), силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп, равновесия в вертикальном положении, выносливости, координации дви­жений рук, памяти, внимания; совершенствование дифферен­цировки мышечных усилий; отработка дозированных движе­ний; закаливание; воспитание трудолюбия, упорства, целе­устремлённости.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия, астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен.

Рекомендуемые средства физического воспитания: гим­настика (упражнения с гантелями, набивными мячами, рези­новыми амортизаторами, на гимнастической скамейке и стен­ке); атлетическая гимнастика; работа на тренажерах; элементы единоборств, ушу; дыхательная гимнастика; лёгкая атлетика (разновидности метания, толкание ядра); элементы спортив­ных игр (на точность и ловкость движений рук, на внимание и др.); плавание; закаливание организма; массаж и самомас­саж; релаксационные упражнения.

Методы тренировок: круговой, равномерный, повторных нагрузок, интервальный, идеомоторный.

Угольная и горнорудная промышленность

Профессии угольной и горнорудной промышленности: машинист угольного комбайна, электрослесарь шахтного обо­рудования, машинист шахтных электровозов, проходчик вер­тикальных слоёв, бурильщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ловкости и об­щей выносливости, силы мышц плечевого пояса и спины, гиб­кости, внимания; формирование навыка переползаний; зака­ливание организма; повышение адаптации к специфическим условиям труда; воспитание трудолюбия и упорства.

Характерные профзаболевания: травмы позвоночника, остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, пневмокониозы.

Рекомендуемые средства физического воспитания: атле­тическая гимнастика, работа на тренажёрах, элементы едино­борств, лёгкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, прыжки, метание), лыжный спорт, релаксация и дыхатель­ная гимнастика, плавание, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, интервальный.

Водный транспорт

Профессии водного транспорта: матрос 1-го класса, ма­шинист, моторист, судовой радиооператор и др. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; повышение вестибуляр­ной устойчивости; совершенствование навыков лазанья, пры­ганья, сохранения равновесия; развитие силы мышц ног, брюшного пресса и плечевого пояса, выносливости; трениров­ка памяти; воспитание трудолюбия, внимательности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикули­ты, варикозное расширение вен, хронические бронхопневмо­нии, облитерирующий эндартериит, болезнь Меньера.

Рекомендуемые средства физического воспитания: гим­настика (повороты, наклоны, вращения головой и туловищем; лазанье по канату, шесту, лестнице; передвижения по ограни­ченной опоре; тренировка равновесия на гимнастической ска­мейке и бревне; акробатические упражнения); дыхательная гимнастика; плавание (обучение способам плавания с враще­нием, различными поворотами в движении и др.); упражне­ния на тренажёрных устройствах (гимнастическое колесо, вращающееся кресло, лопинг, четырёхшажные и вертикаль­ные качели и т. п.); массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, интервальный, по­вторных нагрузок.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственные профессии: фермер, животно­вод, комбайнёр, тракторист, оператор машинного доения, спе­циалист кормовой индустрии, механизатор и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей и статической выносливости, гибкости, силы мышц плечево­го пояса, туловища, нижних конечностей; совершенствова­ние зрительно-двигательной функции, концентрации внима­ния.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, артриты, облитерирующий эндартериит, варикозное расшире­ние вен, мышечные контрактуры кистей рук, аллергические за­болевания, хронические бронхопневмонии, пневмокониозы.

Рекомендуемые средства физического воспитания: крос­совая и лыжная подготовка, атлетическая гимнастика, стрет­чинг, дыхательные упражнения, единоборства, спортивные игры, плавание, массаж и самомассаж, психорегулирующие упражнения.

Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой, рав­номерный, интервальный.

Врачи и учителя (педагоги, воспитатели)

Задачи профессиональной физической подготовки: ук­репление здоровья; формирование ЗОЖ; снятие нервно-эмо­ционального напряжения; воспитание нравственных качеств и уважения к человеку.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дисто­ния, неврозы, нарушения обмена веществ, гипо- и гипервоз­будимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: игро­вые виды спорта, аэробные нагрузки, кроссовая подготовка, упражнения с чередованием напряжения и расслабления, ды­хательные упражнения, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный и идеомоторный.

Художники

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие креатив­ного восприятия; повышение аэробной выносливости; снятие нервно-эмоционального напряжения.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дисто­ния, варикозное расширение вен нижних конечностей, дефор­мация сухожилий, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: аэроб­ные нагрузки, спортивные игры, армрестлинг, стретчинг, уп­ражнения с чередованием напряжения и расслабления, рит­мическая и атлетическая гимнастика.

Методы тренировок: идеомоторный, равномерный, по­вторных нагрузок.

Бизнес и торговля

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной и силовой выносливости; укрепление нервно-эмоциональной сферы; воспитание умения работать в коллективе.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дистония, неврозы, нарушения ОДА, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: игро­вые виды спорта, кроссовая подготовка, фитнес, аэробика, массаж, дыхательные упражнения, плавание, аэробные и си­ловые нагрузки.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, интервальный, идеомоторный.

Другие профессии

Профессии радиоэлектронной, электротехнической, энер­гетической, часовой, швейной промышленности и связи: ра­диомонтажник, сборщик изделий из мелких деталей, чертёж­ник, швейник, часовщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укре­пление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей вынос­ливости, тонкой координации движений пальцев рук, быстро­ты реакции; укрепление мышц туловища; развитие концен­трации внимания, воображения; воспитание трудолюбия, упорства, уравновешенности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия (близорукость), астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен нижних конеч­ностей.

Рекомендуемые средства физического воспитания: лёгкая атлетика (бег, прыжки, метание), упражнения с чередовани­ем напряжения и расслабления, ритмическая и атлетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, стретчинг, элементы волейбола, совершенствование дифференцировок, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: повторных нагрузок, интервальный, комбинированный.

Категории:На этой странице материал по темам:

  • Профессиограмма краткая информация

  • Профисиограмма сообщение

  • Профессиограмма будущего специалиста таблица

  • Вид хозяйства для профессиограммы

  • Профессиограмма для профессии

Вопросы к этой статье:

  • Назовите профессионально важные двигательные качества, социальные и психофизиологические функции для вашей специ­альности.

  • Составьте профессиограмму для вашей профессии.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru>Профессиограмма и принципы их составления (стр. 1 из 3)

Введение.

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).

Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

С общими вопросами профессиографии, психологической классификацией профессий и профориентации можно познакомиться по работам К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М.Ивановой и др.

1.Сущность профессиографии

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

• аттестацией работников;

• проектированием новых профессий и специальностей;

• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

• совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

• научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

• комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

• целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

• типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

• реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

• учета перспектив профессионального роста и карьеры;

•надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

•научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов)

1.1 Виды профессиограмм

Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации:

По цели составления:

Информационная – — предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии — предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.

Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. — обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников

1. Общая характеристика профессии – история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда

2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле – совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) – характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации – уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации

4. Профессиональная мобильность работника – широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности и профессии

5. Оценка перспективности профессии – профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

1. Содержание деятельности субъекта труда – виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности

2. Условия труда – санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

Образовательно-ориентированное профессиографирование, проспетированное профессиографирование

1. Паспорт профессии — тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения

2. Подготовка кадров — форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления – функции, конкретные виды деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные умения

4. Проспектированная профессиограмма на каждой стадии профессионального становления

Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта деятельности – профессиональная направленность, профессиональная компетентность, ПВК, профессионально значимые психофизиологические свойства, — психологическая характеристика каждой подструктуры личности

5. Санитарно-гигиенические условия труда — режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания

По мере общности:

Общая – описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.

Групповая – исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.

Монографическая – описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.

Изучение поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.

ВКТ – это процесс непрерывного отражения в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы – познавательно — преобразовательные, эмоциональные и волевые.

Профессиограмма и методы ее составления

Решая вопрос о новой должности (рабочем месте), необходимо описать и проанализировать выполняемую здесь работу:

 в чем она состоит (особенности операций);

 для чего предназначена и в каком результате представлена;

 не выполняется ли кем-нибудь еще;

 могут ли существующие сотрудники с ней справиться;

 сколько времени и средств требуется на переобучение;

 насколько работа вообще необходима в данный момент и на перспективу;

 какие требуются материальные, финансовые и людские ресурсы и проч.

В результате создается документ «Описание работы», который служит основой для составления личностных спецификаций, постановки задач для каждого работника, оценки деятельности исполнителя, составления пересмотра организационной структуры, привлечения и отбора персонала.

Качества, которыми должен обладать сотрудник, занимающий должность, определяются так называемой профессиограммой. Она содержит описание особенностей определенной профессии, трудового процесса, требований, которые предъявляются к человеку (общее и специальное образование, стаж, профессиональные навыки и проч.).

Профессиограмма может основываться на нормативных документах (инструкциях, положениях и т. п.) или результатах изучения реальной группы лиц (точнее, их анкетных данных).

Существует два вида профессиограмм:

1. Профессиокарта (квалификационная карта, карта компетентности)  документ, имеющий в основе должностные инструкции, содержащий набор квалификационных и личностных характеристик идеального сотрудника, требующихся для работы в соответствующей области.

Содержание профессиокарты: официальное название профессии, описание результатов труда и их значения, трудовых действий и основных личностных качеств, предметных и социальных условий труда, возможностей обучения и видов учебных заведений, где его нужно получить.

Профессиокарта выполняет задачу общей ориентации в профессии, инструмента отбора кандидатов. Она готовится линейным руководителем и специалистом кадровой службы.

2. Полная профессиограмма с описанием производственно-технических и социально-экономических условий деятельности, психологических качеств, которыми должен обладать работник.

Составление профессиограммы начинается с раздела «Общая характеристика профессии и ее значение». Он содержит краткое описание осуществляемой деятельности, ее назначения, роли, результатов и масштабов, престижа, перспективности в связи с НТП, официальных названий должностей, уровня оклада, возможностей продвижения по службе.

Затем на основе детального изучения признаков профессии, условий труда, создается раздел «Особенности трудового процесса. Выполняемая работа».

Анализ содержания работы может проводиться по следующему алгоритму:

 что, где, когда, как, почему и с помощью чего выполняется (производственные операции, уровень их технической сложности, производимый продукт);

 специфика деятельности (индивидуальная, коллективная; оперативная, стратегическая, творческая, рутинная и проч.), ее продолжительность, периодичность, требуемые физические усилия, доля интеллектуальной составляющей;

 режим труда и отдыха, распределение рабочего времени;

 степень самостоятельности, за что сотрудник отвечает (подчиненные, фонды, финансы), каков требуемый объем полномочий, связанных с принятием решений;

 как сотрудник взаимодействует с руководством, коллегами, подчиненными, сотрудниками других подразделений, клиентами, общественностью;

 условия труда (помещение или воздух, шумы, вибрации, освещение, температурный режим, темп и монотонность трудовых операций, профессиональные заболевания, медицинские показания, льготы, компенсации);

 особенности применяемой системы вознаграждения и стимулирования;

 кем и как проводится контроль.

Создаваемое в результате описание должности (ее задач, прав, обязанностей и основных функций) помогает составить объявление о найме, форму заявления, определить кандидатов на собеседование, принять окончательное кадровое решение, сравнить работы.

Раздел «Психограмма профессии» составляется на основе профессиографического анализа, определяющего совокупность требований к работнику, его качествам:

 особенностям восприятия, в том числе пространства (широте поля зрения) и времени;

 динамике и напряженности работы в различные периоды;

 вниманию и способам его организации;

 точности, темпу, ритму выполнения операций;

 преимущественным установкам в данном виде деятельности (например, надежности);

 быстроте формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков;

 объему и характеру необходимой для запоминания информации, типу памяти (зрительная, слуховая, оперативная, устойчивая и проч.);

 быстроте реакции, чувствительности, утомляемости;

 гибкости, критичности мышления, воображению;

 скорости переработки данных и принятия решений;

 эмоциональной устойчивости в связи со стрессовыми ситуациями, уравновешенности;

 волевым качествам (смелости, уверенности и проч.);

 коммуникативным свойствам (уважению к людям, умению разрешать конфликты, сплачивать и вести за собой коллектив);

 работоспособности, выносливости, жизнестойкости;

Наконец, на основе описания работы и психограммы профессии составляется раздел «Совокупность требований, предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника» (у руководителей речь идет о качествах, необходимых для успешного управления). Требования к работнику строятся на основе описания рабочего места (должности).

Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации. В нем перечисляются конкретные требования:

 к способностям (психомоторным, экономическим, техническим и проч.);

 чертам характера (принципиальности, коллективизму, уступчивости, оптимизму, настойчивости);

 общей и профессиональной направленности личности;

 опыту;

 психическим характеристикам (эмоциональности, возбудимости и т. п.);

 физическим возможностям, темпераменту, внимательности, воображению, памяти;

 профессиональной подготовленности, способности концептуально мыслить (готовности принимать решения, личной ответственности, организованности, умению планировать свою работу, осуществлять контроль);

 способностям к обучению, перениманию опыта, доведению дела до успеха, отстаиванию убеждений, управлению собой;

 образованию, знаниям, умениям, навыкам, квалификации;

 способности к адаптации.

У руководителей дополнительно речь идет о способности принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться поставленных целей.

На практике надо иметь перечень минимальных (содержит качества, которые наиболее существенны для данной должности и отсутствие которых препятствует назначению на нее сотрудника) и идеальных (определяются совокупностью минимальных и желательных) требований, а также противопоказаний.

Считается, что в среднем работников, соответствующих требованиям  60%, превышающих  20, значительно превышающих  10, не соответствующих  10%.

Требования должны периодически уточняться в связи с изменениями в условиях деятельности организации.

Надо отличать качества, необходимые при приеме на работу, от качеств, которые можно быстро приобрести.

Приведем вариант требований к претенденту, предъявляемых в западных фирмах.

1. Индивидуальные психологические и психофизиологические качества:

 направленность личности;

 интеллектуальный уровень;

 эмоциональная устойчивость;

 внимательность;

 память;

 гибкость поведения;

 отсутствие вредных привычек;

 выносливость;

 способности к восприятию органами чувств (острота зрения, глазомер, цветоощущение, острота слуха, дифференциация звука и запаха);

 реактивность (скорость, точность).

2. Владение профессиональными знаниями, методологией решения проблем:

 стремление к новым знаниям;

 способность анализировать и решать проблемы;

 умение вести себя в неожиданных ситуациях;

 умение выделять, структурировать и подавать информацию;

 знание языка, владение терминологией;

 умение оценивать методы достижения целей;

 знание технологии работы;

 навыки безопасного выполнения операций;

 способность предупреждать и ликвидировать опасные ситуации.

3. Умение осуществлять коммуникации:

 целенаправленно дискутировать;

 контролировать коммуникационный процесс;

 устранять факторы, препятствующие общению.

4. Умение управлять:

 решительно действовать;

 брать ответственность и контролировать ситуацию;

 экономить;

 реализовывать решения;

 организовывать работу;

 собирать и распределять информацию;

 мотивировать.

5. Умение взаимодействовать с людьми:

 письменно выражать мысли;

 читать язык тела;

 устанавливать контакты;

 слушать;

 понимать собеседника;

 сочувствовать;

 адаптироваться;

 соблюдать этические нормы.

6. Умение работать в команде:

 наличие навыков организации сотрудничества, создания команды;

 готовность посвятить себя общему благу;

 желание принимать и развивать свою роль;

 солидарность с коллегами.

7. Умение разрешать конфликты:

 обсуждать проблемы;

 быть посредником;

 убеждать;

 критиковать;

 искать консенсус.

8. Индивидуальные способности:

 стрессоустойчивость;

 уверенность в себе;

 интеллектуальная гибкость;

 независимость;

 критичность и гибкость мышления;

 жизненная энергия;

 способность думать.

 умение использовать чужой опыт;

 самокритичность;

 настойчивость;

 творчество;

 уравновешенность.

9. Социальные качества:

 сознательность;

 пунктуальность;

 объективность;

 справедливость;

 обязательность;

 аккуратность.

10. Ценности:

 ответственность;

 преданность;

 трудолюбие;

 мужество;

 точность;

 решительность;

 терпимость;

 стремление к самосовершенствованию.

На требования организации влияют традиции, ситуация на рынке труда, срочность. Завышение требований увеличивает время на поиск сотрудника, отпугивает претендентов, в то время как их отсутствие ведет к ошибкам.

Человек, соответствующий предъявляемым к нему организацией и должностью (рабочим местом) требованиям, считается профессионально пригодным.

Профессиональная пригодность  это совокупность психологических и психофизиологических качеств, необходимых для достижения общественно нормальной эффективности труда. Она может быть:

 абсолютной (к данной работе);

 относительной (к работе, с которой может справиться каждый).

Каждый работодатель определяет до начала отбора, что для него важнее. К клеркам и рабочим чаще подходят с позиций сиюминутных интересов (способности эффективно выполнять текущую работу); к менеджерам и специалистам  с точки зрения их возможности приспособиться к будущим изменениям, адаптивности, гибкости. Но для эффективного функционирования предприятия нужны работники обоих типов.

ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАММ

Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны следующие классификации:

По цели составления:

Информационная — предназначена для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии — предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.

Диагностическая — производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. — обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников

  • 1. Общая характеристика профессии — история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда
  • 2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле — совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) — характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля
  • 3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации — уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации
  • 4. Профессиональная мобильность работника — широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности и профессии
  • 5. Оценка перспективности профессии — профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

  • 1. Содержание деятельности субъекта труда — виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности
  • 2. Условия труда — санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

Образовательно-ориентированное профессиографирование, проспетированное профессиографирование

  • 1. Паспорт профессии — тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения
  • 2. Подготовка кадров — форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры
  • 3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления — функции, конкретные виды деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные умения
  • 4. Проспектированная профессиограмма на каждой стадии профессионального становления

Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта деятельности — профессиональная направленность, профессиональная компетентность, ПВК, профессионально значимые психофизиологические свойства, — психологическая характеристика каждой подструктуры личности

5. Санитарно-гигиенические условия труда — режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания

По мере общности:

  • · Общая — описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.
  • · Групповая — исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.
  • · Монографическая — описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.

Изучение поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов — внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.

ВКТ — это процесс непрерывного отражения в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы — познавательно — преобразовательные, эмоциональные и волевые.

Следовательно, профессиографическое описание — это попытка отразить как внутреннею, так и внешнею картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда. Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы. Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления психологических качеств профессионала. Внешняя картина труда разбита на три основных блока, внутренняя представлена как структура психики человека — от психических процессов до свойств личности.

Лекционный курс_ППД / Лекция 3 Основы профессиографии

Лекция 3 Основы профессиографии

Большинство исследований в психофизиологии и психологии труда, инженерной психологии, эргономике начинаются с изуче­ния конкретной деятельности. Для этого используется специаль­ная технология, называемая профессиографией. Сущность этой технологии заключается в составлении разносторонней характе­ристики конкретной профессии.

Профессиография (от лат. professio — официально указан­ное занятие и grapho — пишу) — специальная технология изу­чения профессиональной деятельности, направленная на вы­явление ее содержательных и структурных особенностей; уста­новление всего многообразия взаимоотношений личности спе­циалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми; раскрытие присущего работнику напря­жения различных психических функций. Итогом этой техноло­гии становится составление профессиограммы (описание объективных характеристик профессии, функций и процессов трудовой деятельности). На основании этого анализа форми­руется полная совокупность характеристик профессии и требо­ваний к человеку как к субъекту соответствующей профессиональной деятельности, которая находит свое отражение в так называемой «психограмме» (система профессионально важных свойств и качеств субъекта труда).

В психограмме, которая является неотъемлемой составной ча­стью профессиограммы, отражаются взаимосвязи между необхо­димыми для успешного профессионального труда психологиче­скими свойствами и качествами, а также степень их устойчиво­сти, указываются возможности формирования каждого из них, а также нормативные показатели профессиональной пригодно­сти.

Составление профессиограмм используется для решения ряда практических задач:

  • профессиональной ориентации и консультирования;

  • проведения профессионального психологического отбора;

  • организации профессионального обучения;

  • аттестации и выдвижения резерва кадров;

  • создания банка психологических характеристик профессий;

  • оптимизации функционального состояния работника, снижения проявлений утомления;

  • повышения надежности функционирования человека в трудовой деятельности, повышения безопасности труда и др.;

  • эргономического проектирования сложных технических человеко-машинных комплексов.

Некоторые из многочисленных схем составления профессиограмм (Н. Д. Левитов) представлены в Приложении 1 к главе 4.

3.1. Виды профессиограмм

В зависимости от целей изучения деятельности выделяются схе­мы системной, частной, комплексной и специальной профессиографии.

Системная профессиография как технология психологиче­ского изучения субъекта труда впервые описана Е.М.Ивановой. Это технология наиболее полного и всестороннего описания ха­рактеристик труда, основанного на системном подходе. К таким характеристикам относят (Е. А. Климов) следующие классы взаи­моотношений: субъектно-объектные (взаимодействие работника и средств и орудий труда), субъектно-субъектные (взаимодействие между самими работниками), а также характеристики конкретно­го вида деятельности.

Объект труда — это конкретный трудовой процесс, норма­тивно заданный, включающий предмет, средства (орудия) и зада­чи труда, а также правила исполнения работы (технология трудо­вого процесса) и условия ее организации (социально-психологи­ческие, микроклиматические и управления: нормирование, пла­нирование и контроль).

Субъект труда ~ это работник или группа работников, взаи­модействующая с объектом труда. Субъект труда характеризуется, с одной стороны, соответствием нормативно заданным требова­ниям, предъявляемым к работникам (по уровню образования, на­пример), с другой стороны, индивидуальными особенностями, присущими каждому субъекту труда по целому ряду показате­лей — возрастным, личностным, психологическим и психофизио­логическим, которые позволяют рассматривать субъект труда как саморегулируемую, динамичную, сложноорганизованную, форми­руемую систему.

Наиболее полно структуру субъекта труда раскрывают следую­щие компоненты:

— объективные показатели (возраст, здоровье, образование, стаж работы, успешность в работе или учении);

  • информированность о профессии, обобщенное представление о ней;

  • конкретные знания об объекте труда (трудовом процессе);

  • осознание социальной роли профессии и социальной значимости конкретных знаний и умений, обеспечивающих выполнение трудовых задач на основе интереса или к содержанию, или к процессу, или к результату труда;

  • личностный смысл данной деятельности, отношение к ней

  • цели деятельности, образы и представления процесса исполнения и достижения результата труда;

  • психологические действия и операции;

  • функциональные состояния;

  • индивидуальный стиль деятельности как средство саморегуляции.

Основываясь на вышеизложенных положениях организации системной профессиографии и ее задачах, можно построить ориентировочную схему профессиографирования трудовой деятельности человека, представленную на рис. 4

1. Объект труда (трудовой пост)

1.1, История, перспективы, тенденци развития профессии

1.2. Социальная структура

и направленность объекта труда

1.3. Структура трудового постаI

  1. Структура трудового процесса

  2. Структура условий труда

1.4. Операционально-технологическ

структура труда

1.5. Характеристика продукции труд.

2. Субъект труда

2.1. Базовые характеристики

2.1.1. Профессиональные

  1. Индивидуальные

  2. Личностные

2.2. Знания и отношенияк миру профессий

2.3. Знания и отношенияк конкретной деятельности

2.4. Когнитивные и образные структуры деятельности

2.5. Психологическая исполнительиструктура деятельности

2.6. Функциональная структурадеятельности

Рис. 4. Ориентировочная схема профессиографирования

Эта схема включает структуру трудовой деятельности как си­стемы, функционирование которой обеспечивается взаимодей­ствием субъекта труда с объектом труда. Взаимодействие же обусловлено уровнем и направленностью развития мотивационных, когнитивных, операторских и эмоционально-волевых компонентов структуры субъекта труда, а также организацией взаимодействия компонентов структуры объекта труда: трудо­вого процесса, условий труда и операционально-технической структуры труда.

(Ориентировочная схема проведения дифференцированного профессиографирования представлена в Приложении 2 к гл. 4.)

Системная профессиография отражает различные стороны и проявления субъект-объектных, субъект-субъектных и объект-объектных отношений в конкретной профессии. Системный профессиографический анализ трудовой деятельности является основ­ным инструментом обоснования требований к личности, к ее спо­собностям и профессионально важным качествам, степень соот­ветствия которых конкретным требованиям и определяет уровень пригодности субъекта к данной трудовой деятельности. Способ­ности человека, его профессионально важные качества и функ­ции формируются в труде, причем возможности их развития огра­ничены как особенностями самого процесса развития, так и вре­менными рамками.

Представленная схема системного профессиографирования является общей, так как в нее включен весь набор основных ха­рактеристик трудовой деятельности, которые обусловливают вза­имосоответствие человека и профессии. На практике, как прави­ло, исследуются выборочно различные взаимосвязи. Их анализ возможен на разных уровнях, так как нужно выделять в структуре деятельности именно те области, изучение которых обеспечит ре­шение поставленной задачи.

В зависимости от направ­ленности и способов исследования профессиограммы можно подразделить на частные, комплексные, специальные.

Частные профессиограммы являются результатом исследова­ния отдельных вопросов, связанных с профессиональной деятель­ностью человека труда. Такие профессиограммы могут отражать задействованные в деятельности физиологические функции; пси­хологические характеристики человека; условия и социальные факторы труда; особенности трудового поста применительно к антропометрическим, психофизиологическим и другим характе­ристикам человека. В зависимости от цели исследования того или иного вопроса взаимодействия человека с профессией внимание исследователя акцентируется на отдельных разделах (блоках) ори­ентировочной схемы системной профессиографии. Поэтому част­ные профессиограммы можно разделить на следующие виды: санитарно-гигиенические; физиологические; психофизиологиче­ские; психологические; социологические; эргономические и

Комплексные профессиограммы выполняются с целью обосно­вания квалификационных требований к работникам, совершен­ствования процесса деятельности (оптимизации условий и режи­ма деятельности, повышения производительности труда, обеспе­чения требуемой работоспособности специалистов и т.д.), объек­та труда (обеспечения эргономичности образцов техники, опти­мизации трудового поста, средств деятельности, совершенствова­ния используемых материалов и веществ и т.д.) и субъекта труда (обеспечения профессиональной надежности, повышения соци­альной активности, формирования требуемых ценностей, моти­вов, установок в деятельности, повышения психологической ус­тойчивости и т.д.). Вместе с тем, в настоящее время строгая клас­сификация комплексных профессиограмм не разработана и нет четких и емких определений разновидностей этих профессио­грамм.

Целью специальных профессиограмм является выявление осо­бенностей личности человека, которые наиболее актуальны для соответствующих этапов его профессионального становления. При этом решаются конкретные практические задачи психологиче­ского сопровождения развития личности в конкретной профес­сии: профессиональная ориентация; консультация; разработка ме­тодов профессионального отбора (подбора), подготовки, аттестации; профессиональная адаптация; поддержка кадровых решений, разработка нормативно-правовой основы формирования про­фессиональной пригодности специалистов; разработка системы контроля за процессом и результатами профессиональной деятель­ности.

Психологическое изучение профессий, проводимое для разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся в про­грамме построения исследований; в методах, реализуемых в ис­следовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения раз­ных характеристик одной и той же профессии; в форме представ­ления профессиографического материала.

3.2. Психограмма как модель индивидуально-психологических качеств профессионала

Менеджеру по персоналу важно изучить и понять особенности требований конкретной профессии к психологическим качествам работника. Но личность, индивидуальность человека, являясь сложнейшим многоуровневым образованием, характеризуется множеством признаков и качеств. Те качества и свойства, которые важны для успешного выполнения работником профес­сиональных задач в данном виде труда, называют профессио­нально важными качествами (ПВК). Описание упорядоченной совокупности ПВК и называется психограммой профессионала. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Ви­льямом Штерном (1871 — 1938) в его книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921), в которой он разделял психограммы на полные (в этом случае психологическое изучение профессии составлялось по обширной программе) и ча­стичные (программа обследования личности касалась лишь важ­ных для обсуждаемой проблемы сторон).

В начале XX в. при формировании психограммы составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда — ус­пешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется, в первую очередь, наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). В дан­ном случае речь шла о выявлении устойчивых, плохо поддающих­ся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха, В каче­стве примера можно привести психограмму успешного вагоново­жатого (составленную берлинским психологом К.Траммом), ко­торая включала: внимание; способность быстро принимать реше­ния; присутствие духа; хорошие зрение, слух, глазомер; хорошую память; различение скорости движения; суставное чувство; тех­нические способности; сопротивление усталости.

Таким образом, профессиографический анализ деятельности позволяет выявить требования, которые труд предъявляет к знаниям, умениям и навыкам, а также к психофизиологическим и личностным характеристикам человека — субъекта труда. Эта технология служит для анализа информации по профессиям для уп­равленческих служб предприятий и учреждений. В частности, о должностях (трудовых постах), технологических производственных процессах, формах организации труда, психологических характеристиках труда и др. Материалы профессиографического анализа деятельности используются для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, определения перспектив профессионального продвижения работников, при решении вопросов классификации видов работ, профессиональных занятий, разработки квалификационных характеристик новых профессий, утверждаемых Министерством труда и социального развития РФ (Ква­лификационный справочник, 2001, с. 59—60).

4.3. Технология и методы составления профессиограмм

Процесс создания профессиограмм можно разделить на три этапа: информационный, аналитический, результирующий. На первом этапе — информационном — собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда. На втором — аналитическом — проводятся анализ информационных данных, их дифференциация и структурирование. На третьем — результирующем — осу­ществляются оценка результатов исследований и построение профессиограммы и психограммы. В профессиограмме объективные особенности трудового процесса — его технические, технологи­ческие, организационные и другие характеристики — анализиру­ются и выражаются в физиологических, психофизиологических, психологических и социально-психологических понятиях и соот­ветствующих нормативах. Благодаря этому создается единая ос­нова для сопоставления особенностей профессий, с одной сторо­ны, и человека — с другой. Поэтому, с точки зрения определения требований к субъекту труда, профессиограмма представляет собой обусловленную содержанием труда систему количествен­но измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией, самостоя­тельного профессионального труда и совершенствования в нем.

На первом этапе (сбора эмпирических данных о профес­сиональной деятельности) применяются методы гигиены труда (из­мерение микроклиматических показателей), физиологии труда (электроэнцефалография, электрокардиография, электромиогра­фия и др.), кибернетики, эргономики, изучения психологических особенностей деятельности (анализ документов, наблюдение, оп­рос, анкетирование, беседа, эксперимент, алгоритмический ана­лиз, анализ ошибочных действий, хронометраж, «фотография» рабочего дня), методы изучения личности специалиста (когнитив­ные тесты, личностные опросники, проективные методики, био­графический метод), анализ результатов деятельности, психосе­мантические методы.

На втором этапе (анализа и интерпретации данных о профессиональной деятельности) применяются методы статисти­ческой обработки (факторный, дисперсионный, корреляционный, дискриминантный, кластерный анализ) интерпретации данных (структурный, исторический), систематизации материала (содер­жательно-психологический анализ, методы теории распознавания образов, теории игр).

На третьем этапе (результирующем) применяются ме­тоды экспертных оценок, коллективной дискуссии, составления индивидуальной характеристики, критических инцидентов, метод анализа биографий и автобиографий.

Ниже приводятся наиболее широко используемые методы сбора данных для профессиографии.

Беседа. Этот традиционный для многих отраслей психологии метод нашел широкое применение в профессиографическом ис­следовании. Он позволяет получить сведения о самых разнообраз­ных сферах деятельности работника: профессиональном опыте, этапах работы специалиста, трудностях профессиональной адап­тации и др. Этот метод используется на начальных этапах состав­ления профессиограммы для получения предварительных сведе­ний о профессии, а также для изучения мнений, оценок, личного опыта профессионалов. Важно учесть, что с работником в рабо­чее время не всегда можно беседовать без ущерба для выполнения текущих заданий. Беседа — относительно свободная форма полу­чения сведений о профессии, однако в интересах составления про­фессиограммы она должна проводиться по заранее составленной программе (вариант структурированного интервью) и ее резуль­таты должны быть зафиксированы в протоколе (по свежим сле­дам) или, если респондент не возражает, с помощью аудиозаписи с применением диктофона.

Наблюдение. С помощью визуального наблюдения на рабочем месте можно получить сведения о существенных особенностях работы: обстановке, условиях, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Резуль­таты наблюдения фиксируются в специальном предварительно разработанном протоколе. Важно продумать содержательную связь между внешними признаками, которые предполагается фиксировать, и их психологическим содержанием. Наблюдение может быть включенным (трудовой метод, см. ниже) и невключенным, когда исследователь сам не участвует в трудовом про­цессе. Кроме того, наблюдение может быть визуальным, непо­средственным либо опосредованным техническими средствами (кино-, фото-, видеосъемка, хронометрирование, использование датчиков: контактных, регистрирующих усилия и др.). В этом случае уже можно говорить о проведении экспериментального исследования. Объектом наблюдения могут быть и продукты тру­да (рекорды и ошибки, брак в работе). При анализе продуктов труда используется не только качественный, но и статистиче­ский анализ. При этом важно попытаться найти взаимосвязь, на­пример, особенностей ошибок и характера деятельности, так как полученные с помощью наблюдения данные требуют психологи­ческой интерпретации, и в этом состоит самая большая сложность данного метода, ибо дает возможность широкого толкования вы­явленных признаков.

Трудовой метод представляет собой вариант метода наблюдения, при котором психолог сам осваивает данную профессию. Основная задача метода — попытаться понять своеобразие функ­ционирования психики профессионала, что ему самому сделать очень сложно, так как механизмы работы характеризуются высо­ким уровнем их свернутости, автоматизации. И.Н. Шпильрейн (1930) предложил три пути изучения своеобразия психики профес­сионала:

  1. исследование процесса формирования высших психических функций в обучении, изучение процесса «свертывания» действия или проявлений «автоматизации» навыков;

  2. исследование «естественной деавтоматизации» навыков, т.е. случаев временных обратимых нарушений, функционального рас­пада навыков под влиянием профессионального утомления;

  3. исследование «искусственной деавтоматизации» навыков по проявлениям их разрушения, например, при изменении элементов трудовой задачи.

Трудовой метод позволяет реализовать первые два подхода. Психолог, оказываясь в роли ученика, осваивает вместе с други­ми учениками профессию до момента сдачи итогового экзамена и начала самостоятельной работы. В процессе обучения и само­стоятельной работы психолог наблюдает труд и одновременно фиксирует в памяти свои переживания, сопровождающие осво­ение умений, и позже — трудовой процесс. В конце каждого дня обучения и самостоятельной работы психолог заполняет днев­ник, отвечая на следующие вопросы: 1. В чем состояла трудовая деятельность? 2. Какие задачи приходилось выполнять, в ка­ких условиях, какими орудиями? 3. В чем состояли проявления упражнения? 4. Каковы были субъективные и объектив­ные проявления утомления? 5. Какие предложения можно вне­сти по усовершенствованию учебного процесса и организации самого труда? Одновременно работают два психолога (чтобы по возможности минимизировать влияние их субъективных оценок, опыта).

В конце исследования проводилось обсуждение собранных дан­ных, корректировались оценки и составлялись профессиограмма и психограмма успешного профессионала (И. П.Шпильрейн). Самооценки, переживания психологов соотносились с данными объективного наблюдения за процессом своей работы и всей про­изводственной обстановкой, чтобы установить связи пережива­ний работника и объективных компонентов труда. Трудовой ме­тод позволял получить полезные сведения для размышления, по­строить конструктивные гипотезы о своеобразии внутренней кар­тины переживаний профессионала, особенностях его контроля, работы сознания, эмоциональных переживаниях. Понятно, что данный метод применялся в изучении сравнительно простых про­фессий, которые можно было освоить за несколько месяцев.

«Фотография» рабочего дня является вариантом метода наблю­дения. Суть ее состоит в получении информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и, самое главное, временных затратах на выполнение операций. Предварительно составляется перечень рабочих операций, подго­тавливается удобная форма для протоколирования. Психолог на­блюдает за работником в течение всего рабочего дня на протяже­нии недели или 10 дней. Полученные данные статистически обра­батываются. С помощью этой методики можно получить данные об интенсивности работы на разных трудовых постах, о реальных формах профессионального поведения людей. Этот метод, одна­ко, не может выявить временной структуры умственной деятель­ности, не говоря уже о качественной специфике и сущности прак­тического мышления работника.

Метод анализа документации. Одним из важнейших источ­ников информации о профессиональных задачах, организации ра­боты, используемых технологиях и алгоритмах работы, орудиях тру­да, о нормативных требованиях к результату труда, критериях оцен­ки работника, о видах ответственности является рабочая докумен­тация. При составлении профессиограммы используется широкий набор документов. Прежде всего, это положения о структурном подразделении (отделе, департаменте, секторе и др.), функциональ­ные обязанности работников, технологические карты, технические характеристики оборудования, инструкции по технике безопасно­сти, информация о показателях производительности труда, об ава­риях, травмах, заболеваемости, количестве брака. В труде опера­торского профиля большое значение имеет документация, регла­ментирующая порядок работы с техническими устройствами: рег­ламенты (обслуживания техники, ведения переговоров и др.), ру­ководства по эксплуатации (например, руководства по летной экс­плуатации в авиации, руководства по работе с различными систе­мами на железнодорожном транспорте). Анализ этих документов дает возможность получить предварительные сведения о различных параметрах деятельности: логической сложности, напряженности труда, этапах максимальной загруженности работника и др.

Метод экспертных оценок (иногда его называют методом обобщения независимых характеристик — МОНХ). Он основан на проведении опросов работников, которые могут считаться эк­спертами в данной области, проработали в ней длительное время, достаточное для того, чтобы понимать многие нюансы профессии.

Опросный лист О.Липмана. Методы опросов в психофизио­логии профессий начали широко применяться еще в начале XX в. Отто Липман, руководитель Института прикладной психологии в Берлине, составил опросный лист для психофизиологической ха­рактеристики профессий (1923). Он был переработан И. Н. Шпильрейном, возглавлявшим в этот период Психотехническую лабора­торию Центрального института труда ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов). Работа респондентов, заполняющих опросный лист, по сути, является экспертной оцен­кой. Предметом экспертизы выступают профессионально важные качества работника обследуемого вида труда. В практической ра­боте применяются два варианта опросника: для изучения профес­сий с преобладанием элементов умственного труда и профессий сенсомоторного профиля. (В Приложении 4 к данной главе пред­ставлен сам опросный лист и порядок работы с ним.). Опросник Липмана, взятый за основу, может быть дополнен пунктами, ко­торые более подробно характеризуют деятельность любого совре­менного специалиста. Опросные листы оказались достаточно удобны в работе по составлению профессиограмм в интересах про­фессионального отбора, поэтому предложено несколько их вари­антов в отечественной психофизиологии труда.

«Модифицированная карта личности» (К. К. Платонов). «Карта» построена по принципу полярных профилей. Включает 93 индивидуально-психологических свойств и отношений личности, которые могут являться ПВК специалистов. В опросном листе они представлены в виде пар полярных характеристик (например, «подвижный — медлительный», «ловкий — неуклюжий», «общитель­ный — замкнутый»), а также 3-х показателей, характеризующих успешность деятельности (скорость, качество и надежность рабо­ты). Каждое индивидуально-психологическое свойство оценивает­ся экспертом по 10-балльной шкале — от 1 балла (качество не вы­ражено) до 10 баллов (качество выражено в максимальной степени). В результате проведения оценивания, обработки и анализа ре­зультатов:

  1. рассчитывается средний балл каждого свойства;

  2. рассчитывается средний балл по каждой группе свойств;

  3. сопоставляется степень выраженности наиболее значимых свойств работника с успешностью профессиональной деятельно­сти. То есть вычисляется корреляция показателей качества работы и выраженности индивидуальных качеств, по которой можно судить о критериальной валидности методики;

  4. проводятся другие статистические вычисления, в частности, определяется коэффициент ранговой корреляции для перечня профессионально важных качеств.

«Карта-схема» (Л. Л. Уманский). Используется для выделе­ния ПВК организаторов и руководителей. В «Карте-схеме» пред­ставлена обстоятельная психологическая характеристика 7-ми структурных компонентов организаторских способностей. Это — психологическая избирательность (А), практически-психологи­ческий ум (Б), психологический такт (В), общественная энергичность (Г), требовательность к другим людям (Д), критичность (Е), склонность к организаторской деятельности (Ж). Также оценива­ются индивидуальные различия в организаторских способностях. «Карта-схема» может использоваться и как личностный опросник, и как 5-балльный вариант МОНХ. В первом случае группе специ­алистов (экспертов) предлагают оценить по 5-балльной шкале сте­пень выраженности и уровень развития каждого свойства в своей профессии. Во втором случае характеристики специалиста состав­ляются независимо друг от друга разными людьми, хорошо его знающими. При этом отмечаются степень выраженности и уро­вень развития качеств по 5-балльной шкале. Затем характеристи­ки обобщаются исследователем.

Типы профессиограмм

Отбор и развитие специалистов в рамках любой профессии требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.

Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.

Выделяют 4 основные характеристики профессии

  • 1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает):
    • · Человек -Ч;
    • · Природа -П
    • · Художественный образ -Х
    • · Знаковые системы -З
    • · Техника -Т
  • 2. Цель труда (что человек делает с предметом труда):
    • · Гностические (познавательные) — Г;
    • · Преобразовательные — П
    • · Изыскательские — И
  • 3. Средства труда (чем человек воздействует на предмет труда):
    • · Ручные -Р
    • · Механические -М
    • · Автоматические -А
    • · Электронные — Э
    • · Функциональные (возможности и функции организма, например голос) — Ф.
    • · Теоретические (интеллектуальные) — Т
  • 4. Условия труда:
    • · Бытовой микроклимат -Б
    • · Открытый воздух — О
    • · Необычные — Н
    • · Экстремальные — Э

При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста: Ч/З — П — Э — Б

Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решаемых задач. Схемы составления профессиограмм тоже разняться.

В обобщенном виде профессиограмма включает в себя описании следующих характеристик: объекта и предмета труда, условий, средств и результатов труда, процесса труда и основных характеристик субъекта труда, т.е требований к профессиональным и личностным компетенциям человека работающего в данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования и т.п.