Психическое явление

Классификация психических явлений

⇐ Предыдущая1234

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Ковалев выдвинул гипотезу о том, что психическое развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы. Сеченов рассматривает психический процесс как течение психического явления, имеющего определенное начало, динамику и конец.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов — отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы — ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.

В эмоциональных психических процессах отражаются отношения человека. Они окрашивают жизнь человека различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма человеческих эмоций многообразна, это, например, — счастье, радость, удивление, горе, страдание и т. д.

Основным назначением регуляторных процессов является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.

Кроме этого, выделяются так называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2-й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психические состояния — относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.

Психические свойства личности — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

⇐ Предыдущая1234

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 205 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Основные виды психических явлений

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Уяснив природу психического, можно перейти к вопросу о формах его существования и проявления, обычно именуемых «видами психических явлений».

Откровенно говоря, единства мнений по этому вопросу в науке не достигнуто. Но исходя из требований необходимости и достаточности психические явления по форме своего существования и проявления можно разбить на три большие группы: психические процессы, состояния и свойства. Можно сказать, что эти три вида психических явлений «канонизированы» в науке. О них ведется речь в любом учебнике под названием «Общая психология» и в подавляющем большинстве учебников под названием «Психология». Однако есть ряд психических явлений, которые не «втискиваются» в рамки этих трех групп. Например, такие явления и обозначающие их понятия, как «образ», «мотив», «цель», «мысль», «потребность» и т. п. Такого рода явления, видимо, следует относить к специально выделенному классу — психические конструкты. И в литературе (в том числе в учебной) такая идея редко, но встречаются. Представляется, что подобное выделение четвертого класса форм психического весьма целесообразно.

Некоторыми исследователями выделяется как самостоятельная форма еще один вид психических явлений, а именно отношения. Эта категория в психологии рассматривается не в философском смысле (как момент взаимосвязи всех явлений), а в психологическом (как субъективные отношения человека к чему или кому-либо). Наиболее глубоко этой проблемой занимался В. Н. Мясищев, разработавший в конечном итоге принятую отечественной наукой теорию отношений. Подробнее субъективные отношения будут разобраны дальше. Здесь же заметим, что логичнее субъективные отношения рассматривать как разновидность психических конструктов.

Кратко охарактеризуем перечисленные виды психических явлений.

Психические процессы — это форма существования психического, заключающаяся в последовательности изменений психической деятельности при каком-либо виде взаимодействия человека (или животного) с внешним миром.

Психические процессы характеризуются кратковременностью (от долей секунды до десятков секунд) и этапностью протекания. Это наиболее динамичная форма психических явлений. Они характеризуются однородностью психологической структуры, так как отражают какой-либо один конкретный вид взаимодействия субъекта с миром. Это наиболее простой по составу вид психологических явлений, наиболее рельефный и осознаваемый, особенно с точки зрения причинно-следственных связей. К этому классу обычно относят: познавательные (когнитивные) процессы («поставляющие» нам и накапливающие знания об окружающей действительности и о себе в виде образов и понятий) — ощущения, восприятия, память, мышление, речь; аффективные процессы (формирующие наши отношения к действительности и к себе — эмоции и чувства); волевые процессы («заставляющие» нас делать то, чего не хочется, и не делать того, что хочется — борьба мотивов, принятие и исполнение решений и др.); творческие процессы (позволяющие нам находить нетривиальные, оригинальные решения, созидать нечто новое — воображение, фантазирование); аттенционные процессы (т. е. внимание, обеспечивающее высокое качество протекания и результативность любых других процессов); мотивационные процессы (побуждающие нас к различным действиям, а нередко и к бездействию). Приведенное предварительное размежевание психических процессов опирается в первую очередь на критерий «исполняемая функция». Несмотря на довольно активную в последнее время критику подобного разделения, оно дает, на наш взгляд, достаточно адекватное представление о структуре психики как целостной системы, способствующей эффективному взаимодействию людей и животных с окружающей средой.

Интегратором всех психических процессов большинством ученых признается сознание, которое, в свою очередь, может рассматриваться как процесс, хотя этой формой существования сознание обычно не ограничивают (о чем будет сказано позже ).

Все психические процессы (впрочем, как и любые другие процессы бытия, будь то физические, химические, космические, социальные или иные процессы) завершаются формированием определенных результатов. Результатом когнитивных и творческих процессов являются специфические субъективные картины отражаемых объектов и явлений — психические образы и логические понятия. Эмоциональные процессы завершаются оценкой чего-либо в виде соответствующих отношений к этому. Волевые процессы завершаются действием. Мотивационные процессы «включают» в работу все остальные. Пожалуй, только процессы внимания не имеют своего непосредственного «продукта», но и они способствуют формированию результатов других психических процессов. Психические состояния — это форма существования психического, указывающая на уровень психической деятельности в некоторый период времени, характеризующий своеобразие протекания психических процессов. Предложенное определение в самом общем виде синтезирует взгляды крупнейших отечественных исследователей в этой области психологии, давших «путевку в жизнь» категории «психическое состояние»: Н. Д. Левитова и В. Н. Мясищева. Психические состояния — более сложное, чем процессы, явление, зависящее от разнородных причин. Это интегральное отражение воздействия на субъекта как внешних, так и внутренних причин, часто без отчетливого их осознания. Психические состояния — более длительное, чем процессы, явление. Они могут продолжаться часами, сутками и даже месяцами. Но при изменении условий или вследствие адаптации могут изменяться довольно быстро.

К психическим состояниям относятся: проявления ощущений и восприятий (например, состояния сенсорного голода или сенсорной перегрузки, наслаждения вкусом, состояние созерцательности и др.); проявления памяти (предание воспоминаниям, состояние напряженного припоминания); проявления чувств (настроения, состояния грусти, радости, скорби); проявления воли (состояния уверенности, решительности, скуки, храбрости); проявления внимания (рассеянность, сосредоточенность); проявления мышления (сомнение, удивление, озадаченность, заинтересованность); проявления воображения (предание грезам, творческий подъем, вдохновение); проявления сознания и самосознания (бодрствование — сон; активное — пассивное состояние, переживание одиночества и отчуждения или сопричастности) и прочие, и прочие.

Психические свойства — это форма существования психического, отражающая устойчивые качества индивида, обеспечивающие определенные и типичные для него динамику и уровень психической деятельности и поведения.

Обычно говорят о свойствах личности, т. е. сложных по составу и детерминации (обусловленности) психических образованиях. Но широкое понимание психических свойств включает и свойства более низкого порядка, присущие человеку и животным. Например, сенсорная чувствительность есть базовое психическое свойство всех животных, включая человека.

Психические свойства — самые долговременные, самые устойчивые из психических явлений. Они сопровождают человека годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Например, черты характера. Но в принципе каждое психическое свойство может со временем изменяться. Личностные свойства человека вообще формируются в процессе становления его как личности, именуемого процессом социализации, через воспитание, обучение, перевоспитание. К психическим свойствам человека относятся сенсорно-перцептивные особенности (например, музыкальность, дальтонизм, острота обоняния); особенности эмоциональной сферы (например, сентиментальность, вспыльчивость); волевые качества (например, упорство, настойчивость); особенности мышления (например, остроумие, легкомыслие); особенности творческой сферы (например, находчивость, мечтательность) и др. Наиболее общими свойствами личности, иногда именуемыми ее макрохарактеристиками, выступают темперамент, направленность, характер и способности.

Психические конструкты — это форма существования психического, в которой предстают результаты протекания психических и психофизиологических процессов индивида. Так, к первой группе конструктов следует относить: образы ощущений, восприятий, памяти и воображения; понятия и суждения, порождаемые с помощью мышления и речи; осознаваемые и неосознаваемые мотивы и цели как побудители к действиям и деятельности. Ко второй группе в первую очередь, видимо, нужно относить органические, витальные (жизненно необходимые) потребности: потребность в пище, в безопасности, в размножении и т. п. Не столь однозначно отнесение к данной подгруппе социальных потребностей (например, потребность в общении, потребность в общественном признании и т. п.) и социализированных витальных потребностей (например, потребность в комфортном жилище, изящной одежде, изысканной пище и т. п.). Однако представляется, что исходной базой социальных потребностей человека является система социобиологических потребностей, присущих многим видам так называемых общественных животных. В основе же этих систем социобиологических потребностей животных лежит общебиологическая потребность в совместных действиях особей одного биологического вида для повышения эффективности взаимодействия со средой обитания каждого отдельного индивида и вида в целом.

Разделение психических явлений на четыре перечисленные категории не должно восприниматься как нечто абсолютное, нечто жесткое. Это деление весьма условно, так как в реальности все формы психических явлений переплетены, взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут переходить друг в друга и одно без других не существует: мы всегда обладаем набором психических свойств и конструктов и находимся в том или ином психическом состоянии, на фоне которого одновременно протекает несколько психических процессов. Все вместе это составляет нерасторжимый комплекс, характеризующий психику как сложноструктурированное целое, имеющее аспекты устойчивости (статики) и изменчивости (динамики), как целое, имеющее и исполняющее определенные функции. Этот комплекс должен рассматриваться как единство и как система. В этой системе понятие «психические процессы» свидетельствует о развитии во времени, динамике психического факта и психической деятельности. Понятие «психические состояния» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта и психической деятельности. Понятие «психические свойства» выражает их (психического факта и психической деятельности) устойчивость, закрепленность и повторяемость в психической жизни.

В реальности (как субъективно, так и объективно) отделить одну форму от другой весьма непросто, если вообще возможно. Это деление, скорее, способ научного познания психического путем анализа, т. е. некоего искусственного разделения единого целого на части с целью облегчения его изучения. И в этом смысле все четыре перечисленных вида явлений могут рассматриваться просто как разные аспекты одного психического факта. Так, например, храброе поведение человека есть результат действия психических процессов (эмоций, мышления и воображения по оценке степени опасности актуальной и последующей ситуации, воли по преодолению страха перед опасностью во имя благородной цели, психомоторики по двигательному исполнению принятого с помощью мышления и воли решения), одновременно это психическое состояние воодушевления, продиктованное преодолением страха и близостью цели, в то же время такое поведение есть проявление определенных психических свойств (рассудительности, решительности, смелости). Еще явственнее единство форм психического иллюстрируется аффектом — бурным кратковременным эмоциональным переживанием: с полным правом аффект может называться психическим процессом, так как в нем ярко выражена динамика переживания, четко представлена последовательность сменяющих друг друга стадий. Но в то же время его можно считать и психическим состоянием, поскольку он характеризует определенный уровень психической деятельности (в данном случае — повышенной активности и ярко окрашенный эмоционально) в некоторый промежуток времени. Поскольку в аффекте обнаруживаются такие черты характера, как вспыльчивость, несдержанность, склонность к гневу, то его можно рассматривать как проявление психических свойств человека. Аффект как «доминанта» (господствующая в данный момент форма поведения) и как «аффективный комплекс» (опыт в форме образа негативной ситуации) представляет собой психический конструкт.

Все сказанное о психических явлениях можно отнести не только к одному человеку, но и к группе людей, к обществу в целом. Это уже общественный аспект психических явлений. Человек — существо социальное, а его психика, сознание — продукты не только биологической эволюции, но и общественно-исторического развития (на чем многие психологи, философы, социологи делают особый акцент). И, как представитель некоторых социальных групп и человеческого общества в целом, каждый человек является носителем не только своего индивидуального сознания, но и сознания группового и общественного. В этих видах психических явлений закрепляются определенные нормы отношения к действительности всего общества или его отдельных частей. Всем известны такие понятия, как общественное мнение, общечеловеческие ценности, национальное самосознание, корпоративные интересы, этические нормы и т. д. Как явление наиболее простое и жестко обусловленное причинно-следственными связями с отражаемыми объектами внешнего мира, психические процессы труднее всего представить в общественном аспекте. Тем не менее этот феномен существует и проявляется как отражение общественных норм и установок. Так, восприятие и понимание красоты — это акты индивидуального сознания, но обусловленные социальным каноном на красоту. Восприятие казни в Средние века носило развлекательный характер и обычно сопровождалось положительными эмоциями и чувствами большинства зрителей. То же самое в современном обществе у большинства людей вызывает содрогание и негативные эмоции. Естественно, имеется в виду средний нормальный человек без психических патологий. Можно представить общественный аспект психических процессов как усредненные и наиболее часто встречающиеся показатели этих явлений для данной совокупности людей. Например, мысль отдельного человека выражается в таком-то высказывании, мнении. Группа людей выдвигает несколько вариантов высказываний на эту тему, а в качестве коллективной мысли или мнения принимается либо нечто среднее (компромисс), либо принадлежащее большинству (путем голосования). Общественная же мысль выступает как многократно высказанная совокупность суждений, закрепленных традицией или письменно. Еще одно проявление общественного в психических процессах — это массовые образцы поведения, основанные на закономерностях подражания и внушения. Например, мода, распространение слухов. Наконец, сюда можно отнести, видимо, чувство принадлежности к какой-либо группе (эффект «мы» и «они», известный комплекс «наших»).

Общественный аспект психических состояний представить легче. Например, паника как состояние массового страха, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего совместное противодействие источнику угрозы.

Психические свойства в общественном аспекте можно проиллюстрировать примерами: групповой эгоизм; национальные черты характера (закрепленные, например, в таких стереотипах, как «широкая натура» и бесшабашность русских, чопорность англичан, педантичность немцев, легкомыслие французов); перечень качеств, необходимых для исполнения той или иной профессии (закрепленных в так называемых психограммах); свод требований к личности приснопамятного «строителя коммунизма» (оформленный в не менее приснопамятном Кодексе) и т. д.

Надо сказать, что общественный характер психических явлений проявляется в основном в межличностном и групповом общении, что является областью интересов социальной психологии. В рамках общей психологии психические явления рассматриваются преимущественно в индивидуальном плане.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

Классификация психических явлений.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

· познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

· эмоциональные – активные и пассивные переживания;

· волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

· общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

· эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.);

· интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Психические свойства человека – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить:

· свойства интеллектуальной, или познавательной, деятельности человека;

· волевой деятельности человека;

· и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Лекция 5. Развитие поведения и психики животных.

1. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения.

2. Развитие нервной системы у животных.

3. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах.

4. Стадии развития поведения животных.

5. Концепция Леонтьева-Фабри.