Психология человека по поведению

Определение поведения и развитие его норм в обществе

Я знаю, как на мед садятся мухи
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон

Иногда мы можем переступить ту черту, которую, казалось бы, переступить невозможно. Иногда мы ведем себя таким образом, что даже сами осуждаем себя за свои проступки. Почему?

Мы не можем дать объяснения многим вопросам относительно своего поведения. Влияют ли на него другие люди, и каким образом? Что мы знаем о себе и о своей психологии? Самостоятельны ли мы в своих сужениях? Кто решил, как надо себя вести в обществе?

Поведение — это сложившийся в процессе жизни образ взаимодействия живого существа с окружающей его средой.

Наше поведение выглядит сложно и необъяснимо. Считается, что сущность человека непонятна, и действительно это так. Никому неизвестно, как может повести себя даже очень близкий человек в стрессовой или опасной ситуации, так как в каждом из нас заложен инстинкт самосохранения. И это не главное. Поведение человека зависит от многих факторов.

Загрузка культуры человека

В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.

Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.

К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.

Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.

Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.

Основы для любой культуры

Видовое поведение человека – это определенное взаимодействие с окружающим миром, но все части мира взаимодействуют друг с другом.

Поэтому то, что мы называем поведением, должно быть определенным классом реакций. Когда о нем заходит речь, то предполагается целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью. Значит, если мы видим цель, к которой стремится рассматриваемый человек, то тогда мы говорим о действиях этой личности.

Рассмотрим потребности всех живых существ, в силу которых формируется их поведение:

  • Самосохранение. Проявляется этот инстинкт либо в поиске пропитания, либо во избежание неблагоприятного воздействия.
  • Стремление к воспроизводству своего вида. Образ действий человека, связанное с размножением довольно сложное, и принимает достаточно причудливые формы. У животных есть своеобразные брачные ритуалы, а у людей стремление к размножению, и связанное с ним поведение личности, тесно переплетено с местом в иерархии в том сообществе, в котором эта личность обитает. Чем выше положение в иерархии, тем больше шансов у человека оставить потомство и его воспитать.
  • Стремление к безопасности. Это стремление к обеспечению условий своего существования, которое проявляется в поиске или строительстве убежища, а также в накоплении впрок средств пропитания и материального достатка. В этом случае действия человека проявляются в зависимости от его желаний, приобретенных в том обществе, в котором он обитал.
  • Очередной тип стремления, который свойственен человеку – это действия личности, связанное с заботой о потомстве и даже о членах своего общества.
  • Поведение, связанное со стремлением к чистоте свойственно более ограниченному числу человечества. Чистота – это создание определенных условий своего существования или стремление к определенному качеству жизни.
  • Поведение личности, которое связано со сложной психической организацией. Человек стремится к тому, чтобы образ реальности соответствовал тому окружающему миру, в котором человек себя находит.

Построение видового поведения личности основывается на шести главных вышеперечисленных потребностях. А культура является надвидовой организацией потребностей человека.

Совершенно очевидно, что каждая культура должна учитывать и давать возможности для проявления всех естественных потребностей, свойственных человеку. Видовые потребности нередко контролируются или подавляются культурой.

Наши заблуждения

Мы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.

Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.

Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.

Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.

Влияние эмоций

На поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.

Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.

В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.

Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.

Иерархия отличий

От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.

Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.

Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.

Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.

Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.

Система общества и ее влияние

Система общества довольно просто выглядит, но в сочетании с баснословным количеством информации цивилизованного мира, относительно которой измеряется положение личности в обществе, вносит разнообразие в современные отношения в обществе и в поведение личности.

Всю информацию, которую получает общество, называют культурой поведения или моралью. В этой общественной информации есть один незаметный факт – мы руководствуемся ею, но убеждены, что информация наша собственная. Но только общество и опыт поколений диктует нам как надо себя вести в той или иной ситуации.

Дважды наукой был замечен факт того, что когда ребенок воспитывается не в человеческом обществе, а животными, то его поведение разительно отличается от человеческого поведения.

Попадая в человеческое общество, дети приобретали человеческое поведение, но и культура животных у них сохранялась. Из чего следует, что поведение людей определяет то, что их окружало ранее.

Автор статьи Елена Жук

Все люди подчиняются различным видам правил поведения – на работе, в семье, в общественных местах. Любопытно то, что правила для всех одинаковые, а вот способы соответствовать нормам разные. Два человека, занятые одинаковой деятельностью могут вести себя совершенно различно. Почему так происходит, понятно – мы все разные, так что с причинами разбираться не нужно. А вот о том, какие бывают виды поведения человека, стоит поговорить подробнее.

Виды поведения личности

Чтобы обозначить поведение человека в обществе, используется термин «социальное поведение», видов которого существует великое множество. Поэтому мы выделим только основные разновидности.

  1. Массовое поведение – активность общей массы людей, не ведущая к достижению какой-либо конкретной цели. К примеру, паника, мода, социальные или политические партии и т.д.
  2. Групповое поведение – согласованные действия людей в рамках какой-либо социальной группы.
  3. Просоциальное поведение – действия, в основе которых лежит желание оказания людям помощи и поддержки.
  4. Асоциальное поведение – действия, идущие вразрез с общепринятыми нормами. Это большая группа разных типов поведения, которые мы рассмотрим позднее.

Также современные исследователи большое внимание уделяют следующей классификации видов поведения:

  • действия, направленные на проявления дружбы и вражды, добра и зла;
  • действия, направленные на достижение власти и успеха;
  • действия, говорящие о неуверенности или уверенности в себе.

Виды асоциального поведения человека

  1. Вредные привычки – наркомания, алкоголизм, курение. Часто употребляются подростками в попытке самоутвердиться.
  2. Побеги из дома. Также свойственны подросткам, не видящим другого способа решения проблем.
  3. Сексуальные отклонения.
  4. Действия преступного характера.
  5. Суицид, суицидные покушения и нанесение себе повреждений.
  6. Страхи и навязчивости – боязнь темноты, высоты, одиночества.
  7. Дисморфобии – необоснованная убежденность в наличии у себя физических недостатков.
  8. Двигательная расторможенность – неспособность сосредоточиться на чем-либо.
  9. Патологическое фантазирование – нежелание жить в реальном мире.
  10. Азартные игры.
  11. Граффити.
  12. Акцентуированный характер, например, эксцентричность.

Как видим, асоциальным может быть названо любое поведение, которое хоть в какой-то мере нарушает размеренную жизнь общества.

Психологические особенности поведения человека: факты для любознательных

1. Испытывая усталость, люди становятся гораздо честнее.
2. Согласно исследованиям, когда современный человек вдруг теряет телефон, он настолько сильно предаётся панике, что это можно сравнить с опытом тех людей, которые пережили клиническую смерть.
3. Если кто-то чувствует неприятие к вам, это может вызвать чувство, сравнимое с ощущением боли.
4. На сегодняшний день зависимость от социальных сетей в некоторых странах вполне официально признаётся расстройством психики.
5. По утверждению психологов, люди мечтают, «витая в облаках», 30 процентов времени. Но это, на самом деле, и неплохо, поскольку установлено, что обожающие помечтать люди обычно наделены способностью лучше справляться с проблемами и, кроме того, они более изобретательны.
6. Невероятно, но слепые люди не подвержены развитию шизофрении.
7. Нашему подсознанию, на самом деле, уже известны все ответы на возникающие у нас вопросы. Необходимо лишь научиться тщательно копаться в его «хранилищах».
8. Оказывается, человеку при чтении абсолютно не важно, в каком порядке располагаются буквы в словах. Главное, чтобы оставались тем, где следует, первая и крайняя буквы слова.
9. Возможно, вы никогда не обращали на это внимание, но практически 80 процентов нашего общения занимают жалобы.
10. Человек ощущает себя гораздо счастливее, когда ему есть чем заняться. И поскольку занятость, на самом деле, настраивает на позитив, старайтесь всегда находить себе занятия!
11. Парадоксально, но мозг человека лучше настроен на творческую деятельность, когда он устал.
12. Трудно поверить, но наши мысли становятся более логичными и упорядоченными, когда мы разговариваем или размышляем на неродном нам языке.
13. Даже позитивные события, например, такие как окончание института, новая работа либо регистрация брака, способны ввергнуть нас в пучину депрессии.
14. Вопреки распространённому мнению, человек не способен делать сразу несколько дел, поскольку наш мозг может сосредотачиваться лишь на одной превалирующей функции на определённый момент времени. Это свидетельствует о том, что нам всё же не дано размышлять о двух различных вещах одновременно.
15. Наблюдения экспертов свидетельствуют, что люди с разным цветом глазом и влюбляться способны с разной быстротой. Так, голубоглазым можно разбить сердце в течение нескольких минут, кареглазые могут влюбиться сразу в двоих. А вот чтобы стрела Амура поразила сердце зеленоглазых, требуется немало времени, зачастую – года. Известно также, что люди со всеми иными цветами глаз способны полюбить лишь за час.

Мы многого ещё не знаем о себе. И человеческая психика остается одной из самых загадочных сущностей в мире. Несмотря на то, что сегодня можно даже предсказывать наше поведение, опираясь на некоторые правила, всё равно большой пласт информации о психологии поведения человека ещё остаётся за пределами познания. Учёные продолжают открывать нам самих себя.

Индивидуальные особенности человека и внешние поведенческие проявления

Человек по-разному ведет себя во взаимодействии, то будучи активным собеседником, то способным к анализу слушателем. Она может проявлять альтруизм, одиночество, апатию, депрессию и тому подобное. Причинами этого становятся как ее индивидуально-психологические свойства, так и внешние факторы, которые побуждают к определенному типу поведения.

Разнообразие индивидуально-психологических свойств личности зависит от особенностей темперамента, то есть общей активности индивида, динамики психических состояний, эмоциональности.

Темперамент (лат. — согласованность, строй) — устойчивая характеристика индивида, которая проявляется в силе, скорости, напряженности, уравновешенности, протекания его психической деятельности в сравнительно большей или меньшей устойчивости ее настроений.

Большинство классификаций и теорий темперамента основывается на компонентах — активности (степени энергичности, стремительности, быстроты или медлительности) и эмоциональность (особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество).

Во время выяснения соотношения индивидуально-психологических особенностей человека и его внешних поведенческих проявлений используют характеристики четырех типов темперамента: сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

Сангвиник — тип темперамента, который соответствует сильному, уравновешенному, подвижному типу нервной системы. Во взаимодействии с другими характеризуется высокой активностью, энергичностью, живостью, общительностью, богатством выразительных движений, мимики, легкой сменой занятий, партнеров и тому подобное. Во время конфликта или напряжения ведет себя адекватно и конструктивно. Наделен высокой работоспособностью, ему по силам занятия, связанные с общением и взаимодействием с другими людьми. Легко переключается в деятельности и общении, но недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям. Быстро приспосабливается к новым условиям, легко контролирует свои эмоции. Ему свойственны жизнерадостность, устойчивое настроение, терпение, миролюбивое поведение, невысокая внушаемость и подозрительность. Спокойный относительно критики, рассудительный, здраво относится к риску, опасности. При неблагоприятных социальных условиях у него могут развиться поспешность, поверхностность, легкомыслие в поступках, невнимательность к участникам коммуникативного процесса.

Флегматик соответствует сильному, уравновешенному, инертной типа высшей нервной деятельности. Характеризуется спокойным настроением, медленными движениями, рассудительным тоном беседы, последовательностью и терпением. Наделен медленной адаптированностью, невысокой общительностью, сдержанностью в поведении. Его речь — монотонная, медленная, отношение к критике и опасности равнодушное, невозмутимое. Флегматик медленный, но настойчивый в достижении цели. Он более реалистичен в оценке своих способностей, чем сангвиник, ему свойственна слабая внушаемость. Поведение флегматика всегда уравновешенная, на нее редко влияют эмоциональные переживания настроение устойчивое, без эмоциональных перепадов.

Холерик — сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Ему свойственны активность, энергичность, скорость, резкость, стремительность, склонность к быстрым переменам настроения, преимущественно к бодрому, эмоциональные срывы, иногда агрессивность. Дополняют его характеристику неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания. Речь холериков громкая, бойкая, резкая, неравномерная. Они общительны, легко адаптируются к новым условиям, увлекаются своим делом, положительно относятся к новациям. В достижении цели не жалеют сил, упорно преодолевают трудности. Нередко после подъема активности наступает период депрессии. Холерики самовлюбленные, прямолинейные, часто переоценивают свои способности, умеренно суггестивные, подозрительны. Неуравновешенность их нервной системы снижает совместимость с другими людьми. их недостаточное терпение иногда вызывает бурную реакцию на критику, даже агрессивное поведение.

Меланхолик соответствует слабому типу высшей нервной деятельности. Его характеризуют низкий уровень психологической активности, замедленность движений, сдержанность речи, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная активность, глубина и устойчивость эмоций, хотя внешне это малозаметно. Люди меланхолического темперамента легко переключаются с одного дела на другое, стремление к цели в них то сильное, то слабое. Препятствия на пути к цели снижают, парализуют их активность, опасности — отпугивают. Поведение их часто неуравновешенная, эмоциональные переживания — глубокие и длительные, настроение — неустойчивое с преобладанием пессимистических эмоций, растерянности и тревоги. В общении они замкнуты, склонны к истеричности, внушаемости, мнительности. Как правило, меланхолики недооценивают себя, свои возможности, преувеличивают проблемы, которые им приходится решать.

Важным свойством человека, что формируется под влиянием социума, социальных отношений в непосредственном взаимодействии с другими, есть характер.

Характер (греч. Charakter — черта, особенность) — совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, проявляющихся В типичных способах деятельности и общения, в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.

Характер индивида проявляется в системе отношений с окружающей действительностью в отношении: к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. п); к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и тому подобное); к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость и тому подобное); к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность и т. п).

Структура человеческого поведения является трехкомпонентной, она содержит в себе когнитивный (познавательный, мыслительный), аффективный (чувственный, эмоциональный) и практический (преобразующий, сенсорный) компоненты. Преимущество одного является основанием для отнесения человека к определенному характерологічного типа. Современный российский психолог Н. Обозов описал следующие характерологические типы:

1. Тип «мыслителя» (преимущество познавательного компонента). Он ориентирован на познание внутреннего и внешнего мира, на постоянные размышления о науке, искусство, жизнь; любит пофантазировать, а потому недостаточно общителен, не умеет решать организационные задачи.

2. Тип «собеседника» (предпочтение эмоционально-коммуникативного компонента). Общительный, контактный, любит компании, легко знакомится и адаптируется к новым условиям.

3. Тип «практика» (преимущество преобразовательного компонента). Это человек дела, не терпит волокиты, незавершенных дел, лишних рассуждений. Хороший организатор, ему по плечу задачи, требующие решительных и незамедлительных действий.

Социальное поведение личности в группе обусловливают ее потребности, которые может удовлетворить только в общении и деятельности. Они проявляются в различных сферах: в деловом общении, налаживании дружеских отношений с другими; достижении независимости, автономности, значимости; профессиональном совершенствовании и реализации потенциальных возможностей; оказании помощи другим и тому подобное.

Познавательные потребности реализуются через интерес, эмоционально окрашенную интеллектуальную избирательность.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности И способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному отражению действительности.

Интерес возникает как эмоциональная внимание к объекту (в нем сочетается эмоциональное и рациональное), обеспечивает направленность личности, способствует широкому, глубокому и полному отражению действительности. Он является связующим звеном между потребностями и ценностями. В социальной политике важно обеспечить взаимодействие и гармонизацию всех типов интересов (общественных, групповых, личных).

На взаимосвязь личности и группы влияют способности человека.

Способности — индивидуально-психологические особенности, которые сумовою успешной деятельности личности.

Способности являются результатом развития индивида. их формирование происходит на основе задатков — врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы мозга. К общим способностям относятся психические свойства человека, которые реализуются как внимание, наблюдательность, память, воображение, рассудительность и др. к специальных способностей — психологические особенности индивида, которые обеспечивают успешное осуществление им определенной деятельности (изобразительные, математические и др.). Формирование способностей на основе задатков зависит от условий жизнедеятельности. Природные задатки (потенциальные возможности индивида) еще не определяют успешной деятельности человека в будущем, их нужно развивать, что возможно только в социуме, частью которого является практика жизни.

Специфической формой взаимодействия человека с окружающим миром является ее эмоции.

Эмоции (лат. — волную) — психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и Ситуаций.

Общение и деятельность человека, его поведение всегда обусловливают появление определенных эмоций, которые характеризуются активностью, интенсивностью, качеством и полярностью. Эмоции охватывают все разновидности переживаний личности, побуждают ее к знаниям, труду, поступков. Они выражают духовные запросы и стремления индивида, его отношение к действительности, которое отражается в мозгу и переживается как удовольствие — неудовольствие, радость — печаль и тому подобное. Такие базовые эмоции, как стыд, удивление, отвращение, удовольствие, заинтересованность, радость, гнев, горе, презрение отражаются на лице африканца почти так, как и на лице европейца. Это дает возможность утверждать, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны воспринимать и оценивать выражение человеческого лица с эмоциональными состояниями. Эмоции являются и своеобразным внутренним языком, системой сигналов, посредством которых индивид узнает о том, что происходит.

Человек регулирует свои действия, поступки и поведение в группе и с помощью воли, которая является важным фактором в достижении цели.

Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации, саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Волевая регуляция поведения осуществляется в процессе преобразования несвавільних психических процессов в произвольные, обретение человеком контроля над своим поведением, выработка волевых качеств, сознательной постановки перед собой более сложных задач, требующих волевых усилий. Воля индивида проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка, решительность, смелость, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, вера в дело, ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность и др. Среди основных психологических функций воли выделяют выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную деятельности систему, мобилизацию психических и физических возможностей для преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Устойчивой личностной черты, которая воплощает в себе потребности, намерения, побуждения к конкретной деятельности, является мотив.

Мотив (лат. movere — толкать, приводить в движение) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей; совокупность внешних или внутренних условий, обусловливающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Это сложное интегральное психологическое образование принадлежит субъекту поведения. Важным по мотивационным значением является состояние индивида, сформированный потребностью в объектах, необходимых для его существования и развития. Речь идет о потребности, являющиеся источником активности человека, благодаря которым осуществляется регулирование ее поведения, определяется направленность мышления, эмоций, чувств и воли. С помощью установки (устойчивой склонности индивида к определенной форме реагирования) человек направляет свои поступки, действия и поведение.

Люди по-разному объясняют жизненные события, ситуации и свое поведение, неодинаково воспринимают успехи и неудачи. Зависит это от их психического состояния, выполняемой деятельности, этнопсихологические особенностей, социокультурных установок и тому подобное.

Неусвідомлюваними предпосылками социального поведения индивида являются архетипы, которые по утверждению К.-Г. Юнга, являются структурными элементами человеческой психики, спрятанными в общем для человечества коллективном бессознательном. Они наследуются от поколения к поколению, создают смысл жизни, задают этапы жизнедеятельности личности, ее общую структуру и программу поведения. Социальное поведение личности, по мнению Юнга, детерминирующие такие архетипы:

1) тень личности — вторая ее автономная душа, темный двойник во внутреннем мире (тень воплощает в себе греховное «Я», подсознательные желания, негативные качества, проявляется в неконтролируемых эмоциональных состояниях, эгоистических удовольствиях; отрицательные качества становятся менее заметными и опасными, если человек признает их реальность);

2) анима (архетип женщины, которая существует в бессознательности мужчины) и анимус (мужское начало, что существует в бессознательности женщины);

3) архетип смысла (самость личности, центр «Я”, в котором представлены самые главные человеческие смыслы, реализуемые индивидом в жизни).

В этом контексте важной является социокультурная и етнопсихологічна предопределенность поведения человека, которая заключается в ее связях с конкретной социальной средой. Етнопсихологічна характеристика взаимодействия требует учета национально-психологических особенностей поведения людей в сфере взаимоотношений — реальных в общественном сознании социально-психологических явлений, специфических форм функционирования общечеловеческих свойств психики. Структура национально-психологических особенностей образуют следующие сферы:

— мотивационная (своеобразие мотивов, побудительных сил взаимодействия у представителей определенной национальной общности);

— интеллектуально-познавательная (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, что выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, которые обеспечивают особое восприятие, оценки окружающего, соответствующую стратегию поведения);

— эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых нередко зависит результативность социальных контактов);

— коммуникативно-поведенческая (собственно информационное и межличностное взаимодействие, взаимоотношения и общение).

большое внимание социальная психология уделяет исследованию этих особенностей в процессе взаимодействия представителей разных национальных культур, в существенных характеристиках конкретной коммуникативно-поведенческой культуры, ее национальной специфики в отражении социально-психологической реальности. Результаты исследований наводят на вывод, что своеобразие национальной психологии оказывается не в неповторимых психологических чертах, а в их сочетании, в обычаях, исторических традициях, поведении.

Не меньший интерес вызывают проблемы, связанные с воздействием традиционных этнокультурных норм и ценностей на социальное поведение людей, сферы группового менталитета — на реализацию коммуникативно-поведенческих потребностей индивида, со склонностью воспринимать социальную жизнь с позиций своей этнической группы. Известно, что не все социальные межэтнические контакты являются беспроблемными. Самые продуктивные из них те, которые придерживаются признание равенства сторон, происходят в условиях искренности, доверия, уважения норм, образа жизни, доброжелательности к представителям другой национальной культуры и тому подобное.

Гармонизацию взаимосвязей индивида и группы как одной народности, так и в межнациональном аспекте обеспечивает социальный контроль. Осуществляется он в пределах взаимовлияния индивидуальных и социальных действий индивидов, выявляя внутреннюю противоречивость взаимодействия. Ведь человек становится социально обусловленной индивидуальностью под влиянием социальной общности, но не может развиваться, беспрекословно веря в предлагаемые группой образцы культуры, слепо копируя их.

Вера — особое состояние психики, которое заключается в полном принятии человеком сведений, событий, явлений или собственных представлений, которые могут быть основой ее «Я», определять поступки, суждения, формы поведения.

Решение внутренней противоречивости происходит в процессе социализации индивида в соответствии с его внутренней позиции, взглядов, принципов. При таких условиях вера становится убеждением — осознанной потребностью индивида, побуждающая его действовать в соответствии со своими ценностных ориентаций и собственного жизненного опыта, то есть результатом предварительной работы сознания, ума и благоразумия личности.

Она всегда является результатом работы сознания, которая создает представление индивида о социуме и его место в нем, о взаимосвязи в социальном окружении.

Содержание убеждений воспроизводит уровень развития личности и понимания ею социума. их основой является совокупность знаний о человеке, обществе, природе.

Гармонизирует взаимоотношения группы и личности мировоззрение.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир И место человека в нем, на отношение человека к себе и окружающей действительности.

По своему содержанию мировоззрение шире систему знаний, поскольку характеризуется сознательным отношением индивида к социальной жизни, которое охватывает знания, оценку и поведение. Он воплощает обусловленные системой взглядам основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания, ценностные ориентации. Группа и личность являются субъектами мировоззрения.

Взаимозависимость между индивидом и его окружением определяют привычки, традиции, стереотипы поведения. Речь идет о способе жизни личности в группе.

Стиль жизни — устойчивая типовая форма жизнедеятельности личности и общностей, степень их включения в социум, типичные формы взаимодействия индивида с обществом, группами, Другими людьми.

Взяв за критерий определенные системы социально-культурных ценностей, приоритетов (понимание норм, круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения и т. п), выделяют различные его виды. Например, здоровый образ жизни предполагает правильное питание, соблюдение правил гигиены, надлежащие условия труда и отдыха, занятия спортом и тому подобное. Особенно важным фактором при этом является гигиена личности, которая включает: гигиену труда (не допускать переутомления, обеспечивать нормальное экологическая среда на производстве и тому подобное), гигиена общения (соблюдение норм общения, правил хорошего тона, сдерживание собственных эмоций во время общения, учет этнопсихологические особенностей общения и др), личную гигиену (соблюдение правил водных процедур, продолжительность сна и др.).

Отдельного внимания заслуживает моральный аспект в здоровом образе жизни, который воплощает содержание основных ценностей общества и культуры. Его уклад является интересным с моральной точки зрения.

Люди по-разному формируют свой образ жизни, исповедуют разные веры, имеют неодинаковые убеждения и мировоззрение, что сказывается на процессе взаимодействия личности и группы, на эффективности применения способов реагирования окружающих на поведение человека (речь идет о санкциях, которые осуществляются в форме поощрения или наказания).

Исследование основополагающих начал поведения человека

В качестве основополагающих начал поведения человека можно выделить следующие: мотивацию, восприятие, критериальную основу.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

«Мотивация является базовым процессом для управления поведением человека на рабочем месте. Мотивацию не следует отождествлять с поведением, так как одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами, более того, одни и те же мотивы по-разному будут действовать на разных людей. Аширов Д.А. Организационное поведение. — М.: Проспект, 2006. — 294 с. «

Хотя причины поведения гораздо шире, чем их можно объяснить с помощью одной лишь только мотивации, ее значение трудно переоценить. Некоторые мотивы являются социальными табу, поэтому о них особенно трудно судить. Единой классификации мотивов не существует.

Как правило, мотивы разделяют на первичные (т.е. врожденные и обусловленные физиологией) и вторичные мотивы (т.е. социально обусловленные). Ряд мотивов легко отнести к первичным или вторичным, некоторые квалифицировать трудно. Поэтому делаются попытки ввести более сложное разделение мотивов, например, вводится понятие основного мотива. К нему относят такие мотивы, как мотив привязанности, который с одной стороны, связан с первичным сексуальным мотивом, а с другой стороны, со вторичным мотивом принадлежности, мотив любопытства, творчества и желания манипулировать.

К первичным мотивам относят жажду, голод, потребность в сне, избегание боли и теплового дискомфорта, секс и материнский инстинкт. Первичные мотивы в развитых странах в основном удовлетворены, и поэтому для проблемы трудовой мотивации они не столь критичны, как вторичные мотивы. Важно и то, что первичные мотивы для всех людей одинаковы, хотя степень их актуализации различна. Термин первичные не означает, что эти мотивы сильнее вторичных.

Вторичные мотивы наиболее интересны с точки зрения проблем трудовой мотивации. Чтобы относиться к категории вторичных мотивов, мотив должен быть приобретенным. Важно, что большинство вторичных мотивов человек может удовлетворить только через свое участие в организации, поэтому эти мотивы так важны для организационного поведения.

«Восприятие — процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Восприятие представляет собой активную подсознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой. Поскольку восприятие во многом субъективный процесс, оно содержит в себе возможности полного или частичного искажения или потери информации. В результате восприятия могут возникнуть различного рода субъективные реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, — М.: ИНФРА-М, 2007. — 474 с»

На восприятие оказывают влияние следующие основные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера:

* ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство (если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает, и наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле);

глубина видения реальной ситуации (много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям и происходящим событиям, менее склонен их драматизировать или превозносить, чем тот, чей кругозор ограничен);

личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта (доброжелательность, манера поведения, внешность, пол, возраст, национальность, должность, служебное положение и пр.);

стереотипы и предрассудки присущие человеку.

На восприятие влияет также его избирательность (воспринимается не вся информация о человеке), глобальность (объект воспринимается как единое целое, а не как совокупность взаимосвязанных элементов), недостаточная структурированность (все, кроме главного, воспринимается как фон, похожее воспринимается как единое, выделяются и объединяются сходные объекты, все соотносится со старым опытом).

Восприятие часто осложняется непредсказуемостью поведения людей, которое зависит от многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытие или искажение информации о себе, неспособности правильно себя преподнести, ожиданий, чувств и т.п.). Оно влияет на поведение людей не непосредственно, а преломляясь через ценности, верования, принципы, уровень притязаний.

«К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совсем разные решения. И это будет определено тем, что они имеют различную критериальную базу, задающую их приоритеты и оценки происходящих событий. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, — М.: ИНФРА-М, 2007. — 476 с.»

Критериальная база любого человека складывается из следующих элементов:

*расположение к людям, событиям, процессам (проявляется в том, что человек ведет себя в соответствии с априорным положительным или отрицательным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку). Наиболее важными для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе являются три типа расположения — удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации;

совокупность ценностей, разделяемых данным человеком (набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, принимая решения и осуществляя действия путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений и процессов и окружающих его людей). Ценности обычно сформулированы в виде заповедей, утверждений, общих норм и могут разделяться большими группами людей. Ценности бывают двух видов — относящиеся к цели жизни, желаемым результатам и относящиеся к средствам, используемым для достижения целей;

верования, которых придерживается человек (устойчивые представления о явлении, процессе, человеке, которые люди используют при их восприятии). По поводу одного и того же объекта может быть множество различных верований, так как обычно верования относятся к различным характеристикам объекта. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей извне.

принципы, которым человек следует в своем поведении (формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой ее проявления в виде определенных норм поведения, ограничений, реакции на явления, процессы, людей). Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Таким образом, необходимость тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнений. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия.

Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Кроме того, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Учет всех этих факторов может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, и к управлению его поведением.

На поведение работников организации влияют и внешние факторы. Среди них необходимо выделить следующие:

-круг общения, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, определяемым должностными обязанностями.

На практике выделяются: круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сотрудников и личных знакомых.

-роль, характеризующаяся совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, формализации, эмоциональности. На ролевое поведение влияют: характер индивида, истолкование им своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям;

-статус — оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли, определяющая его реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком. Второй — личностными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: полом, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами).