Соционика женские типы

Соционика и другие типологии

  • Главная
  • Отношения
    • Активация
    • Деловые
    • Дуальные
      • Дуальность
      • Дон Кихот — Дюма
      • Гюго — Робеспьер
      • Жуков — Есенин
      • Гамлет — Максим Горький
      • Наполеон — Бальзак
      • Джек Лондон — Драйзер
      • Гексли — Габен
      • Штирлиц — Достоевский
    • Заказ
    • Зеркальные
    • Квазитождество
    • Контроль
    • Конфликт
    • Мираж
    • Погашение
    • Полудуальность
    • Родственные
    • Супер-эго
    • Тождество
    • Разное
  • Психология
    • Книги по психологии
      • Возрастная психология
      • Достижение успеха
      • Искусство быть счастливым
      • Классики психологии
      • Конфликтология
      • НЛП
      • Общая психология
      • Основы психологии
      • Отраслевая психология
      • Практическая психология
      • Прикладная психология
      • Психические процессы
      • Психоанализ
      • Психодиагностика
      • Психологическая практика
      • Психология деятельности
      • Психология личности
      • Психология масс
      • Психология общения
      • Психология отношений
      • Психология семьи
      • Психология управления
      • Психотерапия
      • Разное
      • Социальная психология
      • Соционика
      • Справочная литература
      • Тестирование
    • Направления психологии
      • Педагогика
      • Психоанализ
      • Психология личности
      • Семейная психология
      • Социальная психология
      • Типология Майерс-Бриггс
      • Трансперсональная психология
      • Юнгианский анализ
        • О Юнге
        • Статьи Юнга
        • Типы Юнга
        • Юнгианцы
    • Практическая психология
      • Беременность
      • Воспитание
      • Дом и семья
      • Зависимость
      • Истории из жизни
      • Общение в сети
      • Саморазвитие
      • Семейная жизнь
    • Притчи
    • Психологи
    • Психологический словарь
      • A-Z
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
  • Словари
    • Мифы
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Сонник
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Ю
      • Я
    • Психологический словарь
      • A-Z
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Соционический словарь
  • Соционика
    • Знаменитости
    • Критика соционики
    • Малые группы
    • Методики типирования
    • Направления соционики
      • Детская соционика
      • Кадровый менеджмент
      • Соционика в семье
      • Другие направления
    • Основные дихотомии
    • Признаки Рейнина
    • Сказки разных ТИМов
      • Сказки Бальзаков
      • Сказки Габенов
      • Сказки Гамлетов
      • Сказки Гексли
      • Сказки Гюго
      • Сказки Джеков
      • Сказки Дон Кихотов
      • Сказки Достоевских
      • Сказки Дюма
      • Сказки Есениных
      • Сказки Максов
      • Сказки Наполеонов
      • Сказки Робеспьеров
      • Сказки двух авторов
      • Сказки авторов с неопределенным типом
    • Социон
    • Соционические модели
    • Соционическое видео
    • Эксперименты
      • СРТ-99
      • Сходимость социоников
      • Эксперименты
      • Эксперимент Бальзаков
      • Эксперимент Дон Кихотов
      • Эксперимент Дельты
      • Эксперимент Джеков
      • Эксперимент Дюма
    • Функции
    • Разное
  • Соционики
    • Интервью с социониками
    • Конференции
    • Организации
    • Соционики
    • Соционический атлас
    • Сходимость социоников
  • Тесты
  • Типы
    • Особенности типов
      • Акценты типа
      • Внешность
      • Подтипы
      • Соционические типы
      • Темпераменты
    • Дон Кихот
    • Дюма
    • Гюго
    • Робеспьер
    • Жуков
    • Есенин
    • Гамлет
    • Максим Горький
    • Наполеон
    • Бальзак
    • Джек Лондон
    • Драйзер
    • Гексли
    • Габен
    • Штирлиц
    • Достоевский
  • Типологии
    • Акцентуации Леонгарда
    • Акцентуации Личко
    • Гороскопы
      • Гороскоп друидов
      • Зодиакальный гороскоп
      • Зороастрийский гороскоп
      • Китайский гороскоп
      • Цветочный горскоп
      • Японский гороскоп
    • Вектора Бурлана
    • Психе-йога Афанасьева
    • Развлекательные типологии
      • Журнал «Maxim»
      • Лукоморье
      • Социальные сети
      • Типы стерв
    • Телесные типологии
      • Аюрведа
      • Времена года
      • Женские фигуры
      • Расы
      • Типы Кречмера
    • Типология Майерс-Бриггс
      • ENFJ
      • ENFP
      • ENTJ
      • ENTP
      • ESFJ
      • ESFP
      • ESTJ
      • ESTP
      • INFJ
      • INFP
      • INTJ
      • INTP
      • ISFJ
      • ISFP
      • ISTJ
      • ISTP
    • Типология Мак-Вильямс
    • Типология Хорни
    • Типология Юнга
    • Характеры Лоуэна
    • Шкала эмоций
  • Юмор
    • Видеоюмор
    • Загробная соционика
    • Интертипные отношения
    • Квадры в картинках
    • Смехохоника
    • Соционика в стихах
    • Соционический зоопарк
    • Соционические маньяки
    • Соционический юмор
    • Типирование
    • Четыре квадры
    • Шестнадцать типов
  • Контакты

Характерные черты внешности и поведения представителей 16 соционических психотипов, выделенные на основе наблюдений за людьми с точно определенными типами.

Данные описания составлялись на основе наблюдений за тысячами людей, их основная задача — показать общие тенденции во внешности и поступках, характерные для того или иного психотипа.

Более полное описание внешних признаков соционических типов и иллюстраций к ним можно найти в соответствующем разделе нашего форума.

  • Интуиты — логики
  • Сенсорики — логики
  • Интуиты — этики
  • Сенсорики — этики

Интуиты — логики

Дон — Кихот, ИЛЭ

1. Взгляд «в точку»
2. Самый проницательный тип
3. Удлиненный нос (эффект «буратино»)
4. Неустойчивые, слабые, неуверенные эмоции
5. Активный меланхолик
6. Сутулая осанка
7. Высокий рост
8. Не носит усы и бороду
9. Консервативный стиль одежды
10. Движения отрывистые, угловатые, походка неуверенная
11. Любит вертеть что-нибудь в руках
12. Любит разглядывать людей, не обращая внимания на их реакцию

«Типичный Дон» — наша группа «ВКонтакте»

Робеспьер, ЛИИ

1. Выступающий нос
2. «Аскетичное» лицо
3. Астеническая конституция
4. Выраженные скулы
5. «Взгляд вдаль»
6. Не контролирует резкие перепады эмоций
7. «Слабое», жалостливое неволевое лицо
8. «Вежливый сухарь» — сдержан и подчеркнуто вежлив
9. Самый «правильный» тип
10. Выраженный меланхолик
11. Тихий голос
12. Сдержанные неуверенные движения и жесты
13. Осанка прямая, часто сутулость
14. Выпячивание живота
15. Не носит усы и бороду
16. Стиль одежды неброский
17. Очки в тонкой оправе

«Типичный Робеспьер» — наша группа «ВКонтакте»

«Типичная Робка» — наша группа «ВКонтакте»

Джек Лондон, ЛИЭ

1. «Американская» улыбка, демонстративная веселость
2. «Текучие» эмоции, движения и взгляд
3. Игривость и импульсивность
4. Самый игривый и спортивный тип
5. Выделяется место вокруг рта
6. массивный широкий подбородок
7. Выступающий вперед нос
8. «Гусарские» усы»щеточкой»
9. Крупные губы и зубы
10. Активный меланхолик с уклоном в сангвиника
11. Демонстративная мускулистость
12. Женщины кажутся мужеподобными
13. Демонстративная ироничность и сексуальность
14. «Подпрыгивает» при ходьбе
15. Тяга к спортивной одежде
16. Дисгармоничные сочетания в одежде и украшениях

«Типичный Джек» — наша группа «ВКонтакте»

Бальзак, ИЛИ

1. Ироничность, пессимистичность и ворчливость
2. Демонстративная мягкость, уступчивость, деликатность в общении
3. «Сладковатые» определения
4. Размытый взгляд
5. Сглаженный профиль
6. Сутулость, манера втягивать голову в плечи
7. Борода почти у всех мужчин
8. Выступающая перемычка между ноздрями (у интуитивных)
9. Улыбка «одной нижней губой», движутся только углы рта
10. Замедленность в движениях и жестах
11. Подчеркнутая безэмоциональность или маска веселости
12. «Выжимание» из себя эмоций — нарочитые, деланные эмоции
13. Вялая манера говорить – «голос робота»
14. Выраженный меланхолик
15. Не бывает мускулистых
16. Непримечательный стиль одежды у мужчин
17. Очки в толстой «роговой» оправе у мужчин
18. Щеголяет своим умом и энциклопедичными знаниями (мужчины)
19. «Гламур» — искусственно создаваемый поверхностный лоск в одежде и внешности у женщин
20. Нарочито демонстрируемая подчеркнутая сексуализация женщинами своего внешнего вида: выбор одежды, открывающей тело, обтягивающей фигуру или подчёркивающей телосложение и определенные части тела
21. Нарочитая аккуратность и красивость при выговаривании слов у женщин
22. «Кислая» улыбка
23. «Говорение одним ртом», без включения голоса на полную мощность
24. Провокационная манера общения и «демонстрации себя» (женщины)

«Типичный Бальзак» — наша группа «ВКонтакте»

«Типичная Балька» — наша группа «ВКонтакте»

Сенсорики — логики

Максим Горький, ЛСИ

1. Скошенные наплывшие верхние веки
2. Выступающие скулы
3. «Колючий» недоверчивый взгляд
4. Застывши «спящее».выражение лица
5. Слабый контроль эмоций
6. Невыразительная мимика
7. Сдержанная манера общения
8. Женщины кажутся мужеподобными
9. «Плачущая ярость» — гнев с истерикой
10. Тихий, но резкий голос
11. Отчетливо произносит слова
12. Четкие, отрывистые жесты
13. Выраженный флегматик
14. Прямая осанка
15. Пышные, аккуратные усы
16. Строгий стиль одежды, тяга к военной атрибутике
17. Поведение «согласно распорядка»
18. Самый строгий тип

«Типичный Максим» — наша группа «ВКонтакте»

Жуков, СЛЭ

1. Нависающая переносица
2. Манера удивленно округлять глаза
3. Активная мимика
4. Агрессивное выражение эмоций
5. Прямая грубоватая манера общения
6. «Хватательные» жесты
7. Активный флегматик
8. Окладистая или «котлетой» борода
9. Плотная конституция, выраженная полнота
10. Мужчины часто стригутся налысо
11. Женщины кажутся мужеподобными
12. Простой стиль одежды
13. Тяга к военной, рокерской, байкерской и пиратской атрибутике
14. Манера «упрощать» трудные вопросы, решать проблемы силой
15. Самый силовой тип

«Типичный Жуков» — наша группа «ВКонтакте»

Штирлиц, ЛСЭ

1. Рубленый профиль
2. Массивный подбородок — «кирпичом», «лопатой»,
3. Женщины кажутся мужеподобными
4. «Кол съел» — горделивая фиксированная осанка
5. «Грудь колесом» — развитая грудная клетка
6. Британская чопорность
7. Законченные, напряженные движения
8. Плотная конституция
9. Атлетический склад фигуры – отлично сидит одежда
10. Выраженная мускулистость
11. Цепкий взгляд, фиксирующий предметы и детали
12. Плотно сжимает губы
13. Крупный выступающий нос с горбинкой, кончик вниз
14. Острый вырез крыльев носа «углом»
15. Не носит усы и бороду
16. Активный флегматик
17. Устойчивые эмоции
18. Медлительность, неторопливость, уравновешенность
19. Сдерживаемая внутренняя нервозность
20. Демонстративное вежливость и галантность с дамами
21. Не любит фамильярность
22. Самый устойчивый тип
23. «Кладет» слова, как кирпичи
24. Ухоженная внешность
25. Одевается всегда со вкусом
26. Филигранно подгоняет вещи по фигуре
27. Стильная одежда, оригинальная обувь и головные уборы
28. Бережное обращение с одеждой
29. Гармоничные стильные украшения

«Типичный Штирлиц» — наша группа «ВКонтакте»

Габен, СЛИ

1. Наклоненная в сторону голова
2. «Айсберг» — холодные сдержанные эмоции
3. С трудом поддается внешнему эмоциональному воздействию
4. Ироничная сдержанная «кошачья» ухмылка
5. Холодный «ленивый»»переползающий» взгляд
6. Смотрит уставившись в упор
7. Самый молчаливый и ленивый тип
8. Выраженный флегматик
9. Тихий голос, лениво говорит через силу
10. Нос не выделяется
11. Малоподвижные сжатые губы
12. Не носит усы и бороду
13. Прямая осанка, легкая сутулость
14. Аккуратная стильная прическа
15. Дистанция в общении
16. Молчаливый наблюдатель со стороны
17. Отточенные экономные движения
18. Опрятная, точно подогнанная по фигуре одежда
19. Спортивно-ковбойский стиль одежды
20. Приятные на ощупь, функциональные вещи

«Типичный Габен» — наша группа «ВКонтакте»

Интуиты — этики

Гамлет, ЭИЭ

1. «Птичий» нос, свисающий кончик
2. Нервные подвижные капризные губы
3. Самый эмоционально переменчивый тип
4. Непредсказуемые перемены эмоций
5. Умеет говорить разными голосами
6. Постоянно играет какую-то роль
7. Склонность к драматизации
8. Порывистые, нервные движения
9. Выраженный холерик
10. Сухая, худощавая конституция
11. Прямая фиксированная осанка
12. Не бывает курносых
13. Не носит усы и бороду
14. Прическа не сочетается со стилем одежды
15. Дисгармония в одежде, косметике и украшениях
16. Эпатирующий внешний вид
17. Одна длинная узкая вещь — шарф, платок, лента, повязка

«Типичный Гамлет» — наша группа «ВКонтакте»

Есенин, ИЭИ

1. Возвышенность и просветленность в эмоциях и взгляде
2. Настроение — «очарованная мечтательность»
3. Невыразительные черты лица, сглаженный профиль
4. Не бывает выступающих частей лица
5. Размытый взгляд
6. Воздушная «плывущая» мимика
7. Сдержанный холерик
8. Усы и бороду не носит
9. Самый поэтический тип

«Типичный Есенин» — наша группа «ВКонтакте»

Достоевский, ЭИИ

1. Бесстрастное лицо
2. «Средоточие вселенской печали»
3. Самоуглубленный аскет
4. Тревожно-сочувственная улыбка
5. Эмоции не выражены
6. Слабая мимика
7. Слабо выраженный холерик
8. Голос тихий, невнятная речь
9. Дружелюбная манера общения на близкой дистанции
10. Не способен давить, кричать, проявлять агрессивность
11. Самый тихий тип
12. Осторожные неуверенные движения и жесты
13. Семенящая походка не отрывая ступни от земли
14. Боится сделать лишнее движение, чтобы не помешать другим
15. Не носит бороду и усы
16. Не носит украшений, не пользуется косметикой
17. Одевается похоже на других
18. Причудливые комбинации в одежде

«Типичный Достоевский» — наша группа «ВКонтакте»

Гексли, ИЭЭ

1. Легкомысленный весельчак — клоун, пересмешник, озорник
2. Поверхностность и эксцентричность в общении
3. Игривый, лукавый взгляд
4. Восторженные эмоции
5. Театральная очень активная мимика
6. Впечатление, что он постоянно над кем-то подшучивает
7. Открытая манера общения, способен найти подход к любому
8. Самый веселый тип
9. Выраженный холерик
10. Нос «клювиком» заостренный выгнутый вперед
11. Не носит усы и бороду
12. Праздничность и карнавальность в одежде, косметике и украшениях
13. Легкий, романтический стиль одежды

«Типичный Гексли» — наша группа «ВКонтакте»

Сенсорики — этики

Дюма, СЭИ

1. Сглаженный профиль, не бывает выступающих и вытянутых частей лица
2. Удивленно вскинутые брови и округленные глаза
3. Слегка приоткрытый рот
4. Форма губ как будто смеется
5. Теплый, лучистый взгляд
6. Не смотрит в упор
7. Нерешительное, слегка смущенное выражение лица
8. Низкий рост
9. Слабая мимика
10. Мягкие, сдержанные, эмоции
11. Мягкий, тихий голос, плавная речь
12. Манера говорить, слегка посмеиваясь «в себя»
13. «Вкусно» говорит, как будто пробует слова на вкус
14. Постоянный добродушный настрой и расположенность к общению
15. Общается на короткой дистанции, демократичен, обаятелен
16. Сдержанный сангвиник
17. Пританцовывающая походка – «мячик»
18. Не бывает худых и спортивного вида
19. Мускулистость не выражена
20. Не носит усы и бород
21. Эстетические маленькие украшения, миниатюрное, приятное на ощупь, «теплое»
22. Стильная косметика и одежда, особое внимание у женщины к выбору аксессуаров
23. Гармоничная, очень опрятная одежда, бережное отношение к ней
24. Впечатление уюта,»домашности», ухоженности — самый уютный и домашний тип
25. Любит незаметно брать в руки предметы, трогать и гладить

«Типичный Дюма» — наша группа «ВКонтакте»

Гюго, ЭСЭ

1. Броская внешность, одежда и эмоции
2. Самый яркий и смачный тип
3. Крупные, подвижные, привлекающие внимание губы
4. Выделяющийся нос
5. Выраженная тяга к полноте
6. Прямая осанка
7. Подвижный, игривый взгляд
8. Очень активная выразительная мимика и жесты
9. Доброжелательная улыбка с оттенком самодовольства
10. Постоянное приподнятое настроение
11. Подчеркнуто экспрессивен, постоянные эмоциональные напор и давление в общении
12. Демонстративно эмоционально возмущается — быстро вспыхивает и успокаивается
13. «Предназначенная только вам» улыбка
14. Ярко выраженный сангвиник
15. Громкий голос
16. Эмоционально насыщенная манера говорить
17. Картинные позы и жесты, демонстративная величавость и напыщенность
18. Усы и борода подчеркнуто эстетической формы
19. Лидер по украшениям и аксессуарам
20. Полная смена стили одежды в течение дня – под настроение
21. Яркий вкус и индивидуальный стиль в одежде

«Типичный Гюго» — наша группа «ВКонтакте»

Драйзер, ЭСИ

1. Собранность, подтянутость, фиксированность в фигуре
2. Сочетание внешнего добродушия и недоверчивого выражения лица и взгляда
3. Пронизывающий настороженный взгляд с прищуром
4. Самый недоверчивый тип
5. Осторожный сангвиник
6. Короткие выразительные жесты
7. Плотная, крепкая конституция
8. Не бывает худых, долговязых, «размазанных» фигур
9. Невысокий или средний рост
10. Демонстративная мускулистость
11. Консервативный стиль одежды
12. Часто носит бороду и усы
13. Массивные украшения у женщины, выглядящие как «дорогие»
14. Тяга к фольклорным элементам в одежде
15. Четкая речь обычно, выделяет ударение мимикой и эмоциями
16. «Отрезает» слова

«Типичный Драйзер» — наша группа «ВКонтакте»

Наполеон, СЭЭ

1. Крупный нос
2. Давящий взгляд
3. Властные манеры в общении
4. Стремление подталкивать, командовать, активно управлять любой ситуацией и людьми
5. Яркая индивидуальность и волевой напор
6. Непредсказуемость и авантюристичность поступков – «стреляет, потом думает»
7. Самый властный тип
8. Активная мимика
9. Демонстративные эмоции
10. Сильные, но однообразные эмоции
11. Быстрые, энергичные, уверенные движения и походка
12. Выраженный сангвиник
13. Плотная конституция, выраженная склонность к полноте
14. Средний или низкий рост
15. Часто носит бороду, реже усы
16. Практичный стиль одежды

«Типичный Наполеон» — наша группа «ВКонтакте»

  • Определение соционического типа (психотипа) в нашей школе

Популярность: 1%

Павел Цыпин

Рисунки Е. Л. Цыпина

Вопрос о диалектике души и тела человека возник с того момента, когда появились первые людские верования. На различных этапах истории предпринимались попытки по внешним – телесным или физиономическим – признакам определить, каковы тайные помыслы индивида, что представляет из себя его душа. В отдельные моменты, например, при господстве в Европе католического мракобесия, для постановки инквизиторами неизлечимого «диагноза» «ведьма» достаточно было пары родинок на теле. В дальнейшем французские (и некоторые другие) естествоиспытатели разработали забавную отрасль знания под названием френология, в соответствии с которой можно было по форме черепа определять наклонности человека. Например, говорили: «гипертрофирован бугор в центре затылка – вдумчив, имеет ана-литический склад ума», «впалые виски – ленив, незадачлив» и т.д.

Всем известен итальянский психолог Чезаре Ломброзо, обосновавший корреляцию между совокупностью внешних черт индивида и его преступными наклонностями, причем с каждым типом правонарушения в его системе соотносятся вполне определённые физиономические признаки. Самый «классический» из последних – так называемые «нависшие» надбровные ду-ги и взгляд исподлобья. Этими признаками пользуются многие работники органов правопорядка до сих пор и, в общем-то, не без успеха.

В ХХ столетии психология развивалась бурно и стремительно, а вместе с ней все острее вставала проблема максимально достоверного определения по внешнему виду (appearance) человека его сокровенных психических (духовных) качеств и – это уже в новинку – профессиональных склонностей. Все ветви психологии располагают разветвленной «сетью» тестов, с помощью которых «улавливают» разнообразные сигналы, исходящие от иссле-дуемой личности. Ответы на вопросы тестов по идее должны обеспечивать трансляцию психической реальности индивида прямо на бумагу и далее – под «светлые очи» психолога или менеджера по кадрам.

Однако «трансляция» неизбежно искажается «сознательностью» тестируемого, то есть тем, что он имеет свое мнение по поводу того, каким представиться окружающим. Вследствие этого психолог рискует быть «обманутым» тестируемыми, поскольку последние чаще всего понимают вопросы тестов совершенно по другому, чем их составители. Особенно сложно любому из нас ответить на вопрос о себе самом в обществе, например, на такой: «Любят ли Вас окружающие?» или «Уважают ли Вас сослуживцы?». Ответы на такие вопросы будут являть собой, по-видимому, концентрированную иллюзию индивида по поводу того, как его воспринимают окружающие и, конечно, отражением его социальных комплексов.

Следовательно, выходит, что психологу желательно иметь в своем распоряжении некий инструмент, позволяющий получать объективную информацию о человеке, то есть не зависящую от его сознания, а, следовательно, не искаженную. Именно о таком психологическом методе говорил Карл Густав Юнг на выступлениях перед коллегами в 20-е годы прошлого столетия. Он указывал на взаимосвязь телесного и духовного, на зависимость между темпераментом и внешностью, и, в общем, на то, что по appearance человека можно судить о внутреннем мире личности. «Отрыв тела от души – это искусственная операция, дискриминация, которая, несомненно, в большей степени основывается на своеобразии познающего разума, чем на сути вещей. В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям можем судить о соответствующих телесных формах» .

Кстати, интересную попытку сопоставления «психического темперамента» и телосложения предпринял в конце XIX века Эрнст Кречмер. В частности, он утверждал, что лептосомному типу телосложения соответствуют шизоидные склонности, атлетическому также шизоидные, а пикническому – циклоидные . Однако, нетрудно видеть, что психофизиологический темпе-рамент крайне слабо соотносится с типом телосложения. Встречаются, скажем, меланхолики и худые, и полные, и атлетические – как и представители всех остальных темпераментов: холерического, флегматического и сангвинического. Это – факт, в справедливости которого может убедиться каждый на примере множества известных ему людей.

Проблема соотнесения души и тела человека стала ключевой в концепции новой отрасли психологии – соционики. Её основатель Аушра Аугустинавичюте, определяя обычными психологическими методами социотип человека, нередко имела возможность изучить его фотографию. Со временем накопился целый банк данных, содержащий значительное количество снимков людей всех 16 социотипов. Стало очевидно, что во внешности людей одного социотипа есть вполне четкие сходства.

Развитие этой идеи имеет место в работах Е. Филатовой . Она пыталась путем сопоставления фотоизображений «двойников» выявить признаки типирования по внешности. Эта задача не решена и по сей день, и именно ей посвящена данная работа. Одним из направлений, в котором может идти её решение, является рассмотрение и систематизация мимических морщин, «взглядов», поз и других физиологических элементов, проявляемых человеком бессознательно (полностью или частично). Автору посчастливилось, посещая занятия Татьяны Меньшовой, познакомиться с её методологией типирования, достижения которой будут использованы в данной работе.

Исследуя вопросы соционического типирования по внешности, обратимся прежде всего к одной из психофизиологических дихотомий – статика / динамика. Напомним, что в соционике статическим считается тип, имеющий интуицию возможностей в сознательных блоках модели А. соответственно, динамик – обладатель «сознательной» интуиции времени. Первый настроен главным образом на восприятие информации о результатах каких-либо явлений, а второй склонен отслеживать процессы формирования этих результатов, не концентрируя на них самих внимания.

На наш взгляд, однако, важно не только, что та или иная интуиция расположена в ведущем блоке или в суперэго, а значимо ещё, какой именно психический канал она занимает. В плане типирования по внешности важна главным образом степень статики и динамики.

Есть гипотеза, что самые яркие проявления данной дихотомии проявлены по второй – творческой – функции модели А, поскольку она наиболее сознательна из всех восьми. А если так, то наиболее динамичны ЭИЭ и ЛИЭ, а максимальную степень статики демонстрируют ЛИИ и ЭИИ. На втором месте – первая – программная – функция; её действие индивид не вполне осознаёт, так как считает естественным и недостойным пристального внимания. Вторая степень динамики имеется у ИЭИ и ИЛИ, а статики – у ИЛЭ и ИЭЭ.

Такое позиционирование в рамках данной дихотомии объясняется очень просто. Обладатель программной интуиции времени сам слабо осознает перемены и их необходимость; его главное стремление – безопасность, избегание неприятностей. Он может длительное время не предпри-нимать никаких усилий и действий, ожидая, пока изменится ситуация. Он как бы пассивно динамичен, то есть ждёт, пока время само заставит его действовать.

В отличии от интровертных интуитов, «творческие динамики» ЛИЭ и ЭИЭ как экстраверты довольно экспансивны и терпеть не могут ждать событий, а сами их продуцируют и приближают. Они не желают мириться с действительностью как обладатели интуиции времени в программном канале, а стремятся эту действительность поскорее ввести в процесс трансформации под собственным руководством; это – инициаторы процессов (социально-культурных – чаще ЭИЭ; деловых, политических – чаще ЛИЭ)*.

Схожая ситуация и в «семействе» статиков. Обладатели интуиции возможностей во втором канале – рациональные интроверты ЛИИ и ЭИИ склонны сохранять, отстаивать и развивать существующие и твёрдо исповедуемые ими системы научных знаний (ЛИИ) или религиозных, культурных, эстетических, этических ценностей (ЭИИ). Представители этих типов не стремятся к новому, а сосредотачиваются на «правильной» или наиболее объективной интерпретации того, что давно известно. Они занимаются тем, что с помощью творческой интуиции возможностей отсеивают ложные, наносные элементы научных теорий или этических норм и «заповедей». Интровертная рациональная программная функция даёт им несгибаемость, жёст-кость суждений и нечувствительность к мнению окружающих и различным воздействиям с их стороны. Это и есть статика мышления в чистом виде – сосредоточенность на одном – сверхценном и непреходящем.

Что касается интуитивных экстравертов, то они вовсе не тяготеют к стабильности и не привержены каким-либо жестким ментальным системам. ИЛЭ и ИЭЭ по сути своей новаторы, их программная интуиция возможностей склоняет к тому, чтобы увидеть новые возможности развития наук, техноло-гий, общественных процессов. Они черпают информацию из своего подсоз-нания и потому сами часто не могут объяснить, как и почему к ним пришли те или иные идеи, и, самое главное, как их обосновать, доказать.

У интуитивных экстравертов множество догадок и идей, и от одной возможности действий они легко переходят к другой; это иррациональные экстраверты, а следовательно, их внимание привлекает множество объектов. Понятно, что ИЛЭ и ИЭЭ гораздо менее психически статичны, чем ЛИИ и ЭИИ.

Следующая степень статичности / динамичности наблюдается, по всей видимости, на уровне проявления 3-й – нормативной – функции модели А. она является одним из двух компонентов блока суперэго, а это значит, что индивид весьма часто стремится её демонстрировать окружающим, желает играть роль обладателя этой функции в ведущем блоке. Это функция той же полярности в паре статика / динамика, что и программная, например, программная интуиция возможностей, нормативная – волевая сенсорика; программные эмоции, нормативная – деловая логика.

Таким образом, 3-я степень статики наблюдается у СЛЭ и СЭЭ, а 3-я степень динамики – у СЭИ и СЛИ. 4-я степень, следуя принятой выше логике, имеет место при включении 4-й – подавленной – функции, которая является подчинённой в блоке суперэго. Аналогично, 4-я степень динамики – у ЛСЭ и ЭСЭ, а статики – у ЛСИ, ЭСИ.

Теперь можно построить своеобразную шкалу статики / динамики и рассортировать по ней все социотипы, что и сделано в таблице:

Социотип Степень статики Степень динамики
ИЛЭ 2 7
СЭИ 6 3
ЭСЭ 5 4
ЛИИ 1 8
ЭИЭ 8 1
ЛСИ 4 5
СЛЭ 3 6
ИЭИ 7 2
СЭЭ 3 6
ИЛИ 7 2
ЛИЭ 8 1
ЭСИ 4 5
ЛСЭ 5 4
ЭИИ 1 8
ИЭЭ 2 7
СЛИ 6 3

Для чего нам нужна степень психической статичности / динамичности? Для того, чтобы, видя у человека внешние признаки того или иного полюса данной дихотомии, соотносить яркость их выраженности с указанным в таблице числом. Тогда на первый план выходит вопрос: а каковы же внешние признаки статики и динамики, как эта дихотомия отражается на лицах людей?

Прежде всего, дихотомия статика / динамика отражается в направлении мимических морщин человека.

У статиков, мышление которых стремится «в точку» – к истине, к цели – морщины группируются к переносице, это вертикальные морщины (см. рис.). У динамиков, напротив, переносица и межбровное расстояние может быть «чистым», свободным от морщин, зато лоб покрыт волнообразными параллельными складками (см. рис.1, 2).

Проследить формирование морщин очень просто: понаблюдайте за мимикой человека, и быстро выяснится его доминирующее движение: одни, если им задать, например, какой-нибудь непростой вопрос, щурятся, хмурятся и становятся заметными вертикальные морщины – это статики; другие в той же ситуации поднимают брови, возводят глаза к нему и изображают процесс мышления, – это динамики.

Данные различия особенно заметны у социотипов с высокой степенью статики или динамики, у обладателей степеней 3, 4, 5, 6, и особенно 4 и 5 могут почти одновременно проявляться противоречивые мимические движения, и трудно отдать какому-либо из них предпочтение.


Рис. 1. Динамик

Рис. 2. Статик

Одно замечание по поводу вышесказанного: возраст накладывает на человека отпечаток в виде разнообразных морщин на лице, и потому у представителей самых различных социотипов преклонных лет могут отмечаться и «статические», и «динамические» морщины. Однако все же при более внимательном наблюдении заметно преобладание либо вертикального, либо го-ризонтального направления складок кожи.

Конечно, «мимическому анализу» целесообразнее всего подвергать людей среднего возраста, поскольку у них уже вполне выявилось доминирующее направление формирование морщин, и в то же время ещё не образовались старческие складки, размывающие подлинную картину мимики и движущего ей типа мышления.

Обратимся теперь к внешнему выражению соционической дихотомии интуиция / сенсорика. Практика типирования настоятельно указывает на определённые внешние признаки, присущие «обладателям» каждого из полюсов этой дихотомии. В частности, интуиты (обладатели интуиции времени или возможностей в ведущем блоке модели А) чаще имеют тонкокостное те-лосложение, тяготеют к астении. Они могут иногда быть полноваты и потому казаться плотными, но на деле у них также почти всегда тонкие костные структуры.

Сенсорики, напротив, чаще демонстрируют стенический тип телосложения и отличаются толстой, широкой костью. Сенсорики, конечно, могут быть и худыми, но всегда производят впечатление сильных, ловких, крепких людей. Им не свойственна вялость, апатичность, сенсориков вообще отличает более высокий жизненный тонус, чем интуитов. Представители сенсорных типов социона, как правило, обладают большей выносливостью, чем «уроженцы» интуитивных.

У интуитов форма лица чаще овальная и треугольная, как показано на рисунках 3 и 4, а у сенсориков – округлая или прямоугольная с чётко выраженным подбородочным выступом (см. рис.5 и 6).

Дихотомия логика / этика также имеет выражение на лицах людей (см. рис. 7, 8). Логики обладают обычно более резкими, угловатыми, выраженными чертами лица, в то время как этики тяготеют к мягким очертаниям, размытости, возможно, к большему изяществу и тонкости лицевых рельефов.


Рис. 3. Овальная форма лица.

Рис. 4. Треугольная форма лица.

Рис. 5. Округлая форма лица

Рис. 6. Прямоугольная форма лица

Рис. 7. Логик.

Рис. 8. Этик.

Разделение на экстравертов и интровертов практически ничего не даёт типированию ни в плане телосложения, ни в оценке контуров лица и морщин на нём.

Наконец, дихотомия рациональность / иррациональность отражается на человеческом лице следующим образом: рационалы обладают более «правильными», симметричными лицами по сравнению с иррациональными типами (см. рис.4 и 6).

Теперь отдельно рассмотрим характеристики взглядов и выражений глаз по соционическим дихотомиям.

Взгляд логика строгий, придирчивый, беспристрастный, выражение лица не демонстрирует заинтересованности, иногда присутствует даже безразличие к окружающей действительности.
Этик, напротив, разглядывает людей вокруг, его взгляд более тёплый», приветливый, заинтересованный, располагающий к знакомству и общению с его обладателем.

Взгляд волевого сенсорика жесткий (иногда до откровенной жестокости), «колючий», оценивающий, придирчивый, недоверчивый, иногда высокомерно демонстрирующий силу и власть, реальную или потенциальную. Возможно также, что выражение лица таких людей являет угрозу и агрессию в адрес окружающих.

Обладатель интровертной сенсорики в ведущем блоке модели А смотрит на мир спокойно и уверенно, как будто тот весь ему принадлежит. Часто выражение лица скептическое, равнодушное, самоуверенное.

Экстравертная интуиция в ведущем блоке придает взгляду фиксацию на точке, которая расположена в интересующем человека объекте; этот взгляд как бы пытается увидеть суть объекта или явления внешнего мира.

Интровертная интуиция как программная или творческая функция очень часто расфокусирует взгляд, делает его «невидящим», настроенным в пространство поверх объектов. Выражение лиц таких людей может быть отсутствующим, отстраненным, ведь их мысли витают где-то далеко – там, куда попасть можно только с помощью машины времени.

Сильно различаются взгляды и выражения лиц экстравертов и интровертов. Первые всегда внимательны к объектам окружающего мира, и потому их взгляд более цепкий, подвижный, им многое вокруг интересно; выражение лица обычно живое, открытое, более или менее заинтересованное.

Интроверты, напротив, смотрят как бы «в себя», их взгляд не направлен на объекты, а пытается уловить собственные ощущения. Часто выражения их лиц усталое, отстраненное, холодно-вежливое.

Все рассмотренные выше положения попытаемся синтезировать и свести в совокупное описание внешних характеристик соционических типов.

ИЛЭ.

Телосложение астеническое, рост часто выше среднего, нередко выражена сутулость в грудном отделе позвоночника.
Форма лица овальная или треугольная.
Черты лица довольно резкие, заметные.
Морщины сильно выражены вертикальные, расположенные на межбровном расстоянии.
Взгляд активный, ищущий, явно заинтересованный в окружающих объектах, открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию. Он как бы показывает, что человека более интересуют предметы, чем люди, с которыми он вовсе не обязательно желает общаться. В моменты обдумывания сложных проблем – отстраненный, невидящий, холодный взгляд.

СЭИ.

Телосложение умеренно стеническое, рост чаще всего средний и ниже среднего.
Форма лица округлая или мягко овальная.
Черты лица смягченные, округлые.
Морщины горизонтальные выражены сильнее, чем вертикальные; развита мимика лба.
Взгляд самоуверенный, мягкий, оценивающий, приветливый, располагающий к знакомству, чувственный. Если человек данного типа не улыбается, его взгляд кажется «обиженным».

ЭСЭ.

Телосложение умеренно стеническое, рост преобладает средний, присутствует некоторая склонность к полноте.
Форма лица чаще всего округлая.
Черты лица четкие, заметные, иногда немного закругленные.
Морщины вполне «динамические», хотя в отдельные моменты отмечаются и элементы «вертикальной» мимики **.
Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, внимательный к людям, чаще приветливый, но иногда раздражённый и свирепый.

ЛИИ.

Телосложение астеническое, рост не имеет выраженной тенденции; часто сутулость, особенно в области шеи.
Форма лица чаще всего треугольная, подбородок слабо проявлен.
Черты лица резкие, заметные, «аскетические», строгие.
Морщины ярко выраженные «статические» – вертикальные. Редко улыбаются – мало складок вокруг глаз и рта.
Взгляд отстраненный, зафиксированный на точке в пространстве, к людям равнодушный, сосредоточенный на чем-то своем; «умный», размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию с окружающими – в целом взгляд мыслителя, ученого, шахматиста.

ЭИЭ.

Телосложение астеническое, особо выделяются слабые, «безжизненные» руки, тенденция роста не выявлена: ЭИЭ могут быть и низкие, и высокие.
Форма лица узкая, вытянутая треугольная или овальная. Отличительная черта ЭИЭ: нередко наряду с солидным подбородком отмечается «безвольный», «капризный» рот.
Черты лица яркие, запоминающиеся, обычно оцениваемые окружающими как «благородные» или «аристократические».
Морщины ярко выраженные «динамические» – горизонтальные складки на лбу; переносица иногда совершенно свободна от морщин.
Взгляд направлен куда-то вдаль, поверх объектов и людей, расфокусированный, «нездешний», иногда ЭИЭ смотрит как бы сквозь предметы.
Вообще данный социотип столь артистичен, что способен придать своему лицу и взгляду практически любое выражение.

ЛСИ.

Телосложение крепкое стеническое, но с некоторой «сухостью», рост чаще всего средний.
Форма лица прямоугольная или – реже – квадратная. У представителей типа ЛСИ самые симметричные, «геометрические» лица, строго очерченные прямыми линиями.
Черты лица резкие, определённые, без закруглений. Четко выражен нос на фоне не слишком жесткого подбородка. Губы сжатые до белизны. Часто выражена «складка злости», наиболее типичная для СЛЭ (см. ниже).
Морщины неярко выраженные статические. Мимика лица не очень живая, ЛСИ улыбается нечасто, поэтому и морщин немного; впрочем, часто присутствует сеть расходящихся морщин под глазами.
Взгляд строгий, серьёзный, неприветливый, жесткий и придирчивый, иногда жестокий, содержащий угрозу и агрессию. У ЛСИ типичный взгляд сыщика, военного или судебного следователя. Он смотрит на предмет или человека прямо, испытующе, иногда снисходительно.

СЛЭ.

Телосложение ярко выраженное стеническое; это люди крепкие, сильные, коренастые, с мощной костной и мышечной системами. Рост чаще средний и низкий, высокий встречается реже.
Форма лица круглая или прямоугольная.
Черты лица четкие, крупные, «решительные», «волевые», особенно выделяются мощный подбородок и надбровные дуги. Рот сжат и часто искривлен. Выражение лица – гневное, суровое.
Морщины вполне определённо «статические» – вертикальные. У многих представителей типа СЛЭ имеется также своя отличительная черта – так называемые «складки злости», идущие почти от глаз к нижней челюсти.
Взгляд жесткий, неприветливый, насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, очень внимательный, с прищуром – оценивающий силу и слабость окружающих людей и явлений.

ИЭИ.

Телосложение астеническое при любой массе тела и росте. Это люди часто субтильные, но изящные, возможно даже грациозные.
Форма лица треугольная, реже – овальная.
Черты лица несколько «смазанные», округлые, смягченные, не бросающиеся в глаза. Часто слабый, отступающий назад подбородок.
Морщины ярко выраженные динамические.
Взгляд как у ЭИЭ, только более спокойный и «добрый», располагающий к общению.

СЭЭ.

Телосложение как у СЛЭ, но нередко выражена склонность к полноте.
Форма лица округлая или прямоугольная.
Черты лица резкие, крупные; заметные нос и подбородок. Рот узкий, плотно сжатый, «решительный».
Морщины как у СЛЭ, но все же несколько мягче – сказывается наличие этики в ведущем блоке.
Взгляд «победителя», несколько высокомерный, снисходительный, властный, внимательный, иногда как бы «сверлящий» окружающих людей и предметы.

ИЛИ.

Телосложение астеническое, тенденция по росту не выявлена. Следует отметить, что ИЛИ несколько «крепче» своего «родственника» ИЭИ.
Форма лица как у ИЭИ.
Черты лица чаще всего удлиненные, резкие; заметны нос и подбородок, который выражен сильнее, чем у ИЭИ.
Морщины ярко выраженные динамические.
Взгляд скептический, спокойный, беспристрастный, иногда значительно расфокусированный; он как бы выражает негативизм и философскую объективность его владельца.

ЛИЭ.

Телосложение близкое к стеническому – «спортивное», легко могут развивать мускулатуру, обладают высоким жизненным тонусом. Рост чаще всего средний или высокий, низкий встречается значительно реже.
Форма лица чаще прямоугольная с немного зауженной, как бы треугольной нижней частью.
Черты лица как правило, хорошо сбалансированные, традиционно «мужественные», как бы «плакатные».
Морщины классические «динамические» – то есть горизонтальные складки на лбу.
Взгляд озорной, весёлый, но в то же время где-то блуждающий, расфокусированный, перебегающий с предмета на предмет, не слишком заинтересованный. Но гораздо более внимательный к реальности, чем у ЭИЭ.

ЭСИ.

Телосложение как у ЛСИ.
Форма лица округлая или прямоугольная закругленная.
Черты лица чёткие, но с некоторыми закруглениями, сбалансированные, часто – «правильные». Мужчины этого социотипа очень любят отращивать усы, чтобы за ними скрывать выражение губ: улыбку или недовольство.
Морщины как у ЛСИ, в том числе и «складка злости».
Взгляд суровый, придирчивый, как бы обвиняющий и в то же время «виноватый», спокойный, самоуверенный, стойкий, нередко «сверлящий», внимательный и направленный прямо в глаза человека.

ЛСЭ.

Телосложение стеническое «сухое», без склонности к полноте. Фигура часто спортивная, с хорошей осанкой и «военной» выправкой, но не такая массивная и коренастая, как у СЛЭ.
Форма лица прямоугольная; реже – с треугольной нижней частью.
Черты лица чёткие, резкие, рельефные, «правильные» или как у ЛИЭ «плакатные», отмечается жесткий «волевой» рот.
Морщины слабо выраженные динамические, на фоне которых присутствуют и вертикальные статические складки на переносице. Присутствуют также «эндемичные» морщины: расходящиеся от глаз к вискам; они символизируют пристальное внимание к мелочам, деталям.
Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый, без дружелюбия, но и без агрессии, внимательный к окружающему миру и происходящим в нём явлениям.

ЭИИ.

Телосложение астеническое, которое не исключает некоторой телесной «рыхлости»; неспортивный тип с невысоким жизненным тонусом. Как у ЛИИ, нередко отмечается сутулость, вызванная искривлением в шейном отделе позвоночника.
Форма лица треугольная с закруглениями, реже – овальная.
Черты лица мягкие, изящные, как бы сглаженные.
Морщины как у ЛИИ.
Взгляд спокойный, немного застенчивый, «исподлобья», внимательный к людям и их поступкам, «виноватый» и как бы «прощающий» окружающим их прегрешения. В общем-то, это «добрый» и располагающий к общению взгляд.

ИЭЭ.

Телосложение, форма лица, морщины как у ИЛЭ. Черты лица немного закругленные, «мягкие», без резкой выраженности отдельных элементов.
Взгляд: очень цепкий, хорошо сфокусированный, внимательный (прежде всего – к людям), «психологичный», немного «грустный», понимающий, весьма располагающий к общению с его обладателем.

СЛИ.

Телосложение умеренно стеническое, жизненный тонус ниже, чем у ЛСЭ и СЛЭ, «спортивность» тоже не слишком высока.
Форма лица прямоугольная или округлая.
Черты лица «спокойные», не ярко выраженные, обычно хорошо сбалансированные.
Морщины. Их вообще немного, и в основном это «динамические» складки на лбу, но могут иногда присутствовать и слабые «статические» элементы мимики.
Взгляд самоуверенный, «ленивый», без особого интереса к внешнему миру, нормальной фокусировки, скептический, иногда придирчивый.

Несколько заключительных замечаний.

1. Приведенные выше характеристики соционических типов являются доминирующими для статистической совокупности их представителей, обследованных автором и другими исследователями. Вероятно, далеко не все 100 процентов «уроженцев» каждого типа полностью соответствуют по внешности разработанным в статье признакам, однако, последние – это не просто абстрактное теоретическое правило, но и практическая картина appearance многих людей. Дальнейший анализ может «сдвинуть фокус» типных характеристик в ту или иную сторону.

2. Разработанные внешние характеристики соционических типов рассчитаны на некий усредненный или классический образ того или иного типа. Влияние подтипов (систем которых насчитывается не менее 3 –5) в данной работе не учтено, эта задача будет решаться в дальнейших исследованиях.

3. Многие вопросы соционических «сигналов внешности», например, контуров глаз и проч. ещё недостаточно изучены, и потому в данном исследовании не затрагивались.

4. Внешние характеристики только тогда имеют высокую ценность при типировании, когда сочетаются с очным «опросом» и визуальными динамическими впечатлениями от «объекта исследования». Здесь необходим многоуровневый синтез информации о человеке, иначе результаты исследования его психической реальности могут получиться однобокими или же попросту неверными.

* Хотя, конечно, есть и яркие представители типа ЭИЭ – Гитлер, Троцкий – которые явились возбудителями известных политических процессов, имевших серьёзные последствия для всего мира.

**ЭСЭ, как и другие этики, часто улыбается и смеется, поэтому ему свойственно значительное количество морщин возле глаз и вокруг рта.