Связь поколений

Живая связь времен и поколений

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Многие возрождающиеся на нашей земле монастыри роднит прежде всего их стремление к правильному устроению монашеской жизни и горячее желание восстановить облик историко-архитектурного ансамбля родной обители во всей ее красе. Но еще в силу месторасположения, святоотеческих традиций, настоятельных требований времени и ряда других причин у них появляется какая-то своя миссия. Где-то делается акцент на социальном служении: монашеская семья берется, например, опекать больных ребятишек или создает приют для обездоленных детей при монастыре. Кто-то активно занимается духовно-просветительской деятельностью. Одной из миссий современной Свято-Вознесенской Давидовой пустыни можно назвать военно-патриотическую работу.

В этом монастыре, расположенном в Чеховском районе Подмосковья, часто бывают рядовые солдаты, офицеры и генералы. Причем не только на праздничных мероприятиях, посвященных какой-то памятной дате, событию, а и в будние или воскресные дни. Вот что сказал настоятель обители игумен Сергий (Куксов):

– На территории нашего района находится несколько воинских частей, с которыми у монастыря сложились добрые отношения. Это не значит, что при встречах мы тепло здороваемся, говорим друг другу красивые слова и на этом наше общение, заканчивается. И солдаты-новобранцы, готовящиеся к принятию присяги, и те, кто вступает в офицерский состав, приходят к нам в монастырь помолиться, что нас особенно радует. Мы делаем для них экскурсию по монастырским храмам, служим молебен основателю обители преподобному Давиду Серпуховскому, служим заупокойную литию на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова, а теперь – и возле нового памятника на монастырской площади. Памятник называется – «Бойцам спецназа – воинам России». Он посвящен всем российским солдатам, погибшим с честью при исполнении своего воинского и гражданского долга. Молитвенно поминая наших героев, мы даем понять, что на протяжении всего времени существования Российского государства, православного государства, Церковь и воинство неделимы. Как многие века назад, так и в наше время. Что касается дня сегодняшнего, у монастыря есть связь с оперативно-боевыми подразделениями, которые выполняют возложенные на них тактические задачи в локальных конфликтах, и в Давидову пустынь приходят оттуда весточки, за кого возносить усиленные молитвы, на протяжении какого срока. Для братии такие весточки-обращения очень дороги, сугубая молитва объединяет. И, кроме того, мирские люди видят, что монашествующие – это воины Христовы, которым небезразлична судьба их земного Отечества.

К этим словам настоятеля можно добавить очень точное, емкое высказывание одного из современных священнослужителей: «То тепло во взаимоотношениях Церкви и армии, которое бросается в глаза всякому человеку, имеющему «глаза, чтобы видеть», как раз и коренится в духовном сродстве. Церковь всегда любила солдата не потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что всегда угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском. И не только светлые лики воинов-мучеников, как-то Георгия, Димитрия, Феодора, тому причиной. Тому причиной та закалка и тот здравый взгляд на жизнь и смерть, которые воспитывает армия в человеке и которые совпадают зачастую с тем, что Церковь хочет в человеке воспитать».

…Но вернемся к событиям двухвековой давности. В 1816 году «железный генерал» Дохтуров, четырежды раненый, однако ни разу, не покинувший поля боя, отошел ко Господу. Последние несколько лет своей жизни он, измотанный многолетними тяжелыми походами, провел в Москве, в кругу родных и близких. Прах героя Отечественной войны 1812 года упокоился в Давидовой пустыни, где было семейное захоронение его жены Марии Оболенской, племянницы близкого друга Пушкина поэта Петра Вяземского. А в XX веке могила оказалась утраченной: только чудом сохранилась колонна, уцелевшая от старого надгробия героя, которую установили на новом месте, выбранном произвольно. С начала восстановления жизни монастыря начались и поиски захоронения полководца. В 2002 году во время снятия грунта на территории пустыни рабочие случайно вскрыли склеп, находившийся под асфальтом, недалеко от водопроводного колодца. В склепе оказались человеческие останки, остатки военного мундира с нашивными генеральскими звездами, золотой нательный крестик, нательный финифтяный медальон с изображением святителя Димитрия Ростовского. А из биографии славного полководца, родившегося осенью 1856, было известно, что его родители, тульские дворяне, назвали сына в честь святого Димитрия, митрополита Ростовского, прославленного летом того же года! На средства Вознесенской Давидовой пустыни был изготовлен новый памятник, в который встроена колонна со старого надгробия. Памятник украшен бюстом генерала, переданным в обитель главой сельского поселения Баранцевское Чеховского района Сергеем Анашкиным. Церемония перезахоронения останков генерала-героя состоялась в октябре 2003 года. Участвовали в ней викарий Московской епархии архиепископ Григорий Можайский, настоятель обители и братия, военные историки и музейные работники из Москвы, Малоярославца, Бородинского музея-заповедника, Багратионовска, военнослужащие и члены клубов военно-исторической реконструкции. Архиепископ Можайский Григорий совершил панихиду, в момент предания останков земле грянул оружейный салют.

И вот с того самого дня не было случая, чтобы экскурсовод, будь то насельник обители или мирянин, не показал приехавшим в Давидову пустынь паломникам, туристам, членам какой-то представительной делегации могилу героя Отечественной войны 1812 года. Такая яркая жизнь, такая славная страница в нашей истории, что рассказ о ней впечатляет многих. Кого-то особенно поражает тот любопытный факт, что Дмитрий Сергеевич Дохтуров внешне не напоминал былинного героя: был он небольшого роста, тучный, к тому же не отличался крепким здоровьем. Но какую мужественную душу имел! В Бородинском бою по приказу главнокомандующего Кутузова он заменил смертельно раненого Багратиона на посту командующего 2-й армией. Во время сражения под ним убило одну лошадь, ранило другую, а он спокойно разъезжал по позициям, отдавая указания, руководя огнем, ободряя солдат. В одном из самых жестоких боев Отечественной войны 1812 года, в бою при Малоярославце Калужской области, войска под командованием Дохтурова положили конец наполеоновскому «завоеванию Вселенной». Для солдат и офицеров из воинских частей, находящихся на территории Чеховского района Московской области, могила человека, который сам проявлял чудеса храбрости, смерти не боялся, но в воинах видел родную семью и по возможности оберегал их, стала такой же святыней, как и для братии монастыря.

Останки генерала Дохтурова торжественно перезахоронили при предыдущем настоятеле Давидовой пустыни, стоявшем у истоков ее возрождения, – архимандрите Германе (Хапугине). Отец Герман трагически погиб в 2005 году и похоронен на монастырском кладбище, у алтаря Вознесенского соборного храма. А памятник «Бойцам спецназа – воинам России» был установлен недалеко от Святых врат обители при игумене Сергии (Куксове), в 2015 году. По словам отца Сергия, памятник отразил собирательный образ современного воина, который выполняет свой священный долг.

– Мы видим, что солдат держит руку на автомате, но уже не на спусковом курке. На руках у него спасенная девочка. Солдат выходит, как бы из разрушенного обстрелянного дома и смотрит в сторону обители. Этот взгляд – символический, – подчеркнул отец-настоятель. – В нем можно прочитать, что боец приложил все свои силы, чтобы спасти чью-то жизнь, но при этом он просил помощи у Бога, на Него уповал, и теперь говорит Господу: «Спасибо!» Почему монастырь решил установить этот памятник? Я знаком с мамой и братом бывшего пограничника Павла Платонова, прошедшего «горячие точки» и погибшего во время теракта в театральном центре на Дубровке. Позже СМИ сообщат, что его первый телефонный звонок раздался еще до того, как страна узнала из теленовостей о захвате в заложники зрителей мюзикла «Нор-Ост». Это был звонок не личного характера. Тридцатитрехлетний Павел, оказавшийся в числе тех самых 800 заложников, позвонил человеку, который знал, как распорядиться информацией и что делать дальше. Потом, ежесекундно рискуя собой, Павел Платонов работал по поручению профессионалов спецслужб, руководивших операцией по освобождению заложников. И благодаря его бесценной информации удалось сохранить жизни сотен заложников и освобождавших их спецназавцев. Указом Президента Российской Федерации за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, он был награжден орденом Мужества (посмертно). А мы говорим подрастающему поколению, что этот человек, наш современник, ставший прообразом бронзового солдата, исполнял заповедь Спасителя «Больше сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15,13). Мы говорим людям, что тот, кто отдает жизнь за других, – вместе с Богом. А если он с Богом, значит, он достиг своей цели…

Спросив благословения у правящего архиерея – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, игумен Сергий с братией и помощниками монастыря начал подготовку площадки 9 Мая, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а в престольный праздник обители 23 мая (память обретения мощей основателя обители преподобного Давида Серпуховского в 1997 году) состоялось освящение памятника. В чем, как видите, тоже просматривается символическая связь, свидетельствующая о единстве государства и Церкви. Мероприятие, посвященное открытию мемориала, запомнилось всем от мала до велика. И пусть воспитанники детского сада (важная сфера пастырского окормления игумена и братии) еще не в состоянии были осознать его значимость, но они с восхищением смотрели на приехавших из Москвы солдат Преображенского полка в красивой парадной форме, они видели Героя Советского Союза генерал-майора Геннадия Зайцева, возглавлявшего группу «Альфа» многие годы, и хочется верить, что выступление «человека-легенды», его слова о любви к Родине, патриотизме, исполнении долга по защите Отчизны когда-то прорастут в их сердечках.

Как проросло в сердцах местной молодежи желание облагородить свою землю, привести в порядок запущенный старинный липовый парк, по преданию, посаженный преподобным Давидом Серпуховским чудотворцем. Помнится, во время нашей первой встречи, когда отец Сергий только-только стал настоятелем обители, он рассказал нам, что обследовал этот парк и увидел несколько старых лип, по своей форме и древнему виду дающих основание предполагать: они – из тех давних времен, времен основания Давидовой пустыни! Стволы деревьев, описывал батюшка, настолько велики по объему, что одному человеку их не обхватить. Даже двум. А в дупле одной из лип трое человек может укрыться! Однако парк, заваленный всяким мусором и бутылками из-под спиртного, представлял на тот момент печальное зрелище. По благословению настоятеля очищать огромную территорию от пластикового мусора, упавших ветвей и корней засохших деревьев взялись воспитатели с подопечными детского сада № 31, школьники, студенты Чеховского механико-технологического техникума и трудники монастыря. Затем волонтеры из Москвы вместе с учениками Воскресной школы при монастыре продолжили эти труды. Парк на глазах стал преображаться. Еще воспитанники Воскресной школы – уже вместе с родителями – приняли участие в акции «Посади дерево». На монастырском поле, где растет разнотравье для сбора медового урожая, были посажены березы, сосны, ели и, конечно же, липы.

Для отца Сергия как настоятеля, монаха и человека, выросшего в боголюбивой многодетной семье священника, главное, чтобы каждое благое дело делалось с душой, во славу Божию. Это касается и мирян, и монашествующих. Побывал, например, новобранец одной из соседних воинских частей в монастыре один раз, затем у него появилось желание снова сюда приехать, затем еще и еще – замечательно! Только важно, не устает напоминать игумен командирам воинских частей, чтобы принцип добровольности повторных визитов соблюдался строго. Никакого принуждения быть не может! И с монашествующими: благословил настоятель кого-то из них посетить, допустим, поселковую детскую школу искусств, побывать на концерте, поздравить ребят и учителей с Новым годом и Рождеством Христовым, значит насельник обители должен достойно ее представить – найти такие сокровенные слова, которые приблизили бы взрослых и детей ко Христу. Сегодня монастырем закладывается кирпичик за кирпичиком в духовный фундамент людских душ. И люди тянутся к Давидовой пустыни. Причем самые разные. К ним можно отнести и ветеранов Великой Отечественной войны, которых игумен Сергий приглашает в монастырь в День Победы, 9 Мая. Можно также назвать участников легендарного российского мотоклуба «Ночные волки». Совершая в прошлом году масштабный мотопробег под названием «Дороги Победы» в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мотоклуб впервые побывал в Вознесенской Давидовой пустыни. Приехав сюда и получив благословение настоятеля, они поклонились православным святыням, приложились к мощам преподобного Давида Серпуховского, возложили цветы на могилу Героя Отечественной войны 1812 генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова и к памятнику «Воинам спецназа – героям России». Примечательно, что с тех пор российские мотоциклисты стали принимать участие в важных для монастыря событиях, в том числе посетили святую обитель в день празднования ее 500-летия.

– Проповедь традиционных христианских ценностей на понятном молодежи языке – великая миссия. Только так сегодня по-настоящему можно воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма, привить юношам и девушкам истинную веру в Бога, любовь к Отечеству, стремление жить не ради себя, а ради своих ближних, которыми прежде всего являются их земляки-единоверцы, – убежденно сказал отец Сергий. – И опыт взаимодействия представителей крупнейшего мотосообщества России с нашим монастырем в этом смысле очень ценен.

По словам настоятеля древней подмосковной обители, в основании всего, что монастырь делает в этом направлении, лежат любовь и служение. Игумен Сергий уверен: если человек служит, а не работает или не отрабатывает (увы, такое нередко случается), то восприятие жизни у него совершенно другое. Что ж, судя по многочисленной пастве Давидовой пустыни и по тому, как благоговейно совершаются здесь богослужения, с каким подъемом проходят праздничные мероприятия, собирающие немало заинтересованных людей, а также судя по набирающей силу Воскресной школе и ближайших планах создать при обители православную гимназию, у многих, живущих на этой земле, восприятие жизни меняется. Вокруг начинают действовать духовные законы: любовь и служение становятся основой всего.

Материал подготовила Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря

Взаимоотношение поколений

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:
1. генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;
3. условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
4. современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями. Поэтому сложнее механизмы преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда — растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». Этим Мид объясняет и молодежную «контркультуру», и студенческие волнения в США.

Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств ;напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти независимым.

Вместе с тем весьма важны социальный тон семейных взаимоотношений поколений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы на одном полюсе который стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувства своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.

Однако, родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают взаимодополнительными.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Однако, взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам… Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано как оценивают школьники с 7 по 10 класс уровень понимания со стороны родителей, легкости общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям — сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нам нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта — вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Группу московских десятиклассников просили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и В. А. Лосенков). После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители — юношеские самооценки. Подобный результат получил и французский психолог Р. Томе. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что значит — оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он не самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. А это серьезно затрудняет понимание детей: юношей и девушек.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 московских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т. д.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85% невест и 80% женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями соответственно — 35% и 63%). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы — «этапы полового созревания» и «интимные отношения» — занимают последние места в разговорах с родителями.

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения.

Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке — источник постоянных конфликтов. И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений не случайно формулировался как столкновение отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса, распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны, социальными причинами (эмансипация от отцовской власти, борьба сына за право самостоятельно выбирать жизненный путь) , а с другой — психологическими (жесткость и инструментальность мужского характера, затрудняющие взаимопонимание и компромиссы).

Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» — дети, начиная с пятого класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки, последнее место — отцы. В некоторых семьях единственная форма общения отцов с детьми — совместный просмотр телепередач, после чего семья тихо отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное — благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети — появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи» — не мужское дело. Такова была господствующая установка, и, хотя, очень многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т. д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

Почему так важно сохранять связь между поколениями? пример (Итоговое сочинение)

Почему так важно сохранять связь между поколениями? Явление смены поколений можно рассматривать в узком смысле — то есть внутри семьи, и в широком смысле — внутри общества. Но всё-таки всё начинается с семьи: именно в семейном кругу человек формируется как личность, в него закладываются нравственные ценности старшим поколением.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», помимо народной мысли, прослеживается мысль семейная. Писатель убежден, что именно семья как ячейка общества играет в его развитии решающую роль, а в формировании семьи, в свою очередь, самым важным является связь между старшим и младшим поколением. Данную мысль автор раскрывает на примере семьи Ростовых. Наташа родилась и выросла, по мнению Толстого, в настоящей семье, в которой, безусловно, присутствовала эта связь. Это подтверждается тем, что праздники (например, именины Наташи, рождественские святки) они отмечали все вместе, весело и дружно; что свободное время младшие члены семьи часто проводили со старшими родственниками (Наташа с братьями навещали дядюшку в Михайловке).

Между девушкой и матерью сложились доверительные отношения, все несчастья они переживали вместе (Наташа утешала мать после смерти Пети). Как следствие, с самого детства Наташа получила представление об определенной модели семьи. Став взрослой, она, подсознательно руководствуясь полученным от отца и матери опытом, смогла, несмотря на все трудности (смерь князя Андрея, смерть брата Пети), создать счастливую семью с Пьером Безуховым. Толстой видит предназначение женщины в воспитании детей, заботе о близких. Наташа смогла прекрасно реализовать себя в роли хранительницы семейного очага, ведь между ней и матерью на протяжении ее детства и юности существовала крепкая связь.

Семейная мысль Толстого продолжается в другом романе – «Анна Каренина».


Писатель снова акцентирует внимание на важности связи поколений внутри семьи. Детство главных героев во многом отличалось от детства младших Ростовых: Анна Каренина росла сиротой, единственным близким ее родственником был брат — Степан Аркадьевич; ее муж, Алесей Александрович, также не имел семьи; Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, отца он совсем не помнил, а мать постоянно имела отношения на стороне, поэтому ей было не до сына. Вследствие этого, связь между поколениями не сформировалась. Это наложило существенный отпечаток на дальнейшую жизнь героев – никому из них не удалось создать счастливую семью. Анна никогда не чувствовала материнской любви, поэтому она сама не смогла дать ее своим детям: ее начинает раздражать собственный сын, затем она оставляет его на попечение мужа и уезжает в Италию с Вронским, а потом и вовсе накладывает на себя руки, лишив таким образом Сережу и незаконно рожденную дочь Аню матери. С точки зрения Льва Николаевича, Каренина не смогла выполнить главное предназначение женщины.

Итак, можно прийти к выводу, что сохранять связь между поколениями важно, потому что именно с ее помощью передаются моральные ценности и жизненный опыт и именно она обеспечивает гармоничное развитие личности внутри семьи. А то, насколько будет развито общество, зависит как раз от личностей, его составляющих.

Почему так важно сохранять связь между поколениями? (К чему может привести разрыв связи между поколениями) (Итоговое сочинение)

Один человек однажды сказал: «»Без прошлого нет настоящего, а значит, нет будущего! Помните об этом». Каждый день приносит в нашу жизнь что-то новое: новых людей, новые идеи, новые ценности, новые ориентиры. Хорошо известно, что почти все новшества, приходящие в нашу жизнь, ассоциируются, прежде всего, с прогрессом, развитием. Но значит ли это, что можно забыть о том, чему когда-то учили нас «отцы»? Чем может обернуться для нас подобный разрыв с прошлым? Для того чтобы ответить на эти вопросы обратимся к примерам из произведений художественной литературы.

Проблема разрыва связи между поколениями хорошо раскрыта в повести Распутина «Последний срок». Главная героиня, старуха Анна, прожила очень сложную жизнь, наполненную страданиями и несчастиями: война, голод, смерть некоторых детей, смерть мужа. Но, несмотря на всё это, трудности не сломили её. Она никогда не жаловалась на свою судьбу. В душе ее жила вера в Бога, любовь к миру, добро, совестливость, терпение и смирение.

Совсем другими мы видим детей Анны, приехавших к ней впервые за долгое время. Они словно противопоставляются главной героине. Их сердца давно уже погасли. На место теплых, человеческих чувств пришли холодность, черствость, эгоизм, суетность. Они совершенно не рады видеть свою мать, их раздражает весть о том, что ей лучше. Но что сделало их такими? Распутин подчеркивает, что причина этому – разрыв связи между поколениями. Повзрослев, дети разлетелись по разным городам и совсем позабыли про мать. А образ старухи Анны в повести неразрывно связан с образом дома как духовного центра, как места основания личности. Утратив связь с домом, забыв о матери, они потеряли всё то, что свойственно «живому человеку»: любовь, доброта, отзывчивость, теплота души.


О последствиях разрыва связи между поколениями говорится и в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа, Евгений Базаров, отстаивает теорию нигилизма. Нигилизм – новое идейное течение того времени, ставящее под сомнение или даже отрицающее общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Так Базаров выступает не только против консерватизма, но и против того, на чем всегда держался, держится и будет держаться мир. По мнению Базарова, природа – это не храм, а мастерская. Любовь он считает всего-навсего романтической чепухой, поэтому, узнав о несчастной любви Павла Петровича Кирсанова, насмехается над ним. Высмеивает Базаров и искусство, утверждая, что любой ученый гораздо полезнее какого-нибудь писателя или поэта. Отрицая всё вокруг, Базаров не осознал, что зашел слишком далеко. Автор понимает, что такая теория не может быть жизнеспособна. Поэтому Базаров остается обреченным на одиночество, а впоследствии умирает. Тем самым Тургенев хочет нам показать, что нельзя полностью отвергать тот опыт, который принесли в нашу жизнь «отцы».

Таким образом, можно сделать вывод: сохранение связи между поколениями – один из самых важных аспектов нашей жизни. Несмотря на все новшества, ежедневно приходящие в нашу жизнь, мы должны помнить и уважать прошлое. Помните, что разрывая связь между «отцами» и «детьми», человек не только обрекает себя на одиночество, но и становится эгоистом, теряет почти все качества, свойственные настоящему Человеку.

Связь времен и поколений — род Старновских

История с ней мы сталкиваемся с первых шагов нашей жизни, к ней мы возвращаемся вновь и вновь. Она излагается в сказаниях и преданиях и веками живет на страницах бесчисленных книг. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их быта и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение; изъяснение настоящего и пример будущего. Каждый гражданин

Должен читать историю, должен её знать.

История семьи не менее интересна, поэтому я решила собрать материал и узнать историю своей семьи.

Иркутская земля со времен царя Алексея Михайловича стала считаться краем ссылки и каторги. Сюда был сослан протопоп Аввакум (Братск) , в Илимске отбывал ссылку А. Радищев(1791-1797гг). С 1807 по 1860 годы сюда было сослано около 300 человек. Через Иркутскую губернию прошли декабристы, и участники польского восстания 1830-1831 гг.

( Иркутская область. Исторический атлас. «И годы и

Судьбы ,и звон кандалов»стр. 22)

После поражения восстания 1863 – 1864 годов в Польше свыше 20 тысяч человек были сосланы на каторжные работы в Сибирь. Из них в восточной Сибири находилось около 10 тысяч человек. Они создавали различные объединения, а также тайные революционные организации. Крупная подпольная организация была создана в Черемхово. В неё входило 60 человек, не только ссыльные поляки, но и местные жители. Организация имела свой устав, кассу, проводила тайные собрания, вела шифрованную переписку с другими ссыльными, выпускала рукописный журнал «Метеор».

Польские ссыльные развернули подготовку вооруженного восстания, которое должно было проходить в июле 1866 года на Кругобайкальском тракте в районе Култука, Мурино и Мишихи. Был создан руководящий центр во главе с Н. Серно-Соловьевичем. После внезапной его смерти подготовку восстания возглавили представители иркутской организации Г. Шарамович, В. Панковский, К. Арцимович и другие. К этому времени в Иркутске находилось 2367 польских повстанцев. Восстание потерпело поражение, 35 человек было убито. Четыре руководителя – Г. Шарамович, Я. Рейнер, Н. Целинский, В. Коктовский были расстреляны 15 ноября 1866 года в Иркутске за Якутской заставой. 197 человек были приговорены к 100 ударам кнутом и бессрочной каторжной работе на рудниках. 122 человека суд приговорил к телесным наказаниям и увеличению сроков каторги. Хотя Кругобайкальское восстание было подавлено, но оно не прошло бесследно.

После восстания положение поляков несколько улучшилось. По окончании сроков каторги участников восстания отправляли на поселение в Черемхово, Усолье, Качуг и другие населенные пункты. В 1883 году повстанцам было разрешено возвращаться на родину. Этим воспользовались немногие, 213 человек. Остальные остались в Сибири до конца жизни. Они нашли здесь друзей и родных, сблизились с местным населением. Поляки внесли весомый вклад в развитие Иркутской Губернии и Забайкалья.

Среди поляков были опытные врачи, заслужившие признательность сибиряков, были замечательные деятели Восточно-Сибирского отдела географического общества – зоологи Б. И. Дыбовский, В. Годлевский, геологи И. Д. Черский, А. Л. Чекановский, Н. И. Витковский и многие другие. Среди них были искусные столяры, красильщики, часовщики, аптекари, колбасники, кондитеры и другие специалисты. Польские мастера работали на Хайтинской фарфоровой фабрике, в пароходстве, строительстве Кругобайкальского тракта.

Память о польских повстанцах в Иркутске хранит улица с одноименным названием «Улица Польских повстанцев», а также польский костел, возведенный в 1883 году по проекту И. Ф. Тамулевича на средства ссыльных. В настоящее время в здании костела находится органный зал. Пророческими стали слова из рапорта комитета при костеле: «храм, который может быть памятником на будущее время. «

В настоящее время в области проживает более трёх тысяч поляков, возможно, часть из них – потомки ссыльных повстанцев. Почти полностью из поляков состоит село Вершина Боханского района. Здесь действует польская школа, сохраняются польские традиции и обряды. Все они объединены в польское общество «Огниво».

Я думаю, что ссыльные поляки имеют отношение к названию поселка «Чистые Ключи», ведь по преданиям это название появилось в 18 веке, когда строили Кругобайкальский тракт. На строительстве этого тракта работали ссыльные поляки. Именно они первыми наткнулись на чистые источники питьевой воды и местечко между собой стали называть именно так. А когда стали строить городок в 1972 году, дали ему название «Чистые Ключи».

3. Моё любимое село.

Летом я часто бываю в селе Средняя Кия Читинской области, но до последнего времени я и не знала, что село Средняя Кия было основано ссыльными поляками Старновскими во второй половине 19 века. Они занимались сельским хозяйством. Я заинтересовалась этим, и летом, когда я гостила у бабушки, я решила побольше узнать о селе и о своем роде.

В первой половине 19-го века часть Польши входила в состав России. Непокорные свободолюбивые поляки решили отделиться. За это царь сослал непокорных в Сибирь. Моим предкам выпала нелегкая доля, осваивать девственные земли Забайкалья. Будучи людьми волевыми, с твердым духом и характером они выстояли и не сломались. На новом месте пришлось нелегко: надо было разводить хозяйство, обрабатывать землю, но не любившие сдаваться люди не опускали рук.

В северо-западной части Шилкинского района, в одном из таежных распадков раскинулось село Средняя Кия. Обыкновенное, ничем не примечательное, как говорят, рядовое село. Разве что в годы борьбы за Советы в Забайкалье здесь укрывались красные партизаны. А потом образовался колхоз, да рядом в Домочарах старатели мыли золото. Сегодня жители этого села, как и других населенных пунктов района, гордятся революционным прошлым, своими славными людьми, тем, что старшее поколение не стояло в стороне от бурного развития новой жизни, от суровых испытаний, которые легли на плечи народа в годы войны.

Первооснователем села стал Старновский Александр, о котором мы мало знаем. Но, как известно даже камень на одном месте обрастает мхом, так и в этом случае. Появилась семья, родился сын Иаков. У Иакова родился сын Иннокентий, который стал отцом трех сыновей: Иннокентия, Федора, Дмитрия. Прошли годы и вот теперь мы с дедушкой Митей начали поиски своих корней. Мы хотим знать более подробно о своих родных.

4. По следам прошлого.

Прошли годы и вот теперь мы с дедушкой Митей начали поиски своих корней. Мы послали запрос в Читинский городской архив, музеи. Совсем недавно из «Записок Нерчинского краеведческого музея» я узнала, что мои предки, возможно, имеют отношение к купеческому роду. Во второй половине 19-го века главной промышленностью в Забайкалье был сбыт продукции от земледелия и скотоводства, звериные и рыбные промыслы, золотые промыслы.

«В недрах земли заключаются золотые россыпи руды благородных и других металлов»- писал в 1862 году военный губернатор Забайкалья Евгений Михайлович Жуковский.

Самым выгодным, пусть и рискованным делом на Забайкальской земле была золотопромышленность. В разные годы можно встретить фамилии: Шмуйлович, Бутлицкие, Першины, Переломовы, Старновские. По некоторым источникам на территории Забайкалья численность купцов, занимающихся золотым промыслом, составляла 165 человек.

В 1896 году было создано «торгово-промышленное товарищество братьев Плутовых». Во владении Плутова Александра Васильевича 11 работающих и 11 неработающих приисков в Нерчинском округе.

Товарищество занималось разными торговыми делами, но главнее была работа на золотых приисках Восточно-Забайкальского горного округа.

24 декабря 1916 года для разработки семи приисков по речкам Хаверге и Бургун-Хаморге было создано товарищество «Плутов, Кунаев и Старновская». Эти купцы получили Почетных граждан, и попали в чиновническую среду.

5. Я из рода Старновских.

Каждый человек должен знать историю своей семьи, свои корни.

Народная мудрость гласит:

«Без корня и полынь не растет».

Я начинаю писать свою родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Существует даже особая историческая наука – генеалогия, которая изучает происхождение, историю и родственные связи семей.

История семьи не менее интересна, чем история русских царей или египетских фараонов. Сбор материала о своих предках очень кропотливая и трудоёмкая работа, ведь многих уже нет в живых, а многие живут далеко. Но то, что собрано, послужит интересной информацией для моих детей, внуков и правнуков. Эта работа для будущих поколений.

Меня зовут Старновская Анастасия.

Я родилась в Читинской области Оловяннинского района п. Калангуй. Живу в Иркутской области пос. Чистые Ключи. Учусь в 5 классе средней школы № 9. Мои любимые школьные предметы – математика, английский язык и литература. Математика, потому что я люблю решать трудные задачки; литература, потому что люблю читать, а английский язык – просто интересно. Из писателей люблю Бориса Житкова, Александра Пушкина и Виктор Драгунский.

У меня есть подруга – Зарайская Катя. С Катей мы играем в шахматы и шашки, вместе участвуем в различных школьных конкурсах и олимпиадах.

Еще я очень люблю рисовать, учусь в Шелеховской художественной школе имени Сурикова. Моя последняя работа – русалка. Из предметов я люблю историю искусств, живопись и рисунок.

В жизни я хочу стать археологом.

2. Родители.

Мой папа

Старновский Роман Александрович, 1971г. р.

Родился в Читинской области, г. Краснокаменск. Окончил Читинский политехнический институт по специальности электроснабжение, он инженер электрик. Работает папа в г. Шелехов. Папа любит отдыхать на природе, любит рыбалку. Мы часто всей семьей ходим в походы или просто собираем ягоду или грибы. Зимой мы с папой ходим на лыжах. У папы есть мечта – построить дом, а еще он мечтает разводить цветы.

У папы есть два брата: Анатолий и Степан, оба преподаватели физкультуры.

Своему папе я желаю исполнения мечты и всего самого хорошего.

Моя мама

Старновская Екатерина Сергеевна. Родилась 8 июня 1976 года, в Читинской области, пос. Калангуй. Имя Екатерина означает – чистая, непорочная. Мама работает в домоуправлении № 1 Шелеховской КЭЧ в Чистых Ключах. Она кассир и инспектор по кадрам. Мама любит ходить с нами в походы, любит природу и цветы. Дома мы с мамой разводим комнатные цветы, самые разные: от фиалок до кактусов. Все домашние дела мы с мамой делаем вместе: готовим, убираем квартиру, моем посуду. Мама вкусно готовит, особенно я люблю её торты. Мама любит разную литературу: стихи, романы, детективы, но чаще читает Библию.

У мамы есть две сестры: Лариса 1963 г. р. – товаровед, Ольга 1966 г. р. – медсестра.

Дорогой мамочке я хочу пожелать здоровья и счастья!

3. Мой брат

Старновский Рома. Родился в Иркутской области, г. Шелехове в 2001 году 10 ноября. Это был большой подарок к моему дню рождения 11 ноября. Рома ходит в детский сад «Звёздочка». Вместе с Ромой я люблю смотреть мультфильмы, гулять и делать разные поделки. Я учу Рому читать и считать. Рома замечательный брат, добрый и ласковый. Еще мы вместе осваиваем компьютер. Я очень люблю своего брата.

4. Моя бабушка и мой дедушка по папиной линии

Старновский Александр Федорович. Родился в селе Средняя Кия 13 апреля 1947 года. Дедушка – электрик. Он замечательный огородник, любит животных. Вместе с ним я люблю работать на огороде. У дедушки семь братьев и сестер: Павел, Иван, Тамара, Нина, Инна, Галина и Петр. Отец дедушки – Федор Иннокентьевич(1908 г. /р) во время Великой Отечественной Войны служил в Монголии в Улан-Баторе в военном госпитале водителем.

Дядя деда – Иннокентий Иннокентьевич(1903г. /р. ) погиб на фронте в 1945 году.

Второй дядя дедушки – Дмитрий Иннокентьевич(1925г. /р. ) Служил в рядах Красной Армии с 1943 года. С 9 августа по 2 сентября 1945 года участвовал в войне с Японией, освобождал город Хайлар, Цицикар и другие населенные пункты – с пулеметом в руках. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией» и юбилейными медалями.

Сестра Галина живет в Ташкенте. Павел, Нина и Инна живут в пос. Первомайский, Читинской области. Иван, Тамара и Петр живут и работают в родном селе, Средняя Кия, в Забайкалье.

Старновская Нина Андреевна, моя бабушка. Родилась в 1948 году 7июня, в Читинской области Сретенский район с. Ламы. Работала бухгалтером в районном энергоуправлении. Бабушка любит читать журналы, любит смотреть советские кинокомедии. У нее большое хозяйство, она любит животных. Я хочу пожелать бабушке оставаться такой же веселой и жизнерадостной.

5. Моя бабушка и мой дедушка по маминой линии

Кукушкин Сергей Александрович, мой дедушка. Родился 26 ноября 1940 года, в городке Ревда Свердловской области. Всю жизнь дедушка работал водителем. Сейчас он на пенсии. Занимается пчеловодством вот уже более 30 лет. В этом деле он мастер! Дедушка шутит, что его пчелы летают с ложками и ведерками. Отец дедушки – Кукушкин Александр Карпович, погиб на фронте в 1941 году, под Москвой. В городе Ревда, у родственников хранятся его письма с фронта.

У дедушки есть брат Николай. Он живет в Свердловске. У него семья: жена Лариса, сын Вадим и дочь Анна. Вся семья – художники.

Кукушкина Мария Петровна, моя бабушка. Родилась 15 июля 1943 года, в Горьковской области. У бабушки было много профессий, в том числе продавец. Любит вязать, печет вкуснейшие пирожки. У бабушки четыре сестры Полина, Татьяна, Анна, Антонина и брат Семен. Дядя бабушки – Коренев Макар Андреевич погиб на фронте в 1942 году, сгорел в танке.

У бабушки было тяжелое детство, трудная жизнь и я хочу пожелать ей крепкого здоровья и долгих лет жизни.

6. Заключение – вывод:

Я поставила перед собой цель, поглубже покопаться в своих семейных архивах, архивах бабушек и дедушек, написать письма в музеи Забайкалья. Еще раз сделать запрос в Читинский областной архив.

Я считаю, что мы должны помнить свои корни. Если мы забудем свои корни, если мы перестанем помнить своих близких, если мы забудем какой ценой наши деды и прадеды отвоевали нам счастливую жизнь, если прервется связь времен и поколений, то наши дети не узнают историю семьи. Человек, не знающий свою историю – бедный человек, которому нечего вспомнить, нечем гордиться.

Я постараюсь узнать всё о своих родных, чтобы сохранить историю рода и передать эти знания своим детям. Я думаю, что не имею права лишать истории будущее поколение.

Много лет у нас в школе учителем русского языка и литературы работала Лариса Михайловна Юргина. Её отец Сыроватский Михаил Анатольевич является потомком ссыльных поляков Сыроватских. Сейчас он живет в Качуге. В мои планы на будущее входит встреча с ним и Ларисой Михайловной, чтобы узнать ещё что-нибудь о своих предках.

К сожалению я не получила ответ на свой запрос. Но я думаю, что у меня ещё есть время найти побольше материала о своих предках. Поиск продолжается.

исследовательская работа «Связь времен — связь поколений»

ОТЕЧЕСТВО 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Великая Отечественная война».

Подготовили:

Плотникова Ирина Александровна

Основное место учебы:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Михалевская средняя общеобразовательная школа»

Адрес образовательного учреждения

641171 Курганская область Целинный район с. Михалево ул. Советская дом № 1А natalia 7209 @ mail.ru

Домашний адрес: 641171 Курганская область Целинный район с. Михалево ул. Ленина дом № 3.

Контактный телефон: 89323175158

Руководитель:

Лопанова Галина Николаевна

Должность и место работы: учитель истории и обществознания I категории, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Михалевская средняя общеобразовательная школа»

Адрес места работы:

641171 Курганская область Целинный район с. Михалево ул. Советская дом № 1А natalia 7209 @ mail.ru

Контактный телефон: 8932316 2214

Курган 2014 год.

Аннотация на исследовательскую работу по теме:

«Связь времен — связь поколений».

Война еще исчезнуть не готова.
Те годы — миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Петр Давыдов

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Мы замечаем их только в этот день, когда, гордо обвешанные орденами, они, трудно дыша, неспешно идут по парку

Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру. Тема «связь времен – связь поколений» актуальна, так как важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.

А какое значение имеет наша Победа для молодых людей? Что мы знаем о тех военных годах? С такими вопросами мы обратились к учащимся нашей школы. Ответы были получены разные: кто-то совсем не интересуется темой войны, а многие учащиеся понимают значение нашей Победы, так как хорошо представляют, что нам угрожало. Под угрозу было поставлено всё: земля, на которой мы живём, существование народов нашей страны, наши традиции, культура. Мы знаем об этой страшной войне из учебников, из художественных фильмов.

Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.

В преддверии юбилея Великой Победы, объектом исследования стало изучение биографии ветеранов Великой Отечественной войны.

Мы поставили перед собой цель:

изучить жизнь ветерана и доказать, что каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.

Для достижения цели мы поставили задачи:

  • поддержание неразрывной связи между поколениями;

  • анализ истории страны через опыт отдельного человека или семьи.

  • собрать материал о ветеранах войны, живущих в нашем селе;

  • раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;

  • на основе анализа воспоминаний ветеранов, узнать историю жизни;

  • на примере жизни ветерана войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;

  • провести интервьюирование..

Методы исследования: систематизация и обобщение рассказа ветерана о войне, анализ семейных фото и документальных источников.

При работе над исследованием, большую ценность оказала встреча с ветеранами Бардаковым Иваном Семеновичем, Ивановым Николаем Константиновичем – проживающими в с. Михалево, Магденко Андреем Ивановичем проживающем в Полынном Логе. Также посещение школьной и сельской библиотеки, музея, архива, работа с историческими источниками и фотографиями. Поездки в прилегающие деревни Чалкино, Полынный Лог, Луговая – беседы с местным населением.

Очень хочется поблагодарить ветеранов, которые отнеслись к нам искренне и с душой. Если в вашем окружении есть люди, воочию видевшие войну и прошедшие все круги ее ада, не оставайтесь равнодушными – проявите участие к их жизни, ведь ветеранов Великой Отечественной Войны остались лишь единицы…

Данная работа очень заинтересовала учащихся, а это значит, что связь поколений существует и она очень сильна.

Руководитель: Лопанова Галина Николаевна.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ__________________________________________1-3

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ__________________________________3-7

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________8-9

  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________10

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сколько их? Не считал, дорогая.
Здесь убитых не любят считать.
В этом поле от края до края
Кровью полита каждая пядь…

Если скажет кто: «Переплатили
Здесь за клок неудобных полей»,-
Ты ответь, что у нас не любили
Торговаться с Отчизной своей.

Я, Плотникова Ирина – обучающаяся 11 класса МКОУ «Михалевская средняя общеобразовательная школа», занимаюсь исследовательской работой в краеведческом кружке и изучаю историю родного края. В этом году темой моей исследовательской работы стала Великая Отечественная война. Этот выбор неслучаен т.к. наша страна будет праздновать 70-летие Победы. В преддверии знаменательной даты я решила взять материал для изучения о наших земляках ветеранах и участниках войны. Большую помощь в исследовании данной темы мне оказал руководитель Лопанова Галина Николаевна- учитель истории и обществознания.

Память…

она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.
Среди многих событий Великой Отечественной войны, среди знаменательных боев и сражений мы как бы ни замечаем людей, чьими

1

руками была выкована победа. Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны. Я не могу сказать, что тема войны нова, но каждый человек, пропуская ее через себя, осмысливает и воспринимает ее по своему.

Цели работы:

  • поддержание неразрывной связи между поколениями;

  • анализ истории страны через опыт отдельного человека или семьи.

  • собрать материал о ветеранах войны, живущих в нашем селе;

  • раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;

  • на основе анализа воспоминаний ветеранов, узнать историю жизни;

  • на примере жизни ветерана войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;

  • провести интервьюирование.

Задачи работы:

  • провести встречи с ветеранами;

  • собрать и проанализировать воспоминания ветеранов;

  • привлечь ветеранов к участию в патриотическом воспитании

молодежи;

  • пополнить коллекцию школьного краеведческого музея.

Методы исследования:

  • интервьюирование ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны;

  • анализ исторической литературы и периодической печати;

  • анализ и обобщение результатов.

  • изучение документов и фотографий.

Основные этапы работы:

  • совместная деятельность с руководителем работы по подготовке

материалов;

  • выбор методов исследования;

  • знакомства и встречи с ветеранами – очевидцами событий Великой

Отечественной войны;

  • изучение исторической литературы, периодической печати, работа

с материалами музеев;

  • самостоятельная работа с полученными данными по Великой

Отечественной войне;

  • анализ полученных данных, их сопоставление;

  • работа по подготовке исследованных материалов к оформлению,

изучение творческих работ, создание электронной презентации.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Магденко Андрей Иванович:

Родился 2 января 1927 года в деревне Плотниково Челябинской области Октябрьского района. Отец – Магденко Иван Павлович, мать — Магденко Марфа Михайловна. По программе переселения в 1910 году его семья переехала из Украины в Россию. Родители были колхозниками. Андрей Иванович учился в общеобразовательной школе и в 1942 году закончил 7 классов. После школы работал. В семье у Андрея Ивановича было 6 братьев и 1 сестра. Старший Григории родился в 1914году , в 1941году был призван на воину и пропал безвести .

Второй — Виктор, родился в 1917 году, призвался в 1942 г. Погиб в 1944 году в Украине.

3

Третий–Федор родился 1921 г. Был офицер-лейтенант погиб под Сталинградом в 1943 годах.

Четвертый-Дмитрий, родился 1925г. Призвался в январе 1943 года в Троицк. Вернулся в 1944 году инвалидом 1-ой группы на костылях. Умер в 2004г.

В семнадцатилетнем возрасте в ноябре 1944 года, призван в армию в 6-той запасной полк связи, находящемся в Свердловске.

В июне 1945 года отправили в Монголию, а 9 августа перешли границу в Манчжурию. Андрей Иванович неохотно вспоминает это время. Эшелоны с солдатами шли на восток. Там они столкнулись с жестоким сопротивлением противника. Больше всего они опасались смертников, которые, обвязанные взрывчаткой, бросались на танки, самолеты, машины с солдатами. В дзотах смертники были прикованы к пулеметам цепями. В плен они никогда не сдавались, а вспарывали себе животы ножами. Многое пришлось пережить, и смерть товарищей, и особая обида за погибших, которые уже прошли всю войну с Германией. 3 сентября вышел акт об безоговорочной капитуляции. В 1950 году был на воине в Кореи столкнулись с США. Андрей Иванович служил в Китае, он обучал китайцев радиосвязи и в то время носил их форму, чтобы не отличали русских, т.к уже шла «холодная война»

Магденко Андрей Иванович 4 апреля 1951 года вернулся со службы в с.Кочердык Октябрьского р-на. Работал в МТС комбайнером.

В 1956 году они создали семью, у них родились 2 сына: Сергей в 1958г и Евгений в 1963.после школу в селе закрыли и семья переехала в Полынный Лог, где прожили 48 лет и живут до сих пор.

4

Иванов Николай Константинович:

Родился 9мая 1925 г. в д. Луговая. Мать-Анастасия Григорьевна, отец-Константин Иванович. В семье их было 7 человек. Николай окончил 4 класса в д.Луговая, а после вместе с семьей переехал в село Михалёво. В 1941 году его призвали в армию в Чебаркуль Челябинской области в стрелковые войска. Там он учился на снайпера. Задачи, которые давало командование, были тайными. Группа 6 человек с лейтенантом забрасывалась к врагу. Где они находятся они не знали, об этом знал только лейтенант. Когда Николая очередной раз забросили по заданию на фронт, он получил ранение, в результате был увезен в Курск в госпиталь. Позже его комиссовали домой. Дома он работал в Луговском совхозе водителем. Женился в 1955 году на Мотовой Надежде Николаевне. Родилось у них 2 дочери и сын. Ныне Николай Константинович проживает в с.Михалево.

Бардаков Иван Семенович:

Родился в 1924 году в д.Бугриновка Чистоозерском районе Омской области. Мать –Бардакова Агафья Петровна, отец- Бардаков Семен Кузьмич. В семье Ивана было 12 человек. Когда ему исполнился год семья переехала в Звериноголовский район с.Новоникольск. Через некоторое время переехали в д.Прорыв . Там он пошел в школу в 7 лет , но его не взяли из-за отсутствия документов, тогда ему пришлось ехать в Зверинку. Его записали с 1924 года. Даже с документами его не пустили в школу в Прорыве, тогда он пошел в Островскую семилетнюю и учился там до 4-того класса, но всегда говорил, что закончил 7. Потом семья переехала в Усть-Уйский район в д. Любимовка, когда мальчику было 15 лет в этот же год началась война. Сначала, в первые дни войны, забрали его друзей на передовую. Вскоре они все погибли. В каждый дом пришли похоронки. Сам Иван Семёнович пошел в армию 15 августа 1942 года. Он попал на 3-тий Украинский фронт

5

14 батальон — разведчик. Прошел 7 стран: Украину, Болгарию, Молдавию, Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию(г.Вена). Из воспоминания Ивана Семеновича: «Я попал на фрон разведчиком. Это было на Днестре, мы охраняли мост. По мосту проезжал Толбухин. Он ехал с членом совета Тимошенко. В это время стали налетать немецкие самолеты, и началась бомбежка. Наш лейтенант остановил их, бронетранспортер шел следом. Их опрыскало смесью из сифонов, им нужно было сделать химическую обработку. Тогда меня и моего товарища отправил лейтенант за водой. Я принес ведро и стал Толбухина отмывать щеткой, а сосед-Иванов отмывал Тимошенко. После обработки лейтенант сказал Толбухину, что форму придется снять. На что Толбухин рассмеялся и сказал: «Что вы? Что в Советском Союзе для нас формы не найдут? Мы попросим, нам дадут!» Потом они уехали». Следом была Ясо-кишиневская операция. Поднятые утром, они отправились на место события. Залезли в окопы по шею ровно в 6:00 часов орудия противника били их, земля постоянно оседала в окопы, и все стояли уже по пояс. Когда орудия закончили бить , 5 человек с лейтенантом отправились на передовую. «Впереди шел Грайцев, я за ним.»-говорит Иван Семенович. » Не дойдя до узкоколейки, нас начали обстреливать с пулемёта. Грайцеву сразу пробило голову. Мы спрыгнули под откос , сидим, лейтенант спрашивает, что делать будем, как Граицева вытаскивать, он ведь живой и там лежит, сейчас немцы подойдут, заберут, и начнут его пытать, что делать будем не знаю. А я знаю! У нас был у разведчиков шнурок, я беру камень, нечего не говоря, камешек завязал, подаю. И полез за Грайцевым, мне говорят, что Граицева убили и меня убьют, дак что будем здесь? Ну Грайцева убили и пускаи меня убьют и я полез, полез за ним! Там были талы, меня обстреливают, я подлез к Грайцеву и его за ноги шнуром объвязал. Подал знак и товарищи стали тянуть Грайцева. Они его протянули, а я остался, а пулеметчик меня

6

обстреливает. У меня на спине был мешок с едой, в нём были консервы, а он выстрелил, мешок пробил и по банке, а с банке вода побежала мне по спине и все я думаю, что ранен. А это всего лишь вода с банки побежала, а я думаю, что ранен и лежу, но пулеметчик меня взять не может, я промеж рельсов лежу. Беру гранату «лимонку» она меня выручила, я от пулеметчика лежал недалеко ну и кинул в него лимонку, а он хотел вылезти из укрытия и подорвался. Когда он замолчал, я скорей покатился и грудью чувствую что-то колет, я смотрю, что лежу на мине, а Грайцева утащили, и фельдшер уже оказала ему медицинскую помощь. Со мной остался лейтенант, говорит, что не бросит меня. Я ему показал, что на мине. Большого труда нам стоило спасти меня. Мы подорвали мину и вот она смерть моя полетела! Я достал свои пакет и стал забинтовывать рану лейтенанта Тенешева. Спрашиваю, почему он не ушел? А он сказал «Я тебя не оставлю!». После этого случая мы переехали с Румынии в Болгарию.» В Болгарии Ивана вызывает главнокомандующий и вручает первую медаль за отвагу. Грайцев получает такую же медаль посмертно. Вторую медаль получил за боевые заслуги в Венгрии. Демобилизовался в марте 1947 года.

Вернулся в этом же году в г.Шумиха, где женился в 1950 году на Сажиной Фаине Никитичне , которая работала в больнице. После рождения дочери продали дом и переехали в с.Михалево, где на данным момент проживают уже 34 года.

7

Заключение

Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день. В процессе поисков достоверных сведений мне удалось пообщаться с интересными людьми — нашими земляками, увидеть и прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, предвоенного и довоенного времени, увидеть старинные фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени. Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об истории родного края в начальный период Великой Отечественной войны, которая длилась 1418 дней и ночей — ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества — фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Поставленная цель — изучение жизни ветеранов войны проживающих на территории нашего сельсовета, поиск сведений об участниках войны и не вернувшихся, умерших в мирное время — достигнута. Результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения уроков мужества. Наши исследования размещены на школьном сайте. Исследовательская работа будет представлена учащимся для ознакомления с жизнью ветеранов. Воспоминания ветеранов направлены для публикации в школьную газету . Данная работа имеет продолжение, т.е. мы будем описывать историю жизни других ветеранов Великой Отечественной войны. Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны

8

предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
По словам ветеранов, война оставила глубокий след в их душе, подорвала их здоровье. Она научила по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала их волевыми людьми , серьезными, и ответственными.

При сборе материала, при беседе с ветеранами мы переживали страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи воспоминаний хотелось заплакать от гордости , за то, что у нас счастливое детство.

Молодое поколение должно поимённо знать всех участников Великой Отечественной войны нашего села, уважать их. Вспоминая те страшные военные годы, ветераны вспоминали горести и лишения, но придерживались одного мнения: «Я не жалею, что мне было тяжело, но зато легче вам».

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Архивные похозяйственные книги Луговского сельсовета

  2. Вырезки из газет времен Великой Отечественной войны.

  3. Краеведческий материал школы.

  4. Книга памяти Целинного района.