Внушаемость

Что такое внушаемость

Человек внушаемый — тот, которого легко подчинить чужой воле. В этом есть не только недостатки, но и свои преимущества.

Через внушение происходит воспитание. Нет людей полностью свободных от суждений и мнений других. Сначала родители рассказывают детям, что такое хорошо, а что плохо. Доносят информацию об окружающем мире в рамках его достоинств и недостатков. Затем на пути встречаются другие люди, которые тоже могут как-то на нас повлиять. Психологи уверяют, что степень внушаемости каждого человека имеет свои особенности.

Плюсы и минусы качества

Люди, поддающиеся внушению, легко приспосабливаются к обстоятельствам, редко конфликтуют. Они быстро запоминают любую информацию и очень часто становятся профессионалами одного дела.

Позитивные качества:

  • наличие талантов;
  • легкое и быстрое восприятие любой информации;
  • пластичность психики и логики;
  • высокая обучаемость.

К недостаткам внушаемых людей стоит отнести то, что они доверчиво принимают критику в свой адрес, у них низкая самооценка. Очень быстро поддаются влиянию мошенников, т. к. верят в добрые поступки других людей.

Негативные качества:

  • быстрая смена мнения;
  • попадание под влияние мошенников или аферистов;
  • появление частых конфликтов от разнообразия мнений.

Частые конфликты — возможное следствие повышенной внушаемости

Повышенная внушаемость не мешает человеку жить, но ее степень может влиять на качество жизни.

Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Обычно внушаемость ассоциируется с гипнозом и в таком случае под внушаемостью понимается степень подверженности гипнотическому воздействию. Чем выше внушаемость тем проще и быстрей человек погружается в гипнотическое состояние и более легко воспринимает внушение от гипнотизирующего.

Но сегодня мы поговорим о внушаемости в повседневной жизни и будем понимать под ней характеристику личности, состоящую в подсознательной готовности менять свои убеждения под влиянием других людей. Причем не только при непосредственном контакте, но и через средства массовой информации (книги, газеты, журналы, сайты, радио, телевидение и прочее).

Рис. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Принято считать, что высокая внушаемость это плохо. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся. С одной стороны высокая внушаемость подразумевает некую податливость, изначальную готовность человека изменить свое мнение или взять на веру любую информацию. Этим могут воспользоваться не чистые на руку люди и это конечно же плохо. Именно по этой причине подавляющее большинство людей утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Но как показывает практика это не так. Абсолютно не внушаемых людей нет. А утверждения о не внушаемости — всего лишь защитный механизм психики.

С другой стороны высокая внушаемость, при грамотном подходе, способствует саморазвитию человека. Например, искоренению вредных идей и взглядов, самостоятельному выходу из заблуждений и так далее. Если смотреть с этой точки зрения, то высокая внушаемость представляется очень даже полезной.

В общем, если сделать промежуточный вывод, то получается, что высокая внушаемость, как и любое другое явление имеет свои плюсы и минусы. И об этом хотелось бы поговорить более подробно.

Негативные аспекты высокой внушаемости

  • человек легко меняет свое мнение и порой может показаться, что своего мнения у такого человека вообще нет
  • люди с высокой внушаемостью чаще других попадаются в хитроумные сети мошенников
  • из-за того, что человек часто меняет свое мнение на противоположное, возможны различного рода конфликты

Позитивные аспекты высокой внушаемости

  • люди с высокой внушаемостью, как правило, более талантливы
  • внушаемые люди легче воспринимают новую информацию, они обладают пластичной психикой
  • высоко внушаемые люди более обучаемы

Заблуждения о внушаемости

Внушаемость одно и тоже, что гипнабельность. Несмотря на то, что эти понятия очень близки и тесно коррелируют друг с другом, внушаемость и гипнабельность разные вещи. Если кратко, гипнабельность — степень подверженности индивидуума гипнотическому воздействию. Внушаемость — некритичное принятие чужой точки зрения и готовность изменить собственное мнение под влиянием внешних факторов (другие люди, СМИ и прочее). Гипнабельность имеет прямую зависимость от внушаемости. Чем выше внушаемость, тем выше гипнабельность. Именно поэтому данные понятия часто путают, принимая одно за другое.

Есть абсолютно не внушаемые люди. Как было сказано ранее, высокая внушаемость не воспринимается как преимущество. Подсознательно защищаясь, некоторые люди утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Запомните, это не так! Абсолютно не внушаемых людей не существует. Внушаемость обусловлена эволюцией и нужна для того, чтобы человек мог принимать новую информацию от других людей (под «принимать информацию» мы имеем ввиду следовать ей, а не просто воспринимать органами чувств). Когда в детстве Вас воспитывали родители или те, кто их заменял — они проводили акт внушения. Они внушали Вам, что одно делать хорошо, а другое плохо. Если Вы чистите зубы, здороваетесь со знакомыми, говорите в конце концов — это означает, что Вы в определенной мере внушаемы!

Надеемся, что теперь когда Вам зададут вопрос о внушаемости, Вы ответите, что это не хорошо и не плохо. Все в той или иной степени внушаемы. Но те, кто грамотно относятся к делу могут извлечь из внушаемости огромную пользу, другие же получат только вред. Уверены, что Вы относитесь к первым!

89. Характеристика группового влияния: деиндивидуализация поведения, огрупленное мышление, социальная ленность. Конформизм: экспериментальные исследования.

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. «Конформизм» означает «приспособленчество».

Первым исследовал Аш в 50-е годы.

Все люди делятся на:

    • — конформистов;

    • — нонконформистов – противостояние группе.

Конформное поведение поделил:

    • — одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;

    • — уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;

    • — негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Милграм: » Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением.»

Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.

Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).

Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.

Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.

Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных на-селенных пунктах,экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом. Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным. Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

I. Как группа влияет на Личность:

    1. Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения Деятельности Личности, улучшающий результат данной Деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).

    2. Феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять Деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).

Исследования показали, что эти характеристики улучшаются в присутствии других:

    • — улучшается сила мышечного напряжения;

    • — продуктивность внимания (объем);

    • — долговременная память;

    • — ассоциативное мышление.

Ухудшаются:

    • — чувствительность;

    • — концентрация внимания;

    • — показания сложной умственной Деятельности;

    • — генерирование идей.

Эти феномены объединены одним фактом присутствия «других». Некоторые эксперименты в этой области показали, что продуктивность работы возрастает в присутствии наблюдателей или содеятелей. В других экспериментах выяснилось, что присутствие других может вредить продуктивности. Согласовать эти результаты друг с другом удалось, опираясь на хорошо известный из экспериментальной психологии принцип: возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых (или хорошо знакомых) задач и мешает решению сложных (или незнакомых) задач. Эксперименты позволяют предположить, что возбуждение частично проистекает из «боязни оценки», а частично вызвано конфликтом между отвлечением внимания на других и необходимостью концентрации его на самой задаче. И что присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается.

II. Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.

Конформное поведение:

    1. внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах;

    2. одобрения действий меняют убеждения человека.

Петровский выделил 3 формы поведения:

    1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).

    2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).

    3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

    1. Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

    2. Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

    3. От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.

    4. От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

    5. Публичность.

    6. Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

III. Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Социальная леность проявляется тогда, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой Деятельности. Не проявляется же она, когда ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой Деятельности бесценен; когда существуют условия межгруппового соревнования и когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием.

IV. Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая деиндивидуализация особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе или из-за маскирующей одежды. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации как таковой, будь она негативной или позитивной.

V. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов). На этой почве (Макколи и Сегал) возникает терроризм (объединение людей с общими обидами и возникновение актов насилия, которые индивидуум в отрыве от группы возможно бы не совершал). Групповое обсуждение способно привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Пытаясь понять данный феномен, исследователи обнаружили, что на самом деле обсуждение лишь усиливает изначально доминирующую точку зрения, будь то склоняющаяся к большему риску или же более осторожная. В повседневных ситуациях групповое взаимодействие также имеет тенденцию обострять первоначальные мнения. Феномен групповой поляризации – это окно, через кот исследователи могут наблюдать за влиянием группы. Эксперименты подтверждают наличие информационного и нормативного группового влияния. Информация, собранная во время обсуждения, по большей части благоприятна для изначально предпочтенной альтернативы и тем самым усиливает ее поддержку. Более того, люди могут еще более акцентировать свою позицию в тех случаях, когда, сравнив свои мнения, они обнаруживают неожиданную поддержку своего первоначального намерения.

VI. Огруппление мышления – «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Стремление группы к внутренней гармонии однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации. Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Благодаря этому можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.

VII. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

29. Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии. Аш: проводил исследование, в котором надо было определить, какой из трех отрезков равен данному. Индивидуально все справлялись, но при помещении в подставную группу 37% склонялись к неверному мнению группы. Остальные 63% делились на уверенных в правильности собственного выбора и негативистов, т.е. тех, кто всегда был против. Келмен: 1. Подчинение, пока есть источник влияния, внешний характер; 2. Идентификация — уподобление аспекту влияния на основе симпатии; 3. Интернализация — совпадение мнений группы с ценностной системой личности. Петровский: три типа поведения: внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы, конформность — осознание внешнего согласия при внутреннем расхождении. И коллективизм — коллективистическое самоопределение — относительное единообразие поведения в результате солидарности с группой. Дойч и Джерард: давление может оказывать не только большинство, но и меньшинство. Соответственно есть 2 вида группового влияния: нормативное и информационное. Инф. процесс осуществляется с пом. 2-х различных типов соц сравнения: сравнительного оценивания и отраженно-социального оценивания. Московиси: влияние группового меньшинства. Что-то вроде выработки единообразия группового поведения через соц. контроль за поведением каждого… Замятинщина. 30. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию. Картрайт: сплоченность — та степень, с кот. члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе. Исследования групповой сплоченности опирались на понимание группы прежде всего как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Сначала сплоченность связывалась с таким уровнем развития отношений, когда высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Потом социометрия предложила рассмотреть индекс гр. сплоченности как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов. Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе. Ньюком: интерпретация сплоченности через понятие согласия. Бейвелас: групповое единство в достижении целей. Операциональные цели группы — построение оптимальной системы коммуникаций, а символические — цели, соотв. индивидуальным намерениям членов группы. Главные переменные гр. сплоченности: 1. Мотивационная основа привлекательности группы 2. Побудительные св-ва группы 3. Ожидание благоприятных последствий от членства в группе 4. Субъективный эталон привлекательности отношений. Факторы сплоченности: сходство ориентаций и ценностей и пространственная близость. Петровский: теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Отношения в группе строятся на основе сходства ценностных ориентаций. Слой В — непосредственные эмоц. контакты Слой Б — ЦОЕ (ценностно — ориентационное единство) отношения опосредуются совместной д-тью.Слой А — ядро, совместная гр. д-ть и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

Каждый человек рождается свободным и независимым от мнения общества и мыслей других людей. Однако с годами человек привыкает подчиняться, поскольку сначала он должен это делать для того, чтобы выжить в семье своих родителей, получая все нужные ему блага, а затем для того, чтобы иметь положение в обществе. Человек должен быть внушаемым, чтобы становиться частью того общества, в котором он живет. Иначе его назовут изгоем, «странным». Статья также рассматривает факторы внушаемости.

Внушаемостью следует называть качество человека, когда он поддается влиянию внешнего мира или своего собственного. Ярким примером являются дети, когда они начинают плакать, если кто-то другой плачет, когда они называют кашу сладкой, даже если она на вкус соленая, поскольку другие говорят, что она сладкая.

Самым элементарным фактором внушаемости интернет-журнал psytheater.com называет то, что человек с рождения должен доверять людям, которые рассказывают ему о том мире, в котором он родился. Это родители говорят, что такое сладкое и соленое, горячее и холодное. Если человек сомневается в собственных знаниях о чем-либо, тогда он легко становится поддающимся влиянию чужого мнения.

Что такое внушаемость?

Внушаемость – позволение другим людям, книгам, рекламе и прочим внешним факторам влиять на мнение и поведение самого человека. Индивид поддается чужому влиянию, быстро перенимает чужие идеи, делая их своими, подражает, быстро «заражается» чужим настроением, поступает так, как того хотят другие люди, даже если он хотел бы вести себя иначе.

Можно сказать, что все люди внушаемые. Просто уровень внушаемости у каждого свой. Чем более человек не уверен в себе, доверчив, робок и тревожен, тем более он внушаемый. В состоянии неуверенности человек будет хвататься за любую идею, которая позволит ему обрести хоть какую-либо стабильность.

Менее внушаемыми люди становятся, если обладают высокой критичностью, то есть они сначала анализируют поступающую извне информацию, проверяют, пробуют на деле, а потом уже делают свои выводы. Еще маловнушаемыми являются люди со слабо развитым интеллектом, низким логическим мышлением и медленными мыслительными процессами.

Внушаемость является индивидуальным качеством. Так, человек, который поддается гипнозу, считается гипнабельным. Однако не все люди поддаются гипнозу, что зависит исключительно от их уровня внушаемости.

Внушаемость дается всем людям с рождения, что обуславливает их эволюцию. Именно процесс воспитания базируется на внушаемости. Родители могут передавать своим детям знания, которые те беспрекословно воспринимают и доверяют им. Это называется внушаемостью. Однако с годами данное качество может измениться, что зависит от индивидуальных характеристик самого человека. Есть люди, которые во взрослом возрасте более внушаемы, а есть те, которые очень критично ко всему подходят.

Минусами податливости чужому мнению являются:

  1. Отсутствие своего мнения, которому человек будет больше доверять, неуверенность в собственных знаниях.
  2. Податливость воздействию манипуляторов и мошенников, которые могут воспользоваться доверчивостью человека.

Плюсами внушаемости являются:

  1. Большая склонность к творчеству.
  2. Пластичность психики.
  3. Легкая обучаемость.
  4. Быстрое усвоение новой информации.

Могут ли люди влиять друг на друга? Могут. Вот почему довольно часто можно услышать, как один человек негативно повлиял на другого, сделав его плохим, непривлекательным. Но так ли это на самом деле? Как может один человек изменить другого, если тот вдруг будет не согласен?

Человек не обязательно стал плохим под чьим-то влиянием, скорее всего, он просто еще не умеет пользоваться теми изменениями, которые в нем произошли. Более того, понятие «плохой» относительное, поэтому может оказаться, что человек стал намного лучше, чем прежде. Главное – научиться применять новые знания, привычки и навыки во благо.

Человек не стал плохим, он просто стал другим. Все люди меняются, причем неоднократно. Просто новые знакомые влияют на человека так, что тот меняется, становится другим. Но человек не может измениться, если сам этого не захочет. Насильно невозможно изменить. А это значит, что не человека кто-то меняет, а он сам решил измениться под влиянием своих знакомых.

Ничто в жизни не происходит просто так. Любые новые люди, события, явления даны не для того, чтобы «становиться плохими», а чтобы вы в себе что-то поменяли. Что именно и в какую сторону будут происходить перемены, это уже решать лично вам. До знакомства с новым человеком вы уже были кем-то. У вас уже были свои достижения, наработки, достоинства и недостатки. А с появлением нового знакомого в вашей жизни вы не обязаны что-либо в себе менять. Даже если вам кажется, что новый знакомый отрицательно на вас влияет, вы можете с ним разойтись. Но если судьба не разводит людей, это говорит о том, что они еще не поменяли в себе то, что должны, из-за чего и произошло их знакомство. Даже в плохом человеке можно найти то самое хорошее, ради чего судьба вас и свела. Возможно, человек вас раздражает, но вы видите в нем отличное качество – умение трезво и реально смотреть на мир. И, скорее всего, судьба вас познакомила потому, что вы сами хотите научиться данному качеству. Таким образом, научитесь тому хорошему, что есть в вашем знакомом, и тогда вам будет легче разойтись, если это потребуется.

Люди часто акцентируют внимание на том плохом, что есть в человеке. Вот поэтому вы и берете все «вредные» качества, даже если они вам не нравятся. В данном случае действует закон: на чем человек акцентирует внимание, то в нем и появляется. А это снова говорит о том, что человек сам в ответе за то, в какую сторону он меняется под влиянием окружающих. Обращаете внимание на хорошее – у вас воспитываются хорошие качества; на плохое – вскоре вы начнете наблюдать такие же отрицательные черты и у себя.

Все люди и хорошие, и плохие. И все люди влияют друг на друга как отрицательно, так и положительно. Это уже зависит только от вас. Рядом с хорошим человеком можно стать плохим, а рядом с плохим – хорошим. Вы сами выбираете себе новых знакомых, соглашаетесь в себе что-то поменять, а потом акцентируете внимание на чем-то, что вскоре становится проявляться у вас. Это не люди на вас влияют, а вы выбираете таких людей, которые на собственном примере будут учить вас тем качествам и поступкам, которые вы сами же захотели в себе развить. И если вы стали хуже, чем были прежде, то это только ваш выбор, поскольку вы выбрали развить в себе именно те качества, которые вас сделали плохим. Но даже рядом с плохим человеком можно стать хорошим и лучшим, если обращать внимание на положительные качества своего партнера и развивать их в себе.

Как происходит внушение?

Как происходит внушение? Здесь главными составляющими являются:

  1. Информация, которая внушается.
  2. Человек с отсутствующим критическим мышлением и готовый к внушению.

Чтобы человек был внушаемым, он должен обладать следующими качествами:

  • Неуверенность в себе.
  • Зависимость.
  • Тревожность.
  • Робость.
  • Низкая самооценка.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Комплекс неполноценности.
  • Неумение рационально и логически мыслить.
  • Эмоциональность.
  • Доверчивость.

Способствующими факторами для внушения являются стрессы, утомление, отсутствие знаний, дефицит времени, неопределенность, состояние гипноза, давление окружения и социально-психологические ситуации.

Более внушаемыми являются дети до младшего школьного возраста, старики и взрослые люди в состоянии болезни или сильной душевной утраты.

В процессе внушения важно, чтобы человек, который внушает, вел себя спокойно, уверенно, создавал образ авторитета в глазах тех, на кого он воздействует. При этом сами внушаемые люди должны быть готовы к тому, чтобы воспринимать внешнюю информацию и верить в нее без сомнений.

Следует понимать, что человек рождается внушаемым, однако с годами данный фактор снижается за счет тех ситуаций, которые заставляют человека сомневаться в собственных знаниях. Однако если человек постоянно поддается внушению, тогда в нем развиваются такие черты характера, которые позволяют ему дальше становиться марионеткой в руках других людей.

Человек в процессе внушения должен находиться в расслабленном и спокойном состоянии, доверять и видеть авторитет в том индивиде, от которого воспринимает информацию, значимость осуждаемого вопроса должна быть низкой для него, а также низкий уровень знаний в обсуждаемой теме.

Чтобы на человека оказать большее воздействие, он должен оказаться в группе людей. Так называемая конформность определяет, насколько человек готов быть внушаемым, чтобы стать частью группы, которая желает его подчинить своей воле.

В различных ситуациях человек по-разному внушаем. Он, к примеру, может быть внушаем в кругу своих друзей, но быть абсолютно недоверчивым к словам родных. Внушаемость зависит от многих факторов: возраста, пола, образования и т. д. Мужчину зрелых лет достаточно сложно подчинить себе, в отличие от женщин, которые достаточно часто слушают мнение окружающих и даже зависят от него. Психически больные люди тоже становятся внушаемыми.

Большое значение на уровень внушаемости влияет знание. Чем более человек образован и разбирается в обсуждаемом вопросе, тем менее он внушаемый. Также здесь влияют его качества характера. Если человек не уверен в себе и достаточно робкий, тогда он будет сомневаться в правильности собственных знаний.

Наиболее внушаемыми люди являются в возрасте от 7 до 11 лет, когда они зависят от мнения собственных родителей, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Внутригрупповая внушаемость

Выделяют не только индивидуальную внушаемость, но и внутригрупповую – когда человек поддается идеям и взглядам той группы, в которой он находится. Человек постоянно входит в какую-то группу:

  • Группы в детском садике или школе.
  • Группа друзей.
  • Семья.
  • Коллектив, в котором он работает.
  • Социум.
  • Кружок, где человек занимается саморазвитием.

Внушаемость внутригруппового характера является безусловной, то есть человек полностью перенимает те идеи и взгляды, которые бытуют в группе. Здесь речь идет об общественном мнении, от которого многие люди пытаются избавиться. С другой стороны, возникает вопрос: зачем человеку дана внутригрупповая внушаемость? Психологи дают ответ: благодаря внушаемости (податливости и подчинению) человек позволяет себе стать частью той группы, в которой он находится. Иначе он бы не смог влиться в тот коллектив, где все участники должны подчиняться групповым правилам и идеям, независимо от личного желания.

Желание человека быть в коллективе, частью какой-то группы, пользоваться уважением и привилегиями заставляет его быть внушаемым, то есть поддаваться влиянию и диктовать ему, что думать и как себя вести.

Внушаемость как черта характера человека

Внушаемость

Внушаемость — способность воспринимать психическое воздействие со стороны другого лица или группы лиц, степень восприимчивости к внушению. Индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками.

Является индивидуальным свойством личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц внушаемость выше, чем у психастеников), от возраста (внушаемость выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для больных алкоголизмом).

Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т.п. В значительной мере внушаемость взаимосвязана с конформностью, то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными). Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик – гипнотерапии, рациональной психотерапии.

Внушаемость по отношению к гипнотическому воздействию – гипнабельность.

Существуют специальные пробы на внушаемость:

Проба С.Н. Астахова (1962) – легкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего внушения у лиц с повышенной В. и гипнабельностью вызывает смыкание век.

Проба П.И. Буля (1955). Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковообразный, специально покрашенный «магнит». Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.