Восприятие это психология

Содержание

Понятие восприятия. Свойства

Итог восприятия — интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Восприятие — процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.

Характеристики восприятия:

1) это процесс

2) восприятие порождает конкретный продукт — чувственный образ.

3) основное условие возникновения восприятия — воздействие внешнего мира на органы чувств.

Свойства восприятия:

Основные:

1) предметность

2) целостность

3) константность

1) реальность — мы верим в существование того образа, который воспринимаем

2) означенность — мы всегда опознаем предметы

3) полимодальность — информация для формирования образов поступает от рецепторов разных модальностей.

4) Неоднородность — есть фокус внимания и периферия. Фокус мы воспринимаем хорошо, а периферию не очень.

5) Историчность — в разных ситуациях и в разное время образ получается разный, неповторимый.

6) Биполярность — в образе восприятия всегда представлен не только окружающий человека внешний мир, но и сам воспринимающий.

Физиологической основой восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Виды восприятия. Особенности

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения — обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа.

Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Особенности восприятия

Контактность — устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зелёный, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.

Целостность — всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища.

Осмысленность — как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т. п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).

Значение слова восприниматься

Примеры употребления слова восприниматься в литературе.

Самый сопливый англоязычный поэт благодаря своим мужским окончаниям воспринимается русским слухом как голос сдержанности, как голос если и не суровый, то полный достоинства.

Поэтому его произведения воспринимаются как очень тонко беллетризованные научные очерки, что-то вроде антидарвинизма, невероятно смешные рассказы о превращении человека в обезьяну.

Оно означает, что вселенная реальна, если воспринимается как Атман, и нереальна, если понимается отдельной от Атмана.

И в самом деле, о чем было жалеть и печалиться, когда вокруг цвело всеми красками и благоухало последнее покойное лето огромной страны, еще не ведавшей, что ее радушному-а безалаберному правителю, промотавшему за несколько лет изрядную долю фантастического нефтяного богатства, осталось жить чуть больше двух месяцев, и с его смертью начнется такая чехарда, что все прошедшее будет восприниматься как иная эпоха.

Но в его воле к безличию и исчезновению обнаруживается столько силы, что это воспринимается как загадка.

Несмотря на расширенное использование роботов и дистанционных датчиков и распространение нашего биосферного оборудования на оба побережья, без длительных наблюдений непосредственно на местах наши прогнозы останутся настолько удручающе ограниченными, что любое обобщение данных должно восприниматься только как самый приблизительный набросок.

В эпоху Эрстеда эти опасности еще воспринимались учеными всерьез — в отличие от нашего времени, когда интеллектуалы с легкостью необыкновенной развлекаются разговорами о науке как об игре, правила которой зависят всего лишь от игроков и их предпочтений, а вовсе не от Природы.

На фоне сообщений о голоде в Индии или Африке комментарии о нехватке продовольствия в СССР воспринимались не как доказательство врожденного порока социалистической системы, которая не в состоянии прокормить себя, а — как критика ее отдельных недостатков.

Когда достигнут порог и сформировано убеждение, диаметрально противоположное сохранению отношений, следует верификация, старание удостовериться в правильности этого убеждения, и текущий опыт воспринимается через этот новый фильтр.

Театральное представление считается просто не удавшимся, поскольку совершенно не воспринимается зрителем, если он не получил возможности вжиться в одного или нескольких персонажей пьесы и в окружающую этот персонаж или эти персонажи среду.

Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

Нет ничего такого в нас, чего бы не было в словах Слова вкатываем мы на душу, поворачивая, и оттуда Радостно следим, как скатываются они вниз, к началу, Оборачиваясь, потому что желаем иметь дело с камнями, Есть камни, принимать в себя и содержать в себе камни, О, радость, многоглазая из теснившихся друг к другу Рыб, зеркальных карпов с чешуями ногтей, загоняемых Под ногти, на тыльной стороне ладони поселившееся Животное, питающееся беззвучием рукопожатий, Голос, доносящийся, тихо смеющийся изнутри уха, Раздающийся из-за движений бровей, и более всего Из-за глаз, полагающих смысл, заботящихся о теле, Звучащий во взаимодействий национальных языков С коренными зубами вытянувшихся лиц, Очищающий полость рта Бога эмалью их мыслей, Миротворец, фараон, философ, терновым венцом Плодоносящий куст, как лицо плодоносит мыслью И мысль коренится в лице жизнью губ и безжизненностью Подкожным кровообращением внутренней формы щек, О, радость, покоряющая неизвестным ей самой смятением Память, неизмеримое сродство тел, сливаю

Поэтому вечером, когда сто человек, или больше, гомонит в бараке, обедает, перетряхивает вещи, ссорится, раздевается, ищет вшей, играет в карты, курит, варит, когда дневальный в одном конце рубит дрова, а в другом у боченка с водой стоит очередь с кружками — в эту кутерьму вливается гудение и дребезжание из эфира, которое никого особенно не беспокоит и воспринимается привычным ухом, как обычный лагерный шум.

Чудовище, такой остроумный, такой изысканный, такой галантный, причем его галантность воспринимается как уважение и ничуть не оскорбительна.

Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие цвета и аппликации — все, что характерно для архитектуры арт-нуво, — Гауди словно одухотворил: его дома не воспринимаются конструкциями.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.

    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.

    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ. Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия. Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
    1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
    2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
    3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

    Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.

По способу актуализации:

Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
    1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники). Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Восприятие человека человеком

Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

  1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
  2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
  3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
  4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики

Контрольная работа по психологии

Тема: «Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление»

Выполнила: Кузина Л.А.

Колпино 2014г.

Введение

1. Восприятие. Виды, свойства, формы

2. Представление

Заключение

Литература

Введение

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность. Всеми этими свойствами с момента рождения человек, не обладает, они появляются в процессе жизни.

Предметностью образа восприятия называется его отнесенность как внутреннего, субъективного, психологического явления к реально существующим предметам и явлениям.

Целостность восприятия это способ восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе не полной, ограниченной о нем информации.

Константность.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск имеющихся данных.

Классификация восприятий.

Сложные формы восприятия.

Характерной особенностью времени является его необратимость.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы.

Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляется по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

2. Представление

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности центральной нервной системы.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

· зрительные (образ человека, места, пейзажа);

· слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

· обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);

· вкусовые (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)

· тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

· температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного. Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например — грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Заключение

Психические процессы выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Чтобы удовлетворить потребности общаться, учиться, играть и трудиться человек должен воспринимать мир, обращать внимание на моменты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать суждения. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие качества в деятельности, формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Из данных образов в процессе жизни постепенно формируется картина каждого конкретного человека.

Литература

1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005.

2. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский. — М. : Вузовский учебник, 2005.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. В.И. Жукова. — М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2004.

4. Реан, А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.А. Реан. — СПб. : Питер-Пресс, 2006.

5. Хьелл, Л. Теория личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб. : Питер, 2007.

Размещено на Allbest.ru

Восприятие формы

Восприятие формы — одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

— восприятие плоскостной формы,

— восприятие объемной формы.

Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не «фотографию текущего момента», а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы.

Константность формы объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Однако это компенсируется действием перспективных сокращений.

Также большую роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Идя по городским улицам, мы часто можем наблюдать крышки канализационных люков. В большинстве случаев мы их видим под углом, сбоку. Образ на сетчатке глаза имеет форму не круга, а эллипса. Однако прошлый опыт нам подсказывает, что все люки круглые, поэтому в сознание сразу поступает информация о наличии круглой формы люка, а не эллиптической.

В психологических экспериментах с восприятием иногда используют так называемый псевдоскоп. В это устройство испытуемый может смотреть как в бинокль. Однако в отличие от обычного бинокля образ, обычно предназначаемый для правого глаза, поступает в левый, а информация для левого поступает в правый. Поэтому при использовании псевдоскопа происходит обратная перспектива: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние — в ближние. Соответственно все вогнутые предметы должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые — как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, например, никогда не воспринимается в обратной перспективе, оно всегда воспринимается нормально.

Эксперименты с псевдоскопом показали, что наше восприятие активно ищет хоть какой-либо смысл в воспринимаемой информации. Опора на прошлый опыт выступает своего рода обязательным фильтром для всей поступающей новой информации.

При восприятии объемной формы, таким образом, существенную роль играют глубинные ощущения. Этот вид восприятия поэтому несколько сложнее, чем восприятие плоскостных форм. Здесь тоже играет значение, хотя и меньшее, восприятие границ формы. Во многом восприятие объемной фигуры складывается из восприятия отдельных плоскостей этой фигуры. В ряде случаев восприятие лицевой плоскости объемной фигуры является основой, базисом. Так, например, при восприятии трехмерного дома основу объемной фигуры может составлять видимый прямоугольник дома.

Роль глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняет ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся вдали, более плоскостно. И поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

В искусстве это обстоятельство известно довольно давно. Если на картине изображено много рельефных объектов, в том числе и человеческие тела, тем это изображение кажется меньше. Чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; если наоборот, то увеличение плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). И наоборот — при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю. И наоборот — при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя. Получается, что при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении — глубина изображенного увеличивается.

Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе. Их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.

>Литература Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.